Содержание
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ИХ НОРМИРОВАНИЕ 3
Введение. 3
1. Понятие производственных запасов на предприятии. 4
2. Нормирование производственных запасов в организации. 7
2.1. Понятие процесса нормирования производственных запасов. 7
2.2. Сущность и методы нормирования производственных запасов на предприятии 8
Заключение. 12
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 13
ЗАДАНИЕ № 1. 13
ЗАДАНИЕ № 2. 27
ЗАДАНИЕ № 3. 29
ЗАДАНИЕ № 4. 30
Список литературы.. 33
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ИХ НОРМИРОВАНИЕ
Введение
В процессе своей деятельности все организации и предприятия осуществляют работу по управлению производственными процессами с целью обеспечения их бесперебойности. Задачи управления весьма разнообразны, но одной из наиболее важных является задача управления производственными запасами на предприятии. Особенно актуально это для организаций, где величина запасов весьма существенна. Например, для строительных, торговых организаций, а также организаций сельского хозяйства.
Функция управления производственными запасами тесно связана с вопросами их нормирования на предприятии. В этой области перед руководством встает ряд вопросов. Еще недавно существовавшая в нашей стране плановая экономика предлагала множество директив, навязываемых большинству советских предприятий «сверху». Но, как сейчас известно, не все навязываемые предприятия директивы отражали реалии деятельности и функционирования субъектов экономики, что неизбежно вело к их банкротству. Поэтому многое из того, что составляет опыт прошлых советских лет в области нормирования запасов на предприятиях сегодня в рыночных условиях просто непригодно. Поэтому необходим поиск новых более рациональных путей нормирования производственных запасов сегодня для большинства предприятий с целью максимизации прибыли и поддержания положения дел.
В связи с актуальностью поставленных вопросов именно тема производственных запасов и их нормирования на современных российских предприятиях предлагается к исследованию в теоретической части данной работы.
1. Понятие производственных запасов на предприятии
Для осуществления непрерывного процесса обращения средств в организации необходимы определенные производственные запасы.
Производственный запас- это совокупность производственной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для дальнейшего использования в производственном процессе[2, с.23].
Производственные запасы - это часть производственного обеспечения, представляющая собой совокупность производственной массы в процессе ее движения [3, с. 156].
Производственные запасы в организации выполняют важнейшую функцию обеспечения непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которого происходит их систематическое образование и расходование[5,с. 276].
С экономической точки зрения существование производственных запасов является очень важным элементом производственного процесса любой организации. Величина производственных запасов до момента их последующего использования в производственном процессе является статичной. Это обстоятельство, в частности, означает, что производственный запас является величиной моментной. Производственные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в кругооборот в организации, перестают быть запасами. Но поскольку запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьируется в зависимости от конкретных обстоятельств и условий деятельности организации.
Производственные запасы на предприятиях классифицируются следующим образом [8, с. 297]:
1) по местонахождению: в предприятиях торговли, промышленности, строительства и так далее;
2) по срокам: запасы на начало и конец года;
3) по единицам измерения: абсолютные - в стоимостном выражении и натуральном выражении, относительные – в процентах;
4) по назначению: текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд организации), сезонного назначения (для обеспечения бесперебойности процесса производства в периоды сезонных изменений спроса и предложения), досрочного завоза (для обеспечения бесперебойности процесса производства в отдаленных местностях в период между сроками завоза), целевые запасы (для осуществления целевых мероприятий);
5) нормируемые и ненормируемые.
Общая сумма производственных запасов определяется по формуле (1):
ПЗ = ТЗ + Зпод + З стр, (1)
где ПЗ - производственные запасы,
ТЗ - текущие запасы,
Зпод – подготовительные запасы,
З стр – страховые запасы
Текущие производственные запасы - основная часть запасов организации. Эта категория запасов обеспечивает бесперебойность производственного процесса между очередными поставками. Текущие запасы определяются по формуле (2):
, (2)
где tj – период времени в днях между очередными поставками
qj – объем j –й поставки в натуральных единицах
j – номер партии поставок
Запасы страховые- предназначены для обеспечения материалами в случае различных непредвиденных обстоятельств, таких как: отклонения в периодичности и величине партий поставок по договору, в случаях возможных задержек материалов в пути при доставке их поставщиками, в случае непредвиденного возрастания спроса на продукцию. Страховой запас является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Запас страховой рекомендуют принимать в размере от 50 % до 100% от текущего запаса в зависимости от условий необходимости поддержания бесперебойного процесса[9, с.167].
Запас подготовительный рекомендуют принимать в размере 1- 2 дней.
Запасы сезонные - образуются при сезонном характере потребления или транспортировки.
Изучение производственных запасов с подразделением на нормируемые и ненормируемые проводится по данным квартальных и годовых балансов организации. К нормируемым производственным запасам относят запасы в пути, запасы на складах и базах организации; материалы отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установленных для сдачи документов в обеспечение ссуд.. К ненормируемым относят материалы, отгруженные по расчетным документам, по которым истекли сроки сдачи их в обеспечение ссуд, материалы отгруженные по переданным в банк на инкассо расчетным документам, сроки оплаты которых еще не наступили; материалы отгруженные, но не оплаченные в срок[6, с. 567].
нормируемые производственные запасы в организации находятся под постоянным контролем. Нормирование производственных запасов производится организацией самостоятельно исходя из особенностей материально- технического снабжения.
Таким образом, производственные запасы являются очень важным элементом кругооборота средств в организации, обеспечивая бесперебойность процесса производства. Наиболее изучаемой категорией запасов в организации являются текущие запасы, страховые и сезонные. Вопрос нормирования запасов в организации очень значим для обеспечения бесперебойности производства. Именно он будет освящен в следующих главах.
2. Нормирование производственных запасов в организации
2.1. Понятие процесса нормирования производственных запасов
Целью нормирования производственных запасов является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойность процесса производства в организации [2,7 и др.].
Нормирование производственных запасов заключается в решении двух основных задач[11, с. 389]:
1) определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
2) создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
Нормирование производственных запасов заключается в разработке и установлении[12, с.199]:
1) норм запасов по их отдельным видам на предприятии, как правило, в днях;
2) нормативов производственных запасов в денежном выражении для каждого вида производственных запасов и в целом.
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных организаций для обеспечения бесперебойного производственного процесса[2, с.127].
Нормы производственных запасов применяются в течение ряда лет в организации для расчета годовых нормативов. Они уточняются по отдельным видам запасов при составлении годовых финансовых планов в случае существенного изменения условий труда и производства, снабжения и сбыта.
Норматив производственных запасов каждого отдельного предприятия определяется следующими основными показателями:
1) объемом производства и реализации;
2) затратами на производство, хранение и реализацию продукции;
3) нормами производственных запасов по их отдельным видам, выраженных в днях.
Нормы производственных запасов для каждого предприятия определяются условиями работы:
1) длительностью всего производственного цикла;
2) периодичностью запуска материалов в производство;
3) временем подготовки материалов для производственного потребления;
4) отдаленностью поставщиков от потребителей;
5) частотой, равномерностью и комплексностью поставок, размером поставляемых партий, качеством материалов;
6) скоростью перевозок и регулярностью работы транспорта;
7) системой и формой расчетов, скоростью документооборота.
2.2. Сущность и методы нормирования производственных запасов на предприятии
Известны несколько методов расчета нормативов производственных запасов: аналитический, технико-экономический метод, нормативный, экономико-математический метод прямого счета, коэффициентный метод[2,7,11,12 и др.].
Аналитический или опытно- статистический метод нормирования отражает сложившуюся практику в организации производство на предприятии, систем снабжения производственными запасами. Сущность его состоит в том, что при анализе имеющихся производственных запасов корректируются их фактические величины и исключаются излишние и ненужные. Этот метод предполагает использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективных представлениях тенденций развития спроса на продукцию организации. В качестве специалиста может выступает работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи называется опытно- статистическим.
В том случае, если поставленная задача в области нормирования запасов сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошие результаты, мало чем отличающиеся от оптимальных. Этот метод относится к группе аналитических и носит название метод экспертных оценок.
Сущность статистического метода планирования и нормирования производственных запасов - анализ фактической оборачиваемости производственных запасов и фактической величины запасов текущего хранения, сложившихся за последние несколько лет в организации. Величина запаса берется в днях оборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по организации в целом, так и по отдельным группам производственных запасов на предприятии. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия факторов. Статистический метод нормирования, хотя и прост, но достаточно несовершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками.
Опытно- статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости производственных запасов в организации за прошлые годы, на учете влияния факторов на скорость обращения.
Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических запасов текущего хранения и анализируется годовая оборачиваемость за 3- 5 прошедших лет.
Выявленные при анализе тенденции развития производственных запасов также экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов. В результате анализа влияния этих факторов исчисляется расчетный норматив в днях оборота.
Надо отметить, что опытно- статистический метод достаточно несовершенен, так как сводится к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня производственных запасов за ряд лет.
Сущность метода технико-экономических расчетов сводится к разделению совокупного производственного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции. Далее для выделенных групп отдельно рассчитываются страховой, текущий и сезонный запасы, каждый их которых, в свою очередь, может быть разделен на несколько элементов. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков ввоза материалов от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определить необходимый размер запасов, однако трудоемкость его очень велика.
Общая формула расчета нормативов производственных запасов может быть выражена формулой (3):
Нпз = (Опз * нпз)/ Т, (3)
где Нпз – норма производственных запасов на предприятии;
Опз – оборот производственных запасов за период;
Т – продолжительность периода, дн.;
нпз – норма оборота средств по производственным запасам.
Однодневным расходом по отдельным элементам производственных запасов считается сумма затрат по соответствующей статье сметы производства за квартал, деленная на 90.
При использовании этого метода нормы производственных запасов включают в себя следующие элементы[7, с.376]:
1) время для приемки, проверки и подготовки;
2) время пребывания производственных запасов на складе;
3) гарантийный страховой запас.
В рамках данного метода величина запаса текущего пополнения определяется по формуле (4):
, (4)
где q – величина запаса текущего пополнения,
V – объем производственных запасов,
U2 – расходы по транспортировке партии запаса,
U1 – расходы по хранения партии запаса.
В рамках данного метода формула расчета величины страхового запаса представлена ниже:
, (5)
где ТЗс- страховой производственный запас;
К – коэффициент уровня обслуживания (отношение числа дней, когда запасы поставлялись бесперебойно, к общему числу дней поставок)
Т/ Об – оборот поставок,
n – число рассматриваемых кварталов
Таким образом, согласно технико-экономическому методу нормирования производственных запасов получаем следующую формулу расчета (6):
Н = ПЗп + ПЗт + ПЗс, (6)
где Н – норматив производственного запаса,
ПЗп – время на приемку, проверку и подготовку
ПЗт –производственный текущий запас,
ПЗс – страховой производственный запас.
Аналогично проводят расчет по отдельным группам производственных запасов в виде формулы (7):
Н = ПЗп +ПЗт + ½ *Тч + ПЗс, (7)
где Тч - запас до следующей поставки.
Метод прямого счета предусматривает научно- обоснованный метод расчета запасов по каждому элементу в условиях достигнутого организационно- технического уровня на предприятии с учетом всех изменений, происходящих в развитии техники и технологии, в организации производства, транспортировке запасов и в области расчетов.
Таким образом, мы рассмотрели сущность нормирования производственных запасов на предприятии различными методами. Каждая организация самостоятельно избирает метод нормирования производственных запасов, что указывается в учетной политике. Каждый из методов имеет ряд своих недостатков и преимуществ.
Заключение
В ходе выполнения теоретической части данной работы были изучены основные теоретические аспекты вопроса нормирования производственных запасов в организациях. В заключение сделаем несколько основных выводов:
1) производственный запас- это совокупность производственной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для дальнейшего использования в производственном процессе;
2) производственные запасы в организации выполняют важнейшую функцию обеспечения непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которого происходит их систематическое образование и расходование;
3) в экономической литературе предлагается множество классификаций производственных запасов согласно различным критериям;
4) целью нормирования производственных запасов является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойность процесса производства в организации;
5) нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных организаций для обеспечения бесперебойного производственного процесса;
6) существует много различных методик нормирования производственных запасов в организации, выбор которых зависти от особенностей деятельности предприятия и сложившейся на нем практики;
7) сущность аналитических методов состоит в том, что при анализе имеющихся производственных запасов корректируются их фактические величины и исключаются излишние и ненужные;
8) статистические методы заключаются в анализе фактической оборачиваемости производственных запасов и фактической величины запасов текущего хранения, сложившихся за последние несколько лет в организации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАНИЕ № 1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ЗАДАНИЯ № 1
Таблица 1
Исходные данные задания № 1
№ п/п |
Показатели |
Обозначение |
Всего, руб. |
Обозначение |
На единицу продукции, руб. |
1 |
Продажи (1500 единиц) |
ВР |
45000 |
Цед |
30 |
2 |
Переменные затраты |
ПерР |
15000 |
ПерРед |
10 |
3 |
Маржинальная прибыль |
МарП |
30000 |
МарПед |
20 |
4 |
Постоянные затраты |
УПР |
16000 |
УПРед |
10,67 |
5 |
Прибыль |
П |
14000 |
Пед |
9,33 |
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ № 1:
1) рассчитать точку равновесия в единицах продукции (аналитически и графически) и в рублях.
В точке безубыточности предполагается равенство в цены изделия общей сумме переменных и постоянных издержек.
Точка равновесия (безубыточности) определяется по формуле (8):
, (8)
где Цед – цена единицы продукции, руб.
Тогда, ТБУ = 16000/(30-10) = 800 (ед.)
При объеме производства 800 ед. и переменных издержках на единицу 10 руб., общая сумма переменных издержек в рублях будет равна:
800* 10 = 8000 (руб.).
Объем производства в стоимостных единицах в точке безубыточности равен:
800 *(10 + 10,67)= 16536 (руб.)
издержки, тыс. руб. выручка
переменные
24= 16+8 ТБУ издержки
16 постоянные
издержки
800 объем, ед.
Рис. Графическая модель достижения организацией безубыточности
2) рассчитать объем продаж при заданной прибыли, если предприятие планирует в следующем году получить прибыль в размере 15000 руб.
Выручка от реализации определяется по формуле (9):
ВР2 = Ц2 * Q1, (9)
где ВР2 – выручка от реализации в плановом году, руб.,
Ц2 – цена реализации в плановом году, руб.,
Q1 = 1500 ед.
Условно – постоянные расходы на единицу продукции равны:
16000/ 1500 = 10,67 руб.
При том же объеме производства переменные расходы на единицу не изменятся и равны:
15000/ 1500 = 10 (руб.)
Прибыль с единицы в плановом периоде равна:
15000/ 1500 = 10 (руб.)
Тогда, цена за единицу в плановом периоде определенная как сумма всех издержек и прибыли равна:
10 + 10 + 10,67 = 30,67 (руб.)
Значение общей выручки будет равно:
ВР2 = 30,67 * 1500 = 46005 (руб.)
Таким образом, при росте прибыли в планируемом году до 15000 , ожидаемый объем выручки от реализации составит 46005 рублей.
3) определить точку наличного равновесия, если сумма годового износа основных средств равна 1500 руб.
Сумма износа в расчете на единицу продукции равна:
1500/ 1500 = 1 (руб.)
Увеличим условно- постоянные расходы организации в расчете на единицу на 1 рубль:
УПР2 = (16000/1500) +1= 11,67 (руб.)
Переменные расходы на единицу продукции останутся теми же самыми:
15000/1500= 10 (руб.)
Прибыль на единицу продукции:
14000/1500 = 9,33 руб.
Тогда, цена продукции будет сумма прибыли на единицу и всех расходов:
Ц2 = 9,33 + 11,67 + 10 = 30,67 (руб.)
Условно- постоянные расходы в общей сумме равны:
УПР2 = 16000 + 1500 = 17500 (руб.)
Тогда, ТБУ = 17500/ (30,67-10) = 846 (ед.)
Точка наличного равновесия организации при сумме годового износа 1500 рублей равна 846 единиц продукции.
4) определить показатель безопасности, если предприятие в следующем году планирует объем продаж на уровне 50000 руб.
Определяем точку безубыточности при объеме продаж 50000 рублей.
При росте объемов продаж вырастут переменные издержки прямо пропорционально росту объемов продаж. Тогда:
ПерР ед2 = 50000/45000 * 10 = 11,11 (руб.)
Тогда, точку безубыточности определяем аналогично предыдущим задачам:
ТБУ = 16000/ (30 – 11,11) = 847 (ед.)
Таким образом, показатель безопасности для организации при росте объемов продаж до 50000 руб. равен 847 единиц.
5) определить изменение прибыли в случае роста объема продаж на 10000 руб., на 450 единиц продукции.
Изменение прибыли можно определить по формуле (10):
∆ П = П1 К1 – П1 = П1 (К1 – 1), (10)
где П1 – первоначальная (базовая) прибыль, руб.
К1 – коэффициент, равный отношению базовой себестоимости (S1) к себестоимости после изменения (S2).
Себестоимость в общем случае есть сумма постоянных расходов и переменных издержек.
S1 = УПР1 + ПерР1, (11)
S2 = УПР2 + ПерР2, (12)
Переменные расходы имеют прямо пропорциональную зависимость от объема продаж, тогда:
, (13)
где Q2 – объем продаж в натуральных единицах после изменения, ед.
Q1 – объем продаж в натуральных единицах базовый, ед.
Тогда, ПерР2 = 15000* 1950/1500 = 19500 (руб.)
S1 = 16000 + 15000 =31000 (руб.)
S2 = 16000 + 19500 = 35500 (руб.)
Тогда, коэффициент К1 равен:
К1 = 35500 : 31000 = 1,145
В итоге, изменение прибыли при изменении выпуска продукции равно:
∆ П = 14000 (1,145 –1) = 2030 (руб.)
Значит, при росе объемов производства на 450 единиц продукции прибыль увеличится на 2030 рублей.
При росте объемов продаж на 10000 рублей изменение прибыли определяется аналогично. Выручка от реализации после ее роста будет равна:
ВР2 = 45000+ 10000 = 55000 (рублей).
Отношение выручек от реализации после и до изменения пропорционально отношению переменных затрат после и до изменения:
, (14)
Тогда, ПерР2 = 55000* 15000/ 45000 = 18333,3 (руб.)
S2 = 16000 + 18333,3 = 34333, 3 (руб.)
Коэффициент К1 равен:
К1 = 34333,3 /31000 = 1,108
Изменение прибыли при изменении объемов реализации на 10000 рублей будет равно:
∆ П = 14000* (1,107 – 1) = 1498 (руб.)
Значит, при росте объемов реализации на 10000 рублей сумма прибыли организации увеличится на 1498 рублей.
6) определить размер прибыли, которую следует ожидать при объеме продаж, равном 45500 рублей.
Решение этой задачи аналогично решению предыдущей задачи.
При решении воспользуемся зависимостью между изменением объемов продаж и изменением переменных расходов.
Тогда, при условии, что ВР2 = 45500 руб., имеем:
ПерР2 = 15000* 45500/45000 = 15165 (руб.)
Себестоимость продукции после изменения объемов продаж будет равна:
S2 = 16000 + 15165 = 31165 (руб.)
Коэффициент К1 равен:
К1 = 31165/ 31000 = 1,0053
Изменение прибыли при росте объемов продаж до 45500 рублей, составит:
∆ П = 14000* (1,0053 – 1) = 74,2 (руб.)
Тогда, размер прибыли при объеме продаж 45500 рублей будет определяться суммой базового значения прибыли и прироста прибыли в результате изменения объемов продаж:
П2 = П1 + ∆ П, (15)
П2 = 14000 + 74,2 = 14074,2 (руб.)
Таким образом, при объеме производства равном 45500 рублей прибыль будет равна 14074,2 рубля.
7) определить следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 6000 рублей, что должно привести к росту выручки о реализации на 8000 рублей.
Рост расходов на рекламу означает увеличение постоянных расходов, так как расходы на рекламу не зависят от объемов производимой продукции и относятся к постоянным расходам организации.
Экономия на условно- постоянных расходах определяется по формуле (16):
∆ УПР = УПР1 * Iq – УПР1 * I упр, (16)
где ∆ УПР – экономия условно- постоянных расходов, руб.,
УПР1 – условно- постоянные расходы в базовом периоде, руб.,
Iq- индекс изменения объемов производства, равный отношению объемов производства после изменения к объему производства базовому
I упр – индекс изменения условно- постоянных расходов, равный отношению условно- постоянных расходов после изменения к сумме условно- постоянных расходов в базовом периоде.
Тогда, имеем:
∆ УПР = 16000* [(45000+8000)/45000] – 16000* [(16000 + 6000)/16000]= -3156 (руб.)
Тот факт, что значение экономии имеет знак минус является положительным, так как означает, что в результате произошедших изменений в организации произошла экономия условно- постоянных расходов на 3156 рублей.
Таким образом, увеличение сметы расходов организации на рекламу на 6000 рублей является целесообразным.
8) определить следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 рублей, при одновременном снижении цены за единицу продукции на 5 рублей, что должно привести к росту продаж на 60 %.
Выручка от реализации после роста объемов продаж на 60 % составит:
ВР2 = 45000 +(45000*0,6) = 72000 (руб.)
По аналогии с предыдущей задачей экономия условно- постоянных расходов составит:
∆ УПР = 16000 * (72000/45000) – 16000* (17000/16000) = 25600 – 17000= 8600 (руб).
Уже сейчас понятно, что экономии условно- постоянных расходов не наблюдается, так как значение ∆ УПР > 0.
Определим значение изменения прибыли после проведения изменений в организации по формуле ():
∆ П = ∑ Ц2*Q2 - ∑ Ц1*Q2, (17)
где Ц1 – цена на единицу продукции базовая, руб.,
Ц2 – цена на единицу продукции базовая, руб.,
Q2- количество производимой продукции после изменения, ед..
При условии, что цена за продукцию после изменения стала равной 25 рублей, имеем:
∆ П = 25* (1500+ 1500*0,6) – 30 * (1500+ 1500* 0,6) = -12000 (руб.)
Отсюда видно, что изменение сметы расходов на рекламу при одновременном снижении цены на 5 рублей и росте объемов продаж на 60 % приведет к снижению суммы прибыли на 12000 рублей.
Таким образом, организации не следует увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 рублей.
9) определить следует ли предприятию принимать решение производственного отдела о замене комплектующих изделий новыми, что повлечет за собой увеличение переменных затрат на 2 рубля, в расчете на единицу продукции. Усовершенствование может увеличит спрос на эти изделия, а значит, и увеличить объем их производства на 450 единиц.
Общая сумма прироста переменных затрат на весь объем выпуска составит:
2* 1500 = 3000 (руб.)
Новое значение переменных затрат будет равно:
15000 + 3000 = 18000 (руб.)
Себестоимость после изменения S2 будет равна сумме постоянных затрат и новых условно- переменных расходов:
S2 = 16000 + 18000 = 34000 (руб.)
Определим значение коэффициента К1 как отношение себестоимости после изменения (S2) к себестоимости базовой (S1):
К1 = 34000/ 31000 = 1,097
Определим значение коэффициента К2 как отношение объема реализации после изменения (ВР2) к объему реализации базовому (ВР1)
К2 = [(1500+450)* 30]/ 45000 = 1,3
Тогда общее изменение прибыли в результате происшедших изменений будет определено по формуле (18):
∆ П = П1 (К2 – К1), (18)
∆ П = 14000 (1,3- 1,097) = 2842 (руб.)
Таким образом, приведенные расчеты показали, что при росте переменных издержек в размере 2 рубля на единицу, и объеме производства на 450 единиц прибыль от реализации вырастит на 2842 рубля. Отсюда можно сделать вывод, что замена некоторых комплектующих изделий на новые для организации является целесообразной.
10) определить цену, по которой должен быть продан продукт предприятия, чтобы остались прежними:
- прибыль,
- норма маржинальной прибыли, если вследствие инфляции затраты на сырье и материалы увеличатся на единицу с 0,9 рублей до 1,8 рублей.
Норма маржинальной прибыли определяется по формуле (19):
Nмп = (Ц – ПерРед)/ Ц, (19)
где Nмп – норма маржинальной прибыли в организации,
Ц – цена за единицу продукции, руб.,
ПерР ед – переменные расходы в расчете на единицу продукции, руб.,
Сумма переменных расходов в базовом периоде в расчете на единицу продукции равна:
ПерРед = 15000/ 1500 = 10 (руб.)
Цена за единицу продукции в базовом периоде равна:
Ц = 45000/ 1500 = 30 рублей.
Тогда, норма маржинальной прибыли равна:
Nмп = (30 – 10) / 30 = 0,67
При росте стоимости сырья и материалов вследствие инфляции происходит рост суммы переменных расходов на 0,9 руб., то есть:
ПерР ед 2 = 10 + 0,9 = 10,9 (руб.)
При постоянной норме маржинальной прибыли определяем значение цены на продукцию:
0,67 = (Ц – 10,9)/ Ц,
Ц – 10,9 = 0,67 Ц,
0,33 Ц = 10,9,
Отсюда, Ц = 33,03 руб.
Значит, при постоянной норме маржинальной прибыли и росте стоимости сырья значение цены равно 33,03 рублей.
Определим значение цены при постоянном значении прибыли и росте стоимости сырья. Как известно, цена продукции есть сумма постоянных и переменных расходов и прибыли:
Ц = УПР + ПерР + П, (20)
Определим прибыль, заложенную в цене единицы продукции по базовому варианту:
14000/ 1500 = 9,33 (руб.)
Постоянные расходов на единицу продукции:
16000 / 1500 = 10,67 (руб.)
Переменные затраты на единицу продукции :
15000/1500 = 10 (руб.)
Цена единицы продукции при росте стоимости сырья равна:
Ц2 = 10,67 + 10,9 + 9,33 = 30,9 (руб.)
Таким образом, при изменении стоимости сырья но постоянной норме маржинальной прибыли цена продукции будет равна 33,03 рублей, а при постоянном значении прибыли 30,9 рублей.
11) объем производства в точке безубыточности в единицах продукции и в денежном выражении, а также прибыль, если закупочные цены на сырье увеличатся на 25 % (первоначальная цена 0,9 рублей на единицу продукции).
При увеличении закупочных цен на сырье на 25 %, сумма затрат на сырье увеличится с 0,9 руб. за единицу до 1,13 руб. Соответственно, переменные расходы увеличатся на 0,23 рубля за единицу. Если раньше сумма переменных расходов на единицу была равна 10 рублей, то теперь станет равной 10,23 руб. на единицу продукции, на весь объем продукции соответственно:
10,23* 1500 = 15345 (руб.).
Тогда себестоимость продукции после роста стоимости закупок будет складываться из предыдущих постоянных расходов и новых переменных расходов:
S2 = 16000 + 15345 = 31345 (руб.)
Общая сумма выручки о т реализации после изменения цен закупок на сырье равна сумме себестоимости и прибыли:
ВР2 = 31345 + 14000 = 45345 (руб.)
Новая цена на единицу продукции вырастет на 0,23 рубля и станет равной:
Ц2 = 30 + 0,23 = 30,23 (руб.)
Количество продукции при новых условиях то же самое и равно 1500 единиц
Переменные издержки на единицу продукции после изменения равны:
15345/ 1500 = 10,23 (руб).
Определяем точку безубыточности по формуле (8):
ТБУ = 16000/(30,23 – 10,23) = 800 (ед)
Объем производства в стоимостных единицах в точке безубыточности равен:
800 *(10 + 10,23)= 16184 (руб)
Так как прибыль есть разница между выручкой и себестоимостью, то имеем:
Пед2 = 30,23 – 10 –10,23 = 10 (руб.)
При объеме производства в точке безубыточности 800 единиц имеем значение прибыли:
П2 = 800* 10 =8000 (руб.)
Таким образом, в точке безубыточности при росте стоимости закупок сырья на 25 % объем производства в единицах продукции равен 800 штук, в стоимостных единицах- 16184 руб., а прибыль составляет 8000 рублей.
12) величины критической продажной цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов.
Критический объем продаж- это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая нулевую прибыль.
ВР = УПР + ПерР + П, (21)
Так как прибыль при критическом объеме продаж равна 0, то:
ВР = УПР + ПерР, (22)
ВРкр = 15000 + 16000 = 31000 (руб.)
С другой стороны,
ВР = Ц * Q, (23)
где Ц – цена за единицу продукции, руб.,
Q – объем производства, ед.
Тогда, имеем:
31000 = Ц * 1500,
Ц = 31000/ 1500 = 20,7 (руб.)
Уровень постоянных расходов равен отношению суммы постоянных расходов к выручке от реализации. В нашем случае критический уровень постоянных расходов равен:
16000/ 31000 = 0,52.
Таким образом, критический объем равен 31000 рублей, критическая цена равна 20,7 рублей за единицу продукции, а критический уровень постоянных расходов равен 0,52.
13) определить операционную зависимость при данном уровне продаж на предприятии.
Расчет операционной зависимости в организации представлен в таблице 2
Таблица 2
Операционная зависимость в организации
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Выручка от реализации, руб. |
45000 |
2 |
Переменные затраты, руб. |
15000 |
3 |
Валовая прибыль, руб. |
30000 |
4 |
Постоянные расходы, руб. |
16000 |
5 |
Операционная прибыль, руб. |
14000 |
6 |
Операционная рентабельность, % |
31 |
7 |
Уровень операционного левериджа |
0,52 |
В таблице 2 операционная рентабельность определяется отношением операционной прибыли к выручке от реализации.
Уровень операционного левериджа определен как отношение постоянных затрат к общей суме затрат.
Уровень операционного левериджа отражает операционную зависимость в организации и показывает на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении объемов производства и реализации, в нашем случае – на 52%.
14) определить финансовую зависимость, если общая сумма финансовых выплат рассматриваемого предприятия составляет 2000 рублей, половину которых составляют расходы на выплату процентов, и половину- дивидендов по привилегированным акциям, а ставка корпоративного налога равна 40 %.
Для расчета финансовой зависимости в организации воспользуемся таблицей 3.
Таблица 3
Финансовая зависимость на предприятии
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Выручка от реализации, руб. |
45000 |
2 |
Операционная валовая прибыль, руб. |
30000 |
3 |
Операционная прибыль от продаж, руб. |
14000 |
4 |
Проценты к уплате, руб. |
1000 |
5 |
Налогооблагаемая прибыль, руб. |
13000 |
6 |
Налог (ставка 40%), руб. |
5200 |
7 |
Прибыль после уплаты налога, руб. |
7800 |
8 |
Выплата дивидендов, руб. |
1000 |
9 |
Чистая прибыль, руб. |
6800 |
10 |
Чистая рентабельность, % |
15 |
11 |
Уровень финансового левериджа, % |
23 |
В таблице чистая рентабельность определяется отношением чистой прибыли к сумме выручки от реализации.
Уровень финансового левериджа определяется отношением чистой прибыли к выручке от реализации.
Уровень финансового левериджа отражает финансовую зависимость на предприятии.
Таким образом, уровень финансового левериджа в организации в размере 23 % говорит о том, что изменение прибыли до вычета процентов и налогов не приведет к существенному изменению чистой прибыли, так значение левериджа меньше 50 %.
15) определить полную зависимость при данном уровне продаж на предприятии.
Полная зависимость определяется в организации совместным влиянием финансового и операционного левериджа. В нашем случае:
0,23 * 0, 52 = 0, 12 или 12 %.
ЗАДАНИЕ № 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:
Администрация предприятия решила приобрести новый станок. Открытым остается вопрос о том, какой конкретно станок приобрести: станок 1 или станок 2.
Покупка и эксплуатация станка 1 связана с возникновением постоянных затрат в размере 50000 рулей, за отчетный период и переменных затрат в размере 65 рублей на единицу изделия; покупка станка 2 связана с возникновением постоянных затрат в размере 70000 руб. и переменных затрат в размере 45 рублей за каждую единицу.
РЕШЕНИЕ:
Представим исходные данные задачи в виде таблицы 4
Таблица 4
Исходные данные задачи
№ п/п |
Показатель |
1 станок |
2 станок |
1 |
Постоянные затраты, руб. |
50000 |
70000 |
2 |
Переменные затраты на единицу, руб. |
65 |
45 |
Составим уравнения затрат, в которых затраты по каждому из вариантов приобретения станков приравниваем между собой. При этом предположим, что сумма затрат и произведение переменных затрат на единицу на количество выпускаемых единиц равна общей сумме издержек:
S = УПР + ПерРед * Q, (24)
где S – себестоимость продукции общая, руб.,
УПР – постоянные расходы в общей сумме, руб.,
ПерР ед – переменные расходы в расчете на единицу изделия, руб.,
Q – количество произведенных изделий, ед.
Себестоимости по каждому из вариантов определяем следующим образом:
S1 = 50000 + 65 * Q1,
S2 = 70000 + 45 * Q2,
Приравнивая значения S1 и S2 при условии, что Q1= Q2 = Q, получим уравнение:
50000 + 65*Q = 70000 + 45 * Q,
65 Q – 45 Q = 70000- 50000,
20 Q = 20000,
Q = 1000.
Значит, количество производимой продукции при взятых допущениях равно 1000 единиц.
Оценку выбора типа станка проводим в таблице 5.
Таблица 5
Оценка выбора типа станка
Станок |
Суммы затрат на весь выпуск при заданном объеме производства |
||||
0 ед. |
500 ед. |
1000 ед. |
1500 ед. |
2000 ед. |
|
Станок 1 |
50000 |
82500 |
115000 |
147500 |
200000 |
Станок 2 |
70000 |
97500 |
115000 |
137500 |
180000 |
Как видно из таблицы5, при объеме производства до 1000 единиц продукции общие затраты будут выше у станка 2, при производстве продукции в размере 1000 единиц затраты обоих станков абсолютно равны, а при производстве продукции свыше 1000 единиц, затраты продукции будут выше у станка 1.
ОТВЕТ:
Если объем производимой продукции менее 1000 единиц продукции то администрации выгодней приобретение 1 станка, при объеме производимой продукции свыше 1000 единиц продукции администрации выгодней приобретение станка 2.
ЗАДАНИЕ № 3
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ № 3:
Определить влияние использования производственной мощности на прибыль предприятия при следующих условиях: по предприятию, выпускающему одно изделие:
- нормальная мощность предприятия, шт. - 350000,
- запланированный объем производства, шт. - 300000,
- фактически выпущено продукции, шт. – 280000,
- цена реализации изделия, руб. – 15,
- переменные расходы на изделие, руб. - 11,
- постоянные расходы за период, руб. – 450000
РЕШЕНИЕ:
Коэффициент использования производственной мощности равен отношению мощности фактической (Мф) к мощности нормальной (Мн):
Кисп = Мф /Мн, (25),
Коэффициент освоения производственной мощности равен отношению мощности плановой (Мпл) к мощности нормальной:
Косв = Мпл/ Мн, (26),
Рассчитаем значение прибыли, которую могла бы получить организация при нормальной мощности.
Выручка от реализации при нормальной мощности равна:
350000* 15 = 5250000 (руб.)
Условно- постоянные расходы при нормальной мощности равны 450000 рулей.
Переменные расходы при нормальной мощности равны:
ПерРн = 11* 350000 = 3850000 (руб.)
Тогда, значение прибыли определим как разница между выручкой и всеми расходами организации:
Пн = 5250000 – 450000 – 3850000 = 950000 (руб.)
Влияние использования производственной мощности на прибыль определяем как произведение прибыли при нормальной производственной мощности и коэффициентов использования и освоения мощности:
950000* 0,8 * 0,857 = 651320 (руб.)
Разница в прибыли составит:
950000 – 651320 = 298680 (руб.)
Таким образом, в результате недоиспользования производственной мощности и ее недоосвоения организация теряет прибыль в размере 298680 рублей.
ЗАДАНИЕ № 4
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ № 4
Предприятие продает на внутреннем рынке продукцию в объеме 15000 штук. Данные о затратах на весь объем приведены в таблице ниже.
Таблица 6
Исходные данные задания № 4
№ п/п |
Показатели |
На объем продукции, руб. |
1 |
Переменные затраты |
65000 |
2 |
Постоянные затраты |
35000 |
3 |
Полная себестоимость |
100000 |
4 |
Выручка от реализации |
115000 |
5 |
Прибыль |
15000 |
Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество такой же продукции и реализовать на внешнем рынке. Нужно установить цену на экспортируемую продукцию, применив метод ценообразования, когда постоянные расходы фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых изделий, а цены определяются на базе переменных затрат только дополнительного количества изделий, при сохранении прежнего уровня рентабельности.
РЕШЕНИЕ:
При использовании данного метода значение объема продаж определяется по формуле (27):
, (27)
где ВРпл – плановая выручка от реализации, обеспечивающая получение целевой прибыли, руб.
Ппл – плановая величина прибыли, руб.,
Ц – цена за единицу продукции, руб.,
ПерРед – переменные расходы в расчете на единицу продукции, руб.
Предположим, что организация увеличит объем продукции на 5000 изделий, тогда объем продаж после увеличения составит:
Q2 = 15000 + 5000 = 20000 (ед.)
Изменение объемов продаж прямо пропорционально изменению переменных затрат:
, (28)
Тогда, ПерР2 = (20000/15000) * 65000 = 86450 (руб.)
Переменные затраты в расчете на единицу продукции после наращивания объемов реализации будут равны:
ПерРед = 86450/20000 = 4,32 (руб.)
Общая сумма себестоимости продукции после наращивания объемов будет равна:
S2 = 35000 + 86450 = 121450 (руб.)
Рентабельность продукции есть отношение прибыли от реализации к себестоимости продукции:
Rент = П/ S * 100 %, (29)
где Rент – рентабельность продукции, %
В нашем случае рентабельность продукции равен:
Rент = (15000/10000) * 100 % = 15 (%)
Значение прибыли из формулы (30):
П = Rент * S/ 100 %. (30)
Отсюда, значение прибыли после наращивания объемов при том же уровне рентабельности определяем:
П2 = 0,15 * 121450 = 18217,5 (руб.)
Выручка от реализации после наращивания объемов производства будет равна сумме себестоимости и прибыли:
ВР2 = 121450 + 18217,5 = 139667,5 (руб.)
Подставляя значения в формулу (), имеем:
139667, 5 = (35000 + 18217,5)/ (Ц – 4,32),
53217,5/ (Ц – 4,32) = 139667,5,
Ц – 4,32 = 0,38,
Ц = 4,7 (руб.)
ОТВЕТ:
При рекомендуемом методе ценообразования цена продукции должна быть установлена в размере 4, 7 рубля за единицу продукции.
Список литературы
1) Джай К. Шим, Джойл Г.Сигел. Основы коммерческого бюджетирования/ Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001 .- 496 с.
2) Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998.- 783 с
3) Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.
4) Ковалев В.В., Уланов В,А. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 328 с.: ил.
5) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 504 с.: ил.
6) Справочник директора предприятия/ Под ред. М.Г. Лапусты. – 6 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2003 .- 832 с.
7) Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 т./ под ред. Г.А. Егизаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 1997
8) Управленческий учет: Учеб. пособ. / Под ред. А.Д. Шеремета. - 2 изд., переаб., доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.
9) Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Зерцало, 1998. – 272 с.
10) Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры задач, выбор оптимальных вариантов решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.
11) Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра- М, 1997. – 457 с.
12) Экономика предприятия6 Учеб./ Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 768 с.