ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
С Е Р П У Х О В С К О Е П Р Е Д С Т А В И Т Е Л Ь С Т В О
ФАКУЛЬТЕТ: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
КАФЕДРА: ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПОЛИТОЛОГИЯ»
НА ТЕМУ: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»
Исполнитель: Корнеева А. А.
Студентка IV курса
Группа 445
№ зачетной книжки 05ДФД50240
Проверил: проф., к. Ф. н.
Савченко В. Н.
Серпухов 2007г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….… 3
1. Понятие политической жизни общества…………………….… 4
2. Социально – групповое и личностное
измерение политической жизни……………………………..….. 7
3. Основные типы взаимоотношений государства
и общества………………………………………………………. 10
4. Основные принципы и нормы
демократической организации политической жизни………... 14
5. Особенности политической жизни в современной России…. 16
Заключение………………………………………………………... 19
Список использованной литературы……………………………. 20
Введение.
В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных социальных групп и образований, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения.
Разобраться в сложном лабиринте политических событий — задача ученых и политиков. Но уметь осознать свое место в политической жизни общества, выработать свою позицию, свое отношение к тем или иным политическим явлениям и процессам, к различного рода политическим партиям и общественным движениям, предпринять усилие изменить существующий порядок к лучшему должен стремиться каждый член общества.
Политическая мысль человечества развивалась с древних времен в странах Запада и Востока. На каждом этапе развития политические взгляды мыслителей отражали соответствующие реалии общественной жизни. Вместе с тем в них были выражены результаты развития самой политической мысли в ее исторической преемственности.
Развитие политической мысли в России в указанный период ее истории было выражено в ряде направлений. В каждом из них отражались реальные процессы политической жизни российского общества и отношение к ним различных его слоев, выраженное их идеологами. При этом все они, будучи, как правило, глубокими и яркими мыслителями, ставили и по-своему решали проблемы, связанные с интересами всей России, развитием ее государственности, гражданских и политических прав личности, исконных духовных ценностей ее народа, без которых Россия им и не мыслилась.
Специфической областью политической науки является комплексное исследование жизнедеятельности политических систем, учреждений, партий, организаций, политической жизнедеятельности граждан. Подобно тому, как физика наряду с исследованием отдельных физических явлений разрабатывает общую теорию движения, а биология, исследуя отдельные живые организмы, изучает феномен жизни как таковой, политическая наука также не может не интересоваться теорией жизненных процессов в политике.
Политическую жизнь общества можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих так называемую политическую систему общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические институты.
В регулировании политических процессов, в определении стратегии целей и приоритетов политики важная роль принадлежит специфическому субъекту политики — политической элите[1]. Она концентрирует в своих руках власть путем монополизации права на принятие политических решений.
В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации. Их готовность к подчинению зависит от собственных качеств политической элиты, ее легитимности, а также от тех средств воздействия, которые она применяет в конкретных политических ситуациях.
1. Понятие политической жизни общества
Понятие «политическая жизнь» позволяет выделить феномен политики из остальной части общества, которая при этом представляется окружающей средой. Политическая жизнь воплощается в разнообразных социальных процессах, структурах. подсистемах. Ее пределы выделяются границами, в рамках которых исполняются принимаемые политические решения. Основные составляющие политической жизни — властные отношения, политические структуры и учреждения, политической идеи и концепции. Иначе говоря, политическая жизнь включает в себя все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.
При анализе политической жизни следует учитывать, что общество — значительно более сложное образование, чем физические или биологические системы. Оно качественно отличается от них множественностью и многомерностью своих компонентов. Это требует многофакторного системного анализа политических институтов и систем. Задача исследования политической жизни усложняется из-за существенного усложнения и ускорения современных общественно-политических процессов, что, в частности, требует многопланового изучения политического сознания и поведения людей.
Чтобы понять содержание политической жизни общества, необходимо осмыслить соответствующую терминологию. К числу базовых относится прежде всего понятие политическая система общества. Она включает в себя множество элементов, частей, подсистем, некоторые из них сами могут быть рассмотрены как сложные системы, например, государство, партии.
Политическая система — это совокупность многих политических институтов, структур, действий, процессов, идей. Все они тесно связаны с экономической и культурной жизнью общества, его социальной структурой.
Одним из составных элементов политической системы общества является политический институт, который охватывает Множество отношений и структур политической сферы. Часть из них обладает некоторой материальной организацией, например, общественно-политические объединения, политические партии. другие имеют нематериальный. характер, как, например, правовые нормы и представления, выражаемые понятиями собственность, власть, легитимность я др. Политический институт — это своеобразная модель человеческих отношений, которая выражается в конкретных политических связях, характеризующихся прочностью и стабильностью.
С понятиями «политическая система» я «политический институт» тесно связано понятие «политическая структура», выражающее прежде всего взаимосвязь субъектов политической деятельности, политических институтов. Структура характеризует относительно неизменные, устойчивые связи элементов системы, сохраняющиеся, несмотря на смену отдельных людей и поколений. Таковы структуры правительств, парламентов, партий. Разного рода государственные и партийные структуры предписывают, запрещают, тормозят или разрешают те или иные типы поведения людей.
Политический процесс — еще одно понятие, широко используемое в политологии. Это совокупность взаимосвязанных изменений политической системы или ее компонентов, их развитие. Процессы развертываются под влиянием многих объективных и субъективных факторов. Конкретное вмешательство людей может ускорять или замедлять развитие объективно сложившейся ситуации. Процессы могут быть быстрыми и медленными, управляемыми и неуправляемыми, созидательными и разрушительными. Разрушительные процессы протекают, как правило, быстрее, чем созидательные. Характер процесса, ею зависимость от субъективных факторов в каждом отдельном случае могут быть определены лишь в результате строгого научною анализа.
Ключевым понятием политологии, без учета которого трудно понять специфику Политической жизни общества, является категория представительство или делегирование. Современная политическая система состоит из законодательной, судебной, исполнительной систем, центральной и местных систем управления, базирующихся на принципах представительства. Элемент представительности имеется и в таких структурах, как партии и профессиональные объединения. Он присутствует и в выборных кампаниях, а также в некоторых формах массовых действий, таких, как демонстрации, забастовки, пикеты и т.д. Конечно, сам характер представительства может быть разным: всеобщим, национальным, классовым и т.д. Политическая практика знает, однако, и системы непредставительного характера, особенно активно действующие в условиях недемократических, тоталитарных режимов.
Важное значение для осмысления политической жизни общества имеет понятие «государство». О нем пойдет речь в специальной главе. Здесь же отметим, что государство представляет собой множество подсистем, локализованных территориально и изменяющихся во времени.
В современной политологии государство рассматривается чаще всею как ядро политической системы общества, совокупность взаимодействующих между собой органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Важнейшим фактором политической жизни общества являются политические партии. Они тесно связаны с другими ее компонентами, но в то же время относительно самостоятельны, имеют свои интересы. Партия — это организованная политическая сила, объединяющая граждан одного политического направления для участия во власти или для воздействия на власть ради достижения своих интересов. Совокупность всех партий данной страны образует се партийную систему. Каждая партия имеет свою внутреннюю структуру: лидеров, руководящие органы, профессиональных работников, активных и пассивных членов, свой электорат. Характер партий и партийных систем определяется множеством факторов: традициями, историей страны, ее экономикой, социальной структурой, религией, этническим составом.
К базовым понятиям, характеризующим политическую жизнь общества, относится также понятие политическая власть. Для изучения политической жизни общества категория власти имеет такое же всеохватывающее, универсальное значение, как для изучения экономической жизни категория денег. Все проявления политической жизнедеятельности, о которых речь шла выше, представляют собой некоторую модификацию властных отношений. Властвование есть осуществление функции командования, господства с опорой на материальную или идеальную силу.
Соотношение материальных и идеологических, насильственных и воспитательных способов осуществления власти в истории постоянно менялось. В настоящее время усиливается роль ненасильственных способов осуществления власти, которые, как показал опыт, оказываются более эффективными для достижения наиболее существенных социальных результатов и устойчивости самой власти.
Тем не менее неотъемлемым признаком государственной власти всегда было и остается использование методов принуждения, насилия, прежде всею на основе применения конституционного, гражданского, семейного, уголовного, административного и другого законодательства. При этом должны учитываться существующие пределы государственного регулирования, различия между политической и неполитическими сферами, недопустимость государственного вмешательства в дела гражданского общества и нарушения установленных законом личных прав и свобод граждан.
Таким образом, содержание политической жизни общества включает в себя широкий круг явлений, прежде всего многообразные политические институты и их функционирование, а также различные виды взаимоотношений между людьми, социальными группами по поводу власти, нередко используемой для изменения общественных отношений в соответствии или в противоречии со сложившимися условиями. В политической жизни общества проявляются и реализуются по сути интересы каждого члена общества. Хотя только часть людей занимается политикой профессионально, многие люди так или иначе вовлекаются в политическую жизнь общества, в том числе в отношения по поводу власти, гражданских прав и свобод, участвуют в различных политических действиях.
2. Социально-групповое и личностное измерение политической жизни
Политология рассматривает не только содержание деятельности политических институтов, таких, как государство, партии, организации, но и исследует также социальные условия, в которых эта институциональная деятельность осуществляется, ее зависимость от этих условий. Кроме того, политическая жизнь не может быть понята без учета места и роли в ней различных социальных групп, национальных общностей, классов, региональных и профессиональных групп, а также отдельных личностей. Именно интересы социальных групп и отдельных личностей придают политике тот или иной национальный, классовый, региональный, а иногда и личностный характер, определяют ее цели и способы ее осуществления.
Многомерность политической жизни выражается и в том, что она имеет не только классовое, национальное, социально — групповое, но и личностное измерение. Причем исследование взаимоотношений личности и государства становится все более значимым в политической науке. В современной политической теории и практике личность все чаще рассматривается как первичный и главный субъект политики. Утверждается политическое равенство всех граждан, их политических прав и свобод, закрепляются ограничения полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.
Реальное превращение личности в активного субъекта политики, деятельного участника политической жизни общества определяется современными социально-политическими условиями и развитием самой личности, в том числе ее психологическими и идеологическими качествами. Исследование мотивов участия людей в политической деятельности — одна из основных проблем политологии.
К индивидуально-личностным качествам, определяющим степень политической активности отдельного человека, относят:
• социальный статус личности, наличие у нее материальных возможностей и свободного времени для участия в политической деятельности;
• уровень политического сознания и политической культуры личности, проявляющийся прежде всего в ее устойчивых представлениях об основных сторонах политической жизни общества;
• наличие у личности определенных политических установок и стандартов политического поведения, умений и навыков политической деятельности, а также соответствующих волевых качеств.
Уровень политической активности граждан независимо от индивидуально-личностных качеств в целом повышается, если в политической жизни общества складываются благоприятные условия:
• создана законодательная база, стимулирующая эту активность, в виде современного комплекса политических, экономических и духовных прав, таких, как право избирать и быть избранным, быть собственником и предпринимателем, право на свободу убеждений и свободу слова и т.п.;
• обеспечивается необходимый уровень благосостояния людей, материального и культурного, а также минимум свободного времени для занятий политической деятельностью.
В зависимости от степени развития этих условий в обществе формируются и преобладают различные образцы, стандарты, типы политического сознания и поведения, которые создают тот или иной стиль политической жизни, определяют ее характер.
Основные типы политического поведения людей, формирующиеся как под влиянием их индивидуальных психологических качеств, так и под воздействием конкретных социально-политический условий, можно представить в виде следующей классификации:
• активистский тип, проявляющийся в высокой заинтересованности граждан в фактическом участии в политической жизни. Преобладание в обществе граждан этого типа свидетельствует о высокой политической культуре данного общества, так называемой «культуре участия»;
• наблюдатель, когда человек интересуется политикой несистематически, но, будучи осведомленным в основных событиях, участвует в них время от времени;
• аполитичный тип, когда человек безразличен к политике, не интересуется ею, не участвует в политической жизни общества. Такие люди преобладают в обществах недемократического, тоталитарного типа. Подобный тип политического поведения демонстрирует, например, абсентеист — человек, систематически уклоняющийся от участия в выборах в представительные органы власти.
Но люди участвуют в политической жизни, конечно, не только как отдельные личности. Как правило, они действуют в составе тех или иных социальных групп, с которыми их связывают Экономические, политические, национальные, профессиональные и другие интересы.
Значительный вклад в исследование роли классов, национальных общностей, других социальных групп в политической жизни общества внесли немецкие ученые К. Маркс и М. Вебер (1864—1920), разработавшие социальную концепцию политики. Правда, характер воздействия этих групп на политику каждый из них понимал по-своему.
По Марксу, это воздействие осуществлялось прежде всего под влиянием экономических интересов тех или иных классов, которые удовлетворяются чаще всего в ходе социальных конфликтов и революций. Для Вебера это воздействие представлялось не столько экономическим, сколько духовным, в том числе религиозным, и реализовывалось путем согласования интересов различных групп, достижения консенсуса между ними.
Усилиями этих ученых в политологии стало общепризнанным, что политическая жизнь осуществляется не только на уровне индивидов, но и на более высоком уровне — социальных общностей, таких, как этносы, классы, профессиональные и региональные общности. Именно они придают политике этническую, классовую или религиозную окраску. Именно групповые интересы определяют в значительной мере ход политической жизни, нередко придавая ей напряженный, конфликтный характер. Объединяясь в группы, люди обретают возможность более эффективно воздействовать на властные, в том числе и на государственные, структуры целым арсеналом разнообразных методов и средств.
Наиболее действенные из них:
• воздействие на формирование состава органов государственной власти через свой электорат в ходе избирательных кампаний. Выборы имеют исключительно важное значение для политической жизни демократических стран и поэтому приобретают здесь нередко характер политических сражений между различными социальными силами;
• формирование общественного мнения через средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение. Там, где обеспечивается свобода слова и печати, СМИ приобретают роль «четвертой власти»;
• давление на органы власти посредством различного рода лоббистских групп, действующих не только путем организации острых критических выступлений в парламенте, но и с помощью таких сильно действующих средств, как угрозы, шантаж, подкуп и даже политические убийства;
• проведение различного рода публичных акций как насильственного, так и ненасильственного характера — от митингов, забастовок, пикетов, шествий, демонстраций до вооруженных выступлений.
Политическая деятельность классов, наций, профессиональных групп, политических партий обычно персонифицируется в конкретных лицах — более или менее влиятельных лидерах. Будучи выдвинуты отдельными нациями, слоями, группами, партиями, политические лидеры, естественно, оказывают особое влияние на политические институты, а иногда и на все общество в целом. От характера лидерства — демократического или тоталитарною — во многом зависит общий характер политической жизни общества.
Нередко те или иные люди, социальные группы и политические партии выступают как активные субъекты политической жизни общества, ее творческое начало. Это особенно ярко проявляется в период избирательных кампаний. Объектом их политической деятельности могут стать институты законодательной и исполнительной власти, различные проявления политических отношений, конкретные социальные группы людей и т.д.
Один из парадоксов политической жизни состоит в том, что ее субъекты и объекты могут меняться местами, ее творцы в одночасье могут превращаться в ее жертвы. Подобные метаморфозы нередко случались в прошлом, но часто происходят и теперь, в том числе в периоды, следующие за избирательными кампаниями. Например, обнаруживается, что политики не выполняют свои предвыборные обещания, принимаются политические решения, ведущие к провалам в экономической и социальной сферах, развиваются произвол и коррупция чиновников, усиливается применение репрессивных методов управления.
3. Основные типы взаимоотношений государства и общества
Располагая мощным арсеналом средств воздействия на своих граждан, государство может решать не только созидательные задачи. Нередко оно действует вопреки интересам большинства членов общества, способно превращаться в чудовище, подобное библейскому Левиафану, пожирающему своих собственных детей. В примерах подобного рода в мировой политической практике нет недостатка.
Важнейшим условием преодоления многих пороков политической жизни общества является теоретическое и практическое решение проблем соотношения политической и неполитической сфер жизни, уяснение разделяющих их границ, разработка оптимальной модели взаимодействия гражданского общества и правового государства.
Истории известны различные модели соотношения общества и государства.
В античном полисе (городе-государстве) общество и политическая власть почти полностью совпадали. Греческое и римское общество строилось на подчинении личного начала общественному, гражданина — государству. Благо государства ставилось выше благополучия индивида. Граждане посвящали себя бескорыстному служению обществу и были готовы отдать за него жизнь. Именно на этих принципах основывается государство, которое Платон представлял в качестве идеального.
Положение мало изменилось и в средневековом обществе. Здесь также не было разделения между государством и гражданским обществом. Каждый человек принадлежал какому-то государю. для средневекового политического сознания индивид нередко представлялся фигурой подозрительной, вызывал недоверие. Он был как бы жуликом, заслуживающим если не виселицы, то тюрьмы.
Предвестником грядущих изменений стало появление под влиянием христианской религии нового идеала человека в виде святого отшельника, полного презрения ко всему земному, включая и государство. Это было морально-политическое следствие христианства, оказавшееся неожиданным для него самого[2].
Под влиянием христианской ориентации на личное спасение начался процесс дезинтеграции общества, который привел к зарождению идеи разделения государства и гражданского общества. Ускорению этого процесса существенно способствовало признание государством права частных лиц владеть частной собственностью. Это основное право было затем дополнено целым комплексом личных прав и свобод во всех сферах общественной жизни. В Новое время государство и общество уже четко отграничиваются друг от друга.
Но вскоре выяснилось, что право частной собственности, как и другие права, приводит не только к позитивным, но и к негативным результатам, разобщает людей, отчуждает их друг от друга, ослабляет государство и общество в целом. По оценке Гегеля, глубоко исследовавшего эту проблему, государство олицетворяет объективную тенденцию человечества к интеграции, объединению, в то время как гражданское общество выражает мир частных интересов, индивидуальной активности. По мнению Гегеля, единство государства и общества вырастает через создание системы гражданских и государственных учреждений, решающую роль в которой все же играет государство:
Существование государства — это шествие Бога в мире[3].
Дальнейшие поиски путей преодоления противоречия между необходимостью единства общества и потребностью людей в личных правах и свободах привели к созданию современного механизма взаимодействия государственной власти с разветвленной системой негосударственных, гражданских институтов в области производственной, культурной, религиозной и семей- ной жизни.
В современной политической теории и практике признано, что соотношение между государством и гражданским обществом является важнейшим измерением характера общественно- политической жизни. Как государство, так и организации гражданского общества имеют свои функции и свои границы. Причем между ними существует некоторый оптимальный уровень взаимоотношений, который определяется конкретными историческими условиями развития страны.
Современная политическая наука делит реально существующие общественные системы на два основных типа, между которыми, конечно, имеется множество переходных, промежуточных форм.
Первый тип — недемократический, тоталитарный. Он характеризуется полным преобладанием государства и в целом существующей политической системы над гражданским обществом, В наиболее чистом виде этот тип был представлен в древнем мире и в эпоху Средневековья. Однако он не исчез окончательно из политической жизни современного общества. При этом типе раздутая политическая система охватывает все участки общества. Бюрократия централизованно управляет всеми сферами общественной жизни. В конечном итоге все экономические, политические, местные, личные, семейные отношения все более жестко регулируются ею. Монолитное единомыслие — характерный признак такой системы. В этой системе гражданское общество вытеснено на дальнюю периферию. И, как следствие, здесь складывается теневая экономика, растут теневые структуры, мафия. Всесильные чиновники обладают правом казнить и миловать. Юридическая сфера остается неразвитой. В результате эта система оказывается неспособной обеспечить гармоническое развитие общества, рост производства, изобилие товаров народного потребления, порождает кризисные явления. Однако она может в течение некоторого времени обеспечивать развитие немногих отраслей промышленности, например, военной, и создавать условия для безбедной жизни бюрократии.
Второй тип — демократический по всем параметрам. Роль политической системы здесь ограничена, гражданское общество играет значительную роль. Этот тип системы в своих основных чертах сформировался в ХVIII—ХIХ вв., в период раннего капитализма. Экономика здесь основывается на многообразных формах собственности. Существуют многопартийная система, многочисленные объединения производителей и потребителей. В культурной жизни господствуют принципы терпимости, плюрализма. Созданы условия для свободной конкуренции в хозяйственной и культурной сфере, а следовательно, для естественного отбора лидеров, общественных деятелей.
Конечно, и эта социально-политическая система имеет свои недостатки, проявляющиеся, например, в весьма жестком отношении к так называемым маргиналам — безработным, бездомным и т.п. Однако эти пороки могут компенсироваться системой социальной защиты необеспеченных слоев населения.
Оба типа имеют как положительные, так и негативные стороны. Выявление их особенностей призвано способствовать выбору того варианта политической жизни, который в наибольшей степени отвечает экономическим и культурным условиям данной страны. На этой основе возможно и прогнозирование перспектив политического развития общества.
Анализ политической жизни общества предполагает рассмотрение не только ее структуры, но и се движения, динамики. Подобный анализ любых явлений, в том числе и политических, опирается в качестве базовых на понятия: процесс, функционирование, изменение, развитие. Он предполагает также рассмотрение предпосылок появления политических процессов, факторов их развития и социальной направленности.
Предпосылками возникновения и развития политической формы общественной деятельности являются глубинные потребности людей в сохранении своей жизни, а также в определенном ее качестве с точки зрения материального и духовного уровня. Стремление к удовлетворению этих потребностей движет весь процесс политической жизни. Дело в том, что человеческие потребности под влиянием изменяющейся природной и социальной среды постоянно изменяются. Под влиянием этих непрерывных изменений преобразуется и общественная жизнь, в том числе и жизнь политическая.
Исходным понятием для описания развития политической жизни общества является политический процесс. Он выражает всю совокупность изменений в политических институтах я политических отношениях. С помощью этого понятия выражаются динамика политической жизни, способ её функционирования, политическая деятельность субъектов и разного рода политических институтов, прежде всего институтов власти.
Политический процесс осуществляется, как правило, в течение ряда периодов или этапов своего развития, которые могут иметь характер прогресса или регресса.
Политический процесс начинается с возникновения в обществе соответствующих импульсов-сигналов снизу, адресованных властным структурам, принимающим решения. Эти инициативы могут исходить от оппозиционных партий или непосредственно от социальных групп, которые, чтобы быть услышанными, прибегают к массовым действиям в виде демонстраций, пикетов, забастовок, блокирования дорог, захвата зданий, заложников и т.п. На следующем этапе происходит осознание властями полученных сигналов, анализ полученной информации и, как правило, в результате дискуссий и голосований формулируется определенное политическое решение. Заключительный этап политического процесса — реализация принятого политического решения, указа, закона, программы. Успех этого зависит от степени демократизации политической жизни, уровня развития структур гражданского общества, активности граждан. Велика в этом и роль личностных особенностей лидеров, участвующих в выработке и реализации политических решений, их опыта, таланта, политического чутья, умения предвидеть отдаленные последствия принимаемых решений.
На каждом из указанных трех этапов политический процесс может в зависимости от конкретных социально-политических условий протекать в разных режимах — от нормального, до разрушительного. Нормальным является режим, при котором политическая система, в условиях которой протекает данный политический процесс, на всех указанных этапах — от принятия и до реализации решений — функционирует в обычном, освященном традицией распорядке взаимоотношений граждан с институтами власти, причем структура последних не изменяется.
Однако режим функционирования политической системы может приобретать и иной характер, в том числе несколько отклоняясь от нормы, традиции. При этом политическая система остается в основном неизменной, претерпевая лишь несущественные преобразования, которые соответствуют новым требованиям граждан. Так, например, может измениться состав и структура правительства, других органов власти. Все это может содействовать отдельным политическим процессам, вносить соответствующие изменения. Но возможно и такое течение политического процесса, при котором происходят резкие отклонения от сложившихся традиций. По выражению Петра Струве, известного отечественного политолога начала нынешнего века, это режим упадка, гибели, регрессивной метаморфозы политики.
Отличаясь высокой изменчивостью, политическая жизнь общества знает периоды, как подъема, так и спадов, апатии и бурных взрывов. Она развивается весьма противоречиво. Периоды ее эволюционного развития нередко сменяются революционными.
Несмотря на то, что в мировой истории, особенно в истории стран Востока, таких, как Индия, Япония, Китай, известны длительные застойные периоды господства деспотических режимов, лишавших массы людей участия в управлении, все же в мировой политической истории достаточно четко прослеживается тенденция роста политической активности масс, расширения политических прав граждан.
Нарастание демократической тенденции ясно прослеживается в историческом развитии политической жизни от ранних форм первобытной демократии с её традицией коллективного принятия решений к античным, а затем к средневековым политическим собраниям в городах-республиках Италии, древнего Новгорода и далее — к парламентам стран Западной Европы вплоть до современных развитых форм гражданского общества, существенно ограничивших роль политических структур.
Конечно, многовековая борьба против классовых, национальных и других ограничений еще далека от завершения. Однако это не меняет общего направления эволюции политической жизни в сторону ее демократизации, расширения политическою участия, становления гражданскою общества и правовою государства.
4. Основные принципы и нормы демократической организации политической жизни
Политическая жизнь в демократически организованном обществе становится все более разнообразной. К участию в ней привлекается значительная часть населения, политика в немалой степени «делается на улице». Формами политических действий становятся массовые дискуссии, избирательные кампании, митинги и шествия, акции гражданскою неповиновения, забастовки.
Политические действия различаются по степени их организованности. Они могут быть стихийными, слабо организованными или же, напротив, отличаться высокой степенью организованности. Несмотря на общий рост организованности политических действий, проблема стихийности и беспорядка остается одной из острых политических проблем.
В результате длительною историческою процесса были выработаны определенные нормы, принципы и формы организации политической жизни, которые со временем приобрели вид «политическою катехизиса». Соблюдение этих норм и принципов придает политической жизни устойчивость, стабильность и возможность дальнейшею прогрессивною развития. Эти принципы и нормы сводятся к следующим основным положениям.
• В области личных прав признается право каждою человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища.
• В сфере политических прав устанавливается право каждого гражданина избирать и быть избранным, право на свои политические убеждения, на политические объединения (партии союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования.
• В экономической сфере дается право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение.
• В социальной области провозглашаются права на достойный уровень жизни, на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, на отдых и досуг.
• В духовной сфере признается право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.
Конечно, одною провозглашения указанных прав и свобод недостаточно. Для их осуществления на практике необходимы реальные гарантии. Для этого нужно разработать соответствующее законодательство и обеспечить ею выполнение, а также сформировать соответствующий уровень политической культуры населения, его готовность защищать демократические права и свободы.
Политическая жизнь общества постоянно развивается и совершенствуется. С достаточной четкостью вырисовываются основные направления ее совершенствования или точки роста современной политической жизни, ее перспективы.
Политическая система и прежде всего ее ядро — государство совершенствуется в направлении формирования демократическою правового государства. Под таким государством понимается своего рода идеал государственного устройства. Это государство, которое обеспечивает осуществление прав и свобод своих граждан, а его органы, особенно суды и полиция, точно соблюдают существующие законы. Это государственная власть, не допускающая прямого вмешательства в сферу гражданскою общества, в область самоуправления свободных индивидов и их организаций.
Правовое государство может развиваться только в условиях многопартийности. Многообразие партий необходимо как важнейшее средство выражения интересов различных социальных групп и общностей людей. Без такого многообразия демократическое развитие современного общества невозможно. С этим связана и необходимость совершенствования парламентского механизма функционирования власти, призванного также обеспечивать согласование действий различных политических партий и движений. В ходе их дискуссий рождаются компромиссные решения. В этой работе формируются подлинные политические партии парламентского типа.
Тесно взаимодействуя с политической системой, развивается и гражданское общество. Оно все в большей степени функционирует в качестве самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, существующей в рамках конституции, но в качестве противовеса государству — в виде комплекса независимых экономических, национальных, религиозных и других организаций. Необходимое условие функционирования гражданского общества — высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и полной самостоятельности при включении в тот или иной институт гражданского общества.
5. Особенности политической жизни в современной России
Политическая жизнь в современной России имеет особенности. Она в значительной мере обусловлена тяжело идущими попытками реформировать общество и глубоким экономическим кризисом.
Так, за период 1992—1998 гг. объем промышленного производства сократился вдвое. Так же сократился объем товарооборота. Практически прекратилось обновление технологического парка, в связи с чем резко возросло количество аварий и катастроф. Внешний долг в пересчете на одного жителя вырос за годы реформ в четыре раза.
Переход предприятий к частным владельцам в результате приватизации не улучшил, а ухудшил производственные показатели, доля убыточных предприятий выросла в пять раз и составила по России более 50%.
Социальная структура деформирована до предела: 0,2% семей владеют 2/3 всего накопления, в то время как четвертая часть населения оказалась за чертой нищенства, имея подушевой доход ниже физиологического минимума.
Традиционные духовные ценности вытесняются культом денег и насилия. СМИ активно пропагандируют американский образ жизни, а с книжных полок исчезают произведения классиков отечественной литературы. Все большее число людей впадают в социальную апатию, пытаясь забыться с помощью алкоголя или наркотиков. Каждый год совершается около 60 тыс. самоубийств[4].
В стране нарушены демографические процессы. Увеличилась смертность, рождаемость упала в два раза. В результате впервые за всю историю России численность населения стала сокращаться.
В сфере политической жизни грубо нарушаются основные демократические нормы и принципы. Политическая целесообразность преобладает над законом. Вместо правового государства политическую жизнь направляют указы Президента. Вместо разделения властей утвердилось разделение функций под единоличной верховной властью. Высшие руководители исполнительной и судебной власти нередко назначаются по принципу личной преданности. Мафия рвется к управлению государством. Активно навязывается архаичная идея возврата к монархии.
Все реальнее становится угроза внешней агрессии. Устами известного политолога и общественного деятеля З. Бжезинского в США открыто говорят о необходимости расчленения России и взятии под внешний контроль ядерных военных объектов и атомных электростанций.
Развертываясь в этой кризисной обстановке, политическая жизнь современной России в значительной степени определяется противостоянием трех основных социально-политических концепций, каждая из которых имеет свою социальную опору.
Коммунистическая концепция, определявшая развитие страны с 1917 по 1991 гг., с тех пор претерпела мало изменений. В качестве оптимальной она рассматривает плановую экономику. Жестко придерживается идеи недопустимости частной собственности на землю, считая необходимым сохранить ее главным образом в собственности государства. В политической сфере — ориентация на социалистическую демократию. Философской основой концепции является учение, признающее решающую роль материальных условий в жизни общества.
Социальной опорой этой концепции являются прежде всего наиболее пострадавшие от реформ слои населения — представители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, в том числе работники бюджетных организаций, госсектора, пенсионеры, а также население ряда автономий и регионов так называемою «красного пояса». Выразителями этой концепции в различных ее вариантах являются политические партии и объединения, ведущие свое начало от КПСС.
Либеральная концепция рассматривает в качестве основного критерия успешного экономического развития общества финансовую стабилизацию, а в качестве оптимальной экономической системы — свободную рыночную экономику. Наилучшим политическим режимом для нее является авторитаризм. К идеям рабочего самоуправления относится негативно. Считает необходимым утверждение в максимальных пределах частной собственности, включая и частную собственность на землю. К идее воссоздания СССР относится отрицательно.
Социальной, базой этой концепции выступает крупная буржуазия, прежде всею финансово-бюрократическая олигархия. Ее выразители — партии: Наш дом — Россия, демократический выбор России, Либерально-демократическая партия России, ЯБЛОКО.
И, наконец, концепция конвергентного социализма в качестве основного критерия эффективности реформ рассматривает критерий уровня л качества жизни людей. Экономической основой общества признается смешанная, двухуровневая, планово-рыночная система хозяйства. Политической основой общества провозглашаются органы народовластия — Советы.
Советский парламентаризм, согласно этой концепции, станет альтернативой либеральному парламентаризму, выражающему волю денежной элиты. Но чтобы Советы существовали как органы народовластия, их необходимо защитить от класса бюрократии с помощью демократических мер: путем осуществления принципа делегирования, глубоко обоснованного еще П. Прудоном и М. Бакуниным; назначением исполнительной власти со стороны законодательной; гарантиями соблюдения прав и свобод человека; независимостью суда; отменой привилегий чиновников, зависимостью их оплаты труда от уровня минимальной заработной платы. Высшим органом в стране должен стать Верховный Совет, а не президент с его администрацией. Важнейшей властной структурой должны стать органы рабочего самоуправления на предприятиях.
Частная собственность
сохраняется, но находится в оптимальном сочетании с коллективной и
государственной формами собственности. Земля, ее недра находятся в
собственности государства, а частная собственность на землю ограничивается
размерами до
Что же касается республик бывшего СССР, то они образуют Союз Суверенных Республик, возглавляемый Советом глав государств.
Философской основой данной концепции является традиционная для России философия всеединства, рассматривающая бытие как единство его материальной и идеальной форм.
Однако эта концепция, разработанная ассоциацией независимых ученых, также не имеет сколько-нибудь массовой поддержки[5].
Исход борьбы между этими тремя основными концепциями проблематичен. На результаты этой борьбы будут влиять некоторые специфические особенности современной политической жизни России, важнейшие из которых:
• значительная дискредитация в сознании многих людей как первой, коммунистической, концепции, так и второй, либеральной, модели, которая после восьми лет реформ привела страну к тяжелейшему кризису, грозящему депопуляцией нации;
• отсутствие у большинства населения осознанного выбора политических ориентиров;
• отсутствие в политической структуре общества таких массовых политических партий и объединений, программные установки которых имели бы прочную поддержку большинства населения:
• недостаточная политическая культура значительной части общества, которая формировалась в течение длительного времени на основе одной, монопольно господствовавшей идеологии, что не способствовало выработке у людей навыков свободного выбора между различными политическими концепциями.
Тем не менее анализ показывает, что Россия обладает достаточными материально-техническими, финансовыми и духовными ресурсами, чтобы обеспечить своему народу достойный уровень и качество жизни. Исторический опыт говорит, что эта цель будет достигнута тогда, когда на смену либеральному эгоизму и показному равенству придет такая социально-экономическая и политическая система, которая будет способна объединять личные интересы с коллективными, материальные ресурсы с духовными, либералов с коммунистами, а принципы социализма с нормами рыночной экономики.
Заключение.
Политическую реальность невозможно представить без духовной составляющей — идей, концепций, чувств, настроений и пр. Порою кажется, что именно политические идеи, превращенные в лозунги и программы действий, определяют ход политических событий. При этом таких идей обычно бывает так много и все
они столь различны, что естественно возникает желание объяснить, почему именно эти, а не другие политические идеи, ценности и предпочтения одерживают верх в ту или иную эпоху. Кроме того, периодически попадая в ситуацию, требующую от каждого из нас реального политического выбора, мы стремимся по мере сил разобраться в хаотичном многообразии сегодняшних политических лозунгов и программ. Политология как наука не может (да и не имеет права) предопределять наш личный политический выбор. Но она может и должна создать условия такого выбора, т.е. показать, как функционирует сфера политического сознания, каковы способы его существования, а также механизмы образования и развития.
Список использованной литературы.
1. Белов Г А. Политология. Курс лекции. — М.: ЧеРо, 2002.
2. Гаджиев КС. Введение в политическую науку. — 2-е изд. — М.: Логос, 2000.
З. Галкин А. А., Красин Ю.А. Россия на перепутье: варианты развития. — М.: Весь мир, 1999.
4. Миронов А.В. и др. Политология в логических схемах и понятиях. — М.: Независимый открытый университет, 1999.
5. Современная сравнительная политология. Хрестоматия. — М.: Первый печатный двор, 2001.
6. Бро Филипп. Политология – М.: 2003.
7. Мухарев Р. Т. Основы политологии. – М.: 1998.
[1] Элита (фран. Elite) – лучшие, отборные, избранные группы или представители какой-либо части общества.
[2] Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1983.
[3] Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1990.
[4] Гундарев И. А. Почему умирают в России, как нам выжить? – М.: Медиа сфера, 1995.
[5] Обращение к российской интеллегенции. Что делать? Концепция возрождения России. – М., 1998.