Содержание
Задание № 1. 3
Задание 2. 7
Задание №3. 9
Список литературы.. 12
Задание № 1
Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский баланс - старейшая форма отчетности (его составляли еще итальянские купцы эпохи Возрождения) является главным источником информации об имущественном положении организации.
Бухгалтерским балансом называется способ периодического изменения в денежном выражении имущества организации и иных ее активов по составу и размещению, а также по источником образования и целевому назначению на определенную дату.
Баланс – модель, с помощью которой в интересах пользователя представляется финансовое положение организации на определенный момент времени.
Бухгалтерский баланс, согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ, является одним из признаков юридического лица, т. е. выполняет экономико-правовую функцию. Тем самым обеспечивается реализация одного из принципов бухгалтерского учета - имущественная обособленность хозяйствующего субъекта.
Основная задача бухгалтерского баланса - показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях.
Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.
Структура и группировка данных баланса не раз претерпевала существенные изменения. Но в любом случае должно сохраняться балансовое равенство (слово "баланс" означает равновесие).
В России это равенство выглядит так:
актив = пассив. (1)
В западной практике активы уравновешиваются с собственным капиталом и обязательствами, которые для удобства пользователей несколько трансформируются:
актив = обязательства + собственный капитал. (2)
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике в России дается экономическая характеристика активов, обязательств и капитала, которая, однако, не является критерием для их отражения в учетных регистрах и не получила дальнейшей конкретизации в других отечественных нормативных документах.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.
В МСФО дается следующее определение этих элементов отчетности.
Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем.
Обязательства - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
Капитал - это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.
Эти формулировки позволяют более четко определить содержание и построение баланса. Так, до недавнего времени в отечественном балансе в составе активов показывались убытки (к настоящему времени это правило устранено), что явно противоречило международной практике.
Актив признается в балансе, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод в организацию; он может быть надежно оценен и имеет стоимость. Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, прямо или косвенно войдут в поток денежных средств или их эквивалентов. Важно то, что активы контролируются организацией, а совсем не обязательно принадлежат ей на праве собственности (например, долгосрочно арендуемые основные средства).
Данные в балансе могут быть сгруппированы по-разному. Главным критерием группировки выступают участие средств в обороте организации и выполняемые ими функции.
Активы и обязательства представляются в зависимости от срока обращения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства, кредиторы и др.) и долгосрочные (долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы).
Активы и обязательства отражаются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Многие активы, например основные средства или сырье, имеют физическую форму, однако это не является определяющим. Так, деловая репутация организации отражается в активе, хотя не имеет физической формы, но ожидается, что принесет организации доход.
Важнейшей характеристикой обязательства является то, что оно представляет собой задолженность, обязанность действовать или выполнять что-либо определенным образом. Погашение обязательств, как правило, связано с выплатой денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг, заменой обязательств или переводом их в капитал, что означает отказ от ресурсов, обеспечивающих получение будущей экономической выгоды. Обязательства, стоимостная величина которых может быть измерена лишь приближенно, показываются как оценочные резервы.
Капитал в балансовом уравнении отражается как остаточный (см. уравнение (3)), и в его составе могут быть выделены средства, внесенные акционерами, прибыль, резервы, представляющие перераспределение прибыли или ее корректировку, дающие дополнительную защиту интересов акционеров.
Баланс может быть построен вертикально (как в настоящее время у большей части западных компаний) или горизонтально (как у российских организаций), актив может находиться слева, а пассив справа или наоборот (типично для британских компаний 50-60-х годов).
При вертикальном построении баланса равенство (2) преобразуется в следующее уравнение:
активы - обязательства = собственный капитал. (3)
При такой группировке собственники организации без дополнительных расчетов могут определить размер принадлежащего им капитала. Разница между активами и обязательствами получила название нетто-активов; они должны быть равны собственному капиталу организации. Выделение других промежуточных итогов, таких, как нетто-оборотные активы, позволяет сделать более наглядным анализ, упростить расчет платежеспособности организации. К обычным итогам разделов, показывающим общую сумму тех или иных статей, в этом случае добавляются очень важные характеристики деятельности организации.
В нашей учетной литературе сложился стереотипный и несколько упрощенный взгляд на форму построения и оценку статей баланса. При этом, как правило, рассматривается баланс функционирующей организации. В то же время бухгалтерские балансы могут значительно отличаться друг от друга.
По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:
· вступительные;
· текущие;
· ликвидационные;
· разделительные;
· объединительные;
· санируемые.
Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.
Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на:
· начальные, которые формируются на начало отчетного периода;
· промежуточные, которые составляются за период между началом и концом года;
· заключительные, которые составляются на основании данных текущего бухгалтерского учета. Перед составлением такого баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса.
Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда организации приближаются к банкротству. В этих условия перед хозяйствующим субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторы, если склоняются к соглашению, хотят предварительно узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние организации.
Ликвидационный баланс составляется при ликвидации организации. Для нового хозяйства, которое возникает с это го момента, ликвидационный баланс будет вступительным.
Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами.
Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации.
О6ъединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну.
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. Кроме этого, постатейные показатели отдельных балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные концерны, министерства, ведомства.
Сводно - консолидируемый баланс - сравнительно новое явление в учетной практике российских организаций. Он представляет собой объединение балансов, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации и ее дочерних обществ, а также данные зависимых обществ. Особенность сводно - консолидируемого баланса состоит в том, что из него исключаются все внутренние обороты, а затем производится расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли каждого участника в Уставном капитале группы. В качестве долей могут выступать обыкновенные акции, выпущенные группой.
По характеру деятельности балансы могут быть основной и не основной деятельности.
По формам собственности различают балансы:
· государственных,
· муниципальных,
· кооперативных,
· смешанных,
· общественных организаций.
Преобразования в области бухгалтерского учета нашли отражение и в содержании бухгалтерского баланса. Многие показатели теперь укрупнены. Отпала необходимость детализировать нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения. Денежные средства приводят одним показателем.
Задание 2
Исходные данные:
Коммерческая организация ''Смена'' приобрела грузовой автомобиль стоимостью 150000 ден. ед. Срок полезного использования данного основного средства составляет 5 лет. Предполагаемый пробег автомобиля составляет 500 000 км. За четыре года эксплуатации пробег автомобиля составил 400 000 км (по 100 000 км ежегодно).
Требуется:
1. Ответить, по какой стоимости отражаются основные средства в бухгалтерском балансе, и что понимается под этим термином?
Рассчитать величину остаточной стоимости грузового автомобиля на начало пятого года его эксплуатации в организации, используя линейный способ и способ уменьшаемого остатка начисления амортизации. Результаты расчетов амортизации по годам необходимо оформить в виде сводной таблицы, по данным которой нужно сделать вывод о влиянии каждого способа на финансовый результат коммерческой организации ''Смена''.
Решение:
В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости. Остаточная стоимость – это расчетная величина, определяемая как разность между первоначальной стоимостью и амортизацией.
Рассчитаем величину остаточной стоимости грузового автомобиля на начало пятого года его эксплуатации в организации.
Линейный способ
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется умножением первоначальной стоимости объекта основных средств на норму амортизации.
Если первоначальная стоимость объекта составляет 150000 д.е., срок его полезного использования – 5 лет, то годовая норма амортизации равна 20 % (100 % / 5). Годовая сумма амортизации объекта составляет: 150000 * 20% = 30000 д.е.
1 год: 150000 * 20 % = 30000 д.е.
2 год: 150000 * 20 % = 30000 д.е.
3 год: 150000 * 20 % = 30000 д.е.
4 год: 150000 * 20 % = 30000 д.е.
Способ уменьшаемого остатка
При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ. Коэффициент ускорения установлен в размере 2.
Годовая норма амортизации будет равна 40 % ()
1 год: 150000 * 40 % = 60000 д.е.
2 год: 90000 * 40% = 36000 д.е.
3 год: 54000 * 40 % = 21600 д.е.
4 год: 32400 * 40 % = 12960 д.е.
Результаты расчетов амортизации по годам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Амортизационные отчисления
Показатели |
Способы начисления амортизации |
|
Линейный способ |
Способ уменьшаемого остатка |
|
Первоначальная стоимость, ден. ед. Амортизация за четыре года эксплуатации автомобиля, в т.ч. 1 год, ден. ед. 2 год, ден. ед. 3 год, ден. ед. 4 год, ден. ед. Остаточная стоимость, ден. ед. |
150000 120000 30000 30000 30000 30000 30000 |
150000 130560 60000 36000 21600 12960 19440 |
При начислении амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка валюта баланса будет меньше, чем при линейном способе.
Задание №3
Исходные данные:
ООО ''Смена'' согласно данным бухгалтерского учета на 1 января 200… г. имеет следующие остатки денежных средств:
на счете ''Касса'' – 2 500 руб.,
на счете 51 ''Расчетные счета'' – 45 000 руб.,
на счете 52 ''Валютные счета'' – 7 500 руб.
В 200…г. общая сумма выручки от продажи продукции, поступившей на расчетный счет, составила 2 700 000 руб. (в том числе НДС – 450 000 руб.). Авансовые платежи от покупателей составили 604 500 (в том числе НДС – 100 750руб.). Положительные курсовые разницы, выявленные на валютном счете, составили 500 руб. В отчетном году на расчетный счет поступили штрафы от других организаций за несоблюдение договорных обязательств – 8 500 руб. Прочие поступления от других дебиторов составили 1 500 руб. (возврат неиспользованной подотчетной суммы). Из кассы в банк была перечислена депонированная заработная плата – 30 000 руб. Из банка в кассу были получены денежные средства на выплату заработной платы и текущие расходы в размере 1 313 500 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
№ операции |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1. |
Поступила выручка от продажи продукции на расчетный счет |
51 |
62 |
2 700 000 |
2. |
Авансы, полученные от покупателей, зачислены на расчетный счет |
51 |
62 |
604 500 |
3. |
Курсовые (положительные) валютные разницы |
52 |
91-1 |
500 |
4. |
Получены штрафы от других организаций за несоблюдение договорных обязательств |
51 |
76 |
8 500 |
5. |
Возврат неиспользованной подотчетной суммы |
50 |
71 |
1 500 |
6. |
Перечислена в банк депонированная заработная плата |
51 |
50 |
30 000 |
7. |
Из банка в кассу получены денежные средства на выплату заработной платы |
50 |
51 |
1 313 500 |
В отчетном году ООО '' Смена'' продало основные средства. Выручка от продажи составила 36 000 руб. (в том числе НДС – 6 000 руб.). Были получены проценты по облигациям (срок погашения которых наступит в январе следующего года) в размере 7 500 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
№ операции |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
8. |
Поступила выручка от продажи основных средств |
51 |
62 |
36 000 |
9. |
Получены проценты по облигациям |
51 |
76 |
7 500 |
В 200… г. организация получила краткосрочные кредиты банка в сумме 100 000 руб. на приобретение краткосрочных ценных бумаг. Выручка от реализации краткосрочных ценных бумаг составила в отчетном году 50 000 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
№ операции |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
10. |
Получен краткосрочный кредит банка |
51 |
66 |
100 000 |
11. |
Зачислены на расчетный счет денежные средства от продажи краткосрочных ценных бумаг |
51 |
76 |
50 000 |
В отчетном году ООО ''Смена'' перечислило поставщикам за полученные материалы 900 000 руб. (в том числе НДС – 150 000 руб.). Общая сумма денежных средств, выданных из кассы на оплату труда работников, составила 1 200 000 руб.
Выплаты во внебюджетные фонды составили 513 500 руб. Было выдано в подотчет на командировочные и административно-хозяйственные расходы – 60 000 руб. Авансовые платежи поставщикам материалов составили 210 000 руб., (в том числе НДС – 35 000 руб.). Общая сумма налогов, уплаченная в бюджет, составила 175 000 руб. На оплату процентов по полученным кредитам было направлено 40 000 руб. Прочие выплаты и перечисления (погашение кредиторской задолженности, оплата подписки на периодические издания и т.д.) составили 120 000 руб.
Перечисления из банка в кассу на выплату заработной платы и текущие расходы составили 1 313 500 руб. Из кассы в банк была перечислена депонированная заработная плата в сумме 30 000 руб. (см. операции 6 и 7). В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
№ операции |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
12. |
Оплачены счета поставщиков за поступившие материалы |
60 |
51 |
900 000 |
13. |
Выплачена заработная плата |
70 |
50 |
1 200 000 |
14. |
Уплата ЕСН |
69 |
51 |
513 500 |
15. |
Выдано в подотчет |
71 |
50 |
60 000 |
16. |
Выданы авансы поставщикам |
60 |
51 |
210 000 |
17. |
Перечислены налоги в бюджет |
68 |
51 |
175 000 |
18. |
Погашены проценты банка за пользование краткосрочным кредитом |
66 |
51 |
40 000 |
19. |
Прочие выплаты и перечисления |
76, 97 и т.д. |
50, 51 |
120 000 |
В отчетном году ООО ''Смена'' заплатило за приобретенное оборудование 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.), за патент – 12 000 руб. (в том числе НДС – 2 000 руб.). Были осуществлены долгосрочные финансовые вложения на сумму 78 000 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
№ операции |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
20. |
Оплачены счета поставщиков за приобретенное оборудование |
60 |
51 |
60 000 |
21. |
Перечислено за патент |
76 |
51 |
12 000 |
22. |
Перечислено за акции |
76 |
51 |
78 000 |
В 200 … г. организация погасила часть кредита банку в сумме 60 000 руб., приобрела финансовый вексель со сроком погашения через 6 месяцев на сумму 100 000 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
№ операции |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
23. |
Перечислено в погашение части кредита банку |
66 |
51 |
60 000 |
24. |
Приобретен процентный вексель в качестве самостоятельного объекта сделки |
58 |
51 |
100 000 |
Требуется составить отчет о движении денежных средств ООО ''Смена'' за 200… г.
ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
|
Коды |
|||||
Форма № 4 по ОКУД |
0710004 |
|||||
за 200_ год |
Дата (год, месяц, число) |
|
|
|
||
Организация: |
по ОКПО |
|
||||
Идентификационный номер налогоплательщика |
ИНН |
|
||||
Вид деятельности: |
по ОКВЭД |
|
||||
Организационно-правовая форма / форма собственности: |
по ОКОПФ/ОКФС |
|
|
|||
Единица измерения: тыс. руб./ млн. руб. (ненужное зачеркнуть) |
по ОКЕИ |
384/385 |
||||
Показатель |
За отчетный год |
За аналогичный период предыдущего года |
|
наименование |
код |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Остаток денежных средств на начало отчетного года |
|
55000 |
- |
Движение денежных средств по текущей деятельности Средства, полученные от покупателей, заказчиков |
|
3304500 |
- |
Прочие доходы |
|
10500 |
- |
Денежные средства, направленные: |
|
|
|
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов |
|
( 900000 ) |
( - ) |
на оплату труда |
|
( 1200000 ) |
( - ) |
на выплату дивидендов, процентов |
|
(40000 ) |
( - ) |
на расчеты по налогам и сборам |
|
( 688500 ) |
( - ) |
на прочие расходы |
|
( 390000 ) |
( - ) |
Чистые денежные средства от текущей деятельности |
|
96500 |
- |
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов |
|
36000 |
- |
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений |
|
50000 |
- |
Полученные дивиденды |
|
- |
- |
Полученные проценты |
|
7500 |
- |
Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям |
|
- |
- |
Приобретение дочерних организаций |
|
( - ) |
( - ) |
Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов |
|
( 72000 ) |
( - ) |
Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений |
|
( 178000 ) |
( - ) |
Займы, предоставленные другим организациям |
|
( - ) |
( - ) |
Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности |
|
(156500) |
- |
Движение денежных средств по финансовой деятельности Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг |
|
- |
- |
Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями |
|
100000 |
- |
Погашение займов и кредитов (без процентов) |
|
( 60000 ) |
( - ) |
Погашение обязательств по финансовой аренде |
|
( - ) |
(- ) |
Чистые денежные средства от финансовой деятельности |
|
40000 |
- |
Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов |
|
(20000) |
- |
Остаток денежных средств на конец отчетного периода |
|
35000 |
- |
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю |
|
- |
- |
Порядок расчета отдельных показателей:
Остаток денежных средств на начало отчетного года: 2500 + 45000 + 7500 = 55000
Средства, полученные от покупателей, заказчиков: 2700000 + 604500 = 3304500
Прочие доходы: 8500 + 500 + 1500 = 10500
Прочие расходы: 120000 + 60000 + 210000 = 390000
Расчеты по налогам и сборам: 513500 + 175000 = 688500
Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов: 60000 + 12000 = 72000
Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений: 78000 + 100000 = 178000
Чистые денежные средства от текущей деятельности: 3304500 + 10500 – 900000 – 1200000 – 40000 – 688500 – 390000 = 96500
Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности: 36000 + 50000 + 7500 – 72000 – 178000 = - 156500
Чистые денежные средства от финансовой деятельности: 100000 – 60000 = 40000
Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов: 96500 – 156500 + 40000 = -20000
Остаток денежных средств на конец отчетного периода: 55000 - 20000 = 35000
Список литературы
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. Пособие. – М.: Омега-Л, 2004.
3. Нормативная база бухгалтерского учета: сборник официальных материалов. – М.: Бухгалтерский учет, 2003.
4. Палий В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. – М.: Бератор – Пресс, 2003.
5. Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетман. – М.: Финансы и статистика, 2002.