Содержание
Введение. 3
1.Понятие и сущность оффшорного бизнеса. 4
1.1 Страны регистрации оффшорных компаний. 7
1.2. Профили деятельности фирм. 9
1.3 Учреждения и регистрация оффшорной компании. 10
1.4 Управление компанией. 14
2. Современное состояние и проблемы Российских оффшорных компаний. 17
2.1 Свободные экономические зоны в России. 17
2.2 Некоторые проблемы развития российских оффшорных компаний.. 19
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Введение
Свободные экономические зоны (СЭЗ) и оффшорные компании прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами" и оффшорными компаниями, не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? Для ответа на такие вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике. Это является целью работы.
Главными задачами можно выделить:
1. Изучить сущность оффшорных компаний: понятие, регистрация, деятельность, управление и т.д.
2. Изучить основные проблемы оффшорного бизнеса в Российской Федерации.
1.Понятие и сущность оффшорного бизнеса
Нынешнее время привнесло в повседневную практику такое понятие как оффшорные компании, ранее нашему сознанию непривычное. Газеты пестрят объявлениями за несколько сотен долларов зарегистрировать компанию в безналоговой зоне и открыть счет в крупнейших банках мира. Конечно, трудно винить современных российских предпринимателей за их желание хранить деньги за границей и быть обеспеченными определенными налоговыми льготами. Сама нестабильность политической и экономической жизни заставляет их идти на этот шаг, при этом нисколько не заботясь о том, насколько этически обоснована будет деятельность подобного бизнеса.
Оффшор (offshore – “вне границ”) – юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран[1]. Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Важно заметить, что льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению страны, где он ведет свою деятельность.
С точки зрения международного права оффшорная компания является самостоятельным юридическим лицом и ведет свою деятельность согласно законам страны регистрации. В настоящий момент в мире насчитывается порядка 60 стран, предусматривающих налоговые льготы для оффшорных компаний. Оффшорные компании вправе открывать неограниченное количество счетов в любых банках мира. Их деятельность фактически никому не подотчетна, в большинстве “налоговых гаваней” ежегодная отчетность сводится к перечислению фиксированного сбора.
Для чего нужен оффшор? Существует несколько ответов на этот вопрос[2]:
1. Сейф. Предположим, что бизнесмен накопил некие средства и хочет положить их в безопасное место, иметь к ним немедленный доступ, свободно распоряжаться ими и свободно перемещать их по всему свету, уберечься от политической нестабильности того государства, где он живет, укрыться от лишних налогов. Для этого нужен банк в надежной, стабильной стране. Но если он откроет счет на свое имя, то во-первых это будет нарушение закона (для этого нужна лицензия РФ), во-вторых, очень велика вероятность нарушения конфиденциальности (в платежных поручениях в графе "Получатель" будет стоять его имя; личная кредитная карта с его именем прямо говорит о том, что у него есть счет за границей и т.д.), в-третьих, ограничивает возможности использование счета. Выход – открыть оффшорную компанию, где он являлся бы директором, распоряжался бы счетом компании (о том, что он еще и владелец, никто не узнает), что законом не запрещено.
2. Участник бизнеса. Если компания ведет внешнеэкономическую деятельность, то нужно оптимизировать налоги, упростить документооборот, ускорить финансовые потоки и обеспечить их надежность, уберечься от произвола фискальных органов. Оффшорная компания – это выход, который позволит решить многие проблемы. Она играет роль посредника между местной компанией и продавцом (покупателем), с которым компания ведет свой международный бизнес.
3. Участник на рынке ценных бумаг. К примеру, оффшорная компания открывает счет типа "С" в российском банке и работает с государственными облигациями.
4. Импорт основных средств. Чтобы импортировать, скажем, линию по розливу напитков и не платить таможню и НДС, надо приобрести эту линию на оффшорную компанию и внести эту линию как уставной фонд в СП. Можно также устроить лизинг этого оборудования для российской компании и перечислить за границу проценты по лизингу, а все платежи отнести на расходы.
Таким образом, в России особая ценность оффшора заключается в возможности юридически безукоризненно перемещать капитал в экономически стабильные и безопасные страны. Кроме того, оффшоры часто выступают в качестве вспомогательных подразделений основной компании-резидента, беря на себя часть оборота и аккумулируя прибыль. В некоторых секторах отечественной экономики, доля оффшоров уже сопоставима с резидентными компаниями. Так, на рынке корпоративных ценных бумаг роль инвестиций со стороны оффшоров является определяющей. Например, в структуре владельцев РАО ЕЭС России доля оффшорных компаний составляет порядка 25%. Тенденция расширения оффшорных операций характерна не только для российских компаний, но и для мирового бизнеса. Показательными здесь являются страховые схемы для вывода из-под налогообложения части прибыли, используемые крупными европейскими холдингами: холдинг создает оффшорную страховую компанию, страхует через нее риски, по которым заведомо не наступит страховое событие и перечисляет часть прибыли на страховые премии, затем эти средства в виде займов снова заводятся в основной холдинг. Таким образом, использование оффшорных схем позволяет финансовым менеджерам приносить своим компаниям немалые прибыли.
В российских условиях непосильного бремени налогообложения, делающего целые сектора экономики нерентабельными, именно оффшорные схемы позволят сделать бизнес высокоприбыльным. Потребность в оффшорной компании в контексте российской экономической жизни, чаще всего возникает у предпринимателей, имеющих потенциально высокие финансовые результаты собственной деятельности, но которые могут измениться, вследствие государственного вмешательства или нестабильности рынка. Ценные бумаги, банковская деятельность, торговые операции на рынках с высокой доходностью и большей доле иностранных контрагентов.
1.1 Страны регистрации оффшорных компаний
Перед тем, как приобрести оффшорную компанию, следует четко определить какой круг операций будет проводится через нее и подходит ли для этих целей страна регистрации. Кроме того, немаловажным здесь следует считать вопрос престижа компании. Этот аспект является весьма важным и проявляет себя уже на этапе открытия счетов, особенно в респектабельных банках.
Страны, где регистрируют оффшорные компании, условно можно разделить на несколько категорий:
1. Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование – это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. На Маршалловых островах даже можно создать компанию без выплаты уставного капитала, с выпуском акций на предъявителя. Обычно в таких странах не ведется реестр акционеров и директоров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая. Обычно такие компании используют как сейф и для финансовых транзакций.
2. Государства, где кроме оффшорных компаний, существуют обычные (оффшорные – onshore), которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Это – Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн и др.
3. Откровенно говоря, совсем не оффшорные страны, а совсем даже наоборот, но если правильно там себя вести, то можно работать во вполне приличной компании и платить совсем немного. Это – США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров. Однако, есть организационно-правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы. Такие компании подходят как для ведения солидного бизнеса, так и для простого хранения денег.
На следующей таблице сравниваются страны, в которых можно открыть оффшорную компанию[3]:
Юрисдикция |
Британские Виргинские острова |
Багамские острова |
Панама |
Ирландия |
Кипр |
Делавэр LLC |
Делавэр Corporation |
Официальный язык |
английский |
английский |
английский, испанский |
английский |
греческий, турецкий |
английский |
Английский |
Налогообложение прибыли |
нет |
нет |
нет |
нет |
4.25% |
нет |
Нет |
Раскрытие реальных владельцев |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
нет |
Нет |
Акции на предъявителя |
да |
да |
да |
использование затруднено |
нет |
нет |
Нет |
Мин. Оплаченный капитал |
нет |
нет |
нет |
ukF 2 |
cyP 1 000 |
нет |
usD 1 |
Стандартный объявленный капитал |
UsD 50 000 |
usD 5 000 |
usD 10 000 |
irF 1 |
cyP 5 000 |
нет |
usD 150 000 |
Валюта объявленного капитала |
любая |
любая |
любая |
любая |
cyP 1 000 |
usD |
Любая |
Мин. Число акционеров |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Мин. Число директоров |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Корпоративные директора |
да |
да |
нет |
нет |
да |
нет |
Нет |
Секретарь |
нет |
нет |
да |
да |
да |
нет |
Да |
Публичная регистрация директоров |
нет |
нет |
да |
да |
да |
нет |
Нет |
Публичная регистрация акционеров |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
нет |
нет |
Необходимость ежегодного аудита |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
да |
да |
Требование ежегодного отчета |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
да |
да |
1.2. Профили деятельности фирм
Выбор места расположения оффшорной компании в первую очередь зависит от профиля ее деятельности. В мировой практике фирмы, расположенные в “налоговых гаванях” и местах с льготным налогообложением можно разделить на следующие виды:
1. Компании финансовой ориентации (оффшорные банки, финансово-посреднические компании, страховые компании);
2. Торгово-посреднического профиля (экспортно-импортные, закупочные, дистрибьюторские и т.п.).
3. Кроме того, для инвестирования за рубежом фирмы с международными активами могут создавать оффшорную компанию холдингового типа. К таким компаниям можно отнести: оперативно-холдинговые компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами.
В зависимости от сферы деятельности создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы. Так финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на прибыль и на распределение банковского процента. При открытии же страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятельности, в частности более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов. Также при регистрации фирмы учитываются условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных “налоговых гаванях”. Однако создание оффшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операции, иначе затраты на содержание компании не окупают себя.
На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.
Для российских же фирм одной из причин создания оффшорных компании является возможность открытия корпоративного счета в зарубежном банке, что дает дополнительные возможности по управлению денежными средствами (например, ускорение расчетов, отсутствие ограничений в валютных платежах, конфиденциальность и т.д.). В России деятельность оффшорных компаний широко распространена в высокодоходной финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, "фирмы-прикрытия" и "стеллс-фирмы" для сделок с природными ресурсами (особенно с нефтью), холдинговые структуры. Однако при создании оффшорной компании российские учредители сталкиваются с рядом трудностей административно-правового характера. Во-первых, самого понятия “оффшор” в российском законодательстве нет. В соответствии же с законом “О валютном регулировании и валютном контроле” внесение средств в уставный капитал (прямые инвестиции) и приобретение ценных бумаг (портфельные инвестиции) рассматриваются как “валютные операции, связанные с движением капитала” и требуют лицензирования со стороны Центрального банка России. Таким образом, достаточно трудно создать оффшорную компанию, не нарушив положений валютного контроля и таможенных норм. Несмотря на это в настоящее время, по данным журнала Offshore Express, из 1,5-3 млн. оффшорных компаний, зарегистрированных в мире, около 50 тысяч российских.
Однако стоит отметить, что во многих европейских странах введено противооффшорное законодательство, предусматривающее дискриминационные меры по отношению к компаниям открытым в “налоговых гаванях”, некоторые же банки стараются не открывать счета оффшорным компаниям.
1.3 Учреждения и регистрация оффшорной компании
Инкорпорация оффшорной компании обычно осуществляется по индивидуальным заказам с учетом инвестиционных намерений клиента. Местная администрация и юридические компании ради экономии времени предельно упростили и стандартизировали эту процедуру.
Создание и регистрация оффшорной компании могут проводиться как самими учредителями, так и по их доверенности местными и международными юридическими фирмами.
В первом случае требуется личное участие всех учредителей-акционеров в составлении, оформлении и представлении учредительных и регистрационных документов в местный регистр компаний, найме местного персонала, аренде юридического адреса, средств связи и помещения для проектируемой компании, установлении необходимых контактов с местной администрацией и т.п. Очень редко учредителям удается с первой попытки зарегистрировать свою компанию без юридических накладок, возврата документов и потерь времени.
Во втором случае учредителям достаточно после внесения определенного задатка в юридическую фирму сообщить ей необходимый минимум информации о себе и создаваемой компании и ждать регистрационное свидетельство. Большинство инвесторов предпочитает пользоваться услугами юридических фирм, так как в их исполнении учреждение и регистрация обходится без осложнений и не требует личного выезда учредителей в страну регистрации компании.
Практически во всех оффшорных центрах разработана типовая документация, в том числе стандартные учредительный договор, устав и другие учредительные документы и формы, и если время позволяет, учредителям достаточно заказать юридической фирме заказную оффшорную компанию, которая в зависимости от оффшорной юрисдикции будет создана в течение нескольких дней или недель. Заказная компания создастся и в том случае, если у учредителей имеются особые нестандартные пожелания по ее названию, учредительному договору, уставу, а учет таких пожеланий требует дополнительных согласований, экспертиз и расходов. В этом случае особенно вероятны случаи возврата регистрационных документов для уточнения, переоформления и обоснования, поскольку особые пожелания могут и не совпадать с нормами местного оффшорного режима.
В динамичном оффшорном бизнесе фактор времени котируется очень высоко, и в определенных случаях предприниматели предъявляют спрос на экспресс-регистрацию оффшорной компании. Большинство местных и международных юридических фирм в состоянии удовлетворить этот особый спрос, предлагая клиентам полочные компании с молниеносной перерегистрацией их на нового хозяина в течение одного дня и даже одного часа.
Возможность экспресс-регистрации обеспечивается наличием типовых учредительных и регистрационных документов и форм, четким режимом регистрации, готовностью юридических контор ради удобства клиентов идти на дополнительные трудовые и финансовые затраты и сотрудничеством местной администрации с юридическими фирмами. Если местный регистр компаний не настаивает на дотошной проверке деловой репутации учредителей, то юридические фирмы в состоянии заранее учредить и зарегистрировать необходимое количество оффшорных компаний на имя своих служащих с перспективой их сверхскоростной продажи будущим клиентам. В этом случае служащие юридических фирм выступают в роли учредителей, директоров и секретарей готовых компаний, регистрационные документы которых в ожидании покупателя поступают на полку (отсюда и название полочная компания).
По получении заявки и предоплаты от клиента юридическая фирма оформляет куплю-продажу готовой компании специальным актом о переходе ее акций в собственность клиента и протоколом собрания акционеров об отставке акционеров и директоров первого состава и вступлении в права новых акционеров и директоров готовой компании. После соответствующего уведомления регистра компаний продажа готовой компании новому владельцу становится свершившимся фактом.
Так что феномен готовых компаний - это не рекламный трюк, а результат совместных усилий местной администрации, юристов-инкорпораторов и владельцев компаний по ускоренному прохождению регистрационной процедуры.
Регистрируя готовые компании впрок, до их продажи будущим клиентам, юридические фирмы кредитуют расходы клиентов по учреждению и регистрации этих компаний и на период до их реализации замораживают свои средства. Если готовые компании оказываются не проданными до наступления сроков уплаты годового сбора (а это максимум 1 год), то в этом случае юридические фирмы должны сами уплатить этот сбор за находящиеся в их собственности полочные компании. Наконец, юридические компании несут определенную моральную ответственность за возможные неблаговидные поступки зарегистрированных ими, а затем проданных новым владельцам, готовых компаний перед местной администрацией.
В возмещение затрат и компенсацию расходов юридических фирм готовые компании продаются по ценам выше цен заказных компаний на 15 - 20%, и клиенты считают эту цену резонной и обоснованной - за экономию времени, надежность, заочность и качественное оформление учредительных и регистрационных документов готовых компаний.
Готовые компании - это преимущественно новые компании, еще не начавшие коммерческие операции и потому не накопившие никаких обязательств перед третьими лицами. Они в буквальном смысле законсервированы на полке, а точнее, в сейфах юридических фирм в ожидании своих новых хозяев. Однако в распоряжение юридических контор порой возвращаются ранее проданные готовые компании, от которых их новые владельцы по тем или иным причинам отказались. За такими уже “бывшими в употреблении” готовыми компаниями могут числиться самые неожиданные, в том числе долговые, обязательства, которые могут быть предъявлены к исполнению новым владельцам компаний. На этот гипотетический случай новому владельцу не мешает получить от продавца официальную письменную декларацию о том, что предлагаемая клиенту готовая компания является вновь созданной компанией, что ранее она не вела никаких коммерческих операций и на момент смены владельца не имеет никаких обязательств перед третьими лицами.
В деловой практике оформление таких деклараций не считается чем-то зазорным, и если по каким-либо соображениям продавец уклоняется от ее выдачи, то в этом случае спокойнее приобрести действительно новую готовую компанию, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Одним из плюсов готовых компаний учредители склонны считать и то обстоятельство, что предварительная регистрация готовых компаний на имя служащих местных юридических фирм, по сути, дела избавляет учредителей от обязательной проверки их деловой репутации со стороны местной администрации оффшорных центров, а юридические фирмы такой проверкой своей клиентуры обычно себя не утруждают. Этот нюанс увеличивает популярность готовых компаний среди инвесторов.
Если в 80-е годы предложение готовых компаний было экзотической новинкой оффшорного бизнеса, то сегодня почти все оффшорные центры предлагают их своей клиентуре. На российском рынке регистрационных услуг представлен широкий ассортимент готовых компаний основных оффшорных юрисдикций при большом разбросе цен на них. Иностранные юридические компании поддерживают тесные деловые контакты с местными инкорпораторами, которые по их заказам от своего имени учреждают и регистрируют готовые компании на местах и затем по инструкциям партнеров оформляют их на имя новых российских владельцев пакетом из нескольких стандартных документов. Некоторые местные юридические фирмы устанавливают прямые контакты с российскими агентами, работающими на комиссионных началах, или открывают в России свои представительства и филиалы для прямой работы с российскими клиентами.
По оценкам экспертов, российские предприниматели отдают явное предпочтение готовым, а не заказным компаниям, и этот выбор, по-видимому, имеет свои специфические резоны. За скорость, высокое качество и простоту регистрации готовых компаний они согласны платить надбавку в 15 - 20% от цены регистрации обычной заказной компании.
1.4 Управление компанией
Оперативное управление компанией, а точнее, ее активами, производится директором или, в случае номинального директора, поверенным на основании доверенности. У вновь испеченной оффшорной компании может быть один вид актива: банковский счет. То есть вопрос сводится к управлению банковским счетом. Как правило, большинство банков допускают управление счетом по факсу или с помощью программного обеспечения для персонального компьютера – по модему. Для этого существуют специальные способы защиты от несанкционированного доступа к счету.
Открытие банковского счета наиболее тонкая и ответственная часть всего процесса работы с оффшорной компании. Счет можно открыть[4]:
1. Лично, т.е. явится в банк с документами и печатью компании и, представ перед клерком банка, попытаться произвести на него благоприятное впечатление. Надо иметь в виду, что почти все банки в мире озабочены проблемой отмывания денег и, надо доказать, что поступление денег будет совершено из чистых источников. Надо будет рассказать как можно подробнее о бизнесе, где и что покупается, кому и где продается, где у компании есть еще счета, какая имеется российская компания, сколько времени она функционирует и т.д. При этом могут потребоваться какие-нибудь дополнительные рекомендации. Даже при выполнении всех этих условий, никто не гарантирует, что счет все-таки будет открыт.
2. Через посредника. Посредник – это адвокатская или юридическая фирма, которая достаточно хорошо знакома банку, чтобы доверить ей функции клерка по открытию счетов, т.е. заверение копий, учредительных документов, копии паспорта, подписей на формах и карточках образцов. Обычно посреднику доверяется и заполнение ответов на вопросник, в котором должна содержаться исчерпывающая информация о новом клиенте лично и его бизнесе. Рекомендация, выданная посредником, зачастую играет решающую роль в решении банка об открытии счета.
Как бы не открывался счет для компании, лично или через посредника, необходимо представить учредительные документы компании, полномочия выступать от имени компании (назначение директором или доверенность), паспорт. Если компании больше чем один год, то надо представить также выписку из торгового реестра не старше 6 месяцев (Certificate of Good Standing). Все документы компании должны быть легализованы, т.е. иметь юридическую силу в стране, где находится банк. Легализацию можно провести через консульство той страны, где находится банк.
Для обеспечения защиты счетов от несанкционированного доступа, банки применяют различную технику. Это может быть и подтверждение голосом после отправки факса. Наиболее надежно работают таблицы кодов, известные только клиенту и банку, которые выдаются клиенту при открытии счета. Каждому конкретному платежному поручению соответствует один и только один код, который проверяется банком, и исполнение происходит только по положительному результату проверки. При использовании модемного управления счетом, в пакет программного обеспечения входит также проверка на правильность пароля входа в программу управлением счета.
Выписки со счета обычно можно попросить прислать по факсу, при модемном управлении выписки предоставляются в электронном виде. В некоторых юрисдикциях (например, в США) ежемесячные выписки посылаются по почте, поэтому надо иметь почтовый адрес в этой стране, иначе банк пришлет выписку на российский адрес. Это письмо будет идти около месяца, и будет означать полную потерю конфиденциальности через отечественную почту.
Надо иметь в виду, что банку небезразлично, откуда и за что приходят на счет деньги. Время от времени будет проверяться соответствие описания бизнеса, которое получил банк при открытии счета и реального оборота на счете. Поэтому в графе “назначение платежа” необходимо указывать за что получена та или иная сумма, номера инвойсов, контрактов и т.п. Если переводятся крупные суммы, то не лишим будет послать банку по факсу хотя бы инвойс, не говоря уже о контракте. Не надо забывать вовремя побеспокоиться о своевременном предоставлении банку свежего Certificate of Good Standing и вовремя обновлять доверенность.
Как правило, банки при наличии страхового депозита предоставляют корпоративные карты VISA или MasterCard. Это значит, что надо выбрать для себя месячный лимит, т.е. сумму месячных трат кредитной картой. Банк из США попросит заморозить на депозитном счете сумму, равную месячному лимиту, европейский банк попросит сделать то же, но сумму попросит заморозить вдвое больше. Как правило, карточный счет соединяется с текущим, это значит, что траты с кредитной карты будут списаны с текущего счета. Страховой же депозит находится в неприкосновенности. На корпоративной карте выбито название компании и имя того, кому доверено ей пользоваться. Корпоративная карта говорит о том, что человеку доверено пользоваться счетом компании в определенных пределах, но не более.
Можно открыть счет в российском банке. Существует несколько режимов рублевых счетов для компаний – нерезидентов России, но для всех них надо провести процедуру аккредитации и встать на учет в налоговую инспекцию, встать на учет в фонды и получить коды в Госкомстате. Для открытия валютного счета необходимости в аккредитации нет, достаточно только зарегистрироваться в налоговой инспекции. Учет необязательно вести по установленной форме, отчет по прибыли в форме декларации – раз в году, по НДС, если есть, – ежеквартально.
2. Современное состояние и проблемы Российских оффшорных компаний
2.1 Свободные экономические зоны в России
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути; вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.
В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций[5]. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.
Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.
Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы, постановления правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв, таким образом, новый специальный раздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.), т.е. дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным.
Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.
2.2 Некоторые проблемы развития российских оффшорных компаний
При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему.
Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей"[6]. Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ и оффшорных компаний на территории России.
Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения через российский парламент федерального Закона "0 свободных экономических зонах", направив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономической политике соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное толкование указанной статьи российской Конституции.
Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?
Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов".
В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс.кв. км, или Алтайский край - 262 тыс.кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территории России.)
Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ[7].
В результате, как отмечено в, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспорто-производящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспорто-вывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы была изучена система оффшорного бизнеса и понятие свободных экономических зон.
Были достигнуты следующие задачи:
1. Изучена сущность оффшорных компаний: понятие, регистрация, деятельность, управление и т.д. Оффшорная компания (offshore – “вне границ”) – это юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран.
2. Изучены основные проблемы оффшорного бизнеса в Российской Федерации.
В целом создание оффшорных компаний является эффективным инструментом налогового планирования, валютной деятельности. В будущем, с подъемом промышленного производства и дальнейшей концентрации капитала, стоит ожидать нового всплеска создания российскими фирмами оффшорных компаний.
В сегодняшние дни проблема перекачки финансовых средств за рубеж стоит особенно остро. Люди больше не верят Российскому государству и не видят способа вести внутри страны легальный бизнес. Подорваны отношения с иностранными партнерами, запад постепенно отворачивается от нас. В стране действуют жесткие условия хождения иностранной валюты. Все это не может не толкать отечественных промышленников к выходу на западные рынки, провоцируя их на вывоз капитала.
Список литературы
1. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11.
2. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12.
3. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3.
4. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
5. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39.
6. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 1996, N 7.
7. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1999, N 5.
8. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 2002, вып. 3.
9. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 1997, N 12.
10. Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. – Екатеринбург.: АСН, 2001.
11. П.Х. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей – М.: Прогресс, 2002 г.
12. Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.
13. Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003.
14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов /. Под ред. Строва Л.Е. – М.: ИНФРА-М, 2003.
15. Ворст Й., П.Ревентлоу “Экономика фирмы”. – М.: “Высшая школа”, 2003.
[1] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11, с.34-44.
[2] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11, с.35.
[3] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11.- с 50.
[4] Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. – Екатеринбург.: АСН, 2001. с. 211.
[5] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126.
[6] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.133.
[7] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.139.