Содержание

Введение. 3

1. Сущность малого бизнеса. 4

2. Значение инновационного процесса в развитии малого бизнеса. 7

Заключение. 11

Практическая часть. 12

Список литературы.. 13

Введение

В последнее  время  в России созрел достаточно серьезный вопрос:  кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,  относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям  промышленности? Ответ кажется простым  только  на  первый взгляд:  заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных  вложений  в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все  гораздо  сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том,  что государственные предприятия в нашей стране,  к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции,  научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования,  постепенного освобождения  от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.  Они могут  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. 

   Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только  потому,  что  они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними  получают  значительную  выгоду как для себя,  так и для рыночной экономики в целом. Многие малые предприятия для более интенсивного развития своего бизнеса прибегают использованию в своем производстве инновации. Вводят в производство новые или усовершенствуют старую продукцию, добиваясь этим увеличения прибыли.

Целью данной работы является всесторонне рассмотрение сущности малого бизнеса, его особенностей и инновационного процесса, который является средством перехода малого бизнеса в  более крупный.

1. Сущность малого бизнеса

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

·      численность персонала;

·      размер уставного капитала;

·      величина активов;

·      объем оборота (прибыли, дохода).[1]

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

·      в промышленности – 100 человек;

·      в строительстве – 100 человек;

·      на транспорте – 100 человек;

·      в сельском хозяйстве – 60 человек;

·      в научно технической сфере – 60 человек;

·      в оптовой торговле – 50 человек;

·      в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

·      в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.[2]

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

2. Значение инновационного процесса в развитии малого бизнеса

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с по­нятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем ро­де процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпри­нимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализа­ции, охватывая таким образом весь комплекс отношений: произ­водства, обмена, потребления.

В общем инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на реализацию результатов, законченных научных исследований и разработок, либо других научно-технических достижений  в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный  технологический процесс используемый в практической деятельности, а так же связанные с этим дополнительные научно-исследовательские разработки.[3]

Инновация  - это материализованный результат полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, обслуживание и управление.

Существует классификация технологических инноваций:

·      продуктовая,

·      процессная.

Продуктовая инновации охватывает внедрение новых или усовершенствование продуктов и делится на два вида: базисно-продуктовая инновация, улучшающая продуктовая инновация.

Процессная инновация предусматривает освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

Инновация – это результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса используемого в практической деятельности.

Инновации выполняют следующие функции:

   1. Воспроизводственная, которая подразумевает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства;

   2. Инвестиционная;

   3. Стимулирующая.

Существует множество форм управления инновациями на са­мых разных уровнях: от подразделений корпораций до государст­ва, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и под­чинена одной и той же цели: стимулированию инновационной ак­тивности и развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной политики в структуре государ­ственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это об­стоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регу­лируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными ком­паниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступа­ют, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство луч­шего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

Введение инновационного процесса в малом бизнесе дает насыщение рынка новой или усовершенствованной продукцией  обеспечивая малое предприятие сверхприбылью.

Инновации в научных разработках привели к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате введения в свое производство инновационного процесса, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Заключение

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

    Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время и наша страна,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.  Следовательно лучшим выходом из создавшейся  в  России кризисной  ситуации  была  бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

    Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора  малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики,  естественным  образом  обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода.  Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого  предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих  отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного  приложения  ресурсов  и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Практическая часть

Вопрос 12

В западной идеологии приоритеты предприятия расставляются следующим образом:

   А) Человек, идея, экономическая политика, экономика компании.

   Б) Идея, человек, экономика компании, экономическая политика.

   В) Экономика компании, идея, человек, экономическая политика.

   Г) Не знаю

Решение: В).

Список литературы

   1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал", 1999

   2. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования науч­но-технической политики. - Кишинев.: 1997

   3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 2000

   4. Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990

   5. Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка. "Деньги и кредит", 2001


[1] Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990, стр. 89

[2] Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал", 1999, стр. 15

[3] Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 2000, стр. 178