Содержание

Введение                                                                                                        2

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы                                               4

1.1.         Суицидальное поведение в исторической ретроспективе              4

1.2.         Общая характеристика внутриличностных конфликтов                5

Глава 2. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение      8

2.1.         Структура внутриличностных конфликтов                                     8

2.2.         Общие черты и особенности суицидального поведения               10

2.3.         Взаимосвязь внутриличностных конфликтов и

           суицидального поведения                                                                 14

Заключение                                                                                                    19

Список литературы                                                                                       21

Введение


Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, которые вызывают к себе двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость, сострадание к пережитой им муке. С другой — сам факт суицида вызывает неприятие, осуждение как грех и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Церковь отказывает самоубийце в христианском погребении. Как отмечает Н. Бердяев, “можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству”. Самоубийство часто рассматривается как насилие не только над жизнью, но и над смертью. Может быть, в силу такого соображения в Англии например вплоть до 1961 года существовало строгое уголовное наказание для лиц, пытавшихся лишить себя жизни.

Суицид – сугубо социальный феномен, присущий только человеку. Самоубийства, особенно вызванные нарушением межличностных отношений, были и будут. При кризисах общества, вызывающих значительный рост количества аутоагрессий, суициды становятся особо значимой проблемой. Кризисы общества связаны со сменой культурных парадигм, кризисы человека обусловлены как личными переживаниями, так и сменой культурных аксиом. Снижение количества роста самоубийств или хотя бы стабилизация их на одном уровне является не столько научной, сколько общегосударственной задачей. Возможность ее решения зависит от уровня цивилизованности общества, степени его социально-экономической динамики, гуманной направленности социальных институтов, призванных обеспечить защиту и оптимальную реализацию личности.

Суицидология, хотя и мультидисциплинарная, но в большей степени медицинская наука, имеет перед собой ограниченный круг задач. Поэтому усилия суицидологии по превенции и поственции попыток самоубийств оказываются малосостоятельными в условиях кризиса, вызвавшего нарушение возможности гармонического развития личности. Резкое снижение материального уровня, экономическая, физическая, юридическая незащищенность оставляют человека наедине с враждебным миром. Но даже в этих условиях суицидология должна выполнять свои гуманные функции.

Суицидогенность ситуации не заканчивается в ней самой, а определяется личностными особенностями человека. Исследования данного феномена, начиная с 19 века, свидетельствуют, что формирование суицидального поведения зависит от переживаний, являющихся ключевыми именно для конкретной личности.

Суицидальное поведение строится на основе  внутриличностного конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой.

Данная тема является особенно актуальной в современных кризисных условиях развития  общества.

Цель:

 Теоретическое рассмотрение взаимосвязи внутриличностных конфликтов и суицидального поведения личности.

Задачи курсового исследования:

-       изучить литературу по проблеме;

-         определить возможные причины и природу возникновения         внутриличностных конфликтов и суицидального поведения;

-         выявить зависимость этих феноменов.

Объект курсового исследования:

Возникновение внутриличностных конфликтов и суицидального поведения.

Предмет курсового исследования:

Зависимость внутриличностных конфликтов и суицидального поведения личности.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы

1.1. Суицидальное поведение в исторической ретроспективе


Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых 10 причин преждевременной смерти. В мире ежегодно 400 тыс. человек кончают с собой. Растет частота не только завершенных самоубийств – драматически растет число суицидальных попыток. Это связано с практически повсеместным распространением состояний психологического кризиса.

Исторический обзор суицидального поведения необходим, чтобы понять значение и смысл суицидального поведения для человека и общества. На протяжении истории они существенно изменялись, так же как и моральная оценка самоубийства (грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от исторического этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических и этнокультурных особенностей.

Так, «греко-римская культура относилась к самоубийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли. Для них свобода состояла, прежде всего, в свободе от внешнего контроля, в самостоятельном контроле собственной жизни. Ее высшей формой становится свобода в принятии решения – продолжать жизнь или умереть. Свобода для них была творческой, поэтому самоубийство в известной мере являлось креативным актом»[7, с. 253].

«Древние иудеи относились к самоубийству отрицательно. Для них свобода была не меньшей экзистенциальной ценностью, чем для греков, но решали они эту проблему принципиально иначе. Бог дал каждому свободу принимать решение, следовать ли за ним. Если человек верит, что Бог господствует над землей и принимает эти отношения, то он становится свободным от желания самодеструкции. Иудаизм относился к жизни творчески, как к непреходящей ценности, - человек в этом смысле был не соперником Богу, а, скорее, равноправным партнером в продолжающейся работе творения. В этом контексте самоубийство выглядит как помеха, разрушение возможности творческого созидания жизни».[Там же, с. 255].

В японской культуре, как ни в какой другой, самоубийство носит ритуальный характер и окружено ореолом святости. Это определяется религиозными традициями синтоизма и национальными обычаями, регламентировавшими ситуации, в которых суициду не было альтернативы. Самоубийство по определенному ритуалу было для них безальтернативным, если следовало искупить вину или выразить протест против несправедливости для сохранения чести. Оно совершалось двумя особыми методами: харакири (вспарыванием живота) или откусыванием собственного языка.

В исламе самоубийство было тяжелейшим грехом и решительно запрещалось Кораном.

В Древней Руси умерших не по-христиански, (то есть посредством самоубийства), хоронили по давнему языческому обычаю отдельно от остальных, под домашним порогом, нередко пробив грудь самоубийцы осиновым колом, что являлось защитой от нечистой силы.

Первым исследователем, заложившим краеугольный камень в здание современной суицидологии, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. В фундаментальном исследовании «Самоубийство» (1897) он утверждал, что его следует объяснять, учитывая внешние обстоятельства, прежде всего особенности общества. Основные положения его теории будут рассмотрены во второй главе.

Обратимся к характеристике внутриличностных конфликтов.


1.2. Общая характеристика внутриличностных конфликтов

 

В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая  отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я.

Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.

Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.

Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами, ценностями и требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. Однако такие процессы протекают не всегда успешно.

В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.

Когнитивная психология рассматривает конфликт как несовпадение знания и поведения или несовпадение двух знаний.

Интеракционизм понимает внутриличностный конфликт как диссонанс ролей и т.д.

Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:

1.     Когнитивная сфера:

-         снижение самооценки,

-         осознание своего состояния как психологического тупика,

-         задержка принятия решения,

-         глубокие сомнения в истинности принципов, которыми раньше руководствовались.

2.     Эмоциональная сфера:

-         психоэмоциональное напряжение,

-         частые и значительные отрицательные переживания.

3.     Поведенческая сфера:

-         снижение качества и интенсивности деятельности,

-         снижение удовлетворенности деятельностью,

-         негативный эмоциональный фон общения.

4.   Интегральные показатели:

-      ухудшение механизма адаптации,

-      усиление стресса.

Таким образом, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.

Глава 2. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение

2.1. Структура внутриличностных конфликтов

 

Внутриличностный конфликт возникает лишь при определенных условиях. Эти условия одновременно внешние и внутренние. Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию, например, долга и личных интересов, или между возможностями и стремлениями личности. Внутренние условия психологического конфликта у человека не возникают спонтанно, а обусловлены внешней ситуацией и историей личности.

Другое необходимое условие психологического конфликта – субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возникает, если человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, породившие конфликт.

Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.

Внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.

Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),

ценности - «надо»,

самооценка - «могу».

Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:

 

Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте

Вид внутриличностного конфликта

«хочу»

(«Я хочу»)

«надо»

(«Я должен»)

«могу»

(«Я есть»)

 

 

Мотивационный конфликт

 

 

 

Нравственный конфликт

 

 

 

Конфликт нереализованного желания

 

 

Ролевой конфликт

 

 

 

Адаптационный конфликт

 

 

 

Конфликт неадекватной самооценки


Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Он всегда – результат  воздействия на личность социальной среды.[3, с. 45] В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:

n   конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные);

n  конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.

Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:

Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих

Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением

Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.

В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое? Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.

Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.

Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид. 


2.2. Общие черты и особенности суицидального поведения

Самоубийство является одним из вариантов поведения человека в ситуации, субъективно воспринимаемой им как безвыходная.

Суицидальное поведение имеет внешний и внутренний планы, которые в единстве образуют относительно устойчивую, целостную структуру. Эта структура  отражает индивидуальность суицидента и тип его личностного кризиса.

Психологическая структура суицидального поведения

1. Мотивационный компонент включает  мотивы в форме социальных установок и относительно устойчивых ценностных ориентаций. Важнейшая характеристика этого компонента — наличие внутриличностного конфликта смыслообразующих мотивов, исключающего их одновременную реализацию.

Выделяют пять типов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция).

Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид. В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.

2. Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации. К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты; устойчивое депрессивное состояние; состояние фрустрации большой интенсивности, переживания непереносимости конфликтной ситуации, тягостного ожидания негативных последствий совершенного проступка, тревоги перед потерей социального статуса, страха перед необходимостью принимать на себя ответственность.

3. Ориентировочный компонент представляет собой блок  деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий. Он включает, кроме того “Я-образ” суицидента, а также образ личностно значимой психотравмирующей ситуации — сложившихся взаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповой социально-психологической роли и т.п.

4. Исполнительный компонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в форме суицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь его попыткой.

Существуют общие черты, свойственные всем без исключения самоубийствам:


1.     Общая цель всех самоубийств поиск решения.

2.     Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственно своя непогрешимая логика и целесообразность. Он является ответом, причем единственно доступным, на труднейшие вопросы «Как из этого выбраться?», «Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания. Чтобы понять причины самоубийства следует знать проблемы, решить которые он был предназначен.


Суицидальное поведение является динамическим процессом и состоит из следующих этапов:


I. Этап суицидальных тенденций. Они являются  прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелания жить. Суицидальные  тенденции проявляются в мыслях, намерениях,  чувствах или угрозах.  На этом этапе осуществляется превенция  суицида,  то есть  его предотвращение  на основании знания психологических или  социальных предвестников. Как замечал  Э.Шнейдман, унция профилактики, несомненно, стоит фунта лечения. Задача массовой профилактики состоит в обучении населения тому, что  суицид -   не  признак сумасшествия, что существуют различимые и распознаваемые признаки самоубийства и что помощь доступна многим.

II. Этап суицидных действий. Он начинается тогда, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление  лишить себя жизни, которое по независящим  от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца.   Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий (шантаж, членовредительство или самоповреждение, направленное на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных  выгод), носят название парасуицида.  Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему. Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному  суициду,  результатом которого является смерть человека.

На этом этапе осуществляется  процедура интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства  в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком  и оказании ему  эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе. Главная задача интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его  нервно – психические расстройства. Это самое важное условие,  без которого остальные усилия  психотерапии и методы  оказания помощи оказываются недейственными.

III. Этап постсуицидального кризиса. Он продолжается от момента  совершения суицидной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает  состояние психического кризиса суицидента,  признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность  могут быть различными. На этом этапе   осуществляется поственция и вторичная превенция суицидального поведения.  Поственция  является системой мер, направленных на преодоление  психического кризиса и адресованных  не только выжившему суициденту, но и его окружению. Вторичная превенция заключается в  предупреждении повторных суицидальных попыток.

Предыдущими исследованиями установлены:

1)               связь факторов суицидального риска с мотивами попыток самоубийства;

2)               взаимопереходность и взаимодополняемость внутриличностных конфликтов и внешних фрустраций;

3)               генетическая связь депрессий и суицидов;

4)               доминирующее превалирование аффективно-ретардированных типов реакций, с выраженной экспозицией между дисстресом и суицидом;

5)               значение социальных дистрессов;

6)               доминирование пролонгированных дистрессов;

7)               зависимость экспозиции между психотравмой и суицидом от внезапности, тяжести дистресса;

8)               взаимосвязь психического, соматического, социального факторов;

9)               полимотивность суицидов с детонирующим влиянием отдельных составляющих друг от друга.



2.3. Взаимосвязь внутриличностных конфликтов и суицидального поведения

Суицидальное поведение строится на основе  внутриличностного конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Существенный момент при этом — наличие уязвимых психических структур. Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера. Исследования показывают, что 30% суицидентов воспитывались в неблагополучных семьях, у 27,4% среди ближайших родственников были самоубийцы (девиантное поведение как одна из моделей выхода из трудной ситуации) и около 16% уже пытались покончить с собой (А. Боенко).

С точки зрения Э. Дюркгейма существует три основных вида суицидов. Большинство актов аутоагрессии являются эгоистическими. Саморазрушение при этом возникает, ибо индивид чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи, друзей. Нередко встречаются аномические самоубийства, являющиеся следствием неудач в приспособлении человека к социальным изменениям, приводящим к нарушению взаимной связи личности и группы. Нередко они учащаются в периоды общественно-экономических кризисов. Последний вид аутоагрессии Э. Дюркгейм называл альтруистическим. Это суицид, который совершается человеком, если авторитет общества или группы подавляет его собственную эгоидентичность и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной, религиозной или философской идеи.

Карен Хорни, видный представитель психодинамического направления в психологии, полагала, что при нарушении взаимоотношений между людьми возникает невротический конфликт, порожденный так называемой базисной тревогой. Она появляется еще в детстве из-за ощущения враждебности окружения. Кроме тревожности, в невротической ситуации человек чувствует одиночество, беспомощность, зависимость и враждебность. Эти признаки могут стать основой суицидального поведения (например, детская зависимость взрослого человека с глубоким чувством неполноценности и несоответствием образу идеального Я или стандартам, существующим в обществе). Враждебность при конфликте актуализирует, как считала К. Хорни, «разрушительные наклонности, направленные на самих себя»[12, с. 56]. Они не обязательно принимают форму побуждения к самоубийству, но могут проявляться презрением, отвращением или всеобщим отрицанием. Они усиливаются, если с внешними трудностями сталкиваются эгоцентрическая установка или иллюзии человека. Враждебность и презрение к себе и другим людям могут стать настолько сильными, что разрешить себе погибнуть становится привлекательным способом мести. В ряде случаев совершение суицида представляется единственным способом утвердить свое Я.

В кратком обзоре взаимосвязи внутриличностных конфликтов и суицидального поведения заслуживают внимание два американских ученых, Норман Фабероу и Эдвин Шнейдман, исследования которых определяют лицо современной суицидологии.

Н. Фабероу является создателем концепции о саморазрушающем поведении человека. Его подход позволяет более широко взглянуть на проблему, имея в виду не только завершенные самоубийства, но и другие формы аутоагрессивного поведения: алкоголизм, токсикоманию, наркотическую зависимость, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентные поступки, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт и т.д.

Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов, несмотря на разнообразие обстоятельств и методов их совершения. Вместе с Н. Фабероу на основе метода аутопсии (включающего анализ посмертных записок суицидентов), им было выделено три типа суицидов:

-                    эготические самоубийства; причиной их является интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль;

-                    диадические самоубийства, основа которых лежит в нереализованности потребностей и желаний, относящихся к значимому близкому человеку. Таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актом отношения к другому;

-                    агенеративные самоубийства, при которых причиной является желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом, например, суициды в пожилом возрасте.

В последних работах Э. Шнейдман подчеркивает важность одного психологического механизма, лежащего в основе суицидального поведения, - душевной боли, возникающей из-за фрустрации таких потребностей человека, как потребность в принадлежности, достижении, автономии, воспитании и понимании.

В соответствии с современной концепцией, суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности, возникающее под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе – в результате нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его социальным окружением. Не утратило своей ценности и более раннее определение А..Г.Амбрумовой  (1974 г.), относившей суицидальное поведение к последствиям конфликтов и утрат в высоко значимой для личности сфере, приводящей ее к социально-психологической дезадаптации.

В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе — семейной,  дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

Суицид является внешним проявлением побудительных причин, то есть мотивов аутоагрессии. Термин "мотив" в переводе с латинского означает "приводить в движение, толкать", с французского – "побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-то". Этот термин используется авторами в традиционном смысле как причина действия, поступка.

Для превенции суицидов более актуальными являются исследования внутренних побудительных мотивов, так как именно они выступают потенциальными факторами суицидального риска. История мотивов самоубийств приравнивается по времени к истории человечества. Мотивы аутоагрессии могли возникнуть только лишь на этапе осознания человеком факта собственной жизни, неизбежно ограниченной смертью. В этом плане справедлива мысль Э.Дюркгейма: "…Сознание человека делается для него источником несчастья…" Появление рассудка нарушило инстинкт самосохранения. Научных доказательств самоубийства у животных нет.

Заключение

Кризисные явления, происходящие в нашей стране, вызвали значительное нарастание суицидогенности общества, еще более увеличили актуальность изучения факторов суицидального риска. Именно они в большей степени формируют мотивы суицидального поведения. Переживаемый обществом исторический этап сам по себе является значимым фактором суицидального риска, вызывающим патологическую дезадаптацию человека, его патологическую психологическую защиту в виде самоубийства.

Проанализировав теоретические аспекты проблемы, можно сказать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе — семейной,  дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и т.д.).

Однако, и внутренние, и внешние факторы способствуют запуску механизмов внутриличностного конфликта, который, в свою очередь является,  основой суицидального поведения, и суицид может стать деструктивным способом разрешения этого внутриличностного конфликта.

Итак, суицидальное поведение строится на основе  внутриличностного конфликта, который можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения. Суицид же – это всегда поиск решения проблемы, вызывающей интенсивные страдания.

Таким образом, содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, таких как потребность в принадлежности, достижении, автономии, воспитании и понимании.

Исходя из вышесказанного, мы присоединяемся к мнению Э.Шнейдмана о том, что унция профилактики суицидального поведения стоит фунта лечения. С этой точки зрения наиболее эффективна разработка системы превенции суицидов, включающей в себя как макроуровень (общество), так и микроуровень (группа, личность).

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и представляют естественную часть человеческого существования; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у людей будет желание выслушать другого человека и помочь ему.

Главная цель превенции заключается в профилактике дезадаптации личности, в повышении ее стрессоустойчивости.

Решение этой проблемы возможно через расширение спектра социально-психологической помощи населению, в том числе анонимной (Телефоны экстренной психологической помощи), введение в практику школы различных психологических курсов (самопознания, основ конструктивного общения, ассертивного поведения, конфликтологии и т.д.).

На наш взгляд необходимы дальнейшие исследования в этой области, определение наиболее эффективных путей и методов превенции суицидов  в различных возрастных группах.


Список литературы

1.                           Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: «Социальное здоровье России», 1993. – 199с.

2.                           Войцех В., Кучер А., Костюкевич В. Противостоять и предотвратить. – Новосибирск, 2000. – 34 с.

3.                           Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб: Питер, 2000. – 464с

4.                           Гроллман Эрл. Суицид: превенция, интервенция, поственция. Источник: http://lucky-angels.narod.ru

5.                           Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.

6.                           Лукас Кристофер. Молчаливое горе. Фрагменты из книги. Источник: http://www.mysuicide.ru

7.                           Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999. – 410 с.

8.                           Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. Пилиповского В. Я. – М., Прогресс, 1992. – 256 с.

9.                           Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

10.                      Предупреждение Самоубийства/Информационно – методический журнал «Частная школа»,4(12)1995.

11.                      Психология  суицидального поведения/Мет.реком. для студентов по спецкурсу «Суицидология». – Самара, 2000.

12.                      Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Мысль, 1994.