Содержание
Введение. 3
1. Предмет и основные понятия теории и истории кооперативного движения. 4
2. Экономическое и социальное положение потребительской кооперации перед распадом СССР. 8
3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности потребительского общества. 19
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Введение
Данная работа является актуальной сегодня потому, что в ней изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить в новую стадию своего развития. И эта стадия кардинально отличается от той, в которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое существование после распада СССР, так и не сумев приспособиться к новым условиям российской экономики. И лишь немногие остались и смогли функционировать на должном уровне. К ним относятся и различного вида кооперативы, в частности – потребительские.
Кооперация в конце XX века представляет собой весьма распространенное общественное явление.
Под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает, прежде всего, кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.
С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.
Целью работы является рассмотрение вопросов связанных с становление и развитие кооперативного движения в РФ.
1. Предмет и основные понятия теории и истории кооперативного движения
Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом курса "История и история потребительской кооперации". Потребительская кооперация изучается под определенным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и те случайные события, зигзаги в истории потребительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия.
Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской кооперации в частности представляет собой одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда - кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потребительские общества, самостоятельно управляют ими, совершенствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, кооперированные потребители, вдохнули жизнь в свои потребительские общества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлинными творцами потребительской кооперации.
В курсе "История потребительской кооперации России" основное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличительную черту отечественной потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее экономическая и организационная история.
Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем историческим этапам потребительской кооперации страны:
на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребительские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооператоры учитывали как зарубежный опыт, так и самобытные российские традиции;
на втором этапе (1917 г. - конец 80-х годов XX века) потребительская кооперация продолжала существовать, но функционировала в условиях плановой (командной) экономики и была в значительной степени огосударствлена;
третий, современный этап (с начала 90-х годов) характеризуется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917 г.
Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов. Вместе с тем какую-то часть кооперативов тоже именуют кооперацией. Действительно, существует не только мировая кооперация, но и ее части, а именно кооперация, например, европейская, российская, сибирская, рязанская и т.д. Более того, каждый отдельно взятый кооператив тоже может рассматриваться как кооперация - кооперация её участников.
Однако полного сходства, а тем более равенства понятий кооперации и кооператива нет. Кооперацию нельзя сводить к простой арифметической сумме кооперативов. Дело в том, что кооперация представляет собой такое целое, которое больше суммы своих частей. Это объясняется тем, что благодаря соединению, согласованным действиям, взаимному дополнению, сотрудничеству кооперативов и их членов между собой в кооперации возникает массовая сила, развивается дополнительный полезный эффект. Данное явление наука называет эффектом субаддитивности (additio — прибавление). Каждое очередное присоединение к кооперации вновь возникших кооперативов и новых членов приносит, как правило, не соответствующее, а большее прибавление полезного эффекта.
Иногда кооперацию сравнивают со зданием, кирпичиками которого являются люди, цементом - их интересы, фундаментом - кооперативы. Что же такое кооператив? Есть десятки определений (дефиниций) понятия кооператива, сформулированных и более века тому назад, и относительно недавно. Анализ их содержания свидетельствует, что, во-первых, абстрактное определение, являясь усредненным, лишен целого ряда признаков и оттенков, которым богат реально функционирующий кооператив; во-вторых, при большом своем разнообразии эти определения не только повторяют, но и дополняют друг друга, расширяя наши представления о кооперативах и кооперации.
Наиболее универсальным является определение понятия современного кооператива, которое дано в документах всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г. Манчестере (Великобритания) в 1995 г. : кооператив - это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения и демократически управляемого предприятия.
Первоначально в кооперативном движении люди обычно участвовали стихийно, т.е. без какого-либо организованного политического руководства. А идейными вдохновителями этого движения "снизу" тогда выступали отдельные энтузиасты, авторитетные личности. Со временем кооперативному движению стали содействовать профессиональные союзы, религиозные учреждения, некоторые политические партии. Заявило о себе как стороннике кооперации и стало оказывать на нее свое влияние государство. По существу с этого момента начинается кооперативное строительство как сознательный процесс подготовки необходимых предпосылок (правовых, информационных и иных) для организации кооперативов и их нормального функционирования в масштабе страны, на государственном уровне.
Успех (или, наоборот, неуспех) кооперативного строительства во многом предопределяется кооперативной политикой. Последнее понятие можно трактовать двояко.
С одной стороны, кооперативную политику в той или иной стране проводит государство (парламент, правительство). Кооперативная политика в таком ее понимании характеризуется сегодня отказом государства от прежней конфронтации с кооперативным движением и переходом к политике благоприятствования кооперативному движению. Осуществляя определенную кооперативную политику, государство использует кооперацию как инструмент своей социальной и экономической политики (например, занятости трудоспособного населения), аграрной политики (регулирования развития фермерских хозяйств). В демократическом обществе государство для этого вступает с кооперативными организациями в договорные отношения.
С другой стороны, кооперативная политика осуществляется внутри кооперативного движения, непосредственно кооперативными союзами, кооперативами и их членами как общее направление, общий курс, нацеленность кооперативной деятельности на будущее. Кооперативные организации разрабатывают и осуществляют программы или планы своего экономического роста, социального развития, модернизации предприятий и т.п. Такая стратегия, рассчитанная на более или менее длительный период, чаще всего предусматривает в конечном счете существенное улучшение обслуживания членов кооперативов, укрепление внутрикооперативной демократии, повышение конкурентоспособности кооперативных товаров и услуг на рынке, достижение других значимых целей.
В ряде стран давно уже сложился кооперативный сектор экономики - особая область хозяйственной деятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации. Кооперативная экономика является частью негосударственной экономики. И еще: кооперативные предприятия ныне сосуществуют с предприятиями государственными и частными, а все они вместе образуют то, что принято именовать смешанной экономикой. Кооперативная часть последней и есть кооперативный сектор. Термин "кооперативный сектор" характеризует долю кооперативных организаций во всей экономике. В одних странах эта доля мала, в других - значительна, но в экономике ни одной страны она не преобладает. Однако среди перечисленных трех секторов именно кооперативный отличается наибольшей социальной ориентированностью.
Непрерывное развитие кооперативного движения превращает кооперацию в разветвленную систему. Термин "кооперативная система" употребляется для характеристики особенностей хозяйственной деятельности кооперативных обществ внутри кооперативного движения. Как правило, кооперативная система включает подсистемы - кооперативы с производственными функциями, кооперативы преимущественно потребительского характера или смешанного типа. Они представляют собой "малые" системы внутри более обширной системы кооперации. Например, систему потребительской кооперации России составляет совокупность однородных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое кооперативных обществ и союзов.
Существует также понятие "кооперативный аппарат", под которым понимается сеть кооперативных организаций с их материально-технической базой и с коллективами сотрудников, обладающих опытом ведения кооперативной работы.[1]
2. Экономическое и социальное положение потребительской кооперации перед распадом СССР
Особенностью развития российской потребительской кооперации является то, что она до 1918 г. она уже существовала в капиталистической экономической системе. Во второй (теоретической) части учебника детально рассмотрен механизм трансформации дореволюционной российской кооперации из капиталистической экономической системы в коллективистскую.
Сегодня в потребительской кооперации Российской Федерации происходит обратный процесс: сформированная Советской властью потребительская кооперация перестраивает свою работы применительно к рыночной экономике.
Реформирование отношений собственности в потребительской кооперации
На основании теоретического анализа генезиса российской потребительской кооперации разработана периодизация этапов ее развития, классифицированных по видам собственности и правовой формы, в которой выделены:
докооперативные потребительские хозяйства - (до середины 19 в.);
потребительские кооперативы в дореволюционной России (до апреля 1918 г.):
потребительская кооперация в советской России (до 25 декабря 1990 г.);
отсутствие кооперации как правовой формы хозяйствования (с 25 декабря 1990 г. по 19 июня 1992 г.);
потребительская кооперация в РФ (с 19 июня 1992 г. по настоящее время).
Их классификации видно, что на момент появления нового государства - Российской Федерации 12 июня 1991 г. - кооперативы, как правовая форма хозяйствования, в стране отсутствовали.
Для выяснения причин этого парадоксального явления проанализируем изменения в кооперации СССР за последние годы его существования как следствие изменений во всем народном хозяйстве.
Просматриваются три основные причины:
а) Кризис в КПСС и ее руководстве.
б) Резкое ухудшение общей экономической ситуации в стране, которую обычно связывают с тремя основными позициями:
несоответствующая экономическим возможностям страны внутренняя инвестиционная политика (строительство БАМа, начало осуществления проекта поворота рек, чрезмерное развитие оборонных и космических программ);
неблагоприятная внешняя экономическая ситуация (невозврат долгов развивающимися странами, возврат долгов иностранным инвесторам с выплатой процентов по долгосрочным кредитам);
война в Афганистане,
в) Изменение отношения значительной части населения страны к существующей в СССР системе хозяйствования, вызванного приоткрытием "железного занавеса". Расширение международных контактов и получение закрытой прежде информации позволило сравнивать уровень жизни и производства в других странах как со своим уровнем жизни, так и с декларируемым официальной пропагандой сравнительным уровнем жизни.
Эти процессы начались в конце 70-х - начале 80-х годов и к середине 80-х годов принципиально изменили социально-экономическую обстановку в стране, поставив руководство СССР перед необходимостью изменения своей социально-экономической внутренней политики в соответствии с тенденциями мирового сообщества.
Не рассматривая действий СССР в социальной области - отношении к демократии, свободе личности, культуре и т.п., проанализируем те конкретные шаги его руководства в экономике, которые связаны как с кооперативным движением в целом, так и с потребительской кооперацией в частности.
Причина кризиса экономики СССР лежит на поверхности: управляемая из центра коллективистская система экономики менее эффективна, чем распространенная в развитых странах децентрализованная капиталистическая экономическая система.
Не имея возможности изменить экономическую систему в целом (это означало бы крах основанной на ленинских принципах КПСС), руководство СССР попыталось внести некоторые элементы капиталистической системы хозяйствования в существующую коллективистскую экономическую систему без изменения ее основных принципов.
Этими элементами стали кооперативы - единственная негосударственная форма хозяйствования в коллективистской экономической системе, существование которой дозволялось марксистско-ленинской теорией.
Для реализации этой программы руководство СССР приняло ряд нормативных документов о создании кооперативов в различных отраслях народного хозяйства, таких как постановления Совета Министров: от 14 августа 1986 г. № 988 "Об организации заготовки и переработки вторичного сырья на кооперативной основе.", от 5 февраля 1987 г. № 160 "О создании кооперативов общественного питания", от 5 февраля 1987 г. № 161 "О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения", от 5 февраля 1987 г. № 162 "О создании кооперативов по производству товаров народного потребления", от 3 апреля 1987 г. № 401 "вопросы кооперативов по заготовке и переработке вторичного сырья", от 10 сентября 1987 г. № 1042 "О создании кооперативов по выработке кондитерских и хлебобулочных изделий",
Отработав механизм взаимодействия кооперативного хозяйствования с коллективистской экономической системой в отдельных отраслях народного хозяйства и убедившись в его безвредности для системы в целом, Верховный Совет СССР 26 мая 1988 г. принимает "Закон о кооперации в СССР", который "... превращает кооперацию в широко разветвленную систему, органически связанную с государственным сектором экономики...".
Отсутствие реального экономического результата от деятельности вновь образованных кооперативов приводит руководство СССР к неверным выводам о неэффективности кооперативного способа хозяйствования.
Дух реформаторства, присущий руководству СССР того периода на фоне все ухудшающейся экономической обстановки в стране толкает его на принятие:
24 декабря 1990 г. Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", который исключил из оборота в качестве самостоятельной юридической категории совместную групповую собственность;
25 декабря 1990 г. закона РСФСР "О предпринимательстве и предпринимательской деятельности", по которому кооперативы исключены из организационно-правовых форм хозяйствования.
Проанализируем влияние описанных реформ на потребительскую кооперацию.
Принятие постановлений об образовании кооперативов в отдельных отраслях народного хозяйства создало предпосылки для уничтожения монополии потребительской кооперации в отдельных областях ее деятельности, но эти предпосылки не были реализованы из-за неконкурентоспособности вновь образовавшихся кооперативов в сравнении с хорошо организованной системой потребительской кооперации.
Принятие закона "О кооперации в СССР" создало конкуренцию потребительской кооперации в отдельных сферах ее деятельности, но в целом на потребкооперации сказалось незначительно.
Закон "О предпринимательстве и предпринимательской деятельности" исключил из правовых форм системы государственного хозяйствования не только не имеющие практического влияния на экономику вновь созданные кооперативы, но и потребительскую кооперацию с ее мощным потенциалом и значительным социально-экономическим вкладом в хозяйство страны.
Потребительские кооперативы были приравнены к хозяйственным обществам, для которых главной целью является вознаграждения капитала. Это привело к тому, что, кооперативы потребительской кооперации стали преобразовываться в хозяйственные общества (в основном - акционерного типа).
Перечисленные Законы РСФСР были дополнены Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", который описал механизм преобразования собственности определил сроки выполнения предыдущих законов.
Центросоюз России решением 7-го собрания Совета 9-го созыва в январе 1992 г., приступая к выполнению требований законов, рекомендовал правлениям потребсоюзов перераспределять собственность потребительской кооперации между хозяйственными звеньями и закрепить за физическими и юридическими лицами.
Потребсоюз, после выделения доли собственности, оставшуюся часть закрепляет за предприятиями и организациями собственного хозяйства, а внутри них - за конкретными физическими лицами. Принято решение допускать приватизацию, ассоциирование, акционирование и другие формы отчуждения основных фондов в интересах улучшения обслуживания населения.
Особенностью приватизации собственности в потребительской кооперации явилось отсутствие правовой основы, в частности объекта приватизации, т.е. собственности, исключенной из правовой государственной системы.
Поэтому Президентом РФ был издан специальный указ от 16 февраля 1992 г. "О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ", восстанавливающий потребительскую кооперацию как субъект правовой деятельности на время приватизации ее собственности.
Этот указ стал правовой основой реформирования собственности потребительской кооперации, которая проводилась на основании разработанных Центросоюзом РФ "Методических рекомендаций по коммерциализации потребительской кооперации".
Коммерциализации подлежали предприятия торговли, общественного питания, заготовок, производства и другая собственность потребительской кооперации, которая передавалась во вновь организуемые предприятия следующих правовых форм:
кооперативные предприятия учреждаемые в форме товарищества с ограниченной ответственностью;
частные предприятия;
акционерные потребительские общества;
отраслевые ассоциации.
Ключевым моментом этого периода явилось перераспределение совокупного капитала между юридическими лицами и закреплением его за физическими лицами.
В соответствии с решением собрания Совета Центросоюза России от 27 января 1992 г. 55% собственности Центросоюза России перераспределено пропорционально совокупным объемам деятельности между республиканскими, краевыми и областными потребительскими союзами. Аналогичная работа так же проводилась этими союзами. При этом конкретную долю собственности потребительские союзы передают райпо и райпотребсоюзам, а они, в свою очередь, низовым потребительским обществам.
Собственность закреплялась за хозяйственными субъектами, а внутри них - за конкретными физическими лицами, включая аппарат управления следующим образом:
определялась стоимость имущества подлежащего распределению (без паевого фонда);
пайщикам выделялась доля в размере удвоенного паевого фонда;
собственность закреплялась за физическими лицами - работниками потребительского общества, его предприятий и структурных хозяйственных единиц.
Порядок закрепления долей в имуществе потребительского общества за отдельными категориями работников определяется потребительским обществом при стаже работы (но не членства в потребительском обществе) не менее 3 лет.
Указанная сумма оформлялась акциями и вносилась в виде вклада в уставной фонд создаваемого предприятия.
На некоторых предприятиях часть имущества за конкретными лицами не закреплялась, а представляла общую или коллективную собственность (держателем акций в этом случае выступало юридическое лицо - потребительское общество).
Выполнение этих действий привело к структурным преобразованиям в потребительских обществах:
разукрупнение крупных потребительских обществ с большой численностью;
реорганизация "кооператив в кооперативе", при этом первичные кооперативы образуют потребительское общество второй ступени или ассоциацию без властных хозяйственных функций;
преобразование потребительского общества в "акционерно-кооперативное общество закрытого типа", которые могут на добровольных началах входить в состав союзов.
В отличие от собственности подлежащих коммерциализации государственных предприятии, особенностью собственности потребительской кооперации являлось то, что юридически ее совладельцами были миллионы пайщиков, которым принадлежала ее доля в размере паевого фонда, величина которого в 1990 г. составляла 5,5 % от собственных оборотных средств Центросоюза.
Но формальный характер членства в потребительском кооперативе и сложившаяся на его основе система управления позволили руководству некоторых кооперативов исключить пайщиков перед выходом их из системы потребкооперации.
Коммерциализация предприятий, остающихся в системе потребительской кооперации производилась аналогично государственным предприятиям.
Социально-экономические последствия реформирования отношений собственности
За время реформ потребительская кооперация потеряла значительную часть своих основных фондов.
Приватизационные потери основных фондов торговли в потребительской кооперации и сведение до минимума объемов капитального строительства, а также возникновение и развитие предприятий новых форм собственности принципиально изменили роль потребительской кооперации в экономике страны.
Так, к 1996 г. сложилось следующее распределение предприятий по видам собственности: удельный вес торговых предприятий потребительской кооперации снизился до 5% а государственных предприятий - до 51%, в то время как удельный вес торговых предприятий других форм собственности вырос до 46%.
Если в 1990 г. удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте торгующих организаций России составлял 22,2%, то к 1996 г. - всего 5%, в то время, как частные предприятия (основные конкуренты торговых предприятий потребительской кооперации) с 1992 г. увеличили свой торговый оборот в 8,5 раз.
Сопоставляя показатели того периода удельного веса торговых предприятий потребительской кооперации и их удельного веса в товарообороте страны можно сделать вывод, снижение ее удельного веса в товарообороте с 22,2% до 5% объясняется в первую очередь изменением отношений собственности в Российской Федерации в целом.
Потери собственности потребительской кооперации вызвали структурные изменения ее деятельности в товарообороте, производстве товаров народного потребления и заготовках.
Анализ динамики изменения удельного товарооборота не только потребительской кооперации в целом, но и отдельных потребсоюзов Западной Сибири подтверждает этот тезис: доля товарооборота потребительских союзов в своих регионах снизилась пропорциональна удельному весу предприятий торговли.
Аналогичный анализ комплексного показателя - объема продаж товаров на одного человека, обслуживаемого потребительскими союзами Западной Сибири - показывает его соответствие торговым возможностям потребсоюзов с учетом их доли в распределении торговых предприятий по видам собственности.
Потери собственности и острая конкурентная борьба с другими вновь образованными предприятиями привела к снижению удельного веса потребительской кооперации в производстве товаров народного потребления, причем в производстве продуктов питания - на 45%, а в производстве непродовольственных товаров - в 3 раза.
В структуре платных услуг основную долю (53%) в период реформирования отношений собственности занимали услуги, оказываемые населению на колхозных рынках.
Промышленность продуктов питания - наиболее устойчивая отрасль, производство товаров в ней снижалась меньшими темпами, чем в других отраслях: объем производства товаров народного потребления сократился на 56%, а выпуск продуктов питания продолжал сокращается на 15 - 33% в год.
Сравнительно низкое уменьшение доли потребительской кооперации в производстве и реализации продуктов питания обусловлено тем, что целями потребительской кооперации является обслуживание наименее защищенной части населения, платежеспособность которого позволяет покупать в основном продукты питания. Это и вызвало изменения структуры товарооборота потребительской кооперации, в которой приоритет отдан продуктам питания. Если рассмотреть динамику изменения структуры товарооборота потребительской кооперации Российской Федерации, то можно отметить неуклонное и независящее от экономической ситуации повышение доли продовольственных товаров, в которых постоянно повышался удельный вес социально-значимых товаров.
Так, с 1990 г. по 1996 г. доля продуктов питания в товарообороте потребительской кооперации увеличилась в 1,6 раза, в то время как доля социально-значимых товаров питания возросла более чем в 2 раза.
Экономические изменения коснулись не только товарооборота потребительской кооперации, но и всей ее деятельности. Так, совокупный объем деятельности сократился в 3,6 раза, розничный товарооборот - в 3,36 раза, заготовительный оборот - в 2,6 раза (а с 1991 г. уменьшился в 5,8 раза), производство товаров народного потребления - почти в 2 раза.
Наиболее сказалось двоякое влияние потери собственности (торговых предприятий) потребительской кооперации в реформах 1990 - 1993 г. на товарообороте:
в ходе реформ потребительская кооперация потеряла 35 - 42% мелких торговых точек (магазинов, ларьков, палаток, не считая более крупных предприятий);
вновь образованные на основе имущества потребительской кооперации частные и акционерные торговые предприятия стали противниками потребительской кооперации в конкурентной борьбе за покупателя, что дополнительно осложнило ее положение.
Основными причинами снижения объемов закупок сельхозпродуктов и сырья, помимо уменьшения поставок для государственных нужд является:
отсутствие денежных средств, особенно наличных;
высокие банковские ставки на получаемые кредиты;
неплатежеспособность получателей продукции;
высокие затраты на энергоресурсы и транспортировку.
Эти же причины относится и к изменениям деятельности остальных отраслей потребительской кооперации, но в заготовках проявляются сильнее.
Реорганизация собственности потребительской кооперации выявила принципиальный недостаток ее структуры, выражающийся в несбалансированности основных и оборотных средств.
Основы этого дисбаланса заложены еще реформой кооперации 1935 г. в результате которой у потребкооперации государство национализировало собственность в городах и перевела всю деятельность кооперации в сельскую местность, дополнительно обязав потребкооперацию, наряду с распределением продуктов и товаров использовать собственную прибыль для создания инфраструктуры села и социальную защиту сельского населения, взяв на себя обеспечение потребительской кооперации оборотными средствами за счет долгосрочных кредитов.
Например, в фонд финансирования капитальных вложений ежегодно распределялось 55 - 57%, в то время как в паевой фонд перечислялось ежегодно всего 3 - 4%.
Во времена существования СССР это обосновывалось следующим:
величина отчислений в паевой фонд соответствовала принятому в мировой кооперативной практике уровню - годовому проценту от частных вкладов в банки, который в СССР составлял 3 - 4%;
прибыль от своей деятельности потребительская кооперация направляла на развитие инфраструктуры села, т.е. на нужды своих пайщиков;
оборотные средства для деятельности потребительской кооперации предоставляло государство.
Потребительская кооперация имела к 1990 г. до 25 - 45% собственных оборотных средств, доля которых в финансировании деятельности потребсоюзов неуклонно снижалась.
После начала реформ изменилась финансовая ситуация в целом по стране: потребительская кооперация вступила в конкурентную борьбу с частными предприятиями и акционерными обществами, которые в основном работали с привлечением ставшими дефицитными заемными оборотными средствами.
Но действие показателя соотношения заемных и собственных оборотных средств в деятельности предприятий потребительской кооперации имеет принципиальное отличие от предпринимательских хозяйств: предпринимательские хозяйства используют заемные средства для получения максимальной прибыли путем закупки и последующей продажи быстрореализуемых и сравнительно дорогих товаров, в то время, как предприятия потребительской кооперации выполняют задачу удовлетворения товарами, в первую очередь продуктами питания, наиболее неимущих слоев населения, что не позволяет им достигать такой же эффективности, как предпринимательские хозяйства.
Хронический недостаток собственных оборотных средств постоянно увеличивался и, начиная с 1993 г. по настоящее время, потребительская кооперация работает в основном с заемными оборотными средствами.
3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности потребительского общества
Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских кооперативов, регулируются Законом о потребительской кооперации, Законом о сельскохозяйственной кооперации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными до введения ГК, и подзаконными нормативными актами.
Потребительские кооперативы, составляющие предмет регулирования ст.116 ГК, в зависимости от целей создания и особенностей деятельности могут быть разграничены на три основные группы: потребительские общества (заготовительные, торговые и др.), деятельность которых также регламентируется Законом о потребительской кооперации; сельскохозяйственные кооперативы (огороднические, животноводческие и др.), действующие в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации; специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и др.).
Специальная правоспособность потребительского кооператива в значительной степени отличает его от иных форм некоммерческих организаций. Потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых и др.), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами.
Содержание правоспособности потребительских кооперативов отдельных видов определяется специальными законами. В частности, ст.5 Закона о потребительской кооперации наделяет потребительские общества правомочиями заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность; создавать хозяйственные общества и учреждения; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере и др.
Членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет (ст.26 ГК); коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе унитарные предприятия и учреждения (с учетом положений ст.295, 297, 298 ГК).
Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом - общим собранием членов кооператива (ст.16 Закона о потребительской кооперации). Устав должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридических лиц (п.2 ст.52 ГК). Устав сельскохозяйственного потребительского кооператива (садоводческого, огороднического, животноводческого и др.) также должен соответствовать ст.11 Закона о сельскохозяйственной кооперации, устав потребительского общества - ст.9 Закона о потребительской кооперации.
Наименование потребительского кооператива не должно оставлять сомнений относительно его организационно-правовой формы и целей создания. В этой связи в наименование включаются указание на сферу деятельности кооператива (жилищно-строительный, дачно-строительный, сельскохозяйственный и др.) и слова "кооператив", "потребительское общество" или "потребительский союз". Вместе с тем ст.2 Закона о потребительской кооперации устанавливает определенные ограничения на использование в наименовании юридических лиц слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ". В частности, не допускается использование слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ" в названиях потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность на основании Закона о сельскохозяйственной кооперации, а также иных специализированных потребительских кооперативов (гаражных, кредитных и др.), т.е. тех, на которые Закон о потребительской кооперации не распространяется.
Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Действие данного документа распространяется на некоммерческие организации, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, а следовательно, и на кооперативы.
Перечень документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кооператива, может определяться в законах о кооперативах соответствующих видов. Так, согласно ст.8 Закона о потребительской кооперации для регистрации потребительского общества необходимо представить заявление о регистрации; протокол учредительного собрания о создании потребительского общества, об утверждении его устава и о составе совета потребительского общества, подписанный председателем и секретарем учредительного собрания; устав общества и свидетельство об уплате регистрационного сбора.
Имущество кооператива складывается из паевых взносов членов, размер, состав и порядок внесения которых определяются в уставе. По общему правилу, этим участие членов в деятельности потребительского кооператива ограничивается, т.к. закон истребует их личного трудового вклада в общее дело (исключение составляют лишь сельскохозяйственные кооперативы - личное участие членов в их хозяйственной деятельности обязательно.
Члены кооператива могут предоставлять ему имущество, находящееся у них на праве собственности или ином вещном праве. Такое имущество, как правило, передается кооперативу с целью реализации его уставных целей и паевым взносом не является. К примеру, такие отношения возникают в случае, когда земельные участки под строительство жилых домов выделены не кооперативу, а его членам в пожизненное наследуемое владение
Имущество потребительского кооператива, складывающееся из паевых взносов членов и приобретенное по иным законным основаниям, принадлежит ему на праве собственности (п.3 ст.213 ГК).
В отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права (п.2 ст.48 ГК). Исключение установлено лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых др. кооперативов. Указанные лица, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на соответствующее имущество (п.3 ст.218 ГК). Собственниками указанного имущества могут стать и не члены кооператива. В судебной практике встречаются случаи, когда кооперативные помещения признаются собственностью других лиц, которые фактически пользуются ими и имеют право на часть паенакопления
Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем на членов возлагается обязанность покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов. Факт наличия убытков и их размер устанавливаются при утверждении годового баланса. Как правило, общее собрание членов, утверждая баланс, принимает решение о размере дополнительных взносов, подлежащих внесению каждым из членов, о порядке и сроках их уплаты. При этом срок уплаты дополнительных взносов не должен превышать трех месяцев. Порядок покрытия убытков потребительского общества его пайщиками в обязательном порядке определяется в уставе общества (ст.9 Закона о потребительской кооперации). Неисполнение членами кооператива данной обязанности может повлечь ликвидацию кооператива в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены кооператива несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса. Ответственность членов субсидиарная, т.е. наступает только в том случае, когда имущества самого кооператива для удовлетворения требований кредиторов недостаточно.
9. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распределяться между членами кооператива. Размер выплат, причитающихся каждому из членов, как правило, определяется общим собранием кооператива. При распределении доходов потребительского общества между его пайщиками необходимо соблюдение особого правила - размер кооперативных выплат не должен превышать 20% от доходов общества (п.2 ст.24 Закона о потребительской кооперации).[2]
Заключение
В заключение работы подведем некоторые итоги. Потребительский кооператив (некоммерческое партнерство) как некоммерческое объединение граждан (а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами), основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, даже в однородных. Участниками таких кооперативов могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями, предусмотренными для унитарных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества (ст. 295-298 ГК).
Кодекс предусматривает, что особенности правового статуса потребительских кооперативов должны определятся специальными законами об отдельных видах таких кооперативов - о потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 116 ГК). В отсутствие таких законов в соответствии со ст. 4 Закона о введении в действие части первой ГК применяются ранее действовавшие акты, но лишь в части, не противоречащей правилам ГК.
Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Тогда полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Такого рода деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.
Список литературы
1. Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003. – 375 с.
2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2002. – 463 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.)
4. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 377 с.
5. Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (с изменениями от 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.)
[1] Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003. – 375 с.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)
Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации"