Содержание:

1. Описание проекта. 3

2. Общая характеристика предприятия. 6

3. Анализ рынка и основных конкурентов. 10

4. Планирование производства. 12

5. План маркетинговой деятельности. 17

6. Организационный план. 24

7. Оценка рисков. 25

8. Финансовый план. 26

Список литературы: 31

Приложение 1………………..……...………………………………………………32

Приложение 2………………………………………………………….……………37

1. Описание проекта.

Сегодня гостиничный бизнес - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, приносящий по всему миру многомиллионные прибыли.   Гостиничный бизнес как подотрасль туристического несет в себе огромный потенциал для российского рынка,  способный приносить устойчивый доход в федеральный бюджет.

Привлечение частного капитала в гостиничный бизнес необходимо не только на реконструкцию, но и на строительство новых отелей среднего класса. Сравнительно дешевых, но предоставляющих достаточно высокий по западным меркам сервис гостиниц катастрофически не хватает. У тех, что сегодня имеются в городе, инфраструктура и оборудование настолько изношены, что не подлежат обновлению. Следовательно, речь идет только об их полной замене. Видимо, до тех пор, пока городские власти не приступят к решению этой проблемы, не стоит говорить о повышении статуса города в этом плане.

Как свидетельствует практика, немногочисленных инвесторов продолжают интересовать пока лишь элитные отели. Объяснение этому явлению лежит на поверхности: по сей день пятизвездные отели продолжают собирать те доходы, которые могли бы получать гостиницы среднего класса, если бы они были представлены на рынке. Западные туристы и предприниматели, как правило, останавливаются в только в дорогих гостиницах города, каких кстати лишь одна-две.

  ООО “Тихая обитель ” является новым образованием, учрежденным физическими лицами, целью которого является предоставление гостям  и жителям города Новосибирска комплекса гостиничных услуг.

Целью настоящего бизнес плана можно считать привлечение потенциальных инвесторов.

Преимуществом данного проекта можно считать то, что здание, в котором будет располагаться гостиница не покупается и не арендуется, а берется в лизинг, с последующим переходом в собственность фирмы, что позволит значительно снизить издержки, а соответственно и цены на все виды услуг фирмы.

Характер деятельности ООО “Тихая обитель ” на ближайшие 2 года будет ориентирован на выполнение взятых, на себя по договору лизинга обязательств. Предприятие не рассчитывает на получение высокой прибыли в течение первых 2 лет. Полученные от реализации денежные средства планируется распределять в следующем порядке: оплата налогов, лизинговых платежей,  платы за закупаемое оснащение, плата за оборотные средства (например, еда в столовой гостиницы), заработную плату, коммунальные платежи.

Страхование здание и ценного имущества производит страховая компания ОАО "Обь" перед передачей его в лизинг. Общая стоимость здания составляет 220 000 долларов США или 6 160 000 руб. Срок лизинга 2 года.

Выбор вида деятельности объясняется наличием достаточно свободной ниши на рынке  гостиничных услуг.  Персонал фирмы имеет опыт работы в подобном бизнесе.

Для запуска проекта необходимо так же приобрести мебель, бытовую технику и сантехнику, что будет сделано на собственные средства фирмы. Первый этап развития фирмы потребует время, равное примерно шести месяцам, по истечении которых процесс становления предприятия закончится и оно приобретет имидж надежного и делового партнера, четко выполняющего взятые на себя обязательства, как среди партнеров, так и среди потенциальных клиентов.

Уверенность руководства в успешном развитии дел базируется на том, что предполагаемый уровень спроса на данные услуги, в силу ряда объективных причин, превышает возможности предприятия и имеет устойчивую тенденцию к повышению, подкреплен платежеспособностью, что создает надежную перспективу функционирования на будущее. Высокий уровень кадрового потенциала, реальный доступ к материальным, трудовым, энергетическим ресурсам, взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти обеспечат бесперебойную работу предприятия.

Первым шагом является программа получения в лизинг здания.

Второе – это приобретение на собственные мебели, техники и всего необходимого оборудования для гостиницы.

Экономическая эффективность данного проекта достаточно высока и представлена следующими основными показателями :

-                 простой срок окупаемости проекта без учета времени строительства составляет около 3,8 года;

-                 дисконтированный срок окупаемости проекта при реальной ставке сравнения 10% годовых составляет около 6 лет с начала реализации проекта что значительно ниже периода жизни самого проекта;

-                 внутренняя реальная норма доходности, без учета инфляции, составляет 22% годовых, значительно превышает используемую ставку сравнения и определяет максимальную номинальную “банковскую” ставку кредита, погашаемого в пределах срока жизни проекта (при отсутствии собственного капитала) на уровне 28% годовых (при уровне инфляции 12% годовых);

чистая текущая стоимость проекта при горизонте планирования 11 лет и реальной ставке сравнения 10% годовых положительна, а ее величина около 110 000  тыс. руб. показывает значительную устойчивость проекта к возможному колебанию ценового фактора, как стоимости инвестиций, так и реализуемой продукции.

Указанные показатели экономической эффективности определены исключительно для будущих инвестиций без учета существующих на сегодняшний день незавершенных капитальных вложений на базе которых планируется осуществление данного проекта.

При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект является эффективным и финансово состоятельным.

Таким образом, приведенные результаты финансово-экономической оценки данного инвестиционного проекта свидетельствуют о высокой степени его привлекательности с точки зрения потенциальных инвесторов и целесообразности дальнейшей реализации.

2. Общая характеристика предприятия.

ООО «Тихая обитель».

Адрес г. Новосибирск, ул. Прибрежный жилмассив 5.

Расчетный счет: 4070231050120000463, ФАБ «Газпромбанк» (ЗАО) в г.Новосибирске.

Дата регистрации: 31.03.2004г.

Учредители:

Галезников Владимир Валерьевич, адрес ул. Красина 56, т/ф. 27-28-52, доля в уставном капитале 50%.

  Ярошенко Александр Андреевич, адрес ул. Молодости 43,

т/ф. 67-89-54, доля в уставном капитале 50%.

Размер уставного капитала: 152 тыс. руб.

Директор: Осипов Александр Сергеевич, имеет высшее экономическое образование, опыт предпринимательской деятельности 1 год, опыт руководящей работы 2 года, в туристической фирме «Аскат» занимал должность замдиретора с 2002 года.

Главный бухгалтер - Шаповал Анна Павловна, имеет высшее экономическое образование, опыта предпринимательской деятельности нет, опыта руководящей работы нет, опыт работы главным бухгалтером 2 года. С 2000 г. – занимала должность бухгалтера в туристической фирме «Аскат», телефон: 66-98-04.

Организационно-правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью.

Форма собственности - частная.

Основной вид деятельности предприятия – предоставление гостиничных услуг гостям и жителям города.

Суть проекта: создание нового комплекса гостиниц с более низкими тарифами, с взятием в лизинг помещений для гостиниц.

Цель: занятие свободной ниши на рынке гостиничных услуг г. Новосибирска.

В данном бизнес  плане будет рассматриваться создание одной гостиницы.

Сильные и слабые стороны ООО «Тихая обитель».

Сильные стороны:

1.                Должность руководителя занимает подходящий человек, который пользуется уважением и поддержкой трудового коллектива.

2.                Персонал фирмы высококвалифицированный и часть людей представляют собой сработавшуюся команду.

3.                Положительным моментом является то, что используется лизинг, а не покупка здания, потому что:

-- лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга;

-- при лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решается одновременно;

-- лизинг позволяет арендатору, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный проект;

-- в виду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, арендатор имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции или услуг, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке;

-- лизинговые платежи, уплачиваемые арендатором, учитываются у него в себестоимости, то есть средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли;

-- лизинг не увеличивает долг в балансе арендатора и не затрагивает соотношений собственных и заемных средств, то есть возможности лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижается;

-- учет и амортизация лизингового имущества производится на балансе лизингодателя. Срок лизинга, как правило, соответствует периоду амортизации предмета лизинга, но срок лизингового контракта обычно бывает меньше. Чем больше срок лизинга и соответственно, ниже остаточная стоимость имущества, тем свободнее условия эксплуатации имущества и дальнейшего его использования

  1. Есть некоторая защищенность от рисков, так как в случае низкой доходности арендатора последний может воспользоваться возвратным лизингом, дающим возможность получения льготного налогообложения прибыли;

Слабые стороны:

1.             Низкая доля  рынка (на сегменте, который планируется занять).

2.             Фирма предполагает оказывать стандартные гостиничные услуги, нет никакой инновационной идеи, чтобы заинтересовать потребителя.

3.             Нет инвесторов.

4.             Нет уверенности, что потребители будут пользоваться услугами ООО «Тихая обитель», то есть, что спрос будет достаточным, чтобы окупить проект.

 Внешняя среда. Угрозы и возможности.


Внешняя среда:

Рынок традиционных гостиничных услуг ограничен по емкости. Занять целевой сегмент, а в дальнейшем повысить свою долю на нем очень сложно. Любое усиление конкуренции негативно сказывается на динамике продаж. В данный момент на рынке появились активные конкуренты, и можно предположить, что это негативная скажется на работе фирмы. Из этой ситуации есть разумный выход, к которому может прибегнуть ООО «Тихая обитель» -- диверсификация, выход на новый рынок.

Стратегия диверсификации:

Диверсификация -- это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятия в отрасли, не имеющие прямой производственной  связи или функциональной зависимости от основной их деятельности.

В последнее время диверсификации стали придавать первостепенное значение. Вызвано это существованием фирм, которые располагают большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса, а поскольку возможности дальнейшей экспансии ограничены, диверсификация представляется подходящим путем для инвестиции капиталов и уменьшения степени риска. Но сейчас говорят о необходимости рационального характера диверсификации, предполагая, что в первую очередь для предприятия важно выявить направления, которые будут способствовать преодолению его слабых сторон. Считается, что, предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет диверсификации. Также считается, что диверсификация должна приводить к лучшему использованию материальных  и нематериальных ресурсов предприятия. Она с одной стороны, уменьшает риск за счет зависимости предприятия, от какого либо одного товара или рынка, но с другой стороны увеличивает его, так как появляется риск присущий именно диверсификации.

Возможности для ООО «Тихая обитель»:

1)                     Завоевание с новым продуктом большей доли на старом рынке. Например, если не удается занять предполагаемую нишу, то можно развивать ресторанный бизнес, в гостинице, или предоставлять ночлег жителям города, то есть сдавать комнаты.

2)  Так как будут использоваться новые технологии и новое оборудование, у предприятия будет технологический выигрыш, что в дальнейшем должно привести к росту предприятия.

3) При росте компании открываются возможности дифференциации продукции, за счет совершенствования уровня качества, сервиса, маркетинга и каналов сбыта.[1]

Угрозы будут рассмотрены в разделе о рисках.

3. Анализ рынка и основных конкурентов.


Город Новосибирск это самый крупный город Сибири. Это крупный научный центр, в котором проходят различные конференции, деловые встречи, семинары и т.д. По результатам прошлого года город посетило около 1,6 млн. Цели поездок были совершенно разные, но большинство т 43 % от общего числа гостей города приезжало в служебные командировки, в это число не включатся люди, которые приезжали на образовательные семинары и конференции, таких тоже достаточно много -- 27 %.

Разумеется, что  все (или почти все) приезжие нуждались в гостиничных услугах. Однако далеко не все остались довольны качеством обслуживания, и особенно ценами. Как видно из приведенных выше данных, сегодня в Новосибирск в основном приезжают деловые люди. Обычно им нужны не роскошные апартаменты, а обыкновенная обстановка и нормальное питание. В рамках создания эффективно работающей гостиничной инфраструктуры данный проект предусматривает создание нового комплекса  гостиниц низкого тарифа.

В настоящее время гостиничный комплекс города включает в себя около 26 гостиниц. Две из них («Гостиница Новосибирск», «Гостиница Обь») – более высокого качества и более дорогие, остальные среднего класса (наиболее значимыми считаются «Золотая Долина», «Восток», «Сибирь» и «Север»), а также гостиницы низкого тарифа либо ведомственные.

Заполняемость гостиниц в течение года подвержена сильным сезонным колебаниям. При этом спрос на гостиницы первого и среднего класса формируется в основном за счет приезжающих из западных стран, а гостиницы низкого тарифа используются гражданами России и СНГ.

Тенденции развития рынка гостиничных услуг:

В качестве основных можно назвать  следующие тенденции: Присутствует некоторое ужесточение конкурентной борьбы в условиях рынка покупателей, вплоть до полного вытеснения конкурентов с рынка.

Тенденция усиления позиций на рынке международных гостиничных концернов и объединений, которые стремятся разместить свои гостиницы в крупных городах. В перспективе изменение целей инвестиционной экспансии международных гостиничных концернов: перенос центра тяжести на инвестиции именно в средние и малые гостиницы. Гостиничные концерны переходят от экспансии в верхних слоях рынка (люкс услуг) к нижним сегментам (гостиницы 2 – 3 категории), новая политика «торговой марки» гостиничных объединений (простота и функциональность обстановки гостиничных номеров, территориальная экспансия) вытеснение с рынка неконкурентоспособных предприятий гостиничного хозяйства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основной проблемой рынка гостиничных услуг на данном этапе  является сосуществование малых и средних фирм с крупными концернами-объединениями гостиниц. Один из путей выхода из кризиса – это оптимизация производственного процесса путем кооперации – горизонтального интегрирования предприятий, например, в форме делегирования независимыми предприятиями части своих хозяйственных функций учрежденному ими центральному органу – объединению, союзу, ТОО и т.п. Предприятия-учредители сохраняют свою самостоятельность и свободу предпринимательской деятельности. Среди возможных форм кооперации в гостиничном хозяйстве можно выделить следующие:

-- обмен опытом;

-- реклама;

-- исследования рынка;

-- инвестиционная деятельность;

-- подготовка и переподготовка;

-- централизованное снабжение и сбыт;

-- создание единых автоматизированных систем бронирования мест.

В последние годы в качестве альтернативы кооперации активно используется франчайзинг (или договор коммерческой концессии, см. также ГК РФ, часть II, ст.1027). Франчайзинг – это вертикальная интеграция предприятий. Она основана на том, что известная фирма (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (как правило, малому или среднему предприятию, на основе договора право использовать комплекс исключительных прав, в том числе на фирменное название (торговую марку), деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя. Обе формы – как кооперация, так и франчайзинг – делают доступными малым и средним фирмам те преимущества, которые составляют силу крупных гостиничных цепочек-объединений.

  4. Планирование производства

ООО «Тихая обитель» предоставляет гостиничные услуги.

На первом этаже планируется разместить столовую и 15 номеров среднего класса. На втором этаже, будут размещены так же 15 номеров более комфортабельных, а  служебные помещения. Открытость общих коридоров и холлов будет подчеркивать прозрачность помещений и качество их внутренней отделки. Снабжение комплекса необходимыми энергетическими ресурсами будет осуществляться от общегородских сетей. В каждом номере планируется установить телевизор, радио, телефон, в некоторых видеомагнитофон.

Потребность в сырье и материалах, необходимых для реализации всего комплекса услуг, складывается из трех основных составляющих:

-       потребность в санитарно-гигиенических средствах одноразового применения, используемых клиентами гостиничного комплекса и представляющих собой ежедневно заменяемый гигиенический комплект, состоящий из мыла, шампуня, шапочки для душа и т.д.;

-       потребность в продуктах питания, используемых для приготовления пищи в столовой;

-       потребность в прочем хозяйственном инвентаре для всего комплекса услуг.

При определении потребности в санитарно-гигиенических средствах одноразового применения учитывалась планируемая загрузка гостиницы, составляющая в среднем 90% от общего номерного фонда или 9720 койка-дней в год.

При определении потребности в продуктах питания учитывалась планируемая посещаемость столовой, составляющая в среднем 40 человек в день, а также, средняя стоимость одного посещения (около 140 руб. без НДС) и процент ресторанной наценки (150%).

Расчет прямых затрат по таким статьям, как санитарно-гигиенических средства одноразового применения и продукты питания, представлен в таблице 1.

Расчет общей потребности в прочем хозяйственном инвентаре по каждой позиции, кроме столовой посуды для ресторана, представлен в таблице 2.

Расчет общей потребности в прочем хозяйственном инвентаре для позиции "набор столовых приборов и посуды для столовой", представлен в таблице 3.










Таблица 1

Санитарно-гигиенические средства одноразового применения и продукты питания.

Наименование потребляемого материала, единица измерения

Цена за единицу потребляемого материала без НДС, руб.

Расход на единицу услуг

Количество предоста-вляемых услуг в год, ед. изм.

Общая стоимость потребляемого материала в год, тыс. руб.

Санитарно-гигиенические средства одноразового применения, комплект

50

1

9 720

койка-дней

486,0

Продукты питания, расход на человека

140

1

32 400

человеко-мест

4 536,0


При определении потребности в прочем хозяйственном инвентаре для всего комплекса учитывалась специфика оказываемых услуг и технология их предоставления. В составе прочего хозяйственного инвентаря рассматривались следующие основные позиции:

-       постельное белье со сроком службы до 1 года для гостиницы (представляет собой спальный комплект, состоящий из простыни, пододеяльника и наволочки),

-       постельное белье со сроком службы до 5 лет для гостиницы (представляет собой спальный комплект, состоящий из подушки, одеяла и покрывала),

-       санитарно-гигиенические средства многоразового использования для гостиницы (представляют собой гигиенические комплекты, состоящие из 4-х полотенец),

-       столовое белье со сроком службы до 1 года для ресторана (представляет собой комплект, состоящий из набора скатертей и салфеток в расчете на один стол),

-       столовая посуда для столовой (представляет собой необходимый набор столовых приборов и посуды).

Таблица 2

Прочий хозяйственный инвентарь кроме посуды.

Наименование позиции

Потребность в инвентаре

Общее число мест/столов

Цена одного комплекта, без НДС, руб

Общая потребность в инвентаре, тыс. руб.

Постельное белье со сроком службы до 1 года для гостиницы

3 комплекта на место

15 мест

72,3

3,25

Постельное белье со сроком службы до 5 лет для гостиницы

2 комплекта на место

15 мест

332,7

9,98

Санитарно-гигиенические средства многоразового использования для гостиницы

4 комплекта на место

15 мест

48,8

2,92

Столовое белье со сроком службы до 1 года для гостиницы

3 комплекта на стол

15 стол

66,7

3,00


Таблица 3.

Набор столовых приборов и посуды для столовой.

Наименование позиций

Кол-во на 110 мест

Двойной норматив

 Цена без НДС, руб.

 Сумма, руб.

1

2

3

4

5

ЧАШКИ 2510/16

60

120

30

      3600

БЛЮДЦЫ

60

120

20

      2400  

ТАРЕЛКИ 16 СМ

60

120

25

       3000  

ТАРЕЛКИ 21 СМ

60

120

30

      3600  

ТАРЕЛКИ 24 СМ

60

120

35

       4200  

СУПОВЫЕ ЧАШКИ 27СЛ

60

120

40

       4800  

БЛЮДЦЫ

60

120

15

       1800  

БЛЮДО ДЛЯ САЛАТА

60

120

35

      4200  

САХАРНИЦА С КРЫШКОЙ

10

20

50

       1000  

ПОДСТАВКА ДЛЯ ЯИЦ 13 СМ

10

20

20

       400   

БЛЮДО 14 СМ

10

20

45

       900  

БЛЮДО 17 СМ

10

20

55

      1100  

БЛЮДО 20 СМ

10

20

65

       1300  

ПЕПЕЛЬНИЦА

10

20

50

       1000  

ПЕРЕЧНИЦА

10

20

20

       400  

СОЛОНКА

10

20

10

200

СТОЛОВЫЙ НОЖ

60

120

20

2400

СТОЛОВАЯ ВИЛКА

60

120

18

2160

СТОЛОВАЯ ЛОЖКА

60

120

15

1800

ДЕСЕРТНЫЙ НОЖ

60

120

15

1800

ДЕСЕРТНАЯ ВИЛКА

60

120

15

1800

ДЕСЕРТНАЯ ЛОЖКА

60

120

12

1440

ЛОЖКА КОФЕЙНАЯ

60

120

10

1200

ЧАЙНАЯ ЛОЖКА

60

120

15

1800

ВИЛКА ДЛЯ РЫБЫ

60

120

15

1800

НОЖ ДЛЯ РЫБЫ

60

120

15

1800

ЛОЖКА ДЛЯ ОВОЩЕЙ

60

120

15

1800

ПОЛОВНИК ДЛЯ КАРТОФЕЛЯ

10

20

20

400

ПОЛОВНИЧЕК ДЛЯ СОУСА

10

20

20

400

ЛОПАТКА ДЛЯ ТОРТА

2

4

20

80

БОКАЛ

60

120

30

3600

БОКАЛ

60

120

35

4200

СТАКАН

60

120

25

300

РЮМКА

60

120

35

3600

ФУЖЕР ДЛЯ ШАМПАНСКОГО

60

120

65

7800

РЮМКА ДЛЯ КОНЬЯКА

60

120

50

6000

СТАКАН ДЛЯ СОКА

60

120

20

2400

СТАКАН ДЛЯ ПИВА

60

120

40

4800

КУВШИН 1 ЛИТР

10

20

80

1600

СОУСНИЦА 25 СЛ

10

20

35

3600

ПОДНОС 45,7х35,5

1

2

40

80

ПОДНОС ДЛЯ ПИВА 36 СМ

2

4

55

220

ПОДНОС ДЛЯ ПИВА 32 СМ

1

2

65

130

КОМПЛЕКТ ИЗ 50 ПЛАСТМ. ПАЛОЧЕК ДЛЯ КОКТЕЙЛЯ

1

2

30

60

ШТОПОР

1

2

40

80

ЩЕТКА

1

2

15

30

ВЕДЕРКО ДЛЯ ЛЬДА

1

2

20

40

ИТОГО:




91 320


Потребность в энергоресурсах складывается из трех составляющих:

-       электроэнергия;

-       вода холодная, включая канализацию;

-       тепло (отопление, горячая вода).

Планируемый расход указанных энергоносителей определен в соответствии с действующими СНиПами и инструкциями по проектированию.

Расчет затрат на электроэнергию, водоснабжение и теплоснабжение комплекса для объема оказанных услуг соответствующего 100% от планируемого уровня представлен в таблице 4.

Таблица 4

Потребление энергоресурсов.

Статья расхода

Ед. измерения

Среднегодовой расход

Цена за ед. измерения без НДС, руб.

Среднегодовые затраты, тыс. руб.

Электроэнергия

кВт*ч

360 000

0,6

216,0

Вода (холодная)

м3

11 116

7,5

83,4

Вода (горячая)

Гкал

364,5

350

127,6

Отопление

Гкал

895

350

313,1


Кроме указанной потребности нового досугового центра в материалах, специализированном инвентаре и энергоресурсах еще одним существенным направлением расходов, будет являться закупка бытовой техники для оснащения номеров.

Рассмотренные статьи затрат максимально полно отражают внутреннее содержание предоставляемых услуг гостиницы центра и в последствии, самым непосредственным образом, будут формировать их качество.

Полная себестоимость представлена в таблице 6  приложения 1


5. План маркетинговой деятельности.

 

На маркетинговые стратегии фирмы будут влиять следующие тенденции: -- специализация предложения, поиск «свободных ниш» рынка;

-- диверсификация предлагаемых услуг;

-- концептуализация сервиса;

-- индивидуализация обслуживания;

-- кооперация в области маркетинга.

К факторам, которые будут влиять на стратегию и тенденции развития стратегии можно отнести:

-- расширение социальной базы туристического спроса,

-- усиление индивидуализации потребностей туристов.

Гостиница будущего – это специализированная гостиница. По отношению к сектору дополнительных средств размещения в целом гостиничное хозяйство развивается в направлении повышения стандарта качества обслуживания, в то время, как нетрадиционные средства остаются наиболее приемлемыми для семейного отдыха и семейного туризма. Таким образом, дополнительные средства размещения, по всей видимости, будут вытеснять, и заменять собой гостиницы низших категорий обслуживания.

Наряду со специализацией предложения в гостиничном хозяйстве ярко выделяется тенденция к его диверсификации. Она обусловлена индивидуализацией спроса, повышением значимости активного отдыха, ростом требовательности потребителя к качеству услуг. Специализация и диверсификация предложения в гостиничном хозяйстве неразрывно связаны и дополняют друг друга. Поиск «ниш рынка» и концентрация предложениям на отдельном сегменте туристического спроса, расширение ассортимента услуг, в том числе за счет считавшихся ранее нетрадиционными в гостиничном хозяйстве, следует, осуществлять в рамках единой концепции для данного конкретной фирмы, причем основной идее должны подчиняться все составные компоненты ее жизнедеятельности.

Реклама. Планируется давать рекламу в специализированных гостиничных рекламных изданиях для поиска новых деловых партнеров и клиентов в течение всего срока действия фирмы, пока не будет сформирован постоянный и стабильный спрос на ее услуги. Так же возможна реклама на радио, на стендах в городе в местных газетах. Будут использоваться любые доступные средства рекламы, для того чтобы оповестить и привлечь целевой сегмент.

Анализ ценовой политики:

При определении полной себестоимости в целом по гостинице были учтены следующие факторы:

-       объемы расхода в натуральном выражении сырья, материалов и энергоресурсов, необходимых для реализации всего комплекса услуг;

-       текущие, на дату подготовки бизнес-плана, цены на сырье, материалы и энергоресурсы;

-       данные по численности и заработной плате персонала комплекса (представлены в таблице 5);

-       интегральная ставка отчислений на социальное страхование;

-       ставка страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве;

-       стоимость прочего хозяйственного инвентаря;

-       методика списания на издержки производства затрат по приобретенному хозяйственному инвентарю со сроком службы до 1 года для позиций: "постельное белье со сроком службы до 1 года для гостиницы", "санитарно-гигиенические средства многоразового использования для гостиницы", "столовое белье со сроком службы до 1 года для столовой" (100% затрат списываются ежегодно, так как период полного оборота указанных предметов инвентаря составляет 1 год);

-       методика списания на издержки производства затрат по приобретенному хозяйственному инвентарю для позиции "постельное белье со сроком службы до 5 лет для гостиницы" (50% затрат списываются при вводе актива в эксплуатацию, оставшиеся 50% стоимости указанных предметов инвентаря списываются в 5-й год их эксплуатации);

-       методика списания на издержки производства затрат по приобретенному хозяйственному инвентарю для позиции "набор столовых приборов и посуды для столовой" (50% затрат списываются при вводе актива в эксплуатацию, оставшиеся 50% стоимости указанных предметов инвентаря списываются равными суммами на протяжении последующих 4-х лет их эксплуатации);

-       данные по прочим общепроизводственным расходам, включая затраты на содержание основных средств (3% от величины прямых затрат);

-       прочие общехозяйственные расходы;

-       средний срок службы принимаемых в эксплуатацию постоянных активов определен в соответствии с действующими в РФ нормами амортизационных отчислений на соответствующие виды основных средств (для зданий - 50 лет, для оборудования - 10 лет);

-       действующее, на дату подготовки бизнес-плана, налоговое законодательство РФ;

-       планируемый лизинг здания;

-       стоимость прочего хозяйственного инвентаря по всем позициям устанавливается поставщиками в долларовом эквиваленте;

-       курс доллара США по отношению к рублю принят на уровне 28 руб./$ US.

Необходимая штатная численность по каждой категории персонала обуславливается набором услуг гостиницы и технологией их предоставления. Размеры ежемесячных окладов по каждой группе работников обусловлены сложившейся, на сегодняшний день, ситуацией в данной отрасли на рынке труда г. Новосибирска.

 
Таблица 5

Штатное расписание в Гостинице.

Категории персонала

Сфера занятости

Числен-ность

Месячный оклад, руб.

Ежемесячные расходы на оплату труда, руб.

1

2

3

4

5

1. Основной производственный персонал:






 





- горничная

Гостиница

3

5000

15 000


- портье

Гостиница

2

4 500

9 000


- шеф-повар

Столовая

1

7 000

7 000


- повар

Столовая

1

6 000

6 000


- официант

Столовая

4

4 500

18 000


- кассир

Столовая

2

4500

9000


- сестра-хозяйка

Гостиница

1

4 500

4 500

ИТОГО по данной категории персонала:

14


68 500

2. Руководители, специалисты и служащие:





- Директор комплекса

Фирма

1

14 000

14 000


- Главный бухгалтер

Фирма

1

9 000

9 000


- Управляющий

Гостиница

1

10 000

10 000


- маркетолог

Фирма

1

8000

8000


- старшая горничная

Гостиница

1

5 500

5 500


- прачка

Гостиница

2

3 500

7 000


- кладовщик

Гостиница

1

3 500

3 500


- медицинская сестра

Гостиница

2

5 000

10 000


- уборщица

Гостиница

2

3 500

7 000


- гардеробщик

Гостиница

2

3 500

7 000


- водитель

Гостиница

2

5000

10 000


ИТОГО по данной категории персонала:

15


91 000







ИТОГО ПО ВСЕМ КАТЕГОРИЯМ ПЕРСОНАЛА:

29


  159 500         




Расчет себестоимости и текущих затрат по проекту для первого года его эксплуатации осуществлен в таблице 6.

Таблица 6

Себестоимость и полные производственные затраты для первого года эксплуатации.

Наименование статьи затрат

Сумма затрат, тыс. руб.

1

2

Санитарно-гигиенические средства одноразового применения для комплекса гостиницы

388,8

Продукты питания для столовой

3 628,8

Постельное белье со сроком службы до 1 года для гостиницы

195,2

Постельное белье со сроком службы до 5 лет для гостиницы

299,4

Санитарно-гигиенические средства многоразового использования для гостиницы

175,7

Столовое белье со сроком службы до 1 года для столовой

126,0

Набор столовых приборов и посуды для столовой

414,2

Вода холодная на всю гостиницу

81,6

Вода горячая на всю гостиницу

121,4

Отопление на всю гостиницу

313,1

Электроэнергия на весь комплекс

216,0

З/плата всего персонала

,0

Отчисления на з/пл

931,7

Прочие общепроизводственные расходы

183,6

Амортизация

6 751,1

Прочие общехозяйственные расходы

360,0

Налоги, относимые на себестоимость

525,5

Итого затрат

17 421,2


Следует отметить, что в первый год эксплуатации проекта предполагается достичь 80% от планируемого объема всех предоставляемых услуг. В связи с этим, расход ресурсов по таким статьям затрат, как санитарно-гигиенические средства одноразового применения для комплекса гостиницы и продукты питания для комплекса ресторана, также составляет 80% от расходов по этим же статьям в каждый последующий год.

Формирование цены на услуги гостиницы складывается из рассмотрения двух составляющих:

-       сложившихся цен на аналогичные виды услуг на рынке г. Новосибирска,

-       цен на продукты питания для столовой.

Стоимость услуг гостиницы приведена в таблице 7.

Таблица 7

Стоимость услуг в Гостинице.

Наименование услуг

Ед. измерения услуг

Стоимость ед. измерения без НДС, руб.

Стоимость ед. измерения с НДС, руб.

1

2

3

4

Проживание в гостинице

Койка-день

600

720

Питание в столовой

Чел.-место

300

360

Дополнительные услуги:




Просмотр кинофильмов

Чел.-место

25

30

Услуги саун

Чел.-место/ час

70

84


Тенденции ценообразования.

Среди факторов, определяющих тенденции формирования цены на услуги гостиницы основными являются следующие:

-       цены на энергоносители (стоимость коммунальных платежей);

-       цены на продукты питания;

-       тенденции, складывающиеся на новосибирском рынке услуг социально-культурного характера.

6. Организационный план


Организационно-правовая форма вполне соответствует характеру деятельности данного предприятия и его задачам. В случае банкротства ООО “Тихая обитель ” учредители не будут нести ответственности своим имуществом, а для ОАО "Обь" обеспечением сделки будет являться само здание и ценные вещи, которое перейдет ОАО "Обь" в случае банкротства ООО “Тихая обитель ”

Организационная структура ООО “Тихая обитель ”:

Директор - Осипов Александр Сергеевич, имеет высшее экономическое образование, опыт предпринимательской деятельности 1 год, опыт руководящей работы 2 года, в туристической фирме.

Главный бухгалтер - Шаповал Анна Павловна, имеет высшее экономическое образование, опыта предпринимательской деятельности нет, опыта руководящей работы нет, опыт работы главным бухгалтером 2 года.

Также в составе ООО “Тихая гавань ” числятся: маркетолог, управляющий гостиницы, 6 работников гостиницы, повар, 4 официанта, 2 кассира, 2 водителя, 2 портье. Список должностных обязанностей каждого работника описан в Уставе предприятия. Руководство фирмой в своей деятельности ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей, оказания более качественных и недорогих услуг.

Так как численность работников гостиницы небольшая и сама фирма маленькая организационная структура линейная. Наиболее эффективная в данных условиях. Но, не смотря на это, фирма придерживается маркетингового подхода в организации своей деятельности. Это означает, что внешние факторы определяют цели фирмы, фирму отличает гибкость, подстраивание под рынок, именно рынок инициирует новые решения, в области оказания услуг, ценообразование основывается на объеме спроса и ценах конкурентов. Основная задача фирмы – это удовлетворение потребностей и запросов потребителей.

7. Оценка рисков


1)Различные разрушения здания, поломки внутри его (комунальные поломки, мебели, технического оснащения) Ремонт будет производиться за счет страховых выплат. Данным проектом предполагается, что страхование здания и наиболее ценных вещей должен провести ОАО "Страховая компания" перед заключением договора о лизинге. Если же поломка произойдет по вине третьих лиц, то возмещать сумму ущерба будут они.

2)Рост конкуренции, ужесточение ценовой политики конкурентов. Как уже говорилось цены на гостиничные услуги данной фирмы предполагается установить ниже   среднерыночных, с целью занятия определенной ниши. То есть ориентация будет идти на определенный сегмент, который не нуждается в дорогих апартаментах за счет этого фирма сможет обеспечить себе твердое положение на рынке и высокую конкурентоспособность. Риск состоит лишь в том, что кто-нибудь из конкурентов может пожелать отвоевать данный сегмент рынка и установить такие же или еще более низкие цены.

3)Негативное изменение налоговых ставок, рост цен на материальные ресурсы и прочие составляющие издержек не должны оказать существенного влияния на деятельность фирмы, они, конечно, могут изменить цены на услуги, которые станут примерно равны среднерыночным, это поставит нашу фирму в примерно одинаковое положение с конкурентами.

4)Изменение курса доллара не должно повлиять на деятельность предприятия, т. к. за основу расчета взят доллар США, изменение цен на продукцию и сырье должны будут происходить синхронно и, следовательно, не отразятся сильно на финансовых результатах работы.

5)Рост цен на данный вид услуг и как следствие снижение спроса. Резкого роста цен на данный вид услуг в ближайшем времени произойти не должно. Об этом говорят позитивные данные о состоянии данного рынка и стабилизирующаяся экономическая ситуация в России. Если и будет незначительные повышения  цен, то темп их роста не должен будет сильно отличаться от темпа инфляции. Вероятность банкротства ООО “ Тихая обитель” в случае столкновения с этой проблемой очень низка.

6)Барьеры входа в отрасль могут оказаться слишком высокими.[2]

7)Риск не платежа. Так как ООО «Тихая обитель» берет в лизинг здание, то для него угроза заключается в том, что оно не сможет за него рассчитаться.

 Таблица финансово-экономических рисков приведена в Приложении 1.

 

8. Финансовый план


Нам требуется взять в лизинг помещение для гостиницы площадью 350м2 . Цена одного метра  = 17 600 р. То есть общая сумма составляет 6 160 000р.  Расчет лизинговых платежей будем производить в $ США. Поэтому пересчитаем сумму по курсу 1$ = 28 рублей. Получаем, что стоимость помещения, которое мы хотим взять в лизинг, составляет 220 000 $.

Основные характеристики проекта:

стоимость имущества 220 000 $ (6 160 000 руб.); срок договора 24 мес.; амортизация 16 %; коэффициент ускоренной амортизации 3; комиссионное вознаграждение 14%.

Расчет лизинговых платежей приведен в приложении, таблица

Планирование лизинговых платежей:

-- размер регулярного ежемесячного лизингового платежа 10 135 $;

-- форма выплаты лизинговых платежей - денежная;

-- периодичность - ежемесячная;

-- способ начисления - с учетом стоимости выкупаемого помещения;

-- способ уплаты - равные доли;

-- помещение в конце срока лизинга выкупается по остаточной стоимости 8 800 $.

 Финансовый план составлен на перспективу 11 лет. Информация для расчета подготовлена по годам. Методика оценки, используемая в расчетах, соответствует принципам бюджетного подхода. В соответствии с принципами бюджетного подхода горизонт исследования (срок жизни проекта) разбивается на временные интервалы (интервалы планирования), каждый из которых рассматривается с точки зрения притоков и оттоков денежных средств. На основании потоков денежных средств определяются основные показатели эффективности и финансовой состоятельности проекта. Расчеты выполнены в постоянных ценах, принимаемых на момент формирования бизнес-плана.

Доходы.

Источниками доходов проекта является реализация гостиничных услуг.

Предполагаемые объемы реализации услуг и цены при достижении проектом планируемых показателей выручки представлены в таблице 8.

Таблица 8

ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕГО КОМПЛЕКСА УСЛУГ

Наименование услуг

Ед. измерения услуг

Объем реализации в год

Цена реализации без НДС, руб.

1

2

3

4

Проживание в гостинице

Койка-день

9 720

600

Питание в столовой

Чел.-место

32 400

300

Просмотр кинофильмов

Чел.-место

29 600

25

Услуги комплекса саун

Час

8 640

70


Анализ рынка потребителей данного вида услуг показывает, что закладываемые в расчет объемы реализации услуг можно считать обоснованными.

Затраты.

В составе текущих затрат проекта выделяются и обосновываются:

-       материальные затраты, включая затраты на приобретение различного хозяйственного инвентаря;

-       затраты на оплату труда;

-       общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Расчет потребности в материалах и прочем хозяйственном инвентаре, необходимом для оказания всего комплекса услуг представлен в таблице 2.

Динамика текущих расходов за соответствующие периоды показана на диаграмме 1 приложения 2.

Инвестиционные затраты проекта складываются из капитальных вложений, направленных на создание самой гостиницы, а также средств, необходимых для формирования чистого оборотного капитала проекта.

Оборотный капитал

Помимо инвестиций в постоянные активы организации необходимо создать запас оборотных средств, обеспечивающий бесперебойную работу проекта.

Потребность в оборотном капитале определена с учетом планируемых периодов оборота основных составляющих текущих активов и текущих пассивов. В частности:

-       расчет потребности в санитарно-гигиенических средствах одноразового применения, используемых клиентами гостиничного комплекса производится на основании предполагаемой периодичности закупок данного оборотного актива: объем страхового запаса - 7 дней, оборот - 14 дней;

-       расчет потребности в продуктах питания, используемых для приготовления пищи в комплексе ресторана также производится на основании предполагаемой периодичности закупок данного оборотного актива: объем страхового запаса (продукты длительного срока хранения, спиртное) - 5 дней из расчета общей ежедневной потребности в активе, оборот - 2 дня;

-       расчет суммы хозяйственного инвентаря, находящегося постоянно в обороте, производится на основании нормативов списания затрат по каждой позиции указанного актива и периодичности его обновления;

-       понятия "незавершенной продукции" и "готовой продукции" для данного специфического направления деятельности, связанного не с производством, а с предоставлением различных видов услуг не являются актуальными;

-       условием оплаты за предоставленные услуги является оплата по факту;

-       условием поставки сырья и материалов для всего комплекса услуг является оплата по факту;

-       частота выплат заработной платы составляет 1 раз в месяц.

Динамика изменения чистого оборотного капитала представлена на диаграмме 2 приложения 2.

Анализ чувствительности проекта.

Цель проведения анализа чувствительности - установить границы изменения основных параметров, при которых проект сохраняет приемлемый уровень эффективности и финансовой состоятельности.

Параметрами наиболее подверженными возможному изменению при реализации данного проекта являются уровень цен на конечную продукцию, объём продаж и уровень инвестиций в постоянные активы.

В таблицах 9, 10 и 11 представлен анализ чувствительности проекта к изменениям указанных показателей. В качестве результирующих показателей рассмотрены варианты простого срока окупаемости и чистой текущей стоимости проекта для различного уровня цен на реализуемую продукцию, объёмов производства и продаж и инвестиционных затрат.

Таблица 9

Анализ чувствительности проекта при различном уровне цен на услуги.

Уровень цен на услуги, % от базового варианта

(80 %)

(90 %)

(100 %)

(110 %)

(120 %)

Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб.

55 281

82 995

110 123

136 866

163 609

Простой срок окупаемости, лет

6,0

5,3

4,8

4,4

4,1


Таблица 10

Анализ чувствительности проекта при различных объемах реализации услуг.

Уровень реализации услуг, % от базового варианта

(80 %)

(90 %)

(100 %)

(110 %)

(120 %)

Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб.

61 956

86 375

110 123

133 431

156 391

Простой срок окупаемости, лет

5,8

5,2

4,8

4,5

4,2


Таблица 11

Анализ чувствительности проекта при различных объемах первоначальных инвестиций в постоянные активы.

Уровень инвестиций в постоянные активы, % от базового варианта

(80 %)

(90 %)

(100 %)

(110 %)

(120 %)

Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб.

133 906

122 014

110 123

98 147

86 071

Простой срок окупаемости, лет

4,1

4,4

4,8

5,2

5,5


Из приведенных таблиц видно, что проект является достаточно устойчивым к изменению указанных внешних факторов.

Колебания любого из рассмотренных параметров как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения, существенным образом не влияют на конечные показатели эффективности проекта.



Список литературы:


1.                  Бери Г.В., Киршнер П.С. Мгновенный бизнес-план: двенадцать быстрых шагов к успеху – М., Дело и Сервис – 1999, 79с.

2.                       Девид Бэнгз  Руководство по составлению бизнес-плана – М., Финпресс – 1998,  256с.

3.                       Крылова Г.Д., Соколова М.И.  Практикум по маркетингу – М.,   ЮНИТИ – 2000, 85с.

4.                       Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование, практическое пособие -- Н-ск.,  ЭКОР – 1999, 150с.

5.                       Маркова В.Д. Маркетинг услуг – М., Финансы и статистика – 1998, 123с.

6.                       Савельева М.Ю. Экономика организации – Н-ск, Учебнометодичекий комплекс – 2003, 200с.

7.                       Уткин Э.А. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. Анализ. Методика. Практикум – М., ЮНИТИ – 1996, 96с.










[1] Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 1998г

[2] Маркова В.Д. «Маркетинг услуг» Москва «Финансы и статистика» 1998г, 123с.