Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 4
Задание 3. 4
Задание 4. 5
Задание 5. 5
Список литературы.. 7
Задание 1
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция) Синтаксическая синонимия.
Выразительные возможности в синтаксисе весьма многообразные и значительные. Так в синтаксисе включаются различные случаи сближения по значению всевозможных грамматических форм (времен, наклонений), различные схемы построения предложения, предлоги и союзы, а также возможность замены имени существительного местоимением[1].
Инверсия - изменение нормального (стилистически нормального) порядка слов в предложении, сопровождаемое перемещением его интонационного центра.
Бессоюзие (асиндетон) - построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.
Многосоюзие (полисиндетон) - такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом
Парцелляция - стилистический прием, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказывания, которые образуют новое сверхфразовое единство - парцеллированную конструкцию"; "явление речевого синтаксиса, связанное с оформлением информации воздействующей направленности".
Синонимия является наименее изученной областью языкознания как в лексике, так и в грамматике, а особенно в синтаксисе. Благодаря многочисленным работам, появившимся в последнее время и посвященным отдельным частным вопросам грамматической синонимии, в настоящее время можно сказать, что разработка этого вопроса дала многое как в теоретическом, так и в практическом планах.
«Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене»[2].
Синонимика является одним из источников обогащения языка выразительными средствами, поэтому она представляет особый интерес для разработки проблем, связанных с борьбой за культуру речи, с изучением языка и стиля художественной литературы и публичных выступлений, с задачами построения стилистики.
Задание 2
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.)[3].
Основная цель написания текста - передать читателю идеи, информацию или знания. Читатель лучше поймет текст, если эти идеи структурированы, и намного лучше увидит и почувствует эту структуру, если форма отражает логическую и смысловую структуру содержания.
Самый важный элемент текста - абзац. Он называется "элементом текста", потому что абзац является той типографской формой, в которую облекается одна связная мысль или идея Следующим элементом текста является строка.
Более маленькая, единица текста - предложение. Структура текста охватывает даже отдельные части предложений.
Задание 3
Раскройте скобки.
1. На Черном море много песчаных побережий.
2. Я встала, сняв ребенка с колен.
3. В саду много яблони, вишни, смородины.
4. Сколько же платьев тебе нужно?
5. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.
6. Над болотом кружила пара цапель.
Задание 4
Подберите к данным словам синонимы. Сравнение, баловень, добрый, закрытый, превзойти.
Сравнение – сопоставление, сличение
Баловень – любимчик, фаворит
Добрый – мягкосердный, жалостливый, милосердный
Закрыть – запереть, замкнуть
Превзойти – опередить
Задание 5
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.
Моей любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. Я знал, что тогдашняя наша скудная и неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их. Моя мечта была явно несбыточна. Но от этого она не умирала…
Одно время я всерьез думал стать моряком. Но вскоре мечта о писательстве вытеснила все остальные.
Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира. Оно было независимым, мужественным и благородным делом.
Однако, тогда я еще не знал, что писательство - это и труд, тяжкий и расточительный, что даже одна – единственная крупица правды, утаенная писателем от людей, преступление перед собственной совестью, за которое он неизбежно ответит.
1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью[4]. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи: повтор, местоимения, синонимы. Подберите синонимы к словам:
Правда – истина
Скудный – бедный, убогий
Несбыточный – неосуществимый, утопичный
2. Каким придаточным предложением можно заменить причастный оборот (последний абзац)?
Замена в данном случае неуместна потому, что к причастному обороту задается вопрос какая, а здесь иной вопрос не поставить, поэтому придаточное предложение не подходит.
Список литературы
1. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Знания, 1998.
2. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Центр, 1997.
3. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Дело, 1998.
5. Кодухов В. И. Русский язык. М.Логос, 1994.
[1] Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Центр, 1997 .- с 57.
[2] Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: ЮНИТИ, 1999.- с 89.
[3] Кодухов В. И. Русский язык. М.Логос, 1994. – с 23
[4] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Дело, 1998.