Содержание
Задание 1 3
Задание 2 17
Задание 3 20
Задание 4 24
Библиографический список 29
Задание 1
11. Обдумайте следующее утверждение: «Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально – технической базы розничной торговли».
Для чего необходимы склады в розничной торговле? Если они действительно составляют значительную часть материально – технической базы розничной торговли, это хорошо или плохо? Обоснуйте ответы.
Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз и предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально – технической базы розничной торговли.
Большинство складов выполняет следующие основные функции:
· получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;
· накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;
· подсортировка и подготовка товаров к продаже;
· комплектование заказов оптовых покупателей;
· товароснабжение розничной торговой сети.
Контролируя качество поступающих товаров, склады оптовых баз служат заслоном проникновению недоброкачественных товаров в розничную торговую сеть.
С целью обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения товаров с учетом самых разнообразных физико-химических свойств.
Одной из важных функций складов является подсортировка товаров, поступающих на склады в узком ассортименте от большого количества поставщиков. Осуществляя преобразование производственного ассортимента в торговый, склады оптовых баз стремятся максимально удовлетворить заявки розничных торговых предприятий на завоз товаров.
Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже и товароснабжении розничной торговой сети.
Склады действительно составляют значительную часть материально – технической базы розничной торговли, это хорошо. Потому что розничной сети не надо создавать большие помещения для хранение, подсортировки и т.д. не нужно создавать условий для хранение товаров это все сделают склады и доставят в нужное время и в нужном количество в розничную сеть. [5.c.35]
20. Покажите на конкретном примере, как влияют на содержание складского технологического процесса физико-химические свойства товаров, хранящихся на этом складе.
В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.
Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров покупателям: отборка товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров получателям.
Существенное влияние на общую продолжительность процесса товародвижения оказывает скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит от задач и функций, выполняемых складом, условий поставки товаров, степени механизации складских операций. Технология выполнения складских операций в определенной мере зависит от особенностей устройства складских помещений и их размеров, внутренней планировки складов, оснащения складов оборудованием для хранения товаров.
32. Акт приемки товаров по качеству должен содержать заключение о причинах утраты качества.
Назовите четыре возможные причины утраты качества, например, винограда свежего, поступившего на склад в железнодорожном вагоне.
Первая причина потери качества винограда это поступление винограда в поврежденной или частично поврежденной таре. Вторая причина заключается в поставке винограда на склад в истекший срок по документам. Третья причина неправильное хранения винограда во время транспортировки. Четвертая причина при транспортировке
42. Объясните, как вы понимаете следующие утверждение: «Главной целью управления торгово-технологическим процессом на складе оптовой организации является обеспечение эффективного товароснабжения оптовых покупателей»
Управление складским процессом предусматривает целенаправленное воздействие на него, обеспечивающее рациональное выполнение всех операций по приемке, хранению и отпуску товаров.
Управление торгово-технологическими процессами на оптовых предприятиях должно быть подчинено:
· обеспечению высокого уровня коммерческой работы; ускорению продвижения товаров от производства до потребителей и оборачиваемости товарных запасов;
· обеспечению сохранности количества и качества товаров на складах и в процессе товародвижения;
· внедрению рациональных организационных и технологических систем товароснабжения розничных торговых предприятий;
· обеспечению роста производительности и качества труда работников оптовых предприятий.
В качестве средств управления складским технологическим процессом могут быть использованы электронная вычислительная техника, диспетчерская служба, технологические карты, графики, оперативные планы работы складов и др.
С помощью ЭВМ можно механизировать и автоматизировать складские технологические процессы, в том числе организацию погрузочно-разгрузочных работ, приемку товаров, оптимальное размещение товаров на складах, формирование заказов на отборку товаров, а также управление самой отборкой и другими операциями, включая товароснабжение.
Важную роль в обеспечении четкой работы складов играет диспетчеризация завоза и отпуска товаров. Диспетчерские службы оптовых баз обеспечивают централизованное оперативное регулирование и контроль за работой складов. Они позволяют следить за состоянием товарных запасов и своевременно принимать необходимые меры по их регулированию. Наличие таких служб способствует ускорению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению приемных и отпускных документов, более четкой отправке товаров покупателям. В организации работы диспетчерских служб используются такие эффективные средства, как промышленное телевидение, пневматические средства дистанционной передачи документации (пневмопочта) и другие средства оргтехники. [5.c.43]
52. В чем, на ваш взгляд, заключается недостатки использования в торговом зале тары-оборудования по сравнению со стационарным оборудованием?
Тара оборудование – это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.
Недостатки тара - оборудования в том, что стационарное оборудование всегда стоит в торговом зале из-за этого удобно, тару – оборудование надо чаще подвергать санитарно технологической обработке так как оно постоянно в движение то на складе то в торговом зале, оно очень грамозкое нужно много физической силы для ее транспортировки. Оно не эстетично не красивое.
61. Назовите категории качества для:
· мешков тканевых из-под сахара
· ящиков деревянных
· бочек
· ящиков картонных.
Деревянная тара наиболее распространена в обращении. Ее изготовляют из древесины различных пород. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.
Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две головки, две боковины и крышка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, винно-водочных изделий — решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей и фруктов, а также других продовольственных товаров, продукции легкой промышленности и других непродовольственных товаров. Различаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины, пошедшей на изготовление деталей ящиков, и по другим признакам. Бывают неразборные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.
Деревянные бочки изготовляют из древесины различных пород. Состоят они из клепок, днищ и обручей. Из клепок и днища собирают остов бочки. На конце клепок имеются уторы (пазы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично расположенными обручами.
Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В заливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в сухотарные бочки — сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т. п. В днище заливных бочек имеется отверстие для заливки рассола, тузлука и т. п.
Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л; рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин — от 15 до 250 л.
Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанерные барабаны емкостью от 10 до 100 л.
Для сбора, хранения и транспортирования овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.
Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого материала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, характерных для деревянной тары.
К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготовляют из прессованного картона, ящики — из прессованного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5-4 раза на единицу затаренной продукции. Для ее изготовления требуется в несколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изготовления могут служить отходы деловой древесины. Производство картонной тары и процесс ее затаривания легче механизировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как промышленных, так и продовольственных товаров.
В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразделяются более чем на 10 типов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной промышленности и т. д.).
Для затаривания сыпучих товаров используется бумажная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битумированные (крафт - мешки), дублированные и влагопрочные. Битумированные мешки пропитывают специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовления пакетов используют специальную упаковочную бумагу.
Текстильно-мочальная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Мешки изготовляют из льняных, полульняных, льноджутовых, льнокенафных, льноджутокенафных и других тканей, а также из сетки или гардинного полотна. В зависимости от назначения они делятся на мешки сетчатые из-под картофеля и овощей, мешки тканевые из-под сахара и мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как правило, мешки выпускаются вместимостью 50 и 100 кг.
Паковочная ткань (хлопчатобумажная или льняная) используется для упаковки тканей, швейных, трикотажных и ковровых изделий, а также других товаров.
Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнеопасных и других товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того чтобы предотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами. [5.c.78]
64. Перечислите требования, предъявляемые к подготовке грузов для перевозки по железной дороге. Объясните, почему они так важны.
Основным документом, регламентирующим порядок перевозки грузов на железнодорожном транспорте, а также возникающие при этом хозяйственные отношения между органами транспорта, грузоотправителями и грузополучателями, является Устав железных дорог. Он регламентирует важнейшие положения по организации перевозок грузов, а также ответственность железной дороги, грузоотправителей и грузополучателей. Этим же целям служат правила и инструкции, издаваемые Министерством путей сообщения.
На железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться в виде повагонных отправок, в контейнерах или в сборных вагонах.
Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которого предоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу.
При контейнерных отправках используют контейнеры массой брутто 3, 5, 10, 20, 24 и 30 т.
В сборных вагонах перевозят грузы мелкими или малотоннажными отправками по разным перевозочным документам.
Товары могут перевозиться грузовой и большой скоростью, а также пассажирскими поездами. При грузовой скорости товары перевозят в обычных грузовых поездах. Грузы, принятые к перевозке большой скоростью, доставляются в ускоренных поездах в направлениях, определяемых Министерством путей сообщения. Для организации грузовых перевозок на станциях железных дорог имеются специальные службы (товарные кассы, грузовые дворы, товарные конторы).
Предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовлен к транспортированию. Тара и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусматривать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, массу груза. На грузы, требующие особого обращения, наносят специальные надписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности. Органы железнодорожного транспорта имеют право не принимать к перевозке грузы, упаковка которых не отвечает установленным требованиям.
Под погрузку должны подаваться только технически исправные и пригодные для данного груза транспортные средства, в противном случае отправитель вправе отказаться от них и потребовать замены.
На каждую отправку грузоотправителем заполняется накладная, которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения. Масса груза определяется взвешиванием, подсчетом массы, указанной на тарных местах или по стандартной массе грузовых мест. Масса некоторых грузов может определяться расчетным путем по обмеру или условно. В накладной указывается время приемки груза к перевозке.
Погрузочные работы выполняются средствами железной дороги, если груз доставлен на площадку или склад общего пользования, находящиеся на территории грузового двора и принадлежащие железной дороге. Погрузка транспортных средств на подъездных путях проводится силами и средствами грузоотправителя.
Вагоны, погруженные средствами железной дороги, отправляются за ее пломбами. Если груз отправлен за массой отправителя, то он и пломбирует вагоны.
Грузы должны доставляться в установленные сроки, при исчислении которых основываются на нормативных скоростях доставки грузов. Нормативная скорость включает только ту часть срока доставки, в течение которой груз находился непосредственно в пути. Правилами перевозок грузов, действующими на железнодорожном транспорте, предусмотрено также время на оформление, перегрузку, переадресовку груза и другие операции. Исчисление срока доставки осуществляется с 24 ч того дня, когда груз принят к перевозке. За просрочку доставки груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф.
При определении стоимости перевозки груза пользуются тарифами на грузовые железнодорожные перевозки. Под тарифами понимают платы, взимаемые за железнодорожные перевозки, а также сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой груза. Тарифная система предусматривает также штрафы за простой вагонов и задержку контейнеров, за предъявление груза, запрещенного к перевозке, за неочистку вагонов и недослив цистерн, за весовой и объемный недогруз вагонов и контейнеров.
Станция назначения обязана сообщить грузополучателю о прибытии груза в день поступления, но не позднее 12 ч следующего дня. Представитель грузополучателя должен иметь доверенность на право получения груза. После оформления выдачи груза и его выгрузки получатель обязан сдать железной дороге транспортные средства.
Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплатно в течение 24 ч. За хранение груза сверх указанного срока взимается плата, размеры которой зависят от массы и характера груза, вида отправки. При этом установлены предельные сроки хранения, при просрочке которых железная дорога вправе передать невостребованные грузы другой организации.
Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспечена ли его сохранность при перевозке. При этом он проверяет целостность пломб, оттиски на них, исправность вагона или другого перевозочного средства, соответствие наименования груза и количества мест данным, указанным в железнодорожной накладной. От того, чьими средствами осуществлена погрузка на станции отправления, зависит участие железной дороги в проверке груза. Если она была выполнена средствами железной дороги, то грузополучатель обязан потребовать проверку массы, количества мест и состояния груза даже в случае прибытия его с признаками сохранности. Железная дорога обязана проверить груз, погруженный средствами отправителя, если он доставлен в неисправном вагоне или с поврежденными пломбами, а также при прибытии груза с признаками недостачи, порчи или повреждения при перевозке в открытом подвижном составе.
При установлении повреждения или порчи груза, несоответствии наименования и массы груза или количества мест данным, указанным в накладной, грузополучатель обязан потребовать от станции составления коммерческого акта, так как при отсутствии его отправитель не несет ответственности за убытки, которые получатель мог бы взыскать с железной дороги.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдение правил погрузки. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящегося груза к его первому экземпляру обязательно должны быть приложены контрольные сведения о льдоснабжении или выписка из журнала температур. Акт должен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем железной дороги и грузополучателем. По требованию получателя станция обязана в трехдневный срок выдать ему коммерческий акт.
На железнодорожной накладной при помощи специального штемпеля делается отметка о дате фактической выдачи груза. [5.c.92]
82. Приведите пять конкретных примеров специализации магазинов, расположенных в населенном пункте вашего проживания. Охарактеризуйте ассортимент этих магазинов
1. Специализированный магазин под названием «GSM маркет» находящий в г. Новосибирске в ленинском районе по пр. К-Марксу. Он специализируется по сотовым телефонам всех марок и аксессуаром к сотовым телефонам. 2. Специализированный магазин под названием «Чай кофе» находящий в г. Новосибирске в ленинском районе по пр. К-Марксу. Он специализируется по чаю и кофе всех марок. 3. Специализированный магазин под названием «GOLD» находящий в г. Новосибирске в ленинском районе по пр. К-Марксу. Он специализируется по ювелирным изделий из золота. 4. Специализированный магазин под названием «Книжный мир» находящий в г. Новосибирске в ленинском районе по пр. К-Марксу. Он специализируется по книгам различных авторов и жанров. 5.Специализированный магазин под названием «РОССИТА» находящий в г. Новосибирске в ленинском районе по пр. К-Марксу. Он специализируется по обуви различных фирм производителей, на разные сезоны, для детей женщин и мужские и еще она продает различные аксессуары по уходу за обувью. [5.c.92]
86. Посетите три любых магазина в населенном пункте вашего проживания и опишите, какие материалы используются для отделки:
· полов
· колонн
· потолков
· стен и перегородок
В супермаркете «студенческий» материал для отделки пола используют кафель, колонны покрашены краской, потолки у них навесные из пластика, стены и перегородки покрашены краской.
В «ГУМе» материал для отделки пола используют кафель и мрамор, колонны покрашены краской, потолки у них навесные из пластика и пенопласта, стены и перегородки покрашены краской или стеклянные.
В «GSM маркете» материал для отделки пола используют кафель, колонн у них отсутствуют, потолки у них навесные из пластика, стены покрашены краской.
95. Обязанности отправителя груза (например, оптового склада) в магазин разнообразны и преследуют цель: предупредить возникновение осложнений на пути движения товаров от места их погрузки до места физической передачи покупателю (магазину) и перехода права собственности.
Под товароснабжением розничной торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.
Благодаря рационально организованному товароснабжению в розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организаций и предприятий.
При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:
· источники и приемлемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпускаемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;
· завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем;
· количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуемой объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильным оборудованием, различными емкостями и т. п.);
· величина единовременно доставляемой партии должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;
· четко разработанная система товароснабжения должна обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров. [5.c.103]
Задание 2
Описание ситуации
Руководство оптовой торговой организации приняло решение увеличить объем продаж за счет расширения ассортимента, роста объема продаж, приходящегося на одного менеджера, и увеличения числа менеджеров.
Такое решение потребовало расширения площади отдела продаж, в котором находятся рабочие места менеджеров, и оборудования для демонстрации образцов.
Рассчитайте размер необходимой площади отдела продаж, используя исходную информацию и следуя методическим указаниям.
Исходная информация
В настоящее время средний объем продаж за месяц составляет 1500 условных денежных единиц (у.д.е.). В организации продажей занимаются три менеджера.
Предполагается повысить производительность труда (увеличить объем продаж, приходящихся на одного менеджера) на 20%.
Общий объем продаж планируется увеличить (табл. 1).
Таблица 1
Показатель |
Увеличение объема (по вариантам) |
Объем продаж |
в2 раза |
Для размещения всех образцов товаров необходимо следующее оборудование.
Таблица 2
Вид оборудования |
Количество единиц (по вариантам) |
Витрина |
5 |
Стеллаж |
6 |
Вешало |
4 |
Размеры оборудования
Таблица 3
Вид оборудования |
Длина, мм |
Ширина, мм |
Площадь |
Витрина |
1000 |
700 |
700 |
Стеллаж |
1000 |
550 |
550 |
Вешало |
1500 |
650 |
975 |
Норматив площади одного рабочего места менеджера - 2,5 м2 Коэффициент перевода полезной площади в общую (к) - 1,5.
Методические указания
1. Определите фактический объем продаж в месяц, приходящийся на одного менеджера.
2. Определите планируемый объем продаж на одного менеджера.
3. Определите планируемый объем продаж в целом по организации, используя данные табл. 1.
4. Рассчитайте необходимое число менеджеров, используя показатели планируемого объема продаж в целом по организации и на одного менеджера (результат округлите до целых).
5. Используя норматив площади одного рабочего места менеджера и их рассчитанное число (п. 4), определите S1 - площадь рабочих мест менеджеров.
6. Рассчитайте S2 - площадь, занятую оборудованием для демонстрации образцов товаров:
3
S2 = ∑si*Ni
n=1
где si - площадь, занимаемая единицей оборудования;
Ni - количество единиц оборудования определенного вида (см. табл.2).
Для определения si по каждому виду оборудования длину единицы оборудования умножают на ширину (см. табл. 3)*.
7. Рассчитайте необходимую общую площадь отдела продаж по формуле
Son=(Si+S2)*K,
где (S1+S2)- полезная площадь отдела;
к- коэффициент перевода полезной площади в общую.
Решение
1. Объем продаж фактический на одного менеджера = Объем фактический/количество менеджеров = 1500/3 = 500 условных денежных единиц (у.д.е.).
2. Объем продаж планируемый на одного менеджера = Объем фактический на одного менеджера * повышение производительности труда = 500*1,2 = 600 условных денежных единиц (у.д.е.).
3. Объем продаж фактический = Объем фактический * повышение в план. году = 1500 * 2 = 30 00 условных денежных единиц (у.д.е.).
4. Необходимое число менеджеров = планируемый объем/объем продаж планируемый на одного менеджера = 3000/600 = 5 менеджеров.
5. S1 = необходимое число менеджеров * норматив площади одного рабочего места менеджера = 5*2,5 = 12,5 м2
6. S2 витрина = (0,7*5)+(0,55*6)+(0,975*4) = 3,5+3,3+3,9 = 10,7 м2
7. Sоп = (12,5+10,7) * 1,5 = 34,8 м2
Задание 3
Описание ситуации
Оптовая торговая организация провела реконструкцию своего склада. Часть склада переоборудована под овощехранилище, а остальная площадь поделена на две секции (для продовольственных и непродовольственных товаров). Предварительно обе секции были оснащены немеханическим оборудованием: стеллажами и поддонами.
Рассчитайте:
- площадь овощехранилища;
- необходимое количество стеллажей и поддонов;
- коэффициенты использования емкости овощехранилища и остальной части склада и сравните их с нормативом.
Исходная информация
Складскую площадь, находящуюся в собственности организации, определяют по табл. 1.
Таблица 1
Показатель |
Значение показателя (по вариантам) |
Складская площадь, м2 |
250 |
Максимальные товарные запасы овощей (Тз) - 50 т.
Продукция хранится в сетчатых контейнерах, установленных в два яруса. Габариты контейнера (а1*b1*1) - 800x600x1200мм, грузоподъемность (п) - 300 кг.
Коэффициент использования грузоподъемности (к) - 0,8.
Коэффициент использования площади овощехранилища (α1) - 0,6; в остальной части склада этот показатель (α 2) равен 0,4.
Сдаваемая в аренду площадь состоит из двух секций: 60% - продовольственная, 40% - непродовольственная. Распределение этой площади по способам хранения представлено в табл.2.
Таблица 2 От полезной площади, %
Способ хранения |
Продовольственная секция |
Непродовольственная секция |
Штабельный (на поддонах) |
70 |
35 |
Стеллажный |
30 |
65 |
Габариты поддона (а2*b2) - 800x1200 мм; габариты стеллажа (а3-b3)-850х1320мм.
Высота штабельной укладки (h1) - 2,5м;
высота стеллажной укладки (h2) - 3,5 м.
Норматив коэффициента использования емкости склада (β) - 0,15-0,4.
Высота склада (Н) - 8м.
Методические указания
1. Рассчитайте потребное количество контейнеров для хранения овощей по формуле
N = Tз/n*k
где Т3 - максимальные товарные запасы овощей, т;
n - грузоподъемность контейнера, т (тонн);
к - коэффициент использования грузоподъемности контейнера. Результат округлите в сторону увеличения.
Решение
N = 50/(0,3*0,8) = 208 т.
2. Рассчитайте полезную площадь овощехранилища по формуле
S1 =(a1*b1*N1)2
где а1 b1 - длина и ширина контейнера, м.
Решение
S1 = (0,8*0,6*208)/2 = 49,92 м
3. Рассчитайте общую площадь овощехранилища по формуле
S2 = S1/α1
Решение
S2 = 49,92/0,6 = 83,2
где α1 - коэффициент использования площади овощехранилища.
4. Рассчитайте площадь склада, сдаваемую в аренду, по формуле
S3 = S-S2'
где S - складская площадь организации (см. табл.1).
Решение
S3 = 250-83,2 = 166,8
5. Определите полезную площадь продовольственной секции по формуле
S4 = (S3*60*α 2 )/100
где α2 - коэффициент использования площади склада, сдаваемой в аренду.
S4 = (166,8*60*0,4)/100 = 40,032
6. Определите полезную площадь непродовольственной секции по формуле
S5 = (S3 * 40 * α2)/100
S5 = (166,8*40*0,4)/100 = 26,688
7. Определите площадь, занятую штабелями в продовольственной секции:
S6 = S4*70/100
S6 = (40,032*70)/100 = 28,0224
8. Определите площадь, занятую стеллажами в продовольственной
секции:
S7 = S4-S6
S7 = 40,032-28,0224 = 12,0096
9. Определите площадь, занятую штабелями в непродовольственной секции:
S8 = (S5*S5)/100
S8 = (26,688*35)/100 = 9,3408
10. Определите площадь, занятую стеллажами в непродовольственной секции, по аналогии с п.8 (S9).
S9 = (28,0224*35)/100 = 9,80784
11. Суммируйте площадь, занятую штабелями в обеих секциях
(S10).
S10 =S6+S8 = 28,0224+9,3408 = 37,3632
12. Суммируйте площадь, занятую стеллажами в обеих секциях
(S11).
S11 =S7+S9 = 12,0096+9,80784 = 21,81744
13. Рассчитайте необходимое количество поддонов по формуле
N2 = (S10*2)/(a2*b2)
где a2, b2 - габариты поддона.
N2 = (37,3632*2)/(800*1200) = 74,7264/960000 = 0,07784
14. Рассчитайте необходимое количество стеллажей (N3) по аналогии с п. 13.
N3 = (21,81744*2)/(800*1200) = 0,045453
15. Рассчитайте коэффициент использования емкости овощехранилища по формуле
β1 = (S1*2l)/(S2*H)
где 1 - высота сетчатого контейнера, м;
H - высота склада, м.
β1 = (49,92*2*1200)/(83,2*8) = 119,808/665,6 = 0,18
16. Рассчитайте коэффициент использования емкости сдаваемой в аренду части склада:
β2 = (S10*h1+S11*h2)/(S3*H)
где h1 и h2 - высота укладки в штабеле и на стеллаже соответственно, м.
β2 = (37,3632*2,5+21,81744*3,5)/(166,8*8) = 169,76904/1334.4 =0,13
17. Сравните β1 и β2 с нормативом (β) и сделайте вывод.
β1 составляет 0,18 в норматив β как раз входит из этого следует, что емкость овощехранилище используется по нормативу.
β1 составляет 0,13 в норматив β не входит из этого следует, что емкость сдаваемой в аренду не используется по нормативу.
Задание 4
Оптово-розничная организация владеет тремя магазинами типа «Супермаркет», имеющими примерно равную площадь и численность персонала. В связи с тем, что магазины размещены в разных частях города, их ассортимент ориентирован на разные сегменты рынка. В одном из магазинов реализуются дорогостоящие продукты, включая деликатесные изделия, во втором - продукты «средней» цены, а в третьем -относительно дешевые продовольственные товары частого спроса. Зарплата, начисляемая персоналу магазинов, связана в основном с общей прибылью, получаемой от розничных продаж, и практически одинакова внутри каждой категории работников. Однако работники одного из магазинов (где реализуются самые дешевые продукты) выдвинули требование увеличить им оплату труда, мотивируя тем, что они затрачивают гораздо больше усилий, обслуживая интенсивный покупательский поток.
Менеджер отдела розничных продаж приняла решение оценить производительность труда работников всех трех магазинов по системе показателей, увязывающих численность посетителей с характеристиками совершаемых покупок.
Необходимо определить для каждого магазина:
1) коэффициент результативности посещения;
2) коэффициент продуктивности покупательского потока;
3) среднее количество единиц товара, приобретенное одним покупателем;
4) количество покупок за один час.
Составьте по результатам исследования аналитическую записку руководству оптово-розничной организации, в которой отразите кратко:
- суть требований работников магазина 3;
- содержание проведенного исследования;
- выводы.
Исходная информация
Результаты наблюдений с целью определения среднего количества посетителей магазинов представлены в табл. 1.
Таблица 1 Численность посетителей в разные дни в каждом магазине
Часы наблюдений (интервалы) |
Дни наблюдений |
||||||||
понедельник |
четверг |
суббота |
|||||||
Магазин |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
С 8 до 10 |
12 |
29 |
34 |
42 |
45 |
37 |
6 |
10 |
15 |
С 13 до 15 |
36 |
86 |
70 |
115 |
119 |
100 |
38 |
122 |
140 |
С 18 до 20 |
55 |
103 |
130 |
130 |
131 |
126 |
58 |
105 |
93 |
С 22 до 24 |
14 |
45 |
30 |
52 |
54 |
35 |
13 |
46 |
29 |
Итого |
117 |
263 |
264 |
339 |
349 |
298 |
115 |
283 |
277 |
Благодаря тому, что во всех трех магазинах установлены компьютерные торговые системы «Супермаг», не составило труда получить информацию о продажах в течение недели (во время которой велись наблюдения за численностью посетителей).
Таблица 2 Данные о продажах в магазинах за неделю наблюдений
Показатель |
Магазин |
||
1 |
2 |
3 |
|
Количество проданных единиц товара (Mi) |
12096 |
19411 |
10535 |
Количество покупок (Ni) |
1680 |
3290 |
2926 |
Магазины работают в одинаковом режиме - с 8 до 24 часов без обеденного перерыва и выходных.
Методические указания
1. Рассчитайте количество посетителей каждого магазина в течение дня по средней арифметической. Например, для магазина 1:
4
g1(понедельник) =(∑qi*T)/8(удвоенное число интервалов наблюдений )
i=1
где q1 (понедельник) - среднедневное количество посетителей в
понедельник в магазине 1;
qi— количество посетителей за один интервал наблюдений;
Т - продолжительность рабочего дня (см. режим работы в исходной информации).
Аналогично рассчитайте q1 (четверг) и q1 (суббота). Подобный расчет сделайте для магазина 2:
q2 (пнк); q2 (чтг); q2 (сб).
То же самое для магазина 3:
q3 (пнк); q3 (чтг); q3 (сб).
q1 (понедельник) = (12*2)+(36*2)+(55*2)+(14*2)/8 = (24+72+110+28)/8 =29,25
q2 (понедельник) = (29*2)+(86*2)+(103*2)+(45*2)/8 = (58+172+206+90)/8 =65,75
q3 (понедельник) = (264*2)/8 = 66
q1 (четверг) = (339*2)/8 = 84,75
q2 (четверг) = (349*2)/8 = 87,25
q3 (четверг) = (298*2)/8 = 74,5
q1 (суббота) = (115*2)/8 = 28,75
q2 (суббота) = (283*2)/8 = 70,75
q3 (суббота) = (277*2)/8 = 69,25
2. Определите среднедневное количество посетителей магазина 1, используя данные наблюдений по всем трем дням недели, по формуле
Q1 = (q1(пнк)+q1(чтг)+q1(сб))/3
Аналогичным образом рассчитайте Q2 (для магазина 2) и Q3 (для
магазина 3).
В результате расчетов по п. 1 ,2 вы должны получить значения среднедневного количества посетителей в каждом из трех магазинов: Q1,Q2,Q3
Q1 = (29,25+84,75+28,75)/3 = 47,58
Q2 = (65,75+87,25+70,75)/3 = 74,58
Q3 = (66+74,5+69,25)/3 = 69,92
3. Используя данные табл. 2, рассчитайте среднедневное количество единиц проданного товара в каждом магазине по формуле
Mi = Mi/7
где Mi - количество проданных единиц товара за неделю в каком- -либо магазине;
i - порядковый номер магазина (1, 2, 3).
Сделайте аналогичный расчет среднедневного количества покупок в каждом магазине - Ni,
M1 = 12096/7 = 1728
M2 = 19411/7 = 2773
M3 = 10535/7 = 1505
N1 = 1680/7 = 240
N2 = 3290/7 = 470
N3 = 2926/7 = 418
4. Определите коэффициент результативности посещения магазина 1 по формуле
Kp1 = N1/Q1
где n1 - среднедневное количество покупок в магазине 1 .
Подобный расчет сделайте для магазина 2 (Кр2) и магазина 3 (Кр3). 5. Определите коэффициент продуктивности покупательского потока в магазине 1 по формуле
Кп1 М1/Q1
где M1, - среднедневное количество проданных единиц товара в магазине 1.
Произведите аналогичный расчет для магазинов 2 (Кп2) и 3 (Кп3).
6. Рассчитайте среднедневное количество единиц товара, приобретенное одним покупателем в магазине 1 , по формуле
m1 = M1/N1
Сделайте аналогичные расчеты для магазинов 2 (m2 ) и 3 (m3 ).
7. Рассчитайте среднее количество покупок, совершенное в течение одного часа в магазине 1, по формуле
n1 = N1/T
Сделайте аналогичный расчет для магазинов 2 (n2 ) и 3 (n3). 8. По результатам всех расчетов оформите таблицу (табл.3).
Таблица 3
Сводные данные по исследуемым показателям
Показатель |
Магазин |
||
1 |
2 |
3 |
|
Коэффициент результативности посещения (Кр) |
5,04 |
6,3 |
5,98 |
Коэффициент продуктивности покупательского потока (Кп) |
36,32 |
37,18 |
21,52 |
Среднее количество единиц товара, приобретенное одним покупателем (m) |
7.2 |
5.9 |
3.6 |
Среднее количество покупок, совершенное в течение одного часа ( n ) |
15 |
29.375 |
26.125 |
Сравните значения всех четырех показателей между магазинами. Лучшими являются самые высокие из них.
9. Составьте по результатам исследования аналитическую записку начальнику отдела розничных продаж по следующей форме.
Аналитическая записка
В связи с тем, что работники магазина 3 высказывают претензии по поводу низкого количества покупателей, маленькое количество проданных единиц товара большим количеством покупок мною было проведено исследование и было сделано что действительно количество покупателей очень низкое, проданных товаров то же, большим количеством покупок. В результате исследования методом наблюдений были рассчитаны показатели (табл. 3).
На основании их можно сделать следующий вывод.
Наиболее эффективно работает персонал магазина №2, а наименее – магазина №3.
Поэтому считаю просьбу персонала магазина 3 обоснованной.
Менеджер отдела розничных продаж.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бакаева В. В. Организация и технология розничной торговли. -Новосибирск: СибУПК, 1999.
2. Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять / Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 1996.
3. Дегтяренко В. Н. и др. Организация перевозок грузов. -М.: Приор, 1997.
4. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли / Пер. с англ.; Под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999.
5. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование предприятий торговли. - М.: ИВЦ Маркетинг, 1998.
6. Торговое дело: Экономика и организация / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. - М.: ИНФРА - М, 1999.
7. Торговое законодательство России. -М.: Приор, 1999.