Содержание
2. Анализ системы налогообложения доходов физических лиц 3
2.1. Налогообложение доходов физических лиц 3
2.2. Налогообложение доходов предпринимателей без образования юридических лиц и частной практикой 23
3. Пути дальнейшего совершенствования системы налогообложения 33
3.1 Налогообложение в развитых странах 33
3.2. Пути дальнейшего совершенствования налогообложения физических лиц в России 39
Проект 1. 45
Проект 2. 46
Проект 3. 47
Список использованной литературы 49
2. Анализ системы налогообложения доходов физических лиц
2.1. Налогообложение доходов физических лиц
В 2001 году была проведена реформа подоходного налога, или налога на доходы физических лиц, как он именуется в новой редакции соответствующей главы Налогового кодекса РФ, важнейшим элементом которой стало установление единой плоской ставки налога на уровне 13 %. Основной целью реформы было снижение реального налогового бремени (предельной ставки налогообложения доходов) с целью сокращения масштабов уклонения от уплаты налога.
Результата реформы – увеличение поступлений подоходного налога в 2001 г. более чем на 45 % (23 % в реальном выражении) по сравнению с 2000 годом, а в 2002 году поступления возросли еще примерно на 40 % (около 20 % в реальном выражении). Среди причин этого можно отметить: рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен; увеличение реальных доходов в условиях экономического роста; повышение ставки налогообложения доходов для налогоплательщиков с низкими доходами с 12 до 13 %. Значительная часть увеличения была вызвана ростом базы налогообложения вследствие сокращения масштабов уклонения от уплаты подоходного налога и увеличения объема декларируемых доходов.
Формальный переход от прогрессивной к плоской ставке налогообложения должен был привести к снижению прогрессивности подоходного налога. Но в условиях, когда налогоплательщики с высокими доходами имеют более широкие возможности для уклонения от уплаты подоходного налога, действовавшая до 2001 года формально прогрессивная шкала подоходного налога могла быть фактически регрессивной. Если предположить, что рост поступлений в 2001 году в немалой степени был вызван сокращением масштабов уклонения налогоплательщиков с высокими доходами от уплаты налога, то переход к плоской ставке должен сопровождаться увеличением фактической прогрессивности подоходного налога.
Согласно ст. 207 главы 23 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения согласно ст. 209 НК РФ является доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации и от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации
3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации
5) доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки в Российской Федерации
9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации;
Согласно ст. 208 НК РФ для целей налогообложения налогом на доходы с физических лиц к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;
3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации
5) доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации; иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки;
9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.
Особенностью подоходного налога является следующий момент: удерживается он из дохода физических лиц, но всю ответственность за его исчисление, перечисление в бюджет несет организация, которая выплачивает доход, являясь в этом случае налоговым агентом плательщика.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с Налоговым кодексом производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке.
Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:
стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
страховых выплат по договорам добровольного страхования;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств;
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Во всех остальных случаях налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Существующая система налогообложения физических лиц предусматривает систему налоговых льгот. Вопрос о налоговых льготах – очень непростой и чрезвычайно острый. Все недостатки налогообложения периода жесткого централизованного регулирования доходов населения нашли отражение в систем налоговых льгот. В основе этой системы лежал принцип принадлежности гражданина к определенной социальной группе, что нарушало правовую основу налогообложения – принцип податного равенства (обложение на основе имущественного положения).
Принцип податного равенства предполагает, что основанием предоставления льгот должно являться материальное положение субъекта налогообложения. Иные основания предоставления льгот (род занятий, особые заслуги и др.), поскольку они прямо не связаны с имущественным положением субъектов, должны быть предметом особого внимания законодателей и обществ. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налоговой формулы непосредственно направлена льгота, льгота делится на 3 основных вида: изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия из налогооблагаемого дохода (то есть когда отдельные виды доходов не учитываются при определении суммы облагаемого дохода) как вид льгот включают, например, выплаты, не составляющие личных доходов плательщика (страховые возмещения и т. п.). Однако по различным соображениям круг необлагаемых доходов может быть расширен.
В период жесткого государственного регулирования заработной платы подоходный налог выступал одним из инструментов корректирования уровня оплаты труда. Подоходному налогу были присущи многочисленные изъятия, направленные на поощрение того или иного вида деятельности. Тогда же, когда количество и качество труда оценивается прежде всего уровнем его оплаты, налог не может нести эти функции, он вторичен по отношению к заработной плате.
Вид льгот – скидки (вычеты) – связан не с доходами, а с расходами плательщика. Например, вычеты на покрытие профессиональных расходов и вычеты на иждивенцев с известной долей условности могут быть отнесены к этим льготам. Кроме этих объективно необходимых вычетов доход плательщика может быть уменьшен в суммах, затраченных на цели, поощряемые обществом и государством.
Законодательством многих стран установлена универсальная скидка – необлагаемый минимум доходов. Налогообложению подлежат лишь доходы плательщика, превышающие тот минимум.
Налоговый кредит – это льгота, объектом которой являются не доходы и не расходы плательщика, а исчисленная (окладная) сумма налога. Формы этой льготы могут быть различными: сокращение общей суммы налога (налогового оклада), реже – ставки налога, отсрочка или рассрочка платежа.
В развитых странах налоговый кредит применяется шире. Он может предоставляться плательщику в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой области (научные исследования, инвестиции и т. п.), либо в зависимости от его социального и имущественного положения (кредит для престарелых и инвалидов; для лиц, выплачивающих проценты по займам, взятым на приобретение жилищ, и др.). Популярен налоговый кредит потому, что это прямое сокращение налогового обязательства плательщика. Выгода здесь представлена непосредственно, в отличии от выгод, предоставляемых льготами двух видов, которые косвенно сокращают окладную сумму. Кроме того, налоговый кредит более, чем иные виды льгот, способен учитывать доходы плательщика. Если от льгот первых двух видов большую выгоду получает плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, то одинаковый в количественном выражении налоговый кредит сохраняет большую долю дохода плательщику с низкими доходами.
Представление льгот означает, что налоги помимо выполнения ими функции по формированию доходов государственного бюджета призваны служить социально справедливому перераспределению доходов населения.
При этом в основу налогообложения должен быть положен критерий платежеспособности физического лица, но никак не его социальный статус или какие-либо иные условия. Однако в настоящее время отечественное законодательство о подоходном налоге учитывает и социальные аспекты статуса налогоплательщика (участник войны, военнослужащий и т. п.).
Система налоговых льгот в Налоговом Кодексе представлена в качестве доходов, необлагаемых налогом на доходы и налоговых вычетов.
К доходам, необлагаемых налогом относятся:
1) государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
2) государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, оплатой стоимости и выдачей полагающегося натурального довольствия, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
5) алименты, получаемые налогоплательщиками;
6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями
7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства
8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной или исполнительной власти;
Ø работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
Ø налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями;
Ø налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета;
Ø налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты;
9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей,
10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание
11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости
12) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений
13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц
14) доходы членов крестьянского хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации хозяйства.
15) доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям
16) доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла
17) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребительской кооперации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных.
18) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения;
19) доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;
20) призы в денежной или натуральной формах, полученные спортсменами за призовые места на ряде спортивных соревнованиях.
21) суммы, выплачиваемые организациями или физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям
22) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
23) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
24) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;
25) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;
26) доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
Ø стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством;
Ø стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
Ø суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
Ø возмещение работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов
Ø стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров;
29) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов
30) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов выборного органа местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;
31) выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов,
32) выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.
В целом перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, по сравнению с действовавшим до 2001 года законодательством незначительно изменился и приведен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Большинство вычетов сохранено, но они систематизированы по группам. Кроме того, уточнен порядок предоставления отдельных вычетов.
Стандартные вычеты[1]
Изменились льготы чернобыльцам и инвалидам вооруженных конфликтов. Много нареканий у депутатов вызывает льгота чернобыльцам. Сейчас под нее попадает до 1 млн. налогоплательщиков. Однако ясно, что это преувеличение, столько людей не принимало непосредственного участия в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. К сожалению, действующее законодательство в других областях не позволяет уменьшить число льготников, а уменьшение льготы в абсолютных размерах привело бы к тяжелым социальным последствиям. Поэтому решено было установить одинаковые льготы в размере 3000 руб. в месяц для чернобыльцев и лиц, получивших инвалидность вследствие увечий, контузий и заболеваний, полученных при исполнении воинских обязанностей.
Приняты вычеты в сумме 500 руб. в месяц – для героев СССР, РФ, инвалидов 1,2 групп, инвалидов детства и др.
Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 – 2 пункта 1 статьи 217 НК и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 20 тыс. руб.
Налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Начиная с месяца, в котором совокупный доход превысил 20 тыс. руб., налоговый вычет не применяется.
Налоговый вычет на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов и попечителей.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.
Социальные вычеты[2]
Социальные вычеты предусмотрены в статье 219 НК. В законодательстве, действовавшем до 2001 года, этих вычетов не предусмотрено.
Предоставлены следующие социальные вычеты:
1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения и другим организациям, – в размер фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - размер фактически произведенных расходов на обучение, но не боле 38000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;
Этот вычет, по сути, - для обеспеченных слоев населения. Низкооплачиваемые граждане не имеют возможности ею пользоваться. И все же решение было принято, так как оно призвано стимулировать вывод оплаты труда за обучение из теневого сектора.
3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых за счет собственных средств.
Общая сумма социального налогового вычета не может превышать 38000 рублей.
Кроме того, НК РФ предусмотрен налоговый вычет по дорогостоящим видам лечения в учреждениях РФ, - в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.
Все социальные вычеты предоставляются только по окончании налогового периода (года) при подаче физическим лицом налоговой декларации в налоговый орган на основании письменного заявления. Данная норма говорит о том, что если физическое лицо захочет воспользоваться социальными вычетами, оно должно будет в обязательном порядке подать декларацию о доходах за год в налоговый орган, несмотря на то, что статьей 229 НК РФ на это физическое лицо не возложена обязанность представлять налоговую декларацию о своих доходах. В противном случае вычет просто не будет предоставлен. Здесь опять прослеживается тенденция на легализацию доходов.
Имущественные вычеты[3]
В НК статье 220 сохранены вычеты на продажу и покупку жилья. Однако произошли некоторые изменения, связанные с увеличением вычетов с 5000 МРОТ до фиксированной суммы в 1000000 рублей.
Настоящим Кодексом определены следующие имущественные вычеты:
в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125000 рублей.
При продаже жилья, находившегося в собственности более 5 лет, или иного имущества, находившегося в собственности более 3 лет, налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.
В целях стимулирования покупки недвижимости и легализации таких сделок вычет при покупке жилья будет увеличен до фиксированной суммы 100000 рублей. Срок предоставления такого вычета теперь не ограничен (до 2001 года – 3 года). Однако в эту сумму не включаются проценты по ипотечному кредиту, сели приобретение квартиры осуществляется за счет такого кредита.
Если до реформы вычет на приобретение (строительство) жилья можно было получить при предоставлении соответствующих документов по месту работы физического лица, то, начиная с 01.01.2001, право на получение указанного вычета предоставляется только по окончании налогового периода (года) на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы. То есть складывается ситуация, аналогичная социальным вычетам - для того, чтобы получить имущественный вычет, физическое лицо должно в обязательном порядке подавать декларацию о доходах за истекший год в налоговые органы.
Статьей 222 Налогового Кодекса РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право в пределах установленных размеров социальных налоговых вычетов и имущественных налоговых вычетов устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. Данная норма свидетельствует о том, что местные органы власти могут установить значительно меньший размер социальных и имущественных вычетов, чем это предусмотрено в ст.219 и ст.220 НК РФ, что соответственно повлечет за собой увеличение налогооблагаемой базы.
Для рассмотрения в качестве практического примера изучим порядок налогообложения физических лиц на ООО «Ивакон»
Среднесписочная численность работающих на ООО «Ивакон» составляет 180 человек. На предприятии используется сдельно-премиальная форма оплаты труда рабочих (160 человек). Для работников административно управленческого персонала устанавливаются месячные должностные оклады (12 человек). В отношении временных работников используется оплата по трудовым соглашениям (18 человек).
При оплате по должностному окладу работнику, проработавшему все дни по графику, начисляется установленный оклад за месяц. Если в течение месяца он отработал не все рабочие дни, оплата труда начисляется пропорционально количеству отработанных дней: оклад делится на количество рабочих дней в месяц и умножается на количество проработанных дней.
Для учета расчетов с персоналом по оплате труда предназначен синтетический счет 70 «Расчеты персоналом по оплате труда».
Начисленная оплата труда является для предприятия одним из элементов издержек производства. Поэтому одновременно с начислением задолженности работникам по оплате труда сумма начисленной заработной платы записывается по дебету счетов, на которых учитываются затраты на производство: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве». При распределении заработной платы по счетам бухгалтерского учета исходят из того, где работник работал и какую работу выполнял.
При начислении отпускных: по дебету счетов, на которых учитываются затраты на производство и кредит 70, а при начислении больничных листов Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 70.
Учет совокупного дохода, удержаний из заработной платы осуществляется на ООО «Ивакон» с помощью компьютерной программы собственных разработчиков.
Данная программа разработана специально с учетом особенностей работы предприятия и позволяет осуществлять начисление заработной платы по окладам и отдельным расценкам расчет удержаний из заработной платы.
Программа на каждого работника ведет лицевые счета с расчетом сумм к выдаче на руки. Все лицевые счета объединяются в общий свод по организации.
В конечном итоге программа формирует платежную ведомость на выдачу заработной платы. Все это полностью устраивает работников бухгалтерии ООО «Ивакон», занимающихся расчетом заработной платы.
Рассмотрим, как организуется учет и удержание подоходного налога на ООО «Ивакон». На данном предприятии ведутся налоговые карточки установленного образца по каждому работнику. Налоговая карточка предназначена для полного и своевременного учета доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, определение размеров скидок, расходов и вычетов, исключаемых у источника выплаты из суммы дохода, а также для расчета сумм подоходного налога. Все суммы в налоговой карточке отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм подоходного налога, которые отражаются в полных рублях.
В разделах 1 и 2 указываются сведения об источниках дохода и о полученном доходе.
В разделе 4 «Учет полученных доходов по видам» Налоговой карточки отражаются сведения о полученных доходах по их видам в каждом конкретном месяце.
В ООО «Ивакон» заработная плата выплачивается своевременно, поэтому данные суммы отражаются в поле того месяца, за который она начисляется.
На примере сотрудника Соколова А.В рассмотрим порядок исчисления налога на доходы с физических лиц.
За каждый месяц 2003 г. заработная плата Соколова составила:
Оклад - 4800 руб.
1200 рублей – это надбавка на основании районного коэффициента.
Итого 6000 руб.
В феврале 2003 г расходы на лечение документально подтвержденные составили – 8000 руб.
Кроме этого у Сокалова А.Н. имеются две детей до 18-ти лет.
Составим таблицу для расчета налога на доходы с физических лиц за каждый месяц 2002 г.
Таблица 2.1.
Месяц |
Доход в месяц |
Совокупный доход (с начала года) |
Вычеты (нарастающим итогом) |
Налоговая база (с начала года) |
Ставка налога |
Сумма налога нарастающим итогом |
Январь |
4800 |
4800 |
1000 |
3800 |
13 |
494 |
Февраль |
7800 |
12600 |
10000 |
2600 |
13 |
338 |
Март |
4800 |
17400 |
11000 |
6400 |
13 |
832 |
Апрель |
4800 |
22200 |
11000 |
11200 |
13 |
1456 |
Май |
4800 |
27000 |
11000 |
16000 |
13 |
2080 |
Июнь |
4800 |
31800 |
11000 |
20800 |
13 |
2704 |
Июль |
4800 |
36600 |
11000 |
25600 |
13 |
3328 |
Август |
4800 |
41400 |
11000 |
30400 |
13 |
3952 |
Сентябрь |
4800 |
46200 |
11000 |
35200 |
13 |
4576 |
Октябрь |
4800 |
51000 |
11000 |
40000 |
13 |
5200 |
Ноябрь |
4800 |
55800 |
11000 |
44800 |
13 |
5824 |
Декабрь |
4800 |
60600 |
11000 |
49600 |
13 |
6448 |
Итого |
7072 |
Для Соколова согласно п.1 статьи 218 НК РФ при налогообложении его доходов используется стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей. Кроме этого согласно статьи 218 НК РФ при налогообложении используется два налоговых вычета по 300 руб., за находящихся на иждивении детей.
Вычет в сумме 8000 применяется в феврале, как социальный налоговый вычет.
Применяется ставка - 13 % согласно статьи 224 НК РФ
Общая сумма налога на доходы с физических лиц: 7072 руб.
Налогообложение налогом на доходы с физических лиц имеет особенность, которая заключается в разделении налогоплательщиков (наемные работники) функции исчисления, удержания и перечисления и ответственности за которых осуществляет налоговый агент (работодатель), и тех налогоплательщиков, кто сам исполняет эти функции.
2.2. Налогообложение доходов предпринимателей без образования юридических лиц и частной практикой
В настоящее время достаточно большое количество физических лиц занимаются частной практикой или частным предпринимательством.
В частности к ним в относятся следующие категории граждан:
1. физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
2. частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Они также уплачивают налог на доходы с физических лиц, но отличительной особенностью от налогообложения физических лиц – сотрудников предприятий и организаций является тот факт, что они уже сами несут ответственность за исчисление и уплату налога на доходы с физических лиц, поэтому данные категории налогоплательщиков самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Согласно НК РФ перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
В целом налогообложение налогом на доходы с физических лиц этих категорий практически не отличается от системы налогообложения, рассмотренной в пункте 2.1. Хотя имеются и особенности, в частности, это относится к вычетам. Кроме рассмотренных ранее налоговых вычетов данные категории лиц могут использовать профессиональные налоговые вычеты.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Это не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);
Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах, указанных в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Наименование |
Нормативы затрат (в процентах к сумме начисленного дохода) |
Создание литературных произведений, |
20 |
Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна |
30 |
Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике |
40 |
Создание аудиовизуальных произведений |
30 |
Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок |
40 |
других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию |
25 |
Исполнение произведений литературы и искусства |
20 |
Создание научных трудов и разработок |
20 |
Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования) |
30 |
В целях налогообложения к расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, начисленные либо уплаченные им за налоговый период.
При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.
Рассмотренные категории налогоплательщиков реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту или налоговой орган по месту жительства.
Указанные в главе категории лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию в сроки, установленные Налоговым кодексом.
Налоговым органам нецелесообразно требовать от индивидуальных предпринимателей представления всех расходных документов при подаче ими декларации по налогу на доходы, поскольку для того, чтобы произвести прием и регистрацию полученных от налогоплательщиков налоговых деклараций, налоговым органам не требуется иметь в наличии сами документы, подтверждающие фактически произведенные индивидуальными предпринимателями расходы, либо их копии. Вполне достаточно, чтобы к представляемой налогоплательщиком декларации по налогу на доходы был приложен подробный реестр таких расходных документов. Это было учтено при разработке новых форм деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2003 год и Инструкции по их заполнению, утвержденных приказом МНС России от 16. 10. 2003 N БГ-3-04/540. В частности, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей отменена обязанность прилагать к декларации по налогу на доходы все расходные документы либо их копии и признано достаточным, чтобы к декларации был приложен подробный реестр таких документов.
При проведении декларационной кампании в 2004 году налоговым органам и налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям не придется сталкиваться с проблемой представления расходных документов в качестве обязательного приложения к декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 год. Вместе с тем налоговые органы не вправе проводить камеральную проверку представленных индивидуальными предпринимателями деклараций по налогу на доходы физических лиц и предоставлять налогоплательщикам установленные ст. 221 НК РФ профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов, подтверждающих фактически произведенные ими расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Статьей 88 НК РФ определено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Следовательно, налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку представленных деклараций и предоставлять профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов даже в случае, если не имеется оснований предполагать у налогоплательщика занижения налоговой базы. Кроме того, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Производить истребование этой информации необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговой декларации сумм причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия у налогоплательщика права на предоставление заявленных в декларации налоговых вычетов).
В качестве практического примера рассмотрим налогообложение ПБЮЛ Кузнецова А.К.
Кузнецов А.К. зарегистрирован в качстве предпринимателя без образования юридического лица 15.01.2001.
Основные показатели его деятельности за 2003 год приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
№ п/п |
Вид дохода |
Сумма, руб. |
1 |
Выручка от реализации оказанных им услуг |
130 000 |
2 |
Доход от реализации однокомнатной квартиры, принадлежащей ему на праве собственности |
210 000 |
3 |
Наследство на общую сумму (Кузнецов А.К. является братом умершего, наследство открыто 7 июля 1999 г.) |
90 000 |
|
Примечание: Документально подтвержденные расходы на осуществление предпринимательской деятельности за 2003 год |
80 000 |
Помесячного учета доходов и расходов Кузнецов не вел. Имеет дочь 11 лет. |
Предприниматель без образования юридического лица гражданин Кузнецов применяет общую систему налогообложения. В этом случае за 2003 г. он должен исчислить и уплатить в бюджет следующие налоги:
Доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, будет складываться из дохода, полученного Кузнецовым от предпринимательской деятельности; дохода, полученного от продажи однокомнатной квартиры; дохода, полученного Кузнецовым в порядке наследования.
Доход, полученный Кузнецовым от предпринимательской деятельности, считаем доходом физического лица, подлежащего обложению подоходным налогом (пп.1 п.1 ст.227 НК РФ). При этом на основании п.1 ст.221 НК РФ Кузнецов имеет право на профессиональный налоговый вычет в сумме фактических произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доход от предпринимательской деятельности составит:
130 000 – 5 000 – 20 833,33 = 104 166,67 руб.
Профессиональный налоговый вычет составит:
80 000 – 3 076,92 – 12 820,51 = 64 102,57 руб.
Тогда доход от предпринимательской деятельности, подлежащий налогообложению, равен:
104 166,67 – 64 102,57 = 40 064,1 руб.
Если предположить, что Кузнецов получал доход равномерно в течение всего года, то тогда его ежемесячный доход составит:
40 064,1 / 12 = 3 338,68 руб.
Кузнецов имеет право на стандартные налоговые вычеты в размере 400 руб. (пп.3 п.1 ст.218 НК РФ), 300 руб. на несовершеннолетнюю дочь(пп.4 п.1 ст.218 НК РФ). Оба вычета предоставляются до тех пор, пока совокупный доход не превысит 20 000 руб. Совокупный доход Кузнецова превысил 20 000 руб. в июне. Следовательно, с января по май Кузнецов может применять данные вычеты.
Общая сумма стандартных налоговых вычетов составит:
(400 + 300) * 5 = 3 500 руб.
Тогда окончательная величина дохода от предпринимательской деятельности, который будет облагаться налогом, равна:
40 064,1 – 3 500 = 36 564,1 руб.
На основании пп.5 п.1 ст.207 НК РФ доход, полученный от продажи однокомнатной квартиры, также считается доходом, подлежащим налогообложения подоходным налогом. Это доход от реализации недвижимого имущества.
Однако, в соответствии со ст.220 НК РФ, Кузнецову может быть предоставлен имущественный вычет. Вычет предоставляется в размере не более 1 000 000 рублей, если квартира находится в собственности менее 5 лет, и в полном объеме – если более 5 лет (пп.1 п.1 ст.220 НК РФ).
Кузнецов продал квартиру стоимостью 210 000 руб., которая принадлежала ему на праве собственности.
Кузнецов не использовал квартиру для осуществления предпринимательской деятельности, и поэтому он имеет право на имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб. Т.е. стоимость квартиры в размере 210 000 руб. не будет учитываться при определении дохода Кузнецова.
Кузнецов также получил доход в размере 90 000 руб. в виде наследуемого имущества. Но в соответствии с п.18 ст.217 НК РФ данный доход не подлежит налогообложению.
Таким образом, база для исчисления налога на доходы Кузнецова равна 36 564,1 руб.
Ставка налога – 13 %.
Следовательно, величина подоходного налога составит:
36 564,1 * 13 % = 4 753,33 руб.
В целом осуществленная реформа подоходного налогообложения позитивно сказалась как на снижении налогового бремени, так и на росте налоговых поступлений, но в ней существуют недостатки и возникают проблемы, связанные и исчислением и уплатой налогам, а также социальной и экономической значимостью, поэтому она нуждается в совершенствовании.
3. Пути дальнейшего совершенствования системы налогообложения
3.1 Налогообложение в развитых странах
Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по совершенствованию нашего налогового законодательства в отношении подоходного налога, необходимо обратиться к практике других стран.
Практические все современные системы налогообложения развитых стран используют подоходный налог.
Он является основным, а в некоторых из них – преобладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю приходится от 40 до 70% всех налоговых поступлений в бюджет, тогда как в России в 1999 году на долю подоходного налога приходилось около 5%. В ряде стран, особенно в США, бросаются в глаза высокая культура налогообложения, обязательность налогоплательщиков, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в налоговом законодательстве России. Вообще, характерная особенность американской налоговой системы – в стопроцентном охвате налогоплательщиков декларациями о доходах. Избежать представления налоговой декларации практически невозможно.
В качестве общего правила налогом облагается, как и в России, совокупный доход налогоплательщика независимо от источников его формирования. Во всех странах облагаемый налогом доход меньше совокупного дохода, но это уменьшение достигается разными способами:
А) системой льгот (необлагаемый минимум, скидки на детей и др.);
Б) системой вычетов, в том числе единых для всех налогоплательщиков и дифференцированных по группам их в зависимости от семейного положения, наличия иждивенцев и др.
В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в некоторых (Швеция, Япония и др.) действует принцип: «сверхдоходы облагаются сверхналогами». Однако в последние годы появляется тенденция снижения высоких ставок налогообложения.
Таблица 4
Максимальные ставки после снижения в различных странах
Япония |
60% |
США |
31% |
ФРГ |
53% |
Франция |
54% |
Россия |
13% |
В ФРГ, как и в других европейских странах, действует принцип: равные доходы, независимо от их источников, облагаются равными налогами. В ФРГ ставки налогообложения несколько ниже, чем в Швеции и Японии, но выше чем в США и возрастают по прогрессивной шкале от 25,9 до 53%.
В ФРГ бросается в глаза четкость работы налоговых служб и их доброжелательное отношение к налогоплательщику, если он добросовестно стремится правильно исчислять и платить налоги. Что же касается высокой доли налогов с физических лиц в доходах государственного бюджета, то для России такая ориентация сейчас была бы преждевременной. Нельзя не учитывать, что средняя заработная плата в ФРГ на порядок выше, чем в России, а необлагаемый минимум дохода в ФРГ вдвое больше средней заработной платы в России.
В последние годы в западных странах прослеживается не очень четко выраженная, но все же заметная тенденция к снижению ставок индивидуального подоходного налога.
Примерно в таком же направлении и такими же темпами изменяются в последние годы ставки в Дании, Нидерландах, Швеции, хотя в отдельных странах они не снизились, а возросли. Тем не менее, в целом, сравнивая ставки подоходного налога в России и развитых странах Западной Европы, можно сделать бесспорный вывод, что ставки подоходного налога с физических лиц в России значительно ниже, чем в Западной Европе. Конечно, средний уровень жизни в России ниже, поэтому об оправданном повышении налоговых ставок у нас можно говорить лишь применительно к лицам с годовым доходом свыше 200 тыс. руб.
Но бесспорен другой вывод: у нас намного меньше вычеты из облагаемого дохода. В Западной Европе (и это видно на примере приведенных налоговых ставок во Франции) прослеживается тенденция сохранения высоких ставок на высокие доходы и полного освобождения от подоходного налога сумм, примерно равных прожиточному минимуму населения.
Проведенный анализ альтернативных существующей в настоящее время редакции 23 главы НК РФ позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций по совершенствованию подоходного налогообложения.
Наличие положительной связи между динамикой налогооблагаемой базы и предельной ставки налога дает возможность надеяться на продолжение тенденции легализации доходов, начавшейся с 2001 года. Здесь необходимы:
1) сохранение в течение продолжительного периода времени плоской ставки подоходного налога;
2) повышение эффективности администрирования налога, в том числе за счет законодательного сокращения возможностей уклонения от уплаты налога и ужесточения наказания за уклонение.
Первое условие ключевое, так как очевидно, что в первые годы существования плоской ставки налога масштабы уклонения от уплаты налога существенно сократились, но оно не перешло из разряда массового явления в разряд редких или исключительных случаев.
Важным фактором, способным повысить действенность второго из названных условий, является то, что при произошедшем значительном снижении предельной ставки обложения заработной платы[4] использования различных схем уклонения от уплаты налогов должно стать менее выгодным с учетом риска применения санкций за уклонение, чем соблюдение закона.
В этой связи к определенным положительным последствиям могут привести дальнейшее снижение ставок социального налога и облегчение условий доступа предприятий к использованию регрессивной шкалы налога. Кроме того, вместо ужесточения режима контроля за осуществлением крупных расходов физическими лицами, что весьма трудно поддается эффективному администрированию, целесообразно создание правовых инструментов для оценки налоговыми органами базы налогообложения физических лиц на основе так называемых «внешних признаков» богатства.
Следует отметить, что метод определения налоговой базы по внешним признакам применяется во многих странах, причем в некоторых из них, например, в Великобритании и США, налоговые органы имеют достаточно широкие полномочия в отношении определения действительных доходов налогоплательщиков и доначисления налогов по аналогии. Предоставление существенных полномочий налоговым органам в отношении указанных предложений в России, на мой взгляд, неприемлемо, так как еще больше смещает баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов в пользу последних.
Тем не менее, следует учитывать в перспективе необходимость рассмотрения данных вопросов с целью повышения справедливости подоходного налогообложения.
Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства.
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие главные цели:
-достижение постоянного устойчивого экономического роста;
-обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
-обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
-обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
-создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
-равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение - это и есть главное в экономической политике государства.
При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности.
Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местного бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:
1) прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд;
2) государственные инвестиции в экономику;
3) реализация значительной части товаров и услуг через систему государственных закупок, поскольку государство выступает на рынке в качестве крупнейшего потребителя продукции;
4) налоговое регулирование, включая местные налоги и налоговые льготы.
Однако, следует отметить, что налоги могут стимулировать экономический рост, а могут и отрицательно сказываться на экономике страны. Для сегодняшней России характерно губительное воздействие налогов на ее экономическую систему.
Типичная картина, которая сложилась в экономике Новосибирской области такова:
- практически все предприятия ведут двойную (а порой и тройную) бухгалтерию;
- что такое «черная касса» известно всем;
- любая фирма предпочитает производить взаиморасчеты наличными деньгами.
Следствием этого является то, что региональный бюджет недополучает огромные суммы, укрываемые от налогообложения. А дальше получаем целый ком проблем:
-задержки в выплате заработной платы и пенсий;
-отсутствие средств на здравоохранение, культуру, науку, образование;
-практически прекратились долгосрочные инвестиционное вложения, строительство, нет средств на капитальные ремонты и т.п.
Конечно, что касается подоходного налога с физических лиц, то этот налог не является (да и не должен являться) основным и определяющим налогом в экономике России, однако на сегодняшний день прослеживается такая тенденция, когда генеральный директор (иначе собственник фирмы) регистрируется в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. В итоге получается такая картина, что довольно большое количество мелких и средних фирм (а это очень емкий сектор экономики) попадает под данное налогообложение. На этом фоне значимость подоходного налога с физических лиц в структуре бюджетных налоговых поступлений сильно возрастает. Опыт большинства иностранных государств показывает, что прогрессивная шкала ставок подоходного налога, наличие необлагаемого минимума и налоговых льгот, является наиболее оптимальной системой налогообложения граждан, однако сложившееся на сегодняшний день в РФ грандиозное количество льгот по налогообложению подоходным налогом зачастую вводит в заблуждение плательщиков налога и, несомненно, сильно осложняет работу налоговых органов по исчислению сумм подоходного налога, подлежащего уплате.
3.2. Пути дальнейшего совершенствования налогообложения физических лиц в России
Рассмотрев в предыдущем пункте опыт налогообложения физических лиц ведущих стран мира, обратимся к России.
Отсутствие однозначного ответа на вопрос о характере перераспределительных свойств подоходного налога в отношении совокупных доходов населения свидетельствует о том, что требуются разработка и внедрение комплекса мер по усилению прогрессивности налоговой системы в целом. В области подоходного налогообложения речь, в частности, идет о целесообразности отмены имущественного налогового вычета, вычетов расходов на благотворительность, о разработке системы прогрессивного обложения процентных доходов, совершенствовании методов обложения дополнительных натуральных выгод работников предприятий.
Увеличение социальных налоговых вычетов на первый взгляд может привести к снижению степени прогрессивности подоходного налога. Тем не менее, оно может быть оправдано тем, что установление вычетов на образовательные расходы обусловит возникновение положительных экстерналий в виде повышения привлекательности вложений в человеческий капитал, а принципы справедливости оправдывают предоставление вычета на медицинские расходы. Если при обычных предпосылках этими вычетами в большей степени пользуются налогоплательщики с высокими доходами, то в данной ситуации (когда, согласно действующему законодательству, максимальная сумма возврата является весьма небольшой при достаточно сложной схеме получения) повышение величины вычета способно оказать стимулирующее воздействие на процесс легализации доходов.
Существует также необходимость совершенствования подоходного налогообложения пенсионных и страховых схем, в особенности частных. Повышению нейтральности налога на доходы физических лиц будет способствовать совершенствование налогообложение доходов от пенсионных и страховых выплат, прежде всего гармонизация налогообложения государственных и частных пенсионных и страховых схем (предоставление вычетов по взносам в частные специализированные организации), что в перспективе позволит расширить частный рынок пенсионных и страховых услуг.
Возможным путем повышения прогрессивности подоходного налога послужит увеличение необлагаемого минимума. Однако данная мера требует тщательного анализа с точки зрения бюджетных потерь и, по-видимому, должна носить поэтапный характер.
В дополнение к уже сказанному необходимо обратить внимание, что также важным моментом исчисления и удержания налога на доходы с физических лиц является деятельность налоговых агентов. В настоящее время можно прокомментировать =сложность исчисления и уплаты для налоговых агентов. В частности это связано с разногласиями в законодательстве.
Взять хотя бы налогообложение компенсационных выплат. Нормативы разрозненные, частью устаревшие, в разных отраслях разные. На семинаре в Москве руководитель департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС Валентина Акимова объяснила, что голову ломать и тратить нервы особо не стоило. Есть Трудовой кодекс и 25-я глава Налогового кодекса. В статье 5 ТК РФ четко прописано, какими правовыми актами могут устанавливаться нормы трудового законодательства. В главе 25 значится, что расходы, если уж вы их исключаете из налогооблагаемой базы, должны быть документально подтвержденными и экономически обоснованными.
Например, суточные по командировкам. Согласно подпункту 3 статьи 217 НК РФ, они, равно как и прочие компенсационные выплаты, не включаются в доходы в пределах норм, установленных действующим законодательством. Что есть это самое законодательство? С одной стороны, нормы командировочных расходов у нас установлены правительством (постановление № 729 от 2 октября 2002 г.). С другой стороны, статья 168 того же ТК РФ, которую г-жа Акимова назвала «некорректной», говорит, что порядок возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе и суточных, определяется коллективным договором.
Для корректного разрешения некорректной проблемы налоговики, посовещавшись с Минфином и Минтрудом, подготовили письмо с разъяснениями. Как рассказала Валентина Акимова, суть его сводится к тому, что применять нужно нормативы, установленные правительством, а никак не локальными актами организации. Выходит, Трудовой кодекс для МНС не указ. А указ им, видимо, подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, согласно которому злосчастные нормы должно устанавливать правительство. Правда, этот пункт регулирует уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли, а не по НДФЛ. Но налоговикам это с некоторых пор неважно.
УМНС России по г. Москве в июле прошлого года письмом № 27-08н/42413 «О порядке налогообложения доходов физических лиц». В нем столичные налоговики, исполняя разъяснение МНС России № 04-2-10/451-Ю909 от 22 июля 2003 г., советовали пользоваться нормами, установленными в коллективном договоре, а правительственные нормы суточных применять лишь бюджетным организациям.
В том же семинаре начальник отдела налогообложения физических лиц УМНС России по г. Москве Георгий Карамаев прокомментировал это так: «Лучше этим письмом не пользоваться. Плохо, если пользовались раньше. Вы, конечно, люди взрослые и свободные. Вариантов действий у вас четыре: можете знать норму кодекса, можете не знать, можете применять или не применять. У инспектора при проверке вариантов нет. Вы, безусловно, можете установить собственную норму суточных хоть в тысячу долларов, но с разницы между вашей и сторублевой правительственной нормой, будьте любезны, заплатите НДФЛ». Все это безусловно негативно отражается на учетной работе и наглядно демонстрирует, что введение Налогового Кодекса не избавило налогоплательщиков и налоговый агентов от несовершенства и несвязанности законодательства.
Хотелось бы внести несколько предложений по совершенствованию действующей налоговой системы.
1) Рассмотрев доходы, не подлежащие налогообложению и предусмотренные льготы, о которых говорилось во 2 главе дипломной работы, в которых говорится о физических лицах, совокупный доход которых уменьшается на определенные суммы, основываясь на опыте некоторых зарубежных стран (Японии, США), можно предложить отменить данные льготы, а вместо этого ставки подоходного налога с физических лиц привязать не к абсолютным цифрам доходов, а к категории «прожиточный минимум», которая ежегодно должна рассчитываться и утверждаться.
Постановлением
2) Говоря о необходимости пересмотра существующих льгот по налогообложению, хотелось бы предложить исключить определенные виды льгот, в НК РФ сказано, что совокупный доход уменьшается на доход, получаемый от избирательных комиссий, осуществляющих свою деятельность в этих комиссиях не на постоянной основе, на доход, получаемый физическими лицами от избирательных комиссий, за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний. Исходя из чего возникли эти льготы? Ведь физические лица получают за эти виды деятельности заработную плату, как и другие физические лица. Почему же их заработная плата должна освобождаться от подоходного налогообложения? Ведь такой вид деятельности, но не связанный с избирательной компанией (изготовление плакатов, лозунгов, т.е. работа художников, подготовителей докладов, редактирование) облагается подоходным налогом, согласно Налоговому кодексу РФ. Считаем, что данную привилегию нужно отменить.
3) Другой, достаточно спорной, на наш взгляд, является льгота, согласно которой в совокупный годовой доход для целей налогообложения не включаются суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Считаем, что у военнослужащих достаточно привилегий (в виде денежного довольствия, льготного проезда и др.), поэтому их доходы должны облагаться подоходным налогом в общем порядке, предусмотренном для других физических лиц.
4) На наш взгляд, перечень сумм, не включаемых в совокупный годовой доход, нужно дополнить стоимостью благ социального характера, предоставляемых предприятиями и учреждениями своим работникам, а именно:
· внесение (возмещение) платы за родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также оплата за обучение детей в учебных заведениях;
· суммы пенсий, назначаемых и выплачиваемых за счет средств предприятий в ином порядке, чем это установлено пенсионным законодательством РФ;
· суммы отчислений, производимые в негосударственные пенсионные фонды;
· оплату услуг медицинских учреждений, производимую предприятиями в пользу работников.
6) Кроме того освобождение от налогообложения доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла. Считаем, что данный вид деятельности не имеет не только экономического эффекта для экономики страны, но и культурной ценности для России в целом, поэтому выведение данных доходов из-под налогообложения нарушает справедливость налогообложения.
7) Кроме того, считаем, что необходимо ввести к категорию необлагаемых доходы, полученные физическими лицами, работающими в благотворительных заведениях, созданных религиозными организациями. Естественно, что такие заведения существуют за счет благотворительных взносов, так почему же доходы членов избирательных комиссий не подлежат налогообложению, а лица, занимающиеся благотворительностью должны платить подоходный налог?
8) Предлагаем также ввести «семейное» декларирование доходов, т.е. совокупный облагаемый доход семьи должен складываться из совокупного дохода супругов.. Это позволит сэкономить бюджет семьи. Одной из стран, где практикуется «семейное декларирование» является США. Там подоходный налог взимается с совокупного дохода, который составляет разницу между валовым доходом и суммой законодательно разрешенных льгот, а именно:
а) необлагаемый минимум - 2 тысячи долларов на каждого налогоплательщика + иждивенец;
б) 3000 долларов, направленный на деловые расходы и транспортные издержки;
в) взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми, престарелыми, местные налоги, часть затрат на медицинские отчисления.
В семьях, взимание подоходного налога производится по совокупности, по составленной декларации, по следующим ставкам: до 30000 долларов - 15 %, с 30000-72000 долларов - 28 %, более 72000 долларов - 33 %. С 1985 года в США ежегодно индексируется необлагаемый минимум с учетом инфляции в стране.
В целях совершенствования системы подоходного налогообложения физических лиц необходимо рассмотреть и проекты, которые были рассматривались при разработке Налогового кодекса, т.к. они носят ряд моментов, позволяющих усовершенствовать действующую систему.
Проект 1.
Этот проект, по сути, повторяет многие положения правительственного проекта, но без учета его корректировок. Подоходный налог с физических лиц включен в состав федеральных налогов. При этом предполагается другое распределение налога между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами – соответственно 50%, 30%, 20%. Ставки налога следующие:
До 36 ММОТ - 0%;
36 – 150 ММОТ - 12%;
150 – 300 ММОТ - 13,68 ММОТ + 24% с суммы превышающей 150 ММОТ
более 300 ММОТ - 49,68 ММОТ + 35% с суммы превышающей 300 ММОТ
То есть используется четырехступенчатая шкала, и это можно отнести к достоинству этого проекта по сравнению с правительственным вариантом Налогового Кодекса. При этом имеется необлагаемый размер дохода, который, по-видимому, должен заменить не только необлагаемый минимум, но и все остальные вычеты, предусмотренные законодательством. В этом случае не учитываются ни социальное положение налогоплательщика, ни его профессиональное положение. Здесь наблюдается несправедливость обложения.
Также имеются свои особенности налогообложения лиц, живущих постоянно за пределами РФ и являющихся гражданами РФ. При въезде в РФ они обязаны заполнить декларацию с указанием предполагаемого работодателя и предполагаемого дохода, а при выезде передать эту декларацию представителям таможенной службы с указанием суммы фактического дохода. Если сумма фактического дохода окажется больше стоимости годовой минимальной потребительской корзины, то вместе с декларацией налогоплательщик должен передать справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом – источником доходов. В случае если документы об уплате налогов не представлены, таможенная служба вправе решать вопрос о выезде из РФ налогоплательщика – физического лица в особом порядке.
То есть ответственным за уплату налогов здесь является сам налогоплательщик, еще одна особенность – в том, что таможенным органам предоставлено право решать вопросы, связанные с уплатой налога и выездом налогоплательщика.
Проект 2.
Здесь подоходный налог включен в состав региональных налогов и сборов и перечисляется он в соответствующие бюджеты по месту уплаты. В этом проекте своеобразно даны понятия «объект налогообложения» и «налоговая база». Так, объект налогообложения – это дискреционный доход (суммарная стоимость денежных и материальных ценностей, полученных гражданином в собственность (интегральный доход) за вычетом суммарной стоимости документально подтвержденных денежных и материальных расходов за тот же период, которые гражданин произвел с целью получения интегрального дохода). В состав вычитаемых расходов гражданин вправе включать любые произведенные им денежные и материальные затраты, прямо или косвенно связанные с профессиональной и (или) коммерческой деятельностью, независимо от того имеется ли прямая связь между предметом таких затрат и полученным интегральным доходом.
Налоговая база – величина дискреционного дохода за вычетом необлагаемого минимума, вычета по одному минимуму на каждого иждивенца, иных вычетов, предусмотренных законом, в том числе выручки от продажи личного имущества.
Можно сделать вывод, что используемые в проекте некоторые новые термины и понятия нечетки, не отражают либо не в полной мере отражают существо налоговых правоотношений. То есть наверняка возникнут трудности с определением вычитаемых доходов, ведь налогоплательщик заинтересован в том, чтобы как можно больше их завысить. Здесь возможно развитие ситуации, очень похожей на ту, что сейчас сложилась с налогом на прибыль организаций, ведь они как можно больше затрат пытаются отнести на себестоимость, чтобы занизить прибыль.
У этого проекта есть еще один недостаток – ставка налога 15% и она едина для всех. Этот проект не позволит реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в мире не используется единая ставка подоходного налога, так как в этом случае образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации доходов физических лиц.
Проект 3.
Федеральный закон «Об основах налогообложения и сборов в РФ»
В этом проекте предусмотрено три подоходных налога с физических лиц – федеральный, региональный и местный. Распределение платежей осуществляется зачислением налога в соответствующий бюджет.
Предусматривая отдельные принципы налогообложения, допускается «деление плательщиков налогов и сборов на категории, для которых могут устанавливаться ставки налогов и сборов, особенности их исчисления и уплаты либо предоставление налоговых льгот».
Плательщики могут дифференцироваться по категориям: физические лица – от их гражданства, места пребывания, места нахождения или приобретения имущества, возраста, имущественного положения и других условий.
Таким образом, допускается применение различных налоговых режимов в России, и создаются условия для дискриминации налогоплательщиков. При этом декларируемые ограничения по дифференциации налогоплательщиков по разным категориям, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте, не исключают оснований для применения дискриминационных налоговых схем, потому что конкретные налоговые процедуры, полномочия субъектов налоговых правоотношений предусматривается регламентировать специальными законами и нормативными актами местного самоуправления.
Предельные ставки налога: федеральный – 3%, региональный – 12%, местный – 15%. При этом не допускается введение ни повышенных, ни пониженных ставок. Ко всем прочим недостаткам у подоходного налога нет шкалы ставок, и в общей сложности подоходным налогом облагается 30% доходов физического лица, что почти соответствует максимальной ставке по действующему законодательству. По сути, эта налоговая система является усложненной и нерациональной.
Итак, анализируя разные варианты проекта налогового кодекса относительно подоходного налога, хотелось бы сказать, что правительственный вариант Налогового Кодекса наиболее приемлем, хотя и он не лишен ряда недостатков.
Предлагая внести изменения в существующую систему обложения подоходным налогом, авторы законопроектов объясняют это необходимостью повышения поступлений в бюджеты. Однако это ошибочное мнение, необходимость уплаты налогов играет далеко не главную роль среди поведенческих мотивов людей, и было бы ошибкой переоценивать роль налогов. За семь лет функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно подоходного налога) корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.
Список использованной литературы
1. Журнал «Двойная запись» №3, 2004г
2. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7.12.1991 (в редакции от 2.01.2000)
3. Инструкция №35 от 25.06.1995г. «По применению закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями на 4.04.2000г.)
4. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
5. Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы с физических лиц» Части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Приказа МНС РФ от 05.03.2001 № БГ-3-08/73)
6. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М., 2003 –
7. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М., 2002.
8. Налоги РФ/ Сб. норм. док./ М. 1999 г. – 160 с. (ч. 4 (36), ч. 5 (37), ч. 6 (38))
9. Налоги РФ/ Сб. норм. док./ М. 2000 г. – 160 с. (ч. 6 (42))
10. Оценка результатов реформы подоходного налога в РФ// Экономика и жизнь № 6 – 2002 г.
11. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. Учебное пособие для вузов/ под. ред. Е. Н. Евстигнеева – 2 – е изд. испр. и доп. – Питер, 2001 г.
12. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Учебное пособие для вузов по экон. спец./ Н. Г. Иванова, Е. А. Вайс, И. А. Кацюбл, Р. А. Петухова – Питер, 2001 г.
13. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М., 2001.
14. Налоги. / Под ред. Д.Г. Черника. – М., 2002..
15. «Налоги на доходы с физических лиц 2003-2004», Н: «РИПЭЛ плюс», 2003
16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ) (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля 2002 г.);
17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М., 2002
18. «О налогообложении стоимости обучения» Письмо МНС РФ от 24.04.2002 №04-4-08/1-64-П758
19. «О налогообложении доходов физических лиц» Письмо МНС РФ от 14.08.2002 №04-1-09/888-АА417
20. «О налогообложении доходов физических лиц» Письмо МНС РФ от 06.11.2002 №04-1-06/1120-АЛ759
21. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах";
22. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» Учебник. 2-ое издание переработанное и дополненное - М.:ИНФРА-М, 2002;
[1] Статья 218 НК РФ
[2] Ст.219 НК РФ
[3] Ст. 220 НК РФ
[4] При регрессивной ставке ЕСН, когда к заработной плате свыше 600 тыс. руб. применяется ставка всего 2 %, в совокупности с подоходным налогом предельная ставка обложения заработной платы становится равной 14,7 %