Содержание


Введение. 3

1.   Теоретическая часть. 4

1.1     Мотивация труда. 4

1.2 Стимулирование трудовой деятельности управленческого персонала. 11

2. Практическая часть. 16

2.1 Определение численности и фонда заработной платы сотрудников. 16

2.2 Определение эффективного фонда рабочего времени. 16

2.3 Определение численности основных производственных рабочих. 17

2.4 Определение численности вспомогательных рабочих. 19

2.5 Определение фонда оплаты труда основных производственных рабочих. 22

2.6 Определение фонда оплаты труда вспомогательных рабочих - повременщиков  25

2.7 Определение численности ИТР, служащих и МОП.. 26

2.8 Определение фонда заработной платы ИТР, служащих и МОП.. 27

2.9 Планирование налоговых отчислений из фонда оплаты труда. 28

Заключение. 30

Список использованных источников. 31

Введение


В условиях  перехода  к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется  и политика в области оплаты труда,  социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по  реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы,  системы и  размеры  оплаты  труда,  материального стимулирования  итогов,  результатов.

Заработная плата в обществе выступает не только в роли элемента хозяйственного механизма, но и несет высокую социальную нагрузку, и принципиальные подходы к оплате труда руководителей должны быть такими же, как и у всех работающих, т.е. различия в уровнях должностных окладов руководителей и других категорий работников должны отражать различие в их квалификации, сложности труда и т.д. Вместе с этим руководители производства оказывают существенное воздействие на формирование конечных результатов производства. И это должно находить отражение не только в уровне, но и в механизме оплаты их труда.

Данная тема является актуальной, т.к. разработка успешной политики управления затратами на персонал на предприятии является одним из необходимых условий повышения производительности труда на предприятии, а следовательно, повышение прибыли на предприятии в целом.

Цель курсовой работы – изучение совершенствования политики управления затратами на персонал. Задачей курсовой работы является рассмотрение сущности и значения труда, классификации работников, системы мотивации и стимулирования труда.

1.    Теоретическая часть


Политика управления затратами на персонал на сегодняшний день базируется на двух основополагающих принципах: мотивация труда и стимулирование труда.

1.1  Мотивация труда


Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.

 Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов.

Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделится основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие.

 Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими - то не принадлежащими ему объектами или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно стремление от него избавиться. (4, cтр. 72).

           Мотивы формируются, если: в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующих социально обусловленным потребностям человека; для получения этих благ необходимы трудовые усилия человека; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности.

          Основными задачами мотивации являются: признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности; демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда; популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание; применение различных форм признания заслуг; поднятия морального состояния через соответствующую форму признания; обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.

 Суть эффективной мотивации заключается в создании критериальных условий, которые призваны всесторонне регулировать трудовые отношения, представленные в виде основных теорий мотивации.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривают современные теории мотивации, подразделяя их на две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные - основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.

Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретённых потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.

Теория потребностей Маслоу. Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи: неудовлетворенные потребности побуждают к действиям, если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая, потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды» требуют первостепенного удовлетворения. (5, cтр. 79)

В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей: физиологические потребности, потребность безопасности, потребность принадлежать к социальной группе, потребность признания и уважения, потребность самовыражения.

Теория существования, связи и роста Альдерфера. Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Он считает, что таких групп существует три: потребности существования;  потребности связи; потребности роста.

Теория приобретённых потребностей МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей: потребность достижения, потребность соучастия, потребность властвования.

Из трех рассматриваемых теорий потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.

Теория двух факторов Герцберга. Эту теорию представляют два фактора: условия труда и мотивирующие факторы. Факторы условий труда: политика фирмы, условия работы, заработная плата, межличностные отношения в коллективе, степень непосредственного контроля за работой.

Мотивирующие факторы: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста.

Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы.

          Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения.

          Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания Врума, теория справедливости Адамса, модель мотивации Портера - Лоулера. (6, cтр. 246).

Теория ожидания Врума базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определённой цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если их уровень полномочий, профессиональные навыки, достаточны для выполнения поставленной задачи.

Теория справедливости Адамса утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

          Основной вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.

          В их работе фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также создания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты./5,c.81/

          Вывод модели Портера - Лоулера состоит в том, что результативный труд ведёт к удовлетворению потребностей.

          Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо единственно правильное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.

          Каждая из теорий имеет что - то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определённые параллели между ними. Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех теорий, можно отметить, что выделенные в различных работах группы потребностей и механизмов в определённой мере дополняют друг друга.

Существуют следующие способы мотивации:

1.     Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

2.     Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

3.     Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ  стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. (7, cтр. 128).

Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки .

Исходным звеном, первым «полюсом» механизма является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.

Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются как бы следующим после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности.

Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Собственно говоря, стимул ориентирован на удовлетворение потребности (8, cтр. 211).

Несмотря на близость и соотносимось понятий мотива и стимула, представляется необходимость различать их, хотя в литературе они нередко употребляыются как тождественные мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул – сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможних или неприемлемых действий. Cтимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.

Между потребностью и стимулом как двумя крайними «полюсами» механизма мотивации находится целый ряд звеньев, характеризующий процесс восприятия и числе оценки стимула. На этом этапе цикла превращение стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят, а может быть и отторгнут субъектом.

Воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности. Тем самым несколько укороченный посредствам включения уже сформировавшейся установки цикл действия механизма мотивации завершается (9, cтр. 101).

Второй, более длительный цикл механизма мотивации имеет место тогда, когда работник сталкивается с новой ситуацией, относительно которой у него отсутствуют установки, связывающие потребности,стимулы и пути их достижения. В этом случае в механизм мотивации включается такое достаточно сложное звено, как  рационально-оценочный процесс. Он представляет собой анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с ценностями личности, ситуацией, возможностями и издержками, которые могут появиться в процессе достижения стимула, значимостью других мотивов . На этой стадии происходит борьба мотивов и решение об актуализации мотива, или отторжении. Актуализированный мотив служит движущей силой, непосредственно причиной поведения, он, собственно, и завершает общий цикл механизма мотивации.

Учет в процессе руководства действий общего механизма мотивации способствует более компетентному выбору руководителем форм стимулирования, правильному определению степени и быстроты их воздействия на сотрудников, верному объяснению причин низкой эффективности стимулов. Вместе с тем механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека (10, cтр. 81).

 

1.2 Стимулирование трудовой деятельности управленческого персонала


          Стимулами выступают любые блага (потребности челове­ка), получение которых предполагают трудовую деятельность, т.е. благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Другими словами, говоря о мотивах труда, мы ведем речь о работнике, стремящемся получить благо посред­ством трудовой деятельности (мотив), а говоря о стимулах, об органах управления, обладающих набором благ, необхо­димых работнику и предоставляющих их ему при условии эффективной трудовой деятельности. (11, cтр. 331).

Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. Цель стимулирования не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отноше­ниями. Эта цель может быть достигнута только при систем­ном подходе и стимулировании труда. Перечень стимули­рующих систем в организации приводится ниже.

           

                                                                                                          Таблица 3

Перечень стимулирующих систем в организации

п/п



Вид сти­-

Мулиро­-

Вания

Форма

стимулиро­-

вания

Основное содержание и источники

1

2

3

4

1

Материаль-ное

Заработная плата

Оплата труда наемного работника, вклю­чая основную (сдельную, повременную, окладную) заработную плату и дополни­тельную: премии, надбавки за профмас-терство; доплаты за тяжелые условия труда, совместительство, подросткам, за работу в праздничные и вос­кресные дни,.за сверхурочную работу; за руководство бригадой, оплата или ком­пенсация за отпуск и т.д.

2

Денежное

Бонусы

Разовые выплаты из прибыли организа­ции (вознаграждение, премия, добавоч­ное вознаграждение). За рубежом это годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные, как пра­вило, со стажем работы и размером по­лучаемой зарплаты. Различают различ­ные виды бонусов: годовой, за отсутствие прогулов, экспортный, за за­слуги, за выслугу лет, целевой.

3


Участие в акционерном капитале

Покупка акций организации (АО) и по­лучение дивидендов; покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получе­ние акций.

4


Участие в прибылях

Устанавливается доля прибыли, из кото­рой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распростра­няются на категории персонала, способ­ные реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли коррелирует с рангом руководителей в служебной ие­рархии и определяется в % к его доходу (базовой зарплаты).

5


Планы дополнитель-ных выплат

Планы, связанные чаще всего с работни­ками сбытовых организаций (структур­ных подразделений организаций); сти­мулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. К ним относятся подарки от фирмы, субсидирова­ние деловых расходов, покрытие личные расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только ра­ботника, но и его супруги или друга в поездке). Это косвенные расходы, не об­лагаемые налогом, и поэтому более при­влекательные.

6

Нематери-альное

Стимулирование свободным временем

Регулирование времени по занятости:

1) путем предоставления работнику за активную и творческую работу дополни­тельных выходных, отпуска, выбор вре­мени отпуска и т.д.; 2) путем организа­ции гибкого графика работы; 3) путем сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда.

7

Трудовое или организацион-ное стимулирова-ние

Регулирует поведение работника на ос­нове изменения чувства его удовлетво­ренности работой и предполагает: нали­чие творческих элементов в процессе организации и в самом характере его труда; возможность участия в управле­нии; продвижения по службе в пределах одной и той же должности; творческие командировки.

8

Моральное

Стимулирование, регилирую-щее поведение работника на основе выраж-ения общест-венного признания

Используются почетные звания и награды, публичные поощрения

9


Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом

Выделение средств:

на оплату транспортных расходов;

на приобретение транспорта:

а) с полным обслуживанием (транспорт с водителем);

б) частичным обслуживанием: лицам, связанным с частыми разъездами, руко­водящему персоналу.

10


Стипенди­альные про-граммы

Выделение средств на образование (по­крытие расходов на образование) на сто­роне.

11


Программы обучения ор-гянизании

Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения).




12


Программы медицинско­го обслужи­вания

Организация медицинского обслужива­ния или заключение оговоров с меди­цинскими учреждениями. Выделение средств на эти цели.

13


Консульта­тивные службы

Организация консультативных служо или заключение договоров с таковыми.

14


Программы жилищного строительст-ня

Выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых ус­ловиях.



Система морального и материального стимулирования труда предполагает комплекс мер, направленных на повышение тру­довой активности работающих и, как следствие, повышение эффективности труда, его качества. Но при этом работник дол­жен знать, какие требования к нему предъявляются, какое воз­награждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Поэтому сис­тема стимулов труда должна опираться на определенную базу (нормативный уровень трудовой деятельности). Сам факт всту­пления работника в трудовые отношения предполагает, что он должен выполнять некоторый круг обязанностей за предвари­тельно оговоренное вознаграждение. В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь находится сфера контроли­руемой деятельности, в которой работают мотивы связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требова­ний. Таких наказаний, связанный с потерей материальных благ, может быть как минимум два: частичная выплата обусловлен­ного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений (11, cтр. 336).

2. Практическая часть


          В качестве наглядного примера нами выбран НЭМЗ (Новосибирский Энерго-Механический Завод).


2.1 Определение численности и фонда заработной платы сотрудников


Численность работающих цеха планируется по каждой категории отдельно :

·        основные производственные рабочие;                                                 

·        вспомогательные рабочие;                                                

·        ученики;                                                 

·        инженерно - технические рабочие;                                                       

·     служащие ( СКП ) и младший обслуживающий персонал ( МОП ).                    

2.2 Определение эффективного фонда рабочего времени       

                  

       Для определения численности рабочих  ( основных и вспомогательных ) необходимо предварительно рассчитать эффективный фонд рабочего времени. Для этого составляется баланс рабочего времени на одного среднесписочного рабочего.                                                         

        При составлении баланса рабочего времени на одного среднесписочного рабочего (табл. 4) необходимо воспользоваться  заводскими данными либо принять потери рабочего времени равными :

а) Очередные отпуска - 24 дня;

б) Оплата отпусков учащимся - 1,3 дня;

в) Оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей - 0,3 дня;

г) Отпуска в связи с родами - 1,1 дня;

д) Невыходы по болезни - 4,3 дня;

е) Внутрисменные простои планируются на следующем уровне: сокращенный рабочий день в предпраздничные дни - 0,02; льготные часы подростков - 0,03 .                                                           

Таблица 4.  Баланс рабочего времени одного рабочего


Состав фонда рабочего времени

Абсолютные

Данные

%

Календарный фонд времени, дн.

360


Выходные и праздничные дни, дн.

99


Номинальный фонд рабочего времени, дн.

261

100

Целодневные невыходы на работу



А) очередной отпуск

24

9,1

Б) отпуска учащихся

1,3

0,5

В) декретный отпуск

1,1

0,4

Г) выполнение гос. И общественных обязанностей

0,3

0,1

Д) по болезни

4,3

1,7

Итого невыходы, дн.

31

11,8

Явочный фонд рабочего времени, ч.

230

88,2

Потери внутри рабочего дня, ч.

0,05


Итого внутрисменных потерь

0,05


Эффективный фонд рабочего времени, ч.

1817


Средняя продолжительность рабочего дня, ч.

7,9



                                                                       

2.3 Определение численности основных производственных рабочих                                                                                                     

         В зависимости от имеющихся норм труда применяются два метода определения численности основных производственных рабочих:                              а) по объёму работ и норм времени;                                                

б) по нормам обслуживания.                                               

        Расчёт списочной численности основных рабочих по трудоёмкости механической обработки выполняется по каждой профессии и разряду   отдельно по формуле:                                                 

                      

     n                                        

          Росн.j  = S tij * ВП / Фэ * kвнj                                               

                         i=1                                              


где:   

tij - трудоёмкость обработки комплекта деталей электродвигателя i на оборудовании j ( j = 1,2,…,m );                                                 

ВП - годовой план выпуска валовой продукции деталей электродвигателя i ( i = 1, 2, … , n ).                                                      


Трудоемкость 1 комплекта:

Ток. 35690/8300=4,3

Рев. 23240/8300=2,8

Фрез. 18260/8300=2,2

Свер. 8300/8300=1

Стр. 14940/8300=1,8

Шлиф. 20750/8300=2,5


Численность:

Ток. 4,3*8300/1817*1,05=19

Рев. 2,8*8300/1817*1,06=12

Фрез. 2,2*8300/1817*1,08=9

Сверл. 1*8300/1817*1,13=2

Стр. 1,8*8300/1817*1,03=8

Шлиф. 2,5*8300/1817*1,08=11


      Расчёт сводится в таблицу 5                                                                       

                                                                                               

Таблица 5. Численность основных рабочих по профессиям и разрядам                                                         

Показатели

Профессии и разряды рабочих


Токарь

Револь

верщик

Фрезеровщик

Сверлильщик

Строгальщик

Шлифовщик

Количество комплектов по плану, т.шт.

8,3

8,3

8,3

8,3

8,3

8,3

Трудоемкость 1 комплекта, н-ч

4,3

2,8

2,2

1

1,8

2,5

Трудоемкость программы, н-ч

35690

23240

18260

8300

14940

20750

Коэффициент выполнения норм

1,05

1,06

1,08

1,13

1,03

1,08

Скорректированная трудоемкость, н-ч

33990

21925

16907

7345

14505

19213

Эффективный фонд времени одного рабочего, ч.

1817

1817

1817

1817

1817

1817

Списочная численность, чел.

19

12

9

2

8

11


Общая численность основных рабочих составила – 61 чел.                                             

                                                                       

2.4 Определение численности вспомогательных рабочих      

                  

       Определение численности вспомогательных рабочих ведётся по нормам обслуживания:                                                   

          Ряв = vоб / Ноб ,                                      

Где:    Ряв - явочная численность рабочих, чел.;                                                       

Vоб - объём обслуживания;                                                 

Ноб- норма обслуживания.                                                  

                                                         

Нормативы для определения количества вспомогательных рабочих:                                           

           

Профессия

Измеритель нормы

обслуживания

Норма обс-

луживания на

одного ра-бочего

Тариф-ный разряд работы

Наладчик оборудования

Количество станков

14

5

Слесари по ремонту оборудования

Единица ремонтной сложности

500

5

Станочники по ремонту инструмента и приспособлений

Количество производственных рабочих

70

4

Контролеры

Количество производственных рабочих

30

3

Профессия

Измеритель нормы

обслуживания

Норма обс-

луживания на

одного ра-бочего

Тариф-ный разряд работы

Транспортные рабочие

Количество производственных рабочих

50

4

Кладовщики

Количество производственных рабочих

50

3

Крановщики

Количество мостовых кранов

1

4

Электромонтеры

Единица ремонтной сложности

800

5

Стропальщики

Количество мостовых кранов

1

3

                                                                       

                                                                       

        Объём обслуживания берётся из данных приведённых выше и предыдущего расчёта, расчёт сведён в таблицу 6.                                                        

                                                                       

Таблица 6. Численность вспомогательных рабочих                         

                                                         

                       

Профессия

Норма обс-

луживания на

одного ра-бочего

Объем обслу-живания в 2 смены

Численность

Разр. работ




Явоч-ная

Спи-сочная


Наладчик оборудования

14

62

4

4

5

Слесари по ремонту оборудования

500

2000

4

4

5

Станочники по ремонту инструмента и приспособлений

70

63

1

1

4

Контролеры

30

63

2

2

3

Транспортные рабочие

50

63

1

1

4

Кладовщики

50

63

2

2

3

Крановщики

1

6

6

6

4

Электромонтеры

800

2000

3

3

5

Стропальщики

1

6

6

6

3

Итого:



28

28



                                                                       

                                                                       

        Списочная численность вспомогательных рабочих определяется по формуле:          Рсп = Ряв / kисп.                                       

где:   kисп. - коэффициент использования режимного фонда времени.           k=1817*2/3842=0,9

pсп.=4/0,9=4

pсп.=4/0,9=4

pсп.=1/0,9=1

pсп.=2/0,9=2

pсп.=1/0,9=1

pсп.=1/0,9=1

pсп.=6/0,9=6

pсп.=3/0,9=3

pсп.=6/0,9=6

         

          Дополнительная численность вспомогательных рабочих распределяется по профессиям,которые при расчёте  Ряв  округлялись в        меньшую сторону.                                                      

2.5 Определение фонда оплаты труда основных производственных рабочих                                       


Часовые тарифные ставки ( холодные работы) в руб.







Разряд рабочего







I

II

III

IV

V

VI













Сдельщики



5,03

5,48

6,06

6,70

7,54

8,63

Повременщики


4,71

5,12

5,66

6,27

7,05

8,07




        а) Фонд прямой сдельной оплаты :                                                 

                       l                                           

          Зт.сд. = S rcтq х Тобрq                                              

                      q=1                                      


где:    r стq - часовая тарифная ставка q - го разряда ( q = 1,2,…,l );

          Т обрq - суммарная трудоёмкость работ q - го разряда на программу ( см.табл.16, строка 3 );                                                 


Зт.сд.ток=35690*6,06=216281 руб.

Зт.сд.рев=23240*6,7=155708 руб.

Зт.сд.фр.=18260*6,7=122342 руб.

Зт.сд.св=8300*5,48=48484 руб.

Зт.сд.стр.=14940*6,06=90536 руб.

Зт.сд.шл.=20750*6,7=139025 руб.

Зс.сд.=769376 руб.


           Расчёт сведём в табл.7                                                         

средняя часовая тарифная ставка:                                                                    

          rст = ФОТ сд / S Тобр.q = 6.3


б) рассчитывается премия              

Сумма премий:

769376*40%=307750 руб.

                                     

в) доплаты за отработанное время : за бригадирство; за работу в ночное время.

Бригадирские

Число бригадиров 3 чел.

Доплаты им 3784 руб.

                                                         

Ночные (т.к. работают в 2 смены, то 2 смена до 24 час., оплата дополнительная за 2 часа):

6,3 руб. * 25 чел. * 2 * 0,4 * 21 * 12 = 31752 руб.


г) часовой фонд оплаты труда                                                       

           ФОТ ч = ФОТ сд + ФОТ пр + ФОТ бр + ФОТ нв = 769376+307750+3784+31752=111662/1817=612,4 руб.
                                                         

Среднечасовая заработная плата                                                  

          Зч = ФОТч / Фэх Росн = 612,4/61=10 руб.                                              

                            

е) дневной фонд оплаты труда:                                                     

          ФОТ дн. = ФОТ ч + ФОТлч * 7,9 = 612,4*7,9=4838 руб.                      


          среднедневная заработная плата                                         

          Здн = ФОТ дн / Фдн х Росн = 4837/61=79 руб.                                      


ж) дополнительная оплата труда за целодневные перерывы: оплата очередных отпусков, оплата отпусков учащимся; оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей;


отпуска – 79*24*61=115656 руб.

отпуска учащимся и по беременности и родам – 79*1,3*61+79*1,1*61=11566 руб.

выполнение гос. обязанностей – 79*0,3*61=1446 руб


з)месячный фонд оплаты труда                                                    

                   ФОТ м = ФОТ дн + ФОТот.оч + ФОТо.туч + ФОТгос              

4838*21*12+115656+11566+1446=1347844


среднегодовая заработная плата                                         

          Зпл = ФОТ м / Р осн.= 1347844/61=22096 руб.                                               


          среднемесячная заработная плата                                       

          Змес = Зпл / 12 = 22096/12=1841 руб.                                           

           Расчёт сведём в таблицу 7 (см. следующий пункт).                                                  


2.6 Определение фонда оплаты труда вспомогательных рабочих - повременщиков


Фонд прямой повременной оплаты ( тарифный)                                             

          ФОТповр = S rчq х Фэ х Рспq ,                

(6,9*1817*4)+(6,9*1817*4)+(6,27*1817*1)+(5,66*1817*2)+(6,27*1817*1)+(5,66*1817*1)+(6.27*1817*6)+(6.9*1817*3)+(5.66*1817*6)=321609 руб                      

где      Рспq - списочная численность рабочих q - го разряда.                                                    

          Остальные расчёты выполняются аналогично п 5.4.4. за исключением доплат за бригадирство, которые вспомогательным рабочим данного цеха не предусмотрены. Результаты расчётов свести в таблицу 7.                                      

Ночные 6,3 руб. * 10 чел. * 2 * 0,4 * 21 * 12 = 12701 руб.

Часовой ФОТ  (321609+96483+12701)/1817=237 руб.

Ср. часовая з/плата   237/28=8,5 руб.

ФОТ дневной  237*7,9=1872 руб.

Средняя дневная з/плата 1872/28=67 руб.

Отпуска 67*24*28=45024 руб.

Отпуска учащимся и декретные 67*1,3*28+67*1,1*28=4503 руб.

Гос. обязанности 67*0,3*28=563 руб.

ФОТ г.  1872*21*12+45024+4503+563=521834 руб.

Ср. годовая з/плата      521834/28=18637 руб.

Ср. мес. З/плата  18637/12=1553 руб.

                                                         

Таблица 7. Структура фонда оплаты труда рабочих цеха, руб.

 

Виды оплаты труда

Осн. раб.

Всп. Раб.

1 Фонд прямой сдельной оплаты труда

769376


2 Фонд прямой повременной оплаты труда

321609


3 Средняя часовая тарифная ставка

6,3

6,4

4 Премии

307750

96483

5 Доплаты, всего:  в т.ч.



- за бригадирство

3784

-

- за работу в ночное время

31752

12701

6 Часовой фонд оплаты труда

612,4

237

7 Среднечасовая  заработная плата

10

8,5

9 Дневной фонд оплаты труда

4838

1872

10 Среднедневная з/плата

79

67

11 Оплата очередных отпусков

115656

45024

12 Оплата отпусков учащихся

11566

4503

13 Оплата времени выполнения гос. и общ. Обязанностей

1446

563

14 Годовой фонд оплаты труда

1347844

521834

15 Среднегодовая з/плата

22096

18637

                                               

                       

2.7 Определение численности ИТР, служащих и МОП


Численность ИТР рассчитывается следующим образом:                                           Ритр = 0,08* ( Росн. + Рвсп. ) =0,08*(61+28)=7

         

Численность служащих рассчитывается следующим образом:                                 Рсл. = 0,03 * ( Росн. + Рвсп. ) =0,03*(61+28)=3

         

Численность МОП рассчитывается следующим образом:                                         Рмоп = 0,02 * ( Росн. + Рвсп. ) 0,02*(61+28)=2

          

Расчёт численности ИТР, служащих и МОП свети в таблицу 8.                                                 

Таблица 8. Численность ИТР, служащих и МОП


Показатель

Количество,

Чел

Численность ИТР

7

Численность служащих

3

Численность МОП

2

                  

                                                                  

2.8 Определение фонда заработной платы ИТР, служащих и МОП

        

Фонд оплаты труда ИТР  рассчитывается по минимуму месячной       оплаты, установленному на планируемый период:                                                       

          ФОТитрг = 12 [ Зитр х Ритр х ( 1+ Кд )] =12*[1900,6*7*(1+1,5)]=399126 руб.

где :     Зитр  - минимум месячной оплаты труда ИТР,руб;                                 

Кд    - коэффициент ( процент ) дополнительной оплаты труда.                                                          

Фонд оплаты труда служащих  рассчитывается :                                            

          ФОТслг = 12 [ Зсл х Рсл х ( 1+ Кд )] =12*[1094*3*(1+1,3)]=90583 руб.        

 где :   Зсл  - минимум месячной оплаты труда служащих ,руб;                    

Кд    - коэффициент ( процент ) дополнительной оплаты труда.                                                                                       

Фонд оплаты труда МОП  рассчитывается :                                                    

          ФОТмоп = 12 [ Змоп х Рмоп х ( 1+ Кд )] = 12*[845*2*(1+1,2)]=44616 руб

где :   Змоп  - минимум месячной оплаты труда МОП,руб;                                                      

Кд    - коэффициент ( процент ) дополнительной оплаты труда.

Результаты расчётов сведём в таблицу 9                                                                   

Таблица 9. Фонд оплаты труда ИТР, служащих и МОП                                                                                                    

Показатель

Сумма

Минимум оплаты труда ИТР

1900,6

Численность ИТР

7

Коэффициент доплат

1,5

Фонд оплаты труда ИТР

399126

Минимум оплаты труда служащих

1094

Численность служащих

3

Коэффициент доплат

1,3

Фонд оплаты труда служащих

90583

Минимум оплаты труда МОП

845

Численность МОП

2

Коэффициент доплат

1,2

Фонд оплаты труда МОП

44616

Всего фонд оплаты труда

534325


                                               

2.9 Планирование налоговых отчислений из фонда оплаты труда


          При планировании годового фонда оплаты труда необходимо также определить сумму налоговых отчислений из фонда оплаты труда:                                                      

          Фн = SФОТг* Кн, = 2404003*0,428=1028913


где:    Фн - фонд налоговых отчислений , руб;                                                

Кн  - суммарный налоговый коэффициент. Кн = 0,428                                              Расчёт сведём в таблицу 10.                                                 

                  

Таблица 10.  Начисления на заработную плату    

                                     

Показатель

Сумма

ФОТ основных рабочих

1347844

ФОТ вспомогательных рабочих

521834

ФОТ ИТР, служащих, МОП

534325

Всего ФОТ, тыс. руб

2404003

Начисления на оплату труда

1028913

         

        Начисления на оплату труда определяются по действующим нормативам в процентах к заработной плате и включают  отчисления в фонд социального страхования (4,0 % ), пенсионный фонд (28 % ), фонд обязательного медицинского страхования ( 3,6 %  ).

Заключение


Активизация деятельности персонала современного предприятия является одной из важнейших функций менеджмента.

Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию управленческих  и рабочих кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.

Успех любой фирмы во многом зависит от того, насколько полно и точно было проанализировано реальное состояние дел в области управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых персонал получает условия, которые пробудили бы у него интерес к более эффективной трудовой деятельности. Нельзя экономить на заработной плате хорошим работникам и оснащении их рабочих мест. Так же необходимо разрабатывать систему нематериальных стимулов на предприятии. Улучшать отношения в трудовом коллективе. Сегодня обостряется необходимость решения проблем заинтересованности каждого человека в качественной и творческой работе во благо предприятия и общества.









Список использованных источников


1.     Иванова Л.Н. Организация управленческого труда М.: ИНФРА-М   1997 – 256 c

2.     Верховцев А.В. Справочник работника кадровой службы 2001 – 762 с

3.     Морозова Л.Л. Квалификационные характеристики должностей работников современных предприятий торговли.

1.     Бовыкин И.В. Новый менеджмент. – М.,1998 – 368с.

2.     Пугачев В.П. Управление персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 279 с. – (Серия «Управление персоналом»).

3.     Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 3-е перераб. и доп. (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом») – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998

4.     Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995

5.     Человек и труд 2002 №10

6.     П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов Техология управления персоналом. Настольная книга менеджера – М. 1999. – 576 с

7.     Егоршин А. П. Управления персоналом 2001 – 720 с

8.     Человек и труд 2002 №6

9.     Гнездовский Ю.И., Поварич И.П. Проблемы организации оплаты труда в современных условиях. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 124с

10.            Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации. //Управление

4.     персоналом. – 1998.

11.            Абакумова Н.Н.,. Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА–М, 1999. – 224с.