Тема: Упражнение-игра «Деловое совещание»

Цель: Овладение навыками делового общения.

Целевая группа: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу.

Задачи: создание условий для  осознания собственного способа реагирования в конфликте, отработка навыков анализа основных этапов взаимодействия.

Форма работы: Групповая. Ролевая игра.

Ход занятия. Все участники разбиваются на группы 5 – 7 человек, которые образуют фирмы. Каждой фирме надо за 10 – 15  минут придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара (по усмотрению команды), назначить главного специалиста.

Затем ведущий приглашает на производственное совещание главных специалистов, с которыми будут обсуждаться проблемы финансирования их проектов. Каждый главный специалист должен изложить суть проекта соей фирмы, оценить ценность других проектов и в ходе обсуждения выбрать наилучший проект, который получит финансирование.

При подготовке к защите своего проекта команда должна ответить на следующие вопросы:

1.     Какую продукцию вы выпускаете или какие услуги оказываете?

2.     Ваша стратегия на перспективу? Конкурентен ли ваш товар? Какова система сбыта ваших товаров?

3.     Какова платежеспособность вашей фирмы, источники финансирования? Какое финансирование требуется?


Участники совещания должны оценить проекты по десятибалльной системе, предварительно выбрав «ведущего» совещания – главного финансиста. Наблюдатели фиксируют ход совещания, анализируют его этапы, позиции «взаимодействия» участников и ведущего, характер конфликта мнений  и исход совещания.

Анализ прелагаемого метода.

В данной работе используются следующие традиционные принципы:

1.                Опирается на принцип научности. Поскольку основа всех тренинговых занятий берет начало в социально-психологической теории научения (бихевиоральное, социально-когнитивное направления теории личности), а также используя методы и приемы других парадигм.

2.                Принцип последовательности. Данная игра проводится в контексте целостного блока «Общение в конфликте» на заключительных этапах работы с темой, когда участниками уже усвоены определенные теоретические знания  по данной проблеме. Также соблюдение принципа просматривается в логике проведения самой игры: работа в малых группах является своего рода «разогревом» для проведения основной части, которая, в свою очередь, служит основой для дальнейшего обсуждения и анализа .

3.    Принцип доступности. Подбор материала осуществлялся с учетом возрастных особенностей категории слушателей, их жизненного опыта. Поскольку взрослые отличаются от детей, учить их нужно по-другому, учитывая особенности взрослого учащегося. Тем самым реализуется основной дидактический принцип доступности материала.

4.                Принцип наглядности. Деление группы на «наблюдателей» и активных участников позволяет реализовать этот принцип. Возможно также использование видеоматериалов с последующим их обсуждением.


В работе также используются инновационные принципы:

1.                Принцип моделирования. В данной игре моделируется реальная ситуация профессиональной деятельности, в которой участники группы демонстрируют имеющиеся способы решения конфликтных ситуаций, определенный уровень знаний в сфере делового взаимодействия и формы поведения. Полученная таким образом информация является предметом исследования группы.

2.                Принцип рефлексии. Ролевая игра без рефлексии не возможна. Участие в игре, в групповой дискуссии, получение «обратной связи» от других участников о собственном поведении в конфликтном взаимодействии запускают механизм рефлексии, создают условия для соотнесения имеющихся собственных знаний со знаниями других участников группы, что способствует взаимообогащению опыта друг друга. Эмоциональное проживание ситуации, преодоление трудностей, прохождение этапов фрустрации, поиск и нахождение оптимальных поведенческих и управленческих решений способствуют развитию этого системного качества (рефлексии), необходимых менеджерам различного уровня.

Подбор материала осуществлялся с учетом возрастных особенностей категории слушателей, их жизненного опыта. Поскольку взрослые отличаются от детей, учить их нужно по-другому, учитывая особенности взрослого учащегося. Тем самым реализуется основной дидактический принцип доступности материала.

3.                Принцип диалогизма. Это поисковый процесс в решении задачи, для решения которой в данный момент нет средств. Игра способствует нахождению ответов на поставленные вопросы. Условиями игры является организация диалогового взаимодействия, поиск компромиссного решения. Групповое обсуждение полученного материала (с помощью «наблюдателей» или видеокамеры) способствуют максимальной реализации этого принципа.

Коммуникативный подход.

1.                Этап кодирования. Выбирается слово-знак, то есть вербальный характер передачи информации. Каналы передачи – слуховой и зрительный.

2.                Передача. Реализация кодирования проходит в форме игры, через поведенческие стратегии участников .

3.                Восприятие.

-         Мотивация – активное моделирование и исследование ситуации способствуют повышению мотивации,  активизации восприятия информации, овладению новым опытом.

-         Состояние воспринимающих – количество человек оптимальное – 20, есть лидеры и активные участники игры.

4.                Этап декодирования.

                                       Житейское                                      Научное

Логика

Индуктивно. От частного к общему. Участники проходят путь от своего личного понимания к более общему через обмен опытом с остальными участниками и ведущим.

Дедуктивно. От общего к частному. Представление об основных этапах делового взаимодействия, способах реагирования в конфликте к усвоению адекватных моделей общения(своему опыту).

Источники

Свой индивидуальный опыт

Теоретический опыт, обмен информацией в группе

Средства

Любые

Знак-слово, ролевая игра.


5. Этап фиксации. Заключительный этап ролевой игры предполагает групповое обсуждение, исследование полученного материала, закрепление нового опыта.