Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра Финансов, бюджета и страхования
Курсовая работа
Дисциплина Финансы
Тема №22
Название темы «Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Москва, 2009г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации.. 6
1.1. Причины создания Пенсионного фонда Российской Федерации и основные этапы его развития. 6
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации. 8
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации. 10
2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской федерации.. 13
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 13
2.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации. 17
2.3. Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год. 24
3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской федерации.. 33
3.1. Тенденции развития Пенсионного фонда Российской Федерации. 33
3.2. Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации. 37
Заключение. 42
Список литературы.. 44
ВВЕДЕНИЕ
Среди стратегических задач развития российского государства на современном этапе, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет, особо выделены социально значимые цели – повышение уровня жизни граждан страны и значительный рост их благосостояния.
Важную роль в решении указанных задач играет эффективно работающая система социальной защиты населения, опирающаяся на долгосрочную финансовую обеспеченность и устойчивость каждого вида обязательного социального страхования (в том числе пенсионного) на основе автономности финансовой системы обязательного социального страхования.
Современная рыночная экономика предполагает создание адекватной системы социальной защиты населения. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых общественных фондах потребления и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В соответствии с Законом РСФСР от 10.10.1991 №1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:
· усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;
· передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
· создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
· снять нагрузку с центрального, бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.
Внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов рассматривается только Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 2002 года в Российской Федерации запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в стране экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
В этой связи актуальна оценка деятельности ПФР и по направлению проводимой пенсионной реформы, и по направлению обеспечения выплат пенсий и ежемесячных пособий как одного из инструментов государственного регулирования в финансировании социальной сферы.
Целью данной курсовой работы является изучение деятельности ПФР в соответствии с проводимой пенсионной реформой, выявление проблем при накоплении и расходовании денежных средств, пути их решения и оценка его значения в финансировании социальной сферы страны. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
· показать причины создания ПФР и основные этапы его развития;
· охарактеризовать систему организации ПФР;
· раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами ПФР;
· рассмотреть источники формирования бюджета ПФР и выявить основные направления использования его финансов;
· провести анализ показателей пенсионного обеспечения, выявить основные проблемы;
· определить и обосновать направления по совершенствованию пенсионной системы и совершенствованию деятельности ПФР.
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды специалистов в области пенсионного обеспечения, а также нормативно правовые акты Российской Федерации. Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвященные данной теме. В ходе работы использовался анализ статистических данных и научных публикаций.
При написании работы была изучена деятельность ПФР за период с 2002 года по плановый период 2009 года.
1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации
1.1. Причины создания Пенсионного фонда Российской Федерации и основные этапы его развития.
Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в Российской Федерации связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения.
К необходимости пенсионной реформы подводило одновременное действие различных причин - демографических и институциональных факторов, действовавших в течение нескольких десятилетий, и специфических экономических, социальных и политических факторов постреформенной России. В этот период боролись две политические тенденции: попытка сохранить, хотя и в модернизированном виде, распределительную пенсионную систему и сделать более радикальные шаги в пользу создания принципиальной иной пенсионной системы накопительного типа. Решающим фактором, заставившим правительство пойти на реформу, стали не объективные долгосрочные факторы, а кризисное финансовое состояние пенсионной сферы.
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.
Указанным постановлением был определен статус ПФР как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР, а также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность ПФР.
Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).
В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Фонд является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности, в случае потери кормильца и в ряде других случаев. Как социальный институт ПФР представляет собой самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение, обладающее специальной правоспособностью и публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. В современной системе обязательного пенсионного страхования он выполняет функции страховщика.
Правовой основой ныне действующей в стране пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным Законом. Средства Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Средства Пенсионного фонда и сам фонд находится в собственности государства, но являются автономными. Государство несет субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. Деятельность фонда регулируется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
В основные задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации входят:
· целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
· организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
· капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
· межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:
· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
· назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;
· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
· взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
· выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
· реализацию программы государственного софинансирования пенсии.
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Правление ПФР утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 09.10.2000. №118 «О создании управлений ПФР в федеральных округах» созданы управления Пенсионного фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе.
Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:
· координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
· взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
· координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
· взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.
Исполнительной дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально – государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.
2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской федерации
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующие особенности.
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется фондом на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций – на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Доходы бюджета фонда формируются за счет следующих источников:
· сумм единого социального налога, поступающих из федерального бюджета, и субвенций из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда – в объеме, ежегодно установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете»;
· страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, – по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации;
· страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Фонда на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии;
· сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, иных пособий, доплат и денежных выплат отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации - в объеме, ежегодно установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете»;
· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств;
· прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
· выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;
· реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;
· доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
· направление средств материнского (семейного) капитала на погашение ипотечных кредитов;
· реализацию программы государственного софинансирования пенсии;
· перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (включая содержание его центральных и территориальных органов);
· иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:
· на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
· на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.
Порядок использования временных свободных средств, размер резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
2.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т. е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев. В связи с этим актуальна проблема изучения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации.
Финансовую устойчивость пенсионного фонда как фонда денежных средств можно определить как постоянное соответствие текущих доходов и резервов, формируемых за счет страховых взносов, бюджетных средств и прочих поступлений, расходам по выплате пенсий, определенным величиной и структурой долгосрочного социального риска. Таким образом, проблема обеспечения финансовой устойчивости может рассматриваться как возникновение дефицита средств в определенный период времени.
Рассмотрим основные характеристики, особенности формирования и динамику бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации с 2002 года по плановый период 2009 года.
Таблица 1
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый период 2009 года.
Год |
Доходы, млн. рублей |
Темп прироста доходов, % |
Расходы, млн. рублей |
Темп роста расходов, % |
2002 |
815 476,1 |
100,0% |
789 621,1 |
100,0% |
2003 |
843 140,8 |
103,4% |
804 076,4 |
101,8% |
20041) |
1 000 316,6 |
122,7% |
946 640,2 |
119,9% |
2005 |
1 349 601,0 |
165,5% |
1 299 113,3 |
164,5% |
2006 |
1 637 580,0 |
200,8% |
1 537 357,1 |
194,7% |
2007 |
1 946 817,3 |
238,7% |
1 786 457,0 |
226,2% |
20081) |
2 621 075,4 |
321,4% |
2 378 681,3 |
301,2% |
20091) |
3 282 951,1 |
402,6% |
3 041 483,4 |
385,2% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.
1) приводятся данные, рассчитанные на основе Федеральных законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации».
Из таблицы видно, что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2002 по 2007 год увеличились с 815 476,1 млн. руб. до 1 946 817,3 млн. руб. В период до 2009 года планируется повысить доход до 3 282 951,1 млн. руб. Таким образом, темп роста доходов ПФР с 2002 по 2007 год включительно составил 238,7%, а в планируемый период до 2009 года составит 402,6%.
Анализируя расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2002 по 2009 год расходы растут в темпах сопоставимых с доходами фонда. Таким образом, расходы в период с 2002 по 2007 год возросли с 789 621,1 млн. руб. до 1 786 457,0 млн. руб. В прогнозируемый период до 2009 год планируется повысить расходы до 3 041 483,4 млн. руб. Сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации обеспечивается сопоставимыми показателями темпов прироста доходов и расходов фонда, что наглядно иллюстрирует рис.1.
Рис. 1. Темпы прироста доходов и расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации
Сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации ежегодно обеспечивается за счет переходящего остатка средств бюджета фонда по состоянию на 1 января каждого года, а также средств федерального бюджета, перечисляемых (предполагаемых к перечислению) в фонд на покрытие дефицита в связи с недостатком средств на выплату базовой и страховой части трудовой пенсии. На участии федерального бюджета в финансировании ПФР остановимся подробнее.
Таблица 2
Удельный вес межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в составе доходов Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый 2009 год.
Год |
Доходы, млн. рублей |
Трансферты федерального бюджета, передаваемые ПФР, млн. рублей |
Удельный вес межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, % |
2002 |
815 476,1 |
331 603,2 |
40,7% |
2003 |
843 140,8 |
348 217,2 |
41,3% |
20041) |
1 000 316,6 |
432 136,8 |
43,2% |
2005 |
1 349 601,0 |
650 070,8 |
48,2% |
2006 |
1 637 580,0 |
768 391,2 |
46,9% |
2007 |
1 946 817,3 |
919 878,9 |
47,3% |
20081) |
2 621 075,4 |
1 401 666,6 |
53,5% |
20091) |
3 282 951,1 |
2 053 995,6 |
62,6% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.
1) приводятся данные, рассчитанные на основе Федеральных законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации».
Из таблицы видно, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние годы формируется в значительной степени за счет ассигнований из федерального бюджета, а не только за счет страховых взносов. В 2002 году доля средств федерального бюджета в общем объеме доходов фонда составляла 40,7%, в 2006 году – 46,9%, а по бюджету 2009 года – 62,6%. Прослеживается тенденция ежегодного увеличения удельного веса межбюджетных трансфертов, из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Такое положение возникает в силу возложения государством на указанный фонд, кроме функций страховщика в сфере обязательного социального страхования, также и функций по отдельным выплатам нестрахового характера, финансируемым за счет ассигнований из федерального бюджета. Значительное участие федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует о ее нестраховом характере, поскольку финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Снижение ставки единого социального налога с 1 января 2005 года привело к существенному сокращению финансового обеспечения пенсионного страхования. В ходе осуществления пенсионной реформы наметилась явная тенденция в сторону уменьшения доли страховых взносов в доходной части бюджета Фонда и возрастающей ее зависимости от поступлений из федерального бюджета.
На втором месте находятся доходы от поступления страховых взносов, на размер которых (доходов) в свою очередь влияют:
· объем фонда оплаты труда;
· демографические тенденции;
· размер страховых взносов, основные параметры их начисления.
Существенное влияние на поступление страховых взносов оказывают объем и тенденции формирования фонда оплаты труда. Как известно в основе формирования фонда оплаты труда лежит уровень зарплаты. Однако в период трансформации экономики России заработная плата, по существу, прекратила выполнять свою основную функцию – функцию воспроизводства рабочей силы, следствием чего явилось сужение финансовой базы формирования доходной части бюджета фонда, формируемой за счет страховых взносов, и, соответственно, обострение проблемы поддержания его финансовой устойчивости.
Влияние на поступление страховых взносов оказывают также и демографические факторы. Удельный вес числа пенсионеров в общей численности постоянного населения Российской Федерации возрастет, что подтверждается данными, приведенными в таблице 3.
Таблица 3
Показатели пенсионного обеспечения по численности населения.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (на конец года): |
|
|
|
|
|
|
всего, тыс. человек |
38432 |
38164 |
38184 |
38313 |
38325 |
38467 |
в процентах к предыдущему году |
99,5 |
99,3 |
100,1 |
100,3 |
100 |
100,4 |
Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения |
265,1 |
264,7 |
266,1 |
268,4 |
269,5 |
270,9 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Из таблицы видно, что численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения, имеет тенденцию к росту, соответственно возрастает нагрузка на доходную часть бюджета ПФР в части перераспределения страховых взносов между страховой и накопительной составляющей трудовой пенсии в пользу последней.
На пенсию начало выходить послевоенное поколение, не участвующее в реформе пенсионного обеспечения и не имеющее заслуг ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в России экономических преобразований, это поколение незначительно увеличило количество людей, получающих льготную пенсию. Страховая часть трудовой пенсии этой категории граждан незначительна, так как период внесения страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде Российской Федерации, был крайне непродолжительным. В связи с этим численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается.
С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета фонда складывается под влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно увязаны с размером единого социального налога и с порядком его начисления. Объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, по мере роста заработной платы будет сокращаться по отношению к фонду оплаты труда, в то время как обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться и накапливаться опережающими темпами по отношению к указанным объемам средств.
Рассматривая статьи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации можно сделать вывод, что выплаты пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов фонда.
Таблица 4
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в составе расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый 2009 год.
Год |
Расходы, млн. рублей |
Расходы бюджета ПФР на пенсионное обеспечение, млн. рублей |
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение, % |
2002 |
789 621,1 |
661 730,0 |
83,8% |
2003 |
804 076,4 |
776 445,8 |
96,6% |
20041) |
946 640,2 |
932 699,0 |
98,5% |
2005 |
1 299 113,3 |
1 265 186,0 |
97,4% |
2006 |
1 537 357,1 |
1 492 806,0 |
97,1% |
2007 |
1 786 457,0 |
1 727 530,0 |
96,7% |
20081) |
2 378 681,3 |
2 112 088,8 |
88,8% |
20091) |
3 041 483,4 |
3 039 519,3 |
99,9% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики.
1) приводятся данные, рассчитанные на основе Федеральных законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации».
Помимо расходов связанных с пенсионным обеспечением средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на: доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР; выплату социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; капитальные вложения и проектные работы; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности; подготовку и переподготовку кадров; содержание органов фонда; иные цели.
Оценивая объем расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на пенсионное обеспечение уместно сопоставить их с объемом ВВП.
Таблица 5
Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплат населению пенсий и пособий6): |
|
|
|
|
|
|
всего, млн. руб. |
661730 |
776446 |
932699 |
1265186 |
1492806 |
1727530 |
в процентах к ВВП |
6,1 |
5,9 |
5,5 |
5,9 |
5,6 |
5,2 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Из таблицы видно, что удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП, характеризующий уровень эффективности пенсионной системы страны, имеет устойчивую тенденцию к снижению.
2.3. Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год.
Подробно рассмотрим особенности доходов и расходов ПФР, их структуру на примере исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год, утвержденного Федеральным законом от 03.12.2008 №232-ФЗ.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации по исполнению бюджета на 2007 год осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно основным задачам бюджетной и социальной политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.05.2006 «О бюджетной политике в 2007 году».
Бюджет фонда на 2007 год был утвержден Федеральным законом от 19.12.2006 № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» (далее – закон о бюджете ПФР). Доходы бюджета фонда составили 1 946 817,3 млн. рублей, или 101,7% от показателя, утвержденного законом о бюджете ПФР. Расходы бюджета ПФР составили 1 786 457,0 тыс. рублей (100,2 % к бюджетным назначениям).
В 2007 году общая численность пенсионеров увеличилась на 142,1 тыс. человек и по состоянию на 31.12.2007 составила 38,5 млн. человек. Число получателей социальной пенсии увеличилось на 189,9 тыс. человек (за 2006 год – на 152,6 тыс. человек) в связи с переходом в данную категорию получателей трудовых пенсий по случаю потери кормильца и по инвалидности.
По состоянию на 31.12.2007 из общего числа получателей трудовых пенсий (36,0 млн. человек) 82,9% составляют пенсионеры, получающие пенсию по старости (29,8 млн. человек), 11,1% - по инвалидности (4,0 млн. человек) и 6,0% - по случаю потери кормильца (2,2 млн. человек).
Доля пенсионеров, получающих пенсии, пособия, доплаты и иные выплаты из ПФР, согласно российскому законодательству в общей численности населения Российской Федерации (141,6 млн. чел.) по состоянию на 31 декабря 2007 года выросла и составила 27,4 процента.
В целом за 2007 год средний размер пенсии увеличился на 822,4 рубля, или на 28,9%, и составил 3663,9 рубля. При этом базовая часть трудовой пенсии увеличилась в среднем на 606,9 рубля (52,0%), размер социальной пенсии вырос на 878,9 рубля (46,8 процента).
Следует отметить, что опережающие темпы роста базовой части трудовой пенсии и социальной пенсии по сравнению с ежегодным ростом (индексацией) страховой части трудовой пенсии снижают мотивацию работающей части населения к формированию страхового стажа, и, соответственно, к стимулированию роста страховой части трудовой пенсии, которая рассчитывается, исходя из начисленных и уплаченных работодателем страховых взносов за застрахованное лицо. Базовая часть трудовой пенсии согласно российскому законодательству выплачивается из федерального бюджета в фиксированной величине каждому гражданину, имеющему право на пенсионное обеспечение. Таким образом, складывающаяся тенденция опережающего роста базовой части трудовой пенсии по сравнению со страховой способствует в итоге установлению незначительной разницы в размерах пенсий у граждан, имеющих продолжительный страховой стаж, и граждан, достигших определенного возраста, но не имеющих значительных размеров страховых накоплений. Вместе с тем государство обязано будет обеспечить последних постоянно увеличивающейся суммой социального обеспечения.
Доходная часть бюджета ПФР в 2007 году составила 1 946 817,3 млн. рублей (101,7 % от утвержденного законом о бюджете ПФР показателя), в том числе: налоги и взносы на социальные нужды поступили в объеме 1 026 866,7 млн. рублей, безвозмездные поступления – 919 950,6 млн. рублей.
По распределительной составляющей бюджета доходы составили 1 806 121,7 млн. рублей, или 101,6 % к показателю, предусмотренному в бюджете ПФР, по накопительной составляющей – 140 695,6 млн. рублей (103,1 процента).
На рост доходной части бюджета ПФР в 2007 году значительное влияние оказал более высокий темп роста фонда заработной платы в Российской Федерации (27,2 %) по сравнению с запланированным (20,0 процента).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили в объеме 1 011 682,5 млн. рублей, или на 3,0 % больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР. Введение шкалы регрессии, с одной стороны, снизило налоговую нагрузку на работодателя, но одновременно негативно отразилось на пенсионных правах застрахованных лиц. В связи с ежегодным ростом фонда заработной платы увеличивается численность застрахованных лиц, годовой доход которых превышает 280,0 тыс. рублей. Основная нагрузка по отчислениям в пенсионную систему приходится на низкооплачиваемые категории застрахованных лиц (с годовым доходом меньше 280 тыс. рублей), которые уплачивают взносы в полном объеме, то есть в размере 14 %, тогда как за физическое лицо с годовым доходом 600 тыс. рублей уплачивается всего 9,47 %, таким образом, фактически страхованию по тарифу 14 % подлежат не все 600 тыс. рублей его дохода, а лишь 405 тыс. рублей. Следовательно, пенсия будет замещать не весь утраченный заработок, а лишь его часть, что сразу же негативно скажется на уровне жизни застрахованного лица по сравнению с допенсионным периодом.
Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» также установлены более низкие тарифы для уплаты страховых взносов для работодателей – организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Тем самым регрессивной шкалой искусственно ограничивается верхний предел пенсионного обеспечения застрахованных лиц, что приводит к нарушению их права на адекватное доходу пенсионное обеспечение.
Доходы от размещения средств бюджета ПФР, сформированных за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, составили 9 303 941,3 тыс. рублей, или 108,0 % от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, в том числе:
· доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации - 1 527 704,7 тыс. рублей (102,0 %);
· доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений – 7 776 236,6 тыс. рублей (109,3 процента).
Безвозмездные поступления составили 919 950 602,4 тыс. рублей, или 99,99 % к показателю, установленному Законом о бюджете ПФР, в том числе:
· средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР – 919 878 881,0 тыс. рублей (99,99 %);
· средства пенсионных накоплений, поступившие в ПФР из негосударственных пенсионных фондов – 71 721,4 тыс. рублей (107,4 процента).
Исполнение Закона о бюджете ПФР по расходам в 2007 году составило 1 786 457 030,0 тыс. рублей, или 100,2 % к показателю, утвержденному законом о бюджете ПФР, в том числе: по распределительной составляющей бюджета – 1 769 921 155,7 тыс. рублей, или 100,3 % к показателю, предусмотренному бюджетом ПФР, по накопительной составляющей бюджета – 16 535 874,3 тыс. рублей (92,3 процента). Структура расходной части бюджета ПФР состоит из следующих разделов:
· социальная политика – 1 786 335 884,3 тыс. рублей (100,2 % к показателю, утвержденному законом о бюджете ПФР);
· образование – 55 662,2 тыс. рублей (97,4 %);
· межбюджетные трансферты – 50 118,1 тыс. рублей (86,9 %);
· общегосударственные вопросы – 15 365,4 тыс. рублей (94,4 процента).
В структуре расходов на социальную политику кассовое исполнение по пенсионному обеспечению составило 1 783 982 138,7 тыс. рублей (100,3 %), другим вопросам в области социальной политики – 2 353 745,6 тыс. рублей (81,2 %).
В структуре расходов по пенсионному обеспечению кассовое исполнение составило по целевым статьям расходов: руководство и управление в сфере установленных функций – 40 561 878,2 тыс. рублей (96,2 %); непрограммные инвестиции в основные фонды – 1 758 717,6 тыс. рублей (109,9 %); реализация государственных функций в области социальной политики – 220 563 180,2 тыс. рублей (99,6 %); обязательное пенсионное страхование – 1 397 574 806,6 тыс. рублей (100,7 %); пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, - 102 105 877,2 тыс. рублей (98,3 %); выплата досрочно назначенных пенсий – 1 744 978,7 тыс. рублей (98,1 %); дополнительное пенсионное обеспечение – 3 136 825,9 тыс. рублей (97,1 %); расходы по накопительной составляющей бюджета ПФР – 16 535 874,3 тыс. рублей (92,3 процента).
В расходах на обязательное пенсионное страхование кассовое исполнение составило: по выплате базовой части трудовой пенсии – 590 407 731,8 тыс. рублей (100,1 %); страховой части трудовой пенсии – 805 846 551,0 тыс. рублей (101,2 %); пенсий, дополнительного материального обеспечения гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, - 1 320 523,8 тыс. рублей (106,5 процента).
Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат составили 19 620 328,86 тыс. рублей.
Остатки средств пенсионных накоплений на 1 января 2007 года составляли 348 918 609,9 тыс. рублей, в том числе переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 246 012 170,5 тыс. рублей и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 102 906 439,4 тыс. рублей. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, 89 704 658,7 тыс. рублей составили вложения в ценные бумаги и 13 201 780,7 тыс. рублей – остаток денежных средств.
Остатки средств пенсионных накоплений на 1 января 2008 года увеличились в течение года на 35,6 % и составили 473 061 945,4 тыс. рублей, или 101,2 % к бюджетным назначениям, их них переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 328 412 966,9 тыс. рублей (99,7 %) и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 144 648 978,5 тыс. рублей. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, 116 651 002,2 тыс. рублей (96,0 % к бюджетным назначениям) составили вложения в ценные бумаги и 27 997 976,3 тыс. рублей (170,8 % к бюджетным назначениям) – остаток денежных средств. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, в государственной управляющей компании находится 318 492 924,2 тыс. рублей, или 97,0 % от общей суммы пенсионных накоплений.
Общая сумма доходов, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, полученных в 2007 году, составила 140 695 620,6 тыс. рублей (103,1 % к бюджетным назначениям), которая сложилась из налоговых поступлений – 131 319 957,9 тыс. рублей, доходов от временного размещения пенсионных накоплений – 7 776 236,6 тыс. рублей, доходов, перечисленных по заявлениям застрахованных лиц управляющими компаниями – 1 527 704,7 тыс. рублей и средств, возвращенных из негосударственных пенсионных фондов в фонд – 71 721,4 тыс. рублей.
Существует ограниченность предусмотренных законодательством инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений. С июня 2007 года возможности ПФР при инвестировании средств пенсионных накоплений сократились до 1 инструмента (облигации федерального займа) из 3, предусмотренных законодательством (облигации федерального займа, еврооблигации, ипотечные ценные бумаги определенной категории), что отрицательно повлияло на сумму прироста пенсионных накоплений.
Сумма расходов по накопительной составляющей бюджета ПФР составила 16 535 874,3 тыс. рублей (92,3 % от бюджетных назначений), в том числе:
· расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовой пенсии – 737 052,6 тыс. рублей (75,9 %),
· передача средств пенсионных накоплений в НПФ – 15 793 349,0 тыс. рублей (100,1 %);
· выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц – 5 472,7 тыс. рублей (0,5 процента).
Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией (Внешэкономбанк) составила в 2007 году 5,98% годовых.
В 2007 году в бюджет ПФР поступили средства федерального бюджета в сумме 91 987 8881,0 тыс. рублей, или 99,99 % от утвержденных Законом о бюджете ПФР на 2007 год, в том числе: 916 422 643,1 тыс. рублей – прямые перечисления средств из федерального бюджета, 1 693 430,9 тыс. рублей – средства федерального бюджета, передаваемые фонду Федеральным агентством по атомной энергии и Минобороны России на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, 1 762 807,0 тыс. рублей – средства федерального бюджета, передаваемые Фонду региональными службами занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий.
Кассовые расходы бюджета ПФР за 2007 год, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составили 915 130 703,1 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденного в законе о бюджете ПФР показателя, и 99,9 % от средств, перечисленных из Минфина России. Превышение кассовых расходов на сумму 950 753,0 тыс. рублей по выплате базовой части трудовой пенсии над утвержденным показателем обусловлено ее незапланированным увеличением с 1 декабря 2007 года до 1560 рублей.
В 2007 году межбюджетные отношения бюджета ПФР с федеральным и региональными бюджетами осуществлялись по следующим направлениям:
· перечисление Минфином России в качестве межбюджетных трансфертов из федерального бюджета средств на выплату пенсий, социальных пособий, финансирование мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, в том числе на покрытие дефицита бюджета Фонда;
· финансирование Росатомом и Минобороны России дополнительного материального обеспечения бывших работников ядерного комплекса;
· финансирование из региональных бюджетов за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, выплаты досрочно назначенных пенсий неработающим пенсионерам по направлению службы занятости.
Финансовая устойчивость пенсионной системы в 2007 году обеспечивается за счет перечисления в бюджет ПФР средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты страховой части трудовых пенсий, а также для осуществления своевременной доставки и выплаты пенсий и других социальных выплат. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР ежегодно возрастают. В последние годы бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется в значительной степени за счет ассигнований федерального бюджета. Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской федерации
3.1. Тенденции развития Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проводимая с 2002 года в Российской Федерации реформа пенсионного обеспечения была призвана усилить реализацию основных принципов осуществления обязательного пенсионного страхования, однако неполная их реализация привела к тому, что в течение шести лет ее проведения проявился ряд негативных тенденций, существенно повлиявший на финансовую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования, которая является одним из базовых институтов социальной защиты населения.
Проекты бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009-2010гг. сбалансированы по доходам и расходам за счет средств федерального бюджета с учетом возложения на ПФР кроме пенсионного обеспечения, дополнительных функций по осуществлению выплат по нормативным публичным обязательствам государства, финансируемым из средств федерального бюджета. Прогнозируемые доходы за счет поступлений из федерального бюджета: в 2009 году – 62,6% от общей суммы доходов, в 2010 году - 56,0%. Высокая доля средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, как и в прежние годы, свидетельствует о сохранении в 2009-2010 годах тенденции отхода от страховых принципов.
Принимаемые меры по повышению пенсионного обеспечения с целью доведения размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера приведут к опережающим темпам роста расходов на выплату пенсий над темпами роста доходов Фонда и, соответственно, к увеличивающемуся дефициту бюджета Фонда и необходимости его покрытия за счет средств федерального бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (по распределительной части) предусматривается направить в 2009 году в объеме 133 713,7 млн. руб., в 2010 году – 262 836,4 млн. руб.
Следует отметить, что изменения в части уплаты с 2008 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не способствуют сокращению дефицита распределительной составляющей бюджета ПФР в 2009-2010 годах. Согласно НК РФ тарифы уплаты страховых взносов страхователями-работодателями с 2008 года сокращены на страховито часть трудовой пенсии с 10,0% до 8,0% и увеличены на накопительную часть с 4,0% до 6,0% на работника 1967 года рождения и младше с доходов до 280,0 тыс. рублей в год – базовый тариф отчислений от фонда заработной платы для расчета страховых взносов), что соответственно, увеличит дополнительную нагрузку на федеральный бюджет.
По отношению к ВВП доходы и расходы ПФР составят, соответственно, в 2009 году 6,3% и 5,7 %, в 2010 году – 6,9 % и 6,29%. Таким образом, удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП имеет тенденцию к росту.
Пенсионным фондом Российской Федерации в 2005 году проведен актуарный расчет баланса ПФР на период до 2020 года, базирующийся на основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Расчеты по развитию пенсионной системы на период 2015-2020 годов осуществлялись ПФР на основе анализа экономических и социально-трудовых тенденций и стратегии развития экономики страны, демографической политики с использованием актуарной демографической и макроэкономической моделей.
Сценарий, основанный на прогнозе половозрастного распределения численности наемных работников, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и пенсионеров, получающих трудовую пенсию, предполагает, что экономический рост и общее повышение уровня жизни будет способствовать некоторому росту уровня рождаемости с тенденцией достижения к 2020 году коэффициента суммарной рождаемости 1,59. Кроме того, в основе сценария лежит предположение о снижении смертности в России и устойчивом росте продолжительности жизни. Предполагается, что к 2020 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составит 61,1 года для мужчин и 74,2 года для женщин. Предполагается также медленный подъем миграционной активности, который к 2020 году приведет к ежегодному миграционному приросту на уровне 600 тыс. человек.
В долгосрочной перспективе прогнозируется снижение численности постоянного населения России: к 2020 году она составит 138,5 млн. человек. При этом численность населения трудоспособного возраста сократится и составит к 2020 году 78,4 млн. человек, или 56,6% от общей численности населения, а доля населения в возрасте старше трудоспособного возрастет к 2020 году до 25,7% (против 20,6% в 2007 году).
Нагрузка пенсионной системы на занятое в экономике население будет возрастать, что повлечет за собой соответствующее уменьшение коэффициента поддержки: если в 2007 году на 100 получателей пенсий приходится 177 занятых в экономике, то к 2020 году их количество сократится до 116.
Доля доходов распределительной составляющей пенсионной системы в ВВП к 2020 году снизится до 2,2 % против 4,0 % в 2005 году, а доля доходов накопительной составляющей (без учета инвестиционного дохода) напротив возрастет с 0,4 % ВВП в 2005 году до 0,7 % к 2020 году, что объясняется увеличением с 2008 года тарифа страховых взносов (до 6 %) на накопительную часть трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе.
Снижение эффективного тарифа для формирования распределительной составляющей бюджета ПФР (в связи с отвлечением средств на формирование накопительного элемента пенсионной системы) негативно отразится на темпах индексации размера страховой части пенсии. В результате средний размер трудовой пенсии в распределительной системе возрастет к 2020 году в 3,2 раза при росте средней заработной платы в экономике в 6,1 раза и инфляционном росте потребительских цен - 1,74 раза, что свидетельствует о дальнейшей тенденции снижения жизненного уровня пенсионеров.
Аналогичные тенденции прослеживаются в отношении коэффициента замещения трудовой пенсии: к 2020 году его значение снизится до уровня 14,5% от средней зарплаты (в 2007 году – 22,8%).
Размер накопительной составляющей трудовой пенсии в первые годы ее выплаты не превысит 0,1% средней зарплаты и не будет оказывать заметного влияния на суммарный размер трудовой пенсии, и, соответственно, на материальное обеспечение застрахованных граждан в старости. В случае более оптимистичного уровня доходности от инвестирования пенсионных накоплений коэффициент замещения накопительной части трудовой пенсии может увеличиться, однако по-прежнему не сможет оказать существенного влияния на доходы лиц, выходящих на пенсию до 2020 года.
В течение всего прогнозного периода в системе обязательного пенсионного страхования будет сохраняться дефицит финансовых ресурсов для обеспечения принятых государственных пенсионных обязательств, что, соответственно, потребует дополнительных дотаций федерального бюджета для покрытия указанного дефицита.
Прогноз бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на период до 2020 года в рамках системы обязательного пенсионного страхования складывается с расчетным текущим дефицитом, который в 2020 году составит 1 458,2 млрд. рублей (1,51 % от ВВП).
Таким образом, анализ текущего финансового состояния исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и актуарный прогноз на долгосрочную перспективу показывает резкое углубление негативных тенденций в развитии пенсионной системы, обусловленных, прежде всего, угрозой потери ее самостоятельности (автономности) и финансовой устойчивости в связи с грядущим ухудшением демографической ситуации в стране и несовершенством отдельных норм действующего пенсионного законодательства.
3.2. Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23.06.2008 года указывается, что обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем экономической политики. В целях повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации целесообразно провести комплекс следующих мер.
1. Обеспечить проведение взвешенной, экономически обоснованной тарифной политики, гарантирующей финансирование текущих расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяющей обеспечить достаточность тарифа для формирования пенсионных прав застрахованных лиц на перспективу, для чего:
· необходимо признать, что выплаты базовой части трудовой пенсии относятся к ведению сферы социального обеспечения, а не пенсионного страхования и рассмотреть вопрос о реформировании базовой части трудовой пенсии, имея в виду переход на ее финансирование за счет налогов, не связанных с фондом оплаты труда (что позволит сформировать у населения страны восприятие взносов на пенсионное страхование именно как взносов, а не налогов);
· систематически (ежегодно) осуществлять корректировку (индексацию) границ шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов темпами не ниже прогнозируемых темпов роста средней заработной платы;
· рассмотреть вопрос (с проведением соответствующих расчетов) о возможности постепенного перераспределения обязательств по уплате страховых взносов между основными субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию путем снижения величины тарифа для работодателей и введения ставки взноса для застрахованных лиц, что позволит повысить мотивацию работников к сокращению случаев неуплаты страховых взносов.
2. Обеспечить в полной мере реализацию в пенсионной системе страховых принципов социального страхования, для чего:
· исключить из страхового стажа периоды, не обеспеченные уплатой страховых взносов (нестраховые периоды) или обеспечить в полном объеме возмещение средств на финансирование нестраховых периодов за счет федерального бюджета;
· рассмотреть вопрос о замене ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии ежегодно рассчитываемым показателем ожидаемой продолжительности жизни;
· увеличить продолжительность страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии с 5 лет, как установлено нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до 20 лет для женщин и до 25 лет для мужчин.
3. Рассмотреть вопросы совершенствования системы управления пенсионным страхованием с учетом современного состояния и перспектив развития пенсионной системы, для чего ускорить принятие необходимых нормативных правовых актов – в первую очередь законодательства в области профессиональных пенсионных систем.
Сейчас более 20% работников выходят на пенсию досрочно (в основном это списки №1 и №2, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это создает дополнительную финансовую нагрузку на Пенсионный фонд, вынужденный оплачивать сверхнормативные 5-10 лет пребывания на пенсии. С другой стороны, работодатели возражают против перекладывания на них затрат на досрочную выплату пенсий, что не позволяет окончательно провести через Государственную думу принятый в первом чтении еще в 2002 году закон «О профессиональных пенсионных системах». Выходом из ситуации могло бы стать введение механизмов стимулирования (через налоговые и другие преференции) работодателей, во-первых, к закрытию рабочих мест с вредными условиями труда и, если это технологически или климатически невозможно, во-вторых, к платежам в профессиональные пенсионные системы.
4. Для преодоления бедности среди нынешних пенсионеров потребуется:
· в ближайшие годы поднять размер базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера;
· провести пересчет пенсионного капитала нынешних пенсионеров таким образом, чтобы средний размер трудовой пенсии уже через 2-3 года соответствовал 2-2,5 средне российского прожиточного минимума пенсионера.
5. Отдельный комплекс мер требуется для обеспечения достойных пенсий работникам старше 1967 года рождения, которые не имеют обязательных накопительных счетов. Очевидно, что в оставшиеся до выхода на пенсию годы (не более 13 лет) даже при помощи недавно введенной программы добровольного софинансирования для этого поколения работников накопительный элемент будет крайне незначительным. По расчетам, максимум, который будет прибавлен к пенсии совместными усилиями самого работника, государства и работодателя, составит всего 2000 руб. в месяц. Таким образом, очевидно, что фактически для данной когорты работников придется применять тот комплекс мер, который предлагается в отношении нынешних пенсионеров.
6. Финансовая устойчивость Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе во многом будет определяться резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии. Учитывая данное обстоятельство, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы эффективности накопительной составляющей пенсионной системы в связи с обострением проблемы размещения пенсионных накоплений, заключающейся в возрастающем объеме средств, подлежащих размещению государственной управляющей компанией в установленные Правительством РФ инвестиционные инструменты.
Указанную проблему можно решать различными путями, в том числе:
· изменив модель инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля, имея в виду привлечение к управлению указанными средствами управляющих компаний, отобранных по конкурсу и негосударственные пенсионные фонды;
· расширить перечень активов для размещения средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
· инвестициями средств пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты.
В связи с тем, что в настоящее время ни один сегмент российского финансового рынка не растет в объеме с такой скоростью как объем средств пенсионных накоплений, а также принимая во внимание законодательно установленные требования по инвестированию средств пенсионных накоплений, исходя из принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации расширение перечня активов должно производиться за счет стимулирования выпуска новых типов долгосрочных долговых финансовых инструментов, а не за счет повышения конкуренции на уже сложившемся финансовом рынке.
Эмитентами указанных ценных бумаг должны являться: эмитенты, соответствующие жестким требованиям, утверждаемым отдельным нормативным правовым актом, и эмитенты - специализированные компании с доминирующим участием государства, деятельность которых направлена на решение важнейших народнохозяйственных задач и реализацию приоритетных долгосрочных государственных программ.
Решение вопроса о расширении перечня активов для размещения средств пенсионных накоплений позволит оставить без изменений законодательно закрепленные принципы и механизмы пенсионной реформы и не допустить при этом отрицательных последствий для дальнейшего развития пенсионной системы.
Заключение
Несомненным достижением, начатой в 2002 году пенсионной реформы является то, что удалось перейти с распределительной на смешанную систему формирования государственной пенсии. Для большинства работающих граждан трудовая пенсия теперь состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной.
Между тем не секрет, что государственная трудовая пенсия в последнее несколько лет едва обеспечивает прожиточный минимум пенсионера. Население нашей страны стремительно стареет. По прогнозам Госкомстата, через 50-60 лет население России сократится вдвое, но быстрее всего будет уменьшаться именно трудоспособное население. Пострадают от этого в первую очередь пенсионеры. Пенсионных отчислений работающих граждан просто не будет хватать.
В пенсионной системе не преодолены серьезные проблемы, негативно влияющие на ее развитие:
· сохраняется патерналистская основа пенсионной системы (отношения государство-работник-пенсионер) при отсутствии заинтересованности у работодателя и самого работника в формировании пенсионного капитала;
· складывается устойчивая тенденция к нарастанию дефицита бюджета государственного пенсионного фонда и его финансовой зависимости от федерального бюджета, т.е. объем государственных пенсионных обязательств не совпадает с объемом реально получаемых страховых взносов;
· сокращаются страховые начала в пенсионной системе, заявленные в начале пенсионной реформы в качестве ее основы. В структуре трудовой пенсии нарастает доля ее базовой части, не связанной с заработком (сокращается зависимость получаемой трудовой пенсии от уровня предыдущего заработка);
· практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов – работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования.
Анализ причин несбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации выявляет проблему замещения страховых источников доходов пенсионной системы бюджетными источниками, что деформирует обязательное пенсионное страхование в долгосрочной перспективе и угрожает его финансовым основам. Пенсионная система при сохранении действующих норм по формированию ее доходной части будет усиливать социальное неравенство по уровню и качеству жизни между работающим и нетрудоспособным населением, что существенным образом снижает мотивацию уплаты страховых взносов как основу для уровня пенсионного обеспечения в будущем.
Указанные проблемы отражают противоречие между проводимой политикой по укреплению страховых принципов в системе обязательного пенсионного страхования (прежде всего – эквивалентности страхового обеспечения уплаченным страховым взносам), с одной стороны, и налоговой – с другой стороны, когда основные усилия государства сосредоточены на снижении налоговой нагрузки на работодателя в целях обеспечения высокого экономического роста.
В свете сказанного можно утверждать, что проводимая с 2002 года в Российской Федерации реформа пенсионного обеспечения представляет собой реформу по эволюционному совершенствованию распределительных систем, т.е. во многом устаревших подходов, которые по-прежнему уязвимы с точки зрения как демографических реалий, так и текущей экономической конъюнктуры. Это еще раз доказывает, что эти подходы не способны решить глобальные задачи, стоящие перед пенсионной сферой России, и что в не столь отдаленной перспективе ей придется вновь обратиться к поиску радикальных решений в пенсионной сфере.
Список литературы
1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
2.Федеральный закон 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
5. Федеральные законы об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002, 2003, 2005-2007 гг.
6. Федеральные законы о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004, на 2008 и на плановый период2009 и 2010 годов.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.
8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»
9. Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007
10. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ,2001.
11. Агапцов
12. Борисенко Н.Ю. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости пенсионного фонда России / Н.Ю. Борисенко. - М.: Финансы и кредит, 2004.
13. Куртин
14. Морозова С. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год на плановый период2009 и 2010 годов // Пенсионные фонды и инвестиции, 2007, № 5(35).
15. Шушков В. Мотивационные установки пенсионных реформ // Пенсионные фонды и инвестиции, 2008, № 1(37).
16. http://www.pfrf.ru – Пенсионный фонд Российской Федерации.
17. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ.
18. http://www.ach.gov.ru/ru – Счетная палата Российской Федерации.