СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Принципы планирования и финансирования образовательных школ
1. Характеристика производственных показателей и сметы расходов гимназии № 1………………………………………………………………………….5
2. Смета расходов, структура расходов в динамике 2001 – 2003 учебных лет……………………………………………………………………………10
3. Проблемы оплаты труда
А) Проблемы совершенствования финансирования……………………15
Б) Проблемы методического обеспечения школ………………………..17
В) Пути укрепления материальной базы школ………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….21
ВВЕДЕНИЕ
Учреждения общего образования относятся к разряду бюджетных государственных организаций.
Государственный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.
Государственный бюджет – это также и центральное звено системы РФ. Он играет активную роль в функционировании экономики, её поступательном и динамичном развитии.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трёх уровней:
-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
-местные бюджеты.
Такие учреждения общего образования, как школы, гимназии, лицеи, техникумы и государственные вузы относятся к местным бюджетам.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований составляют консолидированный бюджет муниципального образования.
Принципы функционирования бюджетной системы и входящих в неё учреждений общего образования:
-единство бюджетной системы;
-разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
-самостоятельность бюджетной системы;
-полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также – государственных внебюджетных фондов;
-сбалансированность бюджетов;
-эффективность и экономность использования бюджетных средств;
-гласность;
-достоверность бюджета;
-адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
В настоящее время актуальными являются вопросы рассмотрения планирования и финансирования учреждений общего образования. Государственные школы, лицеи, гимназии в настоящее время оказались в отличие от коммерческих образовательных учреждений наиболее материально и юридически незащищёнными.1
Цель данной курсовой работы – изучение и рассмотрение методов планирования и финансирования учреждений общего образования.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть принципы планирования и финансирования образовательных школ;
-составить новую смету расходов гимназии № 1;
-рассмотреть наиболее актуальные проблемы оплаты труда в учреждениях общего образования;
-рассмотреть пути совершенствования финансирования труда учреждений общего образования на примере гимназии № 1.
Принципы планирования и финансирования образовательных школ
1. Характеристика производственных показателей и сметы расходов гимназии № 1
Финансирование образовательных школ происходит на основе составления фонда заработной платы. Заработную плату начисляют из муниципального местного бюджета.
Заработная плата педагогов тарифицируется по тарифным ставкам и разрядам. На примере гимназии № 1 проанализируем тарифные ставки и разряды на основе штатного расписания данного образовательного учреждения:
Таблица 1
Штатное расписание Муниципальной гимназии № 1 на 2000 – 2001 учебный год Центрального отдела образования
Административный персонал:
Наименование должности |
Количество ставок |
Средняя ставка в рублях в месяц |
Муниципальная надбавка в рублях |
Месячный ФЗП в рублях |
Директор школы |
1 |
978 |
544,2 |
1522, 20 |
Зам. Директора |
4, 5 |
778 |
* |
3501 |
Зав. Библиотекой |
2 |
555 |
92,5 |
1110 |
Зав. Кафедрой |
5 |
715,2 |
* |
3576 |
Руков. Спорт. Секций. |
9 |
572,1 |
* |
5148 |
Руков. Студий |
19 |
639,63 |
* |
12152,97 |
Руков. Научн. лаборатории |
4 |
769,5 |
* |
3078 |
Итак, из таблицы 1 видим, что муниципальная надбавка присутствует только у директора школы, а также – у заведующей библиотеки. В настоящее время известно, что муниципальная надбавка должна начисляться всем работникам, свыше их нормо – часов.
Тарифная ставка у данной категории работников дифференцируется от 14 до 16 в диапазоне 1,3 – 3.3. Нужно пересмотрение норм труда и соотношение их со средним прожиточным минимумом, а также – переаттестация работников и присвоение им новых, более высоких окладов труда.1
Рассмотрим штатное расписание специалистов гимназии №1:
Таблица 2
Специалисты гимназии № 1:
Наименование должности |
Количество ставок |
Средняя ставка в месяц в рублях |
Муниц. Надбавка в рублях |
Месячный ФЗП в рублях |
Воспитатели ГПД |
12 |
1359,56 |
* |
18761,93 |
Психолог |
3 |
1475 |
* |
5078,75 |
Инженер – программист |
1 |
1100 |
36 |
1136 |
ОБЖ |
1 |
830 |
* |
954,50 |
Инженер |
1 |
1205 |
40,5 |
1245,50 |
Кружковая работа |
1,5 |
1342 |
* |
2314,95 |
Научные консультанты |
10 |
1518 |
* |
17457 |
З / п учителей |
* |
309394,07 |
6904,55 |
362707,73 |
Раб. По обсл. зданий |
5 |
750 |
* |
3750 |
Раб. По обсл. Зданий |
3 |
500 |
* |
1500 |
Раб. По. Обсл. Зданий |
31,5 |
500 |
* |
17325 |
Бухгалтер, 11 разряд |
1 |
1205 |
* |
1205 |
Зав столовой, 13 разряд |
1 |
1405 |
* |
1405 |
Из таблицы два делаем вывод о том, что средняя ставка специалистов в месяц сильно дифференцирована и требует пересмотрения имеющихся норм труда по разрядам тарифной сетки.
Что касается муниципальной надбавки, то для специалистов она рассчитана и начислена в соответствии с нормативами труда в образовательном учреждении.1
И, наконец, рассмотрим тарифные ставки, средний месячный оклад, а также – фонд заработной платы обслуживающего персонала гимназии № 1:
Таблица 3
Обслуживающий персонал гимназии № 1:
Наименование должности |
Количество ставок |
Средняя ставка в рублях в месяц |
Муниц. Надбавка в рублях |
Месячный ФЗП в рублях |
Диспетчер |
1 |
750 |
22 |
772 |
Лаборант |
3,5 |
610 |
* |
2135 |
Мед сестра |
1 |
830 |
* |
913 |
Секретарь – машинист |
1 |
555 |
* |
555 |
Гардеробщик |
3 |
450 |
* |
1350 |
Сторож |
4,6 |
450 |
* |
2794 |
Повар |
3,5 |
750 |
* |
2887 |
Подсобный рабочий |
1 |
450 |
* |
495 |
Грузчик – оператор |
1,5 |
450 |
* |
675 |
Помощник повара |
2 |
750 |
* |
1650 |
Посмотрев на таблицу три, можно сказать о том, что в гимназии № 1 нет планирования фонда заработной платы для всех категорий работников, а не только для администрации и специалистов.
Планирование ФЗП для работников гимназии № 1 может быть примерно таковым:
1.Распределить большее количество ставок между всеми категориями работников соответственно вновь утверждённым окладам;
2. Ввести социальные льготы для всех категорий работников, такие, как:
-медицинская страховка одной страховой компании;
-бесплатный проезд для граждан, проживающих в дальних районах от рабочего места;
3. Ввести гибкие режимы труда и отдыха для всех категорий работников;
4. Пересмотреть рабочий график некоторых работников и по возможности применять скользящий график режима труда.
5. Для работающих пенсионеров провести повторную тарификацию рабочих ставок на основе их большого трудового стажа.1
6. Разработать программы по обучению, переобучению и аттестации , желательно всех категорий работников с целью повышения квалификации и улучшения профессиональных навыков, а также – с целью повышения среднемесячного оклада и , соответственно, среднемесячной заработной платы всех категорий работников, включая сюда соответствующие районные коэффициенты. 2
2. Смета расходов и структура доходов в динамике 2001 – 2003гг.
Посчитаем теперь показатели сметы расходов на 2003г. МОУ гимназии № 1.
Посчитаем коэффициент заработной платы работников данной гимназии в соответствии со сметой расходов на 2003г.по формуле
Кз = / Р1 + Р2 +Рп / Ргод, где Р1, Р2, Рп – показатели расходов за данный период времени, в данном случае – за 4 квартал, так как он является отчётным, Ргод. – текущие расходы за 2003 год:1
-закупки товаров и услуг: 4454 / 14194 = 0,31.
-оплата труда: 2850 / 9260 = 0,3.
-оплата труда гражданских служащих: 2850 / 9260 = 0,3.
-начисления на фонд оплаты труда ( единый социальный налог, включая тарифы на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:1120 / 3698 = 0,3.
-приобретение предметов снабжения и расходных материалов:
58 / 178 = 0,32.
-продукты питания: 50 / 145 = 0,34.
-прочие расходные материалы и предметы снабжения: 8 / 33 = 0,24.
-оплата услуг связи: 2 / 10 = 0,2.
-оплата коммунальных услуг: 407 / 1004 = 0,4.
-оплата содержания помещения: 1 / 5 = 0,2.
-оплата потребления тепловой энергии: 316 / 754 = 0,41.
-оплата отопления и технологических нужд: 316 / 754 = 0,41.
-оплата потребления электроэнергии: 70 / 165 = 0,42.
-оплата водоснабжения помещений: 20 / 80 = 0,25.
-прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг:
17 / 44 = 0,38.
-оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря: 1 / 6 = 0,16.
-оплата текущего ремонта зданий и сооружений: 1 / 3 = 0,33.
-прочие текущие расходы: 15 / 35 = 0,42.
-субсидии, субвенции и текущие трансферты: 37 / 145 = 0,25.
-трансферты населению: 37 / 145 = 0,25.
-капитальные расходы: 10 / 84 = 0,11.
-капитальные вложения в основные фонды: 10 / 84 = 0,11.
-капитальный ремонт: 10 / 80 = 0,11.
- ИТОГО РАСХОДОВ: 4501 / 14423 = 0,31.1
После того, как мы вычислили коэффициент заработной платы относительно всех расходов гимназии № 1вычислим показатель коэффициента заработной платы работников в соответствии со сметой 2002 и 2001 гг. соответственно:
-заработная плата: 9266 * 0,3 = 2779,8 тыс. руб.
-начисление на заработную плату: 3317 * 0,3 = 995,1 тыс.руб.
-приобретение расходных материалов: 143 * 0,32 = 45,76тыс. руб.
-продукты питания: 85 * 0,34 = 28,9 тыс.руб.
-услуги связи: 6 * 0,2 = 3 тыс. руб.
-коммунальные услуги: 724 * 0,4 = 289,6 тыс. руб.
-содержание помещений: 6 * 0,2 = 3 тыс. руб.
-отопление помещений: 537 * 0,41 = 220,17 тыс руб.
-освещение помещений: 111 * 0,42 = 46,62 тыс руб.
-водоснабжение: 70 * 0,25 = 17,5 тыс руб.
-оплата прочих услуг: 43 * 0,38 = 16,34 тыс. руб.
-оплата текущего ремонта оборудования: 8 * 0,16 = 1, 28 тыс. руб.
-прочие текущие расходы: 35 * 0,42 = 14,7.
Теперь посчитаем коэффициент заработной платы в соответствии со сметой расходов 2001 г. гимназии № 1.:
-заработная плата: 4527,9 * 0,3 = 1358,37 тыс. руб.
-начисления на заработную плату: 611,9 * 0,3 = 183,57.
-услуги связи: 5 * 0,2 = 1 тыс. руб.
-коммунальные услуги: 487* 0,4 = 194,8 тыс. руб.
-прочие расходы: 60 * 0,24 = 14,4 тыс. руб.
-капитальный ремонт зданий и сооружений: 170 * 0,33 = 56,1 тыс. руб.
-трансферты: 146 * 0,25 = 36,5 тыс. руб.1
Мы посчитали средний коэффициент текущих расходов погодам с целью составления новой сметы, а также – с целью начисления обновлённой заработной платы относительно текущих расходов МОУ гимназии № 1.
Новая смета расходов будет включать в себя результаты показателей за 2003г. плюс результаты показателей за 2001 и 2002гг., так как это годы – в данном случае базисные, а 2003г. – плановый по отношению к 2001 и 2002 учебным годам гимназии № 1.
Смета расходов на 2004г. МОУ гимназия № 1
Текущие расходы: 14339 + 1358,37 = 15697, 37 тыс. руб.
Закупки товаров и оплата услуг: 14194 + 4454 = 23648 тыс. руб.
Оплата труда: 9260 + 2850 = 12110 тыс. руб.
Оплата труда гражданских служащих:: 9260 + 2850 = 12110 тыс. руб.
Начисления на фонд оплаты труда: 3698 + 3317 + 611, 9 = 7626, 9 тыс. руб.
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов:
178 + 58 = 236 тыс. руб.
продукты питания: 145 + 50 = 195 тыс. руб.
прочие расходные материалы и предметы снабжения:
33 + 8 = 41 тыс. руб.
оплата услуг связи: 10 + 6 + 5 = 21 тыс. руб.
оплата коммунальных услуг: 1004 + 487 + 407 = 1898 тыс. руб.
оплата содержания помещений: 5 + 6 = 11 тыс. руб.
оплата потребления тепловой энергии: 754 + 316 = 1070 тыс. руб.
оплата отопления и технологических нужд: 754 + 316 = 1070 тыс. руб.
оплата потребления электроэнергии: 165 + 70 = 235 тыс. руб.
оплата водоснабжения помещений: 80 + 70 = 150 тыс. руб.
прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг: 44 + 43 = 87 тыс. руб.
оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря:6 + 1 + 8 = 15 тыс. руб.
оплата текущего ремонта зданий и сооружений: 3 + 1 = 4 тыс. руб.
прочие текущие расходы: 35 +35 = 70 тыс. руб.
ВЫПЛАТА ПРОЦЕНТОВ: 0 тыс. руб.
Выплата процентов по государственному внутреннему долгу: 0 тыс. руб.
Выплата процентов по кредитам коммерческих банков: 0 тыс. руб.
СУБСИДИИ, СУБВЕНЦИИ И ТЕКУЩИЕ ТРАНСФЕРТЫ:
145 + 154 + 146 = 445 тыс. руб.
прочие субсидии: 0 тыс. руб.
текущие трансферты: 0 тыс. руб.
трансферты населению: 145 + 146 = 291 тыс. руб.
стипендии: 0 тыс. руб.
прочие трансферты населению: 145 + 146 = 291 тыс. руб.
компенсации на лечение: 0 тыс. руб.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: 154 тыс. руб.
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ: 84 + 60 = 144 тыс. руб.
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ: 84 + 10 = 94 тыс. руб.
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования: 4 + 4 = 8 тыс. руб.
Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений: 4 тыс. руб.
Капитальное строительство: 0 тыс. руб.
Жилищное строительство: 0 тыс. руб.
Строительство объектов производственного назначения, за исключением строительства военных объектов: 0 тыс. руб.
Строительство объектов непроизводственного назначения, за исключением жилищного строительства: 0 тыс. руб.
Капитальный ремонт: 80 + 10 = 90 тыс. руб.
Капитальный ремонт жилого фонда: 0 тыс. руб.
Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, за исключением капитального ремонта жилого фонда: 80 + 10 = 90 тыс. руб.
ИТОГО РАСХОДОВ: 7236,8 + 28378 + 14423 = 50037,8 тыс. руб.
Итак, на основании смет расходов за 2001, 2002 и 2003 учебные года нами получена смета расходов на 2004 учебный год. По итогам расходов за прошлые года видим, что наибольшие расходы в МОУ гимназии № 1 были в 2002 учебном году, а наименьшие – в 2001г.
На основании этого можно сделать вывод о том, что сметы неспланированы по расходам и в будущем может понадобиться новое планирование расходов для данного образовательного учреждения.
3. Проблемы оплаты труда
А). Проблемы совершенствования финансирования
В настоящее время на любом муниципальном предприятии оплата труда работника должна складываться из следующих частей:
1. Должностного оклада, который должен дифференцироваться поставкам, а для работников, занимающих одинаковые должности – он должен быть одинаков;
2. Надбавки, зависящей от выслуги лет, одинаковой для всех работников с одинаковой выслугой лет на данном предприятии;
3. Надбавки, зависящей от эффективности функционирования образовательного учреждения, обеспечиваемой отделом, где работает работник ( разной по величине в зависимости от роли, которую выполняет тот или иной работник);
4. Надбавки, зависящей от конкретного вклада каждого работника в результаты деятельности данного образовательного учреждения ( персонально для каждого работника в зависимости от личной инициативы в обеспечении качественной работы образовательного учреждения.1
Должностной оклад определяется на основе аттестации работника и присвоения ему тарифного разряда, предусмотренного разрядной тарифной сеткой.
Должностной оклад периодически индексируется с учётом темпов инфляции на величину, устанавливаемую государственными нормативными актами.2
Надбавка за выслугу лет устанавливается образовательным учреждением в соответствие с нормативными актами в зависимости от числа лет работы в данном образовательном учреждении.
При отсутствии нормативных актов, величина надбавки устанавливается руководством, исходя из финансовых возможностей образовательного учреждения.
Надбавка за выслугу лет устанавливается в процентах к должностному окладу работника.
Надбавка за эффективность функционирования образовательного учреждения определяется по прогрессивной шкале в процентах к должностному окладу ( с учётом инфляционной надбавки ) в зависимости от эффективной деятельности образовательного учреждения, определяемой отношением прироста прибыли, приходящейся на одного работника к сумме должностного оклада и надбавки за выслугу лет.
Надбавка за конкретный вклад работника в достижение целей образовательного учреждения устанавливается персонально для каждого работника по представлению директора и утверждается администрацией ежеквартально на прошедший квартал ( по результатам трудовой деятельности работника в этом квартале ).1
При планировании ФЗП, подлежащей выплате работникам за работу в плановом периоде различают:
-фонд прямой заработной платы;
-фонд часовой заработной платы;
-фонд годовой ( месячной ) заработной платы.
Б) Проблемы методического обеспечения школ
В настоящее время данная проблема наиболее актуальна для большинства образовательных учреждений.
В пошлые годы методическая литература поступала в школы за счёт Министерства Образования РФ, а также – благодаря районным отделам образования.
Сейчас государство не выделяет на приобретение методической литературы даже небольших финансовых средств, мотивируя это « нехваткой средств государственного бюджета».
Преподавателям приходится своими силами на небольшую « учительскую» заработную плату приобретать методическую литературу и расходные материалы, такие, как: тетради, ручки и т.д.
В сельских школах новосибирской области за последние семь лет не поступало ни одного методического издания за счёт средств государственного бюджета.
Острая нехватка специальной методической литературы в сельской местности в последние годы привела к тому, что выпускники общеобразовательных школ не имеют возможности поступить в вузы в том смысле, что они являются неконкурентоспособными по сравнению со своими городскими сверстниками.
Проблема имеет грандиозные масштабы по своей остроте не только потому, что педагоги сами приобретают методическую литературу, но и потому, что они работают без стимула. В результате ученики и студенты приобретают не настолько глубокие знания, какие нужны для перспективного дальнейшего образования и в будущем – для развития карьеры того или иного студента.1
В) Пути укрепления материальной базы школ
В 2003г. Министерство Образования РФ утвердило новые нормативы на организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, школьного, основного общего и профессионального образования:
-на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях – в рублях на одного ребёнка;
-на содержание обучающихся в общеобразовательных школах – в рублях на одного обучающегося;
-на содержание детей в детских домах – в рублях на одного ребёнка;
-на содержание детей с физическими недостатками и умственно – отсталых детей в домах – интернатах – в рублях на одного ребёнка;
-на содержание детей с девиантным поведением в специальных учебно – воспитательных учреждениях – в рублях на одного ребёнка;
-на содержание местных детских и юношеских спортивных школ – в рублях на одного жителя муниципального образования;
-на содержание обучающихся в детских музыкальных школах – в рублях на одного обучающегося;
-на содержание обучающихся во внешкольных образовательных учреждениях – в рублях на одного обучающегося;
-на обеспечение повышения квалификации, аттестации и переаттестации преподавателей муниципальных образовательных учреждений – в рублях на одного муниципального служащего;
-на строительство, ремонт и содержание муниципальных образовательных учреждений – в рублях на одного жителя муниципального образования.1
Органы государственной власти Московской области в настоящее время оказывают финансовую помощь местным бюджетам, которая предоставляется путём дотаций, субвенций и трансфертов, а также – выделением средств, предусмотренных областными целевыми программами социально – экономического развития территорий.
На примере МОУ гимназии № 1 заметим, что субсидий, субвенций и трансфертов было выделено 145 тыс. руб. в 2003г..
Расход местных бюджетов должен делиться на две части:
-бюджет текущих расходов;
-бюджет развития муниципальных образовательных учреждений.
В бюджет текущих расходов муниципальных образовательных учреждений должны включаться расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно – коммунального хозяйства, социального обеспечения как преподавателей, так и школьников и студентов.
В бюджет развития территорий муниципальных образовательных учреждений включаются расходы по финансированию инновационной деятельности, связанной с капитальными вложениями в социально – экономическое развитие территорий, и другие затраты, связанные с расширением образовательного воспроизводства.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основании всего вышесказанного можно утверждать, что в настоящее время система планирования и финансирования учреждений общего образования развита слабо, и занимает низкий уровень в нише Министерства Образования РФ.
Актуальны сейчас такие проблемы, как:
-планирование фонда заработной платы работников общих образовательных учреждений;
-финансирование школ на текущие обязательные расходы;
-нехватка средств на методическую литературу, питание и т.д.;
-нехватка дотаций из государственного бюджета;
-неправильное планирование финансов местного бюджета на расходы общих образовательных учреждений.
Бюджетное регулирование общих образовательных учреждений должно осуществляться путём передачи местным бюджетам финансовых средств, к которым относятся:
-часть федеральных налогов и налогов Московской области в соответствии с утверждёнными нормативами ;
-дотации, субвенции и средства, выделяемые из федерального и областного бюджетов, а также – из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
-средства по взаимным расчётам из федерального и областного бюджета.
Если бюджетное регулирование общих образовательных учреждений будет выделять данные средства для муниципальных школ, то планирование и финансирование их, думаю, будет на достаточно высоком уровне. За счёт этих положительных преобразований увеличится производительность педагогического труда преподавателей, и соответственно, будет больше эффективность преподавания в муниципальных общеобразовательных школах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбузова Е.Н. Муниципальные финансы РФ. – М.: ИНФРА – М, 2002. – с. 360.
2. Бабич А.М., Павлова А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – с. 687.
3. Башховский В.С. Финансы российского бюджета в разрезе образовательных учреждений // ЭКО. – 2001. - № 3.
4. Грачёв А.В. Анализ финансово – экономической деятельности образовательных учреждений. – М.: Дело и сервис, 1998. – с. 540.
5. Захаров В.С. Планирование финансов. – М.: ЭКСМО, 2002. – с. 420.
6. Карташова Л.Д. Психология российского педагога // СОЦИС. – 1999. - № 12.
7. Ковалёв А.П. Анализ хозяйственной деятельности муниципальных государственных учреждений. – М.: Новое знание, 2002. – с. 690.
8. Ковалёв С.С. Совершенствование финансирования образовательных учреждений РФ // Экономика и учёт труда. – 2002. - № 8.
9. Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – с. 160.
10. Полев С.Ю. Сборник задач по финансовой деятельности предприятий всех форм собственности. – М.: Экономика, 1997. – с. 625.
11 Птицына Г.М. Проблемы финансирования муниципальных образовательных учреждений // Человек и труд. – 1999. - № 2.
12. Рофе А.И. Экономика труда образовательных учреждений. – М.: МИК, 1998. – с. 267.
13. Трудовой кодекс РФ. – М.: ДЕЛО, 2003. – с. 220.
14. Филатов А.Г. Деньги – учителям // Человек и труд, 2003. - № 8.
1 Арбузова Е.Н. Муниципальные финансы РФ. – М.: ИНФРА – М, 2002 – с.360.
1 Филатов А.Г. Деньги – учителям // Человек и труд. – 2003 - . № 8.
1 Трудовой кодекс РФ – М.: ДЕЛО, 2003. – с. 220
1 В.С. Башховский Финансы российского бюджета в разрезе образовательных учреждений // ЭКО. – 2001. - № 3
2 Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – с.160
1 Ковалёв А.П. Анализ хозяйственной деятельности муниципальных и государственных учреждений. – М.: Новое знание, 2002. – . с.690
1 Полев С.Ю. Сборник задач по финансовой деятельности предприятий всех форм собственности. – М.: Экономика, 1997. – с.625.
1 Захаров В.С. Планирование финансов. – М.: ЭКСМО, 2002. – с. 420.
1 Рофе А.И. Экономика труда образовательных учреждений. – М.: МИК, 1998. – с. 267.
2 Ковалёв С.С. Совершенствование финансирования образовательных учреждений РФ // Экономика и учёт труда. – 2002. - № 8.
1 Птицына Г.М. Проблемы финансирования муниципальных образовательных учреждений // Человек и труд. – 1999. - № 2.
1 Карташова Л.Д. Психология российского педагога // СОЦИС. – 1999. - № 12.
1 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – с. 687.
1 Грачёв А.В. Анализ финансово – экономической деятельности образовательных учреждений. – М.: Дело и сервис, 1998. – с. 540.