Томский государственный университет

Факультет психологии

Политология

Тема: государство: типы, устройство, формы правления

Сделал: студент IV курса

Проверил:

Новосибирск 2004 г. Содержание

Введение. 3

Типы государств. 4

Форма государства. 5

Форма правления. 5

Форма государственного устройства. 7

Заключение. 9

Определение понятий. 9

Список литературы.. 10

Введение

Сегодня, пожалуй, нет  более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это, прежде всего, исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции. Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческой, обеспечительной, охранительной функций, способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

 Развитие государства, его совершенствование и укрепление направлено на то, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Целью данной работы является изучение основных характеристик государства, таких как: типы государств, государственное устройство, формы правления.

Типы государств

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов ). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании данной концепции[1].

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

 Форма государства

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима[2].

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Теория государства и права два основных устройства государственной власти, которые характеризуются содержанием формы правления: монархию и республику.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха неограниченна.

Теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства является и главой церкви (Ватикан).

Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентарная монархия характеризуется основными свойствами:

-     Правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;

-     Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства;

-     В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

-     Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

-     Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением .

Республика бывает парламентской и президентской.

При парламентской республике, верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами . Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты[3]:

-     Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

-     Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

-     Более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство – это единое цельное  государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают .

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких, ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный  и республиканский. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.

Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов[4].

1.     Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации.

2.     Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета.

3.     Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.

4.     Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.

5.     Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-1918гг.).

Заключение

В результате проделанной работы были изучены основные характеристики государства – типы государства, государственное устройство, формы правления. Сделаем общие выводы.

Существуют следующие типы государств: рабовладельческий тип государства; феодальный тип государства; буржуазный тип государства; социалистический тип государства.

По формам государственного устройства государств бывают унитарными, федеративными и конфедеративными.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По формам правления государства дифференцируются на монархические и республиканские. Монархия бывает теократической, абсолютной, конституционной, дуалистической. Республика может быть президентской и парламентской.

Определение понятий

Консенсус (от лат. Conservatisme согласие, единодушие) – форма коллективного принятия решений путем взаимного компромисса и коллективного согласия.

Милитаризм - (militarism, от фр. militarisme, от лат. militaris - военный) - идеология, политика и практика наращивания военной мощи. М. разорителен для благосостояния той или иной страны и ее населения, представляет опасность для соседних государств и планеты в целом. Для судеб государств опасно сращивание военщины и властей, особенно высших.

Список литературы

1.     Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 1996.

2.     Основы государства и права в схемах и таблицах. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ИНФРА-М, 1996.

3.     Политология: курс лекций. / Под редакцией А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999. 

4.     Румянцев О.Г. Основы конституционного строя. – М.: ИНФРА-М,1994.


[1] Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 1996. –  с. 54.

[2] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя. – М.: ИНФРА-М, 1994. – с. 132.

[3] Политология: курс лекций. / Под редакцией А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999. – с. 76.

[4] Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 1996. – с. 67.