Содержание

 

 

Понятие о культурных процессах. 2

Наука в системе культуры.. 6

Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира. 11

Список литературы.. 13

Понятие о культурных процессах

Развитие культуры, как некоторого социального образования не есть хаотичный процесс, а есть упорядоченное, закономерное развитие,  в основе которого лежит цикличность. На этой основе все культурные процессы подчиняются действию закона цикличности, т.е. проходят в своем развитии определенные этапы: прогресс, кризис, застой, регресс. Подобную точку зрения на развитие культуры содержит цивилизационный подход  - А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Данилевский[1].

Существование и протекание культуры не есть плавный, спокойный процесс. Это живое бытие есть напряженная страстная борьба: внешняя – за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя – за утверждение ее власти над бессознательным, куда этот хаос, злобствуя, укрывается. Каждая из стадий развития культуры имеет, таким образом, свои определенные черты.

Рассмотрим каждую из фаз развития отдельно.

Прогресс. В основе каждой культуры лежит душа или некоторый энергетический потенциал, требующий своего оригинального выражения в мире, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур. В данную работу не входит объяснение истоков и причин рождения культур, но зато раскрывается их дальнейшая судьба, т.е. определенные этапы развития. “Культура рождается и начинает прогрессировать в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения”.[2]

Таким образом, прогресс – это развитие культуры, формирование ее индивидуальности и неповторимости среди субъектов исторического процесса.  Это время, когда душа будущей культуры воплощается в конкретные формы, рождая при этом различные подсистемы – искусство, мораль, науку, идеологию и т.п. Причем религия, как составляющая культуры, как непосредственное выражение души культуры, является в тоже время проявленной формой этой души, на основе которой вырастают все остальные подсистемы нового исторического образования.

Период прогресса длится до тех пор, пока душа не выразит во всей полноте все свои внутренние возможности, не исчерпает запас своих творческих ресурсов, т.е. пока не реализует свою роль во всемирном историческом процессе. В период прогресса творцы и носители культуры - люди - поддерживают связь с внутренним миром, из которого черпают вдохновение, силы, который их стимулирует на деятельность. Именно благодаря этому культура прогрессирует. Но как только внутренний потенциал начинает иссякать, так постепенно наступает другая фаза – кризис.

Кризис. Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятья первобытной души. То есть, когда культура приближается к этапу полной реализации своего предназначения в виде внесения в мировую цивилизацию определенного опыта, ценностей, достижений и т.д., - это означает исчерпание внутреннего творческого запаса души культуры, тогда наступает кризис.

Прогресс в этот период может еще продолжаться, но он теперь будет движем не внутренним творческим стремлением к раскрытию и проявлению своей индивидуальности в виде создания культурных ценностей, а лишь инерцией.

 Именно торможение темпов развития и исчерпание творческих ресурсов есть причина кризиса. Проявления ми кризиса является появление нестабильности  в экономической, политической, социальной составляющих культуры, возникают различные дисбалансы, появляется неустойчивость и т.д. Но при всем этом культура еще жива, ее мощь и яркость индивидуальности на мировой арене еще существенны, снижаются только темпы ее развития, которые. Так происходит дальнейшее колебание и снижение темпов развития в культуре, пока, наконец, не происходит, полное или частичное торможение. Тогда возникает новый этап в развитии культуры – застой.

Застой. Остановка развития означает полное исчерпание внутренних творческих возможностей культуры, как некоторого исторического образования. В этот период ничего нового уже не создается, только перерабатывается старое. Качественное развитие остановилось, изменяются лишь количественные параметры. В этот период человек начинает терять связь с вечно ценным и неизменным, что когда-то дало импульс к развитию культуры – это душа, желание творить высокие ценности  и т.п. Человек все более теряет связь с этим и погружается в мир достижений своей культуры, прежде всего материальных достижений. Общество постепенно забывает о духовных ценностях и довольствуется техническим прогрессом и увеличением собственного комфорта и материального благополучия. Так происходит незаметная подмена ценностей, менталитета, что влечет за собой поворот в развитии культуры от прогресса к деградации – регрессу.

Регресс. Регресс культуры есть процесс постепенного исчерпания её души, когда её смыслы уже не вдохновляют людей, обращённых теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Например, Шпенглер называет этот этап приближением к смерти культуры и связывает с наступлением эпохи цивилизации. “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как невозможных... Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”.[3]

Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация имперской эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой мировую арабскую культуру востока.

“Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость”.[4]

“Чем более приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью… Наконец при наступлении старости начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом – в классицизме, родственном всякой умирающей культуре – проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает в романтике о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится – как в римскую эпоху – из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…”[5].

Таким образом, этап регресса заканчивается смертью культуры, т.к. происходит полное духовное обнищание носителей этой культуры. Остается лишь бесценный опыт, который она накопила в процессе своего многовекового развития. Этот опыт, выраженный в культурно-материальных, духовных ценностях ложится в основу зарождения новой культуры, которая рождаясь, вбирает по принципу диалектичности развития наследие предшествующих культур, формируя свою собственную индивидуальность. Так движется исторический процесс, в основе которого лежат культурные процессы прогресса, кризиса, застоя и регресса.



Наука в системе культуры

Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение, прежде всего в эксперименте как методе научного познания. Наука в этом смысле появилась впервые в Европе в Новое время. Ее формирование связано с открытиями Галилея, Ньютона, формированием первых научных сообществ (например, Королевского Общества в Великобритании). Науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке... Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”[6].

Итак, в общем виде, наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и  сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

 Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и  без него. В то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не  может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Хоть наука и выработав свой язык, в тоже время не может обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным,  добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической деятельности, искусстве.

Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.  Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как считали позитивисты.  Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное  соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.

Развитая наука имеет три взаимосвязанных стороны:

1.         Знание (высшей формой которого является научная теория и научная картина мира как система теорий);

2.         Деятельность (система теоретических и эмпирических методов);

3.         Социальная организация (наука является социальным институтом).

Все науки делятся на гуманитарные и естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

1.         Первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.

2.         В природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.

3.         Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.

4.         На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней чем естественно научное знание.

К числу важнейших функций науки относится предвидение. В свое время по этому вопросу блестяще высказался В. Оствальд: “...Проникновенное понимание науки: наука - это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании - наука”[7].

На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человек заранее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенные результаты. Деятельность человека в своей основе организована и целенаправленна, и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именно знания позволяют ему расширить ареал своего существования, без чего не может продолжаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методов действия. Методы характеризуют любой вид деятельности человека, и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработка орудий деятельности, так и их “применения” основаны на знаниях, что и дает возможность успешно предвидеть результаты этой деятельности.

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана, так сказать, с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченные системы определяют то, что можно назвать феноменом человека.  Потребности человека весьма  разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются.

 Поскольку основное значение прикладных наук есть исследование действительности, то остается открытым вопрос о приложениях науки, ее результатов. Вопросы приложений науки, ее включенности в разнообразные сферы практической деятельности человека ныне характеризуются как вопросы технологии. Она суть применение знаний на практике с целью производства предметов потребления, с целью изменения, совершенствования и контролирования условий жизни, развития технологий.

Когда рассматриваются проблемы технологии, то неизбежно встает вопрос о направленности ее развития, ее воздействия на жизнь общества. Как иногда говорят каждое технологическое достижение по необходимости амбивалентно, т. е. оно может служить в зависимости от подхода к нему или сложившейся ситуации на пользу или же во вред человеку. Более того, технологии, задействованные во благо человека, могут иметь в ходе своего развития и отрицательные побочные последствия, так что технологическое развитие нуждается в постоянном понимании и контроле. Последнее стало более чем очевидным в наше время, в период стремительного технологического развития общества. Ныне общество овладело такими мощными силами, действие которых сравнимо с геологическими и грозит человечеству самоуничтожением. Научные исследования проникают в тончайшие механизмы генетического управления живыми системами, что может привести к коренным, необратимым изменениям в ходе эволюционных процессов.


Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

К потерям мировой культуры в результате колонизации можно отнести:

Во-первых, колониализм оставил в наследство освободив­шимся странам серьёзнейшие социально-экономи­ческие, политические и этнические проблемы, от решения которых в значительной мере зависит их будущее. Пограничные споры, межгосударствен­ные и межэтнические конфликты, унёсшие в последние десятилетия многие миллионы жизней в странах Азии и Африки, чаще всего уходят своими корнями в колониальное прошлое.

Во-вторых, вмешательство в развитие культурно-исторического образования скрывает в себе потерю, тех культурных достижений, которые могли бы быть при полноценном раскрытии данного образования.

В-третьих, к потерям можно также отнести нравственный аспект, т.е. именно на всемогущей колониальной Европе лежит ответственность за истребление целых культур, народов, разграбление бесценных даров человечества[8].

С другой стороны, многие европейцы верили в необходимость колониализма как средства приоб­щения отсталых народов к достижениям цивили­зации, видели в этом своё особое предназначение. Лучшая часть европейского и американского об­щества много сделала для того, чтобы помочь от­сталым народам избавиться от рабства и работор­говли, нищеты, болезней и голода. Именно аболи­ционисты — противники рабства и работорговли в Америке и в Европе – после длительной (XIX — начало XX вв.) борьбы добились поэтапной отмены сначала работорговли, а затем и рабства, включая и те его формы, которые существовали ещё до коло­ниального вторжения.  Европа с её огромным научным, техническим, культурным опытом и капиталами, энергия евро­пейских переселенцев создали в колониях основы современного транспорта и средств связи, горнодо­бывающей и обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, образования и медицины, но­вые формы экономической деятельности. Был за­ложен фундамент современной государственности — законодательной, исполнительной и судебной власти. Колониальные державы руководствовались прежде всего своими интересами, но в результате происходило также становление и развитие новых общественных отношений, появились новые об­щественно-политические силы — массовые партии, организации, профсоюзы, способные возглавить борьбу колоний за политическое освобождение. Та­ким образом, колониализм против собственной во­ли ускорил политическое пробуждение народов ко­лоний, подъём национально-освободительных дви­жений, распад мировой колониальной системы и появление десятков новых независимых госу­дарств.

Также как приобретение можно рассматривать вбирание европейцами достижений и культурного опыта колонизируемых народов. Потому что эти знания и опыт синтезируясь, способствовали достижению Европой того облика, который она сейчас из себя представляет.

Список литературы

1.     Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

2.     Философия: Учебник для ВУЗов. / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура, 1998.

3.     Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1. - М.: Мысль, 1993.

4.     Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5.     Культурология. / Под редакцией Радугина  А.А. – М.: Центр, 1997.




[1] Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. - с. 84.

[2] Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1. - М.: Мысль, 1993. - С.264

[3] Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1. - М.: Мысль, 1993. - С.264

[4] Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1. - М.: Мысль, 1993. - С.265

[5] Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1. - М.: Мысль, 1993. - С.266

[6] Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – с. 256.

[7] Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – с. 259.

[8] Культурология. История мировой культуры. / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – с. 147.