Содержание


Введение. 3

I. Теоретические основы социальной работы в России и за рубежом. 5

1.1 Принципы, на которых стоится социальная работа. 5

1.1.1 Принципы этики социальной работы.. 6

1.1.2 Ценности социальной работы.. 7

1.1.3 Этический кодекс Ассоциации социальных работников. 8

1.2. Социальная работа в разных моделях ее теоретического обоснования. 9

II. Теоретическиq анализ. 21

2.1 Причины развития социальной помощи и поддержки населения. 21

2.2 Экономические и социальные программы начала 90-х гг. 23

III Практическая часть. 30

3.1. Дети-инвалиды  как объект  социальной  работы.. 30

3.1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами. 35

3.2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида. 35

3.3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов. 38

3.4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения. 40

Заключение. 41

Список литературы.. 43

Введение


   Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно.

   Трудно  по  разным  причинам.  Многие оказались в результате  реформ  за  той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.

С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей,  их отдыха.   Страшит потеря работы, от безработицы  не  застрахован  никто.   Большую тревогу вызывают преступность,  падение нравов,   вседозволенность.

  Не у  каждого  есть  силы  бороться с подобным злом.     Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены.

   Но ведь кто-то должен помочь этим людям.

   Данная тема актуальна тем, что социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале  90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:

§   снижение уровня жизни;

§   безработица;

§   вынужденная миграция населения;

§   профессиональное нищенство;

§   криминогенная обстановка;

§   падение уровня рождаемости;

§   распад института семьи и брака.

Проблема состоит в том, что во многих случаях при наличии профессиональных качеств, но при отсутствии этических норм социальных работников эффективность помощи нуждающимся снижается.

Объект исследования: система социальной работы.

Предметом данной работы является этика социальной работы с детьми – инвалидами.

Гипотеза: эффективность социальной помощи различным категориям детей-инвалидов обусловлена уровнем профессиональной подготовки и нравственными качествами специалистов по социальной работе

Цель: выявить закономерности между этическими нормами и профессиональной подготовкой на эффективность   социальной работы с детьми-инвалидами.

Задачи:

1.     Изучить сущность этики социальной работы;

2.     рассмотрение теоретических аспектов социальной работы;

3.     исследовать профессиональный состав и личностные качества социальных работников, работающих с детьми – инвалидами.

I. Теоретические основы социальной работы в России и за рубежом

1.1 Принципы, на которых стоится социальная работа


Принцип гуманизма  включает в себя не только милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению. Русский философ Н.Бердяев говорил о российском менталитете как о содержащем жалостливый гуманизм в отличие от западного рационализма. Вместе с тем, совершенно очевидна невозможность оказания помощи людям, основанной исключительно на традициях жалости. Конкретный гуманизм включает профилактику риска (наркомании, преступности, суицида, голода, обнищания), культурное и профессиональное развитие граждан, защиту прав, организацию детского воспитания, уважение к другой культуре. Чем более развито правовое общество, тем гарантированней социальная защита и успех социальной работы. «Привычная позиция ответственности человека перед обществом предполагает и ответственность самого общества перед человеком»[1].

Личностный подход к человеку  как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального. Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации. Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать своё мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.

Принцип доверия к клиенту и поддержание доверия клиента к социальному  работнику. Только на этих основаниях соц.работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию. При этом интересы клиента соц.работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.

Принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности. Принцип модальности предполагает гибкий подход с учётом конкретного региона, специфики личности клиента, его пола, возраста, характера, культуры, традиций, религий. Принцип перманентности означает требование непрерывности в соц.работе, недопустимости прекращения коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий, разработки индивидуальных программ, действующих на протяжении жизненного пути клиента. Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией «не навреди», сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии. Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении их квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.

Принцип посредничества  связан с работой в комплексе, системе, команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, взаимопроникновением соц.работы и других дисциплин.

 

1.1.1 Принципы этики социальной работы


Социальная работа как инструмент помощи нуждающимся строится на следующих принципах этики:

-   Каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности соц.работник руководствуется принципом социальной справедливости; соц.работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;

-   соц.работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам и их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; соц.работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней;

-   соц.работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; соц.работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;

-   соц.работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; соц.работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей;

-   соц.работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.


1.1.2 Ценности социальной работы


1.Людям необходимо иметь доступ к ресурсам, которые нужны, чтобы преодолевать жизненные испытания и трудности, кроме того, у людей должны быть возможности для реализации своего потенциала в течение всей жизни.

2.Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракции) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности.

3.Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакции) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению.

4.За реализацию вышеуказанных ценностей должны отвечать как отдельные граждане, так и всё общество. Общество должно предоставлять условия и возможности для участия граждан в демократических процессах. Граждане должны соблюдать свою ответственность перед обществом, участвуя в демократических процессах.


1.1.3 Этический кодекс Ассоциации социальных работников


«На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г.) был принят профессионально- этический кодекс соц.работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания»[2].

Принцип моральной ответственности перед клиентом:

работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

интересы клиентов являются приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;

работники соц.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

Принцип моральной ответственности перед обществом:

деятельность работников соц.служб должна способствовать росту благосостояния общества;

работники соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:           

работники соц.служб обязаны накапливать  и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;

работник соц.службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.


1.2. Социальная работа в разных моделях ее теоретического

обоснования


К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Они отразили не только результаты научных поисков крупных ученых разных школ теоретического осмысления проблем социальной защиты в современном обществе, но и его эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.

Вполне определенно стало возможным говорить, по крайней мере, о двенадцати таких моделях. Рассмотрим их наиболее существенные особенности отдельно, ибо каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, а также известные теоретические основы, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами их жизни.

Наш анализ известных теоретических подходов к построению научного знания в области социальной работы по их отношению к смежным наукам, оказавшим и оказывающим на него наиболее сильное влияние, свидетельствует о наличии, как минимум, трех групп теорий:

1) психолого-ориентированные теории социальной работы;

2) социолого-ориентированные теории социальной работы;

3) теории социальной работы психолого-социологической (социологопсихологической) или комплексной, междисциплинарной ориентации.

В рамках третьей группы теорий мы выделяем те, что претендуют на вполне самостоятельный статус и характер специфического научного знания, рассматривая иное - как переходные формы, пути рождения новой научной дисциплины.

Психодинамика как теоретическое основание социальной (психосоциальной) работы в ее современном виде сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях, начиная с 3. Фрейда, его прямых последователей и более поздних приверженцев. Разумеется и сегодня психодинамические интерпретации поведения людей являются составной частью современного психологического знания, психологии как научной дисциплины. И в этом смысле они не могут характеризоваться отраслью научного знания, называемого теорией социальной работы. Их роль в данном плане ограничивается главным образом методологическим влиянием как смежной для социальной работы научной дисциплины.

Однако это влияние и разработка на его основе психодинамической модели социальной работы, характеризуемой чаще всего в качестве психосоциальной, обусловили возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий социальной работы, оказания социальной (психосоциальной) помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы. «При этом психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов»[3]. В главном они сводятся к следующему:

а) социальный работник в контексте отношений с клиентом должен исходить из того, что последний не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под воздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних условий, взаимодействуя со средой обитания;

б) воздействие социального работника на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение, статус в системе социальноиерархических групп, различных уровней управления и самоуправления. Однако главное, что предполагает психодинамический подход, сводится к признанию принципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в контактной группе, среде обитания клиента;

в) психодинамические теории требуют учесть то, как они оказываются полезными в процессе осуществления конкретной помощи нуждающимся, отдельному человеку;

г) в рамках психодинамической концепции совершается не только анализ "статус-кво", но и использование опыта анализа эволюции отношений между клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами в конкретной среде обитания нуждающихся;

д) психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов:

1) изучение проблем, которые имеет клиент; 2) анализ особенностей социального положения и психического склада, чувств клиента; 3) сближение, установление контакта социального работника и клиента; 4) осмысление основных событий жизни клиента, влияния последних на проблемы, которые переживает человек; 5) планирование согласованных действий социального работника и клиента на основе завоевания доверия последнего; 6) современная деятельность соционома и клиента по разрешению его проблем.

Ценность такого подхода значительно возрастает при его сочетании с системным, структурным видением проблем развития современного человека и общества, что было показано наиболее обстоятельно Г. Бернером и Л. Юнссон.

Экзистенциалистская и гуманистическая модели социальной работы также занимают существенное место в теории социальной защиты.

В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия "субъект-объект-субъект". Осмысление и выводы об этих отношениях - главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.

В этой связи обычно рассматриваются: 1) правила и роли внутри системы "субъект-объект-субъект"; 2) более широкие системы, в контексте которых существует подсистема "субъект-объект-субъект" и которые оказывают на нее определенное влияние; 3) системы ценностей, в которые верит клиент; 4) как клиент борется со страхом, отсутствием безопасности; 5) связь всех связанных аспектов решения проблемы.

Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).

Главная цель экзистенциальной технологии влияния на клиента - помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни, начать получать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциальной терапии: во-первых, установка на изменение опыта, практической деятельности клиента; во-вторых, ориентировка на понимание личности клиента; в-третьих, личностная включенность, погружение социального работника в мир ценностей, чувств, отношений клиента.

Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной работы включает в себя: 1) обретение смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития. При этом необязательно заниматься постоянно самоизучением; 2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.

«Существенно важно и то, что у социального работника в данной ситуации не должно быть жестко заданной модели, каким следует быть клиенту или обществу, среде, которая его окружает, а, следовательно, нет диагнозов или прогнозов, основанных на этих идеальных представлениях»[4]. Цель же работы соционома видится в том, чтобы воодушевить клиента, понять реальные возможности его жизни, активно включиться в их реализацию.

Конечно, при всей универсальности таких экзистенциально-гуманистических подходов к оказанию помощи нуждающимся их нельзя одинаково конкретно использовать во всех формах организации социальной работы, Во-первых, это разные формы социальной помощи, которые существуют нередко по разному поводу, решают неодинаковые проблемы. Во-вторых, следует учитывать ведомственную разобщенность учреждений социальной работы, препятствующую массовой унификации. Кроме того, мы имеем дело всякий раз с различными людьми и разной сферой их обитания.

Наконец, гуманистической модели обоснования социальной работы чужд подход, когда требуется навязывать кому-то определенную модель, стандарт действия. В этом смысле социальный работник, опирающийся на рассматриваемые модели социальной работы, свободен в выборе форм и средств воздействия на клиента, сотрудничества с ним.

Весьма важны ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы, тяготеющие к комплексности.

В рамках данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы относятся некоторые компоненты социологического знания, что придает им психолого-социологический характер. «Однако логика обоснования целесообразной деятельности социальных работников здесь базируется преимущественно все-таки на этических нормах и психологическом знании. Прежде всего выясняется, как понимается роль личности, а она чаще всего трактуется преимущественно в психологическом и социально-психологическом плане»[5].

Представления о личностных ролях в теориях социальной работы предполагают, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием. Они обычно касаются вопроса о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Впрочем, мы допускаем, что в современных условиях развитие этих моделей теоретического обоснования социальной работы и эволюция ее практики приведут к доминированию комплексной оценки рассматриваемых теоретических конструкций, и особенности и плане повышения роли социально-психологического знания.

В этой связи существенна важны установки и практика определенного стиля общения, коммуникаций людей и соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни. В технологическом плане весьма значимыми являются методы освоения известных образцов поведения, моделей общения людей, играющих различные и идентичные роли. Не случайно обычно ролевая и коммуникативная модели социальной работы рассматриваются сопряженно.

Следует учитывать и тот факт, что в исходном плане ролевая теория соотносится со структурно-функциональным подходом в социологии, хотя технологически реализуется в контексте психологического и социально-психологического развития. Она исходит из того, что люди занимают определенное положение в социальной структуре (структурах) общества, имея известное место, позицию, которая связана с выполнением характерных для нее ролей (роли).

В этом смысле роль представляет собой набор определенных ожиданий или видов поведения, связанных с положением субъекта жизнедеятельности. Данное положение подразумевает и то, что роли всегда следует рассматривать в контексте отношений, реализующихся в различных видах коммуникации. Роли могут возникать из наших собственных или чьих-то других ожиданий, представлений о должном или желаемом. Они могут быть и приписаны человеку как результат некоторых обстоятельств (случается быть больным, инвалидом, консультантом и др.), а также достигнуты человеком или предписаны ему системой правовых, социально-культурных и моральных норм.

Ролевые конфликты и проблемы обычно возникают, когда одна роль несовместима с другой или в чем-то существенно противоречит ей. Возможны и внутриролевые конфликты, что случается тогда, когда различные роли, выполняемые одним лицом, являются несовместимыми или плохо совмещающимися. Интро-ролевой конфликт имеет место в том случае, если ожидания различных людей по поводу одной и той же роли не согласуются. А ролевая неоднозначность появляется, когда существует неопределенность по поводу того, что конкретная роль влечет за собой.

Такого рода социально-психологические аномалии затрудняют коммуникации, определяют характер проблем, на решение которых ориентированы как раз ролевая и коммуникативная модели социальной работы. В этой связи они учитывают как существенно важное и то, в каких обстоятельствах осуществляется коммуникация, взаимодействуют люди, исполняющие те или иные роли. Главной проблемой в этой связи рассматривается следование определенным ролям и отклонениям от него в различных и сходных социально-психологических ситуациях. На этой основе обычно разрабатываются оптимальные для них технологии социальной работы.

Коммуникативная модель обоснования социальной работы помимо ролевых проблем учитывает специфику средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе коммуникации. В этой связи в круг внимания теоретиков социальной работы попадают язык и речь, искусство и наука, религия и мораль, право и философия, мифы и символы реальности.

В данном своем качестве коммуникативная модель социальной работы предполагает полезную связь с другими теориями социальной работы и технологиями ее реализации. Наиболее существенное же в данном подходе к обоснованию теории социальной работы заключается в рассмотрении коммуникативного потенциала личности и условий реализации коммуникаций.

Теория коммуникации, как известно, была разработана вне проблематики социальной работы. Сегодня мы имеем дело лишь с ее использованием для оптимизации теории и практики организации социальной помощи людям. При этом помощь оказывается и в области поддержки способностей людей к коммуникации, т.е. коммуникация выступает не только как средство обеспечения социальной поддержки, но и как благо, жизненная ценность, осуществление жизни.

Весьма показательны в рассматриваемом плане задача - ориентированная  и кризис - интервентная модели теоретического обоснования социальной работы.

Две названные и также довольно близкие друг другу модели обоснования социальной работы для отечественной традиции являются достаточно новыми. По крайней мерс в таком терминологическом контексте в трудах по проблемам социальной работы они в нашей стране не интерпретировались.

Общность и сходство этих теоретических подходов к социальной работе заключается прежде всего в том, что оба они ориентируют на кратковременное, относительно фрагментарное вмешательство соционома в процесс решения клиентом его проблем, хотя эти вмешательства и могут при необходмости соединяться в серии. Организационно за рубежом такие вмешательства часто основываются на контрактах, соглашениях между клиентом и социальным работником.

Кризис-интервентный подход основан в главном на психодинамической концепции и эгопсихологии. В свою очередь индивидуальная задача-ориентированная работа не признает какую-либо специфическую или социологическую основу для технологии, методов своего осуществления. Она полностью опирается на оперативный прагматический подход, который распространился в силу неудовлетворенности долгосрочной стационарной психодинамической помощью, индивидуальнопсихологической поддержкой личности в ряде индустриально развитых стран.

Кризисное вмешательство социального работника обосновывается как его целесообразное действие, которое прерывает серию событий жизни клиента, усугубляющих либо ведущих к кризису, нарушению нормальной жизни людей. В свою очередь задача-ориентированная работа обосновывается как деятельность, сосредоточенная на определенных категориях проблем.

Обе модели пытаются улучшить способность людей иметь дело с их проблемами и жизни, разрешать их оптимальным образом. Кризисное вмешательство опирается на теорию происхождения трудностей и различных жизненных условиях. А задача-ориентированная модель берет проблемы как таковые, чтобы решать их в актуальном плане чисто прагматически.

Кризисное вмешательство использует практические задачи для помощи людям в целях снова приспособиться к жизни, но важным аспектом его является учет эмоциональных реакций людей на кризис и долгосрочные изменения в их способностях справляться с ежедневными проблемами. В то же время задача-ориентированная модель фокусирует внимание на проявлении клиентом себя в решении практических задач, которые решают какие-то частные проблемы, в том числе эмоциональные. В целом ряде аспектов эти модели взаимодействуют с бихевиористской, дополняя и оптимизируя ее.

Бихевиористский подход в теоретическом обосновании социальной работы достаточно давно известен и активно разрабатывается, но главным образом он известен и научном контексте отечественной психологии. Однако в качестве основы социальной работы как относительно самостоятельного вида общественной деятельности он не получил здесь широкого распространения. За рубежом такой подход к концептуальному обоснованию социальной работы вытекает из работ психологов-экспериментаторов бихевиористского направления и активно используется.

В принципе бихевиористская социальная работа основывается на обучающей теории, которая в отличие от психодинамической сосредотачивает внимание на наблюдаемом поведении. При этом считается, что неразумно использовать скрытые мысли или предположения о структурах ума, так как они не могут быть независимо или объективно проверены.

Бихевиористская социальная работа нередко основывается на схемах единичных экспериментов, построенных с учетом классического принципа: "стимул - реакция". При этом за тщательным определением желаемых видов поведения обычно следует спланированная оценкаизмерение (как часто оно встречается в период и в рамках "основного направления"). Затем следует вмешательство. Вместе с ним и вслед за ним измеряются также отдельные случаи такого поведения.

В этой связи предполагается учет ответной обусловленности, определяющей реакцию клиента на различные стимулы. И как только получен ответ человека на стимул, его поведение корректируется. При этом используется как прямое воздействие социального работника, так и влияние через использование новых значимых стимулов.

В рамках данной модели теоретического обоснования социальной работы встречаются весьма серьезные проблемы. В частности, тогда, когда соционом имеет дело с немотивированным, необусловленным поведением клиентов. В данном случае оказывается трудно или вовсе невозможно найти решение их проблем в контексте бихевиористского подхода.

Кроме того данная модель теоретического обоснования социальной работы серьезно критикуется за сугубо позитивистскую практику осмысления проблем клиента, а также технологий их решения. Очевидно, что она требует своего обновления.



II. Теоретическиq анализ

2.1 Причины развития социальной помощи и поддержки населения


Как уже говорилось выше, социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале  90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:

§ снижение уровня жизни;

§ безработица;

§ вынужденная миграция населения;

§ профессиональное нищенство;

§ криминогенная обстановка;

§ падение уровня рождаемости;

§ распад института семьи и брака.

Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижение доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населения составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений – 97%. С 1990 по 1993 гг. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. По оценке других экспертов, численность безработных составляла: в 1992 г. – 3594 тыс. человек, в 1993 г. – 4120 тыс., в 1994 г. – 5300 тыс. Несмотря на существенное расхождение в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1986 г. в России зарегистрировано 1 338 424 преступления, то в 1991 г. эта цифра составила 2 173 074 (по другим источникам, в 1991 г. – 2173,1 тыс. преступлений, в 1992 г. – 2760,7 тыс., в 1993 г. – 2799,6).

«В конце 80-х гг. в России появляются беженцы – лица, которые вынуждены покинуть места постоянного проживания вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений»[6]. На территории России в 1989 г. появляются беженцы из Узбекистана – более 20 тыс. турок-месхетинцев. К 1992 г. в Российской Федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция населения привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах.

Сложная социально-экономическая ситуация не могла не отразиться на институте брака и семьи. По сравнению с 1991 г. сокращается число браков и увеличивается число разводов. Так, если в 1991 г. на 1277,2 тыс. браков было 597,9 тыс. разводов, то в 1994 г. – на 1080,6 тыс. – 680,5 тыс. соответственно. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время.

Сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, а также детей-отказников, т.е. детей, которых матери по тем или иным причинам оставили в родильных домах. Если доля детей, родившихся вне брака, в общем числе родившихся в 1988 г. составляла 12,96%, то в 1994 г. – 19,60%, причем это происходило на фоне падения общей численности рождений. В целом уровень рождаемости  по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38%.

2.2 Экономические и социальные программы начала 90-х гг.


В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются:

§ либерализация цен;

§ сокращение бюджетного дефицита;

§ снижение дотаций убыточным предприятиям;

§ введение прогрессивных налогов;

§ сокращение военных расходов.

«В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых – до 69%, детских дошкольных учреждений – до 76%, общеобразовательных школ – до 80%»[7].

Стихийные процессы и процессы, связанные с попытками стабилизировать социально-экономическую ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка. К ним относились дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991 г. президентским указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Для формирования финансовых источников предполагалось создать Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, которые бы образовывались за «счет средств остатков продукции и товаров, части доходов от приватизации, а также от деятельности предприятий, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, иностранных юридических и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений…»[8].

Правительству Российской Федерации предложено определить порядок адресного направления гуманитарной помощи, а Министерству социальной защиты населения (ныне Министерство труда и социального развития) определить размеры бюджетных и внебюджетных средств в Республиканский и территориальные фонды.

В начале 1992 г. происходит переориентация в поступлении финансовых средств в Республиканский и территориальные фонды. Согласно решению Правительства России, они должны формироваться за счет денежных средств КПСС и Коммунистической партии РСФСР. Другую часть средств данного фонда составляют отчисления правительств республик, входящих в состав РФ, органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые должны направлять средства от дооценки товаров и продукции (25%) и от приватизации государственного и муниципального имущества (10%). Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей»  (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.

В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций предлагалась определенная программа по содействию занятости. Среди важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.

Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности). Тем самым можно отметить, что трудовая реабилитация инвалидов в этот период носит характер вынужденных мер, используемых правительством России ранее, в 20-30-х годах.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства – совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она включала в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы – «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре – «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в субъектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности. Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой.

С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

Система социальных служб складывалась  из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись:

§ материальная помощь;

§ помощь на дому;

§ обслуживание в условиях стационара;

§ предоставление временного приюта;

§ организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

§ консультативная помощь;

§ социальный патронаж;

§ социальная реабилитация и адаптация нуждающихся;

§ социальная помощь.

«Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой заложены в России еще в начале ХХ в.»[9].

Изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами. В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов. С начала 1993 г. разворачивается организационная работа по созданию большой сети социальных служб. Ели в 1993 г. был 321 центр социального обслуживания, то к 1997 г. планировалось создать уже 1200 учреждений.

«Продолжающийся экономический кризис, необходимость выплаты долгов МВФ, другие проблемы вынудили Правительство в бюджете на 1999 г. сократить ассигнования на социальные нужды. Политический кризис привел к тому, что с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. падение реальных доходов граждан составило 28%, заработной платы – 40%»[10]. В сложившейся обстановке пострадали прежде всего наименее защищенные слои населения – инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры. Правительство принимает меры по оказанию им помощи, ликвидации задолженностей по пенсиям и заработной плате, выводу страны из кризиса.








III Практическая часть

3.1. Дети-инвалиды  как объект  социальной  работы


Ухудшение  экологической  обстановки, высокий  уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и  медицинских  проблем способствуют увеличению числа  детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту  проблеме придает  то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей  не сложилась, а  позднее, вплоть  до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие  специалисты  работают над разрешением  комплекса проблем детей  со специфическими  нуждами. Но для того, чтобы  понять  их  проблемы, выявить их особенности  и  специфику работы с  ними, необходимо, прежде  всего, выяснить, что же включают  в себя понятия  «инвалид», «инвалидность».

Согласно  Декларации  о  правах инвалидов (ООН , 1975) «инвалид» означает  любое  лицо, которое  не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или  умственных возможностей. «В  законодательстве  бывшего СССР существовало несколько  иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности»[11]. При  такой постановке вопроса дети  до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как  «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное  хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость  в постоянном дополнительном уходе  за  ним, помощи или надзоре».

Однако, хотелось  бы заметить, что  за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной  и  гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин  «инвалид» вышел из  употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным  внешним видом и потребностями, вместо  него  по  отношению  к детям используется  «дети с неспособностями». Избегают так  же употреблять следующие наименования: слепой, глухой, заика,  - заменяя  их такими словосочетаниями  как  «человек  с  ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация  Здравоохранения не  рекомендует так  же использовать  термины  «идиотия», «имбецильность»,  «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети  с  образовательными трудностями». В российской  дефектологии  так же делаются  попытки дать более адекватные  определения некоторых дефектологических терминов  с  учетом  современных требований.

Определение инвалидности  детям до 16 лет производит Медико-реабилитационная экспертная комиссия в соответствии  с разделом  «Определение инвалидности  детям»  Инструкции по определению инвалидности (1993 год). В  соответствии  с законодательством  с  1.08.1999г.  в  зависимости от  степени нарушения функций  (с учетом их влияния  на возможности  социальной адаптации ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения   здоровья. Их четыре  (степени):

1  степень  утраты  здоровья   определяется при легком  и умеренном нарушении  функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем  к  установлению  инвалидности  у  ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения  у  лиц  старше 18  лет;

2 степень утраты здоровья  устанавливается при наличии выраженных нарушений  функций  органов  и  систем, которые, несмотря  на проведенное лечение, ограничивают  возможности социальной  адаптации ребенка  (соответствует 3  группе  инвалидности  у  взрослых);

3 степень  утраты здоровья  соответствует 2  группе инвалидности  у взрослого;

4  степень  утраты  здоровья  определяется при  резко выраженных  нарушениях функций органов и  систем, приводящих  к социальной дезадаптации ребенка при условии  необратимого  характера  поражения и неэффективности  лечебных и  реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у  взрослого).

Каждой степени утраты  здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний.

«В рамках программы «Выход» осуществляемой Центром реабилитации  молодых инвалидов, в  малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид – несостоявшийся  диалог? “.  В ходе дебатов  были  выделены  следующие  проблемы /  барьеры, с  которыми сталкивается  семья с ребенком – инвалидом и сам  ребенок  в  нашей стране:

 - социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов  от родителей и опекунов;

- при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо  распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему  развиваться;

-  ведется  слабая  профессиональная подготовка  таких детей;

- трудности при  передвижении  по городу  (не  предусмотрены условия  для  передвижения  в архитектурных  сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит  к изоляции инвалида;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной  базы  в отношении детей  с ограниченными возможностями);

- сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование  стереотипа  “инвалид -  бесполезный” и т.п.);

- отсутствие информационного центра  и  сети  комплексных  центров социально-психологической реабилитации, а  так же  слабость государственной политики»[12].

Итак,  «Наличие  барьеров между  инвалидами  и  обществом  обусловлено тем,  что  больное  общество  стремится к  тому, чтобы, откупившись от  инвалида  с  одной  стороны, ограничить его  социально  и воспитать  в  нем  потребительское  отношение  к здоровым  людям  и обществу. Семья, являясь  частью  общества, не  готова  к  тому, чтобы  воспитать  полноценную личность и адаптировать ребенка – инвалида  к  реальным  жизненным  условиям. Боясь  инвалидов,  с  другой стороны, их начинают усиленно опекать. На  самом  деле, решая физиологические и  минимальные социальные проблемы  инвалидов 3-17 лет, их  развращают гиперопекой,  внушают  комплекс  неполноценности и неспособности  к  самостоятельным действиям. Когда  же  наступает время прекращения социальных  программ, инвалиды оказываются  неспособными к реальной  жизни. Они  уходят   в  себя».

Такое отношение  к детям  с ограниченными  возможностями  свойственно  не  только  нашему  обществу. Однако,  за  рубежом делается  все  возможное для  решения  этой  проблемы. Для  этого разработаны программы «Реабилитация,  базирующаяся  на  непосредственном  окружении» (ООН) и «Инклюжен» (США). Но одно дело - на  бумаге,  а другое -  в  жизни.  И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи  по-прежнему наталкиваются  на барьеры  во взаимопонимании  и общении с  другими  людьми,  многое свидетельствует  о том, что  в целом  социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют,  пройдя путь от невнимания и отвержения до  принятия и признания  их  прав, достоинства и  полезности обществу.

Таким образом, очевидно, что  в  силу  особенностей детей – инвалидов  и  их  нужд  и  потребностей, им необходима  профессиональная помощь специалистов. Эта  помощь должна  носить  не только  медицинский  характер, она  должна  быть комплексной, затрагивать все стороны  жизни такого  ребенка.


2.Особенности  социальной работы  с детьми-инвалидами

Для выявления проблем и особенностей социальной работы  с детьми с ограниченными возможностями нами было опрошено 30 респондентов: работники  и волонтеры различных общественных организаций  г. Новосибирска, занимающихся оказанием помощи  детям-инвалидам. При опросе  были использованы следующие блоки  вопросов:

1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами.

2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида.

3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов.

4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения.

Среди  респондентов  основную  группу  составили  женщины  18-45 лет (около 82%) . Большинство  из них  (около  50%) с  педагогическим образованием, психологи  и социальные  работники  составляют  16% .

3.1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами.


В результате  исследования нами  были  выявлены следующие причины, побудившие  респондентов  заняться  оказанием  помощи  детям-инвалидам:

1. Возможность  и желание  помогать  этой  категории населения, сострадания  (около 33 %) .

2. В связи с переживанием рождения ребенка с  особенностями  развития  или  приобретением  им инвалидности  (около 20 %).

3. Возможность  применить свои  знания  и  умения  на практике (около 20 %) .

4. Необходимость и  интересность работы (около 13%) .

5. По приглашению  администрации организации (около 13%) ,

Однако, это лишь причины, приводящие людей в организации. Сострадание, милосердие, желание помочь одной из самых незащищенных категорий населения заставляют их остаться и, несмотря на проблемы и сложности, оказывать помощь детям-инвалидам и их семьям.


3.2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида


В результате анализа  анкет  нами  были выделены следующие основные  функции социального работника:

·        - организаторская (30 %),

·        -  информативная (в  том  числе  и  в отношении  прав и льгот ребенка и его  семьи) (18 %),

·        посредническая (10 %),

·        осуществление психолого-педагогической  и  социально-бытовой адаптации  и поддержки  ребенка  и  его семьи (21%),

·        диагностика  и  коррекция  «особенностей» ребенка (20%).

 Таким образом, можно говорить о  многофункциональности социальных  работников, что,  в свою очередь, требует от них  комплекса разнообразных знаний, умений и навыков.

Среди основных,  респондентами  были  выделены следующие знания:

·        психолого-педагогические (в том числе, и в области специальной педагогики (27%),

·        медицинские (около 44%),

·        знания  в  области  дефектологии (20%),

·        знания  в  области   законодательства (10%).

Основные умения, выделенные  респондентами:

·        тонко  чувствовать внутренний  мир  ребенка  и  быстро  реагировать на  его  внутренние  и  внешние  изменения (35%),

·        эмпатия (умение  сопереживать ) (25%).

·        работать  в команде (25%),

·        гибкий  подход  к решению  проблем (15%).

В результате  проведенного анкетирования  были  выявлены  следующие  навыки, необходимые при  оказании помощи  детям – инвалидам:

-   организаторские (30 %),

-   коммуникативные (25%),

-   работы с детьми (30 %),

-   оказания  первой медицинской  помощи (15 %).

Кроме профессионадльных качеств работники выделили ряд личностно - нравственных, необходимых для работы с этой категорией детей:

·        отзывчивость,

·        терпеливость,

·        милосердие,

·        самообладание,

·        мудрость,

·        дисциплинированность,

·        стрессоустойчивость

·        и, что интересно, чувство юмора (возможно, оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса).

Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностно - нравственных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.

Что касается работы с семьей  такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям:

1. Психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги) (54 %).

2. Информирование в области законодательства, методической литературы и т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) (26 %).

3. Материально-бытовая помощь (20 %).

Нами также были получены следующие сведения о теоретических подходах, как основные были выделены:

-   гуманистические (38 %);

-   командный подход (12 %);

-   психологические теории (11%);

-   концепция «самопомощи» (11 %);

-   интегративный (8 %);

-   эклектический (5 %);

-   подход к ребенку-инвалиду как к равному (уважение личности ребенка) (15 %).

То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако, хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности при ответе на этот вопрос.

Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в работе с данной категорией детей. Среди основных респондентами были отмечены:

-   игровые (игротерапия) (33 %);

-   арттерапия (28 %);

-   метод интерактивной работы, взаимодействие (15 %);

-   беседа (12 %);

-   наблюдение (4 %);

-   клоунотерапия (4 %);

-   трудотерапия (4 %).

 Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка.


3.3. Основные проблемы социальных работников при работе

с семьями детей-инвалидов

Особое место занимают психологические трудности, которые, как показало исследование, испытывают около 60% респондентов. Среди них выделяются и непонимание со стороны собственной семьи, и трудности в общении с этой категорией детей и неприятие отдельными родителями детей инвалидов (особенно папами) или негативное отношение к работникам организации.

Анализ ответов показал, что наличие или отсутствие таких проблем во многом зависит от заболевания ребенка, личностных качеств работника, а также, от длительности срока работы с этой категорией детей.

Особое внимание стоит уделить проблеме “сгорания специалиста”, наличие которой признают все специалисты. Надо сказать, что некоторые волонтеры отрицают наличие этой проблемы, что, возможно, связано с кратковременностью работы с этой категорией детей. Нами было также выявлено, что лишь 16,6% респондентов получают помощь специалистов для решения этой проблемы, но и они считают, что помощь недостаточна. Хотелось бы отметить некоторые интересные предложения по преодолению этой ситуации. Итак, респондентами было предложено:

1.                      Самовнушение (постоянно убеждать себя в нужности и полезности своего дела).

2.             Обращение к методам релаксации и т.п.

3.             Метод “абсолютного переключения” (при возникновении стрессовой ситуации “резко переключиться”, отвлечься на другой резко противоположный вид деятельности).

4.             Раннее выявление симптомов “сгорания” и индивидуальный подход при снятии проблемы.

5.             Групповая и индивидуальная терапия, тренинги.

6.             Проведение кругловых столов.

7.             Организация сети служб для решения этой проблемы.

Таким образом можно говорить об остроте этой проблемы в нашей стране, необходимости создания службы для оказания помощи специалистам при возможном использовании их предложений.


3.4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения.


-   В ходе исследования нами была также выявлена проблема повышения квалификации. Как оказалось, в нашей стране не существует системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами.

При изучении предложений относительно своей работы в будущем нами были выявлены следующие пожелания:

-   видеть свою работу углубленной в профессиональном плане (12 %);

-   работать в системе (т. е. работа должна быть более организованной) (4%);

-   достаточное материальное обеспечение (10 %);

-   научная обоснованность подходов к работе (6 %);

-   активное участие государственных структур в системе оказания помощи детям-инвалидам и их семьям (10 %);

-   видеть свою работу полезной и интересной (58 %).

Таким образом, можно говорить о несовершенстве государственной социальной политики в отношении оказания помощи этой категории населения, плохой материальной обеспеченности, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности социальной работы с детьми-инвалидами. Также можно сказать о большом количестве людей, работающих в данной сфере не из-за возможности карьерного роста, а помощи нуждающимся.

Заключение

Социальная работа — это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной ситуации.

Существует определенная этика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методам работы с человеком. Социальный работник обязан следить за такими «деталями», как тон в разговоре, уметь владеть собой в напряженных ситуациях, уважать мнение собеседника и т.д.

Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы.

Нами были также проведены исследования этики социальной работы, в частности выявление проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.

В результате исследования нами было выявлено следующее:

1.                      В сфере оказания социальной помощи преимущественно работают женщины, что является особенностью социальной работы в нашей стране. И так как социальная работа появилась относительно недавно у нас, то это, в основном, люди с педагогическим образованием.

2.                      Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью работы. Это свидетельствует о необходимости функционирования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, которая в нашей стране организована недостаточно.

3.                      Теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-инвалидам и их семьям и методы работы с ними, в основном, соответствуют мировым стандартам, так как являются адаптированным зарубежным опытом.

4.                      Выявленные в ходе исследования проблемы указывают на несовершенство законодательной базы и социальной политики в области социальной работы с детьми с особенностями психофизического развития.

5.                      Особую проблему составляет отсутствие служб по оказанию психолого-педагогической помощи работникам организации, опрошенных нами.

Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза:

Эффективность социальной помощи детей-инвалидов обусловлена уровнем профессиональной подготовки и нравственными качествами специалистов по социальной работе, - подтвердилась. Исследование показало, что благодаря этическим нормам и нравственным качествам социальных работников осуществляется помощь нуждающимся, несмотря на еще не сложившуюся систему государственной социальной работы.

Список литературы


1.     Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. – 1992. - №6. – 94с.

2.     Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. – М.: ИНФРА - М, 1999.- 294с.

3.     Антология социальной работы. – В 5 тт. – Социальная политика и законодательство в социальной работе/Сост. М.В. Фирсов. – М.: Знания, 1995.- 354с.

4.     Антология социальной работы. – М.: Логос, 1995.- 321с.

5.     Бадя Л.В. Благотворительность и нищенство в России: Краткий исторический очерк. – М.: Дело, 1993. – 279с.

6.     Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М.: Бюро, 1994. – 346с.

7.     Готье Ю.В. История областного управления от Петра I до Екатерины II. – М.: ИНФРА - М, 1999. – 278с.

8.     Григорьев В.А. Реформы местного управления при Екатерине II. – М.:Эпоха, 2000. – 254с.

9.     Гуслякова Л.Г. Теория и методология социальной работы. – М.: Книга, 1994.

10.    Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. – М.: ИНФРА - М , 1999. – 258с.

11.    Дегтярев Л.Д. Социальная политика в трансформирующихся экономиках//Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №6. – 97с.

12.    Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 гг. – М.: Жизнъ, 1997. – 342с.

13.    Забылин М.С. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – СПб., 1994. –239с.

14.    Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. – М.: Дело, 1997. – 296с.

15.    Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. – М.: Знания, 1995. – 308с.

16.    Материалы по истории социальной работы в России. Учебное пособие для вузов/Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, 1996.- 289с.

17.    Нищеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993.- 245с.

18.    Основы социальной работы. Учебник/Под ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.- 302с.

19.    Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 - № 1. – 84с.

20.    Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы международной научно-практической конференции 16-18 февраля 1993 г. – М.: ГАСБУ, 1994. – 311с.

21.    Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М., 1994.- 327с.

22.    Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленка. – М.: ГАСБУ, 1995. – 265с.

23.    Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: МГСУ, 1994. – 401с.

24.    Теория и методика социальной работы. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Дело, 1994. – 231с.

25.    Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994. – 256с.

26.    Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. /  Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь: Книга, 1994.-267с.

27.    Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.  - Т. 1,2. – Москва: Тула, 1993. – 341с.

28.    Сартр Ж.-П. Проблемы метода. – М.: Логос, 1994. – 233с.

29.    Социальная политика переходного периода/Общественные науки и современность. – 1994. - № 6. – 34с.

30.    Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ). – М: РАН, 1992.- 289с.

31.    Социальные ориентиры изменяющегося общества/Сб. статей РАН. – М.: Знание, 1993. – 256с.

32.    Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999. – 278с.

33.     Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210с.

34.    Спицкая А.В. Социальная история и социальная работа как общественная практика//Теория и методология социальной работы. – М., 1994. – 256с.

35.    Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. – М., 1994.- 304с.

36.    Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 1994. – 234с.

37.    Теория социальной работы. – М.: Союз, 1998. – 245с.

38.    Фирсов М.В. Антология социальной работы в России. – Т. 1-3. – М.: Логос, 1994-1995.- 298с.

39.    Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. – М.: Знания, 1998.- 267с.

40.    Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы//Социальная работа. – 1992. – 245с.

41.    Энциклопедия социальной работы. – Т. 1,2. – М.: Логос, 1994. – 405с.



[1] Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. – М.: Знания, 1994. – с.34


[2] Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. /  Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь: Книга, 1994.- С 31.


[3] Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. /  Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь, 1994. – С 122.


[4] Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленка. – М.: ГАСБУ, 1995.- С57.


[5] Сартр Ж.-П. Проблемы метода. – М.: Логос, 1994.- С42.

[6] Основы социальной работы. Учебник/Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Дело, 1997. – 132.


[7] Дегтярев Л. Социальная политика в трансформирующихся экономиках//Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №6. – С 12-13.


[8] Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 - № 1. – С17.


[9] Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. – 1992. - №6.- С 23-25.


[10] Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Инициатива, 1999.- С 141.


[11] Социальные ориентиры изменяющегося общества/Сб. статей РАН. – М.: Знание, 1993.- С134.


[12] Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – С67.