Содержание
Введение. 3
I. Анализ этики социальной работы в российской и зарубежной литературе. 5
1.1. Теоретико-методологические проблемы этики социальной работы. 5
1.2 Анализ проблемы этики социальной работы в России. 12
II. Теоретический анализ. 20
2.1 Этические принципы общения социального работника. 20
2.2 Принципы, на которых стоится социальная работа. 24
2.2.1 Принципы этики социальной работы.. 26
2.2.2 Ценности социальной работы.. 27
2.2.3 Этический кодекс Ассоциации социальных работников. 27
III Практическая часть. 29
3.1. Дети-инвалиды как объект социальной работы.. 29
3.1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами. 34
3.2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида. 34
3.3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов. 37
3.4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения. 39
Заключение. 40
Список литературы.. 42
Введение
Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно.
Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность.
Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены.
Но ведь кто-то должен помочь этим людям.
Данная тема актуальна тем, что социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:
§ снижение уровня жизни;
§ безработица;
§ вынужденная миграция населения;
§ профессиональное нищенство;
§ криминогенная обстановка;
§ падение уровня рождаемости;
§ распад института семьи и брака.
Проблема состоит в том, что во многих случаях при наличии профессиональных качеств, но при отсутствии этических норм социальных работников эффективность помощи нуждающимся снижается.
Объект исследования: система социальной работы.
Предметом данной работы является этика социальной работы.
Гипотеза: эффективность социальной работы обусловлена уровнем профессиональной подготовки и этическими нормами специалистов по социальной работе
Цель: выявить теоретико-методологические основы этической составляющей социальной работы.
Задачи:
1. сделать обзор российской и зарубежной литературы;
2. выделить теоретико-методологические положения, регулирующие этическую сторону социальной работы;
3. проиллюстрировать применение теоретико-методологических аспектов на примере оказания помощи детям-инвалидам.
I. Анализ этики социальной работы в российской и
зарубежной литературе
1.1. Теоретико-методологические проблемы этики социальной работы.
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Этика социальной работы является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере социального труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также этикой социальной работы изучается характер нравственной деятельности социального работника и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы этикета социальной работы, представляющего собой совокупность выработанных специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей.
Перед этикой социальной работы стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей социального работника, разработка специфики нравственных аспектов социальной работы, выявление предъявляемых требований к нравственному облику социального работника и т.д.
Практическая деятельность социального работника не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями практики, поэтому одна из важных задач этика социальной работы – в изучении состоянии нравственного сознания социального работника. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию социального работника, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования этики социальной работы: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.
Среди задач курса этики социальной работы – поднять уровень морально-нравственной подготовки социального работника и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в рабочем процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение этики социальной работы даёт материал, необходимый для анализа социальной работы как процесса нравственных отношений между его участниками.
Этика социальной работы рассматривает сущность основных категорий морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К социальной работе применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют этику социальной работы в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный долг, справедливость, честь.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности социального работника, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество социального работника и оценка мер его воздействия на людей. Специфика справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у социального работника и нуждающихся в их помощи на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от социального работника в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой.
В зарубежной литературе широко употребляется термин «профессиональный долг»[1]. Профессиональный долг – одна из важнейших категорий этики социальной работы. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности социального работника, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с обществом, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии и обществу в целом. Основой профессионального долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге социального работника запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к людям, умение разрешать сложные коллизии. В российской же практики социальной работы уклон делается на термин как «профессиональная честь». Профессиональная честь в социальной работе – это понятие, выражающее не только осознание социальным работником своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств[2]. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии социального работника выделяется отчётливо. Если социальным работником в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу социального работника, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь социального работника – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Оба термина являются категориями социальной этики, но несут в себе различный смысл, а соответственно, разные отношения социальных работников перед обществом.
Мораль в социальной работе представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение социального работника, система требований морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.
Мораль в социальной работе – это система нравственных требований, предъявляемых к социальному работнику в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу. Она выступает одним из регуляторов поведения социального работника в социальной работе. Система требований морали в социальной работе является выражением профессионального долга социального работника, его нравственных обязанностей перед обществом и перед своим призванием.
Общая норма морали в социальной работе является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении социального работника к социальной работе, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-этическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения социального работника и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды социального работника характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания социального работника является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов социального работника является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в социальной работе.
Этика социальной работы рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения социального работника, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной этики социальной работы отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной этике нравственные чувства социального работника рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства социального работника можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение социального работника к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение социального работника к себе как представителю профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам социальной работы.
На практике часто сталкиваются с таким понятием как дискриминация. Дискриминация может выражаться в негативном восприятии членов определенных групп и в существующих против них предрассудках (гендерных, национальных, расовых и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия[3]. "Слово дискриминация обозначает то, когда мы отказываем отдельным людям или целым группам людей в уважении наравне с другими людьми (Allport,1954). Предрассудки связаны с проявлением антипатии, основанной на ложных и ригидных обобщающих суждениях. Они могут ощущаться или проявляться в поведении. Они могут быть связаны с группой в целом или с отдельным человеком, поскольку он является членом этой группы (Allport,1954)"[4]. Очевидно, что специалист, работающий с той или иной группой, должен строить свою работу, избегая стереотипов и предрассудков, основываясь на объективных данных. Согласно этическому кодексу социальной работы, социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, убеждений, сексуальной ориентации, психических или физических недостатков, чтобы расширить личностные возможности всех людей, с особым вниманием относясь к тем, кто испытывает трудности и проблемы. Общие требования руководства по этике профессиональной деятельности Института консультирования в этой связи предписывают социальный работнику "иметь разумное уважение/эмпатию относительно системы ценностей клиента и его ожиданий; не позволять таким факторам, как пол клиента, его сексуальная ориентация, неправоспособность, религиозные убеждения, раса, этническая принадлежность, возраст, происхождение, политические взгляды, социальное положение и т.п. - влиять на предоставление и качество предлагаемых услуг; одновременно уметь проявлять соответствующее уважение к требованиям общественной морали, социальных обычаев и культурных норм; способствовать росту самостоятельности клиента"[5].
Принципы нондискриминации предполагают конструктивное взаимодействие клиента и социального работника, активизацию возможностей и ресурсов. При этом очевидно, что личность социального работника является важной составляющей процесса консультирования. Как отмечает Кочюнас Р., "каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей социального работника определяет исходные предпосылки консультирования" [6]. По мнению G. Corey (1986), социальный работник должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам; важнейшие сферы, в которых важна позиция социального работника, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики [7].
1.2 Анализ проблемы этики социальной работы в России
В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются:
§ либерализация цен;
§ сокращение бюджетного дефицита;
§ снижение дотаций убыточным предприятиям;
§ введение прогрессивных налогов;
§ сокращение военных расходов.
«В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых – до 69%, детских дошкольных учреждений – до 76%, общеобразовательных школ – до 80%»[6].
Стихийные процессы и процессы, связанные с попытками стабилизировать социально-экономическую ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка. К ним относились дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991 г. президентским указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
Для формирования финансовых источников предполагалось создать Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, которые бы образовывались за «счет средств остатков продукции и товаров, части доходов от приватизации, а также от деятельности предприятий, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, иностранных юридических и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений…»[7].
Правительству Российской Федерации предложено определить порядок адресного направления гуманитарной помощи, а Министерству социальной защиты населения (ныне Министерство труда и социального развития) определить размеры бюджетных и внебюджетных средств в Республиканский и территориальные фонды.
В начале 1992 г. происходит переориентация в поступлении финансовых средств в Республиканский и территориальные фонды. Согласно решению Правительства России, они должны формироваться за счет денежных средств КПСС и Коммунистической партии РСФСР. Другую часть средств данного фонда составляют отчисления правительств республик, входящих в состав РФ, органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые должны направлять средства от дооценки товаров и продукции (25%) и от приватизации государственного и муниципального имущества (10%). Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.
В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.
В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.
В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций предлагалась определенная программа по содействию занятости. Среди важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.
Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности). Тем самым можно отметить, что трудовая реабилитация инвалидов в этот период носит характер вынужденных мер, используемых правительством России ранее, в 20-30-х годах.
В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства – совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она включала в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы – «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.
В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре – «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в субъектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.
Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности. Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой.
С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.
Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись:
§ материальная помощь;
§ помощь на дому;
§ обслуживание в условиях стационара;
§ предоставление временного приюта;
§ организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
§ консультативная помощь;
§ социальный патронаж;
§ социальная реабилитация и адаптация нуждающихся;
§ социальная помощь.
«Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой заложены в России еще в начале ХХ в.»[8].
Изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами. В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов. С начала 1993 г. разворачивается организационная работа по созданию большой сети социальных служб. Ели в 1993 г. был 321 центр социального обслуживания, то к 1997 г. планировалось создать уже 1200 учреждений.
«Продолжающийся экономический кризис, необходимость выплаты долгов МВФ, другие проблемы вынудили Правительство в бюджете на 1999 г. сократить ассигнования на социальные нужды. Политический кризис привел к тому, что с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. падение реальных доходов граждан составило 28%, заработной платы – 40%»[9]. В сложившейся обстановке пострадали прежде всего наименее защищенные слои населения – инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры. Правительство принимает меры по оказанию им помощи, ликвидации задолженностей по пенсиям и заработной плате, выводу страны из кризиса.
II. Теоретический анализ
2.1 Этические принципы общения социального работника
Как же должно строиться общение социального работника с клиентом? Для того, чтобы осмыслить процесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.
Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.
Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.
Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.
Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.
Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР. К главным его положениям относятся:
— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
— служить своей профессией на благо окружающим.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:
§ Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
§ Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.
§ Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
§ Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.
§ Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
§ Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления, при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования.
§ Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
§ Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.
§ Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:
§ Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.
§ Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.
§ Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.
§ Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.
§ Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой.
§ Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.
§ Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.
§ Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения".
§ Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:
— уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
— информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
— получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;
— в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.
Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет.
Если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера и репутации этого коллеги.
Социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.
Этическая ответственность перед профессией.
Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.
Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.
Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.
Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.
Социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения новыми знаниями, новым опытом.
Приведенные выше этические стандарты не являются единственными и всеобъемлющими, но они могут оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям, стремление сделать общество более процветающим и совершенным.
2.2 Принципы, на которых стоится социальная работа
Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению. Русский философ Н.Бердяев говорил о российском менталитете как о содержащем жалостливый гуманизм в отличие от западного рационализма. Вместе с тем, совершенно очевидна невозможность оказания помощи людям, основанной исключительно на традициях жалости. Конкретный гуманизм включает профилактику риска (наркомании, преступности, суицида, голода, обнищания), культурное и профессиональное развитие граждан, защиту прав, организацию детского воспитания, уважение к другой культуре. Чем более развито правовое общество, тем гарантированней социальная защита и успех социальной работы. «Привычная позиция ответственности человека перед обществом предполагает и ответственность самого общества перед человеком»[10].
Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального. Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации. Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать своё мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.
Принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к соц. работнику. Только на этих основаниях соц.работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию. При этом интересы клиента соц.работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.
Принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности. Принцип модальности предполагает гибкий подход с учётом конкретного региона, специфики личности клиента, его пола, возраста, характера, культуры, традиций, религий. Принцип перманентности означает требование непрерывности в соц.работе, недопустимости прекращения коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий, разработки индивидуальных программ, действующих на протяжении жизненного пути клиента. Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией «не навреди», сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии. Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении их квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.
Принцип посредничества связан с работой в комплексе, системе, команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, взаимопроникновением соц.работы и других дисциплин.
2.2.1 Принципы этики социальной работы
Социальная работа как инструмент помощи нуждающимся строится на следующих принципах этики:
- Каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности соц.работник руководствуется принципом социальной справедливости; соц.работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;
- соц.работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам и их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; соц.работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней;
- соц.работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; соц.работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;
- соц.работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; соц.работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей;
- соц.работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.
2.2.2 Ценности социальной работы
1.Людям необходимо иметь доступ к ресурсам, которые нужны, чтобы преодолевать жизненные испытания и трудности, кроме того, у людей должны быть возможности для реализации своего потенциала в течение всей жизни.
2.Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракции) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности.
3.Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакции) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению.
4.За реализацию вышеуказанных ценностей должны отвечать как отдельные граждане, так и всё общество. Общество должно предоставлять условия и возможности для участия граждан в демократических процессах. Граждане должны соблюдать свою ответственность перед обществом, участвуя в демократических процессах.
2.2.3 Этический кодекс Ассоциации социальных работников
«На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г.) был принят профессионально- этический кодекс соц.работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания»[11].
Принцип моральной ответственности перед клиентом:
работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;
интересы клиентов являются приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;
работники соц.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
Принцип моральной ответственности перед обществом:
деятельность работников соц.служб должна способствовать росту благосостояния общества;
работники соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.
Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:
работники соц.служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;
работник соц.службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.
III Практическая часть
3.1. Дети-инвалиды как объект социальной работы
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН , 1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. «В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности»[12]. При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».
Однако, хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями». Избегают так же употреблять следующие наименования: слепой, глухой, заика, - заменяя их такими словосочетаниями как «человек с ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует так же использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями». В российской дефектологии так же делаются попытки дать более адекватные определения некоторых дефектологических терминов с учетом современных требований.
Определение инвалидности детям до 16 лет производит Медико-реабилитационная экспертная комиссия в соответствии с разделом «Определение инвалидности детям» Инструкции по определению инвалидности (1993 год). В соответствии с законодательством с 1.08.1999г. в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья. Их четыре (степени):
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого).
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний.
«В рамках программы «Выход» осуществляемой Центром реабилитации молодых инвалидов, в малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? “. В ходе дебатов были выделены следующие проблемы / барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком – инвалидом и сам ребенок в нашей стране:
- социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов;
- при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;
- ведется слабая профессиональная подготовка таких детей;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
- сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный” и т.п.);
- отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики»[13].
Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка – инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя».
Такое отношение к детям с ограниченными возможностями свойственно не только нашему обществу. Однако, за рубежом делается все возможное для решения этой проблемы. Для этого разработаны программы «Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении» (ООН) и «Инклюжен» (США). Но одно дело - на бумаге, а другое - в жизни. И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия и признания их прав, достоинства и полезности обществу.
Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей – инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
2.Особенности социальной работы с детьми-инвалидами
Для выявления проблем и особенностей социальной работы с детьми с ограниченными возможностями нами было опрошено 30 респондентов: работники и волонтеры различных общественных организаций г. Новосибирска, занимающихся оказанием помощи детям-инвалидам. При опросе были использованы следующие блоки вопросов:
1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами.
2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида.
3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов.
4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения.
Среди респондентов основную группу составили женщины 18-45 лет (около 82%) . Большинство из них (около 50%) с педагогическим образованием, психологи и социальные работники составляют 16% .
3.1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами.
В результате исследования нами были выявлены следующие причины, побудившие респондентов заняться оказанием помощи детям-инвалидам:
1. Возможность и желание помогать этой категории населения, сострадания (около 33 %) .
2. В связи с переживанием рождения ребенка с особенностями развития или приобретением им инвалидности (около 20 %).
3. Возможность применить свои знания и умения на практике (около 20 %) .
4. Необходимость и интересность работы (около 13%) .
5. По приглашению администрации организации (около 13%) ,
Однако, это лишь причины, приводящие людей в организации. Сострадание, милосердие, желание помочь одной из самых незащищенных категорий населения заставляют их остаться и, несмотря на проблемы и сложности, оказывать помощь детям-инвалидам и их семьям.
3.2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида
В результате анализа анкет нами были выделены следующие основные функции социального работника:
· - организаторская (30 %),
· - информативная (в том числе и в отношении прав и льгот ребенка и его семьи) (18 %),
· посредническая (10 %),
· осуществление психолого-педагогической и социально-бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи (21%),
· диагностика и коррекция «особенностей» ребенка (20%).
Таким образом, можно говорить о многофункциональности социальных работников, что, в свою очередь, требует от них комплекса разнообразных знаний, умений и навыков.
Среди основных, респондентами были выделены следующие знания:
· психолого-педагогические (в том числе, и в области специальной педагогики (27%),
· медицинские (около 44%),
· знания в области дефектологии (20%),
· знания в области законодательства (10%).
Основные умения, выделенные респондентами:
· тонко чувствовать внутренний мир ребенка и быстро реагировать на его внутренние и внешние изменения (35%),
· эмпатия (умение сопереживать ) (25%).
· работать в команде (25%),
· гибкий подход к решению проблем (15%).
В результате проведенного анкетирования были выявлены следующие навыки, необходимые при оказании помощи детям – инвалидам:
- организаторские (30 %),
- коммуникативные (25%),
- работы с детьми (30 %),
- оказания первой медицинской помощи (15 %).
Кроме профессионадльных качеств работники выделили ряд личностно - нравственных, необходимых для работы с этой категорией детей:
· отзывчивость,
· терпеливость,
· милосердие,
· самообладание,
· мудрость,
· дисциплинированность,
· стрессоустойчивость
· и, что интересно, чувство юмора (возможно, оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса).
Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностно - нравственных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.
Что касается работы с семьей такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям:
1. Психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги) (54 %).
2. Информирование в области законодательства, методической литературы и т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) (26 %).
3. Материально-бытовая помощь (20 %).
Нами также были получены следующие сведения о теоретических подходах, как основные были выделены:
- гуманистические (38 %);
- командный подход (12 %);
- психологические теории (11%);
- концепция «самопомощи» (11 %);
- интегративный (8 %);
- эклектический (5 %);
- подход к ребенку-инвалиду как к равному (уважение личности ребенка) (15 %).
То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако, хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности при ответе на этот вопрос.
Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в работе с данной категорией детей. Среди основных респондентами были отмечены:
- игровые (игротерапия) (33 %);
- арттерапия (28 %);
- метод интерактивной работы, взаимодействие (15 %);
- беседа (12 %);
- наблюдение (4 %);
- клоунотерапия (4 %);
- трудотерапия (4 %).
Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка.
3.3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов.
Особое место занимают психологические трудности, которые, как показало исследование, испытывают около 60% респондентов. Среди них выделяются и непонимание со стороны собственной семьи, и трудности в общении с этой категорией детей и неприятие отдельными родителями детей инвалидов (особенно папами) или негативное отношение к работникам организации.
Анализ ответов показал, что наличие или отсутствие таких проблем во многом зависит от заболевания ребенка, личностных качеств работника, а также, от длительности срока работы с этой категорией детей.
Особое внимание стоит уделить проблеме “сгорания специалиста”, наличие которой признают все специалисты. Надо сказать, что некоторые волонтеры отрицают наличие этой проблемы, что, возможно, связано с кратковременностью работы с этой категорией детей. Нами было также выявлено, что лишь 16,6% респондентов получают помощь специалистов для решения этой проблемы, но и они считают, что помощь недостаточна. Хотелось бы отметить некоторые интересные предложения по преодолению этой ситуации. Итак, респондентами было предложено:
1. Самовнушение (постоянно убеждать себя в нужности и полезности своего дела).
2. Обращение к методам релаксации и т.п.
3. Метод “абсолютного переключения” (при возникновении стрессовой ситуации “резко переключиться”, отвлечься на другой резко противоположный вид деятельности).
4. Раннее выявление симптомов “сгорания” и индивидуальный подход при снятии проблемы.
5. Групповая и индивидуальная терапия, тренинги.
6. Проведение кругловых столов.
7. Организация сети служб для решения этой проблемы.
Таким образом можно говорить об остроте этой проблемы в нашей стране, необходимости создания службы для оказания помощи специалистам при возможном использовании их предложений.
3.4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения.
- В ходе исследования нами была также выявлена проблема повышения квалификации. Как оказалось, в нашей стране не существует системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами.
При изучении предложений относительно своей работы в будущем нами были выявлены следующие пожелания:
- видеть свою работу углубленной в профессиональном плане (12 %);
- работать в системе (т. е. работа должна быть более организованной) (4%);
- достаточное материальное обеспечение (10 %);
- научная обоснованность подходов к работе (6 %);
- активное участие государственных структур в системе оказания помощи детям-инвалидам и их семьям (10 %);
- видеть свою работу полезной и интересной (58 %).
Таким образом, можно говорить о несовершенстве государственной социальной политики в отношении оказания помощи этой категории населения, плохой материальной обеспеченности, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности социальной работы с детьми-инвалидами. Также можно сказать о большом количестве людей, работающих в данной сфере не из-за возможности карьерного роста, а помощи нуждающимся.
Заключение
Социальная работа — это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной ситуации.
Существует определенная этика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методам работы с человеком. Социальный работник обязан следить за такими «деталями», как тон в разговоре, уметь владеть собой в напряженных ситуациях, уважать мнение собеседника и т.д.
Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы.
Нами были также проведены исследования этики социальной работы, в частности выявление проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.
В результате исследования нами было выявлено следующее:
1. В сфере оказания социальной помощи преимущественно работают женщины, что является особенностью социальной работы в нашей стране. И так как социальная работа появилась относительно недавно у нас, то это, в основном, люди с педагогическим образованием.
2. Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью работы. Это свидетельствует о необходимости функционирования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, которая в нашей стране организована недостаточно.
3. Теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-инвалидам и их семьям и методы работы с ними, в основном, соответствуют мировым стандартам, так как являются адаптированным зарубежным опытом.
4. Выявленные в ходе исследования проблемы указывают на несовершенство законодательной базы и социальной политики в области социальной работы с детьми с особенностями психофизического развития.
5. Особую проблему составляет отсутствие служб по оказанию психолого-педагогической помощи работникам организации, опрошенных нами.
Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась
Список литературы
1. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. – 1992. - №6. – 94с.
2. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. – М.: ИНФРА - М, 1999.- 294с.
3. Антология социальной работы. – В 5 тт. – Социальная политика и законодательство в социальной работе/Сост. М.В. Фирсов. – М.: Знания, 1995.- 354с.
4. Антология социальной работы. – М.: Логос, 1995.- 321с.
5. Бадя Л.В. Благотворительность и нищенство в России: Краткий исторический очерк. – М.: Дело, 1993. – 279с.
6. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М.: Бюро, 1994. – 346с.
7. Готье Ю.В. История областного управления от Петра I до Екатерины II. – М.: ИНФРА - М, 1999. – 278с.
8. Григорьев В.А. Реформы местного управления при Екатерине II. – М.:Эпоха, 2000. – 254с.
9. Гуслякова Л.Г. Теория и методология социальной работы. – М.: Книга, 1994.
10. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. – М.: ИНФРА - М , 1999. – 258с.
11. Дегтярев Л.Д. Социальная политика в трансформирующихся экономиках//Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №6. – 97с.
12. Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 гг. – М.: Жизнъ, 1997. – 342с.
13. Забылин М.С. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – СПб., 1994. –239с.
14. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. – М.: Дело, 1997. – 296с.
15. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. – М.: Знания, 1995. – 308с.
16. Материалы по истории социальной работы в России. Учебное пособие для вузов/Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, 1996.- 289с.
17. Нищеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993.- 245с.
18. Основы социальной работы. Учебник/Под ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.- 302с.
19. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 - № 1. – 84с.
20. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы международной научно-практической конференции 16-18 февраля 1993 г. – М.: ГАСБУ, 1994. – 311с.
21. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М.: Юнити, 1994.- 327с.
22. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленка. – М.: ГАСБУ, 1995. – 265с.
23. Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: МГСУ, 1994. – 401с.
24. Теория и методика социальной работы. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Дело, 1994. – 231с.
25. Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994. – 256с.
26. Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. / Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь: Книга, 1994.-267с.
27. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. - Т. 1,2. – Москва: Тула, 1993. – 341с.
28. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. – М.: Логос, 1994. – 233с.
29. Социальная политика переходного периода/Общественные науки и современность. – 1994. - № 6. – 34с.
30. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ). – М: РАН, 1992.- 289с.
31. Социальные ориентиры изменяющегося общества/Сб. статей РАН. – М.: Знание, 1993. – 256с.
32. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999. – 278с.
33. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210с.
34. Спицкая А.В. Социальная история и социальная работа как общественная практика//Теория и методология социальной работы. – М., 1994. – 256с.
35. Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. – М., 1994.- 304с.
36. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 1994. – 234с.
37. Теория социальной работы. – М.: Союз, 1998. – 245с.
38. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России. – Т. 1-3. – М.: Логос, 1994-1995.- 298с.
39. Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. – М.: Знания, 1998.- 267с.
40. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы//Социальная работа. – 1992. – 245с.
41. Профессионально-этический кодекс социального работника России, принятый Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г//www.neuro.net.ru/
[1] Дегтярев Л.Д. Социальная политика в трансформирующихся экономиках//Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №6. – 37с.
[2] Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. – М.: ИНФРА - М , 1999. – .с 125.
[3] Основы социальной работы. Учебник/Под ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.- с 101
[4] Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М.: Юнити, 1994.- с 104.
[5] Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, Феникс,1999. – с 99.
[6] Дегтярев Л. Социальная политика в трансформирующихся экономиках//Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №6. – С 12-13.
[7] Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 - № 1. – С17.
[8] Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. – 1992. - №6.- С 23-25.
[9] Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Инициатива, 1999.- С 141.
[10] Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. – М.: Знания, 1994. - 34
[11] Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. / Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь: Книга, 1994.- С 31.
[12] Социальные ориентиры изменяющегося общества/Сб. статей РАН. – М.: Знание, 1993.- С134.
[13] Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – С67.