Содержание


Содержание. 2

Введение. 3

1. Понятие рынка ценных бумаг. 4

2. Регулирование рынка ценных бумаг в России. 5

3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 5

4. Современное состояние рынка ценных бумаг в России. 6

5. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. 9

6. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг. 13

Заключение. 14

Список литературы.. 16

Введение


В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов являются ценные бумаги.

Ценные бумаги - это неизбежный атрибут любого товарооборота. Будучи товаром, они в состоянии служить, как средством кредита, так и средством платежа заменяя тем самым наличные деньги.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

После перехода от командной экономики к рыночной, возникла потребность в создании полноценно функционирующего рынка ценных бумаг. В данный момент современный российский рынок ценных бумаг (РЦБ в дальнейшем) все еще формируется, так как насчитывает  не более 11 лет своего существования в современной России. Сейчас перед РЦБ стоят очень много серьезных проблем, тормозящих его развитие.

Предметом рассмотрения данной контрольной работы являются особенности обращения ценных бумаг в России.


1. Понятие рынка ценных бумаг.


Рассмотрение рынка ценных бумаг невозможно без рассмотрения главного объекта операций – самих ценных бумаг.

Гражданский кодекс РФ дает следующее определение ценной бумаге: «Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Это определение, как ни странно, приводит большинство экономистов, хотя оно не отражает именно экономического смысла ценной бумаги, это определение носит чисто юридический характер.

С экономической точки зрения можно дать определение ценной бумаги как формы существования капитала, которая облегчает его перераспределение и может обращаться на рынке как товар и приносить доход.

 Сразу же встает вопрос: «А к какой же форме капитала принадлежит ценная бумага: к товарной, денежной, фиктивной».

Ответ достаточно прост: «Ценная бумага – это форма капитала, отличная от его денежной, производительной или товарной форм», обладая ценной бумагой, индивид обладает собственностью, правами на капитал, не имея его.

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.[1]

Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению,  товаром,  обращающимся  на  данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

 Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг. Так, например,  рынок вновь произведенной продукции и услуг представлен коносаментами, товарными фьючерсами  и  опционами,  коммерческими  векселями; рынок земли и природных ресурсов - закладными листами,  акциями, облигациями, обеспечением   которых   служат   земельные ресурсы и т.д.

Рынок ценных бумаг соотносится с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.

2. Регулирование рынка ценных бумаг в России


В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

1)        государственные органы регулирования;

2)        саморегулирующиеся организации;

3)        законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4)        этику, традиции и обычаи рынка.

3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг. Среди функций можно выделить следующие основные:

1)    разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

2)    установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

3)    контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

4)    обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

5)    формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

6)    контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные, ценные бумаги;

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями.

 Эти организации в  соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации.2

Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

4. Современное состояние рынка ценных бумаг в России


В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.

Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам:

Участники рынка:

·        2400 коммерческих банков;

·        Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений);

·        Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов);

·        60 фондовых бирж;

·        660 институциональных фондов;

·        более 550 негосударственных пенсионных фондов;

·        более 3000 страховых компаний;

·        саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.

Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств.Он включает:

·     долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);

·     государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;

·     долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.(с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);

·     внутренний, валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);

·     казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).

Рынок частных ценных бумаг:

·     эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);

·     эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);

·     эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);

·     эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);

·     облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).

Качественные характеристики.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

·        небольшими объемами и неликвидностью;

·        "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

·        неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;

·        раздробленной системой государственного регулирования;

·        отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;

·        высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

·        значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;

·        крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;

·        отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;

·        инвестиционным кризисом;

·        отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;

·        агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;

·        высокой долей спекулятивного оборота;

расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.3

5. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования Р.Ц.Б.

В данном теме, возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг.4

Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти.

Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же,  как отмечалось выше, большую часть современного Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.

3. Улучшение качественных характеристик рынка:

·    наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

·    пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной, профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция.5 Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США).

 А также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.

2)формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;

В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д.

Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.

3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;

5)создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг. Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы,  но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов.6

Так, например, в интернете можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.

6)формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

7) государственная поддержка образования в области фондового рынка;

8) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство.  Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.

5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.7

7. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги,  к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться, скорее всего, принципами стран Запада, вероятнее всего США.

8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:

1)    создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;

2)    передачи части прав по регулированию рынка регионам;

3)    введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;

4)    государственной поддержки саморегулируемых организаций;

5)    создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).

9.Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие компании, так например  капитал того же ЛУКойл НК составляет

$8 828 772 354 на начало 2000 года. Это показывает, что в России прежде всего развита именно добывающая промышленность.

10. Вовлечение в промышленный оборот  все большего числа акций российских акционерных обществ. В связи с деятельностью таких компаний как МММ, Русский Дом Селенга и.т.д., кредит доверия у частных лиц и у некоторых акционерных компаний к фондовому рынку был потерян, и вероятно на долгое время.

6. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг


Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в России на нынешнем этапе являются:

1)    концентрация и централизация капиталов;

2)    интернационализация и глобализация рынка;

3)    повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;

4)    компьютеризация РЦБ.;

5)    нововведения на рынке;

6)    взаимопроникновение с другими рынками капиталов;

7)    Дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран;

8)    Создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка.


Заключение

Ценная бумага по ГК РФ – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Итак, в заключении можно сделать ряд выводов.

Во-первых, причиной возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, а для России, совсем недавно вступившей на путь рыночного развития  сам рынок ценных бумаг появился несколько позже, чем объекты операций на нем.

Во-вторых, на современном этапе развития общества нецелесообразно называть ценные бумаги фиктивным капиталом (во всяком случае, это можно сказать об акциях и облигациях частных компаний), потому что они заменяют собой реальный денежный капитал.

В-третьих, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие.

В четвертых, рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала.

В-пятых, на рынке ценных бумаг действуют экономические законы, такие как: закон спроса и предложения, закон денежного обращения и закон конкуренции, которые, хоть и с некоторыми особенностями, но выполняют свои функции.

В-шестых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В-седьмых, биржа является источником реализации рынка ценных бумаг на практике, где сталкиваются продавцы (эмитенты) и (инвесторы), которые совершают взаимовыгодные сделки при помощи профессиональных участников рынка и оперируя различными специфическими функциями рынка, например хеджирование.

Надо отметить, что проблемы, с которыми сталкивается российский РЦБ в данное время, в большей части проистекают из несовершенства законодательной системы, различных экономических и политических потрясений которым была подвержена наша страна в последнее время. Шаткий курс правительства, только в последний год начал упорядочиваться и направляться к выходу из многочисленных кризисов.

Крупнейшими эмитентами РТС в настоящее время являются  ЛУКойл НК, Сургутнефтегаз, Единая энергетическая система, РАО СИБНЕФТЬ, то есть в основном нефте- и газо- добывающие компании. Среди крупнейших эмитентов нет даже Сбербанка РФ, так как его капитал составляет около 643 млн долларов, что в 10 с лишни раз меньше капитала того же ЛУКойл НК ($8 828 772 354 на начало 2000 года). Это показывает, что в России прежде всего развита именно добывающая промышленность.

И, наконец, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.


 

Список литературы



  1. Баринов Э.А., Хмыз О.В., «Рынки: валютные и ценные бумаги»,  М., «Экзамен», 2001.
  2. Беляев В. Г, «Торговля ценными бумагами в сети Интернет», // Рынок ценных бумаг, №10, М., 1999.
  3. Белов В.А., «Ценные бумаги», М., «Высшая школа»,  2001.
  4. Бердникова Т.Б., «Рынок ценных бумаг и биржевое дело»,  М., инфра-М, 2000.
  5. Галанов В.А., Басов А.И., «Рынок ценных бумаг», М., «Финансы и статистика», 2000.





[1] Баринов Э.А., Хмыз О.В., «Рынки: валютные и ценные бумаги»,  М., «Экзамен», 2001., с.45

2 Белов В.А., «Ценные бумаги», М., «Высшая школа»,  2001., с.23

3 Галанов В.А., Басов А.И., «Рынок ценных бумаг», М., «Финансы и статистика», 2000., с.123

4 Беляев В. Г, «Торговля ценными бумагами в сети Интернет», // Рынок ценных бумаг, №10, М., 1999., с.33

5 Белов В.А., «Ценные бумаги», М., «Высшая школа»,  2001., с.44

6 Баринов Э.А., Хмыз О.В., «Рынки: валютные и ценные бумаги»,  М., «Экзамен», 2001., с.34

7 Баринов Э.А., Хмыз О.В., «Рынки: валютные и ценные бумаги»,  М., «Экзамен», 2001., с.67