Содержание

1.Вопрос № 9...................................................................................................... 3

2.Вопрос № 33.................................................................................................... 9

3. Вопрос № 60................................................................................................. 11

Список литературы........................................................................................... 18

1.Вопрос № 9.

Транспортная тара: понятие и назначение, классификация. Факторы, определяющие вид материала для тары.

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от окружающей среды, от повреждений и по­терь, и облегчающих процесс транспортирования, хранения и ре­ализации продукции.


Тара  является элементом упаковки, пред­ставляющим собой изделие для размещения продукции. В про­цессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.[9,280]


Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций,  разнообразием материалов, применяемых для ее изготовления, и широтой сфер применения. Это обуславливает ее     классификацию. Все многообразие тары по своему функциональному назначению подразделяется на транспортную и потребительскую (упаковку). Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собой изделие для размещения, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания.


Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существен­но отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков:

Вид тары – определяет тару по форме.

Тип тары - определяет тару по материалу.

Разработка и конструирование тары – чисто логистическая задача.


   Различают транспортную  (внешнюю  или наружную) тару (ящики, деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки, жесткие бумажные пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и потребительскую (внутреннюю или первичную) упаковку. Последнюю  применяют для каждого изделия или какой-то определенной части, массы или объема продукции. Она является неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки, тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки).

Транспортная (внешняя) тара применяется для транспорти­рования и хранения товаров. 


В процессе товарного обращения  тара может выполнять раз­личные функции, с учетом которых ее делят на транспортную, цеховую, потребительскую и тару-оборудование.


 Задачи и функции тары, выполняемые в процессе товарного обращения:

- назначение – сохранность товаров при перевозке и перевалке.

- принадлежность – по принадлежности и условиям использования тару делят на производственную, инвентарную и складскую.   В зависимости от сферы применения различают универсальную и специализированную тару. Первую используют для упаковывания, транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую – для одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий эксплуатации.

Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара – это многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату, данному предприятию. Складская тара представляет собой разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и комплектации продукции в складских условиях.


- кратность использования -  в зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

 Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции.

 Возвратная тара – это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Отличается прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата.  количество товарных единиц внутри тарного места желательно иметь кратным 10 или 12.


- материал изготовления – по применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная, бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов.

Факторы, влияющие на выбор тарного материала, зависят  в первую очередь от вида продукции, способа транспортировки и хранения товара, климата и пр.

Например: для перевозки пива в стеклянных бутылках используют деревянные и  полимерные ящики, а так же картонные коробки.  Выбор конкретной тары зависит от состояния дорог, марки транспортного средства, дальности перевозки, цены тары и т.д.


- конструкция и метод изготовления – габариты тары должны быть кратны габаритам транспортных средств, т.е. унифицированы. По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм. Не желательны крупногабаритные места с массой БРУТТО более 16 кг..

Тара должна допускать возможность пакетирования и палетирования (поддоны). Тенденция автоматизации погрузочно-разгрузочных работ требует формирования укрупненных партий. Масса пакета БРУТТО должна быть меньше грузоподъемности транспортного устройства. Достоинства пакетирования: оперативность ПРР, снижение штрафов за простой вагонов, контейнеров, компактность грузов, снижение трудоемкости и трудозатрат при ПРР.

По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную, разборную и разборно-складную.

В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая.

Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными просветами.

Исходя из специфики функционального назначения и особенностей конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и аэрозольную тару. Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая – это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление. Аэрозольная тара – это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при ее потреблении состоянии аэрозоли.


- устойчивость к внешним механическим воздействиям – прочность, жесткость. По степени жесткости конструкции, то есть по способности к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару.

Жесткая тара не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние воздействия.

 Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но при незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму.

Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее продукцией.


- качество – тара должна соответствовать разработанным нормам и стандартам, тара должна допускать способы переработки и (или) утилизации.


-охрана окружающей среды – герметичность при перевозке и хранении химических, токсичных и радиоактивных веществ. По герметичности тара разделяется на герметичную и негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара. Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных (биологических) средств, называют защитной.


- Информационная функция   тары. Каждое тарное место  должно сопровождаться тарной этикеткой, в которой указывается:


а) Наименование производителя, его адрес и телефон;

б) Логотип производителя;

в) Наименование, ГОСТ или ТУ;

г) Наименование товара и его количества;

д) Масса НЕТТО  и БРУТТО;

е) Дата производства товара;

ж) Срок годности;

з) Номер места, количество мест в партии (5/18, 4/18, 3/18 и т.д.);

и) Грузоотправитель и реквизиты;

к) Грузополучатель;

л) Упаковщик (фамилия или №).


         С целью хранения и обеспечения нужного режима хранения и транспортировки грузов транспортная тара имеет манипуляционные и информационные знаки:

 ☂1. Боится влаги.                           2. Поднимать здесь; Цеплять здесь.   

            3. Верх; не кантовать                цепь

                    

            

          4. Жидкость                                           5. Хрупкая; не бросать

                         

6.Радиоактивные                                                               7. Огнеопасно

вещества.                                                                                                                                  

 


8. Открывать здесь


   

                                 

                                                                                    10. Не кантовать (жидкость)

            9. Перемещать на роликах (для габаритов)



2.Вопрос № 33.

Свойства и основные области применения упаковки из полистирола. Преимущества и перспективы использования.

Полимерная тара получает все более широкое распростра­нение. Она изготавливается из синтетических материалов, ко­торые обладают прочностью, легкостью и хорошо защищают товары от внешних влияний.

Она объединяет достаточно разно­образный ассортимент как потребительской, так и транспортной тары.

 К ней относятся -  банки, бутылки, канистры, тубы, короб­ки, пакеты, ящики и т. п.

Характеристики ассортимента полимерных материалов  

Полистирол – прозрачный, бесцветный или окрашенный в яркие цвета, химически стойкий, при ударе издает металлический звук. Горит сильно, коптящим желтым пламенем, образуя на концах желтый не растирающийся шарик. Имеет сладковатый, цветочный запах при вынесении из пламени. Применение полистирола для изготовления   упаковки для пищевых продуктов ограничено из-за токсичности. Положительные свойства: морозостойкий, упругий, легкий, стойкий к гниению и плесени, химически стойкий, высокая термическая стойкость, очень низкая гигроскопичность.[7,272]

Широко применяется в химической промышленности. Из него производят защитную тару:       изотермическую,   изобарическую  и аэрозольную тару. Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая – это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление. Аэрозольная тара – это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при ее потреблении состояние аэрозоли.

Потенциальные возможности применения полистирола для производства тары и упаковки еще полностью не выявлены. Применяют полистирол так же для изготовления упаковочного материала, корпусов авторучек, радиодеталей, галантерейных товаров и др.


Некоторая часть полимер­ной тары может быть использована как вторичное сырье хими­ческих производств.

 

Полиэтилен – в тонком слое прозрачный, может быть полупрозрачным, окрашивается в разные цвета, стоек к ударам, изгибам, морозоустойчив. По внешнему виду и на ощупь похож на парафин.  Горит синим слабым пламенем без копоти, цвет пламени у основания – синеватое. Имеет запах горящего парафина.

 Различают полиэтилен высокого давления (ВД) и низкого давления (НД). Полиэтилен ВД отличается эластичностью, мягок, не содержит токсичных примесей, обладает теплостойкостью до 80оС. Не содержит токсичных примесей. Применяется для производства упаковки   для пищевой продукции. Полиэтилен НД  более теплостоек – до 100оС, но менее прочен к изгибам, содержит вредные токсичные примеси,  производят тару и упаковку  для непищевых продуктов, а так же  для изготовления труб пленочных    материалов. Недостатки:  под воздействием солнечных лучей быстро стареет, сообщает жирным пищевым продуктам неприятный привкус. [8,273]


Полипропилен  - по внешнему виду сходен с полиэтиленом, отличается высокой теплостойкостью (170оС), механически прочен, устойчив к загрязнению.  Пламя при горении слабое, у основания синеватое. Запах цветочный, сладковатый. Недостатки: склонность к старению, низкая морозоустойчивость. Применяют для производства ведер, термосов, фляг.

Поливинилхлорид (ПВХ) – полупрозрачный, прозрачный, стоек к истиранию, химически стоек, механически прочен. Выпускается жесткий (без пластификатора) – винипласт  и мягкий, эластичный (с пластификатором) – пластикат.

Винипласты  отличаются высокой стойкостью к ударным нагрузкам. Из них вырабатывают жесткую и полужесткую транспортную тару.

На основе поливинилхлорида получают пенно- и поропласты, применяющиеся для упаковки и термоизоляции мебели, холодильников, телевизоров и др.

Фенопласты и аминопласты характеризуются повышенной прочностью, но при нагревании выделяют токсичное вещество -  формальдегид. Поэтому преимущественно идут на производство транспортной тары или упаковки для непищевых продуктов.

Полиамиды (капрон)  - окрашивают в разные цвета, твердые, могут быть эластичными, стойкие к истиранию, химически стойкие к щелочам и органическим растворителям. Широко используется при производстве одноразовой посуды, пищевых контейнеров.



3. Вопрос № 60.

Пути сокращения отходов потребительской тары: снижение объёма упаковки, сохранение сырьевых материалов и энергии при использовании многооборотной тары, значение стандартизации в расширении использования многоразовых упаковок.

        

         Постоянное развитие производства многооборотной тары,  неразрывно связано с мероприятиями по ее унификации.

Унификация тары — процесс приведения всего многообра­зия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типоразмеров и закрепление их за определенными товарными груп­пами. Она осуществляется на базе единого модуля для та­ры, транспортных средств, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и оборудования для хранения. [9,240]

Модулем унификации для транспортной тары принят меж­дународный плоский поддон размером 800х1200 мм. С учетом этого модуля разработана сетка унифицированных внешних и внутренних размеров ящика, а по внутренним размерам опреде­лены унифицированные размеры потребительской тары. [11,120]

Исхо­дя из оптимальной шкалы, устанавливаются также определен­ные размеры тары по высоте. Все это позволяет унифициро­вать форматы тарных материалов, расфасовочно-упаковочных машин и других видов оборудования, а также габариты транс­портных средств, что, в свою очередь, создает условия для вне­дрения единой системы технологии обработки грузовых мест на транспорте, на предприятиях оптовой и розничной торговли. 

Унификация распространяется не только на тару с прямо­угольным основанием (ящики, коробки и т. д.), но и на дру­гие виды тары. При этом основывается она также на модуле 800х1200 мм. [11,122]

Стандартизация тары предусматривает установление наи­более рациональных типов тары с точки зрения материалов из­готовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса.

Одной из задач стандартизации является установление об­щих технических требований к таре, правил ее приемки, марки­ровки, транспортирования и хранения.

Различают две группы стандартов на тару.

К первой группе относятся нормативные стандарты, в которых сфор­мулированы общие технические требования к таре, определены ее типы и основные параметры, методы испытаний. Так, в стан­дарте «Ящики деревянные. Номенклатура показателей» приве­дены номенклатура показателей качества и классификационные группировки деревянных ящиков. В специальном разделе этого важного документа регламентировано применение показателей качества деревянных ящиков. Существуют стандарты, в кото­рых приведены общие и основные понятия, связанные с тарой, важнейшие термины и даны их определения. [5,39]

Вторая группа включает предметные стандарты на та­ру для конкретных, видов продукции (товара). В них приведены наименование и назначение тары, типы и особенности ее кон­струкции, технические требования и т. д. Предметные стандар­ты разрабатываются на основании нормативных.

Система стандартизации тары основывается на принципах максимальной экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Она устанавливает оптимальную массу конкретных видов тары и рациональные габариты с учетом применяемых транспортных средств.

Эффективность использования тары во многом зависит от ее качества. Действующими стандартами предусмотрена систе­ма показателей качества, которые применяются при разработ­ке конструкторской и нормативно-технической документации на конкретные виды тары.

 Например, номенклатура показателей качества деревянных ящиков включает следующие показатели: назначения, надежности, эргономические, эстетические, техно­логичности, транспортабельности, патентно-правовые, стандар­тизации и унификации.


Новые тенденции в области упаковки.

Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.

Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами:

1) защитными, 2) потребительскими, 3) экологическими, 4) рекламно-эстетическими.

Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от:

1) механических, 2) физических, 3) химических, 4) климатических, 5) биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх установленных нормативов. [11,140]

Потребительские свойства включают в себя:

1) разнообразие форм и размеров упаковки,

 2) степень готовности продукта к употреблению, 3) удобство обращения с упакованным продуктом, 4) удобство потребления, 5) возможность переноса упаковки, 6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым, 7) простоту и надежность повторной укупорки емкостей. [11,162]

Наличие определенных экологических свойств необходимо:

1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной упаковкой, 2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.

Упаковка – составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя.

Рекламно-эстетические свойства упаковки:

1) информативность, 2) привлечение внимания покупателя, 3) стимулирование сделать покупку. [8,89]

Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.

Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами необходима для упаковывания бытовых товаров, при этом часть защитных функций можно переложить на транспортную тару.

Известно, что активным средством повышения привлекательности упаковки является обновление конструкции и формообразования. Но наибольшая эффективность достигается в случае соответствия художественно-конструкторского решения упаковки критериям изобретения и промышленного образца. При этом, с одной стороны, достигаются высокие технические качества упаковки, а с другой – оригинальный внешний вид.

Проектирование такой упаковки начинается с анализа известных решений и тенденций. Из них выбирается прототип будущей упаковки, максимально проявляющий запланированные свойства, например потребительские и рекламно-эстетические. [11,163]

Иногда дальнейшее их улучшение на базе существующей технологии может оказаться экономически нецелесообразным. Поэтому выявляются и анализируются недостатки прототипа, в частности в конструкции и форме. Как правило, к этим недостаткам относятся низкая прочность, жесткость и надежность потребительской тары. Решению этих проблем может послужить введение в конструкцию новых элементов или образование нового соединения известных элементов и узлов, позволяющие качественно улучшить свойства прототипа либо придать ему новые свойства.

 Так, введение в конструкцию упрочняющих элементов может упростить сборку, повысить надежность тары, а также привести к новому формообразованию.

В качестве примера разработки упаковок с акцентированными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами служат треугольные конструкции. Треугольная форма используется довольно редко, поэтому она притягивает к себе внимание потребителя больше, чем какая-либо другая. Кроме того, она конструктивно проще, имеет меньше сторон и обладает повышенной жесткостью треугольного поперечного сечения. Вертикальная ориентация силуэта придает ему легкость и стройность, сохраняя при этом устойчивость и сбалансированность. [11,145]

 Такие упаковки чаще используются для сувениров, ценных подарков, ювелирных и парфюмерных изделий, сложных бытовых товаров. Складная коробка с треугольными торцевыми стенками отличается повышенной жесткостью и прочностью. Это достигается за счет треугольных торцевых стенок, соединенных между собой посредством язычка так, что в совокупности они представляют собой трехгранную пирамиду, вогнутую внутрь коробки. Конструктивное решение выполнено на уровне изобретения, хотя не менее важной целью был оригинальный внешний вид как средство достижения повышенных потребительских и эстетических свойств. Эта цель была достигнута, и оригинальное формообразование признано промышленным образцом. В дальнейшем представленный образец формообразования был дополнен серией коробок с трапециевидным и прямоугольным поперечным сечением.

Другим примером в достижении нового этапа потребительских и рекламно-эстетических свойств служит демонстрационная упаковка «клин–блистер». Как и в первом случае, здесь исходной была треугольная форма. В качестве прототипа использовалась упаковка типа «блистер», что определило высокие демонстрационные качества упаковки благодаря использованию формованного прозрачного футляра из жесткого листового полимера, позволяющего осматривать изделие в упаковке. Однако недостатками треугольной формы являются неэффективное использование внутреннего объема для прямоугольных изделий, ее сложность, затрудняющая складирование группы упаковок на торговых площадях, а недостатками упаковки «блистер» – разовое вскрытие, сопровождающееся разрушением упаковки, низкая прочность и недостаточная защищенность от ударных нагрузок.

Сущность нового решения заключается в объединении клиновидной формы с прозрачным блистерным элементом, выходящим наружу коробки через вырубное окно и имеющим вид треугольной призмы, меньшая сторона которой расположена у вершины коробки. [8,270]

Форма упаковки адаптирована к параллелепипеду и позволяет осматривать упакованный товар в трех взаимно перпендикулярных направлениях, а также многократно вскрывать упаковку без повреждения. Здесь треугольная (клиновидная) форма упаковки занимает доминирующее положение в формообразовании, так как она оригинальна и привлекательна, а блистерный элемент раскрывает содержание товара, рекламирует его внешний вид. Вместе с тем встречные формы блистера и коробки уравновешивают друг друга, создают оригинальный силуэт. Конструктивный подход к решению данной упаковки позволил одновременно выйти на изобретение и промышленный образец.

Результат создания новой оригинальной упаковки внешне проявляется в новом формообразовании, в то время как методом его достижения является конструктивный подход к решению технических задач. Этот путь позволяет максимально, на новом уровне развить потребительские и рекламно-эстетические качества проектируемых упаковок, необходимых для удовлетворения покупательского спроса и движения товара на рынке.









Список литературы.


1.     ГОСТ Р 51917-2002  «Термины и определения».

2.     Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.96.

3.     Закон РФ «О стандартизации» в редакции от31.07.98

4.     Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91.

5.     Ганцовский М.Н., Тыхвиц В.М., Яковлев О.А. Деревянная тара. – М.: Лёгкая промышленность, 1990.

6.     Данилевский В.А. Картонная и бумажная тара. – М.: Лёгкая промышленность, 1979.

7.     Кривошей В.Н., Соломенко М.Г., Шредер В.Л. Справочник по полимерной упаковке. – М.: Экономика, 1982.

8.     Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Ч.1: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс,2003. – 320с.

9.     Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. - М.: Издательство норма,2003, -283с.

10.                       Николаева М.А., Карташова Л.В., Положишникова М.А.. Средства информации о товарах. М.: Экономика,1997г.

11.                       Хайн Т. Всё об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков. – Спб.: Азбука-терра, 1997.

12.                       Экономика предприятия торговли и сферы услуг / под.ред. Ю.А.Аванесова. – М.: ТОО «Люкс-арт». 1996.