ДЖОВАННИ БОККАЧЧО (1313-1375)


 Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio) родился в июне-июле 1313 г. от внебрачной связи между богатым торговцем Боккаччино ди Келино и женщиной, о которой ничего не известно. Место рождения: вероятнее всего, Флоренция либо Чертальдо, селение Валь д'Эльза, откуда происходила семья отца. Боккаччо впоследствии на факте собственного рождения и юности построил многочисленные литературные “легенды”, откуда взяли начало многочисленные биографические гипотезы: первая из всех - о рождении писателя в Париже (куда отец часто ездил по своим торговым делам), от француженки благородных кровей - или даже от одной из дочерей французского короля. Точным фактом, однако, является только то, что маленький “незаконнорожденный” очень скоро был отнят у матери, отвезен в дом отца и “узаконен”, еще до того как отец женился (до 1320 г.) на некой Маргерите де Мардоли.

Богатый купец собирался направить сына по стопам собственных занятий, и поэтому дал ему сначала образование по торговой части во Флоренции. В 1327 г. он переехал в Неаполь в качестве представителя крупного флорентийского банковского заведения Барди, которое было основной финансовой поддержкой анжуйского двора в Неаполе. Джованни поехал с ним и прожил в этом городе те годы, которые сыграли решающую роль в формировании его как человека и как писателя, - до зимы 1340-41 гг. В первые годы этой жизни в Неаполе юноша проходил обучение - как того захотел отец - при заведении Барди. Но очень скоро его привлекла утонченная жизнь королевского двора, в которой флорентинцам было отведено особое место, - он и сам был принят ко двору именно благодаря положению отца и дружбе с Николой Аччаюоли, флорентинцем, приехавшим в Неаполь в 1331 г. и вскоре ставшим самым влиятельным лицом королевства.

Молодой Боккаччо участвовал в “куртуазной” жизни неаполитанской знати, в “сладкой жизни” молодежных группировок, проводя время в светских беседах и приятном пребывании в местах летнего отдыха двора на берегу Неаполитанского залива, во фривольных либо страстных любовных увлечениях (женщины в этом контексте играли значительную роль). В то же время он живо интересовался и следил за всеми проявлениями культуры, имевшими отношение ко двору Роберта Анжуйского: в первую очередь был очарован французской куртуазной литературой и романом, которые там имели широкое хождение. Проявился и его живой интерес к латинской культуре, к истории, мифологии, литературе в целом; большим стимулом для образования было посещение большой королевской библиотеки и встречи с некоторыми учеными, которые тогда жили в Неаполе.

В этой общественно-культурной среде, пользуясь прекрасным финансовым положением отца и избегая тратить силы на занятия торговлей (тем более что отец в 1332 г. переехал в Париж), Боккаччо начал интенсивные занятия литературным творчеством, как на латыни, так и на вольгаре, но сосредоточился, прежде всего, на произведениях на вольгаре, которые предназначались для двора, - в них он уже тогда разработал целый ряд мифов о себе самом,- мифов биографического характера, опирающихся на реальные ситуации, но переделанных по тогдашним литературным моделям. В их числе есть и история о большой и несчастной любви, случившейся между ним и некой Фьямметтой, - за этим символическим именем (по его собственной подсказке) стояла якобы Мария д'Аквино, предположительно незаконная дочь самого  Роберта   Анжуйского.   Именно  в  Неаполе  узнал  он  гениальные творения   римских  классиков – Вергилия, Овидия, Цицерона, которые повлияли   на   формирование   его   как   художника. Здесь  же  Боккаччо   начал свое поэтическое творчество. (2, 414)                                                                             В 40-х гг. Боккаччо часто переезжал: из Неаполя во Флоренцию, потом в Равенну, потом опять во Флоренцию. Именно тогда разразилась страшная эпидемия чумы, зловещая картина которой изображена в "Декамероне". Для писателя это было время наивысшего творческого подъема.

Однако трудности с тем, чтобы найти окончательное устройство собственной судьбы при неаполитанском дворе и, возможно, ослабление торговых связей отца с Неаполем (либо иные причины, которые нам неизвестны) вынудили Боккаччо покинуть город, который навсегда останется для него воспоминанием о счастливой юности, и вернуться зимой 1340-41 г. во Флоренцию, в отцовский дом, где отец тем временем женился во второй раз после смерти первой жены. Ситуация в городе в это время была тяжелой и беспорядочной: после краткого тиранического правления герцога Афинского (1342-43) здесь начались крупные конфликты и наступил первый финансовый кризис, а в 1345 г. обанкротился и банк Барди. (2, 416)

Не будучи еще независимым в материальном плане, Боккаччо снова вплотную занялся литературным творчеством, найдя прочные контакты с флорентийской литературной традицией, к которой всегда оставался привязан (здесь стоит упомянуть и о культе Данте, и его интерес к лирике “нового сладостного стиля”, к комической литературе и прозе популярного характера). В то же время он не забывал и куртуазную литературу неаполитанского двора и углублял свои знания античной латинской литературы. Он надеялся вернуться в Неаполь, но надежда сильно пошатнулась от известий о беспорядках, распространившихся в королевстве после смерти короля Роберта Анжуйского, который умер в 1343 г. Желая каким-либо образом устроить свою жизнь, он неоднократно выезжал из Флоренции, но оказался именно там, когда в 1348 г. началась эпидемия чумы, от которой умерли и его отец, и мачеха (а он тогда унаследовал семейное состояние).

Сразу же после чумы он закончил работу над “Декамероном”.  До "Декамерона" Боккаччо писал в основном на любовную тему. Особенно интересна "Фьямметта" (1343-1344 гг.) - один из первых образцов психологической прозы в европейской литературе. Видимо, в ней отразился личный опыт автора.

На первом плане в произведении оказывается тщательный анализ страстей - терпеливый и обстоятельный (хотя политические события той поры, гражданские войны и смуты тоже отражены). Автора "Фьямметты" интересуют не столько нравоучения и рассуждения общего характера, сколько опыт отдельно взятой личности. Впервые в прозаическое повествование переносятся мотивы средневековой поэзии. Но если там женщина всегда являлась лишь объектом любовного чувства, то у Боккаччо донна Фьямметта становится персонажем самостоятельным, ее внутренний мир оказывается даже более богатым и достойным внимания, чем мир мужчины. Фьямметта - уже не поэтический символ и не покорно претерпевающая чужую страсть безгласная дама, а личность, полностью отвечающая за свои поступки. Наиболее же знаменитым из всех сочинений Боккаччо является "Декамерон" - сборник новелл, написанных между 1349 и 1353 гг. Во многом эта книга стала образцом для новеллистов последующих поколений, и не только итальянских. Между тем сам автор и многие его современники считали "Декамерон" произведением второстепенным. Петрарка хотя и перевел на латынь заключительную новеллу сборника, но признавался, что с трудом одолел "Декамерон" до конца - чересчур толстый.             Пожалуй, нет такого сюжета в книге Боккаччо, который не был бы подчерпнут из более раннего источника. Это и средневековые сборники прозаических новелл (в частности, итальянский "Новеллино") и их стихотворных аналогов, и книги нравоучительных примеров. Это и рыцарские романы, и восточные сказки, известные Боккаччо из вторых рук ("Тысячу и одну ночь" в Европе впервые прочитали только в XVIII в., но некоторые ее сюжеты  гораздо  раньше  стали   кочующими).  Именно  в восточных собраниях занимательных и фантастических историй были впервые использованы обрамляющие   конструкции: в  "Тысяче и  одной ночи",  как  известно, прекрасная  Шахерезада  рассказывает  одну  новеллу  за  другой   и   таким образом отдаляет собственную смерть. (1, 233)             Персонажи обрамления "Декамерона" - трое молодых людей и семь дам, которые встречаются в одном из красивейших флорентийских храмов - Санта-Мария-Новелла. Они знакомы между собой и хорошо понимают друг друга. В прологе называется точная дата, так что у читателя не остается никаких сомнений: действие происходит во время знаменитой эпидемии чумы, свирепствовавшей во Флоренции в 1348 г. Боккаччо дает выразительную картину зачумленного города. Невольно возникает ощущение символичности происходящего. Чума - не просто болезнь, но еще и метафора кризисного состояния мира: "...горожане избегали друг друга, соседи не помогали друг другу, родственники редко, а иные и совсем не ходили к друг другу, если же виделись, то издали".              Бесстыдство, падение нравов, крушение многолетних традиций - вот чем сопровождается мор. Тем контрастнее выглядит на этом фоне приятный уголок - тосканское имение близ Флоренции, куда бегут от ужасов чумы герои "Декамерона". Они проводят вместе десять дней, отсюда и название книги (греч. "Десятидневник"). Здесь царят нега и покой, а манящая природа гармонично сочетается с прекрасными творениями рук человеческих. Герои обрамления предаются пению, танцам, игре в шахматы, купанию, прогулкам. Но самое главное - они развлекают друг друга историями. В книге Боккаччо знакомые сюжеты наполняются новым смыслом, органично входят в своеобразный учебник повествовательного искусства, каковым и становится "Декамерон". В некоторых случаях автор даже открыто призывает читателя выбрать из нескольких вариантов концовок один. Новеллы многообразны  по  интонации  (от  беззаботного  смеха  до  высокого  трагизма) и месту   действия   (провинции   Италии,   Испания, Прованс,  Греция,  Тунис...). В большинстве  новелл  события  происходят  во  времена  Боккаччо  или непосредственно предшествующие им. (5, 127)             Имена героев обрамления "Декамерона" в основном заимствованы из более ранних сочинений Боккаччо, а мужские персонажи - Памфило, Филострато и Дионео - даже связываются с тремя этапами жизненного пути самого автора. Характер рассказов во многом зависит от того, кто именно берет слово. Боккаччо достаточно трезво смотрит на зарождающийся класс буржуа и отмечает, что предприимчивость может превратиться в жадность и скупость. Новеллы последнего, десятого дня стоят в книге особняком: в них сильна назидательность и оживает средневековая, рыцарская этика. "Порочная и нечистая жизнь священнослужителей" (слова Филострато) - одна из сквозных тем "Декамерона". Критика духовенства часто вполне добродушна - в духе средневековой прозы. (4, 89)

Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место. Действительно, любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в ее изображении преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягченных, уклончивых выражений). Все это встречалось и в комических жанрах средневековой литературы. Но автор "Декамерона" соединяет подобный материал с исполнением высокой патетики сюжетами, подвергает его тщательной литературной отделке. Многие новеллы не более чем шутка - например, история о журавлях, стоящих на одной ноге. Другие же весьма пространны, в них нанизываются переодевания, кораблекрушения, неожиданные узнавания, резкие смены социального положения, пламенные любовные увлечения, коварные и кровавые убийства, похищения... Общая мораль этих сюжетов незамысловата: Амур правит миром, сопротивление ему бессмысленно.              В "Декамероне" много колоритных, живых деталей, относящихся к повседневной жизни средневековой Италии. Боккаччо высмеивает адвокатов и судей, чиновников и ростовщиков; он хорошо знает мир купцов и охотно изображает его, хотя скуп в воссоздании места действия. Однако современникам писателя было достаточно упоминаний о неаполитанских трущобах или "пресловутой честности венецианцев". Наряду с бытовыми узнаваемыми ситуациями в книге встречаются и проявления сверхъестественного, хотя и гораздо реже.             Обилие в "Декамероне" новелл с пикантными эротическими сюжетами сам Боккаччо впоследствии объяснял ошибками молодости. Зато в написанном, по всей видимости, в 1354-1355 или 1364 гг. трактате "Корбаччо" ("Ворон") очень ощутимы благочестивые ноты. Есть здесь и политическое отступление, где автор с презрением отзывается об аристократии и доказывает, что истинное благородство заключается в добродетели. Эта мысль вполне созвучна высказываниям многих мыслителей эпохи Возрождения. Но все-таки в истории литературы Джованни Боккаччо остался именно как творец "Декамерона". (5, 133)

Заслуга Боккаччо состояла в том, что он понял значение этих бесхитростных рассказов, в которых переливалась живая жизнь итальянского города. Обработал их и поднял до высоты подлинного искусства. В основу многих новелл "Декамерона" легли житейские случаи, произошедшие во Флоренции и ее окрестностях, местные анекдоты и предания. Героями некоторых из них являются действительно существовавшие люди - такие, например, как знаменитый художник Джотто, поэт Гвидо Кавальканти и другие.             Но "Декамерон" представляет собой не просто сборник новелл, а идейное и художественное целое, продуманное и построенное по определенному плану. (3, 213)

 В 1354-55 годах Боккаччо пишет последнюю поэму "Ворон", а около 1360 года книгу "Жизнь Данте Алигьери".

Слава Джованни Боккаччо как писателя и его положение в свете начали приносить ему различные знаки уважения со стороны коммуны Флоренции. Уже в 1350 г. он был направлен в Равенну, чтобы вручить дочери Данте, монахине Беатриче, денежную награду в десять золотых флоринов как знак запоздалого признания флорентийцами заслуг великого поэта, умершего в изгнании. В течение следующего десятилетия он занимался различные официальные должности: в декабре 1351 - январе 1352 г. был послан в Тироль к Людвигу Баварскому для заключения соглашений против миланских Висконти; в 1353 г., все с той же миссией против Висконти, Боккаччо посещает Форли и Равенну, в 1354 г. - в Авиньон, чтобы представить папе Иннокентию VI точку зрения Флоренции на прибытие в Италию императора Карла IV; в июне 1359 г., возможно, посетил Ломбардию с миссией, о которой нет точных сведений.

В пятидесятые годы Боккаччо был одной из главных фигур флорентийской культурной жизни, которой - вместе с другими важными ее представителями (Франческо Нелли, Лапо да Кастильонкио) - дал новое направление: гуманистический характер, и стал инициатором многих культурных мероприятий. Определяющим для всего этого было его знакомство с Петраркой, в котором Боккаччо давно уже видел своего учителя. Еще во время пребывания в Неаполе до него дошли сведения о поэзии и культуре Петрарки благодаря друзьям поэта и ученым, которые в то время там находились. В 1339 г. Боккаччо обратился к нему с посланием на латыни (Mavortis miles extremus - Последнему солдату Марса), а в 1341-42 гг. написал его краткую биографию. Но только после первой личной встречи с поэтом, произошедшей во Флоренции в 1350 г., во время краткой остановки Петрарки в городе на пути в Рим по случаю юбилея церкви, между двумя литераторами установились очень живые отношения, взаимная привязанность, оставшаяся до конца жизни у обоих. В 1351 г. Боккаччо по поручению городских властей отправляется к Петрарке в Падую, чтобы пригласить его возглавить кафедру в только что открывшемся университете. И несмотря на то, что Боккаччо не одобрил отказа Петрарки от предложения, как и на то, что поэт принял приглашение семейства Висконти, заклятых врагов Флоренции, и перебрался в Милан, - Боккаччо продолжал поддерживать с ним очень тесные отношения, обмениваясь с ним рукописями, различного рода записями и научной информацией. (1, 134)

У Петрарки и Боккаччо были в Неаполе общие друзья, и Боккаччо поехал туда в 1355 г., питая надежды (которые вскоре не оправдались), что получил место королевского секретаря. В марте 1359 г. он навестил Петрарку в Милане, с интересом ознакомился с его библиотекой и провел с ним в беседах и в чтениях несколько дней. Несколько позже, и благодаря заинтересованности друга, по его указанию в университет был принят калабриец Леонций Пилат, знаток греческого языка, для преподавания его во Флорентийском университете. Этот факт имел решающее значение для развития познаний древнегреческого языка в итальянской культуре, хотя Пилат и возглавлял эту кафедру только с 1360 по 1362 гг.

Неудавшийся заговор, попытка которого была совершена в декабре 1360 г., и тот факт, что в нем были замешаны лица, очень близкие писателю, изменил соотношение сил внутри флорентийской Коммуны, и Боккаччо оказался в немилости у властей. Его отдалили от публичных должностей, и писатель пережил период кризиса и разочарований, к этому добавлялось и беспокойство в религиозном плане. В то время как раньше религиозный кризис эпохи затронул его только поверхностно, сейчас он обратил внимание на культовые движения, которые распространялись в Тоскане и остался под сильным впечатлением от упрека, с которым тосканский монах Пьетро Петрони обратился к нему и к Петрарке в 1362 г., за то усердие, с которым они занимались светскими делами, которыми, на его взгляд, является литература. (1, 142)

Начиная с июля 1361 г., Боккаччо перебрался в Чертальдо, где в одиночестве он погрузился в научные занятия и размышления. Наступает новый этап: Боккаччо уходит в себя, погружается в религию, предается гуманистическим штудиям. Интерес к "поэтическим выдумкам" сменяется культом знания и морали.             Там он написал новые произведения на латыни (в числе которых “Genealogia deorum gentilium” - Генеалогия языческих богов) и на вольгаре (Corbaccio). Наука и поэзия составляли главный интерес жизни Боккаччо; его научные труды, написанные на латинском языке, посвящены античной культуре. Свыше двадцати лет писатель работал над монументальным сочинением "Генеалогия богов". Наиболее значительной и интересной частью наследства Боккаччо являются его художественные произведения. В его ранних произведениях образы, заимствованные из античной культуры, сочетаются с мотивами, характерными для средневековья - это роман "Филоколо" (1338), эпическая поэма "Тезеида" (1339), поэма "Любовное видение" (1342).             Постепенно Боккаччо создает свой собственный поэтический стиль. Высшее достижение Боккаччо-поэта - это "Фьезоланские нимфы". Исходным толчком к созданию поэмы послужили "Метаморфозы" знаменитого римского поэта Овидия - собрание древних мифов, каждый из которых завершается рассказом о каком-либо превращении героя. В 1345 году он пишет психологический роман "Фьямметта".             Тем временем политическая обстановка изменилась: в 1365 г. Флоренция вступила в новый период политических отношений, и Боккаччо получил новые должности: ему был поручен надзор над наемными войсками. Очень важной была его дипломатическая поездка в Авиньон в августе-ноябре 1365 г., в ходе которой он предложил папе Урбану V поддержку Флоренции для переноса папского престола в Рим, - а позднее, в ноябре 1367 г., Боккаччо был в Риме, что поздравить понтифика с удачным завершением всего мероприятия. (1, 144)

Будучи крупным представителем культуры, Боккаччо внес немаловажный вклад во внешнюю политику правительства Флоренции, которая была направлена прежде всего против империи и против дома Висконти; оказал ему помощь в этом плане еще и написанием нескольких дипломатических посланий. Писатель стал одним из основных авторитетов в развитии новых поколений граждан города.

Несмотря на приближение старости и неудобства, которые доставляла ему чрезмерная полнота, он не ограничивался пребыванием только во Флоренции и в Чертальдо (там он занимался литературным трудом, пересматривая уже написанные произведения и работая над новыми),- он совершил еще немало поездок: весной 1367 г. он был в Венеции у Петрарки (который в это время уезжал в Павию); летом и осенью 1368 г. - в Падуе, в последний раз навестил своего великого друга и провел немало времени в беседах, а затем, до самой смерти Петрарки, продолжал с ним интенсивную переписку; осенью 1370-летом 1371 г. посетил Неаполь.

В 1373 г., по просьбе флорентийской Коммуны, в церкви Санто Стефано ди Бадиа Боккаччо провел публичные чтения с комментариями “Комедии” Данте, и таким образом положил начало новому культурному начинанию, которое во Флоренции получит развитие только спустя много времени. Эта “поручение”, данное Боккаччо городскими властями, должно было длиться год, и за него писателю предусматривался гонорар в сто флоринов. Боккаччо приступил к чтениям 23 октября 1373 г. и проводил их на протяжении нескольких месяцев. Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 г. (1, 146)




Список литературы


1.     Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. – М.: Правда, 1988.

2.     Зарубежная литература эпохи Возрождения. Хрестоматия. (Сост.Б.И.Пуришев). 2-е изд. – М.: Просвещение, 1976.

3.     Культура эпохи Возрождения и Реформации. Сб.статей. –М.: Слово, 1991.

4.     Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – Минск: Харвест, 1978.

5.     Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль. – М.: Советская Россия, 1982.