Содержание
19. Анализ и управление дебиторской задолженностью.. 3
25. Особенности анализа финансовых результатов в торговле и факторов, влияющих на их величину. 8
Задача 7. 14
Задача 20. 18
Список литературы.. 22
19. Анализ и управление дебиторской задолженностью
Должник, дебитор (от латинского слова debitum - долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.
Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего ее размера и обеспечении своевременной ее инкассации.
Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если оно происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.
Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, а снижение - положительно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.
Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.
В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности (табл. 1). Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.).
В качестве объекта исследования в данной работе выступает торговая организация Закрытое акционерное общество «Синтерс», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года.
Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в бытовых товарах.
Как прописано в Уставе, ЗАО «Синтерс» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности – оптовая и розничная торговля товарами бытового назначения.
Для анализа дебиторской задолженности будем использовать данные из бухгалтерского баланса организации, «Приложения № 5» к балансу, а также данные первичного и аналитического учета в организации.
Таблица 1
Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности в ЗАО «Синтерс»
Вид дебиторской задолженности |
Сумма, тыс. руб. |
В том числе |
||||
|
|
до 1 месяца |
от 1 до 3 месяцев |
от 3 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше года |
За товары и услуги |
3600 |
2650 |
450 |
280 |
92 |
128 |
Векселя к получению |
1400 |
400 |
1000 |
- |
- |
- |
Прочие дебиторы |
400 |
220 |
110 |
70 |
- |
- |
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
Итого |
5400 |
3270 |
1560 |
350 |
92 |
128 |
Удельный вес, % |
100 |
60,5 |
28,9 |
6,5 |
1,7 |
2,4 |
Работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.
При этом важно оценить вероятность безнадежных долгов, для чего используется накопленный на предприятии статистический материал или заключение опытных экспертов.
В таблице 2 представлена информация об оценке состояния дебиторской задолженности в ЗАО «Синтерс».
Таблица 2
Оценка реального состояния дебиторской задолженности ЗАО «Синтерс»
Показатель |
Сроки возникновения дебиторской задолженности |
Итого |
||||
|
до 1 месяца |
от 1 до 3 месяцев |
от 3 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше года |
|
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
3270 |
1560 |
350 |
92 |
128 |
5400 |
Вероятность безнадежных долгов, % |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
25,0 |
50,0 |
4,0 |
Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. |
65,4 |
46,8 |
17,5 |
23 |
64 |
216,7 |
Реальная величина задолженности, тыс. руб. |
3204,6 |
1513,2 |
332,5 |
69,0 |
64 |
5183,3 |
Как видно из данных табл. 2, в организации сумма сомнительных долгов в организации исходя из опыта прошлых лет составляет на предприятии 216,7 тыс. руб., или 4% от общей суммы дебиторской задолженности (216,7/5400 * 100).
Важно изучить также качество и ликвидность дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пдз), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей:
,(1)
Для характеристики качества дебиторской задолженности определяется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности. Рост уровня данного коэффициента свидетельствует о снижении качества последней.
Эти показатели сопоставляют в динамике, со среднеотраслевыми данными, нормативами и изучают причины увеличения продолжительности периода нахождения средств в дебиторской задолженности (неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.д.).
В ЗАО «Синтерс» за отчетный год период инкассации дебиторской задолженности возрос с 18 до 23 дней, а доля резерва по сомнительным долгам — от 3 до 5%, что свидетельствует о снижении ее качества.
В таблице 3 отражены данные об остатках по счетам дебиторов в ЗАО «Синтерс», а также сумма погашенной задолженности и период инкассации долгов в отчетном и прошлом году.
Таблица 3
Данные об остатках по счетам дебиторов, сумме погашенной задолженности и периоде инкассации в ЗАО «Синтерс» в 2002 – 2003 годах
Показатели |
2002 год |
2003 год |
Средние остатки по счетам дебиторов, тыс.руб. |
2280 |
4800 |
Сумма погашенной дебиторской задолженности, тыс.руб. |
45600 |
75600 |
Период инкассации долгов, дни |
18 |
23 |
Качество дебиторской задолженности оценивается также удельным весом в ней вексельной формы расчетов, поскольку вексель является высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.
Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценение денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.
25. Особенности анализа финансовых результатов в торговле и факторов, влияющих на их величину
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса.
Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Основные его задачи:
· систематический контроль за формированием финансовых результатов;
· определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
· выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
· оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
К основным внешним факторам, оказывающим влияние на размер прибыли и уровень рентабельности торгового предприятия являются: экономическая ситуация в стране; уровень развития экономики; меры государственного регулирования деятельности предприятий; уровень инфляции; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию, нарушения поставщиками и другими органами договорных условий, демографическая ситуация, конъюнктура рынка потребительских товаров, процент за кредиты
К основным внутренним факторам, влияющим на размер прибыли, и рентабельность организации относят: результаты коммерческой деятельности организации, объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, материальное стимулирование работников, размер издержек обращения, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов и многие другие факторы, которые будут более подробно рассмотрены ниже.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Целью факторного анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты предприятия ряда факторов, в том числе: роста (снижения) издержек обращения, увеличения (снижения) объема реализации продукции, повышения ее качества и расширения ассортимента.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
· объема реализации товаров;
· структуры товарооборота;
· покупной стоимости товаров;
· уровня среднереализационных цен.
Объем реализации товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является низкорентабельным, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарооборота может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных товаров в общем объеме товарооборота, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.
Покупная стоимость товаров обратно пропорциональна прибыли: снижение покупной стоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:
· этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
· повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике;
· рентабельность — результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
· рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
· увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике.
Наиболее широкое распространение в аналитической работе получил показатель рентабельности товарооборота. Он определяется так:
Рт = БП (ЧП) / ВТ, (2)
где БП, ЧП— соответственно балансовая и чистая прибыль;
ВТ— валовой товарооборот.
Этот показатель характеризует связь между финансовыми результатами и торговой выручкой.
Однако он имеет некоторые недостатки: не характеризует эффективность использования вложенных средств, основных и оборотных фондов. Сумма прибыли и ее уровень в процентах к товарообороту могут быть относительно высоки, но не будут окупать затраченных средств, что приведет впоследствии к невозможности решения хозяйственных задач. Поэтому показатель рентабельности, исчисленный путем сопоставления прибыли и товарооборота, можно использовать лишь для оценки в совокупности с другими показателями, ибо как частный показатель он освещает только одну сторону явления.
Уровень рентабельности зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры товарооборота, покупной стоимости товаров и средних цен реализации.
Следующим наиболее важным этапом проведения анализа финансовых результатов после анализа прибыли и рентабельности торговой организации является анализ динамики уровня доходов от реализации к обороту торговли. Уровень доходов от реализации к обороту в общем случае определяется соотношением между доходами от реализации товаров и оборотом торговли., переведенное в проценты.
К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относят:
1) объем и состав, ассортиментная структура товарооборота;
2) условия поставки товаров;
3) экономическая обоснованность торговой надбавки;
4) количество и качество дополнительных услуг.
Увеличение объема товарооборота в организации означает рост массы валового дохода: чем больше товаров продано, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.
На примере торговой организации ЗАО «Синтерс» проведем анализ основных финансовых результатов.
Таблица 4
Динамика основных финансовых результатов ЗАО «Синтерс» в 2002- 2003 годах
Наименование показателя |
Значение |
Отклонение |
|
2002 год |
2003 год |
||
Выручка от реализации товаров |
3099631 |
24759416 |
+21659785 |
Издержки обращения |
2992137 |
24451848 |
+21459711 |
Балансовая прибыль |
107494 |
307568 |
+200074 |
Прибыль от реализации |
86921 |
246564 |
+159643 |
Чистая прибыль |
60771 |
178578 |
+117807 |
Как видно из таблицы 4, в 2003 году в торговой организации наблюдался рост всех основных финансовых результатов более чем в 2 раза.
Теперь проведем количественную оценку влияния некоторых факторов на изменение прибыли от реализации товаров.
1) влияние на финансовый результат изменения объемов реализации товаров:
∆ П = П1 * К1 – П1, (3)
где П1 – прибыль отчетного года, руб.,
К1 – коэффициент роста объема реализации товаров, равный отношению издержек обращения отчетного года к издержкам обращения базисного года
Подставляя значения в формулу (3) имеем:
∆ П = 86921 * (24451848 / 2992137) – 86921 = 623400 (руб.)
Значение показателя прибыли за счет изменения объемов реализации выросло на 623400 рублей.
2) влияние на прибыль изменений в объеме товаров, обусловленных изменениями в структуре товарооборота:
∆ П = П1 * (К2 – К1), (4)
где К2 – коэффициент роста реализации в оценке по отпускным ценам равный отношению объемов реализации в отчетном году к объему реализации в плановом году.
∆ П = 86921 * (24759416 /3099631 – 8,17) = - 15831,8 (руб.)
Под влиянием изменений в объеме товаров, обусловленными изменениями в структуре значение прибыли уменьшилось на 15831, 8 рублей.
3) Влияние на финансовый результат экономии от снижения издержек обращения:
∆ П = С2 – С1, (5)
где С1 – издержки обращения отчетного года, руб.,
С2 - издержки обращения базового года, руб.
Подставляя значения в формулу (5), имеем:
∆ П = 24451848 – 2992137 = 21459711 (руб.)
Значит, в отчетном году мы имеем экономию себестоимости в размере 21459711 рублей.
4) влияние на финансовые результаты изменения объемов реализации товаров:
∆ П = П1 * К1 – П1, (6)
Подставляя значения в формулу (6), получим:
∆ П = 86921 * (24759416 /3099631) – 86921 = 607391 (руб.)
Под влиянием изменения объемов реализации прибыль увеличилась на 607391 рубль.
Задача 7
Условие:
По приведенным в таблице 4 данным необходимо:
· Провести вертикальный и горизонтальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
· Составить расчетный баланс и проверить соотношение между кредиторской и дебиторской задолженностью.
· Рассчитать показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
Указать причины долгов и возможности их погашения в ближайшие три месяца, внести предложения по совершенствованию управления дебиторской задолженностью и улучшению расчетов с кредиторами.
Таблица 5
Состав дебиторской и кредиторской задолженности предприятия в отчетном году
Статьи |
На начало года |
На конец года |
1. Дебиторская задолженность – всего В том числе: |
119 |
773 |
Покупатели и заказчики |
57 |
697 |
Авансы выданные |
- |
3 |
Прочие дебиторы |
62 |
73 |
2. Кредиторская задолженность - всего В том числе: |
1103 |
2458 |
Поставщики и подрядчики |
726 |
2133 |
По оплате труда |
68 |
62 |
По социальному страхованию и обеспечению |
69 |
60 |
Задолженность перед бюджетом |
149 |
198 |
Авансы получения |
2 |
6 |
Прочие кредиторы |
89 |
9 |
3. Валюта баланса |
16181 |
16872 |
Дополнительные данные:
1. Оборот (тыс. руб.): за прошлый год - 9374,9; за отчетный год - 12355,3.
2. Средняя величина оборотных средств (тыс. руб.): за прошлый год - 1777; за отчетный год - 2466.
3. Средняя величина дебиторской задолженности (тыс. руб.): за прошлый год - 100,3; за отчетный год - ?.
4. Средняя величина кредиторской задолженности (тыс. руб.): за прошлый год – 950,8; за отчетный год - ?.
Решение:
Для того, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения за анализируемый период, дать оценку этим изменениям, проводится, так называемый, горизонтальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности:
Таблица 6
Горизонтальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Статьи |
На начало года |
В % к итогу |
На конец года |
В % (гр.4 / гр.2 * 100%) |
Изменение (гр.5 - гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Дебиторская задолженность – всего В том числе: |
119 |
100 |
773 |
649,5 |
549,5 |
Покупатели и заказчики |
57 |
100 |
697 |
1222,8 |
1122,8 |
Авансы выданные |
- |
|
3 |
- |
- |
Прочие дебиторы |
62 |
100 |
73 |
117,7 |
17,7 |
2. Кредиторская задолженность - всего В том числе: |
1103 |
100 |
2458 |
222,8 |
122,8 |
Поставщики и подрядчики |
726 |
100 |
2133 |
293,8 |
193,8 |
По оплате труда |
68 |
100 |
62 |
91,2 |
-8,8 |
По социальному страхованию и обеспечению |
69 |
100 |
60 |
87 |
-13 |
Задолженность перед бюджетом |
149 |
100 |
198 |
132,9 |
32,9 |
Авансы получения |
2 |
100 |
6 |
300 |
200 |
Прочие кредиторы |
89 |
100 |
9 |
10,1 |
-89,9 |
3. Валюта баланса |
16181 |
100 |
16872 |
104,3 |
4,3 |
Дебиторская задолженность на конец года увеличилась в 5,5 раза, кредиторская задолженность – на 122,8 %.
Вертикальный анализ показывает структуру дебиторской и кредиторской задолженности:
Таблица 7
Вертикальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Статьи |
На начало года |
В % к итогу |
На конец года |
В % к итогу |
Изменение (гр.5 - гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Дебиторская задолженность – всего В том числе: |
119 |
100 |
773 |
100 |
3,85 |
Покупатели и заказчики |
57 |
47,9 |
697 |
90,2 |
3,78 |
Авансы выданные |
- |
- |
3 |
0,4 |
0,02 |
Прочие дебиторы |
62 |
52,1 |
73 |
9,4 |
0,05 |
2. Кредиторская задолженность - всего В том числе: |
1103 |
100 |
2458 |
100 |
7,75 |
Поставщики и подрядчики |
726 |
65,8 |
2133 |
86,4 |
8,16 |
По оплате труда |
68 |
6,2 |
62 |
2,5 |
-0,05 |
По социальному страхованию и обеспечению |
69 |
6,3 |
60 |
2,4 |
-0,07 |
Задолженность перед бюджетом |
149 |
13,5 |
198 |
8 |
0,25 |
Авансы получения |
2 |
0,18 |
6 |
0,2 |
0,02 |
Прочие кредиторы |
89 |
8,02 |
9 |
0,5 |
-0,50 |
3. Валюта баланса |
16181 |
- |
16872 |
- |
- |
Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение объема дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к средней дебиторской (кредиторской) задолженности по формуле:
Коб = ДР / ДЗ (ДК), (7)
К об – коэффициент оборачиваемости дебиторской (кредиторской) задолженности;
ДР – доход от реализации продукции ( работ, услуг);
ДЗ (ДК) – средняя дебиторская задолженность (средняя кредиторская задолженность).
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за прошлый год равен:
Коб = 9374,9 / 100,3 = 93,4
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за отчетный год равен:
Коб = 12355,3 / 446 = 27,7
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности за прошлый год равен:
Коб = 9374,9 / 950,8 = 9,9
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности за отчетный год равен:
Коб = 12355,3 / 1780,5 = 6,9
Экономический смысл коэффициента оборачиваемости: количество оборотов, выполненных оборотными средствами при обслуживании ими выручки за период.
Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства в организации.
В отчетном году произошло снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 93,4 до 27,7, и коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности с 9,9 до 6,9. Тенденция снижения коэффициентов оборачиваемости в отчетном году отрицательна и свидетельствует об ухудшении и снижении эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности в организации.
Особое внимание следует уделить резкому увеличению статьи «Дебиторская задолженность» Это говорит о неплатежеспособности потребителей продукции предприятия. Несвоевременное поступление денежных активов приводит к необходимости привлечения дополнительных кредитов и займов.
Для более эффективного функционирования можно предложить следующие мероприятия по улучшению состояния дебиторской и кредиторской задолженности:
· усовершенствовать платежную политику предприятия и др.
· наладить работу с дебиторами.
Задача 20
На основе приведенных в таблице 4 данных необходимо рассчитать по плану и фактически:
1) общую материалоемкость продукции и ее материалоотдачу;
2) материалоемкость продукции по прямым материальным затратам и их материалоотдачу;
3) долю прямых материальных затрат в общей сумме материальных затрат;
4) отклонение каждого показателя по сравнению с планом в сумме и в процентах;
5) определить влияние факторов на материалоемкость по прямым затратам и ее материалоотдачу;
6) рассчитать влияние изменения материалоотдачи на выпуск продукции.
По результатам расчетов сделать выводы, в которых наметить пути снижения материалоемкости продукции.
Таблица 8
Анализ материалоемкости продукции предприятия, (тыс. руб.)
Показатели |
Обозначение |
План |
Факт |
Отклонение |
1. Выпуск продукции в сопоставимых ценах без НДС |
NT |
69044 |
69837 |
|
2. Материальные затраты - всего |
М |
29976 |
30476 |
|
3. Из них прямые материальные затраты |
Мпр |
26679 |
27428 |
|
4. Материалоемкость продукции общая, коп. |
Me |
|
|
|
5. Материалоемкость продукции по прямым материальным затратам, коп |
Me пр. |
|
|
|
6. Материалоотдача общая, руб. |
МО |
|
|
|
7. Материалоотдача прямых материальных затрат, руб. |
МО пр. |
|
|
|
8. Коэффициент соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат |
К соот. |
|
|
|
Решение:
Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).
Материалоемкость продукции, т.е. отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции, показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции.
Расчеты общей материалоемкости продукции и ее материалоотдачи, материалоемкости продукции по прямым материальным затратам и их материалоотдачи, доли прямых материальных затрат в общей сумме материальных затрат; а также отклонение каждого показателя по сравнению с планом в сумме и в процентах представлены в таблице 9.
Таблица 9
Анализ материалоемкости продукции предприятия, (тыс. руб.)
Показатели |
Обозначение |
План |
Факт |
Отклонение |
|
В сумме |
В % |
||||
1. Выпуск продукции в сопоставимых ценах без НДС |
NT |
69044 |
69837 |
793 |
1,1 |
2. Материальные затраты - всего |
М |
29976 |
30476 |
797 |
1,7 |
3. Из них прямые материальные затраты |
Мпр |
26679 |
27428 |
749 |
2,8 |
4. Материалоемкость продукции общая, коп. |
Me |
43,42 |
43,64 |
0,22 |
0,5 |
5. Материалоемкость продукции по прямым материальным затратам, коп |
Me пр. |
38,64 |
39,27 |
0,63 |
1,6 |
6. Материалоотдача общая, руб. |
МО |
2,3 |
2,29 |
-0,01 |
-0,5 |
7. Материалоотдача прямых материальных затрат, руб. |
МО пр. |
2,59 |
2,55 |
-0,04 |
-1,5 |
8. Коэффициент соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат |
К соот. |
1,12 |
1,11 |
-0,01 |
-0,9 |
9. Доля прямых материальных затрат в общей сумме материальных затрат |
Дпмз |
89 |
90 |
- |
1 |
Доля прямых материальных затрат в общей сумме материальных затрат составила 89 % по плану (26679 / 29976) и 90 % по факту (27428 / 30476).
Материалоемкость продукции фактически возросла на 0,5 % по сравнению с планом. Количество расходуемых материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально-технического снабжения и производства, квалификации работников, изменения норм расхода, отходов и потерь и т.д. Эти причины устанавливаются по актам о внедрении мероприятий, извещениям об изменении нормативов затрат от внедрения мероприятий и др.
Определим влияние факторов на материалоемкость по прямым затратам и ее материалоотдачу.
Ме = Ме.пр.з. * Ксоот
Совокупное влияние факторов: 0,5 – 0,3 = 0,2 коп.
Таким образом, материалоемкость за счет роста прямых материальных затрат выросла на 0,5 коп.
Связь между материалоемкостью и материалоотдачей описывается следующим образом:
Ме = 1 / Мо
За счет снижения материалоотдачи на 5 %, материалоемкость соответственно выросла на 5 %.
Изменение выпуска продукции за счет изменения материалоотдачи рассчитывается следующим образом:
На основании результатов анализа следует выработать тактическую и стратегическую политику в области ресурсосбережения, направленную на повышение эффективности использования материальных ресурсов на предприятии.
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 352 с.
2. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
3. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
5. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.