ПЛАН
1. Виды социологического исследования 3
2. Методы прикладных социологических исследований 7
3. Программа и план прикладных социологических исследований 11
4. Обобщение результатов исследования 15
Список литературы 17
1. Виды социологического исследования
В самом общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления.
Социологическое исследование включает в себя четыре сменяющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:
• методологическую и методическую подготовку исследования;
• сбор первичной социологической информации1;
• подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на ЭВМ;
• математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выводов и рекомендаций[1].
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины, требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач, и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
«Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии»[2].
Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно часто тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном описательном или аналитическом исследованиях, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе их проведения.
Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффективности различных мероприятий. Например, с помощью экспресс-опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой занятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результатов общесртвенно-политических кампаний, в частности, избирательных.
Обычно в разведывательном исследовании используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенаправленному анализу литературы, а также к опросу специалистов (экспертов), компетентных в изучаемой области, либо хорошо знающих особенности объекта. С этой же целью может быть проведено интенсивное групповое интервью методом «фокус-групп».
«Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, с использованием методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой»[3].
Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., население города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересующих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
«Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность»[4].
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между теми или иными параметрами изучаемого социального явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В первом случае может интересовать, например, наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, а во втором - является ли удовлетворенностью содержанием труда единственной, непосредственной или косвенной причиной, определяющей уровень его производительности.
Поскольку реальность нашей жизни такова, что выделить и изучать в «чистом виде» какой-либо один влияющий на нее фактор практически невозможно, почти в каждом аналитическом исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.
Подготовка аналитического исследования, в том числе тщательная разработка программы и инструментария, занимает много времени. Необходимые предварительные сведения об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, которые позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа, нередко собирают при помощи разведывательного или описательного исследования.
По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения «взаимоувязывать» данные, полученные разными методами, придерживаться определенных критериев их интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем : изменения (в той или иной степени) обычных условии функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства.
2. Методы прикладных социологических исследований
В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, наблюдение и анализ документов.
Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацелен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные характеристики общественного, группового и индивидуального сознания, общественных, групповых и межличностных отношений, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.
Существуют две основные разновидности социологического опроса: интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Оно может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью).
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и прессовый опрос (через газету, журнал).
В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяемые на основании признаков, актуальных с точки зрения исследуемой проблемы. Участников таких опросов принято называть респондентами[5]. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесторонне взвешенные оценки. Их участники называются экспертами, а сами опросы - экспертными опросами.
Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей какого-либо явления. Среди форм и приемов фиксации бланк или дневник наблюдения, фото= или киноаппарат, теле- и видеотехника и т.д.
Специфика наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации заключается в анализе и воспроизводстве процесса во всем его разнообразии, разносторонних, порой весьма «обнаженных» впечатлениях об исследуемом объекте, касающихся поведения, жестов, мимики, выражения эмоций отдельных лиц и целых групп. Наблюдение нередко, так сказать, одухотворяет бесстрастные колонки цифр - результаты опросов. Оно может использоваться для изучения активности населения на электоральных собраниях, активности лекционной аудитории, участников массовых общественно-политических мероприятий, поведения молодежи в неформальном общении и т. д.
При анализе документов источником социологической информации выступают текстовые сообщения. Они содержатся в различных документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, где фиксировались те или иные явления жизни в течение многих лет, позволяет определить тенденции и динамику их изменения и развития.
В зависимости от того, рассматривается ли предмет изучения в статике или в динамике, выделяются еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.
«Точечное исследование (его называют также разовым) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию именуют статической, поскольку она отражает как. бы моментальный «срез» количественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения»[6].
Данные, отражающие изменения объекта, могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, основанных на единой программе и инструментарии и проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Их называют повторными. По сути дела речь идет о средстве сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.
Повторный сбор информации может проходить в два, три и более этана. Длительность интервала между первоначальной и повторной стадиями - самая различная, ибо социальные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью изменения. Зачастую именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучается тенденция реализации профессиональных установок выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного опроса не ранее чем сентябрь-октябрь, когда те, кто не поступил в вуз, пытаются устроиться на работу.
Особый вид повторного - панельное исследование. Ее ли при помощи обычного повторного исследования изучается, к примеру, совокупность респондентов независимо от того, как изменился их состав за период между первоначальной и повторной стадиями, то панельное предусматривает неоднократное обращение к одним и тем же лицам через заданные интервалы времени. Поэтому целесообразно соблюдать интервалы, которые позволяют в максимальной степени сохранять стабильность совокупности по ее величине и составу.
Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.
Правомерен вопрос: существует ли зависимость между социальными явлениями и видами социологического исследования, с помощью которого они могут быть изучены?. В принципе жесткой зависимости здесь нет. Практически любое явление может изучаться на уровне разведывательного, описательного или аналитического социологического исследований, имеющих точечный или повторный (панельный) характер и использующих различные методы сбора первичной информации.
В свою очередь, и для любого вида социологического исследования не существует «запрета» на анализ тех или иных явлений и процессов: каждое, как уже отмечалось, способно по-своему «внедриться» в предмет изучения и дать о нем определенную социологическую информацию.
Сказанное, вместе с тем, не означает, что социолог ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической, либо научной целесообразности исследования, а также сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить. Иногда выбор вида и масштабов исследования диктуется финансовыми возможностями тех, кто его проводит.
3. Программа и план прикладных социологических исследований
Окончательно утвердившись в выборе вида социологического исследования, переходят к его непосредственной подготовке - разработке программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Рассмотрим основные предъявляемые к ним требования.
Обычно содержит достаточно подробное и четкое изложение ряда вопросов. «В методологической части программы должны быть представлены формулировка и обоснование социальной проблемы, указана цель, определены объект и предмет изучения, осуществлен логический анализ ключевых понятий, сформулированы гипотезы и задачи исследования. В методической части приводятся характеристики обследуемой совокупности и используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. В процедурной части оговаривается составление финансовой сметы, рабочего плана, вспомогательных документов»[7].
Столь емкая структура программы исследования - не плод научной фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения исследования и анализа его результатов. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования социальная проблема выступает как своего рода состояние « знания о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений характеристик какого-либо социального явления или тенденций социального процесса. В частности, это может быть незнание причин роста преступлений на бытовой почве, снижения спроса населения на те или иные виды товаров, падения рейтинга известных политиков, массовой миграции населения и др.
В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины.
В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы вызваны недостатком информации о состоянии и тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов.
Предметными проблемами принято называть противоречия, которые порождены столкновением интересов различных групп населения (классов, этнических, конфессиональных, демографических, региональных), а также населения в целом и социальных институтов, и которые дестабилизируют общественные отношения. Таковые, например, забастовки и социальные протесты работников в связи с задержкой заработной платы, этнические конфликты, политические митинги и т.д.
По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных демографических, этнических, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных предприятий, государственных учреждений, учебных заведений и т. д.
По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер, быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или микрорайона и т. д.
По времени действия противоречия проблема может быть преходящей, устойчивой и затяжной. Например, неудовлетворенность студентов формой лекционных занятий - проблема, которая может быть разрешена за относительно короткий срок; адаптация работников предприятий к новым условиям трудовых отношений в связи с изменением технологии труда- проблема достаточно устойчивая, а, скажем, противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение подростков и т. п., носят затяжной характер.
Что касается глубины, противоречия, то по этому признаку различают, во-первых, проблемы одноплановые, затрагивающие какую-либо сторону социального явления или процесса. Например, оппозиция привыкших к общинным формам ведения хозяйства крестьян к идее создания фермерских хозяйств или активизация движения за введение альтернативной службы в армии. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем, рост преступности в связи с изменением характера экономических отношений в обществе, массовым распространением наркомании, проституции, рэкета, коррупции. В-третьих, проблемы, порожденные функциональными противоречиями, то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных звеньев социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением частной собственности; изменения в политических отношениях общества (развитие многопартийности), в функционировании политических и социальных институтов в связи с формированием правового государства и т. д,
Формулируя проблему исследования, надо стремиться к максимально точному отражению и самой проблемной ситуации, и определяющего ее реального противоречия. При этом важно избегать выдвижения проблем слишком широкого плана. Если не удается придать формулировке проблемы ясность и четкость сразу, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки других частей программы.
В тех случаях, когда исследовательская программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ, приходится искать ответы на вопросы о причинах ряда проблем. В принципе же изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, неизбежно усложняется инструментарий, что может отрицательно сказаться на качестве собираемой информации. Во-вторых, снижается оперативность исследования, в результате чего социологические данные устаревают, теряют актуальность, а иногда утрачивается практический смысл исследования в целом. И в третьих, как показывает опыт, одновременный охват нескольких проблем на одном и том же объекте изучения сопряжен со значительными, порой непреодолимыми трудностями.
Цель прикладных социологических исследований чаще всего носит сугубо практический характер. Они призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность функционирования институциональных структур общества. Проблема исследования всегда имеет своего конкретного носителя - ту или иную общность людей. Таким образом, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Например, студенты, рабочие, молодые специалисты могут выступать в качестве носителя проблем, вызванных недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний у этих категорий, сложностями адаптации к новым технологическим требованиям производства и т. д., а значит, быть объектом исследования.
Но причины той или иной проблемы нередко лежат за пределами объекта исследования. Скажем, низкая активность на занятиях может быть вызвана как отсутствием у студентов интереса к теме занятий, так и низкой квалификацией преподавателей, неспособных вызвать такой интерес, творчески подойти к делу. Поэтому в таких случаях выделяются два объекта исследования: основной — студенты и дополнительный - преподаватели.
Четкое выделение объекта подводит к определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые наиболее полно выражают рассматриваемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Так, в приведенном примере предметом исследования может выступать связь между эффективностью работы вуза по подготовке специалистов в общественно значимых профессиональных областях и теоретическим уровнем, педагогическим мастерством преподавателей, либо связь между перечнем профессий, по которым готовят специалистов в вузе, и спросом на эти профессии в системе производства.
Из сказанного вытекает, что предмет социологического исследования являет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
4. Обобщение результатов исследования
Эта часть программы предусматривает осуществление ряда методологических процедур, без основных которых невозможно реализовать цель и задачи социологического исследования, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.
Логический анализ ключевых понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснения на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.
При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких составляющих, как активность в сфере экономической, финансовой политической, благотворительной, экологической, просветительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и т.п. деятельности. Объясняя далее эти понятия, мы как бы «по ступеням» приближаемся к определению сущности отдельных сторон (элементов) предмета исследования.
Между логическим анализом основных понятии и социологическим исследованием существует тесная зависимость: чем сложнее вид планируемого исследования, тем более емкой и разветвленной оказывается структура анализа основных понятий.
В свою очередь, характер анализа основных понятии оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной социологической информации. Выступая в качестве семантической модели вычленения составных элементов изучаемого явления и установления между ними взаимосвязи, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.
«Любое социологическое исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы, то есть, гипотезах, выдвигаемых в качестве предположения причин, интенсивности и направленности развития изучаемых явлений и процессов. В ходе исследования гипотезы требуется подтвердить или опровергнуть. Они помогают четко выделить объект исследования и правильно выбрать методы сбора первичной социологической информации»[8].
Например, если в ходе анализа причин снижения производительности труда делается предположение о просчетах в политике администрации предприятия по подбору управленческих кадров, то исследование может принять форму массового опроса рабочих. Если же гипотеза строится на предположении о несоответствии квалификации части рабочих технологическим требованиям производства, то исследование может принять форму экспертного опроса руководителей производственных участков или цехов, либо опытных и высококвалифицированных специалистов.
Важно, чтобы гипотезы не сковывали мысль исследователя, не предопределяли заранее направленность результатов его работы. Формулировки гипотез должны быть четкими, не двусмысленными.
Они формулируются в соответствии с его целью социологи и гипотезами и так же, как и последние, могут быть условно разделены на основные, и дополнительные.
Основные задачи исследования заключаются в поиске ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения изучаемой проблемы? Например, если цель исследования — определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс.
Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим формулируются и дополнительные задачи. В приведенном примере таковыми могут быть: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.
Описательные и аналитические социологические исследования часто включают в себя несколько основных задач, каждая из которых предполагает реализацию ряда связанных с ними дополнительных. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из нескольких относительно автономных «частных» исследований.
Список литературы:
1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993.
2. Социология: Учебное пособие/Удальцова М.В., Попкова Т.В,, Булыгина А.А, и др. – Новосибирск:, НГАЭиУ, 2001.
3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995.
[1] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 56.
[2] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 56.
[3] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 62.
[4] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 58.
[5] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 78.
[6] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 81.
[7] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 88.
[8] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 65.