Содержание






1. Дифференциация торговых предприятий по собственности, юридическому статусу, специализации. 2

1.1 Формы собственности. 2

1.2 Организационно-правовые формы предприятий. 6

1.3 Виды торговых предприятий. 12

2.  Роль и значение торговли для современного общества. 15

3.  Практическое задание. 17

Список литературы.. 19



1. Дифференциация торговых предприятий по собственности, юридическому статусу, специализации

1.1 Формы собственности.

Формой собственности будем называть её вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форм у собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. Исходя из такого определения, выделим следующие формы собственности.

Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта[1]. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему.

В пределах индивидуальной собственности в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником можно различать личную и частную собственность. Личную собственность отличают от частной двояким образом.

Во-первых, полагая, что личная собственность охватывает объекты индивидуальной собственности, используемые, потребляемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. Соответственно частная собственность – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребления за определенную плату другим лицам. Такое определение применимо к объектам в виде имущества и предметов потребления. С другой стороны, можно вообще считать, что личная собственность суть собственности на предметы домашнего обихода, личное имущество, потребительские товары.

Другой подход к частной собственности заключается в том, что это суть объекты индивидуальной собственности, используемые с применением чужого, наемного труда, тогда как личная собственность охватывает только объекты, используемые с применением личного труда собственника. Такое определение распространяется, естественно, в основном на средства производства.

Отметим, что согласно как первому, так и второму определению и обоим вместе взятым знание субъекта и объекта собственности само по себе не даёт возможности отличать личную собственность от частной. Один и тот же объект может быть и личной и частной собственностью в зависимости от характера его использования, применения, потребления. В то же время, используя одно из определений или оба вместе, невозможно четко определить грань, отделяющую  личную собственность от частной, и установить сам факт использования личной собственности как частной, если этим вообще стоит заниматься.

Вторая форма собственности – это коллективная в широком смысле этого слова или многоличная собственность. В пределах многоличностной формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества, но гораздо чаще выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное общество, предприятия, компания) либо государственный орган, общественная организация. Многоличностную собственность удобней было бы наименовать просто общей, но термин “общая собственность” трактуется в Гражданском кодексе Российской Федерации как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, то есть как групповая собственность.

Говоря о многоличностной собственности, мы исходим из самого широкого понимания её как многообразия общественных по своей природе форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная, в известном смысле общественная, форма.

Разделение форм собственности на индивидуальную и многоличностную отражает весьма укрупненное структурирование разнообразных форм, охватывающих во всем своем многообразии значительную их совокупность. Отметим, что подобное разделение собственности на две формы: индивидуальную и многоличностную – не является общепринятым ни в экономической науке, ни в практике. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную и муниципальную форму собственности, признавая в то же время возможность существования других форм. В то же время широко известно разделение собственности  на собственность юридических и физических лиц. Последняя форма явно ассоциируется с индивидуальной собственностью.

Думается, что следует выделить такую форму, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченное в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну[2]. Эти богатства следует назвать общенародным достоянием. Они являются исключительным объектом собственности всего народа. По отношению к этому объекту собственности должна применяться формула: “это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности”. На пользование такой собственностью дворник имеет равные права с президентом, все становятся в общую очередь распорядительство общенародной собственностью по поручению её владельца – народа, населения могут осуществлять только органы народовластия.

Что же касается государственной собственности, то она вовлечена в общественное производство и потому не может принадлежать всем на равных началах. В итоге в укрупненном представлении совокупность форм собственности охватывает[3]:

-     общенародную – в виде природных богатств общенародного пользования, обладающей общей и равной доступностью для всех членов общества (к сожалению, эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных актах о собственности);

-     государственную – природные богатства, основные производственные средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности – переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение государственных органов на определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности;

-     региональную государственную, преданную в ведение и распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);

-     коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

-     коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, преданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. Это, по сути, производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности;

-     общую – в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащим двум или нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по своему усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений (к таким формам в определенной степени относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;

-     индивидуальную, представляющего имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность (рис. 1).


Скругленный прямоугольник: ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ













Общенародная

 




Рис. 1. Формы собственности[4]


Таким образом, существует многообразие форм собственности, и каждое торговое предприятие вправе самостоятельно определять для себя форму собственности.

 

1.2 Организационно-правовые формы предприятий

Согласно Гражданскому Кодексу в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Полное товарищество

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.

Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны.

Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

 

 

Товарищество на вере

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.  Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими по правилам Гражданского Кодекса о полном товариществе.

Общество с ограниченной ответственностью

Согласно статье 87 ГКРФ, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников[5].

Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 Гражданского Кодекса, условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Общество с дополнительной ответственностью

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью".

Акционерное общество (закрытое и открытое)

Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.

  Акционерные общества обеспечивают три важные цели[6]:

-     Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг;

-     Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и предприятий малоэффективных в более эффективные отрасли;

-     Усиление мотивации труда.

Выпуск акций предприятием с целью мобилизации денежных средств не меняет его статуса, то есть не преобразуются организационно-правовые процедуры: собрание будущих участников, определение уставного фонда, разработка устава и его государственная регистрация.

         В зависимости от того, кому принадлежат акции, акционерные общества могут быть государственными, кооперативными, общественными, смешанными.

Акционерные общества создаются двух типов - закрытие и открытые.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

            Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, что акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны. Общества с ограниченной ответственностью создают такой фонд только за счет пайщиков. Если существующие общества начнут выпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие «ограниченная ответственность» означает, что пайщик несет ответственность только в размере своего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется, в отличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своим имуществом. Вклады (акции) участников акционерного общества (товарищества) с ограниченной ответственностью могут переходить от одного собственника к другому только с согласия других собственников (акционеров) в порядке, предусмотренном уставом.

Государственные и муниципальные унитарные

предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

Это наиболее простая форма осуществления коммерческой деятельности. Она удобна в том случае, если сфера деятельности индивидуального предпринимателя довольно узка, рынок и объем продаж не слишком обширен, а количество наемных работников невелико.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно, от собственного лица и на свой риск вступает в хозяйственный оборот. Традиционно индивидуальный предприниматель относится к субъектам малого предпринимательства, что позволяет использовать предоставляемые законодательством льготы. Однако при увеличении объемов своего участия на рынке, расширении сферы деятельности, такая форма предприятия ограничивает возможности по привлечению инвестиционных вложений, становится неудобной из-за необходимости вступать в хозяйственные отношения от собственного имени гражданина, а также полной (неограниченной) имущественной ответственности, которая создает существенные предпринимательские риски.


1.3 Виды торговых предприятий

Торговые предприятия по видам торговли подразделяются на оптовые, розничные и оптово-розничные.

Под оптовой торговлей понимается торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу.[7] Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелко - оптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения. Среди торговых компаний определенное их число занимается только оптовой торговлей.

Оптовая торговля, в основном, осуществляется по договору поставки, где поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Под розничной торговлей понимается торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителем.

Розничная торговля в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ осуществляется по договору розничной купли-продажи, который считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. При этом продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже.

Оптово-розничная торговля подразумевает торговлю как оптову, так и розничную.

 

 

 

 

 

Классификация розничных торговых предприятий[8]

  Признак классификации

 Характеристика

1. По виду реализуемого ассортимента.



2. По формам торгового обслуживания. 3. По методам продажи.



4.  По типам.
















7. По формам и видам интеграции

8. По концентрации по месторасположению  

— Универсальные — Специализированные (в том числе узкоспециализированные) — С комбинированным ассортиментом — Со смешанным ассортиментом — Индивидуальное обслуживание или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи) — С открытой выкладкой — По образцам или каталогам — По предварительным заказам — Полное самообслуживание — Прямая продажа — Прямой маркетинг — Электронный маркетинг — Дисконтные магазины — Магазины «Кэш энд кэрри» — Комиссионные магазины — Магазины «Секонд-хэнд» — Бутик — Универмаг — Универмаг «Детский мир» — Гипермаркет — Универсам (супермаркет) — Гастроном — Продукты (минимаркет) — Товары повседневного спроса — Промтовары — Специализированные магазины — Торговый дом — Торговое объединение — Торговый комплекс — Горизонтальная (отраслевая) интеграция — Вертикальная (межотраслевая интеграция) — Изолированное месторасположение — Групповое размещение торговых точек одной специализации — Групповое размещение торговых точек разной специализации — Городского значения — В жилых районах


Ассортимент товаров — важный признак классификации предприятий розничной торговли. В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов: универсальные; специализированные; магазины с комбинированным ассортиментом; магазины со смешанным ассортиментом товаров.

Универсальные магазины — магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных — универмаг, торговый дом.

Специализированные магазины — магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами.

Магазины с комбинированным ассортиментом товаров — магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Все для рукоделия», «Диета»).

Магазины со смешанным ассортиментом товаров — магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Такими магазинами является в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.

2.  Роль и значение торговли для современного общества

Современная народно-хозяйственная организация представляет собой систему частных хозяйств, осуществляющих задачу снабжения общества всеми необходимыми для его материального существования благами на основании разделения труда и взаимного обмена. Одни из этих хозяйств заняты извлечением из природы сырого материала (рыбная ловля, земледелие, горное дело, лесное хозяйство). Другие ставят своей целью обработку материала для превращения его в блага, способные удовлетворить человеческим потребностям (фабричная, заводская, ремесленная промышленность). Третьи имеют своей задачей перенести изготовленные к потреблению блага, товары от производителей к потребителям. Таким образом, хозяйственная деятельность современного общества представляется троякой - добывающей, обрабатывающей и передаточной.

Значение торговли. Передвигая готовый продукт от производителя к потребителю, торговля не увеличивает количества обращающихся благ, величины ценности, имеющейся в данный момент в народном хозяйстве. С этой точки зрения торговля может быть, конечно, признана непроизводительной.

Желание устранить вмешательство посредников создало в последнее время попытки к непосредственному сближению производителей с потребителями. С одной стороны, крупные фабриканты, организуя места продажи своих продуктов, привлекают к себе потребителей и в то же время путем рассылки агентов разыскивают новые рынки сбыта; с другой стороны, потребители, организуя потребительные общества, стремятся войти в непосредственные сношения с производителями, минуя торговцев.

И тем не менее, народнохозяйственное значение торговли не подлежит сомнению и постоянно возрастает.

Необходимость торгового посредничества вызывается, прежде всего, тем обстоятельством, что современные потребности предъявляют спрос на блага, которые не имеются, по естественным условиям, в распоряжении данной страны и могут быть добыты лишь путем обмена с отдаленными странами (кофе, хина, меха). Приходится или отказаться от потребления, или воспользоваться посредничеством. Во-вторых, торговая деятельность становится необходимой вследствие общественного разделения труда[9]. Чем далее идет процесс специализации в деле производства, тем неизбежнее становится содействие торговли. Современные хозяйства, отказавшись от попытки изготовления своим трудом всего необходимого для себя и работая на мировой рынок, в состоянии приобрести нужные им блага путем обмена лишь при наличности торговли.

 Ни один производитель не способен знать всех тех, кто производит необходимые ему блага и кто готов на обмен именно тех благ, которые он изготовляет, в том количестве, в каком ему это нужно, в то время, когда это ему желательно и возможно.

Торговля освобождает производителя от труда и риска отыскания сбыта, облегчает ему возможность сосредоточиться на процессе производства известных продуктов, совершенствуя и расширяя его. Влияние торговли на потребление выражается в том, что потребитель получает возможность использовать несравненно большее количество благ и по более дешевой цене, нежели в том случае, если бы он попытался сам разыскать у производителей необходимые ему блага. Способствуя, с одной стороны, росту производства, а с другой - росту потребностей, торговля выполняет свое культурное назначение в пределах условий, открываемых современным неорганизованным хозяйством.

3.  Практическое задание

Стоит ли, по вашему мнению, магазину салону, реализующему дорогие модные товары, торговать по методу самообслуживания?

  Розничная торговля в бутиках имеет свои особенности. Первая особенность определяется тем, что бутики торгуют преимущественно эксклюзивной одеждой, обувью, украшениями и другими аналогичными товарами. Соответственно, контингент, делающий дорогостоящие покупки в бутиках и салонах далеко не беден и привык к определенному сервису. Поэтому, как правило,  каждого покупателя персонально обслуживает продавец-консультант, помогая выбрать предмет покупки, примерить, отнести для упаковки.

Самообслуживание - способ продажи товаров, в процессе которого покупатель имеет свободный доступ к товарам; самостоятельно их осматривает  и выбирает, рассчитывается за подобранные товары в узле расчета и контроля и выносит из магазина купленные товары. Поэтому продажу в бутике самообслуживанием можно назвать чисто условно.

Торговля методом самообслуживания выгодна для таких торговых предприятий как супермаркет, книжный магазин, или других объемных по площади и предлагаемому ассортименту предприятий, т.к. это будет снижать издержки на содержание обслуживающего персонала. Торговля таким способом выгодна при продаже товаров частого повседневного пользования - продукты питания, книги, инструменты и т.п. но когда речь заходит о магазине салоне, реализующего модные и дорогие товары, то метод самообслуживания здесь не приемлем, т.к. покупателю требуются разного рода консультации, объяснения о желаемом товаре, его апробирование (примерка, проверка и т.п.), гарантии, последующее обслуживание и т.п.

Кроме того, открытый доступ к товарам в торговом зале магазинов самообслуживания не исключает возможности кражи товаров покупателями. Эффективность контроля зависит от правильной организации целого комплекса мер: разработки и выполнения правил поведения покупателей и персонала магазина, организации действенных форм и систем контроля, правильного установления норм списания потерь товаров, а также проблемы дополнительных расходов на "забывчивость" покупателей. Обеспечению сохранности товаров в магазинах самообслуживания способствует использование таких методов, как установление видеокамер и телевизионных систем, передающих изображение на экран, когда работник магазина в специальном помещении следит за тем, чтобы своевременно пополнялись товарные запасы и покупатели не покидали магазин, не рассчитавшись за приобретенный товар.  Поэтому для магазина-салона дорогих модных вещей совсем не выгодно торговать методом самообслуживания.


Список литературы


1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.

2.     Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2001. с. 75-87.

3.     Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.     Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002. с. 84-104.

5.     Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность Журнал «Вопросы экономики» - №11, 2000 г. с.114.

6.     Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2000. с. 67-75.

7.     Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2000. с.131-150.

8.     Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаева И. П. М: Проспект, 1999. с. 157-175.



[1] Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2001. с. 75-87.

[2] Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002. с. 84-104.

[3] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2000. с. 67-75.

[4] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2000. с. 67-75.


[5] Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994. – ст 88

[6] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2000. с.131-150.

[7] Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99. Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 г. №242-ст

[8] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2000. с.131-150.

[9] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаева И. П. М: Проспект, 1999. с. 157-175.