ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

ТЕМА:    БРАК


ОБУЧАЮЩИЕ  ЦЕЛИ:

Рассмотреть историю развития вопроса о браке, дать понятие брака, охарактеризовать его признаки, основания и порядок вступления в брак; рассмотреть основания прекращения брака, порядок развода; изучить основания недействительности брака и его правовые последствия.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

Развивать навыки подготовки сообщений: развивать навыки работы с нормативным материалом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Формировать уважение к институту брака как к основному институту социально-бытовых отношений людей.

ВИД УРОКА:

Комбинированный урок.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

1.       Семейный кодекс РФ, 1995г.

2.       Закон РФ «Об актах гражданского состояния», 1997г.

3.       Схема «Основания прекращения брака»

4.       Задачи.

ПЛАН  УРОКА:

1.       Организационный момент.

2.       Вступительное слово преподавателя.

3.       Заслушивание сообщений.

4.       Изложение нового материала.

5.       Закрепление нового материала.

6.       Домашнее задание.



ХОД УРОКА:

1.                      Организационный момент. Приветственное слово преподавателя. Проверка посещаемости студентов (учеников).

2.                      Вступительное слово преподавателя:   Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Брак» одной из ключевых тем в курсе семейного права. Предложенная тема включает в себя следующие вопросы:

·        Понятие и признаки брака.

·        Основания и порядок вступления в брак.

·        Основания прекращения брака. Развод.

·        Основания и порядок признания брака недействительным, правовые последствия.

При рассмотрении темы мы будем использовать Семейный Кодекс РФ и Закон РФ «Об актах гражданского состояния». В заключение урока пройдет небольшое закрепление изученной темы путем решения практических ситуаций.

Прежде чем приступить к изучению данной темы давайте познакомимся как рассматривались эти же вопросы  в тот или иной исторический период в нашей стране.

3.                      Заслушивание сообщений по вопросам:

-           брачное законодательство во времена первобытно общинного строя и до Петровских реформ;

-           брачное законодательство с Петровских времен до социалистической революции;

-           брачное законодательство с 1917 года до 1995 глда.

4.                      Изложение новой темы.

А) Дается определение брака:  «Брак – это добровольный и свободный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности».   Указываются признаки брака:

- свободный и добровольный союз;

- союз мужчины и женщины;

- союз, оформленный надлежащим образом;

- союз, порождающий взаимные права и обязанности.

При рассмотрении признака «союз, оформленный надлежащим образом» зачитывается п.1 ст.10 СК РФ и п.7 ст.169 СК РФ.


Б) Рассматриваются условия и препятствия вступления в брак. Дается определение: «Условия – это обстоятельства, при наличии которых возможна регистрация брака». Называются условия:

- добровольность вступления в  брак:

- достижение брачного возраста.

При этом  внимание студентов обращается на содержание ст.12, ст.13 СК РФ необходимо выделить условия, которые необходимы для снижения брачного возраста. При снижении брачного возраста до 16 лет необходимо –

1.      наличие уважительных причин (беременность невесты, рождение ребенка и т.п.)

2.      разрешение органов опеки и попечительства на регистрацию брака. При разрешении регистрации брака лицу, не достигшему 16 лет, но которому уже есть 14 лет, необходимо:

-         наличие уважительных причин (см. выше),

-         согласие родителей несовершеннолетнего,

-         разрешение органов опеки и попечительства,

-         наличие соответствующего нормативного акта, действующего на территории данного субъекта РФ.

Далее рассматриваются препятствия к вступлению в брак согласно ст.14 СК РФ. Дается определение

«Препятствия – это обстоятельства, при наличии которых регистрация брака не допускается».

Называются препятствия

-         наличие другого не расторгнутого брака;

-         недееспособность одного из лиц, вступающих в брак;

-         наличие близкого родства (родители и дети, дедушки и бабушки, внуки и внучки, родные братья и сестры);

-         наличие факта усыновления.

Давая характеристику названным обстоятельствам, необходимо указать на то, кто может быть признан недееспособным и в каком порядке. В заключение следует обратить внимание, что условия и препятствия проверяются на момент государственной регистрации.


Далее рассматривается порядок подачи заявления и регистрации брака. В этой части целесообразно использовать ст.ст. 24, 27 Закона РФ «Об актах гражданского состояния». Обратить внимание на следующие обстоятельства:

-         порядок подачи заявления лицами, вступающими в брак;

-         сроки регистрации брака;

-         возможность выездной регистрации брака.


В завершение необходимо определить значение государственной регистрации брака, задав этот вопрос студентам.


В). Основания прекращения брака. Развод.

Студентам предлагается схема «Основания прекращения брака». (Приложение №1).

Работа со схемой. По каждому из названных оснований необходимо проработать такой момент, как документ, подтверждающий то или иное событие.

-         смерть супруга – Свидетельство о смерти;

-         Объявление супруга умершим по решению суда – решение суда, вступившее в законную силу;

-         Развод  -Свидетельство о расторжении брака.

Далее предметно рассматривается вопрос о разводе по следующей схеме:

1.     Дается определение «Развод – это прекращение брака на будущее время по заявлению супругов, одного из супругов, опекуна супруга, признанного недееспособным».

2.     Рассматривается порядок и основания расторжения брака в суде. Используются ст.ст. 21-24 СК РФ. Должны быть освещены моменты:

·         Основания – наличие общих несовершеннолетних детей; отсутствие согласия одного из супругов; нежелание одного из супругов явиться в отдел ЗАГСа для подачи совместного заявления о расторжении брака.

·         Порядок – исковое производство

·         Вопросы, которые могут рассматриваться одновременно с расторжением брака – раздел совместного имущества супругов, с кем из родителей будут проживать дети, решение алиментных вопросов.

·         С какого момента брак считается расторгнутым – с момента вступления в силу решения суда о расторжении брака. Бывшие супруги не могут вступать в повторный брак до тех пор, пока не получать Свидетельство о расторжении брака. (ст. 25 п.1 СК РФ).

3.     Рассматривается порядок и основания  расторжения брака в органах ЗАГСа. Используется ст.ст. 19-20 СК РФ. Должны быть освещены моменты:

·         основания

– взаимное согласие супругов при условии, что у них нет общих несовершеннолетних детей;

-         не зависимо от согласия супругов, наличия общих несовершеннолетних детей если:

а. Один из супругов признан безвестно отсутствующим;

б. Один  из супругов признан недееспособным;

в. один из супругов осужден к лишению свободы на срок более 3 лет.

·         порядок – подача совместно заявления супругов по месту регистрации брака;

·         с какого момента брак считается расторгнутым – с момента государственной регистрации брака в книге регистрации актов гражданского состояния (п.1 ст25 СК РФ).


Г) Основания и порядок признания брака недействительным. Правовые последствия. Вопрос необходимо рассматривать по следующей схеме:

·         понятие «Недействительный брак – это брак, не порождающий никаких правовых последствий, т.к. считается недействительным с момента его регистрации».

·         Основания недействительности брака по ст. 27 СК РФ.

-         наличие препятствий в момент регистрации брака;

-         отсутствие условий при регистрации брака;

-         заключение фиктивного брака;

-         если один из супругов в момент регистрации брака скрыл о наличии у него венерического заболевания или ВИЧ- инфекции.

·         порядок признания брака недействительным – в порядке искового производства;

·         кто вправе требовать признания брака недействительным –ст. 28 СК РФ.

·         что исключает недействительность брака – чт.29 СК РФ;

·         правовые последствия недействительности брака –ст.30 СК РФ.


4.     Закрепление нового материала путем решения задач. (Приложение №2)

5.     Домашнее задание: ст.ст. 10-27 СК РФ,

                                       Глава 14-15 Учебника по семейному праву

                                       Пчелинцева Л.М.; М: Норма-Инфа-М 1999г.

Приложение №2

ЗАДАЧА №1


Прокурор Таганского района г. Казани подал в суд исковое заявление с признанием недействительным брака, заключенного Ибрагимовым и Вавиловой. Свое требование он мотивировал тем, что в 1994 году Ибрагимов зарегистрировал брак с Гараевой. С учетом этого Ибрагимов состоит в полигамном браке с Вавиловой и Гараевой, что не допускается российским семейным правом. В судебном заседании Ибрагимов, Вавилова и Гараева просили суд отказать в удовлетворении требования прокурора, поскольку ислам, который они исповедует, предусматривает возможность существования подобного брачного союза. К тому же у них сложилась крепкая семья, в которой имеется четыре ребенка, рожденных Вавиловой и Гараевой, и действующее семейное законодательство Республики Татарстан не устанавливает единобрачия.

Какое решение должен вынести суд?



ЗАДАЧА №2


В марте 1993г. Конев и Леонтьева заключили брак. Конев переехал и прописался в квартиру Леонтьевой. Спустя год у них родился сын Кирилл. А в июне 1995г. Леонтьева обратилась в суд с иском о признании брака недействительным. Она утверждала, что при заключении брака иногородний Конев преследовал единую цель – приобрести прописку и право на жилплощадь. Одновременно она просила разделить нажитое имущество за период брака. Подлежит ли удовлетворению требование Леонтьевой?