1. Хозяйственные операции – важнейший объект бухгалтерского дела


Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях: ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях и т.д.

Бухгалтерский учет- это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

·        формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

·        обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

·        предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

 Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:

Сопоставимость плановых и учетных показателей.

Если показатели плана и учета будут исчислены различными методиками, то будет невозможно сопоставить данные плана и учета и тем более их проанализировать. Поэтому установлены единые показатели, методы и формы их ведения.

Точность, объективность, обоснованность.

Данный учета должны отражать реальность, иначе будет невозможно управлять хозяйством. За искажение учетных данных руководитель и главный бухгалтер несут ответственность.

Своевременность, оперативность, полнота.

Данные учета, если они поступают с опозданием, теряют свое значение и не могут быть использованы для оперативного руководства. Своевременный учет предупреждает возможные недостачи, растраты, помогает управленческому аппарату вовремя принимать правильные решения, своевременно устранять недостатки.

Ясность и доступность.

Громоздкий учет систематически опаздывает с представлением информации и становится запутанным, создавая почву для бесхозяйственности. Следовательно, учетные данные должны быть ясными, простыми и доступными.

Экономичность, рациональность.

Расходы на ведение учета должны быть минимальными, что достигается его упрощением, использованием автоматизации и компьютеризации. Но при этом уменьшение затрат на ведение учета не должно отражаться на качестве его ведения.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции.

Первичные документы, используемые при описании хозяйственных операций, составляют единый информационный массив, обрабатываемый с использованием одних и тех же приемов бухгалтерской процедуры. Большинство первичных документов имеют унифицированные формы, утверждаемые Госкомстатом РФ. В отношении этих документов применение бланков устаревших или произвольных форм не допускается.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы, к которым, в частности, относятся:

§  кассовые книги;

§  товарные отчеты;

§  журнал регистрации хозяйственных операций;

§  мемориальные ордера;

§  журналы-ордера;

§  главная книга и др. учетные регистры.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

·        при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

·        перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

·        при смене материально ответственных лиц;

·        при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

·        в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·        при реорганизации или ликвидации организации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

·        излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

·        недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает вся хозяйственная деятельность предприятия.

Суть бухгалтерского учета – средства предприятий и их источники постоянно изменяются, совершая кругооборот из четырех стадий;

§   заготовка материальных ценностей (снабжение) – приобретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд, и товары для реализации;

§  процесс производства продукции – выполняется основная задача предприятия: изготовляется продукция, оказываются услуги, выполняется работа;

§  процесс реализации продукции, услуг – осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на расчетный счет, или возникает дебиторская задолженность;

§  процесс обращения – включает расчеты с различными кредиторами и дебиторами.

Кругооборот хозяйственных средств и является предметом бухгалтерского учета на предприятии.

Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются:

§  документация;

§  инвентаризация;

§  оценка и калькуляция;

§  применение счетов;

§  использование двойной записи;

§  баланс;

§  отчетность.

Использованием этих элементов оговорено в соответствующих положения, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном законодательством порядке.

Документация – письменные свидетельства о совершенных хозяйственных операциях, придающие юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация – позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние.

Оценка – способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение.

Калькуляция – способ группировки затрат и исчисление себестоимости.

Счета – предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций.

Двойная запись – обеспечивает взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и в кредите счетов в одной и той же сумме.

Балансовое обобщение – способ экономической группировки и обобщения информации путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования.

Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего объекта за определенное время, которая выступает в качестве конечного сводного документа и составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

2. Структурный анализ Отчета о прибылях и убытках организации

Финансовые результаты, регулярно генерируемые организацией, т.е. прибыльно или убыточно оно работает, можно определить при помощи структурного анализа Отчета о прибылях и убытках., потому, что все доходы и расходы предприятия за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике можно понять, насколько эффективно в среднем работает данная компания.

Ресурсы, источники, доходы и затраты объединены в отчетности в базовые учетные категории, называемые также элементами бухгалтерской отчетности. Элементами, непосредственно связанными с характеристикой имущественного и финансового положения в балансе, признаются активы, обязательства и капитал. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, признаются доходы и расходы.

Представление этих элементов в отчетности требует создания подклассов (разделов, статей), которые классифицируются и раскрываются организацией самостоятельно в соответствии с признаком классификации, положенным в основу, и требованием существенности.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Составной частью анализа финансовых результатов организации является оценка динамики показателей прибыли, показанной в Отчете о прибылях и убытках. В качестве примера в таблице 1 выполнены расчеты, основанные на отчетных данных  Отчета о прибылях и убытках условного предприятия А.

Таблица 1

Данные для анализа динамики показателей прибыли организации А


Статьи актива баланса

Код строки отчета о прибылях и убытках

Абсолютные

величины,

тыс. руб.

Удельные

веса, %


Изменения

За отчетный период

За аналогичный период прошлого года

На начало периода (за аналогичный период)

На конец периода (за отчетный период)

В абсол велич-х

Тыс.руб

(гр. 3 -

гр. 4)

В удел.

Весах, % пунк.

(гр. 6 –

гр. 5)

В % на

Начало

Период

Темп

Прироста

(гр.7/

гр.3)*

100%


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выручка (нетто) от продажи

010

555000

125000

10,0

100,0

430000

0,0

344,0

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

330000

59500

47,6

59,4

270500

11,8

454,6

Коммерческие расходы

030

1000

500

0,4

0,2

500

-0,2

100,0

Управленческие расходы

040

50000

10000

8,0

9,0

40000

1,0

400,0

Прибыль (убыток) от продажи

050

174000

55000

44,0

31,4

119000

-12,6

216,4

Проценты к получению

060

-

-

-

-

-

-

-

Проценты к уплате

070

-

-

-

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях

080

-

-

-

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

090

-

-

-

-

-

-

-

Прочие операционные расходы

100

-

-

-

-

-

-

-

Внереализационные доходы

120

-

-

-

-

-

-

-

Внереализационные расходы

130

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

174000

55000

44,0

31,4

119000

-12,6

216,4


Анализируя данные таблицы 2, можно сказать следующее:

1. Удельный вес «Прибыли» в «выручке» снизился с 44,0 до 31,4%, то есть на 12,6 процентных пункта.

2. Темп прироста «Прибыли» (216,4%) значительно ниже темпа прироста «Себестоимости (454,6%).

3. Удельный вес изменений «Прибыли» в общей сумме изменений составил лишь 27,7%, в то время как удельный вес «Себестоимости» равен 62,9%. Это говорит о том, что увеличение затрат на изготовление продукции не сопровождается ростом прибыли.

Структура прибыли показывает, что «Прибыль» предприятия формируется исключительно за счет «Выручки от продаж продукции (работ, услуг». Такие источники дохода, как «Доходы от участия в других организациях, «Внереализационные доходы», организацией А не используются.

Отсюда можно сделать вывод о том, что эффективность производства на рассмотренном условном предприятии  в анализируемом периоде снизилась – себестоимость изготовления продукции растет быстрее, чем прибыль от ее реализации. Предприятие получает свою прибыль лишь из одного источника – от продажи продукции, не получая дохода от вложения денежных средств ни в другие предприятия, ни в ценные бумаги.

При таком положении вещей, как правило перед предприятием стоит финансовая проблема, заключающаяся в росте кредиторской задолженности за приобретенные материальные ценности для изготовления продукции. Скорее всего (более точно можно было сказать, проанализировав баланс данного предприятия) предприятие не способно рассчитаться по наиболее срочным обязательствам, и с большой долей уверенности можно сказать, что перед предприятием стоит проблема выживания.

Финансовая политика предприятия направлена на решение кратковременной задачи, дающей положительный результат на коротком промежутке времени с возможным отрицательным результатом в будущем, что в свою очередь указывает на отсутствие финансовой стратегии предприятия – комплексной программы действий, главной целью которой является обеспечение предприятия необходимыми денежными ресурсами. Как следствие – рассмотренное предприятие прекратит свое существование, если руководство не разработает финансовую стратегию, например бизнес-план на ближайший год.

Наполнение действующей формы  Отчета о прибылях и убытках позволяет детализировать алгоритм формирования прибыли, а также группировать материальные и финансовые условно-постоянные затраты.

Таким образом, Отчет о прибылях и убытках в современной экономике является инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отвечая тем самым в совокупе с бухгалтерским балансом основной цели и главной задаче финансового анализа: оценке финансового состояния и выявление возможностей эффективного функционирования предприятия, и эффективному управлению финансовыми ресурсами предприятия.

Список литературы


1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ

2.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г.  № 43н.

3.     Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М.: Бухгалтерский учет, 2000.

4.     Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996.

5.     Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.

6.     Финансовый менеджмент / под редакцией Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2001.