Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика информационного бизнеса. 5

1.1. Информация как экономический ресурс. 5

1.2. Информационный продукт и его особенности. 5

1.3. Особенности структуры и регулирования информационного рынка. 8

1.4. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации. 10

2. Практическая реализация оказания информационных услуг компании «Экономик-Консультант». 13

2.1. Основные сведения о компании и отрасли. 13

2.2. Услуга по формированию пакета нормативных и правовых документов. 16

2.3.  Стратегия маркетинга. 19

2.4.  Целевая рыночная позиция. 20

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых. Существует довольно обширная литература по философским, социальным и экономическим проблемам постиндустриального этапа развития человечества. При всем разнообразии конкретных черт рассматриваемого  феномена, выделяемых исследователями, все они едины в том мнении, что человечество вступило в новый этап развития цивилизации, в котором информация, знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. В отечественной литературе проблемы информационного общества представлены в основном работами философов, рассматривающих влияние информатизации на социальные процессы, государство, культуру, психологию человека. В последнее время стали появляться работы, посвященные конкретным экономическим и технологическим проблемам индустрии информатики, где поставлены вопросы измерения и оценки информации, экономической эффективности информационной деятельности, формирования рынка информационных услуг. Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры; в действии рыночного механизма информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. 

Итак, признаки нового, постиндустриального этапа достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Однако в учебниках по экономической теории эти новые тенденции, на мой взгляд, пока еще не получили достойного отражения. Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона “знание - сила”, как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, что также лишь вскользь отмечается в учебниках. В связи с этим представляется целесообразным  исследование проблемы по экономики информационного общества.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении вопроса связанного с особенностью рынка информационных услуг: характере рынка, нерыночных услуг и ценообразования.



1. Общая характеристика информационного бизнеса

1.1. Информация как экономический ресурс

Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Как замечает по этому поводу Б. Компейн, “информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов”.

Информация имеет реальною ценность благодаря своей структуре. “Структурированная информация - то есть информация для прямого применения - нуждается в специальной структуре, которая стоит денег”. С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

1.2. Информационный продукт и его особенности

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.

В-четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

Виды информационных товаров и услуг.

Информационная сфера охватывает широкий круг товаров и услуг. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т.д.

Прежде всего, следует различать информацию как таковую и носители информации. По сферам использования информация может подразделяться на научно-техническую, управленческую и социальную.

При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные.

Ф. Махлуп выделил 30 отраслей, связанных с производством знания и разделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки, средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги.

Существует и такая точка зрения, что к информационной сфере нецелесообразно относить производство технических средств для обучения и преобразования информации, ее носителей, каналов связи и т. д.

Соотношение затрат и результатов производства информации.

Большая часть применяемых методов определения затрат на производство информационных товаров и услуг опирается на те же принципы, которые используются при оценке издержек производства обычных товаров и услуг.

Особенности информации как товара затрудняют определение затрат на ее производство традиционными методами, зачастую их применение носит формальный характер.

Следует подчеркнуть сложность взаимодействия затрат и результатов информационной деятельности. В тех случаях, когда большую роль играет фактор своевременного использования информационного продукта, эффект информационного воздействия непропорционален усилиям, затраченным на производство информации. Целый ряд информационных товаров и услуг имеет небольшой жизненный цикл, но их своевременное использование дает огромный эффект. Это относится, например, к таким видам информационного продукта, как оперативная управленческая информация или метеорологические прогнозы.

Сравнительно недавно в экономической психологии возникло понятие “поведенческих затрат”, т. е. издержек нервной энергии, мышления и т. п. Концепция “поведенческих затрат” позволяет вплотную подойти к оценке эффективности информационной деятельности. Многие виды деятельности, даже являясь прибыльными в денежном выражении, в действительности могут быть убыточными.[1]

1.3. Особенности структуры и регулирования информационного рынка

Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.

Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии на традиционные коммуникационные средства.

Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.). Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.

Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это  создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведения рекламных кампаний.

Неприбыльные информационные службы в отличии от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.

Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.

Итак, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства  в производстве многих информационных продуктов, которые являются общественными благами. С другой стороны, государство играет также немалую роль в устранении информационных экстерналий.

Классическим примером положительных информационных экстерналий является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых часто становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц. Патенты или лицензии могут являться средством устранения положительных внешних эффектов информационного производства.

К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное отношение телезрителей к рекламе, которая занимает много эфирного времени. Соответственно, разработаны законодательные акты, регулирующие рекламный бизнес, во многом основанные на критерия эстетического или психологического характера.

Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов потери от “пиратства” на рынке информационных товаров и услуг только для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.

Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности (права на изобретения, права на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т. е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация фирмы и т. п.).

Итак, мы видим, что, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.

1.4. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации

По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. Превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г.

Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.

Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации – вот примеры использования информационных ресурсов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора.

При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, в библиотеке можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п.

Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.

В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.

Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.

Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т. д.

Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам.

В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.

В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей, деление общества на “информационно бедных” и “информационно богатых”.

С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т. д.

Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.[2]


2. Практическая реализация оказания информационных услуг компании «Экономик-Консультант»

2.1. Основные сведения о компании и отрасли

Становление и развитие информационного бизнеса как сферы предпринимательской деятельности, связанной с разработкой, производством и распространением компонентов информационных технологий происходит сложно. На ее развитие оказывают объективное влияние следующие факторы:

- практически полное отсутствие теоретических исследований и практических разработок по вопросам формирования рынка информационных продуктов и услуг;

- общее отставание от мирового уровня в развитии технической базы средств вычислительной техники и передачи информации, а также создания программных продуктов;

- полное отсутствие рыночной информационной инфраструктуры;

- неразвитость методического, организационного и функционального обеспечения информационных процессов совершенствования компонентов информационных и телекоммуникационных технологий.

Все вышесказанное актуально и для Новосибирской области. Являясь регионом с высоким потенциалом экономического развития, область практически не располагает необходимой информационной инфраструктурой. Рынок информационных продуктов и услуг сводится к довольно узким сегментам рекламно-информационных услуг и услуг компьютерных фирм. Практически не представлены услуги в сфере предоставления деловой, научно-технической и патентной информации.

Центр научно-технической информации (ЦНТИ)  был создан в 1968 году. Он входит в состав Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития, которое включает в себя 69 подобных центров в разных регионах страны. Центр располагается в четырехэтажном здании, выстроенном по специальному проекту, с учетом особенностей деятельности предприятия. В здании ЦНТИ имеются читальный и выставочный залы, типографский цех. Справочно-информационный фонд ЦНТИ содержит около 2 млн. ед. хранения. Из них на 01.01.99:

- 5644 ед. – журналы

- 10000 ед. – каталоги

- 9082 ед. – издания отраслевых органов научно-технической информации

- около 48000 ед. – ГОСТы.

Центр получает по подписке около 90 наименований общетехнических и отраслевых журналов. Особое внимание уделяется литературе экономико-финансового профиля.

ЦНТИ приобрел правовую систему «Кодекс», которая позволяет быстро и качественно проводить поиск законодательных документов.

В своей работе специалисты ЦНТИ используют следующие базы данных:

- РПП – рынок промышленной продукции

- ТУР – товары и услуги России

- ППО – передовой производственный опыт

- ТНП – товары народного потребления

Создавать свои базы данных центр пока не может, так как не хватает ни финансовых, ни людских ресурсов. Возможно, в ближайшем будущем, при сотрудничестве с библиотеками, начнется работа по созданию электронного путеводителя по библиотекам Новосибирска и бизнес-карты Новосибирской области.

Справочно-информационный фонд ЦНТИ автоматизирован на базе АИБС «Марк».

Центр располагает полиграфическим цехом, в котором имеются 3 машины для офсетной печати. ЦНТИ выпускает разнообразную печатную продукцию.

Макросекторы, которые охватывает деятельность предприятия:

- научно-техническая продукция: проектные разработки с дальнейшим делением в отраслевом разрезе; технологические разработки, в том числе методического характера, с аналогичным делением; собственно научные разработки, служащие своеобразным «полуфабрикатом» для предыдущих групп информационных продуктов, с аналогичным отраслевым делением;

- управленческие данные и сообщения; политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации; рекламные сообщения; оценки и рекомендации по принятию решений (деловые консультации);

- бытовая информация; сообщения общеориентированного характера, сведения о потребительском рынке и т.д.;

Перечень услуг, предоставляемых ЦНТИ:

1.                      Комплексное справочно-информационное обслуживание:

-              поиск информации по заявленным темам

-              абонементное обслуживание

-              обслуживание по схеме «запрос-ответ»

2.                      Патентно-лицензионное обслуживание:

-              консультации по общим вопросам патентования и лицензирования

-              подготовка материалов для подачи заявочных документов на изобретение

-              подготовка материалов для подачи документов на регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров

-              подготовка исковых документов для защиты прав авторов и патентообладателей

-              проведение исследований на патентную чистоту объекта разработки и некоторые другие услуги

3.                      Редакционно-издательская деятельность

4.                      Выполнение полиграфических работ

5.                      Проведение выставок и семинаров

Цели компании

Конечной целью деятельности предприятия в области предоставления информационных услуг является создание собственного информационного продукта силами своих сотрудников.

Задачи компании, способствующие достижению конечной цели:

- предоставление информационных услуг на основе заказов и поддержание со своими пользователями отношений, близких к неформальным;

- создание информационных продуктов в соответствии со специфическими требованиями конечных пользователей;

- использование различных машинных носителей информации;

- создание информационных продуктов для обеспечения принятия решений и повышения качества этих решений;

- получение прибыли за счет предоставления услуг информации, так как пользователи приравнивают данные услуги к проведенным научным исследованиям и полностью их оплачивают;

- сбор и хранение различных сведений о бизнесе, технологиях и других областях;

- отношение к информации как к своему конечному продукту.

 

2.2. Услуга по формированию пакета нормативных и правовых документов

Физическое описание

Предлагаемая услуга: формирование пакета нормативных и правовых документов по определенной сфере предпринимательской деятельности. Ее актуальная задача – удовлетворение растущих пользовательских потребностей. Именно владение достоверной актуальной информацией наряду с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий, организаций, независимо от их организационно-правовой формы.

Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. Содержание информационной услуги определяется, в первую очередь, характером информации, предлагаемой пользователям.

 

Разработка услуги

На рисунке  представлена схема предоставления услуги по формированию пакета нормативных документов.

 

Оформление заказа

Формирование пакета документов из электронных баз данных


Формирование пакета документов из фонда нормативно-технической документации








Доставка заказа


Вывод информации на электронный или бумажный  носитель

Схема. Последовательность этапов оказания услуги


1.                      Оформление заказа.

Потребитель может оформить заказ двумя способами: по телефону и в письменной форме на стандартном, специально разработанном бланке. При оформлении заказа по телефону бланк-требование заполняется сотрудником. Кроме необходимых реквизитов, заполненный бланк содержит перечень тем, по которым запрашивается информация, а также параметры формирования пакета документов (требования по комплектации, срокам предоставления, глубине исследования, виду носителя и т.д.) При личном посещении клиентом ЦНТИ бланк также может быть заполнен сотрудником.

Необходимо, чтобы при оформлении заказа сотрудник мог ответить на любой вопрос клиента, дать консультацию по предоставляемой услуге. При оформлении заказа оговариваются условия оплаты (наличный или безналичный расчет, сроки). Это обуславливает дополнительные требования к профессиональной подготовке сотрудника.

Контролируемый показатель: процент положительных отзывов.

2.                      Формирование пакета документов из электронных баз данных.

Создается выборка нормативных документов с помощью информационно-поисковых систем. Необходимо наличие соответствующего оборудования (компьютерной техники) и программного обеспечения. ЦНТИ в настоящее время располагает современными информационными системами, позволяющими ответить на любой запрос клиента. Сотрудники Центра имеют достаточную квалификацию для работы с электронными базами данных. Пакет документов формируется в соответствии с бланком заказа. Если информации из электронных баз недостаточно, осуществляется подбор и копирование необходимых сведений из фонда нормативно-технической документации.

Показатели качества при контроле:

- процент ошибок (лишние документы, пропущенные документы и т.д.)

- количество сбоев системы

3.                      Вывод информации на электронный или бумажный носитель

Это действие включает в себя копирование документов из фонда или базы данных и, в случае необходимости, распечатку документов на принтере.

Обязательное оборудование: копировально-множительное устройство, компьютер, принтер.

Материалы: бумага для техники, магнитные диски

Требования к персоналу: наличие навыков работы с перечисленным оборудованием

Контролируемые показатели:

- количество сбоев при работе техники

- брак при печати

- процент потерь информации при выводе на другой носитель

4.                      Доставка заказа

Вид доставки зависит от местонахождения клиента. Доставка собственным транспортом ЦНТИ осуществима только в пределах Новосибирска. По области – почтовая доставка. Доставка оплачивается отдельно.

Контролируемые показатели:

- количество ошибок при доставке

- среднее время доставки.[3]

 

2.3.  Стратегия маркетинга

Ценовая политика

Для установления цены на новую услугу выбран маркетинговый метод, то есть цена устанавливается в зависимости от спроса при различной конъюнктуре рынка.

Базовая цена услуги: 1000 рублей.

Базовая цена может корректироваться. Основными видами корректировки будут:

- добавление к базовой цене стоимости доставки

- скидки в зависимости от объема и условий формирования пакета документов

- надбавка за срочность

- наценка за учет индивидуальных пожеланий покупателя

- введение сезонных и инфляционных поправок

Таблица. Проектирование окончательных цен на вводимую услугу, тыс. руб.

№ п/п

Составляющие цены

1 год

2 год

3 год

4 год

1.

Базовая цена

1

1

1

1

2.

Наценки

0,2

0,2

0,3

0,3

3.

Скидки

0,1

0,05

0,05

0,05

4.

Окончательная цена

1,10

1,15

1,25

1,25

5.

Индекс общего роста

1,18

1,23

1,32

1,4

6.

Окончательная цена с учетом инфляционной составляющей

1,30

1,41

1,65

1,75

 

Организация сбыта

Распространение новой услуги будет производиться на базе ЦНТИ. Организация разветвленной торговой сети не имеет смысла, так как данная услуга не является услугой широкого потребления: затраты на организацию сети не окупятся числом заказов. Кроме того, материальная база находится при ЦНТИ, что позволяет оформить заказ, опираясь на конкретные данные об имеющейся информации.[4]

2.4.  Целевая рыночная позиция

Анализ потребителей

Для новой услуги ЦНТИ потребность клиента можно определить следующим образом:

- исключение каких-либо замечаний со стороны контролирующих государственных органов по поводу деятельности предприятия

- обеспечение соответствия продукции предприятия действующим российским и международным стандартам

Исходя из этого, необходимо рассматривать три группы потребителей:

-  существующие и работающие предприятия, руководство которых желает своевременно отслеживать изменения в законодательстве, касающееся деятельности предприятия;

- существующие и работающие предприятия, планирующие выпуск нового продукта или услуги; выход на новые рынки;

- предприниматели, планирующие свое дело.

Из перечисленных групп существенное отличие имеет группа 1 – существующие и работающие предприятия, которым требуется лишь отслеживать изменения. Группы 2 и 3 можно объединить, так как характеристики оказываемых им услуг будут сходными.

Основные конкуренты

В качестве конкурентов рассматриваются организации и фирмы, оказывающие аналогичные информационные услуги. Основными конкурентами являются: ГПНТБ и ООО «Консультант». Помимо основных, существует ряд фирм и организаций, которые могут оказывать аналогичные услуги, но не занимаются их оказанием систематически.


1. ГПНТБ

Фонд нормативно-технической документации ГПНТБ выполняет функции центральной научно-технической библиотеки и включает 1460000 единиц хранения. Из них:

- 42000 экземпляров – книжный фонд

- остальные – патенты России, РИ «Изобретения зарубежных стран», промышленные каталоги, ГОСТы, СНИПы

В информационной работе используется книжный фонд, а также базы данных, создаваемые библиотекой и приобретенные. Библиотека предоставляет информацию по следующим направлениям:

- законодательная и экономическая информация

- адресно-справочная информация

- библиографическая и реферативная информация

Перечень основных информационных услуг ГПНТБ:

- составление библиографических указателей, списков, письменных справок

- фактографические справки

- предоставление адресных справок по отечественным и зарубежным фирмам

- вывод текстов документов из баз данных «Патенты России», «Консультант плюс» и др.

- составление тематических списков из баз данных

- организация и проведение тематических выставок

2. ООО «Консультант»

Данное предприятие является официальным распространителем в Новосибирских справочных информационных систем семейства «Консультант Плюс». Основные клиенты – предприятия и организации города и области как частной так и государственной форм собственности. «Консультант» предлагает широкий выбор специализированных правовых систем для различных аспектов предпринимательской деятельности. В комплекс оказываемых услуг входит поставка системы, установка системы на компьютер пользователя, информационное сопровождение системы сотрудником или по модему.

Справочные информационные системы позволяют пользователям получать справки по всем разделам российского законодательства, по всем нормативным документам. В зависимости от приобретаемой версии, пользователь может получить информацию по специальной области права (например, по бухгалтерскому учету, арбитражу, налогообложению, судебной практике и другим).

Перечень основных услуг ООО «Консультант»:

- поставка однопользовательской или сетевой версии справочной системы

- установка системы на компьютер пользователя

- формирование набора документов по каталогу системы

- информационное сопровождение системы

- перенос системы на другой компьютер

- услуги по восстановлению базового набора текстов документов

- диагностика неисправности компьютера

- услуги системного программиста.

По итогам оценки можно сделать следующие выводы:

1.                      предложенная идея заслуживает дальнейшего рассмотрения

2.                      имеется перспективный рынок для нового продукта

3.                      новая услуга может обладать достаточной конкурентоспособностью

4.                      существует возможность организации эффективного сбыта.[5]







Заключение

Перспективы развития Российского информационного рынка во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Рассматривая компьютерный рынок России в целом, стоит признать, что он действительно динамично развивается, внедряясь в самые различные сферы нашей жизни. При этом можно утверждать, что расширение парка компьютеров происходит в значительной степени за счет именно тех слоев нашего общества, которые отечественными поставщиками ПО были признаны неперспективными и находятся вне поля их интересов.

Как бы то ни было, время бурной структурной перестройки в стране не завершается, и вряд ли можно ожидать продолжения значительного роста числа частных предприятий, банков, АО и пр. Скорее, сейчас мы уже увидим сокращение их количества. С другой стороны, можно говорить о стабилизации, оживлении и даже некотором подъеме в системе образования, научно-исследовательских организациях, промышленности.

Подводя итог, можно сказать, что экономическая теория часто использует традиционные подходы при анализе рынков информационных продуктов, рассматривая информацию как один из многих производимых и потребляемых товаров, который всего лишь обладает рядом особенностей.

С другой стороны, вместе с индустриальной ступенью развития общества “экономический образ мышления уходит в прошлое, заставляя переосмыслить казавшиеся бесспорными аксиомы, коренным образом изменяя точку зрения на многие проблемы. Оценка результатов информационной деятельности и информационного обмена предполагает использование новых критериев. Вероятно, они будут вырабатываться с использованием достижений многих научных дисциплин, которые занимаются изучением феномена информации.



Список литературы


1.                     Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 2002. – 372 с.

2.                     Багриновский К. А., Хрусталев Е. Ю. “Новые информационные технологии”. ЭКО. № 7. 2003 . - с. 26 - 31

3.                     Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. М.: Финстатинформ. 2003. – 389 с.

4.                     Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. – М.: Дело, 2000. – 374 с.

5.                     Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. – М.ИНФРА-М, 2003. – 360 с.

6.                     Пещанская. И. “Экономика информационного общества”. Российский экономический журнал. № 5-6 2003 . - с. 103 - 107

7.                     Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология – миллионные прибыли. – М.: Логос, 2000. – 292 с.

8.                     Страссман П. Информация в век электроники. – М.:, Бизнес, 2000. – 369 с.

9.                     Тамбовцев В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. – М.: Высшая школа, 2002.

10.                Чирченко О. Н. Информационные аспекты компьютеризации. – М.ИНФРА-М, 1999. – 472 с.







[1] Пещанская. И. “Экономика информационного общества”. Российский экономический журнал. № 5-6 2003 . - с. 103 - 107


[2] Страссман П. Информация в век электроники. – М.:, Бизнес, 2000. – 369 с.


[3] Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 2002. – 372 с.


[4] Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология – миллионные прибыли. – М.: Логос, 2000. – 292 с.


[5] Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. – М.ИНФРА-М, 2003. – 360 с.