Содержание

19. Анализ и управление дебиторской задолженностью.. 3

25. Особенности анализа финансовых результатов в торговле и факторов, влияющих на их величину. 8

Задача 7. 14

Задача 20. 18

Список литературы.. 22





















19. Анализ и управление дебиторской задолженностью

Должник, дебитор  (от латинского слова  debitum - долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской за­долженности. Искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего ее размера и обеспечении свое­временной ее инкассации.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в обо­ротных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кре­дитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и бан­кротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженнос­ти оценивается положительно, если оно происходит за счет сокра­щения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это сви­детельствует о снижении деловой активности предприятия.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оце­нивается отрицательно, а снижение - положительно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие пос­ледней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к за­медлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предваритель­ной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.

В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по кото­рым истекают сроки исковой давности (табл. 1). Если такие име­ются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформ­ление векселей, обращение в судебные органы и др.).

В качестве объекта исследования в данной работе выступает торговая  организация Закрытое акционерное общество «Синтерс», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года.

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в бытовых товарах.

Как прописано в Уставе, ЗАО «Синтерс» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности – оптовая и розничная торговля товарами бытового назначения.

Для  анализа дебиторской задолженности будем использовать данные из бухгалтерского баланса организации, «Приложения № 5» к балансу, а также данные первичного и аналитического учета в организации.

Таблица 1

Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности в ЗАО «Синтерс»

Вид дебиторской задолженности

Сумма, тыс. руб.

В том числе





до 1

месяца

от 1 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше года

За товары и услуги

3600

2650

450

280

92

128

Векселя к получению

1400

400

1000

-

-

-

Прочие дебиторы

400

220

110

70

-

-

и т.д.







Итого

5400

3270

1560

350

92

128

Удельный вес, %

100

60,5

28,9

6,5

1,7

2,4


Работник, занимающийся управлением дебиторской задолжен­ностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.

При этом важно оценить вероятность безнадежных долгов, для чего используется накопленный на предприятии статистический материал или заключение опытных экспертов.

В таблице 2 представлена информация об оценке состояния дебиторской задолженности в ЗАО «Синтерс».

Таблица 2

Оценка реального состояния дебиторской задолженности ЗАО «Синтерс»

Показатель

Сроки возникновения дебиторской задолженности

Итого



до 1

месяца

от 1 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше года



Дебиторская задолженность, тыс. руб.

3270

1560

350

92

128

5400

Вероятность безнадежных долгов, %

2,0

3,0

5,0

25,0

50,0

4,0

Сумма безнадежных долгов, тыс. руб.

65,4

46,8

17,5

23

64

216,7

Реальная величина задолженности, тыс. руб.

3204,6

1513,2

332,5

69,0

64

5183,3


Как видно из данных табл. 2, в организации  сумма сомнительных долгов в организации ис­ходя из опыта прошлых лет составляет на предприятии 216,7 тыс. руб., или 4% от общей суммы дебиторской задолженности (216,7/5400 * 100).

Важно изучить также качество и ликвидность дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пдз), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей:

,(1)

Для характеристики качества дебиторской задолженности опре­деляется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным дол­гам в общей сумме дебиторской задолженности. Рост уровня данно­го коэффициента свидетельствует о снижении качества последней.

Эти показатели сопоставляют в динамике, со среднеотраслевы­ми данными, нормативами и изучают причины увеличения продол­жительности периода нахождения средств в дебиторской задолжен­ности (неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.д.).

В ЗАО «Синтерс» за отчетный год период инкас­сации дебиторской задолженности возрос с 18 до 23 дней, а доля ре­зерва по сомнительным долгам — от 3 до 5%, что свидетельствует о снижении ее качества.

В таблице 3 отражены данные об остатках по счетам дебиторов в ЗАО «Синтерс», а также сумма погашенной задолженности и период инкассации долгов в отчетном и прошлом году.







Таблица 3

Данные об остатках  по счетам дебиторов, сумме погашенной задолженности и периоде инкассации в ЗАО «Синтерс» в 2002 – 2003 годах

Показатели

2002 год

2003 год

Средние остатки по счетам дебиторов, тыс.руб.

2280

4800

Сумма погашенной дебиторской задолженности, тыс.руб.

45600

75600

Период инкассации долгов, дни

18

23


Качество дебиторской задолженности оценивается также удель­ным весом в ней вексельной формы расчетов, поскольку вексель явля­ется высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обя­зательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебитор­ская задолженность. Увеличение удельного веса полученных вексе­лей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о по­вышении ее надежности и ликвидности.

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в усло­виях инфляции, когда происходит обесценение денег. Чтобы подсчи­тать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебито­рами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вы­честь ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.






25. Особенности анализа финансовых результатов в торговле и факторов, влияющих на их величину

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рента­бельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводит­ся экономическому анализу. Основные его задачи:

·                   систематический контроль за формированием финансовых результатов;

·                   определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

·                   выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

·                   оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

·                   разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответ­ствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

К основным  внешним факторам, оказывающим влияние на размер прибыли и уровень рентабельности торгового предприятия являются: экономическая ситуация в стране; уровень развития экономики; меры государственного регулирования деятельности предприятий; уровень инфляции; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию, нарушения поставщиками и другими органами договорных условий, демографическая ситуация, конъюнктура рынка потребительских товаров, процент за кредиты

К основным внутренним факторам, влияющим на размер прибыли, и рентабельность организации относят: результаты коммерческой деятельности организации, объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, материальное стимулирование работников, размер издержек обращения, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов и многие другие факторы, которые будут  более подробно рассмотрены ниже.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой при­были, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцион­ные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректи­руют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию пред­приятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной про­дукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы.

Целью факторного анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты предприятия ряда факторов, в том числе: роста (снижения) издержек обращения, увеличения (снижения) объема реализации продукции, повышения ее качества и расширения ассортимента.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

·                   объема ре­ализации товаров;

·                   структуры товарооборота;

·                   покупной стоимости товаров;

·                   уровня среднереализационных цен.

Объем реализации товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является низкорентабельным, то при увеличении объема реали­зации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарооборота может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличит­ся доля более рентабельных товаров в общем объеме товарооборота, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.

Покупная стоимость товаров обратно пропорциональна прибыли: снижение покупной стоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональ­но прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:

·                   этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

·                   повышение рентабельности характеризует цель предприя­тия в рыночной экономике;

·                   рентабельность — результативный, качественный показа­тель деятельности предприятия;

·                   рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;

·                   увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприя­тия в рыночной экономике.

Наиболее широкое распространение в аналитической работе получил показатель рентабельности товарооборота. Он опре­деляется так:

Рт = БП (ЧП) / ВТ,                (2)

где БП, ЧП— соответственно балансовая и чистая прибыль;

ВТ— валовой товарооборот.

Этот показатель характеризует связь между финансовыми ре­зультатами и торговой выручкой.

Однако он имеет некоторые не­достатки: не характеризует эффективность использования вло­женных средств, основных и оборотных фондов. Сумма прибыли и ее уровень в процентах к товарообороту могут быть относитель­но высоки, но не будут окупать затраченных средств, что приведет впоследствии к невозможности решения хозяйственных задач. По­этому показатель рентабельности, исчисленный путем сопостав­ления прибыли и товарооборота, можно использовать лишь для оценки в совокупности с другими показателями, ибо как частный показатель он освещает только одну сторону явления.

Уровень рентабельности зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры товарооборота, покупной стоимости товаров и средних цен реализации.

Следующим наиболее важным этапом проведения анализа финансовых результатов после анализа прибыли и рентабельности торговой организации является анализ динамики уровня доходов от реализации к обороту торговли. Уровень доходов от реализации к обороту в общем случае определяется соотношением между доходами от реализации товаров и оборотом торговли., переведенное в проценты.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относят:

1)    объем и состав, ассортиментная структура товарооборота;

2)    условия поставки товаров;

3)    экономическая обоснованность торговой надбавки;

4)    количество и качество дополнительных услуг.

Увеличение объема товарооборота в организации означает рост массы валового дохода: чем больше товаров продано, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.

На примере  торговой  организации ЗАО «Синтерс» проведем анализ основных финансовых результатов.

Таблица 4

Динамика основных финансовых результатов ЗАО «Синтерс» в 2002- 2003 годах

Наименование

показателя

Значение

Отклонение

2002 год

2003 год

Выручка от реализации товаров

3099631

24759416

+21659785

Издержки обращения

2992137

24451848

+21459711

Балансовая прибыль

107494

307568

+200074

Прибыль от реализации

86921

246564

+159643

Чистая прибыль

60771

178578

+117807

Как видно из таблицы 4, в 2003 году в торговой организации наблюдался рост всех основных финансовых результатов более чем в 2 раза.

Теперь проведем количественную оценку влияния некоторых факторов на изменение прибыли  от реализации товаров.

1)         влияние на финансовый результат изменения объемов реализации товаров:

∆ П = П1 * К1 – П1,                         (3)

где    П1 – прибыль отчетного года, руб.,

         К1 – коэффициент роста объема реализации товаров, равный отношению издержек обращения отчетного года к издержкам обращения базисного года

Подставляя значения в формулу (3) имеем:

∆ П =  86921 * (24451848 / 2992137) – 86921  = 623400 (руб.)

Значение показателя прибыли за счет изменения объемов реализации выросло на 623400 рублей.

2)         влияние на прибыль изменений в объеме товаров, обусловленных изменениями в структуре товарооборота:

∆ П = П1 * (К2 – К1),                      (4)

где     К2 – коэффициент роста реализации в оценке по отпускным ценам равный отношению объемов реализации в отчетном году к объему реализации в плановом году.

∆ П = 86921 * (24759416 /3099631 – 8,17) = - 15831,8 (руб.)

Под влиянием изменений в объеме товаров, обусловленными изменениями в структуре значение прибыли уменьшилось на 15831, 8 рублей.

3)         Влияние на финансовый результат экономии от снижения издержек обращения:

∆ П = С2 – С1,                        (5)

где    С1 – издержки обращения отчетного года, руб.,

         С2  - издержки обращения базового года, руб.

Подставляя значения в формулу (5), имеем:

∆ П  = 24451848 – 2992137 = 21459711 (руб.)

Значит, в отчетном году мы имеем экономию себестоимости в размере 21459711 рублей.

4)         влияние на финансовые результаты изменения объемов реализации товаров:

∆ П  = П1 * К1 – П1,                        (6)

Подставляя значения в формулу (6), получим:

∆ П  = 86921 * (24759416 /3099631) – 86921 = 607391 (руб.)

Под влиянием изменения объемов реализации прибыль увеличилась на 607391 рубль.






Задача 7

Условие:

По приведенным в таблице 4 данным необходимо:

·                   Провести вертикальный и горизонтальный анализ дебитор­ской и кредиторской задолженности.

·                   Составить расчетный баланс и проверить соотношение меж­ду кредиторской и дебиторской задолженностью.

·                   Рассчитать показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Указать причины долгов и возможности их погашения в ближай­шие три месяца, внести предложения по совершенствованию управ­ления дебиторской задолженностью и улучшению расчетов с креди­торами.

Таблица 5

Состав дебиторской и кредиторской задолженности предпри­ятия в отчетном году

Статьи

На начало года

На конец года

1.                  Дебиторская задолженность – всего

В том числе:

119

773

Покупатели и заказчики

57

697

Авансы выданные

-

3

Прочие дебиторы

62

73

2. Кредиторская задолженность - всего

В том числе:

1103

2458

Поставщики и подрядчики

726

2133

По оплате труда

68

62

По социальному страхованию и обеспечению

69

60

Задолженность перед бюджетом

149

198

Авансы получения

2

6

Прочие кредиторы

89

9

3. Валюта баланса

16181

16872


Дополнительные данные:

1.       Оборот (тыс. руб.): за прошлый год - 9374,9; за отчетный год - 12355,3.

2.  Средняя величина оборотных средств (тыс. руб.): за про­шлый год - 1777; за отчетный год - 2466.

3.  Средняя величина дебиторской задолженности (тыс. руб.): за прошлый год - 100,3; за отчетный год - ?.

4.  Средняя величина кредиторской задолженности (тыс. руб.): за прошлый год – 950,8; за отчетный год - ?.

Решение:

Для того, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения за анализируемый период, дать оценку  этим изменениям, проводится, так называемый, горизонтальный анализ дебитор­ской и кредиторской задолженности:

Таблица 6

Горизонтальный анализ дебитор­ской и кредиторской задолженности

Статьи

На начало года

В % к итогу

На конец года

В % 

(гр.4 / гр.2 * 100%)

Изменение (гр.5  - гр.3)

1

2

3

4

5

6

1.Дебиторская задолженность – всего

В том числе:

119

100

773

649,5

549,5

Покупатели и заказчики

57

100

697

1222,8

1122,8

Авансы выданные

-


3

-

-

Прочие дебиторы

62

100

73

117,7

17,7

2. Кредиторская задолженность - всего

В том числе:

1103

100

2458

222,8

122,8

Поставщики и подрядчики

726

100

2133

293,8

193,8

По оплате труда

68

100

62

91,2

-8,8

По социальному страхованию и обеспечению

69

100

60

87

-13

Задолженность перед бюджетом

149

100

198

132,9

32,9

Авансы получения

2

100

6

300

200

Прочие кредиторы

89

100

9

10,1

-89,9

3. Валюта баланса

16181

100

16872

104,3

4,3


Дебиторская задолженность на конец года увеличилась в 5,5 раза, кредиторская задолженность – на 122,8 %.

Вертикальный анализ показывает структуру дебитор­ской и кредиторской задолженности:


Таблица 7

Вертикальный анализ дебитор­ской и кредиторской задолженности

Статьи

На начало года

В % к итогу

На конец года

В % к итогу


Изменение (гр.5  - гр.3)

1

2

3

4

5

6

1.Дебиторская задолженность – всего

В том числе:

119

100

773

100

3,85

Покупатели и заказчики

57

47,9

697

90,2

3,78

Авансы выданные

-

-

3

0,4

0,02

Прочие дебиторы

62

52,1

73

9,4

0,05

2. Кредиторская задолженность - всего

В том числе:

1103

100

2458

100

7,75

Поставщики и подрядчики

726

65,8

2133

86,4

8,16

По оплате труда

68

6,2

62

2,5

-0,05

По социальному страхованию и обеспечению

69

6,3

60

2,4

-0,07

Задолженность перед бюджетом

149

13,5

198

8

0,25

Авансы получения

2

0,18

6

0,2

0,02

Прочие кредиторы

89

8,02

9

0,5

-0,50

3. Валюта баланса

16181

-

16872

-

-


Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение объема дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к средней дебиторской (кредиторской) задолженности по формуле:

Коб = ДР / ДЗ (ДК),              (7)

К об – коэффициент оборачиваемости дебиторской (кредиторской) задолженности;

ДР – доход от реализации продукции ( работ, услуг);

ДЗ (ДК) – средняя дебиторская задолженность (средняя кредиторская задолженность).

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за прошлый год равен:

Коб = 9374,9 / 100,3 = 93,4

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за отчетный год равен:

Коб = 12355,3 / 446 = 27,7

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности за прошлый год равен:

Коб = 9374,9 / 950,8 = 9,9

Коэффициент оборачиваемости кредиторской  задолженности за отчетный год равен:

Коб = 12355,3 / 1780,5 = 6,9

Экономический смысл коэффициента оборачиваемости: количество оборотов, выполненных оборотными средствами при обслуживании ими выручки за период.

Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства в организации.

В отчетном году произошло снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 93,4 до 27,7, и коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности с 9,9 до 6,9. Тенденция снижения коэффициентов оборачиваемости  в отчетном году отрицательна и свидетельствует об ухудшении и снижении эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности в организации.

Особое внимание следует уделить резкому увеличению статьи «Дебиторская задолженность» Это говорит о неплатежеспособности потребителей продукции предприятия. Несвоевременное поступление денежных активов приводит к необходимости привлечения дополнительных кредитов и займов.

Для более эффективного функционирования можно предложить следующие мероприятия по улучшению состояния дебиторской и кредиторской задолженности:

·                    усовершенствовать платежную политику предприятия и др.

·                       наладить работу с дебиторами.




Задача 20

На основе приведенных в таблице 4 данных необходимо рассчитать по плану и фактически:

1)    общую материалоемкость продукции и ее материалоотдачу;

2)    материалоемкость продукции по прямым материальным за­тратам и их материалоотдачу;

3)    долю прямых материальных затрат в общей сумме матери­альных затрат;

4)    отклонение каждого показателя по сравнению с планом в сумме и в процентах;

5)    определить влияние факторов на материалоемкость по прямым за­тратам и ее материалоотдачу;

6)    рассчитать влияние изменения материалоотдачи на выпуск про­дукции.

По результатам расчетов сделать выводы, в которых наметить пути снижения материалоемкости продукции.

Таблица 8

Анализ материалоемкости продукции предприятия, (тыс. руб.)

Показатели

Обозначение

План

Факт

Отклонение

1. Выпуск продукции в сопостави­мых ценах без НДС

NT

69044

69837


2. Материальные затраты - всего

М

29976

30476


3. Из них прямые материальные за­траты

Мпр

26679

27428


4. Материалоемкость продукции об­щая, коп.

Me




5. Материалоемкость продукции по прямым материальным затратам, коп

Me пр.




6. Материалоотдача общая, руб.

МО




7. Материалоотдача прямых матери­альных затрат, руб.

МО пр.




8. Коэффициент соотношения всех материальных затрат и прямых мате­риальных затрат

К соот.




 

 

Решение:

Материалоотдача определяется делением стоимости произве­денной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость продукции, т.е. отношение суммы материаль­ных затрат к стоимости произведенной продукции, показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на произ­водство единицы продукции.

Расчеты общей материалоемкости продукции и ее материалоотдачи, материалоемкости продукции по прямым материальным за­тратам и их материалоотдачи, доли прямых материальных затрат в общей сумме матери­альных затрат; а также отклонение каждого показателя по сравнению с планом в сумме и в процентах представлены в таблице 9.

Таблица 9

Анализ материалоемкости продукции предприятия, (тыс. руб.)

Показатели

Обозначение

План

Факт

Отклонение

В сумме

В %

1. Выпуск продукции в сопостави­мых ценах без НДС

NT

69044

69837

793

1,1

2. Материальные затраты - всего

М

29976

30476

797

1,7

3. Из них прямые материальные за­траты

Мпр

26679

27428

749

2,8

4. Материалоемкость продукции об­щая, коп.

Me

43,42

43,64

0,22

0,5

5. Материалоемкость продукции по прямым материальным затратам, коп

Me пр.

38,64

39,27

0,63

1,6

6. Материалоотдача общая, руб.

МО

2,3

2,29

-0,01

-0,5

7. Материалоотдача прямых матери­альных затрат, руб.

МО пр.

2,59

2,55

-0,04

-1,5

8. Коэффициент соотношения всех материальных затрат и прямых мате­риальных затрат

К соот.

1,12

1,11

-0,01

-0,9

9. Доля прямых материальных затрат в общей сумме материальных затрат

Дпмз

89

90

-

1


Доля прямых материальных затрат в общей сумме матери­альных затрат составила 89 % по плану (26679 / 29976) и 90 % по факту (27428 / 30476).

Материалоемкость продукции фактически возросла на 0,5 % по сравнению с планом. Количество расходуемых материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организа­ции материально-технического снабжения и производства, квалифи­кации работников, изменения норм расхода, отходов и потерь и т.д. Эти причины устанавливаются по актам о внедрении мероприятий, извещениям об изменении нормативов затрат от внедрения мероприятий и др.

Определим влияние факторов на материалоемкость по прямым затратам и ее материалоотдачу.

Ме = Ме.пр.з. * Ксоот

Совокупное влияние факторов: 0,5 – 0,3 = 0,2 коп.

Таким образом, материалоемкость за счет роста прямых материальных затрат выросла на 0,5 коп.

Связь между материалоемкостью и материалоотдачей описывается следующим образом:

Ме = 1 / Мо

За счет снижения материалоотдачи на 5 %, материалоемкость соответственно выросла на 5 %.

Изменение выпуска продукции за счет изменения материалоотдачи рассчитывается следующим образом:

На основании результатов анализа следует выработать такти­ческую и стратегическую политику в области ресурсосбережения, направленную на повышение эффективности использования мате­риальных ресурсов на предприятии.






















Список литературы

1.                Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 352 с.

2.                Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

3.                Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

4.                Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

5.                Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.