Содержание

Введение. 3

1 Теоретические основы бизнес-планирования. 4

1.1 Цели разработки и назначение бизнес-плана. 4

1.2 Функции бизнес-плана. 8

1.3.Структура бизнес-плана. 9

II Практическая часть. 12

Задача №1. 12

Задача №2. 15

Задача №3. 16

Задача №4. 16

Список использованной литературы.. 18

Введение

Разработка бизнес-планов стала одной из наиболее удачных и распространенных форм планирования в рыночной экономике.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Причем, чем тщательнее он будет составлен, тем больше времени уйдет на его подготовку, но тем меньше ненужных затрат понесет предприниматель в будущем.

1 Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Цели разработки и назначение бизнес-плана

Как организовать свой бизнес? Какой вид деятельности выбрать? Какой идее отдать пред­почтение? Как осуществить желаемое? Как спрогнозировать будущее того или иного шага в бизнесе? Ответы на эти вопросы, наверное, хочется знать каждому, кто собирается начать новое дело или сделать более совершенным уже имеющийся бизнес.

Используя деловое планирование, можно легче реализовать свои проекты. Пла­нирование позволяет увидеть весь комплекс будущих действий и возможных последствий таких действий и предвосхитить реальность.

Для чего нужен бизнес-план? По содержанию он является полным и точным описани­ем предприятия, начиная от продукта и заканчивая процессами управления, а так­же финансовыми потребностями [3, с. 5].

В зависимости от целей можно выделить три вида бизнес-планов:

— бизнес-план форма;

— бизнес-план сущность;

— бизнес-план понимание.

Бизнес-план форма призван осуществить представление бизнеса для инвесто­ров, акционеров или руководства. Он составляется в соответствии с требованиями партне­ров или участников бизнеса.

Бизнес-план сущность необходим при отражении процессов, происходящих на предприятии, и прогнозировании последствий вводимых изменений. Он отражает содержание бизнес-процесса с целью выявления всех особенностей, возможностей и угроз и помогает принимать решение.

Бизнес-план понимание составляется для анализа и изучения новой идеи, предполага­ющей развитие и изменение предприятия. Он направлен на понимание как уже происходящих, так и планируемых процессов, и наиболее полное представление результа­тов новых идей.

Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности (такую задачу решит бизнес-план сущность). Потенциальные инвесторы (те, кто предоставляют капитал) прак­тически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных про­ектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом (бизнес-план фор­ма).

Только бизнес-план, подготовленный на основе потребности в информации, необхо­димой для предполагаемых источников финансирования проекта, безусловно, произведет впечатление на владельцев капитала с точки зрения оценки умения планировать. Также инвесторы оценят общую компетенцию руководи­теля данного предприятия.

При прочих равных условиях хорошо подготовленный бизнес-план всегда повысит шансы на получение финансовой поддержки из различных источников.

Определение цели бизнес-плана – второй важный шаг после определения сферы деятельности будущего предприятия или проекта. Цель — это положение вещей, реальное или воображаемое, к которому бу­дет стремиться разработчик бизнес-плана, предприятие или проект. На данном этапе не следует значи­тельное внимание уделять реалистичности поставленных целей, так как именно составление бизнес-плана и должно ответить на этот вопрос. Важно следующее: цель дол­жна быть однозначной, может быть разбита на подцели, и она должна соответствовать намерениям предпринимателя. Если в деятельности предполагается непосредственное участие партнеров, то их нужно пригласить именно на этом этапе для формулирования целей, чтобы они стали соратниками в дальнейшем. Кроме того, необходимо отличать личные цели и цели бизнеса (так, например, личные цели «обогащение» или «власть» могут стать мощным стимулом деятельности, однако вряд ли будут вос­приняты партнерами или работниками).

К формулировке цели необходимо вернуться после завершения всего плана и при не­обходимости откорректировать ее [3, с. 16].

После определения цели предприятия нужно сформулировать цель составления биз­нес-плана. Это может быть привлечение инвестора или кредитора (бизнес-план форма), оценка реалистичности нового дела (бизнес-план понимание), разработка плана операци­онной деятельности (бизнес-план сущность) и т.д. На основе сформулированной цели вы­бирается вид бизнес-плана.

Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования (бизнес-плана сущности или понимания). В процессе его на­писания нужно рассмотреть многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем (бизнес-плане форме). Однако потребители бизнес-плана будут стремиться задавать вопросы, относящиеся к внутренним бизнес-планам, чтобы «почувст­вовать» серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в не­выгодном положении.

Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение ин­вестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и предприятие будут иметь твердую основу для сделки.

Можно определить наиболее важные предназначения бизнес-плана:

-    Стать документом для строительства нового предприятия. Он показывает, какими мето­дами и с помощью каких средств руководитель собирается достичь своих целей. В этом случае бизнес-план становится пошаговым дневником в организации нового дела.

-    Показать, что руководитель наделен определенной инициативой, достаточно дисциплиниро­ван, чтобы использовать свою энергию для определенного проекта, и что он понимает, как достичь поставленной перед собой конечной цели, обходя или решая все встречающиеся на своем пути проблемы и трудности.

-    Ознакомить партнеров, компаньонов или уже имеющихся сотрудников с некоторыми особенностями проекта. Это поможет им увидеть в руководителе не просто на­чальника, а своего коллегу.

-    Привлечь потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе разработанного бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса.

-    Показать емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.

-    Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с цена­ми, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциаль­ную прибыльность дела.

-    Обнаружить все возможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в пер­вые годы его реализации.

-    Определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состоя­ние дел, и осуществлять управление.

-    Увеличить доверие и уважение не только со стороны коллег, но и со стороны инвесторов. Бизнес-план будет первоначальным средством для «продажи» идеи и кратким изложением основных сведений о предприятии при привлечении инвесторов для участия в организации нового бизнеса [3, с. 17].

Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на период от 1 до 5 лет, при этом для первого года основные показатели следует делать поквартально, для последующих лет – в целом за год. В любом случае завершение срока планирования должно совпадать со сроком погашения кредита независимо от даты начала проекта. Выбирая вид бизнес-плана, следует иметь в виду, что планирование на более длительный срок носит более формальный характер и должно основываться на подробных исследованиях в краткосрочном периоде и долгосрочных тен­денциях и перспективах.

К сожалению, многие предприниматели ограничиваются написанием плана на год, считая, что дальнейшая перспектива не может быть определена. Такой подход ограничи­вает перспективу видения предпринимателя, тем более, что практически во всех областях существуют прогнозы долгосрочного развития даже в условиях нестабильной экономики. Более того, учет фактора нестабильности в будущих периодах должен приводить не к раз­мытости высказываний, а к формированию различных вариантов развития и оценке их осуществимости и выживаемости в различных условиях.

1.2 Функции бизнес-плана

Существующие подходы к бизнес-планированию направлены на осуществление де­вяти основных функций.

1)    Стандартное представление предприятия, проекта. Стандартное представление со­кращает затраты на описание предприятия и предоставляет больше возможности для представления уникальных возможностей проекта.

2)    Бизнес-план — одна из форм общения и представления информации на цивилизован­ном рынке. Многолетний опыт составления бизнес-планов привел к тому, что он об­рел удобную форму представления информации. Кроме того, сложилась специальная терминология, подкрепленная исследованиями в той или иной области.

3)    Аргументированная заявка на привлечение капитала. Если даже бизнес-план не ста­вил целью привлечение капитала, то его содержание позволяет составить подобную заявку без поиска новой информации.

4)    Демонстрация солидного подхода к собственному бизнесу. Затрачивая усилия на составление бизнес-плана, руководитель тем самым подтверждает собственное уважительное отношение к своему бизнесу и ожидает такого же отношения от своих партнеров. Кроме того, бизнес-план может стать составной частью программы формирования имиджа.

5)    Взвешенная оценка принимаемых решений. Отвечая на вопросы при составлении биз­нес-плана, руководитель имеет возможность комплексно оценить всю ситуацию и принимать решение в условиях достаточной информации.

6)    Возможность обнаружения проблем, угроз и неиспользованных возможностей для развивающегося бизнеса. Технология бизнес-планирования содержит ряд методик, представляющих самостоятельную ценность, одной из таких методик является ана­лиз проблем, возможностей.

7)    Обеспечение целенаправленности бизнеса. Сам факт наличия бизнес-плана говорит о наличии цели, к достижению которой стремится предприниматель, что в значитель­ной мере увеличивает эффективность бизнеса.

8)    Инструмент для управления и контроля. Бизнес-план является основой для управле­ния проектом, прежде всего, ресурсами, затратами, сроками, персоналом и т.д. Нали­чие плана позволяет осуществлять контроль выполнения и принимать эффективные решения.

9)    Средство самообучения. Последняя в перечне функция на самом деле является одной из наиболее значимых, так как подготовка бизнес-плана заставит предпринимателя пополнить свои знания в тех или иных разделах, научит делать выводы из финансовой информации и понимать результаты анализа [1, с. 6].

1.3.Структура бизнес-плана

Порядок организации предприятия, разработки и внедрения бизнес процессов, обосновывается бизнес – планом. Учитывая, что каждый бизнес – процесс имеет свой срок реализации, бизнес – план разрабатывается не на стандартный период, а на интервал времени, соответствующий сроку реализации проекта, либо сроку окупаемости инвестиций. Это приводит к разнообразию периодов, на которые разрабатывается бизнес – план. Естественно, достаточно длительные периоды планирования требуют детализации и здесь каждый детальный период должен быть привязан к проекту. Очень часто приходиться детализировать период реализации проекта не на равные временные интервалы, а на разные по длительности этапы, соответствующие содержанию проекта. Бизнес – план, являясь тактическим планом составляется таким образом, чтобы стать инструментом контроля за реализацией проекта.

Последовательность создания бизнес – плана не совпадает с его структурой. Работы по формированию бизнес – плана всегда начинаются со сбора и анализа макетинговой информации. Это наиболее ответственный этап, поскольку именно на этом этапе «закладывается» основа для прогнозирования спроса на новый продукт или услугу. Эти работы могут проводиться как сотрудниками самой туристской компании, так и привлеченными специалистами. Итогом этой части работ является детальное описание новой услуги или продукта, определение его функциональных и ценовых преимуществ. Одновременно анализируются и сведения по продуктам конкурирующих компаний.

На следующем этапе вся информация должна быть собрана и сведена в систему для последующего анализа и прогноза. Одновременно начинается оценка и сбор информации по спросу на определенные направления и услуги. Мы должны получить ответ на вопрос о предпочтениях клиентов и вероятности возникновения спроса именно на наш продукт. Такие данные могут быть получены  от экспертов самой компании, социологическими и экспертно – аналитическими методами. Далее проводится и конкурентный анализ с целью определения долей сбыта по конкурирующим направлениям, продуктам, услугам, а также способам их передвижения.

Исследования проходят не только в «поле», но и в самой фирме. Необходимо определить потенциал предприятия, те ресурсы (люди, технологии, финансовые потоки и прочее), которые могут быть использованы в проекте. Решаются эти вопросы при помощи финансового менеджмента.

Итогом исследований становится прогноз развития рынка, услуги, а также окончательная оценка перспектив сбыта нового продукта или услуги. Компания получает обоснованные данные по сбыту и динамику спроса в зависимости от воздействия различных факторов влияния.

Дальнейшие работы связаны непосредственно с бизнес – планом. Определяются границы проекта, недостающие ресурсы, производственный план реализации проекта, организационный план (как его осуществлять).

И только после этого создается финансовый план, который показывает эффективность проекта в целом, а также позволяет определить рентабельность, срок окупаемости и другие базовые характеристики проекта. Центральным проектом для любого бизнес – плана является оценка рисков. И возможные способы по их нейтрализации в проекте. В этой части работ рассматриваются различные варианты развития событий и рассчитывается эффективность проекта.

Для целей, реализуемых данной курсовой работой целесообразна следующая его структура.

Таблица 1 Структура бизнес – плана

Наименование раздела.

Краткое содержание.

Резюме.

Содержит основные характеристики бизнес – процесса и результатов его реализации.

1. план маркетинга.

Определяет товар и рынок сбыта.

2. производственный план.

Устанавливает объем реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, а также организацию производственного процесса.

3. организационный план и менеджмент.

Обосновывает выбор организационно-правовой формы предприятия, организационную и производственную структуру предприятия.

4. план по персоналу.

Определяет потребность в персонале, в форме штатного расписания фонд оплаты труда.

5. финансовый план.

Регулирует издержки производства товаров в форме сметы затрат и себестоимости.

II Практическая часть

Задача №1

Цена – 30 руб./шт.

Переменные издержки: 10 руб./шт.

Постоянные издержки: 16000 руб.

ТБД = 16000 / (30-10) = 800 шт.

2. Точку равновесия в рублях

800 шт. * 30 руб. = 24000 руб.

3. Объем продаж при заданной прибыли, если предприятие планирует в сле­дующем году получить прибыль в размере 15000 рублей

Сначала найдем норму прибыли  в данной периоде (в процентах от продаж): 100 / 45000 * 14000 = 31,11 %

Далее исходя от этой суммы находим значение 1% продаж в планируемом пе­риоде: 15000 / 31,11 = 482,16 рублей

Теперь определяем сумму продаж: 48216 рублей

И сумму переменных издержек (продажи за минусом прибыли и постоянных издержек): 48216 – 15000 – 16000 =  17216 рублей

Норма переменных затрат на единицу продукции: 10 рублей (15000 / 1500)

Теперь определяем объем продаж: 17216 /  10 = 1722 шт.

Мы вынуждены округлить объем продукции в большую сторону, поэтому пе­ресчитываем сумму выручки:

(1722 * 10 + 16000) / (100%-31,11%) * 100% =  48221,80

Прибыль: 48221,8 – 15001,80

Ответ: объем продаж 1722 шт.

4. Показатель безопасности, если предприятие в следующем году планирует объем продаж на уровне 50000 рублей.

50000 руб. – 24000 руб. = 26000 руб. (если брать точку равновесия в рублях)

5. Изменение прибыли в случае роста объема продаж на 10000 руб., на 450 единиц продукции.

Изменение прибыли: 10000 – 450 * 1 0 = 5500  руб.

6. Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 6000 рублей, что должно привести к росту выручки  от реализации на 8000 рублей.

Конечно следует, это приведет к увеличению прибыли на 2000 рублей.

7. Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу, при одновременном снижении цены на единицу продукции на 5 рублей, что должно привести к росту продаж на 60%.

Прогнозируемая цена: 45000 / 1500 – 5 = 25 рублей

Прогнозируемый объем продаж: 2400 шт. (+ 60%)

Прогнозируемая выручка: 2400 * 25 = 60000 рублей

Прогнозируемые затраты: 2400 * 10 + 16000 + 1000 = 41000 рублей

Прогнозируемая прибыль: 19000 рублей

Вывод к  результате произошло увеличение прибыли по сравнению с реальными на 5000 рублей, следовательно данные действия имеет смысл осуществлять.

8. Следует ли предприятию принимать решение производственного отдела о замене некоторых комплектующих новыми, что повлечет за собой  увеличение переменных затрат на 2 рубля в расчете на единицу продукции. Усовершенствование модели может увеличить спрос на эти изделия, а значит и увеличить объем их производства на 450 единиц.

(1500 + 450) * (10 + 2) + 16000 = 39400

(1500 + 450) * 30 = 58500

58500 – 39400 = 19100

Вывод: прибыль увеличилась с 14000 до 19100, следовательно решение производственного отдела рациональное и эффективное, его следует принять к исполнению

9. Цену по которой должен быть продан продукт предприятия, что бы остались прежними: а) прибыль, б) норма маржинальной прибыли, если вследствие инфляции затраты на материалы увеличились с 0,9 руб. до  1,8 руб.

Примечание в данных переменные затраты – 10 руб. следовательно, мы по пропорции  увеличиваем его в два раза.

Постоянные затраты: 16000

Переменные затраты – 30000

Прибыль: 14000

Сумма продаж: 60000 руб.

Цена за единицу: 60000 /   1500 = 40 рублей/шт.

Вывод: если сумма прибыли и величина постоянных затрат остались такие же, то цена составляет 40 руб., но при этом величина нормы маржинальной прибыли изменилась, а если отталкиваться от постоянной нормы величины маржинальной прибыли, то измениться сумма чистой прибыли.

10. Объем производства в точке безубыточности в единицах продукции и в денежном выражении, а так же прибыль, если закупочные цены на сырье  увеличатся на 25%   (первоначальная цена 0,9 руб. на единицу продукции)

Примечание: согласно данным первоначальная цена – 10 руб., об изменении цены и постоянных издержек не сообщается, поэтому берем их в полном объеме.

Прогнозируемые переменные издержки: 10 * 1,25  = 12,5

ТБД = 16000 / (30 – 12,5) = 914,29 » 915 шт.

Вывод за счет увеличения величины переменных издержек на единицу продукции на 25% при неизменной цене и уровне постоянных издержек объем производства в точке безубыточности составил: 915 шт, что на 115 шт больше по сравнение с данными отчетного периода.

11. Величина критической цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов

При данных условиях критическая цена:

16000 / 1500 + 10 = 20,67 руб.

При данных условиях критическая выручка:

20-67 руб. * 1500 = 31005,00 руб.

При данных условиях критический уровень постоянных расходов:

100 * 16000 / 31005 = 51,60%

Задача №2

В этой задаче идет разбавка на постоянные и переменные расходы, поэтому не­обходимо рассчитать объем выпуска продукции когда оба этих варианта будут примерно выгодны будут

Х – объем продукции (шт)

1 вариант – 50000 + 65Х

2 вариант – 70000 + 45Х

50000 + 65Х = 70000 + 45Х

20Х = 20000

Х = 1000

Ответ: при объеме 1000 шт. привлекательность обоих  вариантов одинако­вая. Если объем меньше 1000 шт., то привлекательнее вариант  1, а если более – то вариант 2.

Задача №3

Прибыль при полном использовании производственной мощности:

Выручка: 350000 * 15 = 5250000

Переменные издержки: 350000 * 11 шт.  = 3850000

Прибыль: 5250000  - 38500000 – 450000 = 950000 руб.

Прибыль при планируемом использовании производственной мощности:

Выручка: 300000 * 15 = 4500000

Переменные издержки: 300000 *  11 = 3300000

Прибыль: 4500000 – 3300000 – 450000 = 750000 руб.

Выручка: 280000 * 15 = 4200000

Переменные издержки: 280000 * 11 = 3080000

Прибыль: 4200000 - 3080000 – 450000 =  670000 руб.

При планируемом уровне использовании мощности мы получим прибыль на 200000  руб. меньше, чем максимально возможная, а при фактическом – на 280000 руб. меньше чем максимально возможная и на 80000 рублей меньше чем плановая

Задача №4

В задании не дан новый объем поэтому выбираем его сами – 18000 шт.

Уровень рентабельности: 15000 / 115000 * 100% = 13,04%

Старая цена: 115000 / 15000 = 7-67 руб./шт.

Норма переменных затрат: 65000 / 15000 = 4,33 руб./шт.

Сумму прогнозируемых переменных затрат: 4,33 руб./шт. * 20000 шт. = 86600 руб.

Итоговая прогнозируемая себестоимость: 86600 + 35000 = 121600 руб.

Сумма прогнозируемой прибыли: 121600 * 13,04% = 15856,64 руб.

Сумма прогнозируемой выручки: 121600 + 15856,64 = 137456,64 руб.

Прогнозируемая цена: 137456-64 / 20000 = 6,87

Список использованной литературы

1.Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.

2.Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998. – 263 с.

3.Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.

4.Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – 672 с.: ил.

5.Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М., 2000 – 670 с.