Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 4

Задание 3. 4

Задание 4. 5

Задание 5. 5

Список литературы.. 7

Задание 1

Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция) Синтаксическая синонимия.

Выразительные  возможности в синтаксисе весьма многообразные и значительные. Так в синтаксисе включаются различные случаи сближения по значению всевозможных грамматических форм (времен, наклонений), различные схемы построения предложения, предлоги и союзы, а также возможность замены имени существительного местоимением[1].

Инверсия - изменение нормального (стилистически нормального) порядка слов в предложении, сопровождаемое перемещением его интонационного центра.

Бессоюзие (асиндетон) - построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.

Многосоюзие (полисиндетон) - такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом

Парцелляция - стилистический прием, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказывания, которые образуют новое сверхфразовое единство - парцеллированную конструкцию"; "явление речевого синтаксиса, связанное с оформлением информации воздействующей направленности".

Синонимия является наименее изученной областью языкознания как в лексике, так и в грамматике, а особенно в синтаксисе. Благодаря многочисленным работам, появившимся в последнее время и посвященным отдельным частным вопросам грамматической синонимии, в настоящее время можно сказать, что разработка этого вопроса дала многое как в теоретическом, так и в практическом планах.

«Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене»[2].

Синонимика является одним из источников обогащения языка выразительными средствами, поэтому она представляет особый интерес для разработки проблем, связанных с борьбой за культуру речи, с изучением языка и стиля художественной литературы и публичных выступлений, с задачами построения стилистики.

Задание 2

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.)[3].

Основная цель написания текста - передать читателю идеи, информацию или знания. Читатель лучше поймет текст, если эти идеи структурированы, и намного лучше увидит и почувствует эту структуру, если форма отражает логическую и смысловую структуру содержания.

Самый важный элемент текста - абзац. Он называется "элементом текста", потому что абзац является той типографской формой, в которую облекается одна связная мысль или идея Следующим элементом текста является строка.

Более маленькая, единица текста - предложение. Структура текста охватывает даже отдельные части предложений.

Задание 3

Раскройте скобки.

1.       На Черном море много песчаных побережий.

2.       Я встала, сняв ребенка с колен.

3.       В саду много яблони, вишни, смородины.

4.       Сколько же платьев тебе нужно?

5.       Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.

6.       Над болотом кружила пара цапель.

Задание 4

Подберите к данным словам синонимы. Сравнение, баловень, добрый, закрытый, превзойти.

Сравнение – сопоставление, сличение

Баловень – любимчик, фаворит

Добрый – мягкосердный, жалостливый, милосердный

Закрыть – запереть, замкнуть

Превзойти – опередить

Задание 5

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

Моей любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. Я знал, что тогдашняя наша скудная и неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их. Моя мечта была явно несбыточна. Но от этого она не умирала…

Одно время я всерьез думал стать моряком. Но вскоре мечта о писательстве вытеснила все остальные.

Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира. Оно было независимым, мужественным и благородным делом.

Однако, тогда я еще не знал, что писательство - это и труд, тяжкий и расточительный, что даже одна – единственная крупица правды, утаенная писателем от людей, преступление перед собственной совестью, за которое он неизбежно ответит. 

1.                Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью[4]. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи: повтор, местоимения, синонимы. Подберите синонимы к словам:

Правда – истина

Скудный – бедный, убогий

Несбыточный – неосуществимый, утопичный

2.                Каким придаточным предложением можно заменить причастный оборот (последний абзац)?

Замена в данном случае неуместна потому, что к причастному обороту задается вопрос какая, а здесь иной вопрос не поставить, поэтому придаточное предложение не подходит.

Список литературы


1.     Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Знания, 1998.

2.     Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Центр, 1997.

3.     Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: ЮНИТИ, 1999.

4.     Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Дело, 1998.

5.     Кодухов В. И. Русский язык. М.Логос, 1994.



[1] Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Центр, 1997 .- с 57.


[2] Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: ЮНИТИ, 1999.- с 89.

[3] Кодухов В. И. Русский язык. М.Логос, 1994. – с 23

[4] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Дело, 1998.