Анализ информации, содержащейся в отчете о движении денежных средств


Актуальность анализа движения денежных средств предприятия заключается в том, что основная проблема для каждого предприятия – это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста, следовательно, существует необходимость во всестороннем изучении, анализе и улучшении методологии и организации бухгалтерского учета денежных средств хозяйствующих субъектов.

Целью анализа информации о движении денежных средств предприятия является предоставление пользователям финансовой отчетности базы для оценки способности предприятия привлекать и использовать денежные средства и их эквиваленты.

Отчет о движении денежных средств  (форма № 4)[1] - форма финансовой отчетности, в которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании. В отчёте о движении денежных средств содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.

Отчет о движении денежных средств дополняет балансовый отчет и  отчет о прибылях и убытках. Балансовый отчет отражает финансовое положение компании на определенный момент времени (конец учетного периода), а отчет о движении денежных средств поясняет изменения, произошедшие с одним из компонентов финансовой отчетности - денежными средствами - от одной даты балансового отчета до другой. Отчет о движении денежных средств объясняет чистое увеличение или снижение денежных средств и их эквивалентов в течение периода.

Информация, содержащаяся в отчете о движении денежных средств позволяет определить, требуется ли предприятию дополнительное финансирование, иная дивидендная политика, каковы были изменения в инвестиционной и финансовой деятельности за период, как были использованы денежные средства, полученные от размещения обыкновенных акций, выпуска облигаций или привлечения заемных средств и т.д.

Пользователям финансовой отчетности такая информация необходима для составления собственного мнения в отношении:

Изменений в чистых активах компании.

Финансовой структуры компании.

Платежеспособности и ликвидности компании.

Способности компании влиять на величину и регулярность потоков денежных средств.

Способности создавать денежные средства.

Дисконтированной стоимости денежных потоков различных компаний (с помощью разработанных моделей).

Отчет о движении денежных средств, кроме того, содержит информацию, которая бывает полезна при оценке финансовой гибкости фирмы. Финансовая гибкость - это способность фирмы генерировать значительные суммы денежных средств с тем, чтобы своевременно реагировать на неожиданно возникающие потребности и возможности. Информация о движении денежных средств за прошлые периоды, особенно о движении денежных средств от основной деятельности, помогает оценить финансовую гибкость. Оценка способности фирмы пережить, например, неожиданное падение спроса может включать в себя анализ движения денежных средств от основной деятельности за прошлые периоды. Чем значительнее потоки денежных средств, тем выше окажется способность фирмы выдержать неблагоприятные изменения экономических условий.

Некоторые инвесторы и кредиторы считают отчет о движении денежных средств полезным при оценке "качества" доходов фирмы. Определение доходов при учете по методу начислений требует множества бухгалтерских проводок, связанных с начислением, отражением сумм, относящихся к будущим отчетным периодам, распределением и оценкой. Такие корректировки и процедуры делают процесс определения дохода более субъективным, чем хотелось бы некоторым пользователям финансовой отчетности. Такие пользователи полагаются на более объективную оценку эффективности, чем чистая прибыль, - на движение денежных средств от основной деятельности. С точки зрения таких пользователей, чем выше этот показатель, тем выше "качество" дохода.

Процедура составления отчета о движении денег, по существу, представляет собой преобразование данных о результативности компании из базиса начислений в оценку результативности в денежном базисе. Сравнение этих оценок позволяет сделать вывод о способности компании генерировать денежные средства, что является одним из главных факторов успеха любого бизнеса.

В отчете о движении денежных средств необходимо раскрывать следующую информацию:

Всю сумму возмещения при приобретении или продаже.

Часть возмещения при приобретении или продаже, выплаченную в денежных средствах или эквивалентах.

Величину денежных средств и их эквивалентов в приобретенной или проданной дочерней компании.

Величину активов или обязательств, кроме денежных средств и их эквивалентов, в приобретенной или проданной дочерней компании.

Денежные средства и их эквиваленты в отчете о движении денежных средств, а также их сверку с аналогичными статьями в бухгалтерском балансе.

Подробную информацию в отношении неденежных инвестиционных и финансовых операций (например, в отношении конвертации облигаций в акции).

Сумму денежных средств и их эквивалентов, имеющихся в компании, не доступных для использования группой.

Сумму кредитов, не взятых, но доступных для будущей операционной деятельности, а также для урегулирования обязательств инвестиционного характера (с указанием имеющихся ограничений в отношении таких средств).

Общую сумму потоков денежных средств от каждого из трех видов деятельности, относящейся к доле участия в совместных предприятиях.

Сумму денежных потоков, от каждого из трех видов деятельности в отношении каждого отраслевого и географического сегмента.

Денежные потоки, показывающие увеличение операционного потенциала компании, и отдельно должны раскрываться денежные потоки, которые представляют его поддержание.

Для составления отчета о движении денежных средств за период необходима следующая информация:

баланс предприятия на начало и конец периода,

отчет о прибыли за период,

некоторая дополнительная информация, относящаяся к продаже активов (соотношение цены продажи и балансовой стоимости), способах расчета с поставщиками и получения денег от потребителей и т.д.

Отчет состоит из следующих разделов:

«Остаток денежных средств на начало года»;

«Поступило денежных средств» (всего и в том числе: выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг); выручка от продажи основных средств и иного имущества; авансы, по­лученные от покупателей; бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование; безвозмездно; кредиты и займы полученные и прочие поступления);

«Направлено денежных средств» (всего и в том числе: на оп­лату приобретенных товаров (работ, услуг); на оплату труда; отчисления на социальные нужды; на выдачу авансов постав­щикам и подрядчикам; на оплату машин, оборудования и транспортных средств; на финансовые вложения; на расчеты с бюджетом; на оплату процентов и по полученным кредитам и займам и прочие выплаты);

«Остаток денежных средств на конец отчетного периода». Справочно указывается, сколько из общей суммы поступлений получено наличными (всего и в том числе по расчетам: с юриди­ческими, физическими лицами, из них с применением контрольно-кассовых аппаратов, бланков строгой отчетности). Отдельно пока­зывается: поступление в кассу из банка, сдано в банк из кассы.

Отчет о движении денежных средств подразделяет денежные поступления и выплаты на три основные категории: текущая деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Группировка потоков денежных средств по этим трем категориям позволяет отразить влияние каждого из трех основных направлений деятельности фирмы на денежные средства. Комбинированное воздействие всех трех категорий на денежные средства определяет чистое изменение денежных средств за период. Затем чистое изменение денежных средств за период выверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств.

Для целей составления отчета о движении денежных средств по российским стандартам (приказ Министерства финансов № 31 от 27.03.96) основная деятельность определяется как деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, например, производство, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.

Инвестиционная деятельность определяется как деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.д.

Финансовая деятельность определяется как деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных акций, облигаций и т.п. на срок до 12 месяцев.

Движение денежных средств означает поступление и выбытие денежных средств и их эквивалентов.

 Денежные средства включают в себя:

Кассу.

Вклады до востребования (включая банковские овердрафты к получению до востребования).

 Эквиваленты денежных средств держат для исполнения краткосрочных денежных обязательств. Они представляют собой краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в денежные средства, с незначительным риском изменения ценности.

Движение денежных средств отражается в отчете с использованием прямого или косвенного методов. Различия в использовании этих методов касаются только раздела “операционная деятельность”.

 Предприятие может использовать прямой или косвенный метод расчета для составления отчета о движении денежных средств от основной деятельности.

Прямой метод учитывает основные категории денежных поступлений и платежей по основной деятельности: раскрываются основные виды валовых денежных поступлений и валовых денежных вы плат, проводится сверка между прибылью до налогообложения и денежными средствами от операционной деятельности представляется в примечании к отчету о движении денежных средств.

В России используется лишь один метод представления потоков денежных средств – прямой, в котором раскрываются основные виды валовых денежных поступлений и валовых денежных платежей.

Прямой метод учитывает основные категории денежных поступлений и выплат от основной деятельности и, по сути, представляет собой отчет о прибылях и убытках, составленный на основе кассового метода. Используя прямой метод расчета, можно определить суммы денежных средств по различным категориям, либо путем анализа и классификации денежных операций фирмы, либо путем пересчета доходов и расходов, рассчитанных на основе метода начислений, в соответствующие суммы, рассчитанные на основе кассового метода.

Рассчитав чистый результат движения денежных средств от основной, инвестиционной и финансовой деятельности, можно составить суммарный отчет о движении денежных средств.

Косвенный метод позволяет скорректировать чистую прибыль к чистому результату движения денежных средств от основной деятельности с учетом: воздействия неденежных операций, отсрочек или начислений, инвестиционных или финансовых потоков денежных средств.

Согласно косвенному методу за основу принимается чистая прибыль, рассчитанная на основе метода начислений, и затем выполняется ряд корректировок чистой прибыли, рассчитанной по методу начислений, в чистую прибыль, рассчитанную по кассовому методу. В отличие от прямого метода, при косвенном методе денежные поступления и выплаты не подразделяются на категории.

Движение денежных средств от инвестиционной деятельности представляется в отчете следующим образом:

Основные категории валовых поступлений денежных средств и валовых выплат денежных средств представляются в отчете раздельно.

Совокупные потоки денежных средств, образованные в результате приобретения или продажи дочерних компаний и других хозяйственных подразделений, классифицируются как инвестиционные.

Движение денежных средств от финансовой деятельности раскрывается в отчете посредством раздельного представления основных категорий валовых поступлений и валовых выплат денежных средств.

В международной практике отчет о денежных потоках является составной частью обязательной отчетности.

В России в качестве основных бухгалтерских отчетов отчет о движении денежных средств рассматривается лишь как часть пояснений к годовой отчетности и может не представляться в составе промежуточной отчетности.

В России отчет о движении денежных средств не имеет широкого применения. Не существует отдельного стандарта, посвященного отчету о движении денежных средств.

Внедрение стандарта, посвященного отчету о движении денежных средств, не предусмотрено планом внедрения стандартов в практику, утвержденным во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 года №283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Однако специфика данного отчета заключается в том, что его можно принять в России абсолютно в том виде, в каком он изложен в международных стандартах (МСФО №7) без боязни вступить в какое-либо противоречие с российским (прежде всего налоговым законодательством). Независимо от различий, существующих между российскими и международными стандартами учета, нет никаких препятствий для того, чтобы соблюдать единые международные требования в составлении отчета о движении денежных средств (использовать единую классификацию видов деятельности, единую форму отчета и т.д.)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Отчет о движении денежных средств предоставляет информацию, которая полезна как внутренним, так и внешним пользователям отчетности (управляющим предприятия, инвесторам, кредиторам). С ее помощью они могут оценить, как предприятие создает и использует денежные средства, способно ли оно производить достаточно денежных средств, чтобы погашать текущие обязательства, выплачивать дивиденды, приспосабливаться к меняющимся условиям.

2. Для того чтобы отчет о движении денежных средств получил заслуженное признание и применение, в России следует принять международные стандарты, или, по крайней мере, разрешить российским предприятиям, составляющим отчет о движении денежных средств в соответствии с требованиями МСФО, не составлять отчет по российским правилам. Технику расчета показателей отчета о движении денежных средств следует описать в специальных методических рекомендациях и учебных курсах. Она не вызовет больших трудностей у российских бухгалтеров. Наоборот, для них, а также менеджеров, инвесторов, кредиторов и других пользователей российской финансовой отчетности смысл отчета о движении денежных средств станет более понятным и появится возможность для анализа и сравнения денежных потоков различных предприятий для принятия эффективных экономических решений.

Информационное, организационное и методическое обеспечение анализа финансовой отчетности


В современных экономических условиях изучение финансовой отчетности предприятия стало необходимой составляющей финансового анализа. Для многих участников рыночных отношений, финансовая отчетность является основным доступным источником экономической информации о хозяйствующем субъекте, формируемой на микроуровне. 

В связи с переходом к рыночным отношениям неизмеримо возрастает количество пользователей финансовой отчетности. Если раньше данная информация предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, учреждению, банку и территориальному органу статистики), то в рыночной экономике ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений:

- лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), то есть менеджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых в западной практике называют бухгалтерами-аудиторами и бухгалтерами-аналитиками;

- лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и так далее;

- лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые институты (биржи, ассоциации и тому подобное), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и другие.

Целью анализа финансовой отчетности является предоставление необ­ходимой полезной информации всем потенциальным внешним и внутренним пользователям.

Задачей предприятия здесь является информационное, методическое и организационное обеспечение возможности для пользовате­лей ознакомиться с финансовой отчетностью.

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений[2].

Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового  учета и является информационным звеном,  связывающим  предприятие  с обществом и деловыми партнерами  -  пользователями  информации  о деятельности предприятия. Основным (а в ряде случаев и единственным) источником  информации об экономической и финансовой деятельности предприятия является  бухгалтерская отчетность, которая стала публичной.

Для составления финансовой отчетности предприятия требуются сведения по установленным формам бухгалтерской отчетности, а именно:

- форма №1 «Бухгалтерский баланс»;

- форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- форма №3 «Отчет о движении капитала»;

- форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;

- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому уче­ту «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бух­галтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения, утверждаются Министер­ством финансов Российской Федерации.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и По­ложением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтраль­ность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная полити­ка предприятия» (ПБУ 1/98).

Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Он составляется на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец отчетного периода, взятых из Главной книги. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Он состоит их 2-х частей:

1) актив — показывает каким имуществом располагает предприятие;

2) пассив — показывает, за счет каких источников образовалось данное имущество.

Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2)[3] составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»).

В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода по стр. 190).

Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельные прибыли и убытки по приводимым статьям. Для годовой формы отчёта о прибылях и убытках предусмотрена справка с отражением сумм дивидендов на одну акцию в текущем и в следующем отчётном годах.

Годовой отчёт об изменениях капитала (форма № 3)[4] отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличе­ния капитала по отдельным статьям.

В отчёте о движении денежных средств (форма № 4) содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.

  Приложение к годовому бухгалтерскому балансу (форма № 5) в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.

В пояснительной записке определяются основные факторы, которые повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы предприятия, освещается финансовое и имущественное состояние предприятия, какая часть уставного фонда (УФ) на дату составления отчета фактически оплачена учредителями, в каком порядке определена стоимость нематериальных активов (НА), внесенных участниками в УФ, каким органом и когда рассмотрена и утверждена годовая ФО.

В пояснительной записке приводятся сведения о намерении изменить на будущий год методологию отражения отдельных хозяйственных операций, и включается ведомость результатов инвентаризации имущества, средств и расчетов, приводится курс пересчета иностранной валюты в национальную денежную единицу.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын­ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу­тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол­нения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффектив­ности использования ресурсов организации и др.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых эконо­мических мероприятиях и другой информации, интересующей воз­можных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Аудиторские заключения готовят внешние аудиторы (независимые лицензированные орга­низации) и внутренние аудиторы (ревизионные комиссии, избранные из числа работников пред­приятия или акционеров в соответствии с уста­вом).

Независимые аудиторы дают заключение об объективности бухгалтерской отчетности, ее со­ответствии нормам и правилам бухгалтерского учета. Если аудитор находит нарушения, искажа­ющие реальные финансовые результаты, то в аудиторское заключение включаются рекоменда­ции по их устранению.

Согласно приказу Минфина РФ от 13.01.2000г. № 4н « О формах бухгалтерской отчетности организации» при составлении отчетности следует руководствоваться следующими нормативными актами:

1.Федеральным законом от 21.11.96г. «О бухгалтерском учете».

2.ПБУ 4/99 от 6.07.99г. № 43н «Бухгалтерская отчетность организации».

3.Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденным 31.10.2000г. № 94н.

4.Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации  - приказ Минфина РФ от 28.06.2000г.№ 60н

5.Иными положениями по бухгалтерскому учету и отдельными рекомендациями и указаниями Минфина России.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (ука­заниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Фе­дерации. Единая система показателей отчетности организации позво­ляет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономиче­ским районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Организация анализа финансовой отчетности требует большой подготовительной работы. Составление годового отчета требует проведение целого ряда мероприятий, а именно:

- На предприятии объявляется инвентаризация;

- Выравниваются остатки на все счетах бухгалтерского учета;

- Проводится аудиторская проверка при необходимости;

- Рассчитывается соотношение фактических командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на содержание личных автомобилей для служебного пользования с действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;

- Определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль и уточняется схема уплаты налогов за год;

- Реформируется баланс;

- Готовятся расчетные показатели для заполнения форм годовой отчетности и утверждается годовой отчет;

- Заполняются формы годовой бухгалтерской отчетности;

- Пишется пояснительная записка  к балансу;

- Готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный период;

- Открываются счета, с которых начинается новый учетный цикл;

- Годовая отчетность сдается в Государственную налоговую инспекцию.

После проведения предварительной работы по организации анализа финансовой отчетности, приступают к организации проведения этапов анализа.

Сначала принимается решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и проверяется ее готовность к чтению. Задачу о целесообразности анализа позволяет решить ознакомление с аудиторским заключением по данным документам. Если по финансовой отчетности фирмы составлено безусловно-положительное или условно-положительное аудиторское заключение, то проведение анализа целесообразно и возможно, так как отчетность во всех существенных аспектах объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Если же по финансовой отчетности фирмы составлено отрицательное аудиторское заключение, то это означает, что документы недостоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность предприятия или имеют существенные ошибки, что обуславливает невозможность и нерациональность анализа.

Проверка готовности отчетности к чтению носит технический характер и связана с визуальной проверкой наличия необходимых отчетных форм, реквизитов и подписей на них, а также простейшей счетной проверкой промежуточных итогов и валюты баланса.

В дальнейшем происходит ознакомление с пояснительной запиской к балансу, это необходимо для того, чтобы оценить условия функционирования предприятия в данном отчетном периоде и учесть анализе факторы воздействие которых повлекло изменения в имущественном и финансовом положении организации и которые нашли свое отражение в пояснительной записке.

Основным мероприятием финансового анализа является оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния хозяйствующего субъекта. Необходимо отметить, что организацию анализа финансово-хозяйственной деятельности варьируют в зависимости от поставленных целей.

Исходя из рассмотренного материала можно сделать следующие общие выводы:

1. Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятия применяют методы финансового анализа для принятия решений. Основными пользователями финансовой отчетности компании являются внешние пользователи (акционеры, кредиторы, инвесторы, потребители, производители, партнеры, государственные налоговые органы) и внутренние пользователи (руководитель предприятия, работники административно-управленческого персонала и подведомственных подразделений).

2. Для обеспечения достижения целей финансового анализа, таких как:

- формирование объективной оценки финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;  

- выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов

необходимо полное и качественное информационное, методическое и организационное обеспечение.

Литература

1.      Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего объекта. - М.: «Финансы и статистика», 2001г. - 218 с.

2.      Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М.: «ДИС», 2002г. - 208 с.

3.      Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99).

4.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. – Минск: ООО «Новое знание», 2000г. – 688 с.

5.      Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. –М.: Перспектива, 2001г. - 656 с.

6.      Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Нечаев Е.В., Методика финансового анализа. Практическое пособие. - «Инфра-М», 2001г. - 208 с.

7.      Шишкин А.К. Учет, анализ, аудит на предприятии. – М.: Аудит Юнити, 2000г. – 495 с.

8.      Федеральный  закон от 21 ноября 1996 года  N 129-ФЗ  "О  бухгалтерском   учете".



[1] Федеральный  закон от 21 ноября 1996 года  N 129-ФЗ  "О  бухгалтерском   учете"

[2] Стоянова М. Финансовый менеджмент: теория и практика,с.17

[3] Федеральный  закон от 21 ноября 1996 года  N 129-ФЗ  "О  бухгалтерском   учете"

[4] Там же