Содержание


 

1. Прибыль, ее значение в экономике предприятия. Пути повышения прибыли торгового предприятия.. 2

2. Рассчитать и прокомментировать коэффициент финансовой независимости предприятия торговли автономии (Ка). 9

Список литературы... 10

1. Прибыль, ее значение в экономике предприятия. Пути повышения прибыли торгового предприятия


Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

§  характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

§  является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

В наиболее общем виде формула расчета прибыли имеет вид:[1]


Прибыль = Доходы – Затраты (1)


Оба показателя, стоящие в правой части приведенной формулы, имеют сложную структуру. В частности, доходы принято классифицировать на доходы от основной, инвестиционной и финансовой деятельности, а затраты – по видам и статьям.

Наращивание прибыли может быть достигнуто как увеличением доходов, так и снижением затрат. Величина доходной части определяется выручкой от реализации продукции, которая и представляет собой основной фактор наращивания прибыли.

Деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу интересов множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, то есть участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода. И на момент принятия подобного решения, и в ходе участия в деятельности предприятия заинтересованное лицо оценивает целесообразность своего выбора по некоторым критериям – чаще всего показателям прибыли и рентабельности.

Государство интересует размер валовой (балансовой) прибыли, полученной от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь, так как с этого вида прибыли начисляется налог на прибыль.

Собственников, кредиторов и инвесторов интересует размер чистой прибыли, которая после уплаты всех налогов остается в распоряжении организации.

Участие лиц, имеющих отношение к предприятию и взаимодействующих с ним, в распределении общих поступлений, которые затем и делятся  между этими лицами, заключается в получении заработной платы, процентов, обязательных платежей, дивидендов и т.д. В наиболее общем виде этот процесс представлен на рис. 2.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат организации.

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми (рис. 1).

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).


Сумма затрат                          

                                                   Постоянные издержки, всего

                                                    Остаточные издержки


                                                   Стартовые издержки

                                                    Объем реализации товаров


Рис. 1. Постоянные издержки обращения

Планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Полный анализ издержек обращения необходимо производить не реже одного раза в квартал, текущий – ежемесячно. Для достижения поставленной цели необходимо ежедневно проводить сравнительный анализ фактических издержек обращения с предельно допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.

По итогам анализа составляется пояснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих затрат в торговле.

Анализ издержек обращения осуществляется в основном по показателям их уровня, так как оценка затрат в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности.

Источниками информации для анализа издержек обращения служат:

·        оперативные данные бухгалтерского учета;

·        статистическая отчетность;

·        материалы документальных ревизий;

·        материалы инвентаризаций;

·        материалы проверок;

·        докладные записки;

·        результаты наблюдений.

В условиях конкурентной среды, характерной для рыночных отношений, уровень издержек обращения находятся под влиянием факторов цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные затраты..

План издержек обращения разрабатывается торговым предприятием самостоятельно и представляет собой важнейший раздел финансового плана. Планирование издержек обращения осуществляется по этапам, в последовательности:

1)         расчет максимально возможной суммы издержек для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия;

2)         выработка основных направлений обеспечения режима экономии издержек обращения;

3)         расчет плана издержек обращения по общему объему и в разрезе отдельных статей.

В ходе проведения предпланового анализа издержек обращения выявляются тенденции изменения за предплановый период их суммы и уровня, состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота.

Работа торгового предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:

ИО пер + ИО пост = ВД – НДС,

где ИО пер – переменные издержки обращения;

       ИО пост – постоянные издержки обращения;

       ВД – сумма валового дохода;

       НДС – налог на добавленную стоимость.

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на торговом предприятии режима экономии, что подразумевает систему форм и методов планомерного сокращения затрат относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

·        торгово-технического процесса;

·        структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

·        использования материально-технической базы торгового предприятия;

·        организации и оплаты труда работников торгового предприятия.

Таким образом, планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.





Рис. 2. Схема притоков и оттоков финансовых ресурсов

ПРЕДПРИЯТИЕ

 

Распределение поступлений (отток средств)

 
 


2. Рассчитать и прокомментировать коэффициент финансовой независимости предприятия торговли автономии (Ка)


Исходная информация:

Валюта баланса (п. 699) - 6331373,1 руб.

Капиталы и резервы (п. 490) – 5758428,2 руб.

Резервы предприятия (п. 640 + п. 650 + п. 660) – 19756,5 руб.

Убытки прошлых лет (а 310) – отсутствуют

Убытки отчетного года (а 320) – убытков у предприятия нет

а –строки баланса по активу.

п –строки баланса по пассиву

При Ка = 0,7 предприятие относится к 1-ому классу финансовой независимости

При 0,7 ³ Ка ³ 0,5 – ко 2-ому классу,

       0,5 > Ка ³ 0,2 – к 3-ему классу,

      0,2 > Ка ³ 0 – к 4-ому классу,

               Ка < 0 – к 5-ому классу.

Коэффициент финансовой независимости предприятия показывает долю источников собственных средств за минусом убытков в валюте баланса.

Прокомментировать полученный результат.

 

Решение.

Источники собственных средств = 5 758 428,2 + 19 756,5 = 5 778 184,7 руб.

Доля источников собственных средств в валюте баланса:

5 778 184,7/ 6 331 373,1 = 0,9

Коэффициент финансовой независимости (Ка) = 0,9

Предприятие относится к 1-ому классу.

Коэффициент финансовой независимости является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы, это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.[2]

Следовательно, рассмотренное предприятие развивается за счет собственных источников средств, его партнеры и кредиторы могут быть уверенными в своевременном возврате кредитов. Предприятие – безрисковое.

Список литературы


1.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов – на – Дону. Феникс, 2002.

2.     Валевич Р.П., Давыдов Г.А. Экономика торгового предприятия. Минск: Высшая школа, 1996.

3.     Гребнев А.И., Баженов Ю.К. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996.

4.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с.

5.     Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А.М. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2000.

6.     Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Гребнева.- М.: Экономика, 1996



[1] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 332

[2] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 326