Содержание
Введение. 2
Предпосылки возникновения диалектического материализма. 3
Диалектический материализм. 4
Материализм. 5
Основной вопрос философии. 6
Материя-сознание. 9
Материалистическая диалектика. 10
Абсолютное и относительное. 11
Субстанция и сущность. 13
Проблема истины.. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Философия марксизма делится условно на две части: диалектический и исторический материализм. Что касается исторического материализма, то его суть заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам жизнедеятельности общества. Именно смена типа материального производства движет исторический процесс и смену общественно-экономических формаций.
В данной работе будет проведен обзор сущности диалектического материализма. В своей философии Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность и односторонность положений философии, как Гегеля, так и Фейербаха. Они создали синтез Гегелевской диалектики и материализма Фейербаха, существенным образом переработав эти учения.
Маркс и Энгельс заметили, что диалектические противоречия и закономерности, отмеченные в философии Гегеля, присутствуют в реальных процессах жизни природы и общества, а также в повседневной практической деятельности людей. В своей работе «Анти-Дюринг» Энгельс подробно объяснил как проявляются законы и категории диалектики в природе, общественном развитии и духовном творчестве людей. Эти законы были в сформулированы в следующем виде:
1. Закон единства и борьбы противоположностей;
2. Закон перехода количественных изменений в качественные;
3. Закон отрицания отрицания.
Целью данной работы является изучение истоков и основных положений философии диалектического материализма.
Предпосылки возникновения диалектического материализма.
Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (182О-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений, прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.
Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 4О-х годов, XIX в., когда в ряде стран Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост производительности труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс.
Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в XIX в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч.Дарвиным эволюционного учения и т.д.), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.
В начале своей научной и общественно-политической деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т.е. до 1842 г., они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам.
Эволюция взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.
Диалектический материализм
Причины несостоявшейся – полной и бесповоротной победы коммунистической идеологии над капиталистической нужно искать в теории научного коммунизма. Марксистско-ленинское мировоззрение состоит из трех основных разделов: диалектического материализма, исторического материализма, политэкономии.
Исторический материализм – это взгляд на историю человечества с точки зрения философии диалектического материализма.
Политэкономия – это экономические теории, рассматриваемые в рамках исторического материализма и философии диалектического материализма.
В основании марксистско-ленинского мировоззрения находится марксистко-ленинская философия – диалектический материализм. Чтобы разобраться в причинах неудачной реализации теории научного коммунизма на практике, найти и понять причины ошибок, необходимо разбираться в основании марксизма – диалектическом материализме.
Диалектический материализм – философия марксизма-ленинизма, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания, высшая форма материализма.
Материализм
Издавна идут ожесточенные споры между различными направлениями в философии. Все философские споры в конечном итоге сводятся к решению основного вопроса философии – вопроса об отношении духа и бытия.
При решении основного вопроса философии в материализме, Мир (все, что существует в Мире) делится на две части: бытие, обозначается понятием – материя; и дух, обозначается понятием – сознание. Это два предельно широких понятия, с которых берет начало вся материалистическая философская картина Мира.
Предположим, что мы хотим понять, изучить Мир и дать Ему понятное, логическое, рациональное объяснение. Мы разделили Мир на две части – материю и сознание. Что мы должны делать дальше?
Очевидно, что в первую очередь, мы должны изучить эти части. На основе полученных знаний, мы должны дать изучаемым частям соответствующие определения, – наполнить понятия, обозначающие изучаемые части, соответствующим смыслом:
- На основе реальных свойств материи, мы должны дать определение понятию – материя;
- На основе знаний, имеющихся у нас о сознании, мы должны дать определение понятию – сознание.
Затем, на основе полученных знаний о материи и сознании, мы, с полным на то правом ученого исследователя теоретика и практика, можем решать основной вопрос философии, – выяснять, как соотносятся материя и сознание?
Примерно таким должен быть порядок рассуждений с точки зрения здравого смысла, или элементарных правил логики (научного познания).
В диалектическом материализме порядок рассуждений иной! Мир делится на две части: материю и сознание! Затем решается основной вопрос философии в материалистическо-ленинской редакции, а именно: что первично – материя или сознание? На основе однозначного решения вопроса: материя первична, а сознание вторично! – предельно широким понятиям даются соответствующие определения: материя – первична, сознание – вторично![1]
Ни каких свойств реального мира, ни каких реальных свойств сознания в определениях высших понятий философии марксизма нет!? Почему?
Как можно нарисовать философскую картину Мира, не учитывая Его реально существующих свойств?
Категории: материя и сознание, – являются основанием (фундаментом) философии Марксизма. Именно, на материалистическом решении основного вопроса философии и, вытекающих из него, определениях материи и сознания, строится и держится философия диалектического материализма, всё марксистско-ленинское мировоззрение.
Основной вопрос философии
Основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления и бытия. Это вопрос о причинах и следствиях существования Мира – о смысле Его бытия. Основной вопрос философии, это – вопрос о месте человека в Мире, о предназначении жизни, о предназначении сознания. Это – главных из Вечных вопросов!
В научных исследованиях материалистов великий основной вопрос был изменен, урезан, и превращен в вопрос о том, что первично: материя или сознание. Материя первична! – утверждает диалектический материализм. Если материя, это – все, что существует вне сознания и она первична по отношению к сознанию, то куда же отнести материальные объекты созданные людьми – созданные сознанием? Города, машины, сады, дома – все это является вторичным, производным от сознания. Сотворенные сознанием человека объекты не обозначишь понятием – сознание, все они материальны и, поэтому должны входить в понятие материя! Следовательно, материя может быть как первичной, так и вторичной по отношению к сознанию! Но, с другой стороны, материя это нечто большее, чем конкретные объекты. Под материей, в диалектическом материализме понимаются все объекты, которые существуют в реальном мире. Реальным мир – это мир прошлого, настоящего и будущего.
Соответственно, под материей следует понимать все формы, предметы, явления прошлого, настоящего и будущего!
Но, материальные формы, предметы, явления не могут одновременно существовать в прошлом, настоящем и будущем, они существуют в пространстве и во времени, то есть только через настоящее. Следовательно, нельзя применять понятие материя к отдельно взятому предмету или явлению, или группам явлений, пусть даже очень большим. Их можно называть материальными формами, но не материей. Земля – это не материя, а только ее форма. Галактика, также только форма. И, даже Вселенная не может называться материей – это постоянно изменяющаяся форма материи.
В Природе существовали, существуют и могут существовать только формы (силы) материи, сама же материя ни с чем конкретным в реальности не может быть соотнесена. Материя – это понятие, абстрактный символ (проще говоря, – слово), существующее только в сознании и через сознание человека!
Для материи, как для абстрактного символа не существуют пространственно-временных рамок. Поэтому все, что существует в пространстве и во времени не может быть названо материей. Все что существует в пространстве и времени, это – материальные формы.
Итак, материя, это – абстрактное понятие, которому соответствует все в реальном мире, но ничто конкретное, реально существующее, не может называться материей.
Понятие сознание, как предельно широкое философское понятие, это – абстрактный символ, которым обозначается сознание всех людей живущих на Земле. Всех, кто жил в прошлом и всех, кто будет жить в будущем на нашей прекрасной Планете и за ее пределами. Сюда же нужно отнести другие (не человеческие) разумные формы жизни, которые были до нас, существуют рядом с нами, и будут после нас.
Для абстрактного понятия – сознание, также чужды пространственно-временные рамки. Ни одна из реально существующих разумных форм жизни, пусть даже самая совершенная, не может быть обозначена предельно широким понятием – сознание. Разумные формы, это – не “сознание”, а только проявления (формы) сознания.
При решении вопроса о взаимоотношении материи и сознания, необходимо (исходя из логически обоснованного смысла, вложенного в предельно широкие понятия) рассматривать не реально существующие формы материи и сознания, а – взаимоотношения между двумя абстрактными понятиями, существующими только в нашем сознании[2].
Нельзя сводить марксистско-ленинское решение основного вопроса философии, к выяснению взаимоотношений конкретных реально существующих форм, явлений, процессов с реально существующими жизненными формами, наделенными сознанием. Нельзя решать вопросы, существующие вне времени и пространства в пространственно-временных рамках! В противном случае, предельно широкие понятия превращаются в более узкие понятия, значение их изменяется, и вопрос теряет смысл.
Что первично: понятие – материя, или понятие – сознание! Так ставится (и только так может ставиться, иначе, вопрос теряет всякий смысл) основной вопрос философии в марксистско-ленинской философии.
Понятие “первичности” служит для характеристики пространственно-временных (причинно-следственных) явлений. Понятия: материя и сознание, – существуют вне пространственно-временных рамок и, поэтому, они не могут быть первичными, либо вторичными по отношению друг к другу. Исходя из смысла вложенного в понятия: материя и сознание, – вопрос об их первичности друг относительно друга, является неверным в своем логическом построении и, является бессмысленным.
Материя-сознание
“На основе учения о материи или телесной субстанции, воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии. Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что, раз будет удален этот краеугольный камень, – и все здание неминуемо развалится. Нам не к чему поэтому уделять особое внимание абсурдным учениям отдельных жалких сект атеистов”[3].
В учебниках диалектического материализма даются многочисленные разъяснения смысла ленинского определения материи:
- Утверждая, что материя отображается нашими ощущениями, Ленин показывает, что материя познаваема вопреки Кантовскому агностицизму и другим философским учениям, признающим существование вещей, но объявляющими их непознаваемыми.
- Утверждая, что материя существует независимо от ощущений, Ленин показывает несостоятельность субъективного идеализма, пытающегося видеть в материи нечто вторичное, зависимое от нашего сознания. А так же, против Юровского агностицизма, вообще, сомневающегося в существовании внешнего мира. И далее, можно перечислять множество подобных пояснений.
Мышление представляет собой часть Мира. Признав, что материя, это – все что состоит из частиц и полей, придется признать материальность сознания, со всеми чуждыми для материализма последствиями.
Материализм не может признать за материей, ни каких свойств из реального мира. Признание каких бы то ни было реальных свойств материального мира в определении материи, это – смерть всей материалистической линии в философии.
Материалистическая диалектика
Как уже отмечалось, основу материалистической диалектики составляют три всеобщих закона:
- Закон единства и борьбы противоположностей,
- Закон перехода количественных изменений в качественные,
- Закон отрицания отрицания.
“Развивая и совершенствуя” диалектику Гегеля, основоположники материалистической диалектики, признавая всеобщие законы и оперируя ими, приходят, к отрицанию существования чего бы то ни было неизменного в Природе.
“Признание каких-либо неизменных элементов, “неизменной сущности вещей” и т.п. не есть материализм, а есть метафизический, т.е. антидиалектический материализм”.
“Рассуждения Богданова в 1899 году о неизменной сущности вещей”, рассуждения и Валентинова и Юшкевича о “субстанции” и т.д. – все это плоды незнания диалектики. Неизменно с точки зрения Энгельса, только одно: это – отражение человеческим сознанием (когда существует человеческое сознание) независимо от него существующего и развивающегося внешнего мира. Никакой другой “неизменности”, никакой другой “сущности”, никакой “абсолютной субстанции” в том смысле, в каком разрисовала эти понятия праздная профессорская философия, для Маркса и Энгельса не существует. “Сущность” вещей или “субстанция” тоже относительны…”[4].
Отрицание какой бы то ни было неизменной сущности в Природе необходимо диалектическому материализму для того, чтобы обосновать неизбежность смены капиталистической общественно-экономической формации, социалистической:
- Если в Природе нет неизменной сущности (неизменной внутренней природы), не может быть и того, что описывает неизменную сущность, – не может быть неизменных законов. Все законы изменяются.
- Если, все законы изменяются, то капитализм со своими капиталистическими взаимоотношениями, соответственно, и с законами капитализма, – не вечен. Капитализм закономерно должен смениться более прогрессивной общественно-экономической фармацией – социализмом. А, социализм – коммунизмом!
Таким образом, материалистическая диалектика, отрицая существование неизменной сущности в Природе, и как следствие, отрицая существование неизменных законов, доказывает “неизбежность победы социализма и коммунизма над капитализмом”. Это одно из основных “научных” базисных положений Марксизма, на которых основано марксистско-ленинское мировоззрение. Что получилось на практике известно. А в теории, – насколько основные положения материалистической диалектики логически связаны друг с другом?
Абсолютное и относительное
Понятие – всеобщие законы, означает, что законы справедливы для всего, что есть вокруг и внутри нас, то есть всеобщие законы являются Бесконечными в пространстве.
Всеобщие законы справедливы для прошлого, настоящего и будущего.
Следовательно, всеобщие законы являются Бесконечными во времени – Вечными.
Вечное не может изменяться. Следовательно, всеобщие законы должны быть, и являются Неизменными!
То, что является Всеобщим, Вечным, Бесконечным, Неизменным, должно быть и является – Абсолютным!
Таким образом: Всеобщие законы являются Вечными, Неизменными, Бесконечными, Абсолютными.
Соответственно, понятия: всеобщее, бесконечное, вечное, неизменное, абсолютное – являются взаимосвязанными понятиями, которые характеризуют одно и то же, но с разных сторон и, поэтому, не могут противопоставляться друг другу. Это понятия, характеризующие абсолютное, но в разных измерениях Природы:
- Абсолютное во времени - вечное;
- Абсолютное в пространстве - бесконечное;
- Абсолютное в движении - неизменное;
- Абсолютное в проявлениях - всеобщее.
Если перед нами будет “что-то” неизвестное, о котором будет известно, что оно обладает хотя бы одним из перечисленных выше свойств Абсолюта, то логика неизбежно приведет к признанию за этим “чем-то”, – всех остальных свойств Абсолюта. Например, если перед нами что-то неизвестное, но мы знаем, что оно является Вечным. Если мы признаем, что это “неизвестное” имеет свойство Вечности, то логика нас заставит признать за неизвестным свойства: Бесконечности, Неизменности, а так же, мы вынуждены будем признать, что неизвестное является Всеобщим и Абсолютным. Следуя выше изложенному, вместо понятия “Всеобщие законы”, не опасаясь, что измениться смысл понятия, можно использовать понятия: “Бесконечные законы”, “Вечные законы”, “Неизменные законы”, “Абсолютные законы”.
Понятие закон, служит для описания проявлений (предметов, явлений, процессов и т.д.) Природы и их сущности. Если наука оперирует всеобщими законами, следовательно, всеобщие законы имеются в Природе (а иначе, откуда бы им взяться в науке?). Если всеобщие законы имеются в Природе, значит, должно быть и то, что описывают всеобщие законы. В Природе должны быть или, всеобщие проявления (всеобщие предметы, явления, процессы); либо, должна быть Всеобщая Сущность.
Предметы, явления процессы, как проявления, в своих свойствах являются конечными и имеют пространственно-временную ограниченность, поэтому, не могут быть всеобщими.
Следовательно:
- Если, в Природе есть всеобщие законы, то в Природе должна быть и, соответственно, имеется – Всеобщая Сущность!
- И, наоборот, если нет в Природе Всеобщей Сущности, – не должно быть и всеобщих законов, то есть – описания Всеобщей Сущности.
Признание наукой всеобщих законов, требует от науки обязательного признания Всеобщей Сущности, Вечной Сущности, Неизменной Сущности, Абсолютной Сущности! Отрицание Неизменной Сущности, означает в своей сути отрицание всеобщих законов. В диалектическом материализме признается существование всеобщих законов, следовательно, должно признаваться существование в Природе Неизменной Сущности. В диалектическом материализме отрицается какая-либо неизменная Сущность Природы, следовательно, неизбежен отказ от всеобщих законов[5].
Наряду с признанием всеобщих законов, материалистическая диалектика, отвергает существование каких-либо Неизменных Сущностей в Природе. Более того, к выводу о невозможности существования неизмененных Сущностей в Природе, (соответственно невозможности существования всеобщих законов), основоположники материалистической диалектики приходят с помощью рассуждений, основанных на – всеобщих законах.
Субстанция и сущность
Человеческое сознание воспринимает окружающий мир в виде образов воспринимаемых проявлений реальности. Образы восприятия дают определенное представление о проявлениях реальности: об их прошлом и настоящем. Анализируя прошлое и настоящее, сознание человека стремится к формированию способности предвидения будущего. Предвидение требует знаний о порядке существования – сущности проявлений реальности. Поэтому, стремление к предвидению будущего, закономерно ведет к разделению воспринимаемых проявлений реальности в сознании человека на: существующее, и сущность существующего.
В качестве предельно широкого понятия, с помощью которого в философии объединяется существующее (все, что движется и способно к движению), чаще всего используется категория – субстанция. В качестве предельно широкого понятия, объединяющего сущность существующего, или порядок существования, используется категория – сущность.
Разделяя Природу и Её проявления на: существующее и сущность существующего, – разумное сознание разделяет так же и противоречивые – относительно Абсолютные свойства Природы. При этом формирование в разумном сознании истинных знаний о Природе и Её проявлениях, возможно только при условии сохранении за разделенными частями Природы соответствующих им свойств.
Категория сущность обозначает порядок существования. То, что является сущностью, не существует, поэтому, не может и не способно взаимодействовать. Все, что движется (существующее), относится к другому ряду понятий. Смыслы двух рядов понятий: существующее и сущность; в логически правильно построенных рассуждениях, не могут смешиваться друг с другом, поскольку, их смешивание между собой, разрушает изначально заложенный в них смысл, разрушает логику познания Природы. Сущность существующего не существует, поэтому, сущность существующего не способна к движению.
Проблема истины
“…Человеческое мышление по природе своей способно давать, и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания” – так В.И.Ленин решает вопрос об истине в разумном сознании, и о взаимоотношении Абсолютной и относительных истин между собой[6].
Абсолютная истина в Марксизме, – “складывается из суммы относительных истин”.
Так ли это? Может ли Абсолютное быть суммой относительного? Может ли относительное сформировать Абсолютное?
То, что является Абсолютным, является Всеобщим, Бесконечным, Вечным, Неизменным. Следовательно, смысл понятия “Абсолютная Истина” включает в себя смысл (соответствует смыслу) следующих понятий: “Бесконечная Истина”, “Вечная Истина”, “Неизменная Истина”, “Всеобщая Истина”.
Бесконечность и Вечность – не могут иметь ни начала, ни конца. В противном случае, они не будут Бесконечностями!
Неизменное – не должно изменяться, и не должно иметь ни какой способности к изменениям. В противном случае, оно не будет Неизменным!
Всеобщее – ни когда не могло быть, и не сможет стать единичным. В противном случае, оно не является Всеобщим!
Относительные истины, характеризуют временное, конечное, изменчивое, единичное. Относительные истины ни когда, сколько их не “складывай”, не сформируют Абсолютную Истину.
Абсолютная Истина – не может быть суммой относительных истин, в противном случае, она не будет Абсолютной Истиной. Суммой относительных истин, исходя из смысла, который можно и необходимо, руководствуясь логикой Природы, вкладывать в понятия “Абсолютное” и “относительное”, может быть только, относительная истина "больших размеров"[7].
Понимание Абсолютной Истины как суммы относительных истин – это ошибка.
Заключение
В результате проделанной работы были изучены основные положения диалектического материализма.
В качестве заключения можно отметить, что в целом философия диалектического материализма, восприняв принципы диалектичности развития природы, которые были введены в научно-философский оборот Гегелем, является четко структурированной философской системой, в которой подробно объясняются основные понятия и категории бытия.
Основные проблемы философии объяснялись диалектическим материализмом с помощью всеобщих закономерностей развития природы – законов диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей;
2. Закон перехода количественных изменений в качественные;
3. Закон отрицания отрицания.
Эти законы перекладывались на все объекты и явления природы, и предмет исследования при этом трактовался с позиций материалистической философии: «Сознание – продукт высокоорганизованной материи».
Закон единства и борьбы противоположностей показывает механизм развития. Второй закон указывает на то, как развитие осуществляется. А третий закон определяет направление развития.
В отличии от своих последователей основоположники марксизма никогда не считали, что их философия является истиной в последней инстанции. Они говорили, что она будет меняться уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики.
Список литературы
1. Бартош Я. “К вопросу о формировании категории материи в истории философии”. Журнал “Вопросы философии”, 1992.
2. Николаев И. В. “Основные этапы развития категории «Материя»“. Журнал “Вопросы философии”, 1998.
3. Кивенко В. Д. Становление научного представления о материи. Вопросы диалектического и исторического материализма. - СПб.: Росиздат, 1996.
4. Вдовиченко Г. Г. "Материя и основные формы ее существования. – Киев.: КГУ, 1987.
5. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура, 1998.
[1] Кивенко В. Д. Становление научного представления о материи. Вопросы диалектического и исторического материализма. – СПб.: Росиздат, 1996. с. 33.
[2] Кивенко В. Д. Становление научного представления о материи. Вопросы диалектического и исторического материализма. - СПб.: Росиздат, 1996. с. 37.
[3] Николаев И. В. “Основные этапы развития категории «Материя»“. Журнал “Вопросы философии”, 1998. с. 18.
[4] Николаев И. В. “Основные этапы развития категории «Материя»“. Журнал “Вопросы философии”, 1998. с. 19.
[5] Кивенко В. Д. Становление научного представления о материи. Вопросы диалектического и исторического материализма. - СПб.: Росиздат, 1996. с. 39.
[6] Кивенко В. Д. Становление научного представления о материи. Вопросы диалектического и исторического материализма. - СПб.: Росиздат, 1996. с. 41.
[7] Николаев И. В. “Основные этапы развития категории «Материя»“. Журнал “Вопросы философии”, 1998. с. 22.