Содержание

 

 

Введение. 3

1. История собирания и изучения народного художественного творчества. 5

1.1 Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре. 6

1.2. Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений. 8

2. Дошкольник как субъект психического развития. 10

2.1. Принципы организации работы детей дошкольного возраста. 13

2.2. Навыки детей, помогающие воспринимать методы.. 16

3. Практическая часть. 20

3.1. Наглядные методы.. 20

3.2. Словесные методы.. 22

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение


Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира.

Суждение ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически – чувственный. Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром.

Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами.

Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора, художественного творчества.

Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

К народному творчеству как средству языковой, выразительной характеристики народа обращались Даль В.И., Зеленин Д.К., Тиханов П., Молотилов А. и многие другие.

В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

Этим объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы «Методы приобщения детей к народному художественному творчеству в фольклорной студии в дошкольном учреждении».

Целью данной курсовой работы является описать методы, которые помогут в воспитательном процессе приобщения детей дошкольного возраста к народному художественному творчеству в фольклорной студии.

Для достижения цели необходимо раскрыть следующие задачи:

Так как работа в приобщении к народному художественному творчеству будет весть с детьми дошкольного возраста, поэтому необходимо

1.     описать особенности и тонкости дошкольного возраста

Так как дети посещают именно фольклорную студию, необходимо раскрыть истоки фольклора, т.е.

2.     познакомится с историей фольклора, только тогда мы сможем понять его ценность

После того, как мы определим особенности психических процессов

Дошкольника, мы сможем выбрать и описать наиболее подходящие для этого возраста методы приобщения, а именно

3.      метод наглядности или наблюдения, и некоторые практические методы

Развитие видения, художественного видения и есть главная задача приобщения к народному художественному творчеству. А для этого двадцатиминутного воспитания недостаточно.

Ребенок в мире искусства должен жить в двух пересекающихся пространствах. Одно пространство – детское, с его играми и детским творчеством. Другой мир взрослого искусства. О нем ребенок должен знать. Этот мир не вполне понятен.

 Образцы взрослого искусства не всегда доступны для понимания. И ребенок должен чувствовать зазор, существующий между детским и взрослым искусством. Со временем в нем развивается способность реагировать на эмоциональную тональность взрослых произведений.

1. История собирания и изучения народного художественного творчества

В начале 19 века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовного богатства, вопрос об общественной значимости народной жизни.

Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа. А. Глаголев, писавшей о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонения солнцу и культом деревьев песенки.[1]

И.П. Сахаров стремился осветить все стороны русской национальной жизни. Мимо его внимания не прошли ни детские игры, ни поэзия пестования.

В 1837 г. в «Записках и замечаниях о Сибири» Е.А. Авдеева дала живые зарисовки детского быта, тексты игровых приговоров и обрядовых сценок. В 1844 г. издан небольшой сборник народных сказок.

 Детские сказки в особую группу были выделены впервые. В те годы многие понимали педагогическую ценность народного художественного творчества.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в народном творчестве, художественных промыслах, фольклоре, декоративно – прикладного искусства.

Народное художественное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, эмоционального воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.[2]

1.1 Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре

В отличие от литературы – индивидуального творчества писателей – фольклор представляет собой коллективное творчество. Однако это не значит, что в нем никакого значения не имеет индивидуальное начало.

В определенных жанрах и в известные исторические периоды индивидуальное начало проявляет себя довольно заметно, но оно находится в своеобразных связях с коллективным началом.

Фольклор возник в глубокой древности как массовое коллективное творчество. Ранние формы фольклора отличались тем, что в них господствовала коллективность сложения и исполнения произведений. Творческая личность в то время еще мало выделялась из коллектива.

 Позже все большую роль начинают играть отдельные талантливые певцы, которые во всем творчестве выражали представления и взгляды рода или племени, а затем и народа.

Даже в ранних формах фольклора,  и естественно, еще более – в поздних индивидуальное творчество органически соединялось с коллективным и развивалось на его основе.

Коллективность в фольклоре проявляется и во внешних формах творчества, и во внутренней его сущности, и в процессе создания произведений, и в их исполнении.

Она выражается в том, что создатели и исполнители произведений опираются на общефольклорный опыт и традицию и вместе с тем вносят в произведение новые черты и детали, приспосабливая его сюжет, образы и стиль к конкретным условиям исполнения.

Произведения могут создаваться и коллективом (хором, группой лиц), и отдельными лицами – певцами и сказочниками.

Если они соответствуют запросам и вкусам коллектива, народа, то начинают бытовать в его среде, исполняться в хоре отдельными певцами.

Коллективность фольклора выражается в том, что отдельные фольклорные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколения к поколению.

Но каждый исполнитель может изменять произведение сообразно своему творческому замыслу.

В различных жанрах фольклора коллективное и индивидуальное начала в создании и исполнении произведений проявляются по – разному: если песни  обычно исполняются хором, коллективно, то былины и сказки – индивидуально.

Если текст заговоров весьма устойчив, то текст причитаний очень подвижен, он, как правило, в значительной степени импровизируется – создается как бы заново на новом материале.

Но эта индивидуальная импровизация осуществляется по издавна установившемся схемам, на основе коллективно выработанных средств художественной выразительности.

Частушки обычно представляют собой произведения, которые сочиняются лицами, известными на селе. В них более проявляется индивидуальное начало, нежели в произведениях других жанров фольклора.

Индивидуальное начало, так же как и коллективное, имеет место на всех этапах развития фольклора.

Оно принимает многообразные формы выражения и обнаруживает тенденцию не к угасанию, а к усилению и активизации в процессе исторической эволюции фольклора.

1.2. Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений

Традиционность в народном художественном творчестве выражается в относительной устойчивости словесного текста, напева, характера исполнения, красок, передаче произведений, как правило, без значительных изменений от поколения к поколению, сохранении в течение веков произведений с определенными сюжетами и героями, формами и выразительными средствами.

Традиция, как и коллективность творчества, свойственна не только словесному фольклору. Она присуща и другим видам народного творчества – музыке, танцам, резьбе, вышивкам.

Традиция имеет  свои социально – исторические основы и обусловлена важными жизненными обстоятельствами.

Эти условия и обстоятельства таковы:

Во-первых,

народное творчество зародилось в первобытнообщинном строе, когда были весьма устойчивы общественные формы жизни, народный быт и представления, что определило  устойчивость фольклора.

Но, сложившись в это время, традиция была поддержана известной устойчивостью форм жизни и в более поздние периоды истории. В связи с изменениями самого характера жизни традиция постепенно ослаблялась.


Во-вторых,

в произведениях народного творчества глубоко отражены важнейшие особенности реальной действительности, запечатлены важные объективные качества человека и природы.

Это можно сказать не только о пословицах, жизненные обобщения которых сохраняются веками и будут еще долго сохраняться, но и о песнях, характеризующих духовный мир человека, его общечеловеческие свойства, мысли, чувства и переживания.

В-третьих,

народное творчество воплотило в себе принципы народной эстетики, отразило народные художественные вкусы, которые вырабатывались веками. Они ценны тем, что в них воплощены объективные законы красоты.


В-четвертых,

сами произведения фольклора – значительные художественные достижения. Они удовлетворяют народные идейные и эстетические запросы и служат важной частью духовной культуры народа на протяжении длительного времени.


 Перечисленные выше условия служат почвой традиционности народного творчества, большой устойчивости народных произведений.

2. Дошкольник как субъект психического развития

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте изучено достаточно подробно. Тем не менее раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение), совершенствования основных видов деятельности (игра) очень важно.

Изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные стороны общего процесса, но при изучении методов приобщения детей к народному художественному творчеству это необходимо раскрыть.

Наличие у ребенка всевозрастающей и усложняющейся познавательной активности, наряду с отсутствием систематического обучения и обязательного труда порождает своеобразную форму деятельности – ролевую, творческую игру, реализующую в себе все основные для психического развития потребности: познавательную потребность, потребность в общении и потребность в практическом действии.

Дети старшего дошкольного возраста, от 3-4-ех до 5-6 лет у них уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возраста все же характеризуется доминированием непроизвольных познавательных процессов, и именно на такие процессы опирается ребенок, познавая окружающий мир.

Т.е. дети старшего возраста от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности, что помогает им оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.

В дошкольном возрасте происходит социализация познавательных функций, включающая в себя вербализацию (речевое развитие тесно связано с развитием всех процессов), произвольность (ребенок начинает самостоятельно регулировать познавательные процессы) и опосредованность (развитие познавательных процессов через использование орудий, знаков).

Развивается воображение и ребенок к четырем годам уже может создать на основании словесного описания образ предметов и воспроизвести их в рисунке.

Дети все больше прислушиваются к музыке, пению, быстро запоминают понравившиеся мелодии, подражают пению взрослых.

Они с удовольствием делают ритмичные движения, соответствующие характеру музыки (пляска, маршевая, ходьба), легко делают образные движения.[3]

К пяти годам у детей продолжают развиваться эстетические чувства, у них повышается способность переживать содержание песен, в рисунках передавать красоту цвета, в аппликациях располагать из готовых форм узоры.

К шести годам восприятие приобретает более целенаправленный характер: дети могут подолгу  рассматривать изображения или предмет, обращая свое внимание на те детали, которые указывает воспитатель.

В этом возрасте развивается творческая выдумка, дети могут делать несложные игрушки – самоделки из цветной бумаги, пробки, шишек.

У детей продолжают развиваться музыкальные способности, творческая активность, они с интонацией поют песни, импровизируют плясовые движения.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте можно специально организовывать, что способствует лучшему пониманию.

Мышление характеризуется переходом от наглядно - действенного к наглядно-образному. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.

Несмотря на своеобразие детской логики, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи.

Память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией. Ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить  или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

 Непроизвольно запоминается материал, вызывающий эмоциональный отклик. Целенаправленное запоминание и припоминание появляется эпизодически.

Ребенок включается в новые виды деятельности и новые системы отношений, что ведет к появлению новых мотивов.

Они связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами.

Появление новых мотивов и механизма соподчинения мотивов означает складывание мотивационной сферы ребенка, выделяются устойчивые, доминирующие, обладающие разной силой и значимостью для данного ребенка мотивы.

Дети очень чутки к выразительному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного художественного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание эмоциональных чувств.

Дети впервые знакомятся с пословицами и поговорками.

Народ создал короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют скромность, смелость. Им объясняется, когда уместно использовать пословицы и поговорки. Это обогащает жизненный опыт детей дошкольного возраста.

2.1. Принципы организации работы детей дошкольного возраста

Ребенку нравятся занятия, где он может активно проявлять себя, показать результаты, где материал занимателен, но в тоже время ему трудно преодолевать препятствия, когда что-то незнакомо.

Поэтому на занятиях активность, сообразительность дети могут проявить при условии, что правильно решен вопрос о плотности занятий:

-         объяснение воспитателя не затянуты (длятся 5-6 мин);

-          большинство детей могут высказаться

-         продуманный подбор материала позволяет детям употребить свои умения

-         время достаточно, чтобы выполнить задание

-         необходимо определить цель задания и мотив действий

У детей появляется избирательные интересы. Поэтому необходимо совершенствовать приобретенные ребенком знания и умения, и привлечь его внимание к тому, что он еще не освоил.

Сухомлинский В.А. считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребенок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке. [4]

Ручной труд ребенка 5-7 лет является одним из компонентов его эстетической деятельности и приобщения к народному художественному творчеству. В основе лежат принципы художественного содержания декоративно-прикладного искусства.

Теория современного дизайна для детей и практика детского ручного художественного творчества демонстрирует широкие возможности продуктивной деятельности, которой можно увлечь детей.

Этим и заполняется их свободное время интересным содержательным делом, и тем самым развивается стремление к прекрасному, воспитывается вкус и уважение к народным традициям, к народному творчеству.

Приобщение ребенка к народному художественному творчеству складывалось веками.

Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей.

Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом:

-         обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество

-         резьба по дереву, камню, кости, коже

-         чеканка по металлу

-         работа с глиной

-         изготовление керамических изделий.

Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня художественное творчество рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.

Взрослые должны не только формировать и совершенствовать навыки ребенка, но и постепенно расширять содержание народного художественного творчества, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.

Важно у ребенка развить способность заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.

Психолог А.В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно  воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений народного художественного творчества, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.[5]

Художественное творчество детей как элемент гармоничного развития народного художественного творчества – это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту.

Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.

Народное художественное творчество – это преобразующее творчество, то есть художественно изменяющим окружающую материальную среду. необходимо создать вещи так, чтобы они радовали своей красотой.

Поэтому творчество идет по двум направлениям: образного воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.

Народное художественное творчество имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов создают  шедевры народной культуры, которыми гордится не одно поколение.

Народное художественное творчество, сохраняя черты  отдаленных веков, вносит в современность  своеобразную красоту прошлого.

Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержит  изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, песням.

Детям дошкольного возраста доставляет огромное удовольствие работать красками или другими материалами вместе  со взрослыми или рядом с ними. Детское творчество обладает  особой, детской художественностью.

То, что во взрослых работах расценивалось как неумелость или небрежность, может оказаться достоинством детского художества.

Как было сказано ранее, дети пяти лет проявляют большой интерес к труду взрослых, потребность соучаствовать со старшими в выполнении трудовых, творческих процессов.

Деятельность детей более целенаправленна, а внимание более устойчиво. Большое значение имеет правильная организация всех видов труда. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость.

В распорядке дня старшей группы увеличивается время на занятия. Это обусловлено тем, что у детей возрастают возможности усвоения первоначальных знаний, умений, навыков, стремление к коллективным занятиям.

Ежедневно организуются занятия по 25 минут с 10-ти минутным перерывом между занятиями.

2.2. Навыки детей, помогающие воспринимать методы

Умению наблюдать следует учить детей начиная с раннего и младшего возраста. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

1.     распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет), а также о связях наблюдаемого объекта с другими


2.     за изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост, развитие растений и животных, сезонные изменения в природе, труде, и быте людей). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии



3.     репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления (так, по цвету ягоды дети устанавливают ее спелость)

Указанные виды наблюдения отличаются не только по характеру познавательных задач, но соответственно по своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.

Наиболее широкая сенсорная основа представлена в наблюдении распознающего характера.

Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений.

В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать:

-         принимать задачу

-         сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте

-         использовать обследовательские и поисковые действия

Живое общение,  непосредственное ознакомление в ходе наблюдения с жизнью вызывает интерес к окружающему, умственную т эмоциональную активность.

Наблюдения за преобразованием предметов, изменением их или ростом и развитием требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим.

А это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умений мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях.

Наблюдение репродуктивного вида осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения.

Слово взрослых и детей входит в состав любого наглядного и практического метода.

Однако по мере развития словесно-логического мышления у детей, накопления представлений о предметах явлениях окружающего мира словесные способы обучения приобретают характер самостоятельных методов.

Их значение заключается в том, что они  обеспечивают переход детей в процессе познания за пределы непосредственного восприятия, что значительно расширяет возможности познания мира.

Также обеспечивают перевод знаний на более высокий уровень обобщения, их систематизацию.

Словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретность образов, картин, явлений, представших в сознании ребенка; эти образы – представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются, в то же время точным повторением, копией увиденного, слышанного, пережитого ребенком.

Это результат деятельности воображения, направленной на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях.

Словесное творчество детей может выражаться в разных формах:

-         в словотворчестве (в узком смысле), т.е. в создании новых слов, неологизмов

-         в сочинении стихотворений

-         в сочинении собственных рассказов и сказок, в творческих пересказах


Одним из факторов, определяющих развитие словесного творчества детей, следует признать влияние народного художественного творчества.


 Во-первых:

народное художественное творчество оказывает воспитательное влияние на личность ребенка, формирует художественные способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как словесное творчество


Во – вторых:

народное художественное творчество оказывает непосредственное влияние на словесную, художественную деятельность ребенка, развивает образную речь, определяет строй и стиль, питает ее свои материалом, дает образцы, вооружает способом построения повествования.


Для языкового стиля сказки более характерно выражение действенности, чем качественности:

-         из частей речи широко используются глаголы

-         прилагательные встречаются реже

Специфика художественных средств народной сказки для детей соответствует особенностям восприятия и психики ребенка.

Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование знаний и умственно речевых умений детей.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественного творчества народа, а в последующем и литературных произведений.


3. Практическая часть


Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народном художественном творчестве.

Понятие наследия, традиции в обучении художественному творчеству всегда имело и до сих пор имеет важное значение. Наиболее ценным считается тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследственный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.


3.1. Наглядные методы


Рассмотрим группу наглядных методов, которые мы использовали в работе с детьми дошкольного возраста. К этой группе относятся:

-         наблюдение

-         рассматривание картин

-         показ образца – задания

-          показ способа действия

Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольников. Наблюдение, организованное для решения воспитательных задач, широко используется не только в фольклорной студии, но и в детских садах.

Тема занятия «Узоры». Детям рассказывается о том, что узорами начали пользоваться давным-давно.

Узоры не только рисовались красами на бумаге, но ими украшали платья вышивкой, выполнялась резьба по дереву, наносили узор на посуду, на матрешки.

Так же говорится о том, что узоры привносят в жизнь людей мотивы радости, красоты.

Если человек овладевает искусством , то все, что окружает его он делает уютным, красивым.

Люди, которые знают традиции, могут в историю человечества преподнести свои элементы узора.

Рассказ воспитателя сопровождается наглядным пособием, а именно различная деревянная посуда, ложки, вышивка, росписи. Рассказывается об особенностях. Затем задается вопрос:

-         Зачем нужны узоры в жизни людей?


Миша: чтобы научиться их рисовать

-         Правильно, а еще кто как думает?


Настя: мне папа говорит, что когда рисуешь развивается фантазия

-         Молодец! Твой папа прав, вы же смотрите на образцы, и можете внести какие-то свои элементы. Помните, мы с вами учились разрисовывать матрешки?


Дети: да.

-         Теперь вы уже кое-что знаете, сами рисовали, дома бабушек и дедушек учили, а теперь мы с вами будем учиться разрисовывать тарелку. У каждого из вас есть альбомный листок, карандаши, и форма тарелки. Подумайте, как у вас будет располагаться лист, положите шаблон тарелки на свой альбомный лист и обведите его простым карандашом.


И так мы приступаем к работе. Детям объясняются особенности нанесения узоров, потом их разукрашивают.

Интересно за ними наблюдать в процессе работы. Их аккуратность, старательность очень заметна в процессе творения.

Иногда одни дети заглядывают к другим, и высказывают такие реплики:

-         А Костя нарисовал не так?


Тогда необходимо посмотреть, справляется ли Костя, или он уже вносит свое творчество в заданные каноны.

Если Костя смог в рисунке нарисовать именно свое видение, тогда необходимо сказать:

-         Ребята, мы с вами обсуждали, что в любые народные традиции, вносятся свои творческие художественные элементы. Костя рисует как и мы с вами, но в свой рисунок он добавил свое видение этого узора. Это очень хорошо.

После того, как дети закончили рисовать, пока у них досыхает последняя краска, мы снова обобщаем услышанный материал. 

Ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:

1.         формируется основное содержание знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира

2.         этот метод отвечает познавательным возможностям детей этого возраста

3.         выступая как самостоятельный метод, Он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приема (при организации элементарных упражнений, проведении бесед).


3.2. Словесные методы


Сказка – та форма эпического жанра, к которой более всего приближается детское сочинение. Темы и образы сказок близки детям.

 Мир сказки в основе своей  реален. Это семья, дом, природа.

Герои сказок – или сами дети и их близкие – дедушка, бабушка, сестры, братья, или хорошо знакомые ребенку животные.

Но в действиях, в событиях – фантастичность: волшебные превращения, звери говорят и поступают как люди. 

Это сочетание – знакомый мир и чудесные превращения – притягательно для ребенка тем, что желаемое становится возможным.

В силу высокой образности изображаемое в сказке обретает для ребенка достоверность, и, поскольку детям свойственно входит внутрь изображаемых событий, они сопереживают с героями сказки.

Сочиненные детьми сказки, рассказы, говорит о том,  что чаще всего дети создают их под прямым влиянием русского фольклора; это влияние проявляется в творческом пересказе детей.

Сочиненные детьми сказки можно разделить на несколько групп. К первой группе относится та разновидность сказок, которые не являются еще абсолютно собственным сочинением детей.

Содержание таких сказок, их структура, развитие в них  действия – результат  компиляции, соединения нескольких известных ребенку сказок в его творческом пересказе.

Например, в сказке Наташи Фадеевой (5лет 3 месяца) проступает содержание трех сказок, сильнее всего – «Теремок». Сюжетная линия героев сказки воспроизведена в ее сказке почти полностью.

Частично заимствована часть из народной сказки «Машенька и медведь». В качестве завязки использовано начало «Волк и семеро козлят».

Герои Наташиной сказки – это определенный характер, завершенный положительный тип героев русской народной сказки: они добры, послушны, трудолюбивы, заботливы.

Интересен образ медведя. Это одновременно и чудовище, и добродушный, хотя и суровый с виду, медведь из русской народной сказки. По сказочному традиционны и дедушка с бабушкой.

 Следует отметить, что на предложение рассказать сказку Наташа откликнулась сразу и очень охотно. Для стиля сказки характерны черты традиционной сказочной поэтики.

Она начала сказку так «Жили- были…», концовка «Стали жить – поживать и добра наживать».

 Обратный порядок слов также часто повторяется в Наташиной сказке «Пошла девочка в лес», «Ушел медведь однажды на работу», «Заплакали дед и бабушка».

Следует отметить высокую степень глагольности, что вообще отличает детскую речь.

Наташа использовала почти все без изменения сюжетно – образные основы известных ей сказок.

Большая группа сказок такая, в которых тема и сюжет не заимствуется столь откровенно.

Это обусловлено в основном тем, что различные предыстории каждого факта сочинения ребенком сказки и содержанием и типом обучения, характером получаемых впечатлений, развитием склонностей и способностей.

Дети этого возраста могут рассказывать очень длинные сказки. Такой тип рассказывания, когда ребенок не способен закончить сказку, не является основным.

Например, сказка Оли Натопиной. Содержание сказки позволяет отнести ее к жанру волшебных сказок.

Тема ее – незамысловатая история с таинственным исчезновением и появлением волшебной лесной шишки. В качестве главного героя выступает девочка Машенька – один из основных образов народной сказки.

Неизменны бабушка и дедушка. Четвертый персонаж – Змей Горыныч – появляется неожиданно, и дальнейшая его роль в сказке неясна: он ли приносил и уносил шишку? 

События совершаются таинственно, в них нет той оправданности и необходимости, с какой совершаются волшебства в народной сказке.

Сказка Марины:

… а уже заинька встал и … заинька пошел в деревню… избушка – потерялся – а там жили два медведя, они его тоже выгнали и сказали: «У нас только две постели», не пустили его. А в лесу была сова. Она  зайчику … не поможет. А зайчик испугался. А два медведя не могли ее догнать, а волки ее догнали и съели. а потом сыроежки расцвели, а волк ее поймал. А потом осинники цвели, а она… Это я сама придумала (говорила очень быстро).

Эта сказка близка к народной сказки о животных.

Персонажи – излюбленные герои русской народной сказки: заинька, медведи, волки, сова. Звери живут в лесу, и как это часто бывает в сказке – в избушке.

Звери говорят, как люди, но у них повадки лесных жителей, и, относятся они друг к другу, так, как и полагается лесным зверям в сказке, - заяц слаб и всего боится, медведи сильные, а волки злые: съели сову.

Сказка коротка, но она могла бы окончиться еще раньше, хотя могла продолжаться и бесконечно долго.

Цикл проведенные занятия на тему «Нарисуй услышанное»

После того, как дети нарисовали, им предлагается всем ребятам рассказать, что же они нарисовали.

Кирилл. Все его композиции пронизаны определенным ритмом в расположении фигур. Рисует ли он по наблюдению – «Поросята гуляют», строит ли композицию услышанной сказки «Волк и семеро козлят».

Кирилл озвучивает нарисованный сюжет: козлята разбежались по всему полю, танцуют, радуясь, что волк больше не придет.


В рисунке другого ребенка изображен другой сюжет из этой же сказки. Когда он рисовал, то озвучивал, что рисует.

-         дома кажутся темными вечером, окошки отсвечивают, и за раму свет отходит. А в этом окошке свет погас. Все, все козлята спать улеглись. Они в разных домах, чтоб их волк сразу всех не съел.


Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую среду. в то же время в сказке отражение  живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.

На одном из занятий мы знакомились со сказкой «Теремок». Задание было такое же: нарисовать понравившийся вам фрагмент.

К сказке «Теремок», Оля хотела нарисовать медведя, который разрушает теремок. Сначала ею был нарисован домик, декоративно украшенный и красочный. И когда она рассказывала, почему она нарисовала именно так, то ответила:

-         У меня теремок получился красивый, и мне не хочется рисовать медведя, он ведь его раздавит. И тогда я нарисовала зайца.

Образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой.

Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли ребенка.

Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Для многих детских работ характерно декоративное богатство. Мелкая дробная расцветка неприемлема для детей. Рисунок украшен всего несколькими пятнами, но это оказывается достаточным для того, чтобы создать выразительный, интересный по своему декоративному строю, жизнерадостный образ.

Каждый человек обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений.

 Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии явления, и ребенок отражает действительность в свете своего личного опыта. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.


Еще один аспект знакомства с народным творчеством – это пословицы.


Воспитатель:

Ребята, сегодня, мы познакомимся с еще одной народной мудростью. Это пословицы. Пословицы – это формулы народной мудрости. В пословицах выражаются важные жизненные заключения и обобщения. Я вам домой давала задание спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки, а может и братья знают какие -–нибудь пословицы?

Стас: Мне бабушка рассказывала много, а я одну запомнил. Где дым, там и огонь.

Валерия: А мне мама подсказала такую, Какое семя, такой и плод.


Воспитатель:

Молодцы, что спросили, и правильно запомнили пословицы.

В пословицах скрываются семейные отношения, или показывают взаимоотношения между людьми, например: скупые, что пчелы, мед собирают, да сами умирают. О чем эта пословица?


Марина: О том, что не нужно быть жадным, а то  умрешь.

 Воспитатель: да, пословица нам говорит, что нужно делиться со всеми, чтобы другие радовались.

Коля: Есть некоторые люди, которые все копят, копят, не с кем не делятся, а потом их не становится, и это добро никому не нужно.

Затем воспитатель читает пословицы, и дети говорят, когда уместно говорить это и о чем эта пословица.

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села. (Счастье скоротечно)

Счастье на крылах, несчастье на костылях.(счастье ненадежно)

Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.

Богатый в деньгах, что мышь в крупах.

Простор богатому, как щуке в воде.

Стряс беду, как гусь воду.

А теперь, какая вам поговорка запомнилась, можете нарисовать ее или красками, или цветными карандашами.

В процессе рисования детям была предоставлена возможность самостоятельно выбирать цвет карандаша, краски. Выбор часто объяснялся субъективным отношением ребенка к цвету. Дети в основном выбирали красный, синий цвет, так как такое пятно оставляло заметный след на бумаге.

Структура личности ребенка отличается  своеобразным сочетанием различных личностных качеств. Некоторые из последних приобретают особое значение для творческой деятельности и восприятия и принятия народного художественного творчества.

Это, прежде всего интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания более выраженную направленность.

Дети испытывают радость от сочинения даже самых простейших прибауток, стихов, рисунков, сказок. Необходимо создавать широкую базу для развития и приобщения детей к народному творчеству, обогащать ребенка жизненными впечатлениями, помогать ему накапливать опыт в самых разнообразных видах художественной практики.

Заключение


Проведенная нами работа с детьми показала, что знакомство с произведениями народного художественного творчества оказывает глубокое воздействие на чувства детей.

Они с большим вниманием слушают рассказы о народных умельцах, рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров.

Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и событие, давно потерянные памятью народа.

Народное художественное творчество  помогает не только этнографам лучше понять жизнь, культуру, быт наших предков, но и детям, которые только могут это представлять.

Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальной жизни народа.

Любовь, уважение, гордость к народному художественному творчеству формируется у детей постепенно под влиянием окружающей атмосферы как в детском саду, так и в семье, и всей нашей действительности.

Это сложное чувство возникает и развивается в процессе накопления знаний и представлений о природе родного края, о труде и взаимоотношениях людей. В доступной форме детям необходимо рассказывать об истоках народного художественного творчества.

Через ознакомление и воспитание народного творчества, дети знакомятся с трудом взрослых, научаются его уважать, обучаются простейшим умениям и навыкам; воспитывается интерес, самостоятельность, умение трудиться.

Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений народного художественного творчества помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного  образа.

Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно-творческой, так как ее результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной.

Приобщение детей к народному художественному творчеству и его влияние сказывается в тех случаях, когда дети изображают тот мир, который известен им из народного творчества.

Чтобы ребенок мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, к культурным ценностям.


Список литературы

1.     Бениаминова М.В. «Воспитание детей», Москва 1981г., 272с.

2.     Богатырев П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М. и др. «Русское народное творчество», Москва 1966г., 360с.

3.     Жуковская Р.И. «Родной край», Москва 1990г., 176с.

4.     Запорожец А.В., Усова А.П. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошккольников», Москва 1965г.

5.     Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. «Русское устное народное творчество», Москва 1983г., 448с.

6.     Лазутин С.Г. «Поэтика русского фольклора», Москва 1989г., 208с.

7.     Матейчек З. «Родители и дети», Москва 1992г., 320с.

8.     Мельников М.Н. «Русский детский фольклор», Москва 1987г., 240с.

9.     Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду, под ред. Ветлугиной Н.А., Казаковой Т.Г., Пантелеевой Г.Н. и др., Москва 1989г., 79с.

10.            Пантелеева Л.В. «Художественный труд в детских садах», Москва 1987 г., 287с.


[1] Мельников М.Н. Русский детский фольклор, Москва 1987г., с. 4.

[2] Жуковская Р.И. Родной край, Москва 1990г., с. 122.

[3] Бениаминова М.В. .Воспитание детей.- М.: ИНФРА-М, 1981г. – с. 200.

[4] Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду, под ред. Ветлугиной Н.А., Казаковой Т.Г., Пантелеевой Г.Н. и др., Москва 1989г.- с. 41.

[5] Запорожец А.В., Усова А.П. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников», Москва 1965г.- с. 89.