ПЛАН

1. Виды социологического исследования                                                  3

2. Методы прикладных социологических исследований                        7

3. Программа и план прикладных социологических исследований     11

4. Обобщение результатов исследования                                                  15

Список литературы                                                                                      17

1. Виды социологического исследования

В самом общем виде социологическое исследо­вание можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления.

Социологическое исследование включает в себя четыре сме­няющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

•   методологическую и методическую подготовку исследо­вания;

•   сбор первичной социологической информации1;

•   подготовку собранной информации к обработке и ее об­работку на ЭВМ;

• математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выво­дов и рекомендаций[1].

Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глуби­ны, требуемого анализа предмета, масштабности и сложнос­ти решаемых задач, и различают три основных вида социоло­гического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

«Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ог­раниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывает­ся на упрощенной программе и сжатом по объему методичес­ком инструментарии»[2].

Этот вид исследования может использоваться либо как пред­варительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Та­кая потребность возникает особенно часто тогда, когда пред­мет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное ис­следование успешно применяется для получения дополнитель­ной информации о предмете и объекте, для уточнения и кор­ректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко­масштабном описательном или аналитическом исследовани­ях, а также для выявления трудностей, которые могут встре­титься в ходе их проведения.

Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разве­дывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событи­ям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффек­тивности различных мероприятий. Например, с помощью эк­спресс-опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой за­нятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результа­тов общесртвенно-политических кампаний, в частности, из­бирательных.

Обычно в разведывательном исследовании используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социо­логической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широ­комасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенап­равленному анализу литературы, а также к опросу специали­стов (экспертов), компетентных в изучаемой области, либо хорошо знающих особенности объекта. С этой же целью мо­жет быть проведено интенсивное групповое интервью методом «фокус-групп».

«Описательное исследование - более сложный вид социоло­гического анализа. По своим целям и задачам оно предпола­гает получение эмпирических сведений, дающих относитель­но целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, с ис­пользованием методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возмож­ным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве су­щественных в связи с изучаемой проблемой»[3].

Описательное исследование обычно применяется тогда, ког­да объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имею­щие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., население города, района, области, регио­на, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объек­та относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересую­щих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

«Аналитическое исследование - самый углубленный вид со­циологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславлива­ют распространенность, устойчивость или изменчивость и дру­гие свойственные ему черты. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую прак­тическую ценность»[4].

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между теми или иными параметрами изучаемо­го социального явления, то в ходе аналитического выясняет­ся, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В пер­вом случае может интересовать, например, наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполня­емого труда и его производительностью, а во втором - является ли удовлетворенностью содержанием труда единственной, не­посредственной или косвенной причиной, определяющей уро­вень его производительности.

Поскольку реальность нашей жизни такова, что выделить и изучать в «чистом виде» какой-либо один влияющий на нее фактор практически невозможно, почти в каждом аналитичес­ком исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.

Подготовка аналитического исследования, в том числе тща­тельная разработка программы и инструментария, занимает много времени. Необходимые предварительные сведения об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, которые позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углуб­ленного анализа, нередко собирают при помощи разведыва­тельного или описательного исследования.

По методам сбора социологической информации аналити­ческое исследование носит комплексный характер. В нем, до­полняя друг друга, могут применяться различные формы оп­роса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения «взаимоувязывать» данные, полученные раз­ными методами, придерживаться определенных критериев их интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием подготовитель­ного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем   : изменения (в той или иной степени) обычных условии функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе  эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства.

2. Методы прикладных социологических исследований

В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, на­блюдение и анализ документов.

Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и на­целен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддают­ся прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные харак­теристики общественного, группового и индивидуального со­знания, общественных, групповых и межличностных отноше­ний, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.

Существуют две основные разновидности социологическо­го опроса: интервьюирование и анкетирование.

Интервьюирование предполагает личное общение с опраши­ваемым, при котором интервьюер задает вопросы и фиксиру­ет ответы. Оно может быть прямым («лицом к лицу») и опос­редованным (телефонное интервью).

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопрос­ник в присутствии анкетера или без него. По форме проведе­ния оно может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Наиболее распространенные формы последне­го: почтовый опрос и прессовый опрос (через газету, журнал).

В зависимости от источника (носителя) первичной социоло­гической информации различают опросы массовые и специали­зированные. В массовом опросе основным источником информа­ции являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяе­мые на основании признаков, актуальных с точки зрения ис­следуемой проблемы. Участников таких опросов принято на­зывать респондентами[5]. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесто­ронне взвешенные оценки. Их участники называются экспер­тами, а сами опросы - экспертными опросами.

Социологическое наблюдение представляет собой целенап­равленное систематизированное фиксирование исследовате­лем свойств и особенностей какого-либо явления. Среди форм и приемов фиксации бланк или дневник наблюдения, фото= или киноаппарат, теле- и видеотехника и т.д.

Специфика наблюдения как вида исследования и как ме­тода сбора первичной информации заключается в анализе и воспроизводстве процесса во всем его разнообразии, разно­сторонних, порой весьма «обнаженных» впечатлениях об ис­следуемом объекте, касающихся поведения, жестов, мимики, выражения эмоций отдельных лиц и целых групп. Наблюде­ние нередко, так сказать, одухотворяет бесстрастные колон­ки цифр - результаты опросов. Оно может использоваться для изучения активности населения на электоральных собрани­ях, активности лекционной аудитории, участников массовых общественно-политических мероприятий, поведения молоде­жи в неформальном общении и т. д.

При анализе документов источником социологической информации выступают текстовые сообщения. Они содержат­ся в различных документах: протоколах, докладах, резолю­циях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непос­редственное наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, где фиксировались те или иные явления жизни в течение многих лет, позволяет определить тенденции и дина­мику их изменения и развития.

В зависимости от того, рассматривается ли предмет изуче­ния в статике или в динамике, выделяются еще два вида соци­ологического исследования - точечное и повторное.

«Точечное исследование (его называют также разовым) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию именуют статической, поскольку она отражает как. бы моментальный «срез» коли­чественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения»[6].

Данные, отражающие изменения объекта, могут быть по­лучены лишь в результате нескольких исследований, основан­ных на единой программе и инструментарии и проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Их называют повторными. По сути дела речь идет о средстве срав­нительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.

Повторный сбор информации может проходить в два, три и более этана. Длительность интервала между первоначальной и повторной стадиями - самая различная, ибо социальные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью изменения. Зачастую именно свойства объекта подска­зывают временные интервалы повторных исследований. На­пример, если изучается тенденция реализации профессио­нальных установок выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного опроса не ранее чем сентябрь-октябрь, когда те, кто не поступил в вуз, пытаются устроить­ся на работу.

Особый вид повторного - панельное исследование. Ее ли при помощи обычного повторного исследования изучается, к при­меру, совокупность респондентов независимо от того, как из­менился их состав за период между первоначальной и повторной стадиями, то панельное предусматривает неоднократное обращение к одним и тем же лицам через заданные интерва­лы времени. Поэтому целесообразно соблюдать интервалы, которые позволяют в максимальной степени сохранять ста­бильность совокупности по ее величине и составу.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основани­ям классификация видов социологического исследования.

Правомерен вопрос: существует ли зависимость между со­циальными явлениями и видами социологического исследо­вания, с помощью которого они могут быть изучены?. В прин­ципе жесткой зависимости здесь нет. Практически любое явление может изучаться на уровне разведывательного, опи­сательного или аналитического социологического исследова­ний, имеющих точечный или повторный (панельный) харак­тер и использующих различные методы сбора первичной информации.

В свою очередь, и для любого вида социологического иссле­дования не существует «запрета» на анализ тех или иных яв­лений и процессов: каждое, как уже отмечалось, способно по-своему «внедриться» в предмет изучения и дать о нем определенную социологическую информацию.

Сказанное, вместе с тем, не означает, что социолог ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направ­ленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической, либо научной це­лесообразности исследования, а также сущности и особеннос­тей того явления, которое предстоит изучить. Иногда выбор вида и масштабов исследования диктуется финансовыми воз­можностями тех, кто его проводит.



3. Программа и план прикладных социологических исследований

Окончательно утвердившись в выборе вида социологичес­кого исследования, переходят к его непосредственной подго­товке - разработке программы, рабочего плана и вспомогатель­ных документов. Рассмотрим основные предъявляемые к ним требования.

Обычно содержит достаточно подробное и четкое изложение ряда вопросов. «В методологической части программы должны быть представлены формулировка и обоснование социальной проблемы, указана цель, определены объект и предмет изучения, осуществлен логический анализ ключевых понятий, сформулированы гипотезы и задачи исследования. В методической части приводятся характеристики обследу­емой совокупности и используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инстру­ментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. В процедурной части оговаривается состав­ление финансовой сметы, рабочего плана, вспомогательных до­кументов»[7].

Столь емкая структура программы исследования - не плод научной фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведе­ния исследования и анализа его результатов. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования социальная про­блема выступает как своего рода состояние « знания о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изме­нений характеристик какого-либо социального явления или тенденций социального процесса. В частности, это может быть незнание причин роста преступлений на бытовой почве, сниже­ния спроса населения на те или иные виды товаров, падения рей­тинга известных политиков, массовой миграции населения и др.

В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их груп­пируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия про­тиворечия, его глубины.

В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы вызваны недостатком информации о состоянии и тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов.

Предметными проблемами принято называть противоре­чия, которые порождены столкновением интересов различных групп населения (классов, этнических, конфессиональных, демографических, региональных), а также населения в целом и социальных институтов, и которые дестабилизируют обще­ственные отношения. Таковые, например, забастовки и соци­альные протесты работников в связи с задержкой заработной платы, этнические конфликты, политические митинги и т.д.

По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных демогра­фических, этнических, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производ­ственных предприятий, государственных учреждений, учеб­ных заведений и т. д.

По масштабам распространенности социальная пробле­ма может носить общегосударственный, региональный или местный характер, быть ограниченной рамками города, посел­ка, городского района или микрорайона и т. д.

По времени действия противоречия проблема может быть преходящей, устойчивой и затяжной. Например, неудовлет­воренность студентов формой лекционных занятий - пробле­ма, которая может быть разрешена за относительно короткий срок; адаптация работников предприятий к новым условиям трудовых отношений в связи с изменением технологии тру­да- проблема достаточно устойчивая, а, скажем, противоре­чия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведе­ние подростков и т. п., носят затяжной характер.

Что касается глубины, противоречия, то по этому признаку различают, во-первых, проблемы одноплановые, затрагиваю­щие какую-либо сторону социального явления или процесса. Например, оппозиция привыкших к общинным формам веде­ния хозяйства крестьян к идее создания фермерских хозяйств или активизация движения за введение альтернативной служ­бы в армии. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем, рост преступности в связи с изменением характера экономических отношений в обществе, массовым распространением наркомании, проституции, рэкета, корруп­ции. В-третьих, проблемы, порожденные функциональными противоречиями, то есть нарушением ранее сложившихся при­чинно-следственных звеньев социального явления или процес­са. Например, ломка устоявшихся распределительных отноше­ний в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением частной собственности; изменения в по­литических отношениях общества (развитие многопартийно­сти), в функционировании политических и социальных инсти­тутов в связи с формированием правового государства и т. д,

Формулируя проблему исследования, надо стремиться к мак­симально точному отражению и самой проблемной ситуации, и определяющего ее реального противоречия. При этом важно из­бегать выдвижения проблем слишком широкого плана. Если не удается придать формулировке проблемы ясность и четкость сра­зу, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере методоло­гической и методической разработки других частей программы.

В тех случаях, когда исследовательская программа наце­лена на «многопроблемный» социологический анализ, прихо­дится искать ответы на вопросы о причинах ряда проблем. В принципе же изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, неизбежно услож­няется инструментарий, что может отрицательно сказаться на качестве собираемой информации. Во-вторых, снижается опе­ративность исследования, в результате чего социологические данные устаревают, теряют актуальность, а иногда утрачива­ется практический смысл исследования в целом. И в третьих, как показывает опыт, одновременный охват нескольких про­блем на одном и том же объекте изучения сопряжен со значи­тельными, порой непреодолимыми трудностями.

Цель прикладных социологических исследований чаще всего носит сугубо практический ха­рактер. Они призваны дать информацию для   выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повы­сить эффективность функционирования институциональных структур общества. Проблема исследования всегда имеет сво­его конкретного носителя - ту или иную общность людей. Таким образом, объектом социологического исследования в ши­роком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Например, студенты, рабочие, молодые специали­сты могут выступать в качестве носителя проблем, вызванных недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний у этих категорий, сложностями адаптации к новым техноло­гическим требованиям производства и т. д., а значит, быть объектом исследования.

Но причины той или иной проблемы нередко лежат за пре­делами объекта исследования. Скажем, низкая активность на занятиях может быть вызвана как отсутствием у студентов интереса к теме занятий, так и низкой квалификацией препо­давателей, неспособных вызвать такой интерес, творчески подойти к делу. Поэтому в таких случаях выделяются два объекта исследования: основной — студенты и дополнитель­ный - преподаватели.

Четкое выделение объекта подводит к определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые наиболее полно выражают рас­сматриваемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Так, в приведенном примере предме­том исследования может выступать связь между эффективно­стью работы вуза по подготовке специалистов в общественно значимых профессиональных областях и теоретическим уров­нем, педагогическим мастерством преподавателей, либо связь между перечнем профессий, по которым готовят специалис­тов в вузе, и спросом на эти профессии в системе производства.

Из сказанного вытекает, что предмет социологического исследования являет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

4. Обобщение результатов исследования

Эта часть программы предусматривает осуществление ряда методологических процедур, без основных которых невозможно реализовать цель и задачи социологического исследования, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.

Логический анализ ключевых понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяс­нения на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких со­ставляющих, как активность в сфере экономической, финан­совой политической, благотворительной, экологической, про­светительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и т.п. дея­тельности. Объясняя далее эти понятия, мы как бы «по ступе­ням» приближаемся к определению сущности отдельных сто­рон (элементов) предмета исследования.

Между логическим анализом основных понятии и социо­логическим исследованием существует тесная зависимость: чем сложнее вид планируемого исследования, тем более ем­кой и разветвленной оказывается структура анализа основных понятий.

В свою очередь, характер анализа основных понятии ока­зывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной социологической ин­формации. Выступая в качестве семантической модели выч­ленения составных элементов изучаемого явления и установ­ления между ними взаимосвязи, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить резуль­таты социологического исследования.

«Любое социологическое исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы, то есть, гипотезах, выдвигаемых в качестве предположения причин, интенсив­ности и направленности развития изучаемых явлений и про­цессов. В ходе исследования гипотезы требуется подтвердить или опровергнуть. Они помогают четко выделить объект ис­следования и правильно выбрать методы сбора первичной со­циологической информации»[8].

Например, если в ходе анализа причин снижения произво­дительности труда делается предположение о просчетах в по­литике администрации предприятия по подбору управленчес­ких кадров, то исследование может принять форму массового опроса рабочих. Если же гипотеза строится на предположении о несоответствии квалификации части рабочих технологичес­ким требованиям производства, то исследование может при­нять форму экспертного опроса руководителей производственных участков или цехов, либо опытных и высококвалифици­рованных специалистов.

Важно, чтобы гипотезы не сковывали мысль исследовате­ля, не предопределяли заранее направленность результатов его работы. Формулировки гипотез должны быть четкими, не дву­смысленными.

Они формулируются в соответствии с его целью социологи и гипотезами и так же, как и последние, могут быть условно разделены на основные, и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают­ся в поиске ответа на центральный вопрос: ка­ковы пути и средства решения изучаемой проблемы? Напри­мер, если цель исследования — определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выс­тупить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс.

Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В со­ответствии с этим формулируются и дополнительные зада­чи. В приведенном примере таковыми могут быть: выявле­ние степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное вре­мя, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

Описательные и аналитические социологические исследо­вания часто включают в себя несколько основных задач, каж­дая из которых предполагает реализацию ряда связанных с ними дополнительных. Такие исследования называются ком­плексными и могут рассматриваться как состоящие из не­скольких относительно автономных «частных» исследований.


Список литературы:

1.       Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993.

2.       Социология: Учебное пособие/Удальцова М.В., Попкова Т.В,, Булыгина А.А, и др. – Новосибирск:, НГАЭиУ, 2001.

3.       Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995.


[1] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 56.

[2] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 56.



[3] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 62.

[4] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 58.



[5] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 78.


[6] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 81.


[7] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 88.


[8] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 65.