Содержание

Введение                                                                                                               3

1. Налогообложение на доходы физических лиц в 90 – х годах                     4

2. Реформа подоходного налога в РФ                                                                7

3. Проблемы налогообложения на доходы физических лиц                            8

     3.1. Налоговая база и прогрессивность подоходного налога                      8

     3.2. Налоговые вычеты: виды и порядок расчета                                        11

    3.3. Порядок уплаты налога и подачи декларации                                       15

4. Основные пути совершенствования налогообложения на доходы                                     физических лиц                                                                                               17

Заключение                                                                                                           26

Список литературы                                                                                              28

Введение

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть основные проблемы и пути совершенствования налогообложения на доходы физических лиц. Для выполнения этой цели необходимо проанализировать нововведения в налоге на доходы физических лиц с 2001 года и поставить следующие задачи:

1)     проанализировать налогообложение на доходы физических лиц до реформы 2001 года;

2)     рассмотреть сущность реформы;

3)     проанализировать главу 23 Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц», то есть провести сравнительный анализ действующей методики определения подоходного налога и методики с 2001 года, здесь же рассмотреть недостатки и достоинства исчисления налога с 2001 года, дать экономическое обоснование нововведениям, в частности ставки налога с 2001 года;

4)     рассмотреть некоторые альтернативы налоговому кодексу в части  налога на доходы физических лиц, указать причины того, что был принят именно правительственный проект налогового кодекса

5)     указать некоторые предложения по совершенствованию налогообложения на доходы физических лиц.

1. Налогообложение на доходы физических лиц в 90 – х годах

Начиная с выхода 7 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц», он изменялся  и дополнялся 2-3 раза в год,  то не имеет смысла рассматривать все эти изменения. Я остановлюсь только на последних трех годах, то есть 1998-2000гг. с целью проследить динамику изменения подоходного налога.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений учитывается момент возникновения прав и обязательств, когда доходом признаются все суммы, право на получение которых возникает у налогоплательщика в данный налоговый период, независимо от того, получены ли они фактически. Такой метод применялся с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая база исчисляется с использованием кассового метода, при котором учитывается момент получения средств и производство выплат. В 1998г. исчисление подоходного налога предполагало шкалу из 6 ступеней.

Таблица 1

Ставки подоходного налога с доходов с 1.01.1998г.[1]

Размер облагаемого дохода

Ставка налога

До 20 000 руб.

12%

От 20 001 до 40 000 руб.

2 400 руб. + 15% с суммы превышающей 20 000

От 40 001 до 60 000 руб.

5 400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 000

От 60 001 до 80 000 руб.

9 400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000

От 80 001 до 100 000 руб.

14 400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80 000

100 001 руб. и больше

20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000

При этом весьма существенно увеличился размер дохода, облагаемого по минимальной ставке 12%. Введен новый оказался достаточно щадящий промежуточный процент налогового изъятия в интервале от 20 тыс. до 40 тыс. руб.  Максимальная ставка осталась на прежнем уровне в размере 35%, но при этом возрос размер дохода, облагаемого по этой ставке с 48 тыс. до 100 тыс. руб.

Особое место в подоходном налогообложении занимают налоговые льготы. Они имею одну цель – сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. В 1998г. изменился размер вычетов на налогоплательщика и иждивенцев:

1) при доходе до 5000 руб. вычету подлежали  2 МРОТ (до 1998г – 1 МРОТ);

2) при доходе от 5000 до 20 000 руб. – 1 МРОТ;

3) при доходе более 20 000 руб. вычетов  не производилось.

Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут платить налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей степени привлекаться к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою очередь, финансируют из налоговых поступлений социальную инфраструктуру своего региона.

В 1999г. первоначально предусматривалась 6-тиступенчатая шкала ставок подоходного налога. Но  31.03.1999г. было принято очередное изменение к закону «О подоходном налоге», которое отменяло максимальную ставку 42% подоходного налога при доходах свыше 300 000 руб. и, таким образом, вводило 5-тиступенчатую шкалу исчисления подоходного налога.  

.                                                                               Таблица 2

Шкала ставок подоходного налога с доходов после 1.01.1999г.[2]

Доходы

Ставка в Федеральный бюджет

Ставка в бюджеты субъектов РФ

До 30 000 руб.

3%

9%

30 001 – 60 000

3%

2 700 + 12% с суммы, превышающей 30 000

60 001 – 90 000

3%

6 300 + 17% с суммы, превышающей 60 000

90 001 – 150 000

3%

11 400 + 22% с суммы, превышающей 90 000

150 001 и более

3%

24 600 + 32% с суммы, превышающей 100 000

Таким образом, в 1999г. был введен  новый порядок уплаты подоходного налога: он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога  с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.

С 1999г. сумма подоходного налога определяется в полных рублях.

В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само будет распределять поступающую сумму по различным бюджетам. Так, 16% поступивших налогов отчисляется в Федеральный бюджет, а 84% - в региональный бюджет. Полностью изменена шкала подоходного налога.   

Таблица 3                                 

Шкала подоходного налога на доходы с 1.01.2000г.[3]

До 50 000 руб.

12%

От 50 001  до 150 000 руб.

6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000.

От 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С 1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:

- материальная помощь, если она оказывается физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ  (независимо от размера выплаты);

- суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом, а также о  расширении вычетов  и  увеличении  их размеров. Однако эти изменения затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ.

2. Реформа подоходного налога в РФ

В 2000 году была проведена реформа  подоходного налога, или налога на доходы физических лиц, как он именуется в новой редакции соответствующей главы Налогового кодекса РФ, важнейшим элементом которой стало установление единой плоской ставки налога на уровне 13 %. Основной целью реформы было снижение реального налогового бремени (предельной ставки налогообложения доходов) с целью сокращения масштабов уклонения от уплаты налога.

Результата реформы – увеличение поступлений подоходного налога в 2001 г. более чем на 45 % (23 % в реальном выражении) по сравнению с 2000 годом. В 2002 году поступления возросли еще примерно на 40 % (около 20 % в реальном выражении). Среди причин этого можно отметить: рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен; увеличение реальных доходов в условиях экономического роста; повышение ставки налогообложения доходов для налогоплательщиков с низкими доходами с 12 до 13 %; возможный перенос части доходов 2000г. на 2001 год для уплаты подоходного налога по более низкой ставке; переход к взиманию подоходного налога с доходов военнослужащих и др. Однако, значительная часть увеличения была  вызвана ростом базы налогообложения вследствие сокращения масштабов уклонения от уплаты подоходного налога и увеличения объема декларируемых доходов.

Формальный переход от прогрессивной к плоской ставке налогообложения должен был привести к снижению прогрессивности подоходного налога. Но в условиях, когда налогоплательщики с высокими доходами имеют более широкие возможности для уклонения от уплаты подоходного налога, действовавшая до 2001 года формально прогрессивная шкала подоходного налога могла быть фактически регрессивной. Если предположить, что рост поступлений в 2001 году в немалой степени был вызван сокращением масштабов уклонения налогоплательщиков с высокими доходами от уплаты налога, то переход к плоской ставке должен сопровождаться увеличением фактической прогрессивности подоходного налога.

3. Проблемы налогообложения на доходы физических лиц

3.1. Налоговая база и прогрессивность подоходного налога

 Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ[4]. В НК впервые определен перечень доходов, получаемых от источников в РФ и от источников за пределами РФ (за рубежом). По сравнению с действующим в настоящее время законодательством главой 23 НК РФ значительно расширенно понятие доходов, полученных от источников в РФ.

Так, начиная с 01.01.2001, к таким доходам в числе прочих доходов будет относиться и вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ,

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. С 2001г. изменен порядок определения налоговой базы. Теперь она будет определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

 Как выше указано самым значительным нововведением является  введение единой ставки налога с 2001г. – 13%.   

Перед нами встает проблема, как изменилась прогрессивность подоходного налогообложения и вообще являлась ли эта система прогрессивной до 2001 года.

Прогрессивность подоходного налогообложения означает, что налогоплательщики с высокими доходами уплачивают большую часть доходов в виде налога по сравнению с налогоплательщиками с низкими доходами. Это означает  приближение уровня доходов более бедных налогоплательщиков к уровню доходов более богатых. Таким образом, прогрессивный подоходный налог, то есть налог, предельная ставка которого растет с увеличением облагаемых доходов налогоплательщика, является эффективным механизмом перераспределения доходов. Однако прогрессивная система подоходного налогообложения, действовавшая до 2000 года таковой на практике, не являлась из-за того, что масштабы уклонения от уплаты налога были велики, в особенности у налогоплательщиков с высокими доходами.

Введение плоской ставки в 2001 году соответствовало снижению прогрессивности системы подоходного налогообложения. Противники единой ставки подоходного налога считают, что она не позволит реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в мире не используется единая ставка подоходного налога, так как в этом случае образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации доходов физических лиц.   Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт. Необходимо повысить налоговые изъятия в бюджет от высокооплачиваемой группы лиц.

Однако если предположить, что основной рост поступлений в результате снижения предельной ставки был вызван сокращением масштабов уклонения налогоплательщиков с высокими доходами, то введение плоской ставки не должно было привести к снижению прогрессивности системы подоходного налогообложения.

Чтобы понять, почему был принят именно этот проект налогового кодекса, необходимо рассмотреть причины, которыми руководствовались разработчики Налогового кодекса.

Ставка 13% не означает увеличение налогооблагаемых доходов низкооплачиваемых граждан. Для этой категории граждан (90% работников) реформа сохранит нынешнее налоговое бремя. Однако, тот факт, что при действующем законодательстве только 0,1% доходов облагается по ставке 30%, означает, что с богатых налоги не собираются. Это и требует принятия радикальных мер для выведения фонда оплаты труда из теневого оборота. Единая низкая ставка налогообложения доходов граждан – главная (но не единственная) мера, призванная решить эту сложную задачу.

По ставке сделано несколько исключений. Налоговая ставка в размере 35% устанавливается в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, не превышающих 2000 рублей;

страховых выплат по договорам добровольного страхования;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из  действующей ставки рефинансирования ЦБ, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка в размере 30% устанавливается по всем доходам, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

   Для доходов, в отношении которых предусмотрены ставки 30% и 35%, налогооблагаемая база определяется как денежное выражение таких доходов. При этом не применяются налоговые вычеты. Они применяются при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%. Здесь налоговая база уменьшается на сумму вычетов.

3.2. Налоговые вычеты: виды и порядок расчета

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, по сравнению с действовавшим до 2001 года законодательством незначительно изменился и приведен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Большинство вычетов сохранено, но они систематизированы по группам. Кроме того, уточнен порядок предоставления отдельных вычетов (льгот).

Стандартные вычеты[5]

Изменились льготы чернобыльцам и инвалидам вооруженных конфликтов. Много нареканий у депутатов вызывает льгота чернобыльцам. Сейчас под нее попадает до 1 млн. налогоплательщиков. Однако ясно, что это преувеличение, столько людей не принимало непосредственного участия в ликвидации последствий  чернобыльской катастрофы. К сожалению, действующее законодательство в других областях не позволяет уменьшить число льготников, а уменьшение льготы в абсолютных размерах привело бы к тяжелым социальным последствиям. Поэтому решено было установить одинаковые льготы в размере 3000 руб. в месяц для чернобыльцев и лиц, получивших инвалидность вследствие увечий, контузий и заболеваний, полученных при исполнении воинских обязанностей.    

Приняты вычеты в сумме 500 руб. в месяц – для героев СССР, РФ, инвалидов 1,2 групп, инвалидов детства и др.

 Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 – 2 пункта 1 статьи 217 НК и действует до месяца, в котором  их  доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 20 тыс. руб.

Налоговый  вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Начиная с месяца, в котором совокупный доход превысил 20 тыс. руб., налоговый вычет не применяется.

Налоговый вычет на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов и попечителей.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.

Социальные вычеты[6]

Социальные вычеты предусмотрены в статье 219 НК. В законодательстве, действовавшем до 2001 года, этих вычетов не предусмотрено.

Предоставлены следующие социальные вычеты:

       1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения и другим организациям, – в размер фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - размер фактически произведенных расходов на обучение, но не боле 38000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;

Этот вычет, по сути, - для обеспеченных слоев населения. Низкооплачиваемые граждане не имеют возможности ею пользоваться. И все же решение было принято, так как оно призвано стимулировать вывод оплаты труда за обучение из теневого сектора.

3)  в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых за счет собственных средств.

Общая сумма социального налогового вычета не может превышать 38000 рублей.

Кроме того, НК РФ предусмотрен налоговый вычет по дорогостоящим видам лечения в учреждениях РФ, - в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.

Все социальные вычеты предоставляются только по окончании налогового периода (года) при подаче физическим лицом налоговой декларации в налоговый орган на основании письменного заявления. Данная норма говорит о том, что если физическое лицо захочет воспользоваться социальными вычетами, оно должно будет в обязательном порядке подать декларацию о доходах за год в налоговый орган, несмотря на то, что статьей 229 НК РФ на это физическое лицо не возложена обязанность представлять налоговую декларацию о своих доходах. В противном случае вычет просто не будет предоставлен. Здесь опять прослеживается тенденция на легализацию доходов.

Имущественные вычеты[7]

В НК статье 220 сохранены вычеты на продажу и покупку жилья. Однако произошли некоторые изменения, связанные с увеличением вычетов с 5000 МРОТ до фиксированной суммы в 1000000 рублей.

Настоящим Кодексом определены следующие имущественные вычеты:

1)                в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125000 рублей.

При продаже жилья, находившегося в собственности более 5 лет, или иного имущества, находившегося в собственности более 3 лет, налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

В целях стимулирования покупки недвижимости и легализации таких сделок вычет при покупке жилья  будет увеличен до фиксированной суммы 100000 рублей. Срок предоставления такого вычета теперь не ограничен (до 2001 года – 3 года). Однако в  эту  сумму не включаются проценты по ипотечному кредиту, сели приобретение квартиры осуществляется за счет такого кредита.

Если до реформы вычет на приобретение (строительство) жилья можно   было получить при предоставлении соответствующих документов по месту работы физического лица, то, начиная с 01.01.2001, право на получение указанного вычета предоставляется только по окончании налогового периода (года) на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы. То есть складывается ситуация, аналогичная социальным вычетам - для того, чтобы получить имущественный вычет, физическое лицо должно  в обязательном порядке подавать декларацию о доходах за истекший год в налоговые органы.

Статьей 222 Налогового Кодекса РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право в пределах установленных размеров социальных налоговых вычетов и имущественных налоговых вычетов устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. Данная норма свидетельствует о том, что местные органы власти могут установить значительно меньший размер социальных и имущественных вычетов, чем это предусмотрено в ст.219 и ст.220 НК РФ, что соответственно повлечет за собой увеличение налогооблагаемой базы.

3.3. Порядок уплаты налога и подачи декларации

Датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).  Это означает, что объект обложения налогом на доход возникает независимо от факта получения зарплаты работником. То есть если зарплата начислена работнику за какой-либо месяц, то налог обязательно должен быть удержан с работника в последний день этого месяца.

  Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате

Согласно ст.226 НК РФ налоговыми агентами являются:

1)   российские организации;

2)   индивидуальные предприниматели;

3) постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Исчисление сумм и уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Поскольку датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который ему был начислен доход, то, следовательно, налог должен быть удержан (начислен) в последний день месяца, за который был начислен доход независимо от дня фактической выплаты зарплаты.

В соответствии со ст.229 Налогового кодекса РФ налоговую декларацию должны представлять те налогоплательщики, которые указаны в статьях 227 и 228 кодекса, т.е. индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.

Кроме того, декларацию обязаны также подавать:

1) физические лица, получившие суммы вознаграждений от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

2) физические лица, получившие суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

3) физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;

4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;

5) физические лица, получающие выигрыши, организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр ( в том числе с использованием игровых автоматов).

 Как уже говорилось выше, если налогоплательщик захочет воспользоваться социальными и имущественными вычетами, то он должен в обязательном порядке подать декларацию в налоговый орган. В противном случае вычеты ему не будут предоставлены.  

  Если до 2001 года лица, являющиеся работниками нескольких предприятий и лица, получающие доход из нескольких источников (при превышении уровня их дохода, предусматривающего минимальную ставку налога) должны в обязательном порядке подавать по итогам года декларацию в налоговый орган по месту жительства, то в Налоговом кодексе РФ эта обязанность не предусмотрена.

     Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения в налогообложении доходов физических лиц направлены на достижение одной цели: легализация, то есть вывод доходов физических лиц из теневого оборота. Об этом свидетельствует установление единой налоговой ставки по подоходному налогу (по мнению разработчиков проекта Налогового кодекса), введение некоторых вычетов, а также порядка предоставления имущественных и социальных вычетов.

4. Основные пути совершенствования налогообложения на доходы физических лиц

В третьей главе мы рассмотрели особенности исчисления и взимания налога с доходов физических лиц до 2001 года, сравнили их с действующим законодательством,  проанализировали недостатки и достоинства. Однако при разработке Налогового Кодекса прорабатывалось множество проектов совершенствования нашей налоговой системы. Все они по-разному определяли состав основных бюджетообразующих налогов. Для того чтобы понять, почему Дума приняла проект правительства и можно ли его как-то усовершенствовать, необходимо рассмотреть и другие проекты, но мне бы хотелось остановиться только на тех, которые имеют непосредственное отношение к подоходному налогу. Итак, рассмотрим три альтернативы налоговому кодексу.

Проект 1.  

Этот проект, по сути, повторяет многие положения правительственного проекта, но без учета его корректировок. Подоходный налог с физических лиц включен в состав федеральных налогов. При этом предполагается другое распределение налога между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами – соответственно 50%, 30%, 20%. Ставки налога следующие:

До 36 ММОТ -  0%;

36 – 150 ММОТ - 12%;

150 – 300 ММОТ -  13,68 ММОТ + 24% с суммы превышающей 150 ММОТ

более 300 ММОТ - 49,68 ММОТ + 35% с суммы превышающей 300 ММОТ

То есть используется четырехступенчатая шкала, и это можно отнести к достоинству этого проекта по сравнению с правительственным вариантом Налогового Кодекса.  При этом имеется необлагаемый размер дохода, который, по-видимому, должен заменить не только необлагаемый минимум, но и все остальные вычеты, предусмотренные законодательством. В этом случае не учитываются ни социальное положение налогоплательщика, ни его профессиональное положение. Здесь наблюдается несправедливость обложения.

Также имеются свои особенности налогообложения лиц, живущих постоянно за пределами РФ и являющихся гражданами РФ. При въезде в РФ они обязаны заполнить декларацию с указанием  предполагаемого работодателя и предполагаемого дохода, а при выезде передать эту декларацию представителям таможенной службы с указанием суммы фактического дохода. Если сумма фактического дохода окажется больше стоимости годовой минимальной потребительской корзины, то вместе с декларацией налогоплательщик  должен передать справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом – источником доходов. В случае если документы об уплате налогов не представлены, таможенная служба вправе решать вопрос о выезде из РФ налогоплательщика – физического лица в особом порядке.

То есть ответственным за уплату налогов здесь является сам налогоплательщик, еще одна особенность – в том, что таможенным органам предоставлено право решать вопросы, связанные с уплатой налога и выездом налогоплательщика.

Проект 2.  

Здесь подоходный налог включен в состав региональных налогов и сборов и перечисляется он в соответствующие бюджеты по месту уплаты. В этом проекте своеобразно даны понятия «объект налогообложения» и «налоговая база». Так, объект налогообложения – это дискреционный доход  (суммарная стоимость денежных и материальных ценностей, полученных гражданином в собственность (интегральный доход) за вычетом суммарной стоимости документально подтвержденных денежных и материальных расходов за тот же период, которые гражданин произвел с целью получения интегрального дохода). В состав вычитаемых расходов гражданин вправе включать любые произведенные им денежные и материальные затраты, прямо или косвенно связанные с профессиональной и (или) коммерческой деятельностью, независимо от того имеется ли прямая связь между предметом таких затрат и полученным интегральным доходом.

Налоговая база – величина дискреционного дохода за вычетом необлагаемого минимума, вычета по одному минимуму на каждого иждивенца, иных вычетов, предусмотренных законом, в том числе выручки от продажи личного имущества.

Можно сделать вывод, что используемые в проекте некоторые новые термины и понятия нечетки, не отражают либо не в полной мере отражают существо налоговых правоотношений. То есть наверняка возникнут трудности с определением вычитаемых доходов, ведь налогоплательщик заинтересован в том, чтобы как можно больше их завысить. Здесь возможно развитие ситуации, очень похожей на ту, что сейчас сложилась с налогом на прибыль организаций, ведь они как можно больше затрат пытаются отнести на себестоимость, чтобы занизить прибыль.

У этого проекта есть еще один недостаток – ставка налога 15% и она едина для всех. Этот проект не позволит реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в мире не используется единая ставка подоходного налога, так как в этом случае образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации доходов физических лиц.

Проект 3.

Федеральный закон «Об основах налогообложения и сборов в РФ»

В этом проекте предусмотрено три подоходных налога с физических лиц – федеральный, региональный и местный. Распределение платежей осуществляется зачислением налога в соответствующий бюджет.

Предусматривая отдельные принципы налогообложения, допускается «деление плательщиков налогов и сборов на категории, для которых могут устанавливаться ставки налогов и сборов, особенности их исчисления и уплаты либо предоставление налоговых льгот».

Плательщики могут дифференцироваться по категориям: физические лица – от их гражданства, места пребывания, места нахождения или приобретения имущества, возраста, имущественного положения и других условий.

Таким образом, допускается применение различных налоговых режимов в России, и создаются условия для дискриминации налогоплательщиков. При этом декларируемые ограничения по дифференциации налогоплательщиков по разным категориям, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте, не исключают оснований для применения дискриминационных налоговых схем, потому что конкретные налоговые процедуры, полномочия субъектов налоговых правоотношений предусматривается регламентировать специальными законами и нормативными актами местного самоуправления.

Предельные ставки налога: федеральный – 3%, региональный – 12%, местный – 15%. При этом не допускается введение ни повышенных, ни пониженных ставок.  Ко всем прочим недостаткам у подоходного налога нет шкалы ставок, и в общей сложности подоходным налогом облагается 30% доходов физического лица, что почти соответствует максимальной ставке по действующему законодательству. По сути, эта налоговая система является усложненной и нерациональной.

Итак, анализируя разные варианты проекта налогового кодекса относительно подоходного налога, хотелось бы сказать, что правительственный вариант Налогового Кодекса наиболее приемлем, хотя и он не лишен ряда недостатков.

Предлагая внести изменения в существующую систему обложения подоходным налогом, авторы законопроектов объясняют это необходимостью повышения поступлений в бюджеты. Однако это ошибочное мнение, необходимость уплаты налогов играет далеко не главную роль среди поведенческих мотивов людей, и было бы ошибкой переоценивать роль налогов. За семь лет функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно подоходного налога) корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по совершенствованию нашего налогового законодательства в отношении подоходного налога, необходимо обратиться к практике других стран.

Практические все современные системы налогообложения развитых стран используют подоходный налог.

Он является основным, а в некоторых из них – преобладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю приходится от 40 до 70% всех налоговых поступлений в бюджет, тогда как в России в 1999 году на долю подоходного налога приходилось около 5%. В ряде стран, особенно в США, бросаются в глаза высокая культура налогообложения, обязательность налогоплательщиков, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в налоговом законодательстве России. Вообще, характерная особенность американской налоговой системы – в стопроцентном охвате налогоплательщиков декларациями о доходах. Избежать представления налоговой декларации практически невозможно.   

В качестве общего правила налогом облагается, как и в России, совокупный доход налогоплательщика независимо от источников его формирования. Во всех странах облагаемый налогом доход меньше совокупного дохода, но это уменьшение достигается разными способами:

А) системой льгот (необлагаемый минимум, скидки на детей и др.);

Б) системой вычетов, в том числе единых для всех налогоплательщиков и дифференцированных по группам их в зависимости от семейного положения, наличия иждивенцев и др.

В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в некоторых (Швеция, Япония и др.) действует принцип: «сверхдоходы облагаются сверхналогами». Однако в последние годы появляется тенденция снижения высоких ставок налогообложения.

Таблица 4

Максимальные ставки после снижения в различных странах

Япония

60%

США

31%

ФРГ

53%

Франция

54%

Россия

30% (13% с 2001г)

В ФРГ, как и в других европейских странах, действует принцип: равные доходы, независимо от их источников, облагаются равными налогами. В ФРГ ставки налогообложения несколько ниже, чем в Швеции и Японии, но выше чем в США и возрастают по прогрессивной шкале от 25,9 до 53%.

В ФРГ бросается в глаза четкость работы налоговых служб и их доброжелательное отношение к налогоплательщику, если он добросовестно стремится правильно исчислять и платить налоги. Что же касается высокой доли налогов с физических лиц в доходах государственного бюджета, то для России такая ориентация сейчас была бы преждевременной. Нельзя не учитывать,  что средняя заработная плата в ФРГ на порядок выше, чем в России, а необлагаемый минимум дохода в ФРГ  вдвое больше средней заработной платы в России.

В последние годы в западных странах прослеживается не очень четко выраженная, но все же заметная тенденция к снижению ставок индивидуального подоходного налога.

Примерно в таком же направлении и такими же темпами изменяются в последние годы ставки в Дании, Нидерландах, Швеции, хотя в отдельных странах они не снизились, а возросли. Тем не менее, в целом, сравнивая ставки подоходного налога в России и развитых странах Западной Европы, можно сделать бесспорный вывод, что ставки подоходного налога с физических лиц в России значительно ниже, чем в Западной Европе. Конечно, средний уровень жизни в России ниже, поэтому об оправданном повышении налоговых ставок у нас можно говорить лишь применительно к лицам с годовым доходом свыше 200 тыс. руб.

 Но бесспорен другой вывод: у нас намного меньше вычеты из облагаемого дохода. В Западной Европе (и это видно на примере приведенных налоговых ставок во Франции) прослеживается тенденция сохранения высоких ставок на высокие доходы и полного освобождения от подоходного налога сумм, примерно равных прожиточному минимуму населения.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций по совершенствованию подоходного налогообложения.

Наличие положительной связи между динамикой налооблагаемой базы и предельной ставки налога дает возможность надеяться на продолжение тенденции легализации доходов, начавшейся с 2001 года. Здесь необходимы:

1) сохранение в течение продолжительного периода времени плоской ставки подоходного налога;

2) повышение эффективности администрирования налога, в том числе за счет законодательного сокращения возможностей уклонения от уплаты налога и ужесточения наказания за уклонение.

Первое условие ключевое, так как очевидно, что в первые годы существования плоской ставки налога масштабы уклонения от уплаты налога существенно сократились, но оно не перешло из разряда массового явления в разряд  редких или исключительных случаев.

Важным фактором, способным повысить  действенность второго из названных условий, является то, что при произошедшем значительном снижении предельной ставки обложения заработной платы[8] использования различных схем уклонения от уплаты налогов должно стать менее выгодным с учетом риска применения санкций за уклонение, чем соблюдение закона.

В этой связи к определенным положительным последствиям могут привести дальнейшее снижение ставок социального налога и облегчение условий  доступа предприятий к использованию регрессивной шкалы налога. Кроме того, вместо ужесточения режима контроля за осуществлением крупных расходов физическими лицами, что весьма трудно поддается эффективному администрированию, целесообразно создание правовых инструментов для оценки налоговыми органами базы налогообложения физических лиц на основе так называемых «внешних признаков» богатства.

Следует отметить, что метод определения налоговой базы по внешним признакам применяется во многих странах, причем в некоторых из них, например, в Великобритании и США, налоговые органы имеют достаточно широкие полномочия в отношении определения  действительных доходов налогоплательщиков и доначисления налогов по аналогии. Предоставление существенных полномочий налоговым органам  в отношении указанных предложений в России, на мой взгляд, неприемлемо, так как еще больше смещает баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов в пользу последних.

Тем не менее, следует учитывать в перспективе необходимость рассмотрения данных вопросов с целью повышения справедливости подоходного налогообложения.

Отсутствие однозначного ответа на вопрос о характере перераспределительных свойств подоходного налога в отношении совокупных доходов населения свидетельствует о том, что требуются разработка и внедрение комплекса мер по усилению прогрессивности налоговой системы в целом. В области подоходного налогообложения речь, в частности, идет о целесообразности отмены имущественного налогового вычета, вычетов расходов на благотворительность, о разработке системы прогрессивного обложения процентных доходов, совершенствовании методов обложения дополнительных натуральных выгод работников предприятий.

Увеличение социальных налоговых вычетов на первый взгляд может привести к снижению степени прогрессивности подоходного налога. Тем не менее, оно может быть оправдано тем, что установление вычетов на образовательные расходы обусловит возникновение положительных экстерналий в виде повышения привлекательности вложений в человеческий капитал, а принципы справедливости оправдывают предоставление вычета на медицинские расходы. Если при обычных предпосылках этими вычетами в большей степени пользуются налогоплательщики с высокими доходами, то в данной ситуации (когда, согласно действующему законодательству, максимальная сумма возврата является весьма небольшой при достаточно сложной схеме получения) повышение величины вычета способно оказать стимулирующее воздействие на процесс легализации доходов.

Существует также необходимость совершенствования подоходного налогообложения пенсионных и страховых схем, в особенности частных. Повышению нейтральности налога на доходы физических лиц будет способствовать совершенствование налогообложение доходов от пенсионных и страховых выплат, прежде всего гармонизация налогообложения государственных и частных пенсионных и страховых схем (предоставление вычетов по взносам в частные специализированные организации), что в перспективе позволит расширить частный рынок пенсионных и страховых услуг.

Возможным путем повышения прогрессивности подоходного налога послужит увеличение необлагаемого минимума. Однако данная мера требует тщательного анализа с точки зрения бюджетных потерь и, по-видимому, должна носить поэтапный характер.

Заключение

Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида. В России подоходный налог был принят в 1916г.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. Метод начислений применялся в РФ с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая база исчисляется с использованием кассового метода.

Проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом: в 1998г. 6 ступеней, в 1999г. – 5 ступеней, в 2000г. уже 3 ступени, а с 1.01.2001г. будет одна; а также о  расширении вычетов  и  увеличении  их размеров. Однако эти изменения затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ. Уменьшается по сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц.

Сравнивая зарубежный опыт налогообложения подоходным налогом и российский, следует упомянуть о высокой доли подоходного налога в доходах бюджета развитых стран. Но для России такая ориентация преждевременна, так как нельзя забывать, что средняя заработная плата в развитых странах на порядок выше, чем в России, и поэтому платежи по подоходному налогу тоже намного выше.

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение  высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

 Слишком много целей мы хотим достигнуть при помощи одного документа, полагая, что налоги, и только они,  являются и тормозом и стимулом развития. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей, и как следствие из этого, повышение доходов граждан, принятия соответствующих мер  по пресечению уклонения от уплаты налогов. Например, в США обязательность налогообложения опирается на систему строгой ответственности за уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и занижение налогов.

Необходимо упомянуть о том, что на введение единой ставки подоходного налога имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

 В той же Западной Европе при тенденции уменьшения ставок подоходного налога высокие ставки на высокие доходы сохраняются или уменьшаются очень незначительно.

Список литературы

1. НК РФ по состоянию на 01. 01. 98, НК по состоянию на 01.01.99, НК РФ по состоянию на 01.01 2000, Налоговый Кодекс РФ по состоянию на 01.01.04.

2.Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7.12.1991 (в редакции от 2.01.2000)

3.Инструкция №35 от 25.06.1995г. «По применению закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями на 4.04.2000г.)

4.Налоги РФ/ Сб. норм. док./ М. 1999 г. – 160 с. (ч. 4 (36), ч. 5 (37), ч. 6 (38))

5.Налоги РФ/ Сб. норм. док./ М. 2000 г. – 160 с. (ч. 6 (42))

6.Оценка результатов реформы подоходного налога в РФ// Экономика и жизнь № 6 – 2002 г.

7.Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. Учебное пособие для вузов/ под. ред. Е. Н. Евстигнеева – 2 – е изд. испр. и доп. – Питер, 2001 г. – 333 с.

8.Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Учебное пособие для вузов по экон. спец./ Н. Г. Иванова, Е. А. Вайс, И. А. Кацюбл, Р. А. Петухова – Питер, 2001 г. – 302 с.


[1] НК РФ, в ред. 1998 г.

[2] НК РФ, в ред. 1999 г.

[3] НК РФ, в ред. 2000 г.

[4] Согласно статье 207 НК

[5] Статья 218 НК РФ

[6] Ст.219 НК РФ

[7] Ст. 220 НК РФ

[8] При регрессивной ставке ЕСН, когда к заработной плате свыше 600 тыс. руб. применяется ставка всего 2 %, в совокупности с подоходным налогом предельная ставка обложения заработной платы становится равной 14,7 %