Содержание





Введение. 2

Биография Монтескье. 4

Философско-политические взгляды Монтескье. 7

Общество и его законы.. 9

Географизм Монтескье. 11

Влияние экономики на жизнь общества и политику. 12

Право и государство. 13

Монтескье и Россия. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 21


Введение

Кризис феодальной системы, торжество абсолютной монархии, церкви (не религии), необразованность - такова картина средневековья. Конечно, такой порядок не мог долго существовать. И люди стали задумываться о том, что надо предпринять для того, чтобы жизнь улучшилась, и на земле воцарилось «царство разума». С одной стороны, это можно сделать при помощи революции: свергнуть монархов, а затем, может, жизнь улучшится. Но бескоровным и идеальным способом это совершить нельзя (во время Великой французской революции в это не поверили, но история расставила все на свои места). С другой стороны, что гораздо разумнее, можно при помощи искусства добиться этой  же цели, не прибегая при этом к насилию. И ученые, философы вырабатывают новое представление о жизни новое мышление. Появляется мощное культурное движение - Просвещение, сопровождаемое расцветом  науки  и искусства.

Идея Просвещения была крайне необходима людям после «мрачного средневековья». Она несла знания и свет. Пусть у этой эпохи были свои недостатки, хоть и весомые, но она сыграла большую роль в развитии культуры и искусства. После многовекового простоя  у лучших умов человечества накопился импульс, который выразился в Просвещении. Когда эта эпоха закончилась, искусство не прекратило своего существования. Появлялись новые течения, направления в культуре. Но своим рождением они обязаны именно Просвещению, которое было колыбелью для развития искусств. После этой эпохи уже не было таких застоев как в средневековье. В этом тоже заключается заслуга Просвещения. Оно смогло дать людям возможность получать знания, лучше обустроить общество. Просвещение - яркая страница в истории мировой художественной культуры.

Шарль Монтескье был одним из ярчайших представителей радикального свободомыслия эпохи Просвещения. Западноевропейское Просвещение многими нитями было связано с Возрождением. Это признавали и подчеркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феодально-церковные) догмы, традиции, авторитеты. Просвещение было тесно связано с политической жизнью стран, в которых это движение развивалось (вспомним Вольтера, как вдохновителя французской революции). Ведь идеология  Просвещения возникла в условиях кризиса феодальной системы, появления новых слоев общества и, конечно, противоречий между ними, что не могло ни вызвать реакции у лучших умов человечества того времени[1]. Просвещение выступало против всего феодального строя с его системой сословных привилегий,  становилась активным фактором, помогавшим расшатывать старые порядки.

Просветители, в том числе и Ш. Монтескье активно выступали против абсолютной монархии. Многие из них в своих трудах пытались описать устройство идеального общества, характеризовать различные модели государственного устройства.

Итак,  практически во всех странах главными идеями Просвещения были разумный подход к устройству государства, жизни людей, борьба за просвещение народа, распространение знаний. Так было везде, кроме Германии, где просвещение превратилось в оружие для объединения всего государства. Тогда Германия была раздробленным и бедным государством, в отличие от Англии, где уже давно произошла буржуазная революция, и Франции - централизованного европейского государства, она еще оставалась средневековой страной с феодальными порядками.

В данной работе целью является изучение основных политических взглядов известного французского идеолога и философа Ш. Монтескье, который активно выступал против абсолютной монархии и выстраивал демократические модели общественного устройства в духе рационализма и географического детерминизма.


Биография Монтескье

Шарль  Луи  де Секонда  барон  де Лабред  и  де Монтескьё  родился  в  1689  году в  Лабред  близ  Бордо, главного города департамента  Жиронда, на  юго-западе Франции. Принадлежал  к  знатному  феодальному  роду. В  1700 - 1711  годах. Он учился  в  монастырской  школе,  где  познакомился  не только  с  трудами  средневековых  схоластов, но и с произведениями античных  авторов.

До 1726 года на административных  должностях  в  судебных  органах  и  одновременно  много  занимается  научной  работой,  избирается  академиком Бордосской академии. В это время усиленно занимается физико-математическими  науками.

C  1726  года  Монтескье целиком  отдаётся  литературе  и  научной  деятельности  в  основном  в  области  философии,  социологии, юриспруденции,  искусства. Много путешествует по Западной  Европе,  некоторое  время  живёт  в  Англии.  Вся  жизнь Монтескье – неустанный труд  самообразования. Ещё в юношеские школьные годы он  живо  интересовался античной философией и литературой. Прочитал в подлиннике не только  главные  труды  классиков  древнегреческой  мысли,  но и  обширную  литературу о них. По глубине и  широте  знаний  Монтескье  -  в  первом  ряду  выдающихся  деятелей  Просвещения.

Первое по времени из наиболее значительных  произведений  Монтескье  -  “Персидские  письма”,  сатира,  написанная  образно,  занимательно  и  остроумно.  Они  принесли ему славу как художнику  слова. Их читали в  придворных  кругах, аристократических салонах,  книжных  лавках  и  на  улицах  Парижа.

Критика  светского  общества,  преисполненного спеси от пустой мишуры своей  “цивилизованности”, от которой неотделимы  суеверия, гнёт церкви и власти,  оторванная от  жизни  учёность,  искусство,  состоящее  из  риторических  славословий, условностей,  крайней  манерности.  Полная  иронии,  тонкого  остроумия,  сатира  разворошила  все  пласты  абсолютистской  монархии,  её  политическую  жизнь,  культуру,  обычаи,  нравы  её  подданных.  Этим  своим  трудом  Монтескье  немало  содействовал  краху  абсолютизма.

В  “Персидских  письмах”  Монтескье  беспощадно  критикует  абсолютистскую Францию, прежде  всего  за  то,  что  в  ней  плохо  живётся  крестьянам  и  ремесленникам,  а  за их счёт благоденствуют  господствующие  классы: “Чтобы один  человек  жил  наслаждаясь, нужно чтобы сотня  других  работала  без  отдыха”[2].

Эти  мысли  перекликались с лозунгами  плебейских  движений XVII  века,  однако  сам Монтескье  не делал непосредственных революционных  выводов  из  своей  критики  феодализма.  Он  видел  спасение  для  Франции  в  конституционной  монархии  по  английскому  образцу.

Большое  прогрессивное  значение  имела  философско-историческая работа Монтескье “Размышления  о  причинах  величия  и  падения  римлян”. В  ней  автор  пытается  доказать  на  примере  Римской  империи,  что  только  там,  где  граждане  свободны  и независимы,  где  господствуют  республиканские  нравы,  общество  в  состоянии  успешно  развиваться.  В  странах,  где  граждане  отказываются  от  свободомыслия и  становятся на путь рабства, государство  теряет  своё  величие   и, в конечном счете, терпит  поражение  от  внутренних  и  внешних  врагов.

Из книги  следовал  прямой политический  вывод:  Народ  Франции  должен  навсегда  покончить с  королевским  деспотизмом и феодально-сословными  отношениями.  В этой  же  книге  нашли  отражение  исторические  взгляды  Монтескье.  Он  отказывается  от теологического  понимания  истории,  выдвигает  положение  об  объективной  закономерности  исторического  процесса.

Венцом  всех  его научных  и  литературных  трудов  было  произведение  “О  духе  законов”,  над  которым  он  работал  20  лет.  Этот  труд  состоит  из  31  книги  по  20  и  более  глав. Здесь Монтескье критикует феодально-религиозный  подход к обществу и его закономерностям, разоблачает феодально-сословную монархию,  выступает  против реакционных династических войн.  Основной  методологической  посылкой автора  является  положение:  “Принципы  свои  я  вывел  не  из  своих  предрассудков, а  из  самой  природы  вещей”.

Многие  из  античных,  средневековых  и  более  поздних  социологов  выводили  общественные  законы, исходя из того или иного  абстрактно-логического  постулата, а не из “самой  природы  вещей”,  то  есть  не  из  реального  исторического  процесса. 

Попытки  Монтескье понять  соотношение  между  объективными  закономерностями  природы и  общества  и  законами,  создаваемыми  людьми,  особый интерес к материальным условиям  жизни  общества  имеют  глубоко  прогрессивный  характер.

Все  прежние  формы  общества и  государства, все  традиционные  представления  были  признаны  неразумными  и  отброшены просветителями и Монтескье как  старый  хлам;  он считал, что мир  до  сих  пор  руководствовался одними предрассудками,  и  всё  прошлое достойно лишь  сожаления  и  презрения.  Теперь  впервые  взошло  солнце,  и  отныне  суеверие, несправедливость, привилегии и  угнетение  должны  уступить  место  вечной истине,  вечной  справедливости,  равенству,  вытекающему  из  самой  природы,  и неотъемлемым  правам  человека.


Философско-политические взгляды Монтескье

Итак, Монтескье – французский философ права и истории отказавшийся от формалистического мышления о праве и пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их географических, природных и исторических условий, в духе теории среды.

На примере английской конституции, которую он рассматривал как самую прогрессивную, а французскую – как регрессивную, Монтескье развивал  вслед за Локком теорию разделения государственной власти на законодательную исполнительную и судебную.

Основу политико-социальных взглядов Монтескье составляют представления о природе и ее законах, поэтому необходимо кратко перечислить основные положения его онтологии.

Деисты превращали  Бога  в  конституционного  монарха,  который  царствует,  но  не управляет, стоит во главе Вселенной, ноне  вмешивается  в  дела,  причём  не  вмешивается  не  потому, что не желает, а потому, что не может. Этим  они  признавали  объективное  и  независимое  существование  материи.

Монтескье  оспаривает  Платона  как  объективного  идеалиста  за  предвзятый,  от “мира  идей”  подход к  Вселенной.  “Принципы свои я вывел не из  своих  предрассудков,  а  из  самой  природы  вещей”,  заявляет Монтескье, солидаризируясь с римским философом  Лукрецием Каром, последователем материалистической  линии  Демокрита – Эпикура[3].

И люди и животные подчиняются законам, которые  не  ими созданы, то есть объективным  законам  природы. В качестве разумных существ  люди  создают  в  обществе  искусственные  законы.  Но  законы  природы  -  законы особого рода.  Их  никто  не  в  состоянии  изменить  по  своему  произволу.

Подчиняя  Бога  закономерностям  природы, он наносил удар по религиозному учению о целенаправленности  всех  явлений  природы,  якобы  реализующих  некоторую  божественную цель. Признав  первичность  материи   и  вторичность  сознания,  установив  объективную  связь  явлений,  Монтескье  поставил  вопрос  о  том,  каким  путём  и  насколько  верно  познаёт  человек  материальный  мир,  его  окружающий.

В  XVIII  веке  среди  церковных  деятелей  была  широко распространена  объективно-идеалистическая теория познания Платона. Он  утверждал,  что в человеке находится  вечная  душа,  когда-то пребывавшая в потустороннем мире.  Поэтому,  если  человек  что-то  знает,  то это  означает  не  что  иное  как  воспоминания  его  души  о  пребывании  в  сверхчувственном  мире.  Знание  -  это  воспоминание.  Что  касается  конкретных  вещей  и  явлений  материального  мира,  то  мы  не  можем  сказать  о  них  ничего   определённого.

Монтескье отрицал эти религиозно-идеалистические  догмы.  Он  строил  свою  гносеологию  на  признании   объективного существования природы. Действуя  на  человека,  природа  вызывает  в  его сознании различные представления о действительности.  Знание  идёт  извне,  от  природных вещей  и  явлений  к  человеку  как  части  природы.

Признавая  огромную  роль  опыта,  Монтескье  доказывал, что без разума, без рациональной  обработки чувственных знаний невозможно познать  действительность.   Он  прямо  возражал  против  теории  врождённых  идей,  против  учения  об  априорном,  то есть  независимом  от  опыта характере  знаний.  Сначала  человек  ощущает  только  свои  непосредственные  нужды,  затем приучается к выводам  и  обобщениям.  Познание - процесс.  Он наталкивается  на  ряд  трудностей, которые постепенно  преодолеваются. Познавая, люди улавливают  причинную  связь явлений и на этом основании  предугадывают события. Монтескье вместе с материалистами  признавал, что  познание  - это отражение  в  человеческой  голове объективно существующего материального  мира.


Общество и его законы

Для  Монтескье вопросы  социологии  играли  первенствующую  роль.  Это  объясняется  тем,  что  Франция  стояла  перед  лицом  коренных  социальных  перемен.

Монтескье,  как  социолог,  быстро  завоевал  признание  во  всех  странах,  его  идеи  были знаменем  передовой буржуазии в борьбе против религиозных   средневековых  теорий общества и  государства.

Монтескье стремился подойти к обществу с  светской точки зрения,  решительно выступал  против  Августина, рассматривавшего историю как  борьбу  двух  начал  -  земного  и духовного. Не  менее решительно опровергал он Фому Аквинского,  выводившего власть государя из “божьей  воли”,  утверждавшего,  что  общественная  жизнь  зависит  от  “божественного  права”.  Монтескье  считал  бессмысленностью  искать  божественное  предопределение  в  социальных  явлениях.

Теологический подход к истории неизбежно  ведёт к фатализму. Если  бог  всем руководит,  то  людям ничего не остаётся,  как  сидеть  и  ждать. Монтескье критиковал мировоззрение фаталистов: “Учение о неумолимой судьбе, которая всем  управляет, обращает правителя в невозмутимого  зрителя;  он  думает,  что  бог  уже  сделал  всё,  что  нужно”[4].  Не  менее  опасен  фатализм  подданных. Гражданин, примирившиеся с деспотизмом,  теряет право называться гражданином, он становится рабом и заслуживает презрения. Монтескье приходит к выводу, что общественная жизнь представляет собой закономерный процесс, причём  законы общества не навязаны ему извне, а существуют в нём самом.

Сводя,  как и все идеалисты, реальные  отношения, господствующие в обществе, к борьбе  идей, он высказывал замечательные догадки о  необходимости  выведения идей из самой жизни. Он признавал, что за идеями скрываются интересы отдельных сословий, а применительно к  Франции понимал, что речь идёт о борьбе  бесправного  третьего  сословия  против  двух  привилегированных  сословий феодального общества  -  дворянства  и  духовенства.

Монтескье по своему определяет понятие рабства.  Он включает сюда и крепостничество. Наряду с  гражданским рабством, которое он определяет  как безусловную  власть одного человека над  жизнью и имуществом другого, есть ещё политическое рабство, то есть бесправие граждан перед  лицом государства.

Гражданское рабство приносит вред всему  обществу,  ибо не только раба, но и рабовладельца.  Политическое рабство лишает народы  элементарных  человеческих прав. Он опровергает  и экономические доводы в пользу рабовладельческих  и крепостнических отношений, сводящиеся  к тому, что, будучи свободными,  люди якобы не  захотят выполнять особо  тяжёлые работы. Нет  столь тяжёлой работы, утверждает Монтескье, которую  нельзя было бы заменить машиной. Совершенные  орудия производства, управляемые человеком,  дадут всем людям радостную,  счастливую  и  зажиточную жизнь. Как идеолог молодой прогрессивной буржуазии, он смело выдвигал идею: техника и наука должны историческому  прогрессу и  освободить человечество от наиболее тягостных  форм физического труда.

Монтескье полагал,  что старый  строй  объективно  себя изжил и должен уступить место новому  строю. Однако это должно произойти путём  компромисса  между  аристократией и третьим  сословием.

Гениальна  его догадка  об отсутствии в  первобытном обществе частной собственности.  Он заявляет, что, отказавшись от естественной  независимости,  чтобы жить под властью гражданских законов, люди отказались и от естественной общности имущества. Таким образом,  частная собственность рассматривается как  сравнительно более поздний продукт исторического развития.  Монтескье делает из этого ряд неправильных  выводов.  Частная  собственность  превращается им как бы в высшее проявление цивилизации. Он старается доказать, что даже  признание примата общественного блага  над  частным не даёт никому права  лишить человека  хотя  бы  самой  ничтожной части его имущества.

Географизм Монтескье

Подчёркивая объективность некоторых  основополагающих  законов  общественного развития, Монтескье по существу рассматривал их как  законы природы (естественные законы), продолжающие действовать в обществе и политике. Он считает географическую среду решающей причиной возникновения  различных форм государственной власти  и  законодательства.

Реакционные “географисты” считают, что  общественная жизнь не может меняться, если не  меняется географическая среда (климат, почвы,  рельеф).  Отсюда и не существует закономерности в каких-либо  революциях. Монтескье хотел лишь доказать, что ход истории зависит не от Бога, а от чисто естественных  причин  и  поэтому  не  религия, а наука в состоянии  понять  закономерность общественной  жизни.

Холодный  климат  делает  людей  более  крепкими, а следовательно и более активными,  трудоспособными, целеустремлёнными. Жара  приучает к  лени,  изнеженности,  равнодушию. Реакционные  социологи  сделали  из  этого  вывод  о  превосходстве  одних  народов  над  другими.  Монтескье  как  просветитель  считает,  что  люди  все  равны  от  рождения,  что  нет  превосходства  одних  рас  над  другими. Он  считает,  что  климат влияет на государственный строй[5]. Далее  следует,  что королевский деспотизм во Франции  находится  в  полном  противоречии  с  её  климатом,  то есть противоестественен. Но ссылки  на  климат  ведут  к  оправданию реакционных  режимов, якобы  отвечающих определённой  географической  среде.

Не  менее  ошибочно  влияние  почвы  и  рельефа  на  социально-экономический  строй и  нравы людей. Эти доводы легко опровергаются. Исторические судьбы народов были весьма  изменчивы,  несмотря  на  неизменные  географические  условия.


Влияние экономики на жизнь общества и политику

Монтескье  отмечает, что сама по себе почва ещё  не даёт высокоразвитого земледелия; к земле  должен быть приложен интенсивный труд.  Мало  того,  иногда  бесплодная почва служит стимулом  для  подъёма  хозяйственной  жизни,  а  в  свою  очередь благоприятная для  земледелия  природная  среда  делает   людей  ленивыми,  инертными,  неспособными  развивать  свои  производительные  силы.  Здесь он  критикует  физиократов,  утверждавших,  что  богатство  страны и эффективность политической деятельности целиком  зависит  от  природных  условий.

Монтескье  половинчато  демонстрирует  специфику  социальной  жизни,  расходясь  и  с  физиократами  и со своим же  географизмом,  отмечая  специфику  социальной  жизни и политики по сравнению  с  естественной  средой. По словам Монтескье законы  очень  тесно  связаны  с теми  способами,  которыми  различные народы добывают себе средства к  жизни.

Монтескье  приложил  руку  к  разработке  теории  меркантилизма,  где  главное  внимание  уделяется  торговле,  обращению,  а  не  производству. Он  считает,  что  источником  прибыли  является  продажа  товара  по  более  высокой  цене.  Отсюда  его внимание  к  внешней  торговле,  её  активному балансу.  Выступая с апологией  внешней  торговли,  Монтескье видит  в  ней  могучий  фактор  общения народов. Естественное действие торговли  -  склонять  людей  к  миру. Между  торгующими  народами устанавливаются  взаимная  зависимость,  заинтересованность,  дружба.

Но  с  другой  стороны, порождая в  людях  чувство  строгой  справедливости, торговля  противоположна  тем  моральным  добродетелям,  которые  побуждают  нас  не только преследовать  собственные  выгоды,  но  и  поступаться  ими  ради  других  людей.

Монтескье видит  отрицательные  стороны  торговли.  Купцы  заражаются  духом  торгашества,  ценят корыстные  интересы  выше  общественных.  “В  странах,  где  людей  воодушевляет  только  дух  торговли,  все  их  дела  и  даже  моральные  добродетели становятся  предметом  торга.  Малейшие  вещи,  даже  те,  которых  требует  человеколюбие,  там  делаются  или  доставляются  за  деньги”[6].

Наряду  с  признанием  роли  торговли в жизнедеятельности общества и государства,  Монтескье уделяет  серьёзное  внимание  развитию  промышленности.  Его  интересуют  технические  изобретения,  повышающие  производительность. Он  предлагает  поощрять  развитие  промышленности  государственными  премиями  земледельцам  и  ремесленникам.

При   всей  ограниченности    экономическо-политических  взглядов  Монтескье,  они  были  направлены  против  феодальной  замкнутости,  ставили  целью  развитие  торговли  и  промышленности.


Право и государство

Накануне  уничтожения  феодального  государства  буржуазия  задумывалась  о  природе  государственной  власти.  Монтескье не  верил  в  зависимость  государства  от  божественного  произвола,  это  оправдывало  бы  деспотизм  в  любых  его  проявлениях.

Просветители,  в  том  числе  и  Монтескье,  исходили  из  договорной  теории,  утверждая,  что  политический  строй  создаётся  не  потусторонними  силами,  людьми  и  в  интересах  людей.  Люди  поняли,  что  вне  государства  они  не  смогут  нормально существовать  и  развиваться,  и поэтому  предпочли  государство  естественному  состоянию.  Будучи  представителем  правого  крыла  просветителей,  Монтескье  не  верил  в  силы  и  способности  народных  масс,  он  оставлял  за  трудящимися  сравнительно ограниченные  функции  в  общественно-политической  жизни. Однако  он  считал,  что  государственная  власть  существует  для  народа  и  соответствует  характеру  народа.

Он  исследует  три  основных  формы  государственной  власти:  республику,  монархию  и  деспотию.  Республика  -  это  правление,  в  котором  верховная  власть  полностью или  частично  в  руках  народа.  Монархия - власть одного  человека,  осуществляемая  посредством  законов. Деспотия  -  государственный  строй, целиком подчиняющийся  произволу  одного  лица, игнорирующего всякие  законы.

Анализируя  республиканский  порядок,  Монтескье  выступает  в  защиту  всеобщего  избирательного  права.  Он  доказывает,  что  народ  может  выбирать  достойных  руководителей  и  контролировать  их.  Вместе  с  тем  он  против  того,  чтобы  выходцы  из народа  избирались  на  руководящие  должности.  Он  видит  главный  порок  республики  в  том,  что  ею  руководят  народные  массы,  действующие  “по влечению  сердца,  а  не  по  велению  разума”[7]. Он предпочитал  разумного  монарха,  опирающегося на  законы.

Несмотря  на  своё  сочувствие  просвещённой  монархии,  Монтескье находит  в  истории  доказательства  известных  преимуществ  республиканского  строя.  Он  был  противником  революционного  свержения  монархии,  высказывался  за  компромисс  с  королевской  властью.

Монтескье говорил о преимуществах  республиканского  режима:  гражданское  равенство  содействует  благосостоянию  населения,  в  то  время  как  деспотизм  приводит  к  бедности  и нищете  подавляющей  массы  людей.  В  республике  богатство  страны  приводит  к росту  народонаселения.  Все  республики  являются  доказательством  этого, и  больше  всех  Швейцария  и  Голландия, две самые  плохие  страны  Европы,  если иметь  в  виду  природные  условия  их  территории,  и  тем  не  менее  самые  населённые.

Ничто  так  не  привлекает  иностранцев,  как  свобода  и  всегда  сопровождающее  её богатство.

Не  так обстоит  дело  со  странами,  подчинёнными  власти  произвола:  государь,  придворные  и  некоторое  количество  частных  лиц  владеют  всеми  богатствами,  в то  время  как  все  остальные  стонут  от  крайней  бедности. 

Ни  в  одном  из  деспотических  государств  не  существует  никаких  законов.  Однако  и  при  наличии  законов  они  реально  сведены  к  нулю, так как нет учреждений  для  охраны  этих  законов.  Феодально-крепостническому  режиму  Монтескье противопоставляет конституционно-монархический  или  республиканский.  Вслед  за  Локком  он  развивает  идею  разделения  властей  на  законодательную, исполнительную  и  судебную,  действующие  изолированно  друг  от  друга.

Монтескье мечтал  о  классовом  компромиссе  буржуазии и  феодально-аристократической власти. Отстаивая монархический принцип, Монтескье исходил  из  интересов  буржуазной верхушки. Он  пишет,  что  нельзя  мыслить  себе  монархическое  правление  без  наличия  привилегированного  меньшинства,  без  богатых  купцов,  предпринимателей и родовитого дворянства. Однако  он  выступает  за  буржуазно-демократические  свободы и требует, чтобы монархическая  власть  относилась  к  народу  с  должным  уважением. Монархический  строй  должен  гарантировать  каждому  минимум  политических  свобод. Государь  не имеет  права  подвергать  подданных  оскорблениям  и  нарушать  законы.  Монтескье ориентировался  на  революцию  сверху,  на  прогрессивное  законодательство.

Он  заявляет,  что  только  те  законы  должны  применяться,  которые  служат  общественному  благу.  При  конфликте  гражданских  законов  с  законами  религии  первые  должны  главенствовать  над  вторыми.  Соблюдение  государственных  законов  обязательно  для  всех  граждан,  а  законы  религии  соблюдаются  самими  верующими  добровольно  и  только  в  такой  мере,  в  какой  они  не  противоречат  законам  светской  власти.  Здесь  Монтескье  фактически  высказывается  за  отделение  церкви от  государства.  Монтескье  приходит  к  окончательному  выводу: закон должен стоять на страже свободы и  формального  равенства  всех  граждан,  независимо  от  происхождения  и  религиозной  принадлежности,  на  страже  частной  собственности  и  свободной  торговли.  Этот  вывод  стал  одним  из  решающих  лозунгов  грядущей буржуазной  революции  во  Франции.

Что касается понимания Монтескье политических баталий и войн, то он решительно  отмежёвывается  от  их теологического  понимания.  Войны  ведутся  людьми  и  не  имеют  никакого  отношения  к  богу,  к  сверхъестественным  причинам  и  целям.  Он  глубже  решает  вопрос  о  войнах,  чем  некоторые  социологи  XX века,  которые  объясняют  происхождение  войн  “чувством  драчливости”,  якобы  изначально  присущем  человеку.  Монтескье  рассматривает  материальную  подоплёку  войн и  преодолевает  волюнтаристский  подход  войнам  как  случайному  продукту  произвола  монархов  или  республиканских  вождей[8].  Войны имеют материальные причины и являются одним из средств политической экспансии государства.

Чрезвычайно  важен  вывод  о  зависимости  характера  войны  от  политического  строя  воюющих  государств.  Деспотическая  власть,  враждебно  относящаяся  к  своему  народу,  не  может  миролюбиво  и  гуманно  относиться  к  чужим  народам.  Деспотизм  приводит  к  несправедливым  грабительским  войнам,  от  которых  терпят  ущерб  широкие  народные  массы.

Защищая  интересы  буржуазии,  Монтескье констатирует,  что  феодальные  войны  приносят вред  международной  торговле: “Торговля то  уничтожаемая  завоевателями, то стесняемая  монархами,  странствует  по  свету,  убегая  оттуда,  где  её  угнетают, и  отдыхая  там,  где  её  не  тревожат.”  Он  выступает  решительным  борцом  за  мир  и  сотрудничество  народов.

По  мысли  Монтескье, лучшее  вооружение  сплошь  и  рядом  решает  успех  сражения. Он положительно  относился  к  изобретению  пороха.  Но  необходимо  добиваться,  чтобы порох не попадал  в  руки  преступников.  А  что  если  люди  изобретут  ещё  более жестокий  способ  истребления?  Не  принесёт  ли  такое  изобретение  непоправимые  бедствия  людям?  “Нет,  если  бы  обнаружилось  такое  роковое  открытие,  оно  вскоре  было  бы  запрещено  человеческим  правом”.

Таким образом, по мысли Монтескье, руководство государства берет на себя огромную ответственность, создавая условия для развития общества.


Монтескье и Россия

Многие  представители  французской  общественной  мысли  XVIII века,  в  особенности просветители,  c  большим  интересом  относились  к  России,  к  русскому  народу, его  истории  и  культуре.  Вольтер  и  Дидро  надеялись  найти  в  русской  императрице  Екатерине  просвещённую  государыню,  которая  произведёт  необходимые  реформы “сверху”,  без  революции  “снизу”,  которой  опасались  даже  самые  радикальные  философы XVIII  столетия.

В  “Персидских  письмах”  Монтескье характеризует  русского  государя  как  неограниченного властителя  над  жизнью  и имуществом  своих  подданных. Вместе  с  тем  Монтескье в  книге  “О  духе  законов”  высоко  ценит  патриотизм  русского  народа,  доказанный  в  войне  со  шведами,  выносливость  русских  солдат,  их  настойчивость,  твёрдость духа  при  поражении,  их  умение  в  конечном  счёте  добиваться  победы.

Будучи  верен  своему  географизму,  он рассматривал  холодный  русский  климат  и обширные  территории  в  числе  главных  причин  возникновения  самодержавия.

Монтескье  заявляет,  деспотический  режим  в  России  и  интересы  прогрессивного  развития экономики  находятся  в  глубоком  противоречии.  Россия,  прежде  всего,  нуждается  в  торговле,  а  торговля  требует  денежных  операций.  Однако  эти  операции  наталкиваются  на  деспотические  законы,  воспрещающие  денежные  отношения  с  иностранными  государствами. 

Русский  народ  состоит  из  крепостных,  фактически  являющихся  рабами,  и  из  духовенства  и  дворянства,  являющихся  политическими  рабами  царя.  России  не хватает,  прежде  всего,  третьего  сословия,  которое  должно  состоять  из  ремесленников  и  купцов. Монтескье говорил  о  необходимости  изменения  экономического  и  политического строя  России,  отмены  крепостничества,  уничтожения  несправедливых  законов  и поощрения  деятельности  третьего  сословия.  Его  социально-политическая  программа  для  России  в  ряде  решающих  вопросов  совпадает  с  его  программой  политических  реформ  во  Франции.

В  России  Монтескье  приобрёл  большую  популярность.  Представители  господствующей дворянской идеологии,  включая  императрицу  Екатерину,  пытались  использовать непоследовательность  Монтескье,  его  монархические  идеи  для  укрепления  крепостнического  государства.  Передовые  деятели  русского  народа,  начиная  с  Радищева,  и кончая  революционными  демократами,  подняли  на  щит   передовые  просветительские  идеи  Монтескье,  его смелую  борьбу  против  абсолютизма,  его  критику  церковно-схоластического  мировоззрения.

Монтескье предстал  пред  русским  читателем  как  талантливый обличитель феодально-крепостнического  строя,  как  глубокий  мыслитель  и  выдающийся  учёный,  открывший  новую  страницу  в  истории  социологической  мысли. Горячая  вера  Монтескье  в  общее  благоденствие,  его  искренняя  и  благородная  ненависть  к  феодальному  абсолютизму  делали  Монтескье  любимцем  антикрепостнических  русских  писателей  и  публицистов,  всех,  кто  мечтал  о  благоденствии  народа  и  ненавидел  дворянско-аристократическую  верхушку.

Императрица,  стремившаяся  прослыть  просвещённой  государыней,  объявляла  себя  сторонницей  Монтескье используя  в  интересах   деспотической  формы  правления его географизм.:  “Никакая  другая  власть  на  таком  пространстве  не  может  действовать  и  была бы  не  только  вредна,  но  прямо  разорительна  для  граждан”[9].

Заключение

В результате проделанной работы были изучены основные политические взгляды Ш. Монтескье. Итак, в эпоху Просвещения не было ни одной области  знания,   искусства  и  литературы,  где  бы  не  наблюдался  подлинный творческий подъём. Парижская академия наук добилась в первой половине XVIII века  известной независимости в разработке проблем  естествознания. Она стремилась к освобождению  науки от церковной опёки.

Шарль Монтескье является одним из выдающихся  французских мыслителем энциклопедического  склада. Один из целой  плеяды  деятелей  эпохи Просвещения, таких  как Руссо,  Вольтер, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Ламетри.

Можно заключить, что как  философ, социолог и  писатель Монтескье оставил  глубокий  след в  истории  прогрессивной  мысли. Он, как Ж.Ж Руссо и Т.Гоббс исходил  из  договорной  теории,  утверждая,  что  политический  строй  создаётся  не  потусторонними  силами,  людьми  и  в  интересах  людей.  Люди  однажды поняли,  что  вне  государства  они  не  смогут  нормально существовать  и  развиваться в условиях «борьбы всех против всех, когда «человек человеку волк»,  и поэтому  предпочли  государство  естественному  состоянию[10]. 

Будучи  представителем  правого  крыла  просветителей,  Монтескье  не  верил  в  силы  и  способности  народных  масс,  он  оставлял  за  трудящимися  сравнительно ограниченные  функции  в  общественно-политической  жизни. Однако  он  считал,  что  государственная  власть  существует  для  народа  и  соответствует  характеру  народа.

Он  исследует  три  основных  формы  государственной  власти

-     Республика – это правление,  в  котором  верховная  власть  полностью или  частично  в  руках  народа. 

-     Монархия - власть одного  человека,  осуществляемая  посредством  законов.

-     Деспотия  -  государственный  строй, целиком подчиняющийся  произволу  одного  лица, игнорирующего всякие  законы.

Анализируя  республиканский  порядок,  Монтескье  выступает  в  защиту  всеобщего  избирательного  права.  Он  доказывает,  что  народ  может  выбирать  достойных  руководителей  и  контролировать  их.  Вместе  с  тем  он  против  того,  чтобы  выходцы  из народа  избирались  на  руководящие  должности. 

Он  видит  главный  порок  республики  в  том,  что  ею  руководят  народные  массы,  действующие  “по влечению  сердца,  а  не  по  велению  разума”. Он предпочитал  разумного  монарха,  опирающегося на  законы.

Велика  роль  Монтескье в  деле  идейной  подготовки Великой французской  буржуазной  революции. Главный  труд  его  жизни  -  это  три  книги: “Персидские письма”, “О духе законов”, “Размышления  о  причинах  величия  и  падения  римлян “.

Авторитет  Монтескье в  современном  ему  научном  мире  и  у  так  называемой  “мыслящей общественности”  был,  бесспорно,  велик. Так  за  два  года его книга  “О  духе  законов”  была  издана 22 раза и была переведена почти на все  европейские  языки (в том  числе  и  в  России, где её первыми переводчиками были  Антиох  Кантемир и А.Н. Радищев). Королевская  власть внесла её в “Индекс запрещённых книг”. Вождь якобинцев Марат так писал о Монтескье и его соратниках: “Просветительной деятельности философии мы обязаны революцией“.

И ныне, спустя  более  чем  два столетия,  идеи Монтескье не утратили своего плодотворного потенциала. Одни обращаются к его наследию, чтобы найти подтверждение своим мыслям, другие не  устают  его  ниспровергать.

Едва ли не самым ярким документом  XVIII столетия  явилась  издаваемая  просветителями  “Энциклопедия,  или  Толковый  словарь  наук, искусств  и  ремёсел”,  главными редакторами   и  вдохновителями   её  были  Дидро  и  Даламбер,  а  одним  из авторов  -  Монтескье.



Список литературы

1.     История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / Под ред. Анокина А.Н. – М.: Инфра-М, 1995.

2.     История политических учений. Учеб. пособ. / Под ред. Николаева В.В. – М.: Высшая школа, 1993.

3.     Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А. Ф.  Западно-европейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1986.

4.     Нарский И. С. Западно-европейская философия XVII – XVIII века. – М.: Высшая школа, 1994.

5.     Философия: Учебник для ВУЗов. / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура, 1998.

6.     Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.

7.     Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. Учебное пособие для вузов. - М.: Гардарика, 1999.







[1] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / Под ред. Анокина А.Н. – М.: Инфра-М, 1995. –  с. 302.

[2] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / Под ред. Анокина А.Н. – М.: Инфра-М, 1995. –  с. 305.

[3] Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А. Ф.  Западно-европейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1986. – с. 158.

[4] Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А. Ф.  Западно-европейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1986. – с. 163.

[5] Нарский И. С. Западно-европейская философия XVII – XVIII века. – М.: Высшая школа, 1994. – с. 210.

[6] История политических учений. Учеб. пособ. / Под ред. Николаева В.В. – М.: Высшая школа, 1993. –  с. 210.

[7] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / Под ред. Анокина А.Н. – М.: Инфра-М, 1995. –  с. 307.

[8] Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А. Ф.  Западно-европейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1986. – с. 165.

[9] Нарский И. С. Западно-европейская философия XVII – XVIII века. – М.: Высшая школа, 1994. – с. 213.

[10] История политических учений. Учеб. пособ. / Под ред. Николаева В.В. – М.: Высшая школа, 1993. - с. 215.