Содержание
9. Государство и кооперация. Первые декреты Советской власти о кооперации 3
21. Роль кооперативных принципов в развитии кооперативного движения. 7
33. Законодательство РФ о роли членов в управлении потребительским обществом 20
Список литературы.. 26
9. Государство и кооперация. Первые декреты Советской власти о кооперации
Закон о кооперативах и иные законы, под которые подпадают кооперативы, например, законы налогового права, должны определить взаимодействие государства и кооперативов. Во многих развивающихся странах (но не только в них) отношения между государством и кооперативом строятся по типу отношений «господин – слуга». При этом слугой государства выступают, конечно же, кооперативы. Они, якобы, должны реализовать его политику развития на практике и за это получают профессиональную поддержку и «инструктаж» через чиновников от кооперативов, а также финансовую поддержку, освобождение от налогов и прочие льготы и привилегии.
На протяжении многих лет роли государства как спонсора, консультанта и контролера кооперативов в законах о кооперативах уделялось много внимания. Еще и сегодня государственная поддержка кооперативов рассматривается некоторыми лицами как нечто такое, от чего нельзя отказаться. Часто наблюдательные и контрольные функции государства распространяются на все кооперативы, независимо от того, нуждаются они в таком наблюдении и контроле или нет, работают ли они с государственными кредитами и дотациями или обходятся средствами своих членов.
Этот патерналистский прием поддержки со стороны государства породил у многих членов кооперативов необоснованные притязания на привилегии и субвенции. Они не понимают, что на самом деле чрезмерная регламентация деятельности кооперативов, усиленный надзор государства и использование им кооперативов для решения своих, некооперативных задач вредят имиджу кооперативов не только в глазах своих членов, но и в глазах общественности.
В течение прошедших десятилетий во многих странах призыв покончить с государственным контролем за кооперативами рассматривался как нарушение некоего табу. Это было характерно даже для Международного кооперативного альянса - известного хранителя и защитника кооперативных принципов.
Лишь несколько лет назад началось открытое обсуждение отрицательных последствий чрезмерной регламентации деятельности кооперативов и неоправданно сильного государственного контроля. Финансовый дефицит заставил правительства сократить государственные расходы и аппарат чиновников, чрезмерно раздутый и индифферентный. В то время как в некоторых странах Африки «чиновники от кооперативов» были уволены или переведены в разряд обыкновенных государственных служащих по реестру, а большинство прежних задач государство переложило на кооперативные союзы, в других странах было отменено право государственных служащих (чиновников) вмешиваться в деятельность кооперативов. Так, например, были отменены нормы законодательства о получении у государства разрешения на принятие решений кооперативом о направлении использования своего собственного капитала.
В настоящее время повсеместно признано, что государственная помощь кооперативам и государственный контроль над ними приносит больше вреда, чем пользы. Эта «помощь» государства помешала кооперативам превратиться в самостоятельные, автономные организации самопомощи для поддержки своих членов, а государственный контроль противоречил кооперативным принципам.
После многих десятилетий работы контролируемых государством кооперативов в развивающихся странах, политики и «планировщики» их развития наконец-то поняли, что с членами кооперативов и избранными ими представителями нужно обходиться как со взрослыми людьми, которые сами должны решать, как им вести свои дела. Кооперативы имеют право на успех, но должны также нести и риски неудач. Все больше и больше признается, что кооперативы могут превратиться в самостоятельные организации лишь при условии, если им будет дан шанс учиться на своих собственных ошибках[1].
Так, ст. 3 Закона РФ «О потребительской кооперации» «Государство и система потребительской кооперации» гласит:
«Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации.
Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке».
История народной кредитной кооперации в России фактически заканчивается в 1920 году декретом советской власти «О слиянии кредитной и потребительской кооперации»[2].
Не подкрепленное никакой материальной заинтересованностью требование обязательного участия в потребительской кооперации всего населения привело к фактическому свертыванию кооперативной системы. Усиленно насаждавшиеся в деревне сельскохозяйственные коммуны, артели, ТОЗы рассыпались раньше, чем успевали собрать хотя бы один урожай; к началу 1921 года в них числилось всего полпроцента сельских жителей.
С переходом к нэпу отношение советской власти к кооперации начинает быстро меняться; «недаром декрет о продналоге вызвал немедленно пересмотр положения о кооперации и известное расширение ее «свободы» и ее прав» (Ленин. О продовольственном налоге). Правда, в первое время это отношение остается еще сдержанным («Кооперация мелких производителей... неизбежно... выдвигает на первый план капиталистиков, им дает наибольшую выгоду»), но основной акцент теперь уже иной: «...«кооперативный» капитализм в отличие от частнохозяйственного капитализма является при советской власти разновидностью государственного капитализма и в качестве такового он нам выгоден и полезен сейчас...». Вместе с принципом безусловной добровольности нэп вернул кооперации жизнь - настоящую массовость, естественное многообразие форм потребительской, промысловой и сельскохозяйственной кооперации, реальный прогресс по всем показателям их деятельности.
Особое значение имело развитие сельскохозяйственной кооперации, основными формами которой стали (как и до Октября) товарищества по сбыту сельхозпродуктов и по снабжению крестьянских хозяйств орудиями производства, а также по предоставлению своим членам дешевого кредита. Росло количество специализированных товариществ - машинных, льноводческих, животноводческих, маслодельных и прочих. Различными видами кооперации, преимущественно по сбыту и заготовкам, «было охвачено к 1928 г. около 1/3 крестьянского населения». Одновременно все более регулярный и упорядоченный характер приобретали партнерские связи кооперативов и их объединений с госсектором. «Через свои специальные производственно–сбытовые системы сельхозкооперация сумела организовать снабжение промышленности хлопком, льном, пенькой, табаком, махоркой, свеклой, шерстью, кожей, маслом и т. д.». Были заключены генеральные договоры сельхозкооперации со многими из синдикатов. Тем самым складывался единый государственно–частный народнохозяйственный комплекс. Все это означало, как тогда говорили, укрепление смычки - сближение двух основных укладов, их углубляющуюся интеграцию на взаимовыгодных условиях и на общей правовой базе.
Но что такое «смычка», что такое встречное движение двух укладов, если не конвергенция капитализма и социализма? И как в таком случае можно определить тот экономический строй, в рамках которого «командные высоты» в экономике - крупная промышленность, банковская система, связь, железнодорожный и водный транспорт, земля и ее недра, внешняя торговля - обобществлены, находятся в руках государства и в котором при этом совершается указанное встречное движение? Очевидно, что тут перед нами некая модель конвергентного социализма. В целом же, если соединить политическую систему периода нэпа с экономической, получится своего рода гибрид - смешанный, доконвергентно–конвергентный социалистический строй.
21. Роль кооперативных принципов в развитии кооперативного движения
Новый Закон о потребительской кооперации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:
· добровольное и открытое членство;
· экономическое участие членов - внесение паевого взноса и получение доли дохода;
· право участия членов в управлении и контроле;
· преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;
· право на автономию и независимость;
· право на объединение в союзы кооперативов;
· забота об обществе.
Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.
Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.
Цель потребительской кооперации удовлетворение потребностей своих членов (Преамбула Закона).
Управление и контроль
В кооперативах, действующих на принципах МКА, приняты демократическое управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве прав членов; в российской кооперации - административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства.
Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков.
Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков.
Экономическое участие членов
Экономической базой потребительских кооперативов, действующих на принципах МКА, служат паевые взносы их членов и прибыль, полученная от работы с этим капиталом.
Экономической основой современных российских кооперативов служит собственность, перешедшая к ним от потребительской кооперации СССР[3].
Эта собственность появилась в результате передачи потребительской кооперации государственной собственности, собственности национализированной у дореволюционных кооперативов и дополненной экономической поддержкой государства. Доля паевых взносов пайщиков в этой собственности на сегодня составляет менее 1%.
Из этого можно сделать вывод о том, что в России экономическое участие членов носит формальный характер и не приносит ни пайщикам, ни кооперативам реально заметных экономических выгод.
В российской потребительской кооперации не используются возможности привлечения пайщиков к экономическому участию в деятельности кооператива бонусом на товарооборот, который характерен для кооперативов, действующих на принципах МКА, и является одним из средств создания полноценной и устойчивой социальной базы кооперации.
Автономия и независимость
Потребительская кооперация всех стран так или иначе зависит от государственной поддержки, получаемой в обмен на социальные услуги, оказываемые населению.
Современный период развития потребительской кооперации в России характеризуется полной зависимостью от поддержки государства из-за ее экономической нерентабельности.
Теоретически, потребительская кооперация может освободиться от этой зависимости путем преобразования своих предприятий в другую правовую форму (что и происходило в начале 90-х годов).
Экономический анализ показал, что в случае отказа от решения общегосударственных социальных задач рентабельность потребительской кооперации с ее высоким экономическим потенциалом и высококвалифицированным персоналом безусловно обеспечит ей экономическую независимость от государства.
Но здесь проявляется вторая сторона в отношениях между государством и потребительской кооперацией: на данном этапе государство зависит от социальных результатов деятельности потребительской кооперации в гораздо большей степени, чем потребительская кооперация зависит от государственной поддержки.
Поэтому можно сделать вывод, что в настоящий период российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран).
Таким образом, мы выявили основные социально-экономические факторы, отличающие российскую потребительскую кооперацию от успешно действующей кооперации развитых стран и обозначили круг задач, которые необходимо решить российской потребительской кооперацией для возвращения в мировое кооперативное сообщество на принципах МКА.
Пути реформирования российской потребительской кооперации на принципах МКА
Сформулированная в современном кооперативном законодательстве цель потребительской кооперации совпадает по своей сути с целями международной кооперации, но методы ее достижения, сформулированные в принципах «Экономическое участие членов», «Управление и контроль» и «Автономия и независимость» не обеспечивают ее реализации на практике.
Для приведения российских кооперативных принципов в соответствие с принципами МКА установим оптимальные для российских условий совокупности образующих их факторов:
А) Экономическое участие членов
Из пяти необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективность этого принципа, в российской потребительской кооперации отсутствуют четыре фактора:
· личная мотивация членов;
· преимущества от участия в кооперативе больше потерь;
· регламентация;
· объем и качество участия обеспечивают достижение целей кооператива.
Из этого перечня видно, что принцип не работает из-за невыполнения совокупности факторов, которую можно сформулировать следующим образом: законодательно закрепленное преимущество членов потребительского кооператива перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом.
Для того, чтобы включить в работу принцип экономического участия необходимо, в документах, регламентирующих деятельность потребительского кооператива, зафиксировать общепринятые в мировой кооперативной практике позиции:
· снятие ограничений участия кооперативов в коммерческой деятельности любых форм, в том числе и создание контролируемых кооперативом отдельных предприятий с условием кооперативного распределения прибыли (ограниченный процент на паевой капитал, направление прибыли на развитие кооператива, на совместные нужды пайщиков и на бонус по товарообороту);
· привлечение пайщиков к экономическому участию в виде бонуса по товарообороту в размере не менее 3 - 5%;
· отчисления в паевой фонд должны соответствовать мировой практике, а доход пайщика должен быть не ниже величины учетной ставки банков для физических лиц.
Это позволит:
· создать мотивации населения для вступления в кооператив и участия пайщиков в экономической деятельности кооператива, так как результаты от участия будут видны при каждой покупке в кооперативном магазине;
· создание предпосылок для возникновения полноценной социальной базы потребительской кооперации.
Отсутствие полноценной социальной базы в трудные для экономики России времена сказывается незначительно, в основном, в привлечении средств. Но после стабилизации экономики и выравнивания уровней жизни населения, государство потребует от потребительской кооперации рентабельной работы, что, как показывает мировая практика, можно обеспечить только при наличии развитой социальной базы;
Б) Управление и контроль
Из взаимосвязанных между собой 8 необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективность этих принципов, в российской потребительской кооперации отсутствуют полностью или частично 5 факторов:
· равенство прав;
· подотчетность руководства;
· взаимное доверие;
· демократия;
· регламентация.
Сегодня проблемы управления и контроля в кооперативах всего мира стоят особенно остро и российская потребительская кооперация представляет собой в этом плане образцовый объект для критики.
Сущность проблемы рассмотрена ранее и заключается в природной двойственности кооператива как предприятия, что приводит к противоречию между потребительскими целями и предпринимательскими методами.
Руководство кооператива выступает в роли предпринимателя, то есть основного элемента предприятия в получении прибыли, а распределение этой прибыли производится потребительскими методами и, следовательно, не обеспечивает должного вознаграждения руководства.
Руководство считает справедливым получение большей части прибыли, чем остальные пайщики, что ограничено законодательством и контролируется демократическим членским контролем. При снижении контроля руководство успешно действующих кооперативов стремится к изменению его правовой формы и преобразованию в предприятие предпринимательских форм или идет на финансовые нарушения для осуществления своих претензий.
В любом случае, это приводит к нарушению главного принципа кооперативной справедливости: недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого.
Эта проблема органически присуща всем кооперативам. Частично она решается тем, что в законодательстве ряда стран предусмотрено 4 - 6 кратное увеличение (по сравнению с рядовым работником) заработной платы руководства.
Так как мировой практикой не выработаны рецепты решения проблемы руководства и его контроля, то попробуем обосновать свои предложения по сближению позиций российской потребительской кооперации с мировой кооперативной практикой.
В управлении следует разделять руководящий фактор и фактор управления.
Руководящий фактор осуществляет единое управление кооперативом, которое планирует, организует и контролирует комбинацию рабочей силы со средствами производства и сырьем.
Руководящий фактор в кооперативе - общее собрание пайщиков
Руководящий фактор должен обеспечивать:
· устойчивость кооператива;
· определение долговременной стратегии кооператива;
· координацию частей большого производства;
· принятие мер, имеющих чрезвычайное значение для кооператива
· занятие руководящих постов в кооперативе.
Фактор управления представлен руководством кооператива и определяет выбор средств: постановка цели, планирование, принятие решения, реализация, контроль.
Таково общепринятое разделение функций управления кооперативом, объединенных факторами «ответственность» и «компетентность».
Задача значительной части зарубежных кооперативов - снижение демократии на уровне фактора управления, т.е. уменьшение влияния пайщиков на текущее управление кооперативом, которое приводит к принятию некомпетентных решений, снижению дисциплины и т.п.
Отличие российских потребительских кооперативов заключается в том, что в них хорошо развит элемент административного управления и поэтому ставится обратная задача: повышение уровня демократии в руководстве кооперативом и исключение, таким образом, фактического превращение кооператива в предпринимательское хозяйство.
Для российских условий предлагается сохранить достаточно эффективное административное управление и дополнить его демократическим членским контролем.
Для этого необходимо в документах, регламентирующих деятельность потребительских кооперативов выделить следующие позиции:
1. равенство фактических прав пайщика-руководителя и простого пайщика;
2. разделение руководящего фактора и фактора управления. Решения общих собраний пайщиков кооператива является волеизъявлением большинства и обязательно к исполнению руководством кооператива. Решения руководства в приведенных выше рамках его компетенции является обязательным для работников кооператива;
3. подотчетность руководства пайщикам. Руководство осуществляет административный контроль за производственной деятельностью кооператива. Пайщики осуществляют демократический членский контроль за деятельностью руководства, при этом подразумевается:
§ постоянный контроль за руководством со стороны выборного контрольного органа;
§ возможность любого пайщика проконтролировать по его желанию правильность использования вложенных им средств.
4. Вознаграждение труда руководства должно быть пропорционально вкладу в результаты и систематически корректироваться решениями общего собрания.
Принятие этих предложений позволит объединить преимущества существующего ныне административного управления с ограничением демократическим членским контролем возможных действий руководства кооператива, направленных на решение задач, отличных от волеизъявления большинства пайщиков,
Эффективность таких мер доказана мировой кооперативной практикой и заключается в устойчивом достижении и сохранении кооперативных целей.
В) Автономность и независимость
Существующая сегодня экономическая зависимость потребительской кооперации от государства, обусловленная нерентабельностью ее работы, уравновешивается, как было показано ранее, еще большей зависимостью государства от социальных результатов ее деятельности и поэтому можно считать, что потребительская кооперация в данный период времени достаточно автономна и независима.
Но со стабилизацией социально-экономической обстановки в Российской Федерации снизится социальная значимость потребительской кооперации для государства и на первое место выйдет рентабельность ее деятельности.
Для сохранения независимости необходимо:
§ привести нормативные документы, определяющие деятельность потребительской кооперации в соответствие с международными нормами с включением в них кооперативных принципов МКА;
§ любыми доступными методами создавать социальную базу потребительской кооперации и считать это первостепенной задачей.
Использование этих общепринятых в мировой кооперативной практике положений позволят российской потребительской кооперации в достаточно короткие сроки влиться в мировое кооперативное сообщество и занять в нем место, соответствующее ее потенциалу.
Принципы
Добровольное и открытое членство
Кооперативы - это добровольные организации, открытые для всех людей, способных оказать свои услуги и взять на себя ответственность без дискриминации в области пола, социальных, расовых, политических и религиозных принадлежностей людей.
Демократический членский контроль
Кооперативы - это демократические организации, контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в выработке политики и принятии решений. Мужчины и женщины, работающие в качестве избранных представителей, подотчетны членам кооператива. В первичных кооперативах у всех членов равные права при голосовании (один член - один голос); кооперативы более высоких уровней также организованы в соответствии с демократическими принципами.
Экономическое участие членов
Члены кооператива вносят равные вклады и контролируют кооперативный капитал. Они обычно получают некоторую компенсацию на внесенный взнос, что является условием членства. Члены кооператива распределяют остаточный капитал на следующие цели: развитие кооператива, вознаграждение членов кооператива соответственно их участию в делах кооператива, поддержка других сфер деятельности, одобренных членами кооператива.
Автономия и независимость
Кооперативы - это автономная организация взаимопомощи, контролируемая своими членами. Если они заключают соглашения с другими организациями (включая правительственные) или увеличивают свой капитал с помощью внешних ресурсов, то это делается на условиях демократического контроля со стороны членов и поддержания независимости.
Образование, повышение квалификации и информация
Кооперативы дают образование и обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы те смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров о том, что представляет собой кооперативы и какую пользу они приносят.
Сотрудничество между кооперативами
Кооперативы более эффективно обслуживают своих членов и укрепляют кооперативное движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
Забота об обществе
Уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооператива, кооперативы также заботятся о постоянном развитии своих обществ.
Ценности и этические принципы, на который основан анализируемый “идеальный” кооператив представляют собой общечеловеческие ценности, формализованные первоначально в религиозных учениях практически всех конфессий и развившиеся всей деятельностью человечества. Конкретное содержание каждого из них зависит от менталитета общества, члены которого организованы в кооператив. Например, современные мусульманин и христианин по разному понимают равенство женщин или солидарность, американец и россиянин не одинаково понимают термин “демократия” и т.д.
Даже эти простые примеры позволяют предположить, что ценности кооператива и его этические принципы должны трактоваться в самом широком смысле и их конкретное содержание должно зависеть не только от ценностей и этических принципов всего общества, но и от каждого конкретного кооператива.
Единая трактовка этических принципов и ценностей кооперации реализуется в сфере делового общения, в которой выполнение принципов делового сотрудничества (основанных на этих же принципах) является общепринятым и обязательным.
Выявим генезис современных кооперативных принципов.
Принцип добровольное и открытое членство умышленно разделен на два принципа:
добровольное членство;
открытое членство.
Это обосновано историей возникновения современной кооперации: добровольное членство в той или иной степени присуще всем существовавшим инициативным потребительским хозяйствам, явившимся прообразом современных кооперативов и многовековой практикой доказала свое положительное влияние на их деятельность.
Принцип открытое членство появился сравнительно недавно, уже в процессе кооперативной деятельности, т.к. первые кооперативы имели в основном членство, закрытое по религиозным, сословным, идеологическим или экономическим факторам (баптистские кооперативы, кооперативы чиновников, рабочих, крестьян).
Принцип добровольности при комплектовании потребительского хозяйства- изначальный принцип его комплектования.
Как было показано в главе 6, отрицательное влияние этого принципа на устойчивость потребительского хозяйства обычно уравновешивалось принципом закрытого членства, например принятие в члены только лично знакомых людей или по рекомендациям.
Другим способом повышения устойчивости являлся частичный отказ от принципа добровольности, то есть добровольно-принудительное членство (например, российская потребительская кооперация в первые послереволюционные годы или запрет на выход из монастырей после их присоединения к официальной церкви). Наиболее характерным примером является крестьянская община: практически во всех странах (Россия, Германия, Китай и т.д.) ее членами были все крестьяне, проживающие в районе действия общины, вне зависимости от их желания.
Оба этих способа подразумевают насильственное ограничение свободы принятия решений, что на современном этапе развития демократии не всегда приводит к положительным результатам.
Выявим необходимые факторы, обеспечивающие положительное действие принципа добровольного членства на устойчивость современного кооператива:
личная свобода;
личная мотивация;
совпадение целей члена и кооператива;
принятие членом методов, которыми кооператив достигает своих целей;
согласие члена на принятие связанной с членством ответственности;
общий менталитет.
Содержание каждого из перечисленных факторов рассмотрено в предыдущей главе.
Проанализируем современные особенности этих факторов в их совокупности, которая имеет в кооперативе иное качество, чем в потребительских хозяйствах.
Самым важным изменением является личная свобода: если в докооперативных потребительских хозяйствах их члены имели, за редким исключением (дворянские потребительские хозяйства, вольное казачество), ограниченную личную свободу (мастера в цехах, крестьяне в потребительской кооперации СССР и т.д.), то сегодня подавляющее число членов кооперативов лично свободны. Это ограничивает возможность поддержания устойчивости кооператива принудительными методами и снижает его устойчивость.
Снижение отрицательного воздействия вытекающего из личной свободы фактора свободы выбора в современном кооперативе компенсируется усилением других факторов, увеличивающих привлекательность членства в кооперативе для каждого пайщика и направляющих свободу выбора на поддержание устойчивости кооператива.
Личная мотивация, побуждающая к членству, во многом определяется как экономическими факторами - совпадение целей члена и кооператива, так и социальными факторами - общий менталитет.
Наибольшее рассогласование между членом и кооперативом возникает при реализации факторов, определяющих экономические и социальные методы достижения кооперативом своих целей и объемом связанной с членством ответственности.
Для повышения своей устойчивости кооператив всегда стремится предельно повысить ответственность членов и выбирать методы, обеспечивающие наибольшую эффективность своей деятельности, которые нередко связываются с максимально возможным экономическим участием членов.
Но фактор свободы выбора ограничивает амбиции кооператива и вынуждает его искать устойчивость в разумном сочетании перечисленных факторов. Это и определяет достаточный фактор, обеспечивающий устойчивость кооператива при добровольном членстве - регламентация деятельности, определяющая объем прав и обязанностей как кооператива, так и его членов.
33. Законодательство РФ о роли членов в управлении потребительским обществом
В соответствие с Законом РФ «О потребительской кооперации»[4] управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.
Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.
В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом.
Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.
Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.
Общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся:
§ принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений;
§ определение основных направлений деятельности общества;
§ избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание;
§ определение размеров вступительного и паевого взносов; исключение пайщиков из потребительского общества;
§ решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них;
§ избрание представителей потребительских обществ союза;
§ выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза;
§ утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
§ порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества;
§ порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом;
§ определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества;
§ отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества;
§ создание хозяйственных обществ;
§ принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества.
Уставом потребительского общества могут быть отнесены к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества и другие вопросы.
Вопросы, отнесенные Законом РФ «О потребительской кооперации» и уставом потребительского общества к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества, не могут быть переданы им на решение совета и правления потребительского общества[5].
Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.
Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.
В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом.
Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.
Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.
Общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся:
принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений, определение основных направлений деятельности общества;
избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание;
определение размеров вступительного и паевого взносов;
исключение пайщиков из потребительского общества;
решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них;
избрание представителей потребительских обществ союза;
выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза;
утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества;
порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом;
определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества;
отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества;
создание хозяйственных обществ;
принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества.
В случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка. На данном собрании рассматриваются вопросы деятельности потребительского общества и кооперативного участка, а также избираются уполномоченные в порядке и по нормам представительства, определяемым уставом потребительского общества. В таких случаях в потребительском обществе проводится общее собрание уполномоченных потребительского
общества.
Общее собрание уполномоченных потребительского общества вправе решать все вопросы, относящиеся к полномочиям общего собрания пайщиков, за исключением вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них, о преобразовании потребительского общества в другую организационно - правовую форму.
Вопросы о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них, о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму в обязательном порядке выносятся на собрания пайщиков всех кооперативных участков потребительского общества. Порядок внесения указанных вопросов в повестки собраний пайщиков кооперативных участков, рассмотрения их и подведения итогов по результатам голосования определяется уставом потребительского общества.
Совет потребительского общества является органом управления потребительского общества, представляет интересы пайщиков потребительского общества, защищает их права и подотчетен его общему собранию.
Ревизионная комиссия потребительского общества контролирует соблюдение устава потребительского общества, его хозяйственную, финансовую деятельность, а также деятельность созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов. Ревизионная комиссия потребительского общества подотчетна общему собранию потребительского общества.
Ревизионная комиссия потребительского общества избирает из своего состава открытым голосованием председателя ревизионной комиссии и заместителя председателя ревизионной комиссии.
Решения ревизионной комиссии потребительского общества рассматриваются и исполняются советом или правлением потребительского общества в течение 30 дней. В случае несогласия ревизионной комиссии потребительского общества с решением совета или правления потребительского общества либо при непринятии решения советом или правлением ревизионная комиссия потребительского общества передает свое решение на рассмотрение общего собрания потребительского общества.
Список литературы:
1. «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г.
2. Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. М.: Экономика, 1991.
3. Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В. и др. Теория кооперации. – М.: Экономика, 1992.
4. Сборник документов о государственной поддержке потребительской кооперации Российской Федерации в 1994 г. – М., 1995.
5. Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1997.
[1] Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В. и др. Теория кооперации. – М.: Экономика, 1992. С. 176-177.
[2] Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. М.: Экономика, 1991. С. 111-112.
[3] Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. М.: Экономика, 1991. С. 113.
[4] см.: «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г.
[5] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1997. С. 100-107.