Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
Теоретические основы профессионально – квалификационного
продвижения
1. Виды, понятия профессионально – квалификационного
резерва………………………………………………………………………4
2.Принципы и условия эффективности профессионально – квалификационного продвижения резерва персонала организации…………..7
3. Управление процессом подбора кандидатов на продвижение………10
Аналитическая часть
Социально – экономический аспект резерва кадров на продвижение и его подготовки в салоне красоты «Диво»
1. Трудовой потенциал салона красоты «Диво»………………………..13
2. Анализ динамики показателей профессионально – квалификационного продвижения персонала в салоне красоты «Диво»……………………………16
Рекомендательная часть
Планирование порядка отбора в группу резерва кадров и профессионально – квалификационного продвижения в салоне красоты «Диво»………………..19
Заключение…………………………………………………………….….20
Список использованной литературы…………………………………….22
Введение
Развитие рыночных отношений коренным образом меняет подход к мобильности персонала: профессиональная структура должна постоянно изменяться соответственно изменениям технического базиса производства.
На первый план выдвигается способность организации приводить квалификацию своих работников в соответствие с требованиями изменившейся нагрузки, т.е. возрастает роль функциональной мобильности персонала.
В этих условиях основным инструментом развития карьеры персонала выступает профессионально – квалификационное продвижение.
Потребность в кадрах управления в настоящее время практически во всех сферах деятельности не остаётся постоянной. Она изменяется под влиянием разнообразных факторов: увеличение потребности в специалистах, повышение технической оснащённости производства и рост общей численности работников.
Целью данного курсового проекта является:
-рассмотреть основные понятия, принципы продвижения кадрового резерва;
-рассмотреть управление кадровым резервом;
-сделать анализ управления кадровым резервом и профессинально – квалификационным продвижением на примере салона красоты «Диво»;
-составить соответствующие рекомендации по улучшению деятельности профессионально – квалификационного продвижения кадров на примере салона красоты «Диво».
Данная работа будет содержать три главы: теоретическую, практическую и рекомендательную.
Рассмотрим каждую главу соответственно.
Теоретическая часть
Теоретические основы профессионально – квалификационного продвижения
1. Виды, понятия профессионально – квалификационного продвижение резерва.
Профессионально - квалификационное продвижение – это комплекс мероприятий направленный на:
-планомерное заполнение вакантных мест не столько за счёт приёма работников со стороны, сколько посредством подготовки и внутрипроизводственного перемещения персонала;
-формирование относительно стабильного трудового коллектива, развития у него способности сохранять и накапливать человеческий капитал.
Иначе говоря, под профессионально – квалификационным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней в организационной иерархии, способствующих гибкой функциональной перестройке персонала и его адаптации к рыночным условиям.
Профессионально – квалификационное продвижение персонала позволяет организации оптимизировать издержки, связанные с реализацией политики карьерного развития в организации, а также повысить эффективность труда персонала и производственно – коммерческой деятельности1
Для того, чтобы профессионально – квалификационное продвижение персонала было эффективным, необходимо подобрать кадровый резерв.
Кадровый резерв – это группа специалистов, отвечающих требованиям, предъявляемым к той или иной должности.
Кадровые резервы подразделяются в зависимости от целей кадровой работы:
-по виду деятельности.
Резерв развития – это группа специалистов, которые готовятся к работе в рамках новых направлений: разработка новых видов деятельности, производство новых видов продукции.
Такие специалисты имеют выбор: профессиональная или управленческая карьера1
Резерв функционирования – сотрудники ориентированы на управленческую карьеру и должны в будущем обеспечить эффективную работу предприятия.
По временным назначениям:
-труппа А – кандидаты для выдвижения в настоящее время;
-группа В – кандидаты для выдвижения в будущем, согласно плану на ближайшие 1 -–3 года.
Для эффективного продвижения резерва персонала необходимо пройти четыре формы профессионально – квалификационного продвижения:
-внутрипрофессиональную;
-межпрофессиональную;
-линейно – функциональную;
-социальную.
Под внутрипрофессиональной формой продвижения следует понимать :
-повышение квалификационного разряда в пределах своей профессии;
-повышение профессионального мастерства в пределах своей профессии и разряда за счёт освоения передовых приёмов и методов труда, расширение зоны обслуживания, освоения смежных операций и функций;
-освоение смежных профессий.
Посредством внутрипрофессионального продвижения организация обеспечивает комплектование штата работниками необходимого уровня квалификации в соответствии с требованиями производственно – коммерческой деятельности, повышение удовлетворённости трудом у работников, более эффективное использование рабочего времени, рост производительности труда.
Межпрофессиональная форма продвижения предполагает перемену профессии с целью освоения новой, более сложной или переход на другую профессию примерной сложности.
Эта форма продвижения позволяет работнику получить доступ к рабочим местам разного функционального назначения.1
Таким образом, данная форма продвижения способствует формированию стабильного персонала, сокращению его текучести, повышению конкурентоспособности, развитию современных форм совместной деятельности.
Линейно – функциональная форма продвижения способствует комплектованию квалифицированным персоналом должностей руководителей, расширение круга выполняемых работ за счёт добавления организационно – распорядительных функций, повышению содержательности труда, степени ответственности и авторитета сотрудника.
Социальная форма продвижения связана с переходом из одной категории персонала в другую.1
Профессионально – квалификационное продвижение предполагает реализацию ряда принципов. Рассмотрим их в следующем пункте.
2. Принципы и условия эффективности профессионально – квалификационного продвижения резерва персонала организации
Основными принципами продвижения следует считать:
-принцип последовательности;
-планомерности и непрерывности
-преемственности;
-равенства возможностей;
-максимального срока пребывания в одной должности;
-динамики функций управления по мере изменения уровней управления;
-моральной и материальной заинтересованости.1
Принцип последовательного, планомерного, непрерывного движения сотрудников в организации от низших ступеней профессиональной квалификации к высшим предусматривает постоянную заботу и ответственность организации в отношении профессионально – квалификационного и социального роста персонала.
Этот принцип ориентирован на первоочередное продвижение работников, занятых на непривлекательных рабочих местах с неблагоприятными условиями труда.
Принцип преемственности продвижения предполагает максимальное использование на каждой последующей ступени организационной иерархии знаний, накопленных на предыдущих её ступенях.
Принцип максимального срока пребывания в должности – это сочетание горизонтального перемещения с вертикальным движением, включая и перемещение на более низкие ступени организационной иерархии на определённых этапах профессиональной карьеры.1
Принцип динамики функций управления по мере изменения уровня управления предусматривает увеличение или уменьшение объёма стратегических функций управления и соответствующее уменьшение или увеличение объёма и роли организационных функций. При этом должностные решения должны приниматься в пределах полномочий каждого уровня управления, а полномочия должны соответствовать ответственности работника.
Принцип материальной и моральной заинтересованности при продвижении предполагает реализацию мер материального и морального стимулирования ответственности работника за накопление и использование человеческого капитала.
Традиционно перспектива профессионально – квалификационного продвижения рассматривается как стимул для повышения квалификации персоналом, для его хорошей работы и высокой оплаты труда.
Кроме того, в условиях низкой степени удовлетворённости потребностей наёмного работника с помощью заработной платы современный работник становится трудноуправляемым, неподвластным материальному стимулированию.2
В этих условиях возрастают значение формирования реалистичного представления о возможностях организации для продвижения персонала (например, свободный режим труда, признание ценности работника в организации).
Условиями эффективности профессионально – квалификационного продвижения резерва персонала в организации являются:
-постоянное внедрение в производственно – коммерческую деятельность новейших техники м технологии, способствующих повышению доли высококвалифицированного и содержательного труда;
-систематическое проведение аттестации и рационализации рабочих мест;
-совершенствование систем профориентации, подготовки и переподготовки кадров с учётом требований технического обновления капитала;
-оценка и аттестация персонала, направленные не только на успешное выполнение работниками их сегодняшних функций, но и на выявление способности работников к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков1
3. Управление процессом подбора кандидатов на продвижение
Планирование профессионально – квалификационного продвижения является основой для подбора кандидатов на продвижение.
Подбор кандидатов на продвижение – это комплекс научно обоснованных мер, направленных на формирование достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов путём выявления у них социально – экономических и психофизиологических предпосылок, необходимых для успешного овладения каким – либо видом деятельности.
Основанием для подбора кандидатов на конкретный вариант продвижения являются оценка эффективности деятельности работников и их аттестация.
Оценка и аттестация персонала – это важный инструмент выработки решения по совершенствованию подбора и расстановки работников в соответствии с их человеческим капиталом.1
При подборе кандидатов на продвижение нужно строго соблюдать условия, при которых это трудовое перемещение возможно, - учитывать опыт работы, уровень общего и профессионального образования, состояние здоровья, результаты труда.
В целях активизации использования преимуществ профессионально – квалификационного продвижения персонала целесообразно в процессе оценки эффективности деятельности претендентов на продвижение выявлять их заинтересованность в перемещении. Основными мотивационными ориентациями к продвижению могут быть преобразовательная, коммуникативная, утилитарная, кооперативная, конкурентная, достиженческая.
Преобразовательная мотивационная ориентация – это активность работника, направленная на достижение социально – профессионального статуса ради самого статуса или на процесс продвижения ради самого процесса, т.е. функцию цели здесь выполняет определённая должность.
Коммуникативная ориентация выступает как стремление к общению ради самого общения, как стремление установить и сохранить удовлетворяющие работника отношения с руководителями, коллегами, подчинёнными.
Утилитарная ориентация выражается в стремлении рассматривать социально – профессиональное окружение с точки зрения пользы прежде всего для себя: работник использует трудовое перемещение для удовлетворения личных потребностей.
Кооперативная ориентация выражается в стремлении к сотрудничеству с руководителями, коллегами, подчинёнными ради получения полезного для организации результата либо в стремлении своим трудом принести пользу ближайшему социальному окружению.
Достиженческая ориентация проявляется в стремлении к личному успеху через преобразовательную деятельность.
Конкурентная ориентация выражается в стремлении быть либо первым среди лучших, либо не хуже других.1
Эффективная практика информирования о вакансиях в организации должна выглядеть следующим образом: необходимо доводить до персонала не только информацию о свободных вакансиях, но и о действительно происходящих трудовых перемещениях в организации.
Следует также информировать в письменном виде претендентов на должность о причинах отказа в продвижении.
В идеале информация должна предоставляться минимум за пять – шесть недель до объявления найма извне.
Для каждого кандидата на выдвижение разрабатывается план индивидуального профессионально – квалификационного продвижения – карьерограмма, состоящая из четырёх блоков информации.
Первый блок отражает в хронологическом порядке этапы развития работника ( например, изменения в квалификации, должности, оплате труда ).
Второй блок содержит требования, которым должен соответствовать работник для продвижения по этапам развития ( например, какое образование, какие виды работ нужно выполнить для получения надбавки в оплате труда ).
В третьем блоке фиксируются обязательства, которые несёт администрация в отношении развития работника.
В четвёртом блоке указываются меры поощрения или наказания за выполнение или невыполнение работников требований и администрацией – обязательств.
Сущность этапа реализации плана индивидуального продвижения состоит в создании условий для дальнейшего накопления человеческого капитала.
Формы реализации плана могут быть самыми разными в зависимости от варианта продвижения.
Основной формой накопления человеческого капитала при внутрипрофессиональном продвижении является повышение квалификации посредством обучения на рабочем месте и вне рабочего места ( изучение учебных руководств, журналов регистрации, наставничество, работа над специальными проектами и заданиями, делегирование полномочий, ротация ), при межпрофессиональном – переподготовка, при линейном, функциональном и социальном – подготовка специалистов1
Аналитическая часть
Социально – экономический аспект резерва кадров на продвижение и его подготовки в салоне красоты «Диво»
1. Трудовой потенциал салона красоты «Диво»
Частная организация – салон красоты «Диво» находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, 12.
Юридический адрес: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 69. Офис 404.
Управление трудовыми ресурсами в салоне красоты «Диво» включает в себя этапы:
-планирование ресурсов;
-набор персонала;
-отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва;
-определение заработной платы;
-профориентация и адаптация;
-обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам;
-оценка трудовой деятельности;
-повышение, понижение, увольнение работников
В настоящий момент в салоне красоты «Диво» работают 13 человек.
Рассмотрим штатное расписание салона красоты «Диво» (табл. 1 ).
Таблица 1
Штатное расписание салона красоты «Диво» , 2003 г.
№ п / п |
Должности |
Количество единиц |
Оклад, руб. |
1 |
Директор |
1 |
12000 |
2 |
Зам. Директора |
1 |
10800 |
3 |
Администратор |
1 |
9400 |
4 |
Парикмахер |
4 |
7400 |
5 |
Мастер маникюра |
1 |
6500 |
6 |
Мастер педикюра |
1 |
7000 |
7 |
Косметолог |
1 |
6000 |
8 |
Косметолог - дерматолог |
1 |
7000 |
9 |
Массажист |
1 |
5000 |
10 |
Уборщица |
1 |
2000 |
11 |
Всего |
13 |
73100 |
В четвёртом квартале 2004 г. планируется увеличение численности штата на 10 человек в связи с предоставлением новых косметических услуг.
Для оценки мероприятий по улучшению условий труда и укреплению здоровья работников салоном красоты «Диво» используются следующие показатели:
-обеспеченность работников санитарно – бытовыми помещениями;
-приемлемый уровень санитарно – гигиенических условий труда;
-процент общей заболеваемости работников (10 % в год );
-количество дней временной нетрудоспособности в среднем на одного человека в год ( 10 дней );
-процент работников, поправивших своё здоровье в санаториях, профилакториях, домах отдыха.
Нужно отметить тот факт, что частное предприятие «Диво» обеспечивает своих сотрудников практически полным социальным пакетом, куда входят:
-текущий стаж;
-отпуск в течение 30 календарных дней;
-бесплатный проезд для работников, проживающих достаточно далеко от места работы;
Для анализа мотивации работников салона красоты «Диво» нужно определить, какой тип работников преобладает в организации. В основном – это специалисты с высшим медицинским образованием, оказывающие различные косметические услуги.
Согласно опросу, проведённому среди работников салона красоты «Диво», доминирующими мотивациями для выбора работы в данной организации являются следующие:
Таблица 2
Доминирующие мотивации салона красоты «Диво», 2003 г.
Приоритеты |
% к итогу |
Стабильность |
18 |
Карьера |
13 |
Близость к дому |
10 |
Приобретение нового опыта |
8 |
Престиж салона |
15 |
Материальный доход |
25 |
Самостоятельность в принятии решений |
5 |
Интересная работа |
5 |
Высокая интенсивность работы |
1 |
Если обе группы факторов отсутствуют, работа становится невыносимой. Если присутствуют только поддерживающие факторы (деньги, условия, инструменты для работы, надёжность ) – неудовлетворённость от работы минимальна. Если присутствуют только мотивирующие факторы ( рост, достижения, ответственность ) – сотрудник любит работу, но не может себе её позволить. Согласно опросу в салоне красоты «Диво», работники отмечают присутствие как мотивирующих, так и поддерживающих факторов.
2. Анализ динамики показателей профессионально – квалификационного продвижения персонала в салоне красоты «Диво»
Критерием эффективности профессионально – квалификационного продвижения персонала является конкурентоспособность персонала в организации в долгосрочной перспективе.
В связи с этим контроль за рассматриваемым процессом осуществляется с помощью специальной системы показателей. К таким показателям относятся:
-обеспеченность рабочих мест за счёт собственных источников;
-средний срок пребывания в одной должности;
-степень участия работников в каждом виде продвижения;
-степень независимости каждого вида продвижения;
-степень взаимосвязи между отдельными видами продвижения;
-качество подбора кандидатов на продвижение;
-текучесть персонала.1
Построим таблицу динамики данных показателей салона красоты «Диво» за 2001 – 2003 гг.
Таблица 3
Динамика изменения показателей контроля профессионально – квалификационного продвижения резерва кадров салона красоты «Диво» за 2001 – 2003 гг.
№ п / п |
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
1 |
Обеспеченность рабочих мест за счёт собственных источников |
0, 18 |
0, 16 |
0, 15 |
2 |
Средний срок пребывания в одной должности |
0, 3 |
0, 33 |
0, 38 |
3 |
Степень участия работников в каждом виде продвижения |
0, 24 |
0, 17 |
0, 14 |
4 |
Степень независимости каждого вида продвижения |
0, 45 |
0, 5 |
0, 53 |
5 |
Степень взаимосвязи между отдельными видами продвижения |
0, 1 |
0,18 |
0,23 |
6 |
Качество подбора кандидатов на продвижение |
0, 46 |
0, 51 |
0, 6 |
7 |
Текучесть персонала |
0, 3 |
0,28 |
0,32 |
Таким образом, можно отметить неблагоприятную тенденцию увеличения таких показателей, как текучесть персонала и тенденцию уменьшения показателя степени участия работников в каждом виде продвижения с 2001 по 2003 гг. Руководству салона нужно разработать программу по повышению материальных и моральных стимулов для уменьшения текучести кадров, а также – предоставить сотрудникам степень участия в каждом виде продвижения.
При разработке программы устранения излишней текучести кадров в салоне красоты «Диво» проводится сравнительный анализ издержек на проведение мероприятий по устранению излишней текучести.
Таблица 4
Причины текучести кадров
Причина увольнения |
% от общего количества |
Низкая заработная плата |
14 |
Отсутствие перспектив роста |
26 |
Несложившиеся отношения с руководством |
33 |
Неудобный график работы |
11 |
Неудобное расположение работы |
5 |
Другое |
11 |
Согласно приведённым данным в таблице 4, основными причинами текучести кадров данной частной организации являются:
-отсутствие перспектив роста;
-несложившиеся отношения с руководством.
Руководству салона необходимо вовлекать в деятельность предприятия работников, совместно с ними решать проблемы, касающиеся экономических и социальных факторов, проводить различные психологические тренинги.
Также нужно разработать программу мотивации и стимулирования труда работников.
Это повысит интерес к работе, возрастёт энтузиазм и появится стимул к тому, чтобы сделать данную работу как можно лучше.
Важнейшими факторами, влияющими на подбор кадров и профессионально – квалификационное их продвижение являются самые различные формы стимулирования труда, его условия, содержание и оплата.
Необходимо стимулирование не только самого труда, но и факта получения специальности по профилю своей деятельности.
Учитывая приведённые выше факторы, сотрудники данного салона будут осуществлять свою трудовую деятельность более качественнее, что в свою очередь, повлияет на эффективность и производительность всего салона красоты в целом.
Рекомендательная часть
Планирование порядка отбора в группу резерва кадров и профессионально – квалификационного продвижения в салоне красоты «Диво»
При работе с кадровым резервом салона красоты «Диво» должны выделяться следующие этапы формирования резерва кадров:
-составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров;
- предварительный набор кандидатов в резерв;
- получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидата;
- формирование состава резерва кадров.
Основными критериями при отборе кандидатов в резерв должны быть:
-соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки;
-опыт практической работы с людьми;
-организаторские способности;
-состояние здоровья, возраст.
Источники формирования резерва кадров должны быть таковы:
-квалифицированные специалисты;
-дипломированные специалисты, занятые работой с людьми – в данном случае, специалисты должны иметь медицинское образование и стаж соответствующей работы.
Основные требования порядка зачисления в группу резерва кадров салона красоты «Диво» должны быть таковы:
-отбор кандидатов должен производиться на конкурсной основе среди дипломированных специалистов в возрасте до 35 лет, зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих высшее образование;
-решение о включении работников в группы резерва должно приниматься на специальной комиссии и утверждаться приказом по организации;
-для каждого работника утверждается руководитель стажировки и руководители этапов стажировки, которые составляют индивидуальный план стажировки применительно к каждому этапу;
-руководители стажёров, включенных в группу резерва кадров, должны получать материальное вознаграждение за успешное прохождение стажёром этапов системы служебно – профессионального продвижения;
-стажёру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности, но выше предыдущего оклада, причём на него распространяются все виды материального поощрения, предусмотренные для данной должности.
Заключение
Итак, профессионально – квалификационное продвижение – это комплекс мероприятий направленных на:
-планомерное заполнение вакантных мест не столько за счёт приёма на работу работников со стороны, сколько за счёт подготовки и внутрипроизводственного перемещения персонала;
-формирование стабильного трудового коллектива;
-развития у него способности сохранять и накапливать человеческий капитал..
Иначе говоря, под профессионально – квалификационным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней иерархии, способствующих гибкой функциональной перестройке персонала и его адаптации к рыночным условиям.
Профессионально – организационное продвижение персонала позволяет организации оптимизировать издержки, связанные с реализацией политики карьерного развития в организации, а также – повысить эффективность труда персонала и производственно – коммерческой деятельности.
Выделяют 4 формы профессионально – квалификационного продвижения: внутрипрофессиональную, межпрофессиональную, линейно – функциональную и социальную.
Целью управления профессионально – квалификационным продвижением является согласование интересов фирмы и каждого работника в направлении накопления и использования человеческого капитала.
Руководству салона красоты «Диво» необходимо принципиально изменить систему подбора резерва и профессионально – квалификационного продвижения, как было указано в рекомендательной части для более эффективной и производительной трудовой деятельности салона.
Список использованной литературы
1. Егоршин А.П. Модель рабочего места и карьеры // Кадры. – 1996. - № 12.
2. Жернакова М. Деловая карьера // Служба кадров. – 1998. - № 10.
3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М.: Новосибирск: ИНФРА – М, 1999.
4. Некрасов В.И., Волков А.Я. Персонал – развитие, квалификация, оценка, стратегия. – Ижевск, 1994.
5. Плотникова А. Планирование и управление служебной карьерой // Кадры. – 1996. - № 11.
6. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: ДЕЛО ЛТД, 1995.
7. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001.
8. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.
9. Управление персоналом: Учебник для вузов / Е.А. Аксёнова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Ерёмина. – М.: Банки и биржи, 1998.
10. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1998.
11.Ушаков А.А. Российский кадровик: тайны карьеры. – М.: ЗАО Бизнес – школа «Интел – Синтез», 1996.
12.шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес – школа «Интел – Синтез», 1996.
1 Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001.
1 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М.: Новосибирск: ИНФРА – М, 1999.
1 Егоршин А.П. Модель рабочего места и карьеры // Кадры. – 1996. – № 12.
2 Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1998.
1 Управление персоналом: Учебник для вузов / Е.А. Аксёнова., Т.Ю. Базаров,. Б.Л. Ерёмина. – М.: Банки и биржи,. 1998.
1 Ушаков А.А. Российский кадровик: тайны карьеры. – М.: ЗАО Бизнес – школа «Интел – Синтез», 1998
2 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес – школа «Интел – Синтез»,. 1996.
1 Жернакова М. Деловая карьера // Служба кадров. – 1998. – № 10.
1 Плотникова А. Планирование и управление служебной карьерой // Кадры. – 1996. - № 11
1 Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.
1 Некрасов В.И., Волков А.Я. Персонал – развитие, квалификация, оценка, стратегия. – Ижевск, 1994.
1 Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: ДЕЛО ЛТД, 1995.