Содержание

1.     Проблема соотношения ресурсов и потребностей человека. Кривая производственных возможностей.                                                                3

2.     Классификация рыночных структур.                                                           9

3.     Тесты.                                                                                                             13

4.     Задача                                                                                                             13

5.     Список литературы                                                                                       14

Проблема соотношения решения и прторебностей человека.

Кривая производственных возможностей.

Экономические ресурсы (факторы производства) - средства для производства товаров и услуг, условия и необходимые составляющие экономической деятельности.

Все материальные ресурсы, как естественные, так и произведенные человеком, ограничены. Действительно, когда речь идет о тех ресурсах, которые могут быть вовлечены в производство, встает проблема ограниченности пахотных земель, залежей полезных ископаемых, лесных угодий, пригодных к разведению рыб озер и рек. Лимитировано и использование в производстве станков и инструментов нужного ассортимента и качества, адекватных потребностям производства технологических характеристик, компьютеров необходимой производительности, программных средств, способных эффективно заменить человека на производстве. Несмотря на широкое развитие транспортных средств, всякий предприниматель ощущает определенную недостаточность их для целей своей деятельности.

Классификация экономических ресурсов:

Экономические ресурсы

Вещественные

Человеческие

Земля

Капитал

Предпринимат. способность

Труд

Все естественные ресурсы:

·        Земли;

·        Леса;

·        Полезные иск;

·        Вода;

·        Климат.

Инвест. Ресурсы и средства производ:

·        Машины;

·        Оборудование;

·        Здания;

·        Сооружения;

·        Транспорт.

Способность к:

·        Принятию решений;

·        Мобилизации ресурсов;

·        Коммерческому риску.

Совокупность:

·        Физических;

·        Умственных;

·        Психолог., свойств личности.  

 

Фактор ограниченности имеет место и в отношении человеческих ресурсов. В самом деле, несмотря на высокий уровень безработицы, в периодической печати постоянно публикуются объявления о приглашении на работу, о конкурсах на вакантные места. Это значит, что, наряду с проблемой занятости, существует дефицит определенных видов трудовых ресурсов. К примеру, при том, что выпускники педагогического института не трудоустроены, в школах области ощущается острая нехватка педагогических кадров.

Нехватка людей, способных к цивилизованной предпринимательской деятельности, особенно остро ощущается в нашей экономике. Это связано с отсутствием, а точнее, забвением отечественных предпринимательских традиций, недостаточной квалификацией людей, занявшихся бизнесом, неадекватной потребностям современного бизнеса правовой, экономической и социально-политической средой.

Наряду с ограниченными, экономическими ресурсами, существуют и блага, не являющиеся ограниченными, распределяемыми и присваемыми определенными людьми (атмосферный воздух). Такие ресурсы, в отличие от экономических, называют свободными.

Учитывая, что ресурсы общества ограничены, встает вопрос о производственных возможностях, то есть проблема технологического выбора, решения вопроса о том, какие блага и в каких количествах производить, чтобы в максимальной степени удовлетворить общественные потребности. В этих целях необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы и возможности (6, стр. 30). Попробуем разобраться в этой проблеме с использованием простой графической модели.

Как предпосылки анализа будем рассматривать следующие:

1)  неизменное количество и качество ресурсов, которыми на данный момент располагает экономическая система;

2)  полную занятость ресурсов, то есть все материальные и людские ресурсы, пригодные для производства, которыми располагает общество, используются на 100 %;

3)  неизменность технологий, то есть будем пренебрегать фактором научно-технического прогресса, который, несомненно, имеет место в реальных экономических системах;

4)  для простоты будем рассматривать экономику, производящую два продукта: пушки и масло.

Рассмотрим таблицу производственных возможностей:

Таблица A. Производственные возможности

Виды благ и единицы измерения

А

B

C

D

E

F

1

2

3

4

5

6

7

Пушки (тыс.шт.)

15

14

12

9

5

0

Масло (млн.т.)

0

1

2

3

4

5

           

Построим график, соответствующий комбинациям благ, описанным в таблице. Мы получаем кривую производственных возможностей.

Рисунок 1.  Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей показывает, какой максимальный объем производства товара или услуги может быть получен при данном объеме производства другого товара.

В экономике полной занятости для увеличения производства одного товара всегда необходимо поступиться производством другого товара. Чтобы произвести больше масла, надо “жертвовать” пушками и наоборот, это графически отражено в нисходящем характере кривой. Таким образом, форма графика показывает своеобразную цену одной товарной единицы, выраженную в альтернативном количестве другого товара.

Здесь мы впервые встречаемся с понятием цены в изложении системы категорий и законов экономической теории. Обычно цена - сумма денег, которую необходимо уплатить за товар.

Категория цены связана с понятием определенного количества другого блага которое необходимо при обмене отдать взамен данного блага (4, стр. 25).

Модель производственных возможностей позволяет прокомментировать понятие альтернативных (вмененных) издержек (альтернативной стоимости). Ресурсы, используемые для производства данного блага, могут быть использованы и в создании другого блага. Если мы затрачиваем ресурсы на производства данного продукта, это значит, что мы отказываемся от их использования в создании другого (альтернативного) продукта и недополучаем какое-то количество последнего.

Количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради производства дополнительной единицы данного товара, называется альтернативными (вмененными) издержками или альтернативной стоимостью.

Поскольку технологии производства разных товаров в общем случае не являются взаимозаменяемыми, то производство каждой последующей единицы данного товара вызывает потребность в сокращении производства альтернативного товара в большей степени. Например, точкой B характеризуется национальное производство пушек в количестве 14 тыс. шт. и масла в количестве 1 млн.т. Чтобы перевести национальное производство в более мирное русло, обеспечив производство 2 млн.т. масла, требуется поступиться производством 2 тыс. шт. пушек, при этом новое состояние экономики будет характеризоваться производством в точке С. Для дальнейшей конверсии и увеличения производства масла еще на один млн. т. потребуется “пожертвовать” уже тремя тыс. шт. пушек и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что в силу невзаимозаменяемости технологий альтернативные издержки возрастают.

Закон возрастания вмененных издержек - свойство экономических систем увеличивать производство одного блага только на основе сокращения производства другого блага, причем дополнительный прирост объемов производства одного блага вызывает необходимость все возрастающего сокращения объемов производства альтернативного блага (3, стр. 30).

Из закона возрастания вмененных издержек проистекает вогнутость по отношению к началу координат кривой производственных возможностей.

Заметим, что внутренняя область, ограниченная кривой производственных возможностей (например, точка Х), характеризует доступные обществу объемы производства, а внешняя (например, точка Y) - невозможные при сделанных предпосылках результаты. Объемы производства типа Х означают недоиспользование экономических ресурсов. Для того чтобы перейти к объемам производства типа Y, требуется увеличить предложение экономических ресурсов в национальной экономике, либо использовать инновации, достижения научно-технического прогресса.

Проблема выбора, возникающая в каждой экономической системе из-за ограниченности ресурсов, порождает необходимость решения основных вопросов “Что? Как? Для кого?”.

Всякая экономическая система призвана решать основные (фундаментальные) вопросы тем или иным способом (4, стр 27). Традиционно выделяются три фундаментальных вопроса:

                        Что производить и в каких количествах ?

Решение этого вопроса экономической системой предполагает существование в ней такого механизма, который обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии со сформированными на данный момент потребностями общества. В административной экономике эту проблему пытались решить на основе системы централизованного директивного планирования. В капиталистической экономике ее призвано решить саморегулирование хозяйственных процессов посредством рыночного механизма.

                        Как производить и с какими затратами ?

Экономическая система должна располагать механизмом отбора наилучших технологических способов производства, позволяющих в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сырья, материалов, человеческого труда производить необходимую для общества продукцию. Хозяйственные системы разных типов по-разному формируют механизмы, обеспечивающие решение этого вопроса.

                        Для кого производить и как распределять произведенные блага?

Жизнеспособная экономическая система располагает механизмами распределения доходов, которые и определяют, кому, в конечном счете, предназначены произведенные товары и услуги.

Классификация рыночных структур.

Рынок, в широком смысле, институциональная система, основанная на частной собственности и предпринимательстве. В узком смысле, рынок – это система взаимодействий производителя и потребителя (6, стр. 95). Цена формируется как взаимодействие большого числа производителей и большого числа потребителей.


 












Всё это мы описали с помощью модели Вальраса (6, стр. 98). Теперь мы возвращаемся к исходной модели и попытаемся понять, действительно ли исходным пунктом анализа является модель совершенной конкуренции.

Совсем не обязательно, что ситуация на рынке будет описываться моделью совершенной конкуренции. Могут быть и другие модели.


 










Таким образом, теоретически допустимы и встречаются на практике другие модели рынка. Такие типичные модели называются рыночными структурами. Существует классификация рыночных структур:

1.      Модель совершенной конкуренции (рисунок 1). Это идеальная модель рыночной структуры, которая характеризуется наличием большого числа покупателей и продавцов, не вступающих между собою в сговор. Этот рынок является наименее предсказуемым и неуправляемым. Не один из покупателей или продавцов не в состоянии существенно повлиять на изменение цены.

2.      Чистая монополия (рисунок 2). Эта модель характерна для многоих экономик. Наличие одного продавца и множества покупателей. Как правило такая модель встречается в отраслях естественных монополий ( электроэнергетика – РАО ЕЭС, железнодорожные перевозки – АО «Российские Железные Дороги», торговля оружием – РГА «РосВооружение») и связано с незаменимостью того, или иного ресурса, или государственной монополией на него. Цена на услуги или товар в данном случае устанавливается либо фирмой, либо государством.

3.      Монопсония (рисунок 3). Ситуация полностью противоположная монополии, т.е. «рынок одного покупателя». Также связан с государственными ограничениями на реализацию какого-либо товара или услуги (например в советское время колхозы и совхозы были обязаны продавать всю продукцию с/х произведённую ими государству, по ценам установленным им же).

4.      Двухсторонняя монополия (рисунок 4).







5.      Небольшое число продавцов (около 2–3). Каждый из них путем увеличения или уменьшения продаж может воздействовать на цену – олигополия. Наиболее хорошо исследован случай, когда в отрасли два производителя – дуополия. Фирмы принимают решения на основе информации друг о друге. Точно так же можно построить модель на стороне покупателя – олигопсония.

6.      Монополистическая конкуренция. Предположим, мы рассматриваем отрасль, в которой действует множество фирм–производителей. Предположим, что каждый из производителей сумел каким–то образом выделить свой товар (за счет свой торговой марки, своего фирменного наименования). Для такого выделения активно используется реклама. Товар однороден, но его всегда можно идентифицировать за производителем. В этих условиях возникает слабый монопольный товар. Но между собой эти товары являются близкими заменителями. Таким образом, потребитель достаточно легко может переключиться на потребление товара–заменителя. Эта ситуация и называется монополистическая конкуренция. Для описания монополистической конкуренции используются термины: идентификация производителя, дифференциация продукта (однородный, стандартизированный товар получает уникальные характеристики) и т.д.



Замечания:

1.     В марксистской теории под термином «монополия» понимается крупная фирма. А под термином «монополистическая конкуренция» понимается взаимодействие крупных фирм, а не та рыночная структура, которую мы только что описали (2, стр 142).

2.     При определении структуры конкурентного рынка необходимо точно определить границы отрасли. Обычно их определяют с точки зрения удобства статистических наблюдений. Для маркетинговых исследований этот подход чересчур упрощен (моющие средства –> шампуни (авто, для животных, для сухих, жирных, нормальных волос)). Понятие отрасли в микроэкономическом плане будет отличаться от понятия отрасли в статистике. Критерием отрасли будет выделение однородных заменителей. Нам всегда придется говорить о монополизации рынка. Очень трудно говорить о рынке шампуня в России, то, что есть в Москве, не заботит жителей Владивостока.


Как аналитически определить состояние любого конкурентного рынка? Существует два подхода «диагностики монопольной власти»:

1.     Показатель Лернера – теоретический. Если на рынке совершенная конкуренция, то p = MC; если нет, то равенство не выполняется. Считают MC (предельные издержки), смотрят P (цена) и путем некоторых комбинаций определяют. Но так как MC посчитать очень сложно, то и на практике это высчитать почти невозможно.

2.     Индекс Герфиндаля – надо знать сколько фирм в отрасли и какая часть общего выпуска продукции приходится на каждую фирму. Индекс Герфиндаля равен сумме квадратов долей рынка. Этим показателем пользуются на практике.

Тесты

1.     Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х вызовет:

a)     Сдвиг кривой спроса вверх и вправо;

b)    Сдвиг кривой спроса вверх и влево;

c)     Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;

d)    Сдвиг кривой предложения вниз и вправо.

Ответ: с).


2.     Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать :

a)     Разницу между общей и предельной полезностью;

b)    Общую полезность;

c)     Среднюю полезность;

d)    Предельную полезность;

e)     Каждую из перечисленных величин.

Ответ: d).


Задача

          Объём выпуска задан производственной функцией . Учитывая, что в день затрачивается  8 часов  работы машин и 9 часов труда, найти объём выпуска продукции (Q) и средний продукт труда (АР).

Решение:

          Объём выпуска продукции (Q) задан производственной функцией и находится путём подставления исходных данных в формулу:

          Q = 3 * 2 * 3 = 18 условных  единиц продукции (1 условная единица продукции = 1 часу условного труда).

          АР = 18 / (8 + 9) = 1,05 усл.ед./час (Средний продукт труда равен частному совокупного продукта от количества часов).

Список литературы:

1.       Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 1999г.

2.        Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А., М. 1998г.

3.        Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А. Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.

4.        Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. М. 1994г.

5.        Экономическая теория./Под ред. Базылева, Гурко,Мн.БЭГУ,1999

6.       Экономическая теория (учебник для ВУЗов) /Под ред. Камаева В.Д. Издание 2-е переработанное и дополненное. М. 1998г.