Содержание


 

Введение..................................................................................................... 3

1.Сущность цены и ее функции в условиях переходной экономики....... 5

2.Формирование ценовой политики в условиях современной переходной экономики.......................................................................................................... 11

3. Методы ценообразования в условиях переходной рыночной экономики............................................................................................................................ 13

4.Себестоимость продукции как основа формирования цены.............. 15

5.Влияние на формирование цен внешних и внутренних факторов в условиях переходной рыночной экономики.................................................................... 19

Заключение.............................................................................................. 21

Список  литературы................................................................................ 23


Введение


Одним из ключевых  элементов современной рыночной экономики  являются цены, ценообразование, ценовая политика.

 Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими предприятиями и организациями в качестве одного из самых проблемных вопросов встает вопрос об определении цены на свои товары и  услуги.

В условиях современного рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов.

Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия  обеспечивается на основе маркетинга.

Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга предприятия. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности предприятий, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование предприятий и организаций.

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, что бы устанавливать на новые товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, что бы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

Цель курсовой работы - развитие логического мышления студента, систематизация, углубление теоретических знаний по проблемам маркетинга в переходной экономике, приобретения им навыков самостоятельного решения практических вопросов ценообразования.


 Задача курсовой работы – выявить способность студента к самостоятельной работе и степень усвоения пройденных разделов курса, а так же умение работать с литературными источниками, обобщать и анализировать данные, делать выводы и давать практические рекомендации.

1.Сущность цены и ее функции в условиях переходной экономики.


Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия.

Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.[3,45]

В условиях переходной рыночной экономики понятие «цена» имеет множество трактовок.

Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на  деньги.  [7,130]

Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам.

         Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики.  [9,315]

Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения.

         На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

          Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на современном рынке. Она выступает  как:

    -  индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);

     -  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д. 

В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена в условиях переходной экономики выполняет различные функции. Цена - это посредник    при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.[8,240]

Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, ха­рактеризующих роль, которую цены играют в переходной рыночной экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют,  цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизован­но-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене уда­ется измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое коли­чество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной еди­ницы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата. [4,165]

         Соизмерительная функция заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы различаем более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адек­ватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. [4,166]

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денеж­ных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 мил­лиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц.

Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции. [4,167]

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в де­нежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в каче­стве инструмента регулирования экономических процессов в рыночных условиях. [4,166]

Так, в переходной рыночной экономи­ке цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увя­зывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регули­рующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регули­руемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.

В нерыноч­ной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навя­зываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широ­ком плане — регулирования экономики.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возмож­ности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге ин­вестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области произ­водства за счет оттока средств из устаревших отраслей. [4,169]

         В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структу­ру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или рознич­ные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым, правда, создаются переко­сы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, воз­никают конфликты и на экономической, и на социальной почве.[11,256]

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, про­житочный минимум, потребительский бюджет семьи.

Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии роз­ничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, нали­чие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяй­ства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инст­румента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. [4,172]

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Меха­низм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и при­быль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурент­ной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае произво­дитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.[3,68]

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностя­ми в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуще­ствления отдельных функций приводят к тому, что в условиях переходной рыночной экономики успешно реализовать все функ­ции не представляется возможным.

         В переходной рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического регу­лирования, попытки создать эффективный ценовой механизм вряд ли окажутся пло­дотворными.

Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреа­гирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, со­циальной несправедливостью, принудительным распределением.

Переход от государственных цен к рыночным не может и не должен быть мгно­венным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного воздействия государст­ва на цены, ценовой механизм, ценовую политику.


2.Формирование ценовой политики в условиях современной переходной экономике.

        

Каждое предприятие самостоятельно устанавливает цену на свой товар.

Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление  индивидуальных цен либо единых цен.

Первая формулируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон.

Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен.  Единые цены важны там, где предприятие предлагает рынку стандартизованный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, что бы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке.

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса - это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия. [2,89]

Вместе с тем, ценовая политика многих предприятий нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка.

Согласно данным проведенных исследований, ценовая политика большинства российских предприятий заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Некоторые просто стараются продать свой товар как можно дороже.

Бесспорно, что в области ценовой политики у нас еще отсутствуют необходимые опыт и знания. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.

Прежде всего, речь идет об установлении цены на новый для предприятия товар. Этот вопрос встает при освоении нового продукта, при внедрении уже производимого продукта на новые рынки или при использовании новых каналов сбыта. Предприятие обычно представляет рынку свой товар на основе выбора определенной комбинации между его ценой и качеством.

Предприятия или организации могут предлагать продукт высшего качества по высокой цене, продукт среднего качества по средней цене, продукт низкого качества по низкой цене. Условием применения этих подходов является наличие потребителей, предъявляющих спрос на различные по качеству и цене продукты. Может быть  применена стратегия создания ценовых преимуществ. Если фирма заявляет в своей рекламе: «Предлагаем  товар аналогичного качества, но по более приемлемым ценам», то большинство потребителей предпочтет, естественно сэкономить на цене. [2,92]

Практикуется так же  завышение цен по отношению к полезному эффекту  продукции. в условиях развитой конкуренции это может повредить репутации фирмы. Но в обстановке современной российской действительности, где ценовая конкуренция еще недостаточно развита, это встречается часто.

Установление цен предполагает  конкретную дорожку шагов: определение целей ценовой политики; анализ спроса; оценка издержек; изучение предложения и цен конкурентов; выбор метода ценообразования; принятие окончательного решения об уровне цен.

 Цели ценовой политики.  На новые товары формируются в зависимости от целей ценообразования следующие виды цен: [8,193]

- цена «снятия сливок»;

- цена  внедрения на рынок;

-«психологическая цена»;

-цена следования за лидером;

- цена возмещения издержек производства;

-престижная цена.

Для товаров сформировавшегося рынка характерны следующие виды цен, позволяющие выиграть в борьбе с конкурирующими товарами:

-скользящая (падающая цена) в зависимости от соотношения спроса и предложения;

-долговременная цена (слабо  подверженная изменениям);

-цена потребительского сегмента рынка;

-эластичная (гибкая) цена (быстро реагирующая на изменение спроса)

-преимущественная цена;

-цена на изделие уже снятое с производства;

- цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке;

- договорная цена.

 


3. Методы ценообразования в условиях переходной рыночной экономики.


В условиях становления рыночных отношений  в России вопрос ценообразования очень актуален. С одной стороны предприятие в цену товара  должно включать затраты на производство и реализацию продукции, с другой определенную прибыль.

Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, ибо предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства.   [2,157]

Рассматривая методологию ценообразования, необходимо обратить внимание на сочетание элементов рыночной  и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная цена определяется рынком, на каждом предприятии проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной.

В понятие ценообразование входит совокупность организационных и методологических мер по определению цен  на товары, вступающие после их производства в сферу обращения.

Следует обратить внимание на сложность процесса  ценообразования, поскольку в нем участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всем пути товара от производителя к потребителю.

Процесс ценообразования прежде всего характеризуется конкретизацией задач: получение максимальной прибыли, завоевание рынка сбыта, снижение затрат, борьба с конкурирующими товарами, рост объема производства и продаж и т.д.

Метод прямого калькулирования – составление калькуляции на конкретное изделие или группы изделий (укрупненные калькуляции). Этот метод используется при установлении на продукцию индивидуального производства, на принципиально новые изделия. [8,180]

Нормативно-параметрический метод. Цены на конкретное изделие устанавливаются из нормативов затрат и чистого дохода с учетом технико-экономических параметров, характеризующих потребительскую стоимость изделий. Наибольшее применение получил данный метод там, где имеется тесная связь между параметрами изделия и нормативами затрат ( например при установлении цены на холодильники). [8,181]

Параметрический метод. Предполагает сопоставление показателей качества аналогичных или взаимозаменяемых изделий, оценку различия в этих показателях и определение цены нового изделия, исходя из уровня действующих цен с учетом качества и потребительских свойств. Параметрический ряд – это группа изделий (телевизоры, радиоприемники) или материалов (металлов, тканей), характеризующая единством назначения и общностью технологических процессов изготовления. [8,182]

Наиболее распространенным методом ценообразования из числа параметрических, выступает балловый метод (особенно в легкой, пищевой промышленности). Он применяется, когда невозможно количественно оценить параметры изделия.

Метод удельной цены. Используется при наличии прямой зависимости между основным параметром и ценой.

Метод множественной корреляции применяется, когда есть зависимость цены от нескольких параметров.

Агрегатный метод – практикуется в случае оценки конструктивно сложного изделия, состоящего из самостоятельных изделий, у каждого из которых своя цена. Цена изделия в данном случае сумму цен отдельных изделий, входящих в него. [8,183]


4.Себестоимость продукции как основа формирования цены.


В любом случае основой расчета цены  является себестоимость. Поэтому необходимо дать ее развернутую характеристику.

Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме. [12,164]


Здесь следует обратить внимание на классификацию затрат, включаемых в себестоимость, в зависимости от  различных классификаторов различают:

1.Группировка затрат по однородным экономическим элементам – смета затрат, и по статьям расходов – калькуляция.

2.Смета затрат дает ответ на вопрос, что израсходовано предприятием. Калькуляция – где и на какие цели  затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.

3.По признаку целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные (различные потери).

4.В зависимости от места их возникновения затраты различают как производственные, так и внепроизводственные (реализационные).

5.В зависимости от участия в производственном процессе изготовления продукции затраты делятся на основные и накладные.

6.По способу включения в себестоимость единицы продукции затраты разделяются на прямые и косвенные.

7.По характеру связи с объемом производства затраты бывают постоянные и переменные.

Рассмотренные группировки затрат должны учитываться в процессе ценообразования. Каждая из них несет информацию, необходимую для прогнозирования цены на конкретное изделие и проведения соответствующей ценовой политики, а так же для изыскания снижения резервов затрат в целях обеспечения конкурентоспособности товара.

При расчете себестоимости для целей ценообразования в первую очередь используется деление затрат на прямые  и косвенные.

Прямые затраты – это затраты, которые находятся в прямой зависимости от объема выпуска конкретного изделия. И могут быть пронормированы  в расчете на единицу товара. [11,250]

Косвенные затраты не характеризуются такой зависимостью. Они формируются в целом по участку, цеху, предприятию и распределяются по изделиям пропорционально прямым расходам. К косвенным расходам относится основная часть накладных расходов. [11,250]

Фирмы нередко используют распределение косвенных расходов для выравнивания себестоимости и рентабельности отдельных товаров с целью создания видимости прибыльного производства всему ассортименту.

Особенно важной группировкой    затрат  является их разделение на постоянные и переменные. Постоянные затраты остаются стабильными при изменении объема производства. К ним относятся в первую очередь накладные расходы. Постоянные затраты выступают важным резервом снижения себестоимости и увеличения прибыли, поэтому анализу их динамики уделяется особое внимание. [11,252]

Рассчитав себестоимость, ориентируясь на цены конкурентов, предприятие может приступить к определению цены товара. Цена должна полностью возмещать издержки производства (себестоимость), а так же обеспечить получение определенной нормы прибыли.

Наиболее простой и распространенной считается методика ценообразования «средние издержки + прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Прибыль зависит от рентабельности. При выборе уровня рентабельности  предприятие учитывает свои минимальные потребности в массе прибыли, предполагаемую рентабельность, заложенную в цены конкурентов. [12,161]

Другой метод ценообразования, основанный  на издержках, ориентируется на получение целевой прибыли. В данном случае цена устанавливается предприятием из расчета желаемого объема прибыли.

Расчет на основе « ощущаемой ценности»  товара является одним из эффективных методов ценообразования, широко применяемых в настоящее время в разных странах. В данном случае ориентация на затраты отступает на второй план, главным становится восприятие товара покупателем. [12,163]

Выбрав одну из методик образования цены, предприятие приступает к определению окончательной  цены товара. При этом в цене учитывается психологическое восприятие покупателем товара данной фирмы. Назначенную цену  следует проверить на соответствие  проводимой  предприятием ценовой политики, а так же спрогнозировать возможную реакцию конкурентов на предлагаемую цену.

         Анализируя прибыль, следует  иметь ввиду, что она, прежде всего, характеризует экономические отношения, связанные с расширенным воспроизводством. Размер прибыли определяется уровнем рентабельности в данной отрасли, который в свою очередь формируется объективно и обусловливается темпами расширенного воспроизводства. Уровень рентабельности конкретного  производства должен обеспечивать увеличение накопления и потребления. [12,162]

В соответствии  с сформировавшимся уровнем рентабельности в отрасли определяют размер прибыли каждого товара. Предприниматель при формировании цены на свой товар включает в цену такую норму прибыли которая с одной стороны устраивала бы его как бизнесмена, а с другой стороны – соответствовала цене рынка, так как окончательно цена формируется на рынке  под действием спроса и предложения, а так же  всех рыночных факторов ценообразования. [12,165]

Любой предприниматель стремится увеличить  свой доход, что можно достичь  следующим образом:

путем повышения цен, что в свою очередь возможно, как правило, при монопольном производстве;

снижением себестоимости за счет повышения технического уровня  производства, роста производительности труда, эффективного использования всех ресурсов;

улучшения технико-экономических характеристик и полезности товара.

В российской экономике  существенным фактором, оказывающим  большое влияние на увеличение цены, является инфляция. Это необходимо учитывать при формировании цен.


5.Влияние на формирование цен внешних и внутренних факторов в условиях переходной экономики.


Не зависимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие  отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара.  Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от деятельности предприятий и организаций) и внешние (не зависящие от деятельности предприятий и организаций). [8,194]


         К внутренним критериям можно отнести:

рекламу (чем удачнее, оригинальнее, тем цена товаров производителя выше);

специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки,  чем уникальнее качество, тем цена выше);

особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

специфику жизненного цикла продукции;

мобильность производственного процесса;

длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

организацию сервиса при продаже и в последующем периоде;

объем рынка;

имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

К внешним критериям относят следующее: [8,196]

политическая стабильность страны-производителя и государств, где происходит  сбыт продукции фирмы;

отсутствие на свободном рынке каких то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

характер регулирования экономики государством;

уровень и динамика инфляции;

объем  и отличительные черты существующего и перспективного покупательского спроса;

наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

Что хочет  добиться предприятие, формируя свою цену на конкретный товар или услугу?

 Наиболее распространенные подходы в данной сфере таковы:

получить в полной мере  запланированную прибыль;

увеличить объем продаж;

завоевать более солидную долю рынка;

попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;

ослабить конкурентов;

сформировать определенный имидж  товара. [2,106]

 

Цель курсовой работы - дальнейшее развитие логического мышления студента, систематизация, углубление теоретических знаний по проблемам маркетинга в переходной экономике приобретения им навыков самостоятельного решения практических вопросов ценообразования.


Заключение

Механизм цен, ценообразование, ценовая политика – очень сложный  и тонкий инструмент рыночной экономики в условиях переходного периода, в действии которого разобраться весьма непросто.


 Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.


 В заключении отметим, что предприятия и организации сами  определяют свою ценовую политику, применяет свои методы ценообразования с учетом всех факторов, изученных в процессе выполнения курсовой работы.


         Я считаю, что ценовая политика и ценообразование – это сложный творческий процесс, требующий от руководителей предприятий и организаций, компетентности в области маркетинга, финансов, экономики и пр.


         Цель курсовой работы выполнена: рассмотрены разновидности цен в условиях рыночной экономики, их функции, все возможные методы ценообразования, критерии, влияющие на формирование цен.

          

Список  литературы.

1.Гражданский кодекс РФ.Ст.395.

2.Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. М., Политиздат, 1989 г.

3.Инфляция: ценообразование и денежное обращение. М., ИМЭМО РАН, 1994.-326с.

4.Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории – М.: «Владос», 1996.-621с.

5.Певший Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М., МО, 1993 г.

6.Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен. Письмо Комитета РФ по политике цен. №01-17/030-23 от 01.12.92 г.

7.Проблемы развития механизма ценообразования, колл. авторов, М., НИИ по ценообразованию, 1990 г.-202с.

 8.Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики/Под ред. Г.И. Рузавина. -М. Банки и биржи, 1994.- 319 с.:ил.

9.Рюмин В.П. Как рассчитать цену на научно-техническую продукцию. М., Финансы и статистика, 1993 г.-154с.

10.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996, 608с.

11.Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М. 1995.-248с.

12.Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. -224с.