Содержание
2. Лекционно-семинарская система обучения в современной школе............... 3
2.1. Возрастные особенности старшеклассников и возможности использования лекционно-семинарской системы обучения.................................................... 6
2.2. Преимущества использования лекционно-семинарской системы обучения 7
2.3. Элементы лекционно-семинарской системы обучения........................... 8
2.3.1. Школьная лекция................................................................................ 8
2.3.2. Урок-практикум................................................................................ 14
2.3.3.Урок-диалог....................................................................................... 16
2.3.4. Консультация.................................................................................... 18
2.3.5. Семинар............................................................................................ 19
2.3.6. Зачет.................................................................................................. 22
2.5. Конспект уроков..................................................................................... 28
Урок № 1..................................................................................................... 28
Урок № 2..................................................................................................... 30
Урок № 3..................................................................................................... 32
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы:.......................................................................................... 37
2. Лекционно-семинарская система обучения в современной школе
Одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с книгой и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы учителей старших классов лекционно-семинарской системы обучения. Общепринятой формой организации обучения в старшей школе является комбинированный урок. Различие между традиционной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала. Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:
§ изучение нового материала;
§ закрепление;
§ контроль знаний.
При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:
§ урок подачи нового материала (урок-лекция);
§ закрепление (урок-диалог; урок-практикум, урок-консультация);
§ контроль знаний (урок-зачет).
Заменяя урочную систему обучения на лекционно-семинарскую, мы поставили перед собой цель - приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения; формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1) Реализовать через лекционно-семинарскую систему обучения принципы педагогики сотрудничества т. к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократический стиль общения - основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы.
2) Оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
3) Создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития и воспитания старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т. д.
4) Использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников.
Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:
Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.
Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую.
К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:
1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая направленность.
2) Познавательная ценность: высокий научный уровень уроков, отражение на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, высказанных положений и суждений.
3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью.
4) Мотивация учения: умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся.
5) Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т. д., создание условий для использования учащимися своих сил и возможностей.
6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности.
7) Гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом учащихся, уровнем их подготовленности и развития.
8) Развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.
9) Соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися.
В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно [8, C. 78-79].
2.1. Возрастные особенности старшеклассников и возможности использования лекционно-семинарской системы обучения
Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании. Анализ процесса и результатов обучения учащихся географии свидетельствует, что в школах широко распространена лекционно-семинарская система обучения, положительной стороной которой является строго заданная организационная четкость.
Одной из особенностей системы развивающего обучения является признание ведущей роли теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения с соблюдением принципа доступности в обучении.
Одной из центральных задач обновления содержания школьного курса географии является выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания учебного предмета. Осуществление принципов развивающего обучения требует от учителя не столько предподнесения учащимся готовых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [20, C. 32].
2.2. Преимущества использования лекционно-семинарской системы обучения
Основополагающими принципами учебно-воспитательного процесса старшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения являются:
принцип тематической концентрации учебного материала; именно он позволяет высвободить время для реализации следующего принципа:
принцип обучения на оптимальном уровне сложности; его реализация способствует организации учебного труда старшеклассника с учетом его индивидуальных способностей.
принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на разных уровнях познания; этот принцип позволяет многократно на разных уровнях строить процесс обучения по уже сказанной схеме.
Первый уровень познания - урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.
Второй уровень познаний - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания.
Третий уровень познания - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков.
Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.
Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.
принцип постоянного и многократного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала и уровня сформированности учебных умений.
Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием.
2.3. Элементы лекционно-семинарской системы обучения
В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 9 классов изучение любого предмета, темы строится по следующей схеме, в следующей последовательности:
§ урок-лекция
§ урок-практикум
§ урок-диалог
§ урок-семинар
§ урок-консультация
§ урок-зачет.
2.3.1. Школьная лекция
Под школьной лекцией обычно понимается развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение конкретного материала. Лекция должна характеризоваться не длительностью повествования, а важностью и сложностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью. Нередко учителя переносят приемы и методы использования вузовского преподавания в школу. Поэтому хотелось бы сформулировать основные, на наш взгляд, принципы использования лекционной формы изложения материала в школе:
§ лекция должна непременно включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учителю необходимо неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении лекции необходимо закрепить новый материал при помощи беседы с учащимися;
§ учитель обязан выборочно просматривать записи учащихся, разбирая типичные ошибки. Тему и план лекции необходимо записать на доске. В ходе урока учитель выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказывает наиболее практичные формулировки, цитаты и.т.п.
§ учитель ведет школьную лекцию более медленным темпом;
§ перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.
Отдельные лекции тщательно планируются, как правило, они состоят из трех частей:
1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.
2. Изложение материала лекции. Учитель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.
3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.
Даются ответы на вопросы.
Основные требования к школьной лекции:
§ она должна быть безукоризненна в научном отношении, учить мыслить, а не мыслям, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника;
§ изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным и последовательным;
§ в ходе лекции могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал;
§ лекция должна быть длительно-монологической;
§ неприемлемо в лекции этапы осмысления, закрепления, запоминания и применения переносить на дом.
Классификация школьных лекций:
§ знакомство в свернутом виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы;
§ установочные лекции рассматривают сжатое изложение основного содержания какой-либо темы;
§ текущие лекции разъясняют сложные темы, если для традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал;
§ обобщающие лекции анализируют ранее изученный материал и систематизируют знания;
§ обзорные лекции рассматривают основные вопросы темы в порядке ознакомления.
Эффективная лекция диалектически сочетает в себе глубокое идейное содержание с рациональной формой ее изложения. Такая лекция содержите не только богатое содержание, но и строгую дидактическую систему его построения и оптимальную методику его подачи. Для повышения эффективности лекций важно выявить их типологию, особенности структуры, этапы подготовки.
Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.
Конспект каждой лекции должен содержать:
§ тему (точно сформулированную);
§ цель и задачи;
§ список литературы обязательной и дополнительной;
§ текст содержания (с выделением основного и второстепенного);
§ задания для самостоятельной работы.
Этапы подготовки лекции:
§ изучение программы и учебников;
§ составление списка литературы;
§ изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;
§ выбор типа композиции;
§ написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции (а еще лучше составление микрофильма);
§ подбор наглядности (таблиц, открыток, фотографий, диапозитивов или кинолент и других технических средств (киноаппарат, проекционная аппаратура, магнитофон и т.д.).
Форма подачи:
§ голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);
§ мимика и жесты;
§ репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и отдельные ее части.
Организация аудитории и методика чтения.
До начала:
§ проверить состояние классной комнаты (наличие света, чистой доски и мела, чистоты и свежести воздуха, мебели, кафедры, указки, достаточного количества рабочих мест для учащихся и др.);
§ написать на доске тему, план, литературу, термины, цифры и т.д.
§ разместить наглядные пособия и технические средства.
После начала лекции:
§ устно сообщить тему и мотивировать ее назначение;
§ четко выделить цель и задачи лекции;
§ помочь учащимися записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотациями и заданиями).
При чтении лекции учесть ряд правил:
§ читать по плану;
§ с дифференцированием (подробнее и помочь записать то, что хуже освещено в учебниках);
§ выделением интонационно каждого вопроса;
§ в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложитьего значимо);
§ снайперская точность формулировок;
§ термины четко проговаривать и расшифровывать и записывать на доске;
§ доводить каждую истину до убеждения каждого ученика, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;
§ чувствовать и понимать реакцию класса;
§ использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.
Во время объяснения нового материала учитель обязан привлекать учащихся к самостоятельно работе. Приемы самые разнообразные.
§ Учитель читает лекцию, что-то объясняет, в нужный момент задает вопрос классу. Например, в ходе лекции на тему «Шведская семья» можно задать вопрос классу: «Почему дети и семья занимают центральное место в жизненных планах мужчин и женщин?»
Дети должны вспомнить, подумать, найти решение.
§ Второй прием. Что-то объясняя учитель обращается к классу: «Откройте учебники на 70 странице, прочитайте про себя первый обзац и объясните почему типовая шведская семья как экономическая и административная ячейка в течение последних десятилетий была заменена индивидуумом».
§ Третий прием. Учитель объясняет материал, а затем дает вопросы и включает диафильм. Таким образом, при пояснении тем «Образование в Швеции» можно показать фильм детям. Дети целенаправленно смотрят на экран, они включены в познавательную деятельность.
§ Четвертый пример. Прервав объяснение, учитель демонстрирует наглядное пособие, макет, увеличенные фотоснимки и т. д. и просит разъяснить, что изображено, сущность изображенного. Школьники не только закрепляют только что полученные знания, но и рассуждают, ищут оригинальный ответ, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.
§ Пятый прием. Перед объяснение учитель дает какие-то задания: прочесть параграфы и подготовиться к ответам на определенные вопросы.
2.3.2. Урок-практикум
Психологи и диктаты выделяют четыре разновидности уроков-практикумов в процессе обучения. Каждый из них отличается спецификой целеполагания и планирования:
1) постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя;
2) только постановка цели осуществления с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно;
3) постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляются учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания;
4) работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.
Важнейшим средством формирования у школьников всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности является выполнении ими различных типов и видов самостоятельных работ. Мы остановимся здесь на видах самостоятельных работ, построенных с учетом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала, и проследим их структурно-логические связи в рамках ранее предложенной нами классификации самостоятельных работ [15, C. 105].
Самостоятельная работа – не однозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приемы.
Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Учитель объясняет, рассказывает, показывает, а затем где-то 10-15, а порой и 20 минут уделяет самостоятельной работе. Это может быть подготовка плана, выполнение упражнений, выполнение реферата, работа с книгой, первоисточником, рисование и комментирование и т.д. с последующим подведением итога.
Такой вид самостоятельной работы – самый эффективный и распространенный.
Для развития самостоятельности используются и игровые моменты. По географии изучается природа Швеции. Пусть дети совершат мысленное путешествие по Швеции, составят маршрут, подберут снаряжение, напишут дневники похода: каких животных встретят, какая температура воздуха на каких высотах их ожидает, какие опасности их могут подстерегать.
Более фундаментальным видом самостоятельных занятий являются специальные уроки, или часть урока, полностью посвященных самостоятельному труду учеников. Это могут быть уроки посвященных самостоятельному труду учеников. Это могут быть уроки, посвященные изучению нового материала: работа с учебником и первоисточником; работа со справочной или специальной литературой, исследованиями; выполнение чертежей, графиков, схем; составление конспектов, тезисов, описаний. Это могут быть уроки для закрепления знаний: выполнение упражнений, проведение лабораторных практических работ, работ с контурными картами, чертежами и т.д.
Это могут быть уроки повторения, проверки знаний, умений и навыков: контрольный работы, сочинения. Такие уроки, полностью посвященные самостоятельной работе, проводятся сравнительно редко, они нуждаются в тщательной подготовке. Ход этой подготовки примерно следующий:
§ выбирается и формулируется тема;
§ устанавливаются цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.);
§ продумывается последовательность действий, операций;
§ подготавливается материальная база (дидактический материал, приборы, литература и т.д.);
§ учеников предварительно учат, как самостоятельно работать (как читать и вычленять главное, писать конспекты, тезисы, составлять планы, работать с пособиями и т.д.);
§ продумываются способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто в этом нуждается;
§ перед началом урока дети получают необходимые объяснения хода работы.
Вот примерная схема урока, посвященного самостоятельной работе по уроку географии.
Тема урока «Демографический портрет населения Швеции».
Цель урока – приучить учащихся самостоятельно изучать новый материал.
Ход урока:
§ фронтальный опрос на тему «Особенности формирования шведской нации» (5 минут, задано 6 вопросов, выставлено 5 оценок);
§ самостоятельная работа учащихся над изучением нового материала, по теме «Демографический портрет населения Швеции». На осмысление темы и выполнение контрольных ответов дается 22 минуты;
§ итоговая беседа с целью проверки и закрепления знаний, по теме урока (5 минут, выставлено 2 оценки);
§ устная контрольная работа с использованием контурных карт (10 минут, выставлено 4 оценки);
§ задание на дом (3минуты).
На уроке усвоен сложный материал, работал весь класс.
2.3.3.Урок-диалог
Организация обратной связи – наиболее уязвимый участок работы молодого учителя. Здесь в наибольшей степени требуется профессиональная подготовка и опыт. Следует научиться приемам обратной связи и овладеть техникой спрашивания.
Какие трудности?
Их две:
§ как добиться, чтобы во время спрашивания продуктивно работал весь класс;
§ как добиться, чтобы вызванный ученик давал полный ответ на поставленный вопрос.
Недостаточная эффективность обратной связи, неудовлетворенность учителей и учеников нередко приводят к тому, что стараются принизить роль спрашивания и по возможности избегать опроса. Более того, некоторые преподаватели и методисты предлагают резко сократить опрос, считая, что это ведет к напрасной трате времени, и рекомендуют ограничиться зачетами и контрольными работами.
Согласиться с такими предложениями нельзя. Опыт показывает, что при редком спрашивании учащиеся перестают готовиться к занятиям, запускают материал. Но дело не только в контроле. В процессе опросов знания закрепляются, совершенствуется речь и мышление.
По мере накопления знаний меняется и опрос. Он становится фундаментальнее, основательнее: преподаватель проверяет знания по всей теме. В ходе опроса педагог неоднократно обращается к выяснению личного мнения учащихся, приучает их к умению анализировать материал.
Развивается мышление учащихся, способность применять знания на практике, ликвидируются пробелы.
Обратная связь осуществляется в трех направлениях:
Во-первых, в ходе самого объяснения материала. Учитель, объяснив, вычленив отдельные структурные элементы темы, тут же обращается к разным ученикам, сильным, средним, слабым, с требованием повторить, уточнить, привести примеры, выполнить упражнение, прочитать раздел учебника или привести цитату из первоисточника. Ученики участвуют в самом процессе формирования знаний, думают, ищут ответ, уясняют. Учитель обнаруживает непонимание у того или иного ученика и тут же на месте добивается усвоения трудного материала.
Во-вторых, после изучения раздела или подтемы. Это текущий опрос, учитель обеспечивает проверку усвоения терминов, дат, фактов, названий, иностранных слов, правил фактического материала, а также способности дать связанный ответ на вопрос по текущему материалу с объяснением связей и выполнением упражнений.
В-третьих, итоговая проверка усвоения материала по целым разделам, темам, по итогам четверти, полугодия, года. Учитель проводит обобщающий опрос [16, C. 14-15].
2.3.4. Консультация
Консультации – это специальные занятия, проводимые учителем на уроке или после урока с целью разъяснения ученикам тех или иных трудных разделов темы.
Консультации, как правило, проводит учитель, он отвечает на вопросы учеников, иногда это беседа: вопрос-ответ, иногда к ответам привлекаются другие, как правило, сильные ученики, а иногда – это специально подготовленная часть урока или внеурочного занятия, посвященная ответам учителя на предварительно собранные (устно или письменно) вопросы учащихся по проведенному материалу.
Консультации проводятся в текущем порядке: например при объяснении домашнего задания или какого-то раздела; проводятся они и специально перед семинаром, обобщающим опросом, контрольными работами или зачетом.
От учителя требуется большая собранность, хорошее знание материала, находчивость, умение четко и доступно раскрыть особенность темы[15, 123-125].
2.3.5. Семинар
1. Семинар - форма организации урока, предполагающая публичное обсуждение самостоятельной работы учащихся с источниками информации, дополняющим список, рассматриваемый в классе.
2. Семинар - форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством учителя.
Семинарские занятия дают возможность:
§ активно использовать информацию, полученную по различным каналам знаний;
§ в спорах и дискуссиях углублять и систематизировать знания;
§ получить навыки самостоятельной работы с историческими и пр. произведениями;
§ сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся;
§ выработать активность в процессе овладения знаниями, сформировать самостоятельное мышление;
§ отстаивать свои суждения;
§ подготовиться к участию в общественной жизни и продолжению образования.
Особенности подготовки и проведения семинарских занятий в школе:
§ более высокая роль учителя при подготовке семинара;
§ помощь учителя в работе с литературой и консультации, промежуточный контроль;
§ не все вопросы, выносимые на обсуждение готовятся всем классом: в ходе подготовки он может быть разбит на группы, которые работают только над одним вопросом;
§ объем основной литературы сведен к минимуму, а в дополнительной литературе четко указываются страницы к каждому вопросу;
§ доступность источников информации (желательно, чтобы литература находилась в классе);
§ коллективная работа при подготовке отдельного вопроса семинара;
§ проблемы, выносимые на обсуждение должны быть ключевыми и посильными для учеников;
§ необходимость навыков библиотечного дела, конспектирования, анализа литературы, подготовки кратких сообщений, монологической речи, ведения спора, обобщений и выводов.
Типы семинарских занятий:
§ семинар - развернутое собеседование: все учащиеся готовятся по вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы;
§ семинар - обсуждение докладов и рефератов: - назначаются докладчик и оппонент. Остальные школьники знакомятся с основной литературой с целью проведения дискуссии;
§ семинар - диспут, основанный на дискуссии.
Для учащихся семинарское занятие - это нечастая и достаточно сложная форма работы. Поэтому учеников прежде, чем вести семинары, необходимо знакомить с такой формой работы. В чем же состоит специфика урока-семинара, в каких случаях он является оправданным и отчего зависит его успех? Разберемся в этих вопросах, опираясь на практику проведения такого урока.
Классической схемой, определяющей место семинара в системе уроков, является такая, когда первоначально проводится одна или несколько лекций, затем обычные уроки, на которых идет отработка и конкретизация знаний и умений, завершают цикл семинар и зачет. Однако в школьном варианте возможны отступление от этой схемы - лекции или зачет могут отсутствовать.
Безусловно, что не для каждой темы семинарское изложение является удачной формой. Оно оправдано лишь там, где рассматриваемые вопросы неоднозначны, где может возникнуть полемика и разные варианты ответов. Но такая форма - выход для учителя в изучении тех вопросов экономики, которые не решены в нашем обществе вообще.
В качестве примера рассмотрим один из таких уроков «Шведская семья и политика государственной поддержки семьи». Этот семинар повторительно-обобщающий. Он завершает цикл уроков по Швеции. Изучение района велось по типовой схеме. Однако методы и приемы, используемые на обычных уроках, уже готовили учащихся к активному участию в семинарском занятии. Это были и эвристическая беседа, и создание проблемных ситуаций, и задания-парадоксы, когда требовалось объяснить причинно-следственные связи, идущие на первый взгляд вразрез с обычными представлениями.
Покажем теперь ход работы во время семинарского занятия.
Тема: «Шведская семья и политика государственной поддержки семьи».
Вступление: сегодня мы проводим семинарское занятие по изученному нами социально-экономическому «портрету» населения Швеции. Накопленной информации должно быть достаточно для обсуждения особой роли семьи в развитии Швеции и выяснения того, в чем она состоит. Для этого нам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какое влияние оказывает государство на развитие шведской семьи?
2. Рассмотреть семейную жизнь в Швеции
3. Рассмотреть семью как «рабочую группу»
4. Ищем «плюсы» и «минусы» шведской семьи
5. В чем особенность шведской семьи?
Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала. Выдача справочного материала по шведской семьи: попытаемся мысленно воссоздать образ шведской семьи. Всем известно, что понятие «семья» одинаково как в Швеции, так и в других странах.
Изучение детского взгляда на то, кто входит в семью, свидетельствует о различиях между этим пониманием в Швеции и России. Так называемая типовая семья в современной Швеции является не столь господствующей, какой она была несколько десятилетий назад. Возросшее число разводов приводит к тому, что разведенные создают новые семьи или семьи с одним из родителей.
Ответ ученика: политика равенства способствовала принятию семейного законодательства, в котором подчеркивалась совместная ответственность мужчины и женщины по экономическому содержанию и уходу за ребенком. Здесь же возросла роль государства, в семейной политике которого был сделан упор на благосостояние и хорошее развитие ребенка.
Данное семинарское занятие вызвало большую активность учеников. Достаточно сказать, что учителю не хватило заранее напечатанных формулировок, характеризующих положительные и отрицательные черты шведской семьи. Учащиеся продемонстрировали широту своих взглядов на сущность шведской семьи. Обсуждение вопросов семинара показало, что дети хорошо осознают факт наличия негативных черт шведской семьи, являющихся следствием плохого регулирования законодательства государством.
Таким образом, урок-семинар является одной из эффективных форм изучения социально-экономических вопросов, стимулирующих самостоятельное мышление, а, значит, небесполезной в жизни [21, 67-68].
2.3.6. Зачет
Зачет по географии в 10 классах можно проводить после изучении темы «Швеция». Зачет можно проводить по билетам. В билете должен быть один вопрос. Либо вопросы можно разделять по первой букве фамилии ученика.
Учитель подготавливает вопросы заранее и выдает их под запись ученикам примерно за 1,5-2 недели.
Примерный ход зачета:
Ученик берет билет. Готовится к ответу на вопрос. Для подготовки дается 15 минут.
Примерные вопросы зачета по теме «Швеция»:
1. Покажите границы Швеции и дайте краткую характеристику географических особенностей границ.
2. Охарактеризуйте основные этапы истории формирования территории Швеции. Геополитические изменения.
3. Расскажите об основных географических принципах проведения морских и сухопутных границ. Что такое делимитация и демаркация границ?
4. Каковы особенности географического положения Швеции, природная специфика (особенности распределения природных зон, оценка комфортности природных условий).
5. Приведите конкретные примеры влияния (прямого или опосредованного) природной среды на духовную жизнь общества Швеции, на этнические традиции народов Швеции?
7. Что вкладывается в понятие «комфортность природных условий» для жизни населения Швеции? Чем и почему будут отличаться параметры комфортной среды для африканского бедуина и жителя Швеции?
8. Какие территории с различным уровнем комфортности природных условий для жизнедеятельности населения можно выделить в пределах Швеции?
9. Является ли Швеция жизнеспособным государством? Перечислите аргументы, подтверждающие это, и укажите главные из них.
10. Реально ли на самом деле осуществление принципа единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления в условиях Швеции или подобная попытка является всего лишь фикцией?
11. Какие административно-территориальные единицы подразумеваются под «национально-государственными», «административно-территориальными» и «национально-территориальными» образованиями?
Система оценок при зачете 5 – бальная, но по усмотрению учителя возможна система – «зачтено», «не зачтено». Итоговые оценки за четверть, полугодие, год выставляются учителями с учетом результатов зачета. Форму, методы проведения зачета выбирает учитель. График проведения зачётов, согласуется с заместителем директора по учебной работе.
Билеты, перечень вопросов для собеседования при проведении устных зачетов составляются учителем (группой учителей). Содержание зачетного материала определяется программой, примерным перечнем, публикуемом в информационных изданиях министерства образования. Зачетные материалы анализируются и утверждаются на заседаниях методических объединений.
По итогам сдачи зачета по теме «Швеция» проводится анализ. Если зачет с первого раза сдали 90% и больше – тема усвоена учениками хорошо; если 80% и меньше – тема учениками усвоена не достаточно хорошо, учителю требуется сменить методику преподавания, пересмотреть подходы в изложении материала.
2.4. Технологическая карта уроков
Мы считаем, что уроки географии позволяют использовать все возможности интерактивного обучения
Основные цели:
обучающая: познакомить с комплексом мероприятий по исследованию вопросов, связанных с процессом демографии Швеции;
развивающая: развивать интерес к предмету посредством обсуждения проблемных вопросов, умение делать выводы, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации;
воспитывающая: воспитывать умение работать самостоятельно в группах, эмоционально положительное отношение к знаниям.
Разработаем технологическую карту уроков по темам:
1. «Население Швеции»
2. «Влияние географического положения на население Швеции»
3. «Религиозный состав населения Швеции»
Урок 1. Население Швеции (технологическая карта)
Тема урока |
Тип урока |
Вид урока Тип групповой работы |
Цели урока в действиях учащихся |
Главное содержание |
Обязательные результаты обучения |
Методы и приемы |
Средства обучения |
Задания-измерители |
Приемы активизации познавательной деятельности |
Население Швеции |
Изучение нового материала |
Урок-практикум Дифференцированно-групповая |
обучающая: познакомить с комплексом мероприятий по исследованию вопросов, связанных с процессом демографии Швеции; развивающая: развивать интерес к предмету посредством обсуждения проблемных вопросов, умение делать выводы, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации; воспитательная: способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся; высказывать собственные суждения выдвинутых вопросов внутри учебной группы |
Выявление причин, обусловливающих демографическую ситуацию в Швеции, с использованием групповой работы и заданий разного уровня сложности |
1. Показать динамику естественного движения населения 2. Описать этапы воспроизводства населения в Швеции Прогнозировать темпы прироста населения в будущем |
Объяснительно-побуждающий метод |
Экономическая карта Швеции, учебник для 10 класса; материалы периодической печати, дополнительная литература |
Выполняют записи в тетради |
Выступают по подготовленному сообщению о населении Швеции Делятся на группы и составляют вопросы друг другу |
Урок 2. Влияние географического положения Швеции на жизнь ее населения (технологическая карта)
Тема урока |
Тип урока |
Вид урока Тип групповой работы |
Цели урока в действиях учащихся |
Главное содержание |
Обязательные результаты обучения |
Методы и приемы |
Средства обучения |
Задания-измерители |
Приемы активизации познавательной деятельности |
Влияние географического положения Швеции на жизнь ее населения |
Изучение нового материала |
Урок-практикум |
Образовательная: определить и объяснить влияние географического положения Швеции на жизнь ее населения; Воспитательная: способствовать воспитанию коллективных качеств обучения; Развивающая: развивать умения решать проблемы, прогнозировать дальнейшее влияние географического положения на жизнь населения Швеции |
Выявление основных особенностей географического положения Швеции на жизнь ее населения с применением групповой работы, с использованием заданий разного уровня сложности с учетом интереса учащихся внутри учебной группы |
1. Показывать на карте основные районы заболеваний населения, связанных с географическим положением Швеции; 2. Прогнозировать состояние проблем, связанных с географическим положением Швеции |
Объяснительно-побуждающий метод |
Экономическая карта Швеции, учебник для 10 класса; материалы периодической печати, дополнительная литература |
Заполнить таблицу «Географическое положение Швеции, влияние на жизнь населения» |
Выступают по подготовленному сообщению о влиянии географического положения Швеции на жизнь ее населения |
Урок 3. Религиозный состав населения Швеции (технологическая карта)
Тема урока |
Тип урока |
Вид урока Тип групповой работы |
Цели урока в действиях учащихся |
Главное содержание |
Обязательные результаты обучения |
Методы и приемы |
Средства обучения |
Задания-измерители |
Приемы активизации познавательной деятельности |
Религиозный состав населения Швеции |
Изучение нового материала |
Изучение нового материала. Дифференцированно-групповая |
Образовательная: формирование умения использовать текстовые и картографические источники при выявлении состава и особенностей размещения населения Швеции разного вероисповедания; формировать умение показывать в виде схемы знания, дифференцировав их после использования разных источников; Воспитательная: способствовать формированию интереса к географии на основе иллюстраций, фактического материала занимательного характера Развивающая: развивать самостоятельность учащихся |
Влияние факторов на религиозный состав населения Швеции |
1. Описывать факторы, влияющие на религиозный состав населения Швеции; 2. Прогнозировать изменение в религиозном составе населения Швеции в ближайшее время |
Объяснительно-побуждающий |
Экономическая карта Швеции, учебник для 10 класса; материалы периодической печати, дополнительная литература |
Заполнить таблицу «Размещение населения Швеции в зависимости от религиозного состава» |
Работа с дополнительной литературой, заполнение таблиц, групповой отчет групп |
2.5. Конспект уроков
Урок № 1
Тема: «Население Швеции»
Цели и задачи: ознакомиться со статистическими данными, касающимися населения Швеции, закрепить знания о демографическом развитии Швеции.
Оборудование: учебник географии, журналы, монографии.
Ход урока:
1) Приветствие
2) Организационные моменты (3 минуты) – проверка присутствующих в классе, проверка наличия необходимого материала для проведения урока
3) Для введения в тему необходимо провести беседу с учащимися, попросить охарактеризовать население Швеции (20 минут).
Содержание беседы следующее.
Национальный состав населения Швеции однороден, около 96% составляют шведы. Также в Швеции живут финны. Официальный язык – шведский. Официальная религия – лютеранство. Низкий естественный прирост населения вызвал напряженное положение с трудовыми ресурсами. Число иностранных рабочих в 1975 достигло 200000 человек. Среди занятых в промышленности доля иностранцев свыше 10 %.
Средний годовой коэффициент рождаемости имеет тенденцию к понижению, в то время как коэффициент смертности стабилен. Естественный прирост населения 3,5 на 1 тысячу жителей в год (за 1971-1975). Численность мужского и женского населения примерно равна. Низкая рождаемость и большая продолжительность жизни (72 года у мужчин и 75 лет у женщин) привели к значительному «постарению» нации; за 1950-1975 доля детей до 14 лет сократилась с 23 % до 20 %, доля лиц старше 60 лет увеличилось с 15 % до 20 %.
Плотность населения 19 человек на 1 кв. км. Из общего числа населения страны в городах, живут 83 % ,а в селах 17 %. Из общей численности экономически активного населения 3,7 миллионов человек (1975) в промышленности занято 34 %, в сельском, лесном хозяйствах и рыболовстве 7 %, в торговле и в других отраслях обслуживания 44 %.
Население главным образом сосредоточенно в средней и южной части страны. 4:5 населения проживают в городах и поселениях городского типа. Наиболее крупные города (тысяч жителей в 1976 в границах городских агломераций): Стокгольм (1356), Гетеборг (691), Мальме (454).
4) Провести письменную самостоятельную работу, задав учащимся следующие вопросы (12 минут):
1. Охарактеризовать проблемы, касающиеся населения Швеции.
2. Назвать пути улучшения демографической обстановки Швеции.
Работа со статьями из журнала «ГЕО». Учащиеся анализируют прочитанный материал. Для проверки с учащимися составляется беседа по прочитанному материалу. Подумать над путями выхода из сложившейся ситуации и ответить на вопрос на сколько предложенные пути эффективны?
5) Заключительный этап урока – домашнее задание (3 минуты).
Домашнее задание состоит из двух частей: прочтение текста про население Швеции из учебника и составление модели государства.
Вторая часть домашней работы – разработать модель небольшого государства. Придумать конкретную ситуацию: взять определенное количество жителей этого государства (привести «статистику»), показать демографическое развитие данного государства, охарактеризовать население представленного государства. Придумать проблемы, касающиеся населения, которые могут возникнуть в данном государстве. Ответить на вопрос: как можно предотвратить возникновение данной проблемы? Предложить пути выхода. Данное задание лучше выполнять не одному человеку, а разбить класс на несколько групп.
6) Подвести итог урока (2 минуты):
Урок № 2
Тема: «Влияние географического положения Швеции на жизнь ее населения»
Цели и задачи: Сформировать знания об особенностях географическом положении Швеции, умении показывать на карте границы и крайние точки Швеции, характеризовать ее географическое положение, отметить влияние географического положения на жизнь населения Швеции.
Оборудование: Физическая карта мира, учебный атлас.
Ход урока:
1) Приветствие
2) Организационные моменты (3 минуты) – проверка присутствующих в классе, проверка наличия необходимого материала для проведения урока; объявление темы урока: «Влияние географического положения Швеции на жизнь ее населения»
3) Проверка второй части домашнего задания (7 минут) – выступление группы учащихся с моделью государства.
4) Переход к теме урока. Для введения в тему проведем небольшое практическое задание (5 минут):
На контурной карте обозначим границы Швеции, названия пограничных государств, крайние точки, в тетради – главные особенности географического положения Швеции, координаты крайних точек.
5) Следующий этап урока – проверка первой части домашнего задания, т.е. контроль понимания прочитанного дома текста. Для этого учащимся необходимо задать следующие вопросы (10 минут):
1. Что изучают в курсе физической географии Швеции?
2. Какие компоненты природы входят в состав природно-территориального комплекса?
3. Назовите природные комплексы Швеции
4. Какие природные комплексы созданы в Швеции в результате хозяйственной деятельности человека?
5. Что такое природная среда и как она влияет на жизнь населения?
6. Почему вопросам изучения природной среды Швеции в настоящее время уделяется особенно большое внимание?
6) Далее по ходу урока идет работа со статьями из журнала «ГЕО» (10 минут). Учащиеся анализируют прочитанный материал. Результатом работы над текстом статьи – получение учащимися следующей информации: Швеция – государство на севере Европы, расположенное на Скандинавском полуострове. На севере и западе граничит с Норвегией, на северо-востоке с Финляндией. На востоке омывается Ботническим заливом и Балтийским морем, на юго-западе – проливами Скагеррак и Каттегат. Швеции принадлежат также острова Готланд и Аланд. Площадь страны 449964 кв. км. Швецию можно разделить на шесть топографических часть Скандинавского полуострова районов. На северо-западе находятся горы, формирующие часть границы с Норвегией. Там же находиться самая высокая точка Швеция – гора Кебнекаебсе (2111 м.). К востоку от гор лежит длинное плато. В горах на севере страны берет начало много рек, впадающих в Ботнический залив. В своем течении эти реки часто образуют озера и водопады. Главными реками являются Каликс-Эльв, Шеллевте-Эльв, Ули-Эльв, Луле-Эльв, Турне-Эльв. В южной части центральной Швеции лежит долина с большим количеством озер и среди них крупнейшие озера страны: Венеры и Веттерн. Южнее лежит регион известный как Сметландские высоты. Юго-восточную часть Скандинавского полуострова занимают долины Скене.
7) Заключительный этап урока (3 минуты): домашнее задание – указать страницы в учебнике, пояснить, в чем заключается задача учащихся, что им необходимо сделать – прочитать материал и ответить на основной вопрос пройденной темы: Какое влияние оказывает географическое положение Швеции на жизнь ее населения?
8) Подвести итог урока (2 минуты).
Урок № 3
Тема: «Религиозный состав населения Швеции»
Цели урока:
1. Дать знания о географических аспектах религиозного состава населения Швеции
2. Познакомить с новыми понятиями: «религиозные миграции», «миссионерство»
3. Продолжить формирование умения использовать текстовые и картографические источники при выявлении состава и особенностей размещения населения Швеции разного вероисповедания
4. Формировать умение показывать в виде схемы знания, дифференцировав их после использования разных источников
5. Определить значение религий в истории развития культуры Швеции и их влияние на жизнь людей и хозяйство Швеции
Средства обучения: учебник, атласы, карта религиозного состава населения мира, иллюстративный материал, аудио-кассеты с записями песнопений в храмах Швеции, видеокассеты с научно-популярными фильмами о религии Швеции, видеомагнитофон и телевизор.
Ход урока:
1) Приветствие
2) Организационные моменты (3 минуты) – проверка присутствующих в классе, проверка наличия необходимого материала для проведения урока; объявление темы урока: «Религиозный состав населения Швеции». Вхождение в тему урока с использованием межпредметных связей.
3) Вопросы для беседы с учащимися (5 минут):
1. Чем отличаются мировые и национальные религии?
2. Зачем важно знать географию религий?
3. Почему следует уважать чувства верующих людей?
4) Следующий этап работы - изучение нового материала: знакомство с образцовым рефератом «География мировых религий» (15 минут): его планом, структурой, использованной литературой. В тетрадях сделать запись, характеризующую религию населения Швеции.
Количество мусульман, постоянно проживающих в Швеции, возросло за 30 лет практически в 35 раз.
Если в 1970 году в стране насчитывалось около 10 тыс. выходцев из мусульманских государств, исповедующих ислам, то в 2003 году их число увеличилось до 350 тыс. К крупнейшим группам мусульман, по данным Гетеборгского университета, относятся боснийцы, иранцы, иракцы, турки, ливанцы, эфиопы и сомалийцы.
В Швеции от 40 до 50% мусульман проживают в Стокгольме и около 20% - в Гетеборге и Мальме.
5) Следующий этап работы - просмотр телевизионного научно-популярного фильма «Религия населения Швеции» (10 минут).
6) Заключительный этап урока - анализ карты учебника «География религий мира» (5 минут). Сравнение религий народов мира с религией населения Швеции.
Домашнее задание – подготовка к проверочной работе т.к. большой раздел «Швеция» был изучен.
Подведение итогов урока (2 минуты).
Заключение
Учитель прогнозирует деятельность ученика, организует ее, управляет ею. Эти функции проявляются прежде всего в том, что уже сами цели деятельности педагога формулируются как бы в «терминах» ученика, как бы с позиции ученика. Это – усвоение учеником какого-то понятия, это – отработка у ученика некоторого приема действия, это – формирование у него определенного ценностного отношения к явлениям. Во всех этих и подобных случаях цель деятельности педагога выступает как некоторый продукт учебной деятельности ученика.
Внешне организация деятельности ученика, ее построение и регуляция, управление ею проявляются в умениях учителя включить учащегося в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, поставить его в такую позицию, чтобы он самостоятельно приходил к открытию тех или иных фактов, вырабатывал убеждения.
Прежде всего необходимо четкое осознание цели обучения основам географии. Традиционное понимание цели – формирование глубоких и прочных научных знаний. В общем такая формулировка цели как конечного результата обучения справедлива. Однако для учителя важен не только результат, но и тот путь, который к нему ведет.
Известно, что хорошая подготовка к делу – половина успеха. Экономия времени за счет подготовки к занятиям оборачивается колоссальной потерей времени на исправление ошибок. Подготовку к урокам и воспитательным мероприятиям следует упорядочить.
Мы предлагаем систему предварительной подготовки и ведение пакетов (папок, набора карточек, конвертов и т.д.).
Первый пакет – это накопление конкретного материала. Опытные учителя подготавливают на каждую тему специальные папки и постепенно пополняют их. Прочитал статью, главное тут же записал на определенного формата бумагу или карточку и в конверт. Прослушал лекцию, радиопередачу – нужные и интересные мысли записал – и в папку. Из газет, журналов сделал вырезки, наклеил на карточки – и в пакет. Конспекты учебников, выписки, разнообразные материалы, цитаты следует четко по темам распределить, пронумеровать и по папкам разложить. В любую минуту их можно использовать, взять, а потом положить обратно. За многие годы накапливается неоценимый учебный материал, обеспечивающий базу для проведения любых занятий по предмету. Полезно учителям обмениваться опытом, заимствуя друг у друга полезные сведения.
Второй пакет – библиография, четкое и систематическое наполнение карточек с обозначением нужной литературы, названием книг, изданием с указанием, в какой библиотеке имеются книги (личной, школьной, районной, методкабинете и т.д.).
Третий пакет – это тематическое планирование и составление тематических разработок, накопление интересных выписок из методических пособий, различных рекомендаций и т.д.
Четвертый пакет – поурочное планирование и накопление дидактического материала, карт.
Учитель обязан, подготавливая урок, по возможности все предусмотреть: время проведения, обязанности помощников, оснащенность, возможные осложнения и выходы из трудных положений.
Маленький личный план организационных мероприятий поможет за наименьшее время решить порой очень сложные вопросы.
Все записи мы рекомендуем делать на одной стороне листа, оставляя поля для особых пометок и замечаний.
Важным фактором является саморегуляция труда учителя. Не выходить за рамки режима, не увлекаться чрезмерно чем-то непредусмотренным, не затягивать разговоры, беседы, выяснение отношений.
Преимуществом использования лекционно-семинарсокой системы обучения является первостепенное значение в подростковом возрасте общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества»[22, C. 37-39].
Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Развитие гуманитарных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. – 1986. - №4.
2. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – 1985. - №6.
3. Айдарова Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и ребенка // Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 1987. - №5 Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 1987. - №5.
4. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. – 1969 - № 2.
5. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. – 1975- № 4.
6. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? // Перспективы. – 1987. - № 4.
7. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. – 1986. - № 3.
8. Грабал Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. - № 1.
9. Грегори К. География и географы. М.: Просвещение, 1988.
10. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. - №2.
11. Джеймс П., Мартин Дж. все возможные миры. М.: Просвещение, 1988.
12. Джонстон Р. Дж. География и географы. М.: просвещение, 1987.
13. Исаченко А.Г. География в современном мире: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1998.
14. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. – 1986- №2.
15. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие для преподавателей. / Под ред. Г.Б. Скок. М.: Знание, 1999.
16. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. – 1984. - №1.
17. Лазаревич К.С. Физическая география: Пособие по географии для учащихся и поступающих в вузы. М.: Московский лицей, 1996.
18. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1980. - №1.
19. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
20. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1984. - № 6.
21. Фридман Л.М. Урок? Нет – тема! // Народное образование. – 1992. – Январь – февраль.
22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Издательство «Совершенство», 1998.