Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская государственная академия экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета
Учебная дисциплина – особенности учета в торговле
Номер варианта контрольной работы – 9
Номер группы –
Наименование специальности –
Номер зачетной книжки –
Дата регистрации институтом –
Дата регистрации кафедрой –
Проверил -
Оценочное заключение
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Итого баллов по стобалльной шкале |
Заключение «зачтено» или «не зачтено» |
Подпись преподавателя |
|
Количество баллов |
Содержание
Задание № 1. Учет издержек обращения. 3
1. Понятие издержек обращения, цели, задачи и принципы учета. 3
2. Классификация издержек обращения. 4
3. Синтетический и аналитический учет издержек обращения. 6
3.1 Учет издержек по составу. 6
3.2 Расчет издержек на остаток товаров. Учет списания затрат. 7
Задание № 2. 8
Задание № 3. 10
Список литературы.. 11
Задание № 1. Учет издержек обращения
1. Понятие издержек обращения, цели, задачи и принципы учета
Коммерческая деятельность может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и действующая информация о расходах, отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности.
Под издержками обращения понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанных с движением товаров от производителя к потребителю[1]. К ним относят затраты, непосредственно связанные с процессом обращения товаров. Поэтому к издержкам обращения не относят налоги (кроме налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды), штрафы, пени и неустойки; убытки от безнадежных долгов, потери от стихийных бедствий, а также расходы по содержанию объектов социально-культурной сферы и др.
Основными целями учета издержек обращения являются:
· контроль расходов и доходов предприятия;
· обеспечение экономии и эффективности производства;
· выработка учетной информации для анализа и управления предприятием;
· обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов.
Для достижения этих целей перед учетом ставятся следующие задачи:
· обеспечение правильности документального отражения расходов предприятия и отнесения на синтетические счета;
· правильное распределение расходов по отчетным периодам;
· разграничение расходов по видам затрат, номенклатуре статей издержек, по товарным группам и другим классификационным признакам, обеспечивающим информационные потребности экономического анализа и управления;
· своевременное представление информации о расходах для контроля, анализа и принятия управленческих решений.
Учет издержек обращения базируется на четырех принципах:
1. соответствие учета целям и задачам управления. Организация учета и формирование учетной информации должны осуществляться с целью улучшения работы предприятия, и поэтому соответствовать требованиям совершенствования контроля, анализа, управления и планирования на предприятии;
2. единство учетной номенклатуры. Для обеспечения сопоставимости различных расходов организациями вырабатывается единая номенклатура статей издержек обращения для внутреннего управления;
3. адекватность отчетного периода. Возникающие в текущем периоде затраты должны быть верно распределены между периодами, к которым они относятся;
4. оценка товаров по себестоимости. Издержки обращения в торговле подразделяются на относящиеся к реализованным товарам и к остатку товаров. Это связано с тем, что размеры расходов по реализованным товарам и оставшимся на предприятии не одинаковы. Первые из них относят собственно к издержкам, которые непосредственно влияют на финансовый результат от реализации товаров. Расходы по остаткам товаров считаются составной частью их себестоимости. При этом к себестоимости относят расходы на приобретение товаров до их реализации.
От соблюдения этих принципов зависит правильность и эффективность учета издержек обращения.
2. Классификация издержек обращения
Классификация издержек обращения предполагает их группировку по элементам, статьям; по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировка в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрам ответственности); группировки по периодам; по отношению к остаткам товаров; разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль и др.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н (ред. от 30.03.2001) расходы по обычным видам деятельности, к которым и следует относить издержки обращения, группируются по следующим элементам[2]:
· материальные затраты;
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация;
· прочие затраты.
Сгруппированные по элементам затраты отражают в разделе 6 приложения к бухгалтерскому балансу годовой бухгалтерской отчетности (ф. № 5) в соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно (п.8 ПБУ 10/ 99). При этом возможно использование номенклатуры из основных статей издержек, предложенных Методическими рекомендациями с учетом изменений, предусмотренных ПБУ 10/ 99.
Рассмотрим группировку издержек по элементам. К элементу «Материальные затраты» в соответствии с п. 6 Положения о составе затрат относят затраты по следующим статьям указанной номенклатуры:
· транспортные расходы;
· расходы на ремонт основных средств;
· расходы на тару;
· расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров;
· потери товаров и технологические отходы;
· расходы на газ, топливо, электроэнергию для производственных нужд.
В управленческом учете из элемента «Материальные затраты» в свою очередь можно выделить затраты, связанные с основными средствами и затраты, относящиеся к оборотным (мобильным) средствам, т. е. дифференцировать по степени мобильности. При этом к расходам по основным средствам следует добавить также расходы из элемента «Амортизация».
Таким образом, затраты, связанные с основными средствами, включают расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств; амортизация основных средств.
В затраты, относящиеся к оборотным активам, входят остальные статьи элемента «Материальные затраты» (не относящиеся к основным средствам).
К элементам «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» относят одноименные статьи рекомендуемой номенклатуры.
По элементу «Амортизация» отражают расходы по статье «амортизация основных средств».
В элемент «Прочие затраты» входят издержки обращения, не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат. В этот элемент следует включать: плату за аренду, лизинговые платежи, амортизацию по нематериальным активам, номенклатурные статьи: «Расходы на рекламу», «Расходы на оплату процентов за пользование займом», если учетной политикой предприятия не предусмотрено их включение в состав себестоимости запасов, по которой они принимаются к учету.
Организации, образующие ремонтный фонд для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов в состав издержек обращения, в составе элемента «Прочие затраты» отражают также отчисления в ремонтный фонд, определяемые исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими организациями (п. 10 Положение о составе затрат).
Группировка по периодам предполагает деление издержек на расходы отчетного и расходы будущих периодов.
Расходы отчетного периода относятся к текущему отчетному периоду, в котором они произведены.
Расходы будущих периодов возникают в текущем периоде, но относятся к будущим периодам.
Используемые в учете статьи разделяют по группам расходов, отличающимся по отношению к товарообороту. Деление издержек на переменные и постоянные связано с тем, что статьи и элементы затрат зависят от объема товарооборота неодинаково.
Условно-переменные издержки увеличиваются с ростом товарооборота и уменьшаются с его снижением. Изменение условно-постоянных издержек, как правило, не зависит от товарооборота. Деление затрат на переменные и постоянные условно потому, что с изменением обстоятельств переменные издержки могут стать постоянными, а постоянные – переменными. Выбор переменных и постоянных издержек осуществляется на предприятии, исходя из сложившихся условий.
Группировка затрат в зависимости от способа их отнесения на издержки отдельных товарных групп и структурных подразделений организации называется калькуляционной группировкой. Она выделяет прямые и косвенные расходы[3].
Прямыми называют такие расходы, которые можно непосредственно отнести на издержки конкретных структурных подразделений (магазинов, складов), определенные товарные группы или другие объекты, по отношению к которым рассчитываются затраты
Косвенные - общие или дополнительные расходы, относящиеся ко всей организации, соотнести которые с отдельными товарами или подразделениями организации можно лишь посредством особых методов распределения расчетным путем. Отнесение издержек к прямым или косвенным зависит от конкретных ситуаций. Причем в розничных торговых предприятиях, в которых не ведется учет потоварной реализации, калькуляционная классификация будет особенно отличаться от классификации оптовых торговых предприятий, учитывающие продажи по отдельным наименованиям товаров или товарным группам.
Группировка по отношению к остаткам товарных запасов разделяет затраты на издержки обращения, приходящиеся на остаток товаров и издержки, относящиеся к реализованным товарам. Причем в издержки на остаток товаров включают лишь расходы, связанные с их приобретением (доставкой), и не включают расходы по их реализации, так как товары еще не проданы. Данное разделение позволяет определить сумму издержек, непосредственно участвующих в формировании финансового результата.
Классификация издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление затрат на участвующие и неучаствующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли.
В составе издержек выделяют нормируемые и ненормируемые расходы. В отличие от ненормируемых расходов нормируемые расходы не в полной мере уменьшают налогооблагаемую часть, а лишь в пределах нормативов, установленных государством. К расходам, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относят сверхнормативные суммы нормируемых расходов, т. е. расходов на рекламу, процентов за пользование товарным кредитом, представительских расходов, компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, командировочных расходов, расходы на подготовку кадров и др. Расходование средств в пределах законодательно установленных норм обеспечивает снижение налога на прибыль. Этим объясняется значимость группировки издержек в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль.
3. Синтетический и аналитический учет издержек обращения
3.1 Учет издержек по составу
Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 «Расходы на продажу»[4]. По дебету счета накапливают суммы произведенных расходов. Эти суммы в торговых, снабженческих, сбытовых и иных посреднических организациях списываются в дебет счета 90 «Продажи», полностью кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток товаров. Таким образом, сальдо счета «Расходы на продажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца. Их рассчитывают по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца. Сальдо счета «Расходы на продажу» в сумме сальдо счета 41 «Товары» равны фактической себестоимости остатка товарных запасов.
Аналитический учет по счету «Расходы на продажу» по видам и каждой статье расходов, по местам возникновения затрат, по классификационным группам. Рассмотрим учет основных операций по статьям номенклатуры издержек.
На статью «Транспортные расходы» относятся[5]: оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.); оплата услуг организаций по погрузке и выгрузке товаров и продуктов, плата за экспедиционные операции и другие услуги; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление; плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, аэропортах в пределах установленных сроков в соответствии с заключенными договорами; плата за обслуживание подъездных путей и складов, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
На статью «Расходы на оплату труда» относят: затраты по оплате труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста, затраты по оплате труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности и т. п.
По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются: обязательные отчисления по единому социальному налогу по установленным законодательством нормам органам: государственного социального страхования; пенсионного фонда; медицинского страхования.
В синтетическом учете для этого используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
К статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря» относятся: плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружения, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающихся арендодателю; расходы на отопление, освещение, водоснабжения, канализацию и другие коммунальные услуги; расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков, вывоз мусора; др.
На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных средств.
Расходы на проведение всех видов ремонта (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств относятся на издержки обращения и производства по статье «Расходы на ремонт основных средств».
Статья «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» отражает: фактическую себестоимость различных видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды в предприятиях общественного питания; стоимость электроэнергии, таза и пара, израсходованных на технологические цели, на приведение в движение оборудования и механизмов.
Статья «Расходы на рекламу» отражает все виды затрат, предусмотренные Федеральным законом «О рекламе» от 18.07.95 № 108 – ФЗ.
По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери товаров и продуктов при железнодорожных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и др. имущества, когда конкретные виновники не установлены, или во взыскании которых отказано судом.
В статью «Расходы на тару» входят: амортизация тары-оборудования, расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списанной из естественного износа, расходы на перевозку, погрузку и выгрузку тары, расходы на очистку и обработку тары и др.
На статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, вознаграждения изобретения и рационализаторские предложения, износ по нематериальным активам; расходы по ведению кассового хозяйства, расходы по ведению реестра акционеров; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, медицинского осмотра, стоимость мыла, аптечек, медикаментов; оплата консультационных, аудиторских, информационных услуг.
3.2 Расчет издержек на остаток товаров. Учет списания затрат
Для выявления финансового результата от реализации товаров как основного вида деятельности на предприятиях торговли определяют сумму издержек, относящихся к реализованным товарам.
Издержки по реализованным товарам определяют посредством ежемесячного распределения издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами. Предварительно рассчитывают издержки, приходящиеся на остаток товаров, которые не являются в полном смысле издержками за месяц, формирующими финансовый результат, поскольку товары, к которым они относятся, еще не проданы. Поэтому затраты, относящиеся к остатку товаров, учитываются в виде переходящего остатка на начало следующего за отчетным периода. Расчет издержек, относящихся к остатку товаров, производят в следующем порядке[6]:
1)суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов по кредитам (кроме денежных) на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2)определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3)отношением определенной в п.1 суммы издержек к сумме реализованных и оставшихся товаров (отраженных в п. 2) определяется средний процент издержек к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.
Издержки, приходящиеся на реализованные товары, составляют разницу между общей суммой издержек за месяц с начальным остатком и издержками, относящимися к остатку товаров на конец месяца. Эта величина списывается в дебет счета 90 «Продажи» для отражения финансового результата от продажи.
Приложение 1
Бухгалтерские операции синтетического учета, связанные с издержками обращения
№ п/п |
Содержание операций |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
1 |
Отражены расходы по транспортировки товаров от поставщика - НДС |
44 19 |
60 60 |
2 |
Начислена заработная плата |
44 |
70 |
3 |
Начислены суммы за коммунальные платежи |
44 |
76 |
4 |
Отражены расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду |
44 |
76 |
5 |
Начислена амортизация по основным средствам |
44 |
02 |
6 |
Отражена задолженность перед подрядчиками по выполненным работам |
44 |
60 |
7 |
Списаны израсходованные упаковочные материалы |
44 |
10 |
8 |
Начислена задолженность рекламным агентствам |
44 |
76 |
Задание № 2
Решение оформим в виде Журнала хозяйственных операций:
Содержание операции |
Регулирующий нормативный акт |
Название первичного документа |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||||
1.Отражена выявленная недостача |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом МФ РФ от 13.06.95 №49 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ |
2500 |
94 |
41 |
2.Торговая наценка в части относящейся к недостающим товарам (сторно) |
Инструкция по применению Плана счетов |
Бух. справка - расчет |
500 |
94 |
42 |
3.Восстановлена сумма НДС по недостающим товарам |
Статья 171 НК РФ |
Бух. справка - расчет |
350 |
19 |
68 |
4.Восстановленная сумма НДС по недостающим товарам отнесена на счет учета недостач |
Статья 171 НК РФ |
Счет-фактура, бух. справка - расчет |
350 |
94 |
19 |
5.Недостача, выявленная на счете 94, отнесена за счет виновного работника |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом МФ РФ от 13.06.95 №49 |
Распоряжение администра ции |
2350 |
73.2 |
94 |
6. Отражена разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой зачисленной на счет 73 |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом МФ РФ от 13.06.95 №49 |
Бух. справка - расчет |
500 |
73.2 |
98.4 |
7.Удержана из заработной платы работника сумма недостачи |
Ст. 241 ТК РФ |
Расчетно-платежная ведомость |
2850 |
70 |
73.2 |
8.Отражена сумма внереализационного дохода |
П.8 ПБУ»Доходы организации 9/99, утвержденного МФ РФ от 06.05.99 № 32н |
Бух. справка |
500 |
98.4 |
91.1 |
9.Отражено списание сальдо прочих доходов и расходов на финансовый результат |
П.8 ПБУ»Доходы организации 9/99, утвержденного МФ РФ от 06.05.99 № 32н |
Бух. справка-расчет |
500 |
91.1 |
99 |
Расчет:
ОП.5 = ОП.1 – ОП.2 + ОП.4, т.е. собрали все операции со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
ОП.6 = ОП.1 + ОП.2 + ОП.4 – ОП.5, т.е. мы рассчитали общую сумму ущерба, подлежащую взысканию с виновного лица за минусом недостачи ценностей, учтенной на счете 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Эта разница отражается по дебету счета 73.2 в корреспонденции с кредитом счета 98.4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей».
По мере погашения задолженности сумма разницы списывается со счета 98 в кредит счета 91.1 «Прочие доходы».
Задание № 3
1.Расходы по ремонту и доставке возвратной многооборотной тары до тароремонтных организаций учитывается на счете:
1.2. 44 «Расходы на продажу»;
2.Выявленную фактическую недостачу в пределах норм естественной убыли списывают:
2.1.после утверждения результатов инвентаризации в том месяце, когда она производилась;
3.Предприятия оптовой торговли определяют облагаемый НДС оборот как:
3.3.стоимость реализованных покупателям товаров, исходя из применяемых цен, без включения в них НДС и налога с продаж[7];
4.Если договор с поставщиком содержит условие, что право собственности переходит в момент оплаты товара, то при поступлении неоплаченного товара его стоимость отражается в бухгалтерском учете покупателя:
4.1.Дт 002;
5.Потери от боя стеклянной тары с товаром сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц:
5.3.по учетным ценам;
6.Транспортные расходы по возврату тары-оборудования, ее амортизации и расходы по ремонту производятся:
6.3.согласно условиям договора поставки;
7.Приемка товара по форме ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» производится в случае:
7.2.если необходимо принять к учету товары без расчетных документов поставщиков;
8.Если на разные группы товаров применяют разные группы торговой наценки, то применяется расчет валового дохода от продажи товаров:
8.3.по среднему проценту;
9.Учетной политикой торговой организации может быть предусмотрено, что в стоимость приобретаемого товара включается:
9.1.расходы на предпродажную подготовку товара;
10.В оптовой торговле поступившие товары учитываются:
10.1.по покупным ценам.
Список литературы
1.Налоговый Кодекс РФ – ч. 1 от 31.07. 1998 г. № 146 ФЗ (в редакции от 24.03.2001 г) и ч. 2 от 05.08.2000 г. № 117 – ФЗ (с изменениями от 29.12.2000, 30.05.2001 г.)
2.Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 23.07.1998 г.)
3. Приказ Минфина Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.
3.Агафонова М. И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. М.: Бератор – Пресс, 2003. – 504 с.
4.Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 576 с.
5.Ивашкин Б. Н. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практический курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис»,2002. - 464 с.
6.Кожинов В. Я. Бухучет в торговле. Типовые операции. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 512 с.
7.Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом Герда», 2003. – 768 с.
8. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94-н. (изменен 07.05.2003 г. №38н)
[1] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 143
[2] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н (ред. от 30.03.2001)
[3] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.150
[4] План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94-н. (изменен 07.05.2003 г. №38н)
[5] Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом Герда», 2003. – с.623
[6] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.176
[7] Данный налог утрачивает силу с 1.01.2004 года (Федеральный закон от 27.11. 2001 № 148 – ФЗ)