В работе были использованы труды многих психологов и педагогов. Основным из них является работа «Как проанализировать собственную педагогическую деятельность». Под редакцией Г.Б. Скокк.
На основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека в книге освещаются вопросы развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции. При раскрытии проблем формирования названных сфер широко используются идеи психологии, исследования педагогов и передовой педагогический опыт.
Данная работа основана на принципе, что весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А.Каменский: «Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей... Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни»[1]. У ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.
О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.
Иногда привязанность к одним ценностям вела их носителей не только к яростному неприятию других ценностей, но и суровой, непримиримой борьбе с теми, кто их проповедовал. Побежденные нередко расплачивались жизнью за несогласие жить ценностями победителей.
Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни.
Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека ценностей был Я.А. Каменский. «Истинная мудрость, - говорил он, - заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания»[2].
В работе Баенской Е.Р. «Специальная школьная педагогика»[3], которая была использована за основу предложенной работы рассматриваются закономерности эмоционального развития школьников. Представлены начальные этапы становления аффективной сферы подростка, выделены признаки ее благополучного формирования. Рассматриваются традиционные, накопленные в культуре способы аффективного взаимодействия учителя с подростком.
В работе Выродовой В.А. «Психология и педагогика» предлагаются приемы эмоционального тонизирования ребенка, стимуляции подражания, речевой активности, организации ситуаций разделенного с учителем внимания[4].
В труде Пидкасистого П.И., Портнова М.Л. «Искусство преподавания», которая была использована при написании представленной работе высказано мнение, что одной из центральных задач обновления содержания школьного курса географии является выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания учебного предмета. Осуществление принципов развивающего обучения требует от учителя не столько предподнесения учащимся готовых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач[5].
[1] Каменский Я.А. Психология школьника // Педагогика, 1992, № 5-6, С. 90.
[2] Каменский Я.А. Психология школьника //Педагогика, 1992, № 5-6, С. 91.
[3] Баенская Е.Р. Специальная школьная педагогика. М.: Педагогика, 1999.
[4] Выродова В.А. Психология и педагогика. М.: Педагогика, 2002.
[5] Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.