Введение
Математическая статистика – раздел математики, который изучает методы сбора, систематизации, обработки результатов наблюдений с целью выявления закономерностей. Математическая статистика опирается на теорию вероятности.
Для проведения эксперимента нами была выбрана группа студентов – 20 человек. Было проведено исследование уровня агрессивности и уровня тревожности у испытуемых.
Методики исследования:
1. «Шкала тревожности» Д. Тейлор.
2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики.
Статистическая обработка полученных результатов
Сводная таблица значений.
Х – результат по «Шкале тревожности»
Y – результат теста Ассингера
№ |
х |
y |
х - хср |
у – уср |
(х - хср)2 |
(у – уср)2 |
ух |
ху |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
20 |
34 |
-8,3 |
1,95 |
68,89 |
3,8 |
31,8 |
30 |
2 |
25 |
40 |
-3,3 |
4,05 |
10,89 |
16,4 |
34,3 |
32 |
3 |
18 |
20 |
-10,3 |
-15,95 |
106,09 |
254,4 |
30,8 |
13,9 |
4 |
40 |
41 |
11,7 |
5,05 |
136,89 |
25,5 |
41,8 |
32,8 |
5 |
35 |
37 |
6,7 |
1,05 |
44,89 |
1,1 |
39,3 |
29,2 |
6 |
46 |
47 |
17,7 |
11,05 |
313,29 |
122,1 |
44,8 |
38,2 |
7 |
15 |
21 |
-13,3 |
-14,95 |
176,89 |
223,5 |
29,3 |
14,8 |
8 |
21 |
35 |
-7,3 |
-0,95 |
53,29 |
0,9 |
32,3 |
27,4 |
9 |
29 |
41 |
0,7 |
5,05 |
0,49 |
25,5 |
36,3 |
32,8 |
10 |
36 |
40 |
7,7 |
4,05 |
59,29 |
16,4 |
39,8 |
32 |
11 |
39 |
35 |
10,7 |
-0,95 |
114,49 |
0,9 |
41,3 |
27,4 |
12 |
40 |
43 |
11,7 |
7,05 |
136,89 |
49,7 |
41,8 |
34,6 |
13 |
41 |
43 |
12,7 |
7,05 |
161,29 |
49,7 |
42,3 |
34,6 |
14 |
22 |
38 |
-6,3 |
2,05 |
39,69 |
4,2 |
32,8 |
30,1 |
15 |
17 |
22 |
-11,3 |
-13,95 |
127,69 |
194,6 |
30,35 |
15,7 |
16 |
30 |
36 |
1,7 |
0,05 |
2,89 |
0,003 |
36,8 |
28,3 |
17 |
25 |
39 |
-3,3 |
3,05 |
10,89 |
9,3 |
34,3 |
31 |
18 |
29 |
40 |
0,7 |
4,05 |
0,49 |
16,4 |
36,3 |
32 |
19 |
13 |
30 |
-15,3 |
-5,95 |
234,09 |
35,4 |
28,3 |
22,9 |
20 |
25 |
37 |
-3,3 |
1,05 |
10,89 |
1,1 |
34,3 |
29,2 |
Изначально нам необходимо определить среднее арифметическое и дисперсию для результатов, полученных по обоим методикам.
Среднее арифметическое является мерой центральных тенденций. Это показатель, несущий характеристики наибольшей вероятности встречаемости. Для нахождения среднего арифметического могут быть использованы следующие способы:
1. Необходимо умножить сумму произведений всех вариантов на их веса.
2. Необходимо сложить все значения и разделить полученное число на количество наблюдений (испытуемых).
Количество наблюдений (20) позволяет нам использовать второй вариант.
Дисперсия является мерой вариативности (разброса).. Среднее арифметическое и дисперсия имеют смысл только для метрических переменных.
Среднее арифметическое для значений х - хср.
Дисперсия для значений х – δ2х.
Среднее арифметическое для значений y – yср.
Дисперсия для значений y - δ2y.
Среднее арифметическое находим, согласно второму варианту (см. выше):
1. Для значений х:
хср = (х1 + х2 + х3 + … + хn) / n, где
х1, х2, х3 , хn – значения переменной х (результат тестирования),
n – количество наблюдений (в нашем случае n=20).
хср = 28,3
Дисперсию находим по формуле:
δ2х = Σ (хr - хср)2 / n, где
хr – значение переменной х (результат тестирования),
хср – среднее арифметическое от х,
n – количество наблюдений (в нашем случае n=20).
δ2х = 94,499
2.Для значений y:
yср = 35,95
δ2y = 52,5
Далее находим коэффициент корреляции между значениями х и у, т.е. между тревожностью и агрессивностью в данной группе. Другими словами, нам нужно выяснить, существует ли зависимость между уровнем тревожности и уровнем агрессивности. Корреляционная зависимость – это функциональная зависимость между значением одной переменной и условным математическим ожиданием другой. Корреляционные связи не могут рассматриваться как свидетельство причинно-следственной связи, они свидетельствуют лишь о том, что изменениям одного признака, как правило, сопутствуют определенные изменения другого.
Наши переменные являются метрическими, следовательно, мы можем использовать коэффициент корреляции Пирсона, который вычисляется по формуле:
R = Σ (х - хср) (у – уср) / √ Σ (х - хср)2 (у – уср)2, где
R – коэффициент корреляции,
Х – значения, принимаемые переменной х,
Y – значения, принимаемые переменной у,
хср – среднее арифметическое от х,
уср – среднее арифметическое от у,
Σ – знак суммы,
√ - знак квадратного корня.
R = 0,727
Коэффициент корреляции принимает значения от –1 до 1. Если коэффициент корреляции стремится к -1 или 1, значит, между переменными существует зависимость. Если коэффициент корреляции стремится к 1, то говорят о прямой зависимости, если к –1, то говорят об обратной зависимости.
В нашем случае коэффициент корреляции стремится к 1. Следовательно, между переменными существует прямая зависимость. Другими словами, в выбранной группе между уровнем агрессивности и уровнем тревожности существует определенная связь, влияние. Корреляционная зависимость не позволяет нам говорить о причинах и следствиях этой связи (что на что влияет), однако, мы выяснили, что изменениям одного из признаков сопутствуют изменения другого признака.
Более достоверные данные о существовании корреляционной зависимости мы можем получить, определив критические значения переменных и эмпирическое значение. Последнее определяется по формуле:
Tэмп = (R √ n – 2 ) / √ (1 – R2), где
Tэмп – эмпирическое значение коэффициента корреляции,
R – коэффициент корреляции,
√ - знак квадратного корня,
n – количество наблюдений (в нашем случае n=20).
Tэмп = 18,7
Критические значения мы определяем по таблице критических значений Стьюдента для уровней значимости 0,05 и 0,01:
Т (0,05) = 1,81
Т (0,01) = 2,35
Если эмпирическое значение превышает критическое, то говорят о существовании зависимости между переменными. В нашем случае эмпирическое значение значительно превышает оба критических, что подтверждает сделанный нами ранее вывод: существует взаимосвязь уровня агрессивности и уровня тревожности (для данной группы).
Теперь выведем уравнение линейной регрессии. С его помощью мы можем точнее определить вид зависимости, уже определенный нами ранее как «прямая».
Для этого необходимо вычислить значения S2 для значений х и у, значение выборочной ковариации м и значения выборочного коэффициента корреляции в для значений ху и ух.
S2х = Σ (х - хср)2 / n – 1
S2у = Σ (у – уср)2 / n – 1, где
Σ – знак суммы,
Х – значения, принимаемые переменной х,
Y – значения, принимаемые переменной у,
хср – среднее арифметическое от х,
уср – среднее арифметическое от у,
n – количество наблюдений (в нашем случае n=20).
S2х = 99,5
S2у = 55,3
Значение выборочной ковариации вычисляем по формуле:
М = Σ (х - хср) (у – уср) / n, где
М – выборочная ковариация,
Σ – знак суммы,
Х – значения, принимаемые переменной х,
Y – значения, принимаемые переменной у,
хср – среднее арифметическое от х,
уср – среднее арифметическое от у,
n – количество наблюдений (в нашем случае n=20).
М = 51,2
Выборочные коэффициенты регрессии определяем по формулам:
Вху = М / S2у = 0,9
Вух = М / S2х = 0,5
Теперь мы можем составить уравнение регрессии:
1. ух - уср = Вух (х - хср)
2. ху - хср = Вху (у – уср)
Значения, которые принимает ух при различных значениях переменной х указаны в столбце 7 сводной таблицы. Значения ху – в столбце 8 сводной таблице. По этим значениям мы можем построить графики линейной регрессии.
Для 1-го уравнения:
Для 2-го уравнения:
Подобное распределение точек около прямой в виде эллипса свидетельствует о существовании прямой линейной зависимости.
Вывод: в результате проведенного эксперимента и математической обработки данных этого эксперимента мы можем говорить о том, что для данная группа студентов характеризуется наличием связи между уровнем агрессивности и уровнем тревожности.
Список литературы
1. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2002.
2. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Владос, 2000.
4. Психологические тесты. Т.2. / Под ред. А.А. Карелина. М.: Владос, 2001.