СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

1. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ........................................................ 4

2. ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАСПАД СССР...................................... 5

3. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР................................... 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:............................................................................... 20

ВВЕДЕНИЕ

Чуть более десяти лет назад, в августе 1991 г., посредством сложных маневров и провокаций верхушка КПСС передала власть радикальной антисоветской группировке из рядов своей же номенклатуры, и та выполнила грязную и явно преступную часть работы по уничтожению СССР и советского государства. 

Но государство - не человек, оно умирает долго и трудно, и десять лет мы наблюдаем его агонию. Некоторым даже может показаться, что вроде бы раны потихоньку сами затягиваются уродливыми рубцами и шрамами - израненный инвалид оживает и как-то начинает вновь учиться говорить, передвигаться, добывать себе пищу. Из этой иллюзии происходит мнение - пора бы уж прекратить жалеть об убитой державе. Вернуться, мол, в прошлое нельзя, так нечего и тратить время. Надо, мол, перевернуть страницу истории, похоронить своих мертвых и начинать жизнь сначала. На этой основе возможен даже компромисс с новыми хозяевами - их дела мы стираем из нашей коллективной памяти, а они станут к нам подобрее. Ведь все-таки и тем, кто страну разрушал, и тем, кто этому потакал, и тем, кто ее не сумел защитить, надо восстанавливать какое-то жизнеустройство. Воля к жизни и инстинкт продолжения рода понемногу и незаметно начнут отвлекать людей от телеэкрана и заставят искать выход. По крайней мере, хочется на это надеяться, даже есть некоторые основания для этого. 

Цель контрольной работы – рассмотреть распад СССР, проанализировать причины распада.

Задачи работы – рассмотреть межнациональные проблемы и факторы, повлиявшие на распад СССР, рассмотреть  советскую Россию после распада СССР.

1. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

К середине 80-х годов резко появился кризис национально-государственного устройства СССР.

Ослабление центральной партийно-государственной власти, опасение за свое дальнейшее положение заставили местную элиту искать союза с национальной интеллегенцией, начавшей борьбу за доминирование в общественном сознании населения союзных и автономных республик. Контуры будущего объединения, способность взорвать всю структуру СССР, приняли явственные очертания уже на начальном этапе перестройки.

1986 г. стал годом межнациональных столкновений. В марте-апреле произошли стычки в Якутске между студентами якутами и русской молодежью.

17-19 декабря в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин тысячи молодых казахов устроили беспорядки. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка впервые были применены войска.

В январе 1987 г. на Пленуме ЦК М. Горбачев подчеркнул, что в условиях расширения демократии и самоуправления, когда происходит бурный рост национального самосознания всех наций, «особую важность приобретает своевременное и справедливое решение возникших вопросов… в интересах расцвета каждой нации и народности, в интересах всего общества».

Интернационализм в доперестроечное время означал де-факто советизацию и русификацию. Интернационализм в новых условиях означал поощрения национальных движений при определявшейся роли центра, который претендовал на роль некоего наднационального образования, но в республиках ассоциировался с русской властью. Не являясь властью русских и не формулируя их интересы, центр тем не менее давал добро на национализм местных титульных наций. Наднациональный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.

Борьба за «неотъемлемые права народов» неизбежно превращалась в борьбу против единого государства.

Одной из форм борьбы за национальную независимость стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликования секретных протоколов, восстановления правды о массовых депортациях в сталинские времена.

Первой проверкой прочности государства, его способности решать сложные межнациональные проблемы в новых условиях стали события в НКАО (Нагорно-Карабаховской автономной области Азербайджана). В октябре 1987 г. армяне, проживавшие в Нагорном Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. В феврале  1988 г. в области прошли студенческие забастовки под лозунгом отделения Карабаха от Азербайджана. А 20 февраля сессия областного Совета обратилась к Верховному Совету Азербайджана ССР с просьбой передать область из состава Азербайджана в состав Армении, одновременно сессия просила Верховный Совет СССР поддержать это решение. В Степанакерте и Ереване прошли национаистические митинги. Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждено было бежать.

27-29 февраля в Сумгаите, где скопились тысячи азербайджанцев, бежавших из Армении, произошли погромы, в результате которых, только по официальным данным, погибли 32 человека. Всего пострадало 197 чел[1].

2. ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАСПАД СССР

Огромное влияние на распад СССР оказали события в Российской федерации в 1990-1991 гг. После провозглашения первым съездом народных депутатов России в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России борьба между союзным и республиканским руководством вступила в новую фазу. В ноябре 1990 г. Ельцин обвиняет союзное руководство в противодействии экономическим реформам, заявляет, что Россия будет самостоятельно переходить к рынку и ставит вопрос о переделе общесоюзной собственности. Между центральным и республиканским руководством начинается «война законов». Возникает практика двухсторонних связей между республиками в обход союзного центра, который становился ненужным. В сентябре такие договоры о всестороннем сотрудничестве были подписаны Россией с Грузией, Молдовой и прибалтийскими государствами. Стремясь ослабить центр, Ельцин поддерживает рост сепаратизма в российских автономиях. Во время своей поездки по России в августе 1990 г. он призвал лидеров автономий брать суверенитета столько, сколько они смогут «переварить». Татария, Башкирия, Якутия и многие другие также поднимают вопрос о своем суверенитете. Заключение нового союзного договора становится жизненной необходимостью.

Подготовка его проекта начинается с августа 1990 г. В ней принимали участие представители 12 союзных республик, за исключением республик Прибалтики. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%).

После проведения референдума разработка проекта Союзного договора пошла быстрее. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево (загородная резиденция М.С. Горбачева) состоялась встреча руководителей 9 союзных республик и М.С. Горбачева. Не принимали участия в переговорах руководители прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы.

Здесь было достигнуто принципиальное согласие на разработку такого договора, но выявились существенные разногласия о соотношении полномочий между республиками и центром. Дальнейшая работа над текстом Союзного договора получила название «ново-огаревского процесса». В июне проект был готов и в августе опубликован в печати. Его статьи были достаточно противоречивы. Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Союзные республики становились самостоятельными субъектами международного права, их полномочия были существенно расширены, могли свободно входить и выходить из состава СССР. Центр превращался из управляющего в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции (прежде всего принятие новых законодательных актов, определение размеров налоговых отчислений на нужды центра, а также основных направлений их расходования). Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик. Аббревиатура СССР расшифровывалась как Союз Советских Суверенных Республик. Подписание договора было назначено на 20 августа, но из-за резкого изменения политической ситуации в стране он так и не был подписан.

Этот проект не устраивал высших руководителей КПСС и Кабинета министров СССР, потребовавших накануне его опубликования чрезвычайных полномочий и так и не получивших их на заседании Верховного Совета СССР. Но вместе с тем этот документ уже не удовлетворял только что избранного Президента России и радикально настроенных демократов. Горбачев, таким образом, испытывал резкое давление как со стороны высшего союзного руководства, особенно глав КГБ, МВД и МО СССР, так и со стороны радикального крыла сторонников продолжения демократических реформ.

Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 18 августа несколько «силовиков» приехали к отдыхавшему в Крыму в Форосе М.С. Горбачеву и предложили ему подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но получили отказ. Вернувшись в Москву, они объявили, что Горбачев не может исполнять обязанности Президента СССР «по состоянию здоровья» и его полномочия переходят к вице-президенту Г.И. Янаеву. 19 августа 1991 г. в стране было введено чрезвычайное положение. На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска, включая танки, почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и некоторых других, были запрещены. Прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Обороны О.Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, министр обороны СССР Д.Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А.И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.

Практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б.Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. Одновременно с прекращением деятельности КПСС по указу президента РСФСР был временно закрыт ряд газет, прежде всего «Правда», «Труд», «Советская Россия» и некоторые другие. Но вскоре в результате протестов общественности они были вновь открыты.

После поражения путча распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х гг., принял лавинообразный характер. Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. После подавления путча и те и другие использовали лозунг национальной независимости, одни - чтобы получить власть, другие - чтобы сохранить ее. В августовские дни был поставлен вопрос об ответственности коммунистов за происшедшее. В РСФСР начинаются большие кадровые перестановки. Чтобы не делить ответственность за происшедшее с союзным руководством, политические лидеры многих республик заявляют об отделении от СССР. В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской войны и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР. С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие страны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс[2].

Высшими органами власти в суверенных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше стала концентрироваться в руках республиканских президентов. В России, например, в сентябре - ноябре все основные законодательные акты вводились не постановлениями парламента, а указами Президента. Высшим органом по согласованию между республиками стал Государственный Совет СССР, созданный в сентябре 1991 г. под руководством М.С. Горбачева. Последний всеми силами пытался возобновить «ново-огаревский процесс», но с ним уже никто не считался.

В сентябре по согласованию с Верховными Советами и президентами нескольких республик был создан Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), который возглавил И.С. Силаев. Он подготовил экономическое соглашение, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Армения участвовала в комитете в качестве наблюдателя, государства Прибалтики прислали своих представителей. Лишь Молдова и Грузия полностью проигнорировали это соглашение. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма. Однако экономический кризис продолжался, и, стремясь его смягчить, республики и даже отдельные районы вводили серьезные ограничения на вывоз из них различных продуктов и товаров.

Противоречия в отношении политического союза были значительно серьезнее. Государства Прибалтики, Украина, Молдова, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе (т.е. с максимально возможными правами республик) и дать этому государству название Союз Суверенных Государств (ССГ).

После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики, выделившейся из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики РСФСР. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, не утихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны. Самопровозглашенные республики появились и на территории других союзных государств (Гагаузия в Молдавии, Абхазия в Грузии и др.)

Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. К концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров, молодых людей, встала проблема выживания.

Во многом данная ситуация была вызвана действиями нового российского руководства, повторявшего ошибки бывшего союзного. Здесь сыграло свою роль и заявление Б.Н. Ельцина 28 октября о том, что с января 1992 г. цены практически на все товары будут отпущены, будет отменен контроль за ростом заработной платы, что в 1992 г. планируется провести массовую приватизацию предприятий промышленности, транспорта, торговли, в сельском хозяйстве должен произойти переход к фермерскому хозяйству. Это заявление вызвало скачок инфляции, резкое падение курса рубля к доллару США, к окончательному исчезновению товаров и продуктов из магазинов. Надежды на выход из кризиса возлагались на массированную помощь Запада. Получение западных кредитов приводило к тому, что быстро возрастал долг республик бывшего Советского Союза, который к концу 1991 г. превысил, по отдельным оценкам, 70 млрд долларов США и имел явную тенденцию к увеличению. Ухудшение экономического положения ускорило ликвидацию СССР. Республики устали от нерешительности центра и предпочитали выбираться из кризиса поодиночке.

Последним актом этой политической драмы стали события конца 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о будущем Украины. Его результаты были ошеломляющими: 80% граждан, включая и русское население Крыма, проголосовали за независимость Украины. После этого избранный Президентом Л.К. Кравчук отказался подписывать Союзный договор в любой форме. Парламент Украины в одностороннем порядке денонсировал Союзный договор 1922 г. 2 декабря Б.Н. Ельцин заявил о признании независимости Украины. Лихорадочные попытки президента М.С. Горбачева сохранить объединение советских республик в какой-либо государственной форме оказались безрезультатными: время было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Президент Украины Л. Кравчук заявил, что Украина будет заключать политические союзы с республиками - государствами, но не войдет в союз, где над государствами будет еще центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован парламентом Украины.

Развал Союза ССР довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик - России, Украины и Белоруссии, являвшихся государствами - учредителями СССР, объявили, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно было согласовано совместное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате главы 11 бывших республик СССР подписали Декларацию в поддержку Беловежских соглашений и заявили о создании Содружества Независимых Государств с координирующими функциями и без каких-либо совместных законодательных, исполнительных или судебных органов. От участия в СНГ уклонились республики Прибалтики, а также Грузия. В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. в 19 часов Президент СССР М.С. Горбачев выступил по телевидению, заявив о сложении своих полномочий. После этого красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским. Завершилась целая эпоха в истории нашей страны[3].

3. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

После распада СССР Российская Федерация (РФ) объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг.

В октябре 1991 г. V Съезд народных депутатов согласился с предложенным Президентом проектом радикальной экономической реформы, которая включала: либерализацию цен (освобождение их от государственного контроля), ускоренную приватизацию (разгосударствление) промышленности, введение частной собственности на землю, реформирование банковской системы. Чтобы смягчить положение населения, предусматривались некоторые меры социальной защиты. Предполагалось, что за счет этих мер экономическая ситуация в стране стабилизируется в течение года, а затем начнется улучшение жизни людей. Идеология перестройки сформировала у населения негативное отношение к прежнему социально-экономическому строю, подготовила общество к отказу от него. Именно поэтому большинство советских людей спокойно и с надеждой встретили реформы, не представляя, как они отразятся на личной жизни каждого. Верилось, что, отказавшись от бесплатного медицинского обслуживания, образования, жилья, гарантированной трудовой занятости, низких цен на большинство товаров, каждый человек сможет реализовать свои возможности, станет реальным собственником, способным обеспечить себе достойную жизнь. Немногие понимали, что в одночасье могут стать безработными, не смогут оплатить необходимое лечение или дать хорошее образование своим детям. Экономическая реформа представлялась «светом в конце тоннеля». Уставшее от углубляющегося кризиса общество было неспособно критически осмыслить ситуацию. Сказывались также низкая политическая культура и излишняя «доверчивость» большинства населения к средствам массовой информации.

Поскольку реформа требовала твердого единого руководства, съезд предоставил на год президенту Б.Н. Ельцину дополнительные полномочия, позволяющие ему возглавить и определить численный состав правительства, изменять структуру высших органов исполнительной власти. Начало реформы планировалось на ноябрь 1992 г., но противодействие оппозиционных сил позволило приступить к ней с января 1992 г. Созданное президентом правительство под руководством вице-премьера Е.Т. Гайдара 2 января 1992 г. объявило об освобождении цен на все виды товаров и услуг из-под контроля государства.

Разработчики реформы надеялись, что эта мера сможет оздоровить экономику, поскольку сократит избыточную денежную массу у населения, наполнит товарами прилавки, приведет в соответствие цены с рыночным спросом. Однако на практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За 1992 г. цены на потребительские товары выросли более чем в 30 раз. Почти наполовину снизился жизненный уровень населения[4].

Отказ от государственного контроля над ценами в условиях монополизированной советской экономики позволил предприятиям-монополистам резко поднять цены на свою продукцию. Они увеличились более чем в 30 раз и сделались недосягаемыми для рядовых покупателей. Это привело к резкому падению производства. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность России оказалась фактически разрушенной. У государства не было средств на проведение конверсии и оплату госзаказов. Падение производства (более 20% ежегодно) привело к оттоку высококлассных специалистов в торговлю, в «бизнес», за рубеж и т.п. Сокращение производства вызвало рост безработицы. К концу 1993 г. она составила 13% всего трудоспособного населения, а по отдельным районам дошла до 40%.

Либерализация цен усилила социальную дифференциацию населения. К концу 1993 г. по данным Российской Академии наук слой богатых граждан составлял в России 3 - 5%, около 80% жили ниже среднего уровня, при этом 40% населения жили за чертой бедности. Такая ситуация, естественно, накаляла социальную напряженность и делала ситуацию в стране взрывоопасной.

В ходе этих преобразований были накоплены средства для второго этапа реформы (приватизации государственной собственности). Он проводился уже за пределами рассматриваемого нами периода - в 1994 г. Все граждане России получали приватизационные чеки (ваучеры) с номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., становясь при этом как бы совладельцами всего государственного имущества. Каждый мог выбрать как поступить со своими ваучером: продать его, купить на него акцию своего предприятия или вложить в чековый инвестиционный фонд. На практике же большая часть чеков оказалась у полукриминальных и криминальных элементов, администрации предприятий, чиновников. Приватизация, которую в народе назвали «прихватизацией», передала в руки частных предпринимателей 110 тыс. промышленных предприятий. Фактически бескровно в кратчайшие сроки (полгода) произошел передел собственности. Государственный сектор утратил лидирующее положение в промышленности. Но изменение форм собственности не повысило эффективности производства, как предполагалось. 1994 г. стал годом наибольшего спада производства. Был разрушен научно-промышленный потенциал страны и энергетическая инфраструктура. Россия все больше стала приобретать облик слаборазвитой страны. Ухудшилось материальное положение граждан, возросла социальная напряженность.

Но приватизация смогла сделать главное: теперь социально-экономические изменения в стране стали необратимыми, поскольку возникла их социальная опора.

Одновременно с экономическим страна переживала затянувшийся политический кризис. Он выражался в жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Государственный аппарат в России в начале 1990-х гг. состоял из двухступенчатой системы органов народных представителей власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главою исполнительной власти являлся всенародно избранный Президент. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Рост напряжения в обществе передавался народным избранникам. Большинство депутатов Верховного Совета выступали за восстановление СССР и возврат прежней системы. Постепенно вокруг Верховного Совета начали концентрироваться силы, недовольные ходом реформ. Вместе с тем после подавления августовского путча 1991 г. значительно изменился кадровый состав исполнительных органов власти. На ключевые посты в них были расставлены сторонники реформ и президента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между исполнительной и законодательной властью, характерное для советской системы, вело к обострению конфликта между сторонниками и противниками реформ. Постепенно углубляющийся экономический кризис, снижение жизненного уровня россиян вызывали у них раздражение и недовольство. Депутаты Верховного Совета резко критиковали действия президента и правительства. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку. Было сформировано новое правительство во главе с В.С. Черномырдиным.

В марте 1993 г. на VII Съезде народных депутатов консервативная часть депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять ряд поправок к Конституции. Ельцин назвал эти действия «ползучим переворотом» и подписал Указ «Об особом порядке управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту. До этого времени деятельность Верховного Совета РФ приостанавливалась. Конституционный суд (председатель В.Д. Зорькин) признал эти действия Б.Н. Ельцина противоречащими сразу 9 статьям Основного Закона. Экстренно был созван IХ съезд народных депутатов, который классифицировал Указ Ельцина как попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отречение от власти. Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от своего обращения, а Съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 г. Россиянам предлагалось ответить на следующие вопросы: доверяют ли они Президенту Российской Федерации Б. Ельцину, одобряют ли социальную политику, осуществляемую с 1992 г., и считают ли необходимым провести досрочные выборы народных депутатов и президента. За доверие Ельцину высказалось 58,7% граждан. Референдум не дал ни одной из сторон полной победы. Единственным средством прекратить конфронтацию ветвей власти могло стать принятие новой Конституции, разграничивающей полномочия ветвей государственной власти. Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного Закона, в основу которого была положена идея президентской республики.

Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной всластью достигло осенью 1993 г. 21 сентября Ельцин выступил по Центральному телевидению с обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции. Он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого распускались представительные органы власти - Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу - нижнюю палату парламента. Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового Президента был приведен вице-президент А.В. Руцкой. Сторонники Верховного Совета стали проводить демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады, а в Белом доме, где находился Верховный Совет, из добровольцев формировались отряды самообороны. Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино. 3 октября 1993 г. Указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома. К вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено. В ходе этих событий погибло несколько сот человек. Руководители обороны Белого дома (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и др.) были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово[5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После подавления сопротивления оппозиции и разгона Верховного Совета 26 октября 1993 г. Указом Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась деятельность местных советов, а их функции перешли к главам местной администрации. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Советская власть, просуществовавшая в нашей стране 76 лет, была ликвидирована.

Президент РФ Владимир Путин назвал распад СССР общенациональной трагедией. «По моему глубокому убеждению распад СССР - общенациональная трагедия огромного масштаба».

 От распада СССР «ряд граждан ничего не выиграл, люди столкнулись с огромным количеством проблем», - считает В.Путин. По его мнению существовавшие проблемы - культурные, языковые, межконфессиональные – «можно было решать на новой основе в рамках единого государства».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Исаев И.А. История государства и права России. М.: ИНФРА-М, 1996.

2.     Новейшая история Отечества: ХХ век: Учебник для студентов высшего учебного заведения: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 2.

3.     Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-19991. М., 1998.

4.     Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1995. М., 1994.

5.     Чешко С.В. Распад Советского Союза: Этнополитический анализ. М., 1996.

6.     Юшков С.В. История государства и права СССР. М.: Знание, 1996.


[1] Новейшая история Отечества: ХХ век: Учебник для студентов высшего учебного заведения: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 2. С. 366-370.

[2] Юшков С.В. История государства и права СССР. М.: Знание, 1996. С. 205-206.

[3] Чешко С.В. Распад Советского Союза: Этнополитический анализ. М., 1996. С. 99-100.

[4] Чешко С.В. Распад Советского Союза: Этнополитический анализ. М., 1996. С. 108.

[5] Исаев И.А. История государства и права России. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 105-108.