СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТЕРРОРИЗМА................................................... 4

2. РАЗВИТИЕ ТЕРРОРИЗМА........................................................................... 5

3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 16



ВВЕДЕНИЕ


Начнем с того, что сам термин «терроризм» толкуется в нашей стране весьма вольно. Зачастую террористами объявляются либо представители властных структур, либо стоящие к ним в оппозиции политические силы. Другим примером некорректного подхода к этому вопросу является неправильное формирование общественного сознания россиян средствами массовой информации, которые любые проявления насилия в стране называют террористическими актами. Но ведь террористический акт вполне четко ограничивается рамками диспозиции статьи 66 Уголовного кодекса РСФСР, где  он определен как «убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти, совершенное по политическим мотивам» (либо тяжкое телесное повреждение тем же объектам по аналогичным мотивам). Поэтому отнесение к разряду терактов взрывов нефтехранилищ, уничтожения материальных объектов и даже убийств простых граждан является вольностью, деформирующей и без того несовершенное правосознание российского обывателя.

Учитывая несоответствие отечественной нормативной базы реалиям нашей современной действительности, изобилующей примерами политически мотивированного насилия в его широком разнообразии форм и методов, законодатель предпринял шаги по совершенствованию этой базы. Так, Законом № 68-ФЗ от 28.04.95 г. введена статья 772 «Организация или участие в незаконных вооруженных формированиях», а упомянутым Законом № 10-ФЗ от 1.07.94 г. - статья 2133 «Терроризм».

В данной работе я дам понятие и рассмотрю признаки терроризма, рассмотрю особенности развития терроризма в России и определю проблемы борьбы с терроризмом в России.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТЕРРОРИЗМА


До сих пор ни в ученом мире, ни у юристов, ни у представителей правоохранительных органов не сложилось однозначного представления о феномене терроризма. Существуют десятки его определений. Некоторые расширительно толкуют термин «терроризм», нивелируя его до понятий «политический экстремизм», «радикализм» или даже сводя его ко всему спектру насильственных действий, ущемляющих права и свободы граждан. В других случаях наблюдается обратная тенденция - под терроризмом понимают вполне конкретные противоправные действия, которые в законодательствах различных стран выписываются диспозициями отдельных статей уголовного кодекса. Многообразие подходов объясняется спецификой регионов, национальными и историческими традициями, уровнем демократии, степенью стабильности политической ситуации в той или иной стране, особенностями юридических школ.

И все же различные толкования понятия «терроризм» позволяют выделить содержащиеся в них его общие признаки, компоненты, комплекс которых, на наш взгляд, и способен дать достаточно объективное представление о социально-политическом феномене терроризма. Эти признаки заключаются в следующем:

1. Терроризм предполагает достижение определенной политической цели.

2. В отношении противостоящей стороны применяется насилие в той или иной форме либо угроза использования такового.

3. Угроза насилия или само насилие сопровождается устрашением, направленным на частичную или полную деморализацию объекта воздействия.

4. Объект террористического воздействия является двойственным: непосредственный объект, которым могут быть материальные объекты, некоторые категории граждан, определяемые по политическому, социальному, национальному, религиозному или иному принципу либо заранее конкретно не определенные случайные люди, - и конечный, или стратегический объект , которым является конституционный строй либо один из его элементов (территориальная целостность, порядок управления, экономическая мощь и т.д.).

На фоне усилий, предпринимаемых в мире в целях уточнения сущности и содержания понятия «терроризм», излишне говорить об актуальности решения этой проблемы в современных российских условиях, когда терроризм из академической дефиниции превратился в страшную повседневную реальность. Вероятно, Россия - одна из немногих стран (если не единственная), где сначала рождаются нормативные акты того или иного уровня, регламентирующие борьбу с чем-то (с терроризмом, фашизмом), определяются ответственные за проведение этой борьбы структуры, а уже затем уточняется содержательная сторона объекта этой борьбы. Неминуемые спутники такого подхода - поспешность, попытка решить проблему, исходя из сиюминутного, порой недостаточно полного и объективного анализа ситуации, стремление «подогнать результат под заказчика»[1].


2. РАЗВИТИЕ ТЕРРОРИЗМА

 

Все больше людей чувствуют неуверенность в своей безопасности. Все больше становится тех, кто не верит обещаниям политиков и руководителей спецслужб в самое ближайшее время раз и навсегда покончить с терроризмом. Не надеясь на государство, не видя ощутимых подвижек в борьбе с этим злом, люди пытаются укрыться в своих квартирах за металлическими дверьми и решетками, приобретают оружие и заводят злобных собак. Но и в собственных домах, как это было в Москве, Волгодонске, Буйнакске и Каспийске, их настигают преступники.

Терроризм не признает границ. В ХХI веке он настойчиво внедряется в международную сферу и стремится активно воздействовать на политические процессы, связанные с пересмотром границ, разделом сфер влияния и захватом власти. Стал практически повседневным орудием решения групповых, межнациональных, религиозных, экономических и других конфликтов в различных регионах мира. Террористические сообщества развиваются и приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем государства и международное право, умело пользуются громоздкой бюрократической системой внутригосударственных и межгосударственных согласований, боязнью отдельных руководителей принимать упреждающие решения.

Свой расцвет терроризм получил при нахождении у власти в Афганистане режима талибов. При них страна превратилась не только в пристанище для «отморозков» со всего мира, но и в основной центр по подготовке боевиков. Всего, по данным спецслужб США, там в 53 лагерях прошли подготовку около 400 тыс человек. Большая часть из них участвовала или до сих пор вовлечена в конфликты в России на Северном Кавказе, на Балканах, Ближнем Востоке, в зоне индо-пакистанского противостояния, на Филиппинах и в Индонезии.

Сегодня известны примерно 300 террористических организаций, действующих в десятках стран мира. Их число растет. Арсенал средств террора постоянно расширяется, приобретая все более изощренные и изуверские формы - захваты воздушных и морских судов, использование радиоактивных и отравляющих веществ, биологического оружия в местах массового скопления людей, диверсии на объектах особой важности, топливно-энергетических комплексах, транспортных коммуникациях.

Как правило, террористы действуют под флагом той или иной религиозной конфессии. Но религия только прикрытие. Крайняя опасность этого явления в том, что террористы стремятся извратить гуманистическое начало религии, посеять семена межрелигиозного противостояния и межнациональной розни. Именно на это террористы как раз и рассчитывают. Когда брат идет на брата, а сын на отца, легче манипулировать людскими массами, направлять разрушительную энергию толпы на своих противников.

Что делать в создавшейся ситуации? Простых решений нет и быть не может. То, что применимо в одной стране, может не сработать в другой[2].

3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. Об этой особенности свидетельствует и этимология данного понятия, происходящего от слова террор (от латинского terror - страх, ужас).

Однако для мирового сообщества проблема терроризма стала особенно актуальной в XX веке, когда применение устрашающего насилия стало одним из действенных и часто применяемых орудий борьбы между преступными и националистическими группировками, вооруженными формированиями, политическими партиями и даже государствами, а достижения науки и техники дали в руки террористов самые современные и эффективные средства реализации человеконенавистнических намерений. Терроризм проявляет себя на самых различных уровнях, начиная с широкомасштабных насильственных акций на международной арене и кончая спонтанными террористическими действиями отдельных одиночек. В этой ситуации остро встает вопрос об организации адекватного противодействия террористическим проявлениям[3].

Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально-политической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройства, отсутствует стабильность. К сожалению, ярким и убедительным примером данного утверждения является и нынешняя ситуация в Российской Федерации (как, впрочем, и во многих других регионах бывшего Советского Союза). Небывалый рост социальной напряженности, обострение политической борьбы, национализм и сепаратизм, разгул преступности - вот некоторые из детерминант политически мотивированного насилия в нашей стране, включающего и такую крайнюю его форму как терроризм. Страшная истина поражает сознание - на рубеже третьего тысячелетия население России привыкло к ставшим обыденными сообщениям об очередных заказных убийствах, к военным сводкам из Чечни со статистикой убитых и раненых, к перестрелкам на улицах и площадях российских городов. И, наконец, видимо, феномен исключительно нынешней российской действительности - сама представительная власть, призванная вести решительную борьбу с терроризмом, порождает его. Иллюстрацией чему является трагедия двухлетней давности, когда одна из ветвей власти - исполнительная для уничтожения двух других ветвей - законодательной и судебной - прибегла к чисто террористическим методам устрашающего воздействия на политического противника, не остановившись перед безусловно неадекватным применением танковых орудий в отношении обладавших депутатским иммунитетом лиц и практически безоружных мирных граждан. Любые потуги некоторых дипломированных юристов оправдать эти действия не способны преодолеть барьеров, заложенных в азах отечественного и международного права, в основных принципах демократии, выработанных человечеством.

Общеизвестно, что для эффективного управления любым явлением, будь то живая природа, технический процесс или общественно-политическая жизнь, необходимо хорошо изучить и знать это явление. Поэтому и для борьбы с таким опасным социальным злом, в которое сегодня превратился терроризм, следует владеть гносеологией этого явления, знать его движущие силы, субъекты, объекты, цели, методы и т.п.

Начнем с того, что попытка весь богатый ряд форм террористических проявлений вогнать в прокрустово ложе диспозиции одной статьи уголовного кодекса априори обречена на неуспех, так как террористические действия и акции зачастую исключительно уникальны по своим объектам, субъектам, целям, мотивации, движущим силам, исполнителям, формам и пр. Отсюда и несовершенство определения терроризма как "совершения в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий".

Приведенная формулировка, представляющаяся, на первый взгляд, универсальной, на самом деле дает возможность толковать ее одновременно и расширительно, и явно узко. Например, можно расценить как терроризм неправильную парковку автомобиля на тротуаре в целях нарушения общественной безопасности, когда людей вынуждают выходить на опасный участок автомагистрали. С другой стороны, разве не является действенной формой психологического терроризма распространение провокационных слухов о готовящихся погромах? Между тем, такое проявление терроризма не охвачено диспозицией статьи 2133. Таких примеров можно приводить десятки.

Узаконенная статьей 2133 Уголовного кодекса РСФСР формулировка терроризма несколько размывает и субъекта борьбы с эти противоправным проявлением, так как к таковому (то есть субъекту) могут быть отнесены и ФСБ, и МВД, и органы прокуратуры. На деле же имеет место современная иллюстрация старой поговорки: "У семи нянек дитя без глаза".

Не прибавляет оптимизма и то обстоятельство, что орган, ранее в полном объеме несший ответственность за искоренение любых проявлений политически мотивированного насилия (речь о бывшем КГБ CCCР), подвергается такому количеству перманентных реорганизаций, что вряд ли способен сегодня осуществлять действенную борьбу с этим злом современности. Бездумное маневрирование следственными и специальными оперативно-боевыми подразделениями органов безопасности с передачей их в другие структуры с последующим возвращением возводит в ранг самообличения попытки отдельных высокопоставленных представителей властных структур обвинить ФСБ в неэффективности антитеррористической деятельности.

При рассмотрении проблем, стоящих на пути организации действенного предупреждения и пресечения терроризма в России, нельзя обойти молчанием и факт утраты государством и обществом эффективного в прошлом института профилактики преступлений, в том числе политически мотивированных. Организация широкого фронта борьбы с любыми допреступными проявлениями, имеющими потенциальную перспективу перерастания в противоправные, разоблачение и компрометация перед широкой общественностью самой идеологии терроризма, выявление и локализация опасных криминогенных тенденций на самом раннем этапе формирования преступного умысла и криминальной целеустановки - вот сущность профилактики политически мотивированного насилия, которая может и должна явиться действенным рычагом предупреждения терроризма в нашем обществе.

Не идеализируя опыта прежних десятилетий в деле реализации государством, правоохранительными органами и спецслужбами бывшего СССР профилактической функции в сфере борьбы с преступлениями, автор не может согласиться с распространяемым некоторыми средствами массовой информации деформированным представлением профилактики как "борьбы с инакомыслием", "промыванием мозгов", которое сложилось у них, видимо, после знакомства с профилактической практикой бывших пятых подразделений Комитета госбезопасности.

Институт раннего предупреждения преступлений должен быть реанимирован и взят на вооружение нынешними органами безопасности и правоохраны. Особенно важна эта функция в сфере борьбы с терроризмом. Ведь негативные политические, экономические, моральные и иные последствия каждой реализованной террористической акции настолько велики, что не вызывает сомнения положение о том, что подобные проявления необходимо предупреждать на самых ранних этапах их назревания.

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема международного характера в рамках Российской Федерации является общенациональной. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и слецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна общегосударственная стратегия борьбы с терроризмом. Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Таким образом, для эффективного противодействия терроризму в России необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. Нужны также взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной для нашей страны проблемы. Указами ее не решить.

Президент России Владимир Путин подписал ранее принятый Федеральным Собранием закон об увеличении расходов в госбюджете на 2003 год на борьбу с терроризмом на 500 млн рублей.

Как сообщили источники в силовых структурах, планируется, что 300 млн рублей будет затрачено на материальное и техническое переоснащение спецслужб, а 200 млн - на строительство жилья и решение других социальных проблем сотрудников спецведомств.

В 2003 году президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Указом создается «Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Штаб будет осуществлять руководство Объединенной группировкой войск. Указ вступил в силу со дня его подписания.

Главой штаба назначен директор ФСБ Николай Патрушев. В остальном, как разъясняет Сергей Ястржембский, операцией будут продолжать руководить представители «тех министерств и ведомств, которые входили в объединенный штаб во главе с министром обороны Игорем Сергеевым».

Впрочем, уже сейчас предполагается создать при «большом» штабе региональный оперативный штаб, который и будет координировать направленные против боевиков операции спецслужб и армии, или, по формулировке Сергея Ястржембского, заниматься «руководством спецсилами и спецсредствами».

Региональный, «малый» штаб возглавит заместитель директора ФСБ, кроме того, в этот штаб войдут руководители субъектов Федерации, входящих в Южный Федеральный округ.

В борьбе терроризмом прежде всего необходимо прекратить вести политику двойных стандартов. К сожалению, несмотря на заверения об объединении усилий после печальных событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, 2002 г. в Москве и на острове Бали, лицемерие продолжается. Спецслужбам некоторых стран Ближнего Востока прекрасно известно местонахождение Мовлади Удугова, однако дальше деклараций они идти не собираются. Неплохо чувствует себя Зелимхан Яндарбиев, о котором проявляют нежную заботу в том числе спецслужбы некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Весной этого года неподалеку от Сараево буквально под носом у Сил стабилизации (SFOR) и при явном попустительстве спецслужб НАТО беспрепятственно провели встречу 150 руководителей международных террористических организаций, приехавших из 50 стран. Среди них представители «Аль-Каиды», палестинского «Исламского джихада», «Хамаса», «Хезболлах», «Братьев мусульман», «Активной исламской молодежи». Кстати, сбор завершился объявлением священной войны против «европейской расы». Подобных примеров можно привести немало.

Успешная борьба с международным терроризмом и деятельностью организованной преступности не возможна без объединения усилий всего мирового сообщества. Уже давно назрела необходимость создания под эгидой ООН, а не какой-то одной страны, единой системы борьбы с терроризмом. Пока же дальше разговоров и деклараций о намерениях дело не идет.

Необходимо ужесточить контроль за оборотом оружия, взрывчатых веществ, средств, используемых для совершения диверсий и террора. Действия мирового сообщества здесь также должны быть согласованными. Точно так же они должны быть согласованными в блокировании активов и счетов банков, организаций и частных лиц, вне зависимости от их географического положения, государственной и национальной принадлежности, подозреваемых в финансировании террористических организаций, оказании им помощи в отмывании денег, заработанных преступным путем, оплате услуг наемников[4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение представленной работы, хотелось бы отметить возможный методы борьбы с терроризмом на современном этапе.

Необходимо, во-первых, ужесточить наказание за участие в террористической деятельности вплоть до смертной казни. Причем, равную ответственность должны нести как заказчики террористического акта, так и исполнители, включая пособников. На данный момент проблема зашла так далеко, что одной терапией болезнь уже не вылечить. Без хирургического вмешательства не обойтись.

Во-вторых, пора государству прекратить непрерывные псевдореформы спецслужб. Пока все реформы и реорганизации приводят к тому, что со службы уходят самые подготовленные сотрудники. Кроме того, следует уделить внимание тем, кто защищает безопасность государства. Решить накопившиеся социальные проблемы сотрудников спецслужб. Сложность решаемых ими задач в борьбе с преступностью и риск, которому ежедневно подвергаются они и члены их семей, не соответствует условиям жизни и уровню денежного содержания.

И последнее. Нужны действенные формы контроля над исполнительной властью. Например, предусмотреть в Конституции России механизмы парламентских слушаний и расследований. Этого, к сожалению, пока нет.

Главное, что для всего этого необходимо - политическое решение главы государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.     Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма».

2.     Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (действующая редакция). Ст. ст. 205 - 207, 277, 360.

3.     Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями и дополнениями от 7 августа 2000 г.).

4.     Грачев М.Н. Прикладная политология. // Авторские программы учебных курсов по политологии. / Под общ. ред. проф. Ю.В. Ирхина. М.: МАКС Пресс, 2001.

5.     Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997.




[1] Грачев М.Н. Прикладная политология. // Авторские программы учебных курсов по политологии. / Под общ. ред. проф. Ю.В. Ирхина. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 155-159.


[2] Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. С. 88-90.

[3] Грачев М.Н. Прикладная политология. // Авторские программы учебных курсов по политологии. / Под общ. ред. проф. Ю.В. Ирхина. М.: МАКС Пресс, 2001.


[4] Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. С. 120-122.