Содержание

2

Введение.............................................................................................................. 3

1. Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения...................................................................... 4

2. Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения................................................................... 12

3.Пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения..................... 14

Заключение……………………………….…………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………………30

Введение

Розничная торговля потребительской кооперации, осуществляемая через магазины, павильоны, в том числе расположенные на рынках, и киоски, расположенные в магазинах.

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Цель работы – определить актуальные проблемы розничной торговли потребительской кооперации по удовлетворению спроса обслуживаемого населения. Задачи работы – рассмотреть актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения, изучить проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения, определить пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения.

1. Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения


Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.

Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель – удовлетворение спроса населения. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.

Потребительскую кооперацию отличают демократизм и рыночная экономическая природа. Она всегда отличалась от других систем определенной хозяйственной самостоятельностью, исходя из своих интересов шла на хозяйственный риск и отвечала за свои обязательства, ориентировалась на получение необходимых доходов, то есть обладала всеми признаками, присущими предпринимательству. В настоящее время потребительские общества и райпотребсоюзы действуют на основе полной самоокупаемости и самофинансирования, осуществляют свою деятельность через собственные предприятия. Многие из них функционируют на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления, материальной заинтересованности и ответственности. Кооперативные предприятия являются юридическими лицами, наделены основным капиталом и оборотными средствами, самостоятельно заключают хозяйственные договоры, составляют бухгалтерские балансы, имеют счета в банках, пользуются кредитами.

Бесспорно и то, что в условиях рыночной экономики потребительская кооперация должна стремиться к получению прибыли и удовлетворению спроса населения. Прибыль необходима для достижения цели потребительских союзов - улучшения обслуживания членов потребительских обществ. В связи с вышеизложенным появляется настоятельная необходимость совершенствования управления объектами потребительской кооперации с учетом особенностей данной системы, ее задачами и перспективами дальнейшего развития.

Потребительские общества получили практическое воплощение во многих европейских странах и сегодня продолжают свою деятельность. Возможность функционирования системы потребительской кооперации в условиях становления рынка в нашей республике повышает актуальность проблемы эффективного управления данной системой.

Категория эффективности присуща всем экономическим системам. В общем виде она может быть представлена как соотношение между результатом хозяйственной деятельности предприятий потребительской кооперации (эффектом их хозяйственной деятельности) и затратами (издержками обращения).

В настоящее время перед потребительской кооперацией стоит задача сохранить созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования.

Получение максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов, предопределяют использование такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Реализацию этих принципов можно рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли.

Начнем с того, что торговые надбавки должны обеспечивать приемлемую рентабельность предприятий и должны быть дифференцированы по отдельным товарам и товарным группам с учетом их издержкоемкости. При установлении торговых надбавок целесообразно исходить из потребительского спроса и покупательской способности населения. Проблема состоит в получении информации об издержкоемкости отдельных товаров, так как в действующем сегодня учете и отчетности такая информация не формируется и может быть получена только расчетным путем.

Отметим, что раньше как доминирующий фактор роста доходов рассматривалось расширение объема деятельности для торговых предприятий - увеличение товарооборота. Сегодня можно говорить о первоочередной задаче оптимизации затрат предприятий потребительской кооперации, установлении большей справедливости системы издержек торговых предприятий при формировании розничных цен. Система ценообразования изменилась. Торговые надбавки предприятия устанавливают самостоятельно. Требования коммерческого расчета обуславливают необходимость точного экономического обоснования торговых надбавок.

Рост издержек обращения и снижение рентабельности в торговле вызывает и такая причина, как рост ставок банковского кредита. Тактика кредитования, обусловленная требованиями коммерческого расчета, заключается в поиске сравнительно дешевых кредитов, наиболее выгодном их вложении, сокращении сроков реализации товаров, продукции, услуг. Наиболее надежный способ избавления от банковской зависимости - увеличение собственных финансовых средств, что, в свою очередь, связано с максимализацией прибыли от хозяйственной деятельности. В этой связи необходимо критически оценить структуру собственных средств потребительской кооперации, соотношение основных и оборотных средств. Собственные средства потребительской кооперации возрастали, но они были направлены большей частью на пополнение основных, а не оборотных средств. Имея давние традиции работы на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, потребительская кооперация не утратила устойчивости своего финансового состояния, но в условиях перехода к рыночным отношениям положение может коренным образом измениться. Это связано и с тем, что в течение многих лет организации потребительской кооперации направляли собственные средства на развитие материально-технической базы, ограничивая их долю в обороте в среднем 10-15 %. Это значительно ухудшило стартовые условия деятельности потребительской кооперации при переходе к рынку.

Положение обостряется и в связи с кризисными потерями от бесхозяйственности. Сложившаяся ситуация во многом отражает низкий уровень хозяйственного руководства, ослабление расчетной и платежной дисциплины, неумение использовать предоставленную первичным хозрасчетным звеньям самостоятельность. Все это свидетельствует о том, что организации потребительской кооперации в период перехода к рыночной экономике оказались в сложном положении. Предстоит коренным образом перестроить свою работу с тем, чтобы в условиях рыночных отношений ее экономический и социальный потенциал давал должную отдачу.

Первая модель соответствует первому типу мотивации («преодоление дефицита»). Цель закупки заключается в преодолении «состояния нехватки». Процедура закупки характеризуется следующими особенностями:

1.     При малом количестве финансовых ресурсов сравнение товаров идет только по ценовому фактору. Возможен такой случай, что товары поставщика с высокой единичной полезностью вообще не войдут в закупку.

2.     При достаточных финансовых ресурсах закупаются товары с возможно большей единичной полезностью, но при обязательном удовлетворении текущего уровня спроса. Возможен такой случай, когда товары поставщика с высокой единичной полезностью будут закупаться не в полном объеме[1].



2. Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения

 


Торговля сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся благополучие потребительского рынка товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.

В потребительской кооперации за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной торговли, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась. Уже в 2000 году он увеличился в товарной массе на 8,9 %, в первом квартале на 12 по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Положительная динамика оборота розничной торговли характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.

Немаловажным фактором развития сферы торговли явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной торговли и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения. За первое полугодие 2001 года оборот розничной торговли торгующих организаций возрос на 13 пунктов, в то время как рост продажи товаров на рынках составил только 3%. Неплохим показателем улучшения положения граждан страны стал рост продажи непродовольственных товаров: в первом полугодии текущего года удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составил 53,5%[2].

Насыщение розничной торговли потребительскими товарами в начале девяностых годов было достигнуто за счет импортной продукции, их доля в товарных ресурсах в 1994-1995 годах составляла более 52%. В 2000 году этот показатель сократился до 31%, при этом насыщенность пищевкусовой промышленности возросло на 9,6%, мясомолочной - на 7,3, текстильной - на 5,7, швейной - на 13,3% в сравнении с аналогичным периодом 2000 года[3].

В стране очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан. Эти предприятия, построенные за собственный счет, уже работают и отвечают принципам торговли по сниженным ценам. Магазины «Ветеран», столовые «социального питания», имеющиеся во многих регионах страны, частные магазины, так же принимают участие в этой работе.

В 1994 году была приватизирована основная масса предприятий торговли. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, не подготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.

Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков - посредников. Сейчас количество товаров в сфере торговли контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной торговле. Результаты удручают. Осуществлять процесс проверки у оптовиков органы Госторгинспекции не в состоянии по причине отсутствия у многих из них реального товара.


3.Пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения


Розничная торговля, осуществляемая через магазины - деятельность, связанная с использование традиционных магазинов.

Универмаги. Универмагами называются торговые предприятия, предлагающие широкий и глубокий ассортимент товаров, предоставляющие высокий уровень обслуживания.

Универмаг состоит из отделений продающих мужскую, женскую и детскую одежду и аксессуары, домашние украшения и мебель, игрушки и бытовую технику, кухонные принадлежности и всякие мелочи. На долю женской одежды обычно приходиться более половины всех продаж, поэтому женское отделение подразделяется на отделы по размерам (для стройны и полных), назначению (спортивная одежда, деловые костюмы, вечерние платья), стилям жизни (консервативный, традиционный, модный), или возрастам (подростки, взрослые).

Каждому отделу отводится специальное место, оснащенное своим кассовым терминалом для учета продаж. В любом отделе есть работники, готовые помочь покупателю в выборе товара. Универмаги зачастую напоминают множество небольших специализированных магазинов, собранных в одном месте.

Для развлечения покупателей, в универмагах часто организуют специальные представления товаров. В некоторых магазинах такие выставки-продажи проводятся круглогодично – от «Скоро в школу» до «Прощай, лето!».

Магазин низких цен. Магазин, торгующий со скидками – это розничный торговец, предлагающий широкий выбор товаров общего профиля, узкий ассортимент, ограниченный выбор услуг. Такие магазины стараются привлечь внимание покупателей с низким и средним уровнем дохода. Как правило, они предлагают общенациональные марки, в меньшей степени, чем универмаги, ориентируются на модные товары.

Магазины низких цен имеют возможность взимать меньшую плату за свои товары, так как они предоставляют ограниченный набор услуг, располагаются в местах относительно невысокой платы, да и атмосфера внутри таких магазинов поистине спартанская, основной упор в этих магазинах делается на самообслуживание. Покупатели сами выбирают товары, кладут их в тележки, и везут их к кассам. Продавцы или помощники есть только в тех отделах, где их присутствие совершенно необходимо – там, где производится печать фотографий, продается электронная техника и ювелирные изделия.

И универмаги, и магазины низких цен содержат примерно одинаковое количество товарных единиц, однако последние предлагают менее глубокий ассортимент. По сравнению с универмагами, они обычно предлагают меньше различных марок, размеров и т.д. в каждой товарной категории. Можно также выделить категории товаров, которые продаются только в магазинах, торгующих со скидками, но не в универмагах: инструменты, автомобильные запчасти и принадлежности, спортивный инвентарь, товары для садоводов.

Специализированные магазины. Традиционный специализированный магазин концентрируется на небольшом количестве товарной категории и предоставляет высокий уровень сервиса. Площадь такого магазина не превышает 900 квадратных метров. В отличие от универмагов и магазинов низких цен, специализированные магазины специализируются на узком сегменте рынка. Не отличаясь разнообразием, они славятся глубоким ассортиментом, разобраться в котором помогут высококвалифицированные работники. Именно глубина ассортимента, внимание, добросердечное отношение продавцов и привлекают внимание покупателей.

В июле 2002 года по сравнению с соответствующим периодом 2001 года наиболее высокие темпы роста промышленного производства среди основных отраслей промышленности наблюдались в машиностроении-металлообработке и пищевой промышленности 116% и 111,4% соответственно. Такие данные приводит Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании «ЮНИКОН/МС Консультационная Группа» со ссылкой на Госкомстат России.

Специалисты ЦМЭИ ЮНИКОН отмечают, что прирост производства в машиностроении и металлообработке был обеспечен в первую очередь такими подотраслями, как машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов (на 35,6% в июле 2002 года относительно июля 2001 года), а также промышленность средств связи (в 2,2 раза). В данных подотраслях отмечается значительный рост выпуска бытовых холодильников и морозильников, стиральных машин и телевизоров. Стимулом для расширения производства явился рост платежеспособного спроса населения в силу увеличения реальной заработной платы на протяжении последних месяцев.

Во всех основных подотраслях пищевой промышленности в июле 2002 года относительно июля 2001 года отмечен значительный прирост производства: в пищевкусовой промышленности на 10,6%, мясной и молочной промышленности на 12,4%, рыбной промышленности на 7,4%. Также как и в машиностроении и металлообработке, это было связано с ростом платежеспособного спроса населения.

В то же время, по данным ГТК России, в июле 2002 года относительно июля 2001 года в импорте продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья закупки мяса и субпродуктов выросли в 1,6 раза, молочных продуктов в 1,5 раза, растительного масла в 1,3 раза, алкогольной и безалкогольной продукции на 18,1%. Тем самым, в настоящее время у отечественных товаропроизводителей существуют значительные резервы для импортозамещения.

Не смогли воспользоваться увеличением потребительского спроса предприятия легкой промышленности, темп роста производства в которой составил только 103,7% (в июле 2002 года относительно июля 2001 года), что ниже общепромышленного уровня. В результате растущий спрос населения был удовлетворен благодаря закупке импортных товаров. Так, по данным ГТК России, в июле 2002 года относительно июля 2001 года поставки текстильной одежды из стран дальнего зарубежья увеличились в 2,8 раза, обуви в 1,3 раза.

По мнению специалистов ЦМЭИ ЮНИКОН, в июле 2002 года прирост промышленного производства был связан, в том числе, с увеличением спроса населения на продовольственные товары и бытовую технику. Во многом это определялось политикой правительства, направленной на рост доходов населения посредством увеличения заработной платы бюджетникам и пенсий. В результате значительная часть населения стала приобретать больше относительно дешевой российской бытовой техники и электроники.

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.

Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.

Под реформой предприятий потребительской кооперации понимается изменение принципов действия коммерческих организаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.

Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту потребительской кооперации становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.

К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:

1) неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

  • отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;
  • недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
  • неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;
  • низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;

2) низкий уровень ответственности руководителей перед предприятием и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Несмотря на наличие в правовых и законодательных актах ряда положений, позволяющих работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками н управляющими еще не отлажен;

отсутствие достоверной информации о финансово экономическом положении предприятия для собственников, акционеров, пайщиков, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения реформирует реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к исполнению соотношения расходов и доходов предприятия: обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции ниже себестоимости; она лишает предприятия права самостоятельной классификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов.

Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятия и определение степени риска при принятии договорных обязательств.

Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного структурного элемента системы потребительской кооперации. Для этого необходимо как изменение среды функционирования предприятия, так и стимулирования внутренних преобразований на предприятиях потребительской кооперации.

В условиях экономического спада платежного кризиса система потребительской кооперации неспособна самостоятельно реформироваться без государственной поддержки.

Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы  потребительской кооперации являются:

  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • защита прав акционеров;
  • четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;
  • обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;
  • создание эффективного механизма управления предприятием[4].

Для реализации поэтапного стимулирования государством перехода предприятий ПК на рыночные принципы функционирования необходимо:

1) определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к реформируемому предприятию, включая:

  • ведение реестра акционеров;
  • наличие бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;
  • снижение не денежных форм расчетов;

2) разработать комплекс мер по стимулированию выполнения предприятиями предъявляемых требований;

3) создать условия для реформирования предприятий, имея в виду значительное увеличение УК для обеспечения гарантий удовлетворения возможных требований кредиторов:

  • повышение ответственности руководителей предприятия за сокрытие от участников (соучредителей), акционеров информации:
  • организация подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий;

4) способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе мер, предусматривающих:

  • изменение амортизационной политики в части обеспечения свободного выбора методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в т.ч. метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации:
  • организовать переподготовку по специально разработанным программам обучения бухгалтеров, экономистов предприятий.

Одним из важных преимуществ потребительской кооперации считается возможность ее выступление на п/е в качестве целостной системы, способной закупать крупные партии товаров и тем самым влиять на качество, ассортимент и, что особенно важно, на уровень цен. Но для этого нужно иметь сильное оптовое звено.

Целесообразно создать для осуществления транспортно-складских операций специальную компанию (НО), учредителями которой выступят кооперативные организации потребительской кооперации. Основной бизнес - идея этой партнерской коммерческой организации закупка, складирование и распределение товаров на условиях, выгодных организациям-учредителям. Использование специальных компьютерных систем, отслеживающих наличие товаров в торговой сети, позволит в автоматическом режиме пополнять магазин товарами в необходимом ассортименте.

В сфере торговли рекомендуются нижеперечисленные мероприятия:

  • анализ рынка (объем доходов населения; динамика состава, перспектива развития инфраструктуры района деятельности предприятий ПК);
  • принципиально новое торговое оборудование, в т.ч. изготовленное отечественными производителями (кассовые терминалы, складской учет);
  • внедрение АСУ т/движением (программа «1:С Предприятие») «Торговля и склад»;
  • прямая прибыльность каждого товара;
  • дополнительные услуги населению (в т.ч. нетрадиционные)

Нетрадиционные услуги:

  • организация торговли медикаментами и лекарственными препаратами;
  • выдача пенсий пенсионерам - (акционерам) из выручки сельских магазинов;
  • работа магазинов на основе терминалов и магнитных карточек для привлечения покупателей;
  • бонусы, зависящие от объема покупок;
  • займы у населения, акционеров для предприятий потребительской кооперации.

В производстве необходимы следующие меры:

  • источники сырья и сбыта;
  • стимулирование развития подсобных хозяйств;
  • рациональное использование тары и упаковки;
  • цен по утилизации тары;
  • центр по производству упаковки.

Переход к рыночной экономике требует серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности - торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава издержек обращения.

Учитывая, что потребительская кооперация по своей природе, целям и принципам деятельности призвана защищать интересы потребителя и ей непозволительно покрывать свои издержки за счет «кармана» покупателя, необходимо лучше работать, опираясь на научные подходы, эквивалентный обмен и договорные отношения с государством, искать новые нетрадиционные формы и методы хозяйствования, повышать экономическую компетентность кадров, сочетая ее с коммерческой инициативой пайщиков. Руководителям и специалистам организаций и предприятий приходится в действующих условиях практически заново переосмысливать природу кооперативных средств и капиталов, характер собственности потребительской кооперации, формы и условия кредитования. Предстоит научиться по-новому составлять планы хозяйственной деятельности, используя весь научный потенциал и исходя не из прошлого опыта, а из новых задач и новой обстановки как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это ставит кооператоров в непривычные условия: не надеяться на готовые управленческие решения и финансовую поддержку «сверху», а самим научиться хорошо и быстро разбираться в экономической обстановке.

В настоящее время, когда потребность в средствах для бесперебойного финансирования хозяйственной деятельности возрастает, когда поставлена задача перевода экономики на интенсивный путь развития и ликвидации всякого рода потерь от бесхозяйственности, поиск более глубоких резервов приобретает первостепенное значение. Это, в свою очередь, повышает значение совершенствования управления системой потребительской кооперации и ее отдельными объектами.

Предприятие потребительской кооперации может успешно функционировать, если оно готово к конкурентной борьбе за потребителя и способно предложить ему высококачественный конкурентоспособный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар, но и необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для длительной успешной работы предприятия необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, региона, сегментацию рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, перспективные рынки.

Конкурентоспособность - это многоаспектная категория, включающая ряд взаимосвязанных и взаимообуславливающих элементов - информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.п. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений обеспечивает бесспорное преимущество предприятия в конкурентной борьбе. Для предприятий ПК такой суммарный эффект в ближайшее время маловероятен в силу множества объективных и субъективных причин. В связи с этим важна концентрация сил на достижении стратегических, наиболее важных преимуществах системы, а также использование новых способов конкуренции.

Имеющиеся конкурентные преимущества (разветвленная материально-техническая база, опытные кадры, сложившиеся хозяйственные связи, возможность совершенствования сервисного обслуживания) реализуются не в полной мере.

Конкурентоспособность предприятия - реализация его детально проработанной экономической стратегии. Она предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. В условиях рынка каждое предприятие разрабатывает свою экономическую стратегию. Отправной точкой служит определение стратегической цели хозяйствования. Стратегической целью и основной линией развития предприятий ПК должно стать, на наш взгляд, достижение финансовой устойчивости. То есть на данном этапе развития системы ПК приоритетным аспектом должен стать финансовый, так как достаточность реального собственного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами и безубыточность обеспечивают и могут обеспечить возможность решения всех других вопросов в жизнедеятельности системы, в том числе решение социальных задач, внедрение эффективного маркетинга, развитие инвестиций.

Основные аспекты стратегии потребительской кооперации:

            диверсификация деятельности, в т.ч. за счет освоения новых, приоритетных видов деятельности;

            качественная оценка конъюнктуры регионального рынка;

            перепрофилирование мощностей;

            активный маркетинг;

            комплексная автоматизация всех отраслей деятельности в потребительской кооперации;

            информационное обеспечение;

            использование преимуществ кредитной, финансовой, налоговой политики.

Для того чтобы достичь стратегических целей, предприятиям необходимо выработать определенные правила и приемы их достижения, а именно:

1. Исследование рынков потенциальных товаров и услуг и выбор стратегических зон хозяйствования (сегментация, вторжение на смежные или ранее захваченные);

2. Формирование ассортимента;

3. Создание собственной сбытовой сети;

4. Взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валюты, обеспечивающих поддержание стратегического потенциала предприятия;

5. Формирование эффективной ценовой политики;

6. предотвращение банкротства.

Конкуренция создает стимулы для:

1. Снижения себестоимости издержек и потребительских цен;

2. Обеспечение более высокого уровня качества и надежности производимых товаров и более полного удовлетворения спроса;

3. Открытие новых потребностей и способов их удовлетворения для создания новых типов продуктов.

По мере реализации реформ развитие конкурентной среды перейдет в активную стадию, в связи с чем эффективность деятельности предприятий ПК всецело будет зависеть от реализации мер по усилению конкурентоспособности.

Одним из направлений повышения конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации, на мой взгляд, является привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Сам факт притока инвестиций можно рассматривать как исходный пункт для движения вперед. Одно из направлений сотрудничества - создание сети совместных предприятий с участием иностранного капитала. Заинтересованность при этом очевидна - это внедрение новых технологий производства, передовой опыт, насыщение рынка товарами на основе взаимного интереса. Совместные предприятия будут реализовывать основной принцип деятельности - все заработанные средства вкладывать в развитие производства и заготовку продовольственного сырья в местных хозяйствах, общепите и т.д.

Инвестиции в торговую инфраструктуру недостаточно развиты в настоящее время. На мой взгляд, вложения в торговую инфраструктуру в ближайшие годы будут наиболее эффективными. Поэтому имеется большая необходимость создания в регионах оптового центра. Функционирование его немыслимо без создания широкой сети распределительных складов, а также специализированного транспорта. В связи с этим актуальной проблемой остается создание совместных торгово-транспортных компаний.

Выделим основные пути обеспечения конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации:

  • сохранение целостности системы потребительской кооперации как социально-экономической структуры;
  • обеспечение функционирования неприбыльных, но социально значимых предприятий (перераспределение затрат);
  • развитие форм взаимовыгодного сотрудничества с местной администрацией;
  • обеспечение господдержки в решении социальных задач;
  • развитие собственного производства в комплексе отраслей ПК;
  • развитие корпоративной культуры[5].

Заключение


В заключение курсовой работы мы пришли к выводу, что развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.

В настоящее время актуальной становится проблема разработки стратегии деятельности потребительской кооперации, которая смогла бы обеспечить адаптацию системы к условиям рынка и дальнейшее ее стабильное развитие. Разработке стратегии предшествует анализ системы, определяется ее внутренний потенциал, рассматриваются условия функционирования внешней среды.

В соответствии с принципами кооперативного движения целью потребительской кооперации является удовлетворение спроса своих пайщиков на товары и услуги. Однако, на основе сформировавшийся роли потребительской кооперации как отрасли, имеющее общественное предназначение требуется выработка общей генеральной стратегии в интересах всего общественного населения и ее конкретизации с учетом принципов кооперативной деятельности (представления дополнительных, особых привилегий пайщикам, активизация работы по привлечению новых и т.п.).

В системе потребительской кооперации миссия конкретного кооперативного общества (союза) определяется, с одной стороны, общими задачами кооперативного движения потребителей, с другой - потребностями потребителей конкретного региона, района или поселка. Если потребительское общество не в состоянии успешно функционировать как хозяйственное предприятие и предоставлять в любой его форме весомые дивиденды пайщикам, его существование просто нецелесообразно.

В заключение можно сделать несколько выводов:

1.     Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах.

2.     В условиях рыночной экономики потребительская кооперация должна стремиться к получению прибыли и удовлетворению спроса населения.

3.     С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность.


Список литературы:


1.Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19.06.92 г., 1994. - № 32.

2.Вахрин П.И. Планирование развития и размещения сельской розничной торговой сети: лекция. М., Экономика, 1997.

3.                 Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг: Справочное пособие / Под ред. П.В. Савченко. М.: Экономика, 1991.

4.                 Куртебьев В.А., Фридман А.М. и др. Экономика, организация и планирование кооперативной торговли. Т. 1, 2. М.: Экономика, 1981.

5.                 Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 1997.

6.                 О социально-экономическом положении и программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 годы: Доклад Председателя Совета Центросоюза Российской Федерации В.Ф. Ермакова // Российская кооперация. 1998. № 33.

7.                 Панкратов Ф.Г. Вопросы интенсивного развития кооперативной торговли. М.: МКИ, 1994.

8.                 Прижигалинский В.П. Рынок: проблема предпринимательства и кооперации. Ставрополь: Издательство АО «Пресса», 1996.

9.                 Сипко Л.А., Наговицина Л.П. Актуальные проблемы потребительской кооперации. Брошюра. – Новосибирск: СибУПК, 1999.

10.            Шаланов Н.В. Исследование развития региональной системы торговли. Новосибирск: Наука, 1979.


[1] Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 122.


[2] Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 130.

[3] Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 131-132.

[4] Панкратов Ф.Г. Вопросы интенсивного развития кооперативной торговли. М.: МКИ, 1994. С. 90-92.


[5] Сипко Л.А., Наговицина Л.П. Актуальные проблемы потребительской кооперации. Брошюра. – Новосибирск: СибУПК, 1999. С. 182-187.