Содержание


1. Исторический путь становления российской государственности................. 3

2. Раскрыть понятие «абсолютизм»................................................................... 7

Список литературы........................................................................................... 10



1. Исторический путь становления российской государственности


Процесс формирования российской государственности сложен и многообразен. Он включает в себя создание устойчивого государственного механизма, создание и функционирование законов, формирование территории и государственных границ и т.д.

Начало этому процессу было положено в V – VIII веках, когда на европейской части России стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян. Они сыграли серьезную роль в создании предпосылок для образования с середины IX до середины XII века собственного государства наших предков.

На основе союза славянских княжеств к началу IX века в Среднем Приднепровье сложилось государственное образование, носившее название Русь. По имени столицы – Киева – она стала называться Киевская Русь.

Возникновение государства протекало в непростых условиях. Постоянно приходилось бороться с проникавшими на Русь отрядами иноземных завоевателей. Воспрепятствовать им могло лишь объединение восточных славян.

Исторический этап XV – XVIII вв. – это время создания и упрочения Российского централизованного единого многонационального государства.

Каковы причины его образования?

Прежде всего – это восстановление разрушенного междоусобными войнами и монголо-татарским нашествием хозяйства. Увеличивается количество земледельческих районов на северо-западе, у Новгорода, в центральной России, преимущественно вокруг Москвы. Хотя сельское хозяйство оставалось натуральным, экономические связи между городами и княжествами росли. Укреплялись торговые отношения. Особенно интенсивно развивалась северо-восточная Русь, наименее пострадавшая от монголо-татарского нашествия.

Важной причиной явилось стремление народа сбросить ордынское иго, освободить свою землю от монголо-татарской зависимости. Укрепляется национальный дух, свободолюбивые тенденции которого нашли отражение в многочисленных литературных памятниках средневековья.

Центром объединения русских земель стала Москва. Она отстояла это право в борьбе с великим княжеством Литовским, Тверью, Новгородом и Рязанью. Кроме того имелись причины экономического и политического характера. Москва занимала исключительно важное геополитическое положение. Она находилась на территории, где население издревле занималось земледелием, ремеслом, торговлей. Здесь были благоприятные условия для развития хозяйства.

Важную роль сыграло и то, что московские князья оказались дальновидными политиками. Они умело расширяли и укрепляли территорию княжества. Именно Москва возглавила борьбу против Орды – и это несомненно укрепило ее авторитет в глазах русского народа.

Объединение русских земель имело колоссальное значение для развития России. Резко улучшилось ее экономическое положение, активизировалось развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Упрочилось политическое положение страны. Быстро росли города. Москва стала крупнейшим военно-политическим центром с населением свыше 100 тысяч человек. Московское государство приобрело большой международный авторитет.

Российское государство сформировалось как многонациональное. Основную массу населения составляли русские, но в состав России вошли многие народы севера и Поволжья (мордва, чуваши и т.д.). Во главе государства находился великий князь.

Следующий период развития российской государственности, имперский, охватывает два столетия отечественной истории. Создание в XVIII веке Российской империи связано с именем крупнейшего преобразователя Петра Великого, а эпоха правления Екатерины II стала временем ее наивысшего расцвета.

Реформы Петра I (1682 – 1725) охватили буквально все сферы государственной, политической, общественно-экономической и общественной жизни, определив на длительную перспективу развитие страны по пути великодержавия.

Экономические преобразования в этот период неразрывно связаны с политической жизнью страны, с изменениями в системе управления государством.

Символом «нового времени» стал перенос столицы Российской державы из Москвы, основанный в 1703 году в устье реки Невы Санкт-Петербург.

Вместо Боярской Думы в 1711 году был создан Правительственный сенат – высший административный орган. В 1718 году в сфере центрального управления учреждаются коллегии, каждая из которых ведала определенной государственной финансово-экономической отраслью. Важнейшими являлись коллегии иностранных дел, воинская, адмиралтейская.

Прежде всего, была серьезно усилена социальная база абсолютизма – дворянство. Этому способствовал указ о единонаследии (23 марта 1714 г.) дальнейшее усиление этого сословия связано с введением 24 января 1722 года «Табеля о рангах», который на многие десятилетия определил характер внутриобщественных отношений, стал своеобразным «каркасом» Российского государства.

Начало XVIII века отмечается также активным ростом нового класса – буржуазии. Она формировалась главным образом из верхушки посадских людей, зажиточных крестьян, чиновников.

XIX век занимает важнейшее положение в содержании имперского этапа развития российской государственности. Он знаменуется целым рядом реформ, самыми значительными из которых стали преобразования М.М. Сперанского и реформы Александра II.

Начало реформ М.М.Сперанского относится к 1801 году и связано прежде всего с радикальной перестройкой системы управления. Прежние коллегии заменяются министерствами. В 1810 году создается Государственный Совет. Он становится высшим законосовещательным органом. На местах вся полнота власти по-прежнему принадлежит генерал-губернаторам, которых назначает лично царь.

 Самым же положительным событием на этом историческом отрезке стала работа над «Сводом законов Российской империи». Он был введен в действие и регламентировал жизнедеятельность российского общества и государства вплоть до 1917 года[1].

Активизация капитализма, появление новых мощных социальных сил потребовали от императора Александра II коренным образом перестраивать как внутриполитические, так и систему общественных отношений.

Прежде всего, это касалось отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне наделялись землей и получали личную свободу.

Принимались меры по улучшению положения рабочих. За период с 1850 по 1870 год были созданы государственные комитеты по изучению жизни и труда рабочих. Закон 1866 года обязал владельцев крупных предприятий организовать им бесплатную медицинскую помощь, с 1882 года был запрещен труд детей.

Наступил XX век, а вместе с ним череда потрясений – революций и войн. Попытки царского режима воспрепятствовать нарастающему всестороннему кризису в обществе не принесли успеха. В то же время появившиеся идеи революционного преобразования находят понимание у части населения страны, что и предопределило крах системы старого порядка.

Февральская революция 1917 года открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако ситуация развивалась так, что в стране сложился режим двоевластия. Летом 1917 года Россия оказалась перед выбором одного из путей власти: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.

Основные контуры советской государственности были закреплены в первой конституции Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), принятой летом 1918 года. Она вобрала в себя опыт законотворческой деятельности предшествующего периода.

Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.

Начало нового этапа развития российской государственности связано с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации. Россия получила возможность встать на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной[2].

2. Раскрыть понятие «абсолютизм»


Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией[3].

Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII столетий господствующею государственною формою, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем свое знаменитое «L'Etat c'est moi» (государство - это я). Наряду с абсолютизмом государственной власти существует и абсолютизм самого государства, так называемый государственный абсолютизм, представляющий двоякое понятие:

а) полная самостоятельность государства и в деле законодательства, и в деле управления, т. е. независимость государства от какого либо другого государства, от какой либо посторонней государству власти;

б) положение, когда государство (а от его имени, конечно, и государственная власть) берет в свое заведывание все важнейшие государственные дела, не находя удобным предоставлять их частным отдельным силам или союзному строю.

Государственный абсолютизм поэтому и абсолютистская форма правления не суть понятия совпадающие: так и республика, вполне самостоятельная, осуществляет государственный абсолютизм в первом его значении, а государственный абсолютизм во втором его значении может проявляться и при различных формах правления, напр. во Франции доведенный до высшей степени государственный абсолютизм существовал одинаково, как при ограниченном конституцией) правлении Людовика Филиппа, так и при военном деспотизм с первого Наполеона и Наполеона III.

Во втором издании Большой советской энциклопедии абсолютизм трактуется как неограниченная монархия. Этого явно недостаточно: если под неограниченной монархией мы будем понимать режим неограниченной власти, то таковой вполне владели египетские фараоны, римские императоры, монгольские ханы и т.п., но ведь никто не называл, скажем, Нерона или Чингиз-хана абсолютными монархами[4].

Аналогичная статья в Советской исторической энциклопедии трактует абсолютизм как форму феодального государства, характерную для позднего периода существования феодальной формации. Признак неограниченности власти отходит в этом случае, как мы видим, на второй план. Но данное определение, к сожалению, указывает не на сущность явления, а лишь на время его возникновения[5].

А.Я. Аврех толкует абсолютизм как такую феодальную монархию, которой присуща в силу ее внутренней природы способность эволюционировать и превращаться в буржуазную монархию. Эта дефиниция вызвала резкие возражения со стороны ряда крупных историков, прежде всего А.Н. Чистозвонова и С.М. Троицкого.

В 1968 г. в рамках всесоюзной дискуссии по проблемам абсолютизма появилась статья А.Н. Чистозвонова, в которой была предпринята попытка подвести итоги изучения генезиса абсолютизма в странах Европы, в том числе и в России. Им предложено следующее определение: абсолютизм есть политическая надстройка позднего феодализма переходного периода, когда феодальная формация начинает разлагаться под воздействием развивающихся буржуазных отношений[6].

Таким образом, под абсолютизмом в России мы будем понимать особый тип феодальной монархии, возникший на основе режима неограниченной власти монарха и соответствующий следующим признакам: наличие регулярной (постоянной) армии, формирование бюрократии, введение прямых денежных налогов и ликвидация самостоятельной политической роли церкви.







Список литературы:


1.     Большая Советская Энциклопедия. М.: Просвещение, 1973.

2.     Ильин В.В. Политология. М.: Юристъ, 1998.

3.     Основы политологии: Краткий учебник для ВУЗов / Под ред. А.В. Малько. М.: ИНФРА-М, Издательский Дом «Норма», 2000.

4.     Советская Историческая Энциклопедия. М.: Знание, 1983.




[1] Основы политологии: Краткий учебник для ВУЗов / Под ред. А.В. Малько. М.: ИНФРА-М, Издательский Дом «Норма», 2000. С. 122-125.


[2] Ильин В.В. Политология. М.: Юристъ, 1998. С. 132-138.

[3] Основы политологии: Краткий учебник для ВУЗов / Под ред. А.В. Малько. М.: ИНФРА-М, Издательский Дом «Норма», 2000. С. 155.


[4] см.: Большая Советская Энциклопедия. М.: Просвещение, 1973. С. 39.

[5] см.: Советская Историческая Энциклопедия. М.: Знание, 1983. С. 71.

[6] Ильин В.В. Политология. М.: Юристъ, 1998. С. 125.