Оглавление

Введение. 4

1.Организация осуществления и внедрения НИОКР. 5

1.1. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационных процессов  5

1.2. Организация внедрения результатов НИОКР. 12

2. Проектирование. 17

2.1.  Содержание инновационных проектов. 17

2.2. Оценка инновационного проекта. 20

3. Организация и пути повышения эффективности НИОКР на предприятиях. 27

Заключение. 32

Список литературы. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический план фирмы. В свою очередь, стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса.

Инновационный менеджмент (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Предприятиям и организациям всех форм собственности необходимы специалисты, способные за относительно короткий срок создать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность, конкурентоспособность инноваций. Поэтому организация НИОКР и проектирования является актуальной темой.

В качестве объекта исследования было выбрано инновационное предприятие.

Целью данной курсовой работы является изображение основных проблем и аспектов организации мероприятий НИОКР и проектирования. Среди основных задач можно выделить рассмотрение вопросов организации выполнения НИОКР, внедрение их результатов, оценку эффективности инновационных проектов.








1.Организация осуществления и внедрения НИОКР.


1.1. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационных процессов


Состав подразделений, включаемых в организационные структуры инновационных предприятий, определяется не только  целями и задачами, стоящими перед предприятием, но и прежде всего спецификой творческих, научных, конструкторских, проектных, технологических, экспериментальных и испытательных работ, их составом и методами выполнения, способами решения творческих задач на разных этапах НИОКР и проектирования, их информационного, кадрового, материального и финансового обеспечения и конкретными частными целями реализации каждого этапа, каждой научно-исследовательской работы и конкретных операций.

Личностный, творческий, вероятностный и часто уникальный характер инновационных процессов в определенной степени затрудняет оптимизацию организации выполнения НИОКР. Однако имеет место стремление использовать накопленный опыт проведения исследований и разработок, унифицировать творческий процесс по исходным НИОКР, опереться на созданные формализованные и экспертные методы расчета научных и изобретательских задач и расчета параметров, планирование эксперимента, вспомогательные приемы конструирования, и экспериментирования и, наконец, использование персональных компьютеров, мощных ЭВМ и современных программ, автоматизированных систем научных исследований и проектирования, способных усилить интеллект ученого, конструктора, проектировщика в научной, проектно-конструкторской  и информационной деятельности. (9, 178)

Это позволило создать методологические основы разработки, типизации и унификации технологии НИОКР, на основе которой может успешно совершенствоваться организация выполнения НИОКР, организация труда каждого участника инновационного процесса и его обеспечения всеми видами сервисных услуг, а также рационализация оргструктур и оргреформ, в рамках которых инновационное предприятие будет работать наиболее эффективно.

К сожалению, до настоящего времени многие научные работники, разработчики и конструкторы не владеют достаточно богатым арсеналом прогрессивных способов исследования, конструирования и не всегда эффективно используют ЭВМ в выборе альтернатив, моделирования эксперимента, конструкции и процессов, техническом и рабочем проектировании. Вместе с тем  только последовательно упорядоченный процесс обеспечивает эффективное решение научно-технической проблемы, создания нового устройства или появления новой идеи.  Для этого должна разрабатываться и реализовываться рациональная технология НИОКР, которая должна стать основой организации их выполнения.

Технология НИОКР может быть определена как наиболее рациональная для достижения целей последовательность отдельных этапов, подэтапов, видов работ, приемов и научное описание оптимальных способов их выполнения. От того, насколько близка или далека от оптимальной технология НИОКР, с какой последовательностью, технической оснащенностью и какими способами осуществляются научные исследования, разработки и проектирование, во многом зависят объемы израсходованных средств, сроки проведения работ, результаты НИОКР и их эффективность.

Применительно к машиностроению технология НИОКР в машиностроении – это совокупность процессов поиска новых научных знаний и научно-технической информации, их переработки и использования в конкретных условиях. Эти процессы направлены на создание, модернизацию и повышение качества новой техники и ее элементов:

·        проработку оптимальных или рациональных схем и компоновок, обеспечивающих наиболее эффективное решение тех или иных конкретных задач;

·        установление закономерности развития и функционирования новой техники и ее элементов.

Технология НИОКР включает также совокупность процессов превращения полученных результатов в новую научно-техническую информацию, изобретения, патенты, научные отчеты, проекты, техническую документацию и чертежи, макеты и образцы новой техники. Творческий научный процесс при создании новой техники в общем виде может быть укрупнено представлен следующими шагами (9, 179):

1.                          Осознание цели, потребности ее достижения, формулировка научно-технической задачи и проверка правомерности ее постановки.

2.                          Участие в планировании исследований и разработок.

3.                          Сбор научно-технической информации о существующих, отвергнутых, неудавшихся или возможных способах достижения поставленных целей, о составе требований к выбору путей решения задачи, о прошлых идеях по ее решению и проверка осуществимости задачи на данном уровне развития науки, техники  и технологии.

4.                          Анализ всевозможных путей и способов положительного решения задачи – первичное генерирование новых идей, в том числе и в коллективно организованных условиях.

5.                          Формирование «портфеля идей» для решения задач, выявленных из информационных источников либо выработанных тем или иным способом.

6.                          Мысленная переработка («брожение») накопленной или искусственно полученной, смоделированной научно-технической информации и сформулированных идей. либо «озарение», появление идей, не подготовленных предыдущим ходом событий и анализом, - вторичное генерирование новых идей.

7.                          «Ферментация», «кристаллизация» новых идей, обеспечивающих решение задачи, в результате осмысления изученной научно-технической информации и сформулированных идей; либо «озарение», появление идей, не подготовленных предыдущим ходом событий и анализом, - вторичное генерирование новых идей.

8.                          Принятие решения по принципам действия, общей компоновке и отдельным схемам разрабатываемого образца техники и его элементов.

9.                          Разработка компоновочных схем общего вида, отдельных функциональных частей и ведущих деталей или построение укрупненных моделей образца техники.

10.                     Реализация принятых решений в моделях, макетах, экспериментальных или опытных образцах изделий или их частей, в технологических проектах.

11.                     Проверка принятых решений при испытании, исследованиях и анализе моделей, макетов, экспериментальных образцов изделий или их частей.

12.                     Обработка полученных результатов испытаний статистическими и математическими методами «вручную» и с помощью ЭВМ.

13.                     Оценка качества и эффективности принятых научных и технических  решений и составление технического задания на проектирование технических условий.

14.                     Составление научного отчета о выполнении научно-исследовательских работ, полученных выводах и достигнутых результатах.

15.                     Разработка технического задания на проектирование серийных изделий, технических требований к ним, технических условий на проектирование.

16.                     Подготовка заявок на изобретение и научных статей.


Последние два шага связаны с внедрением научно-исследовательских работ, причем 16-й шаг может выполняться одновременно с другими.

Аналогичным образом, применительно к конкретным направлениям техники и этапам разработки могут быть установлены шаги и операции, характерные для опытно-конструкторских разработок. Получение высокоэффективных результатов НИОКР невозможно без правильно построенной технологии выполнения работ. Творческие идеи появляются в результате осознания необходимости решения той или иной задачи, целенаправленного поиска. Лишь последовательно упорядоченный процесс  обеспечивает появление новых идей, решение инженерной задачи и создание инновации. Уровень эффективности создаваемой техники и организации конструкторских работ зависит от технологии проведения НИОКР.

Типизация разрабатываемой техники и   составляющих ее элементов, использование параметрических рядов, блочного конструирования и агрегатирования, повышение уровня унификации, применение принципов комбинаторного формирования техники, использование плоскостных и объемных моделей, моделирующих устройств, ПЭВМ и периферийного оборудования для графических работ, САПР и копировально-множительной техники – эти и другие способы совершенствования технологии конструкторских и проектных работ обеспечат не только высокий научно-технический уровень и эффективность новой техники, сокращение длительности цикла ее разработки, но и создадут основы для совершенствования организации инновационных процессов и их обеспечения, в том числе информационного и материально-технического. (2, 45)

Информационная служба инновационных предприятий должна быть организована так, чтобы способствовать выполнению научных конструкторских и технологических работ в минимальные сроки и с минимальными затратами. Основные функции, выполняемые службой информации предприятия, включают:

·        поиск информации в соответствии с профессиональными запросами специалистов научных и технических служб и руководства;

·        обобщение информации для сокращения времени, затрачиваемого потребителем на ее усвоение;

·        преобразование информации в форму, доступную для восприятия;

·        передачу информации для оповещения об имеющихся данных.


Справочно-информационное обслуживание специалистов на инновационных предприятиях осуществляется путем подготовки ответов на разовые запросы потребителей информации или же регулярным снабжением их информационными материалами, относящимися к заявленной конкретной тематике, по частным техническим заданиям на информационное обеспечение исследований и разработок. В частных технических заданиях разработчик дает качественную и количественную характеристики  необходимой ему информации.

Различают несколько форм организации информационного обслуживания в инновационных предприятиях. Первая, самая распространенная – дифференцированное разделение текущей информации, которое базируется на установлении номенклатуры характерных запросов и состава абонентов и функционирует по принципу обратной связи. (4, 57)

Другой разновидностью информационного обслуживания является тематический поиск и аналитико-синтетическая обработка ретроспективной информации. Назначение этой формы заключается в обеспечении конструктора и технолога документацией и фактографической информацией, необходимой для решения конкретных  научно-технических задач, возникающих при разработке темы и в процессе инженерного проектирования конкретного изделия – машины, прибора и т.п.

Перспективный вид информационного обслуживания – беззапросное программно-целевое обеспечение, когда сведения поступают к специалистам в режиме опережающего информирования.

Патентные услуги, представленные инновационным предприятием, включают патентные исследования, поиск по заявкам организаций в патентном фонде, экспертизу объектов техники на патентную чистоту, подготовку документации на оформление заявочных материалов, а также при зарубежном патентировании разработку товарных знаков, справки по фондам непубликуемых патентных указателей, помощь в организации патентно-информационной работы. (5, 164)

При проведении НИОКР должен обеспечиваться высокий технический уровень объектов техники, превышающий уровень лучших отечественных и зарубежных образцов.

Объект техники должен быть  патентоспособным и обладать патентной чистотой. Перечисленные цели могут быть достигнуты с помощью работ по информационной подготовке, в том числе патентных исследований, под которыми понимаются поиск, отбор, анализ патентной и научно-технической информации, относящейся к научным открытиям и изобретениям. Патентные исследования включают в себя исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности  и  патентной чистоты на основе патентной и другой научно-технической информации, являясь составной частью НИОКР, проектных и технологических работ.

Материально-техническое обеспечение инновационных предприятий является необходимым элементом целенаправленной деятельности сотрудников служб снабжения предприятия всеми видами активной части основных фондов, сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для проведения НИОКР. Основная задача служб снабжения состоит в организации ритмичного и комплектного обеспечения всех подразделений инновационного предприятия разнообразными средствами производства  при рациональном и бережном их использовании и минимальных заготовительных и складских издержках.

Особенность инновационных предприятий как потребителей продукции производственно-технического назначения является многоассортиментный и вероятностный характер их спроса при сравнительно незначительных объемах потребления. Обеспечением НИОКР всеми видами оборудования, аппаратуры и приборов, сырьем, энергией, материалами и комплектующими изделиями для проведения исследований, разработок и производства и испытания образцов новой техники в инновационном предприятии  занимаются отделы главного механика и энергетика, снабжения и комплектации, складского хозяйства и транспорта.

Нестабильность  потребления   материалов  и  комплектующих  изделий  в  инновационном предприятии   может быть снижена засчет внедрения рациональной технологии НИОКР и использования статистических и прогнозных методов определения потребности инновационного предприятия службами материально-технического обеспечения.   (9, 182)


1.2. Организация внедрения результатов НИОКР.


До последнего времени было принято считать, что внедрение (освоение) результатов НИОКР является завершающей стадией процесса создания и освоения новой техники (ПСНТ).  Исходя из этого подхода, рассматривались и решались проблемы внедрения в народном хозяйстве, строилась система управления развитием науки и техники, оценивалась эффективность работы инновационного предприятия и ведомств. Среди специалистов и органов управления НТП в стране до сих пор нет единства в определении понятия «внедрение» и его приложений к стадиям указанного цикла. Это порождает не только терминологические разногласия, но и расхождения в оценке уровня, количества и объемов внедрения, в способах организации планирования и учета затрат на внедрение, в методах оценки эффективности и стимулирования качества, сроков и широты внедрения (использования) результатов НИОКР.

В связи с разделением труда в процессах исследований, разработок, проектирования и производства новой техники и параллельно-последовательным циклом их осуществления в специализированных научных, конструкторских, проектных, технологических, производственных и других коллективах необходима постадийная оценка завершенности и внедрения результатов работы на последующих  стадиях разработок, производства, эксплуатации новой техники. Следует рассматривать разные уровни внедрения, а именно:

·        использование результатов научно-исследовательских работ в других НИОКР, являющихся развитием законченных научно-исследовательских работ либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники;

·        использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах;

·        освоение результатов опытно-конструкторских разработок и экспериментальных работ в опытном производстве;

·        освоение результатов НИОКР и испытание опытных образцов в серийном производстве;

·        широкомасштабное распространение инноваций в производстве и насыщение рынка (потребителей) готовыми изделиями. (9, 183)


Внедрением результатов НИОКР в народном хозяйстве следует считать процесс, охватывающий комплекс организационно-технических мероприятий, принятых технико-экономических решений, направленный на использование результатов НИОКР и т.п. Внедрением является также создание условий для реализации этих результатов с целью замены действующей техники, технологии, систем управления и т.п. более эффективными либо начало использования результатов, полученных на предыдущих стадиях цикла.

Этот процесс может быть связан с трудностями или даже противодействие со стороны инновационных предприятий, использующих результаты НИОКР, изобретения и рационализаторские предложения, поэтому термин «внедрение» достаточно точно отражает суть дела. (7, 75)

На процессы внедрения результатов НИОКР влияют современные тенденции научно-технического прогресса:

·        высокие темпы морального износа научно-технических результатов;

·        постоянный рост затрат, связанных с достижением результатов НИОКР и их использованием;

·        возрастание неопределенности научно-технических результатов и связанного с ней риска.

  

В основе успешного внедрения результатов НИОКР лежит соблюдение ряда принципов:

·        определение ориентировочной концепции внедрения на этапах научно-технического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на разработку инноваций;

·        обязательность интеграции инновации с объектом, на котором она внедряется (используется), по производственным мощностям, ресурсам, срокам и результатам;

·        необходимость маркетинговых исследований для определения возможностей, масштабов и условий реализации результатов НИОКР уже на этапах формирования технических заданий;

·        активная заинтересованность и поддержка руководителей  разработчиков, заказчиков и вышестоящих органов: их экономическая заинтересованность и ответственность при разработке и внедрении инноваций;

·        обеспечение как можно более широкого распространения полученных результатов НИОКР для достижения высокой эффективности у заказчиков и в народном хозяйстве.

 

Успешное   внедрение   инноваций   с   заданными   параметрами   в заданные  сроки   обеспечивается    хорошей   организацией   процессов внедрения   на   всех   стадиях   процесса  создания  новой  техники.  Основными  задачами  организации   внедрения  результатов  НИОКР являются:

·        обеспечение процессов внедрения посредством прогнозов, комплексных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления;

·        сбалансированность планов новой техники с планами финансирования капитального строительства, поставки оборудования и материалов;

·        выбор организационных форм внедрения, в наибольшей степени соответствующих решаемым задачам;

·        достижение рациональных соотношений производственных мощностей, разрабатывающих и использующих их результаты инновационных предприятий, подразделений;

·        рациональное, планомерное использование научных, конструкторских, проектных, технологических, испытательных и  производственных мощностей;

·        развитие и повышение эффективности работы экспериментальных участков, опытных производств, испытательных баз;

·        использование современных экономических отношений участников разработки, соблюдение сторонами договорных обязательств;

·        кадровое обеспечение процессов внедрения у потребителей;

·        широкая реклама инноваций в предлагаемых сферах использования;   

·        создание сети сервисного обслуживания новых интеллектуальных продуктов у потребителей. (9, 184)

2. Проектирование.

2.1.  Содержание инновационных проектов.


Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект документов. Учитывая эти три аспекта, можно дать следующее его определение. Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации. (9, 403-404)

Различают инициативные научные проекты, проекты развития материально-технической базы научных исследований, проекты создания информационных систем и баз данных, издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и другие. (3, 93) Рассмотрим их подробнее.

Проектирование, осуществляемое небольшими (до 10 человек) научными коллективами и не имеющими конкретных заказчиков, называют  инициативным. Срок выполнения инициативного проекта составляет 1-3 года.

Его содержание:

·        фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

·        конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы на решение которой направлен проект;

·        предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени  новизны), общий план работ на весь срок ее выполнения;

·        ожидаемые научные результаты;

·        современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;

·        перечень и характеристика имеющегося оборудования.

 

Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

·        фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;

·        указание сферы применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);

·        общий план по приобретению и вводу в строй оборудования;

·        перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

·        контракт на приобретение  (или изготовление) дорогостоящего оборудования.

При проектировании создания информационных систем и баз данных функционируют проекты, в которых отражаются:

·       область знания, в которой должна применяться создаваемая информационная система или база данных;

·       фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание информационной системы или базы данных, а также круг пользователей и предполагаемое их число;

·             конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;

·             предлагаемые методы и подходы;

·             общий план работ на весь срок выполнения проекта;

·             ожидаемые результаты;

·             современное состояние имеющихся информационных систем в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

·             наличие лицензионных программных средств у разработчиков информационных систем;

·             стандартные характеристики создаваемой информационной системы;

·             дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, способы предоставления информации их информационных систем).

 

В издательском проекте показываются:

·        фундаментальные научные проблемы, на анализ и обобщение результатов которых направлен проект;

·        конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;

·        план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах и предполагаемый тираж;

·        современное состояние публикаций в данной области науки;

·        степень оригинальности предлагаемого издания;

·        имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел;

·        полученные ранее результаты и разработанные методы;

·        список публикаций автора, наиболее близко относящихся к данному проекту.


Проектирование проведения экспедиционных работ раскрывает:

·         фундаментальную научную проблему, на решение которой направлен проект;

·        формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;

·        перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проекты создания центров коллективного пользования отражают:

·        область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;

·        перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

·        имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальный исследований;

·        основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих работу комплекса.


Для проектирования характерны следующие моменты:

·        Новизна;

·        Значение заранее сформулированной цели;

·        Определенные начало и конец проекта;

·        Ограничение во времени и средствах;

·        Сложность;

·        Привлечение специалистов разных профилей;

·        Наличие высокого приоритета.


Таким образом, проектирование должно быть направлено на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации: создание проектной группы или творческого коллектива и управления. (3, 93-97)


2.2. Оценка инновационного проекта.


Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п.

Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя(11, 46):

·        цели, стратегия, политика и ценности предприятия;

·        маркетинг;

·        научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

·        финансы;

·        производство.

Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.

1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию.

Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.

При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов( ).

Целесообразно также проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта. (10, 345)

3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки.

Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения.

Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР. (11, 48)

При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно.

На принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта. (10, 356)

4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования.

 В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы на разработку нескольких инновационных проектов. При этом появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации. (7, 425)

Кроме этого следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический процесс начнет читать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта.

Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, – это  правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.

5. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом.

Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ. (10, 321)

К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг.

Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним и. необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, предприятию необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства. (5, 21)

На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми. (10, 348)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация и пути повышения эффективности НИОКР на предприятиях.

 

     По нашему мнению, нельзя не согласиться с тем, что научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений:   производства, обмена, потребления.

   В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена  на практический  коммерческий  результат, который может быть достигнут только при организации мероприятий НИОКР на предприятии. 

  В таком случае предпринимателей должен отличать инновационный тип мышления. Ведь предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

   Отсюда можно сделать вывод, что систематическая инновация, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.

На наш взгляд, можно выделить следующие изменения, или источники инноваций, которые требуют внедрения НИОКР в функционирование организаций:

·                   несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

·                   неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

·                   изменение потребностей производственного процесса                             

·                   изменения в структуре отрасли или рынка;

·                   демографические изменения;

·                   изменения в восприятии и в ценностных установках;

·                   новые знания, научные и ненаучные.

К сожалению, мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

Не требует возражений и тот факт, что в настоящее время на этапе становления рыночной экономики в России, в условиях развития военно-промышленного комплекса  и перестройки экономики страны в целом, важнейшее значение приобретает создание и эффективное использование системы НИОКР на различных уровнях  менеджмента и в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности. Возникла необходимость создания научно-практических основ инновационной деятельности организаций.

Далее хотелось бы коснуться очень важного аспекта - рассмотреть некоторые проблемы коммерческих организаций в современных  рыночных условиях в сфере инновационной деятельности.

Хотя многие коммерческие организации  находятся в сложном экономическом положении, в настоящее время все же проявляется тенденция к усилению их инновационной активности, особенно если рассматривать области продуктовых и технологических инноваций. Все это требует соответствующих кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки и переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления НИОКР.

Безусловно, коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства; улучшать технический уровень продукции или системы услуг; развивать организацию производства и менеджмента; повышать качество продукции и услуг; снижать издержки производства; совершенствовать систему технического обслуживания;  развивать организацию производства и менеджмента; повышать полезный эффект своей продукции, вида услуг; поддерживать необходимый уровень продажной цены и цены потребления; обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности.

С другой стороны, рынок отвергает новации, даже те, которые имеют большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Конкуренция не просто стимулирует, а буквально заставляет коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования участвовать в формировании рынка инноваций по следующим направлениям:

·        развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

·        проведение различных исследований,  объединяясь с другими организациями;

·        оформление заказов на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ от другой организации;

·        приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;

·        покупки готовых изделий, технологий, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;

·        приобретение нематериальных активов с помощью выпуска акций, облигаций, привлечения  иностранного капитала и организации совместного производства.

 

Следует отметить, определяющим условием формирования рынка инноваций является объем инвестиций в сферу научно-технической деятельности.

Приступая к осуществлению НИОКР, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери:  инновации  носят  рисковый  характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.

 Американский специалист в области инноваций Твисс (11, с.67)отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно,  уровень  неудачи  можно  оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного  процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того,  погибнет  и вложенный капитал.

Зададим вопрос: какие  же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой  экономической системы  (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; “объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий  в  разных комбинациях  и  т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и  субъективную  природу.  Так,  к  числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены  устаревшего оборудования  (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров  реализовать свой творческий потенциал (субъективная  причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой  отдельной  компании  и  в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном  процессе.  Важно помнить: для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место  на рынке.

Не стоит отрицать, что  зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Было замечено, что многим  компаниям  свойствен  довольно устойчивый  консерватизм в инновационной политике. Например, крупные монополии, добившиеся преобладания на  рынке, обычно не имеют  внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут, по нашему мнению, решающим стимулом  могут  выступить  причины внешнего  характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

Что же определяет роль НИОКР в структуре экономики страны? Безусловно, место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного  процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы  выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего  решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.


   Не маловажным аспектом, на наш взгляд, является и тот факт, что успехи в области НИОКР зависят от того, какое место наука занимает в обществе. Мировой опыт показывает, что необходимым и достаточным условием прогресса в развитии науки и техники является свобода творчества.                       

Можно выделить ряда условий,  выполнение которых, по нашему мнению, будет способствовать максимальному раскрытию творческого научно-технического потенциала.

1.     Наука не должна обслуживать ее интересы то или иной общественной группы, обосновывать различные идеологические схемы.   

2.     Многоканальность  финансирования. Существующие в нашей стране процедуры финансирования научных исследований привязаны к достаточно жестоким формальным структурам: ГКНТ, академии наук, министерствам и ведомствам, научно-исследовательским институтам и их подразделениям - в академической  и отраслевой науке, факультетам и кафедрам - в вузовской, что резко ограничивает свободу творчества, заключающуюся в возможности проведения исследований, выходящих за рамки весьма ограниченных формальных структур.  Для сохранения единства процесса научного поиска, обеспечения свободы в выборе направлений исследований необходимы выведение науки за пределы всякого рода ведомственных структур, организация многоканальной системы ее финансирования.

3.     Кардинальное изменение организационной структуры управления наукой. Основой организационного строения науки должен стать относительно небольшой научный коллектив или отдельный ученый. Именно такой коллектив будет выступать в качестве получателя ресурсов через многоканальную систему финансирования. Первичные коллективы могут на добровольных началах объединяться в организации типа НИИ, нанимать за счет своих средств профессиональных менеджеров (или выбирать их из своей среды), отвечающих за наличие условий для творческой деятельности, создавать необходимую инфраструктуру обслуживания науки. Конечно, основные вопросы – развитие научных исследований, распределение средств, кадровая политика и т. д. – остаются при этом в компетенции представителей первичных научных коллективов, как и право выхода из данного института (с сохранением источников финансирования). Именно такая структура управления, как нам представляется, обеспечивает должную свободу творчества, независимость ученых от научных администраторов, гибкость структуры исследовательских институтов и быструю ее приспосабливаемость к появлению новых (особенно междисциплинарных) направлений исследований.

4.     Необходимым условием развития науки, повышение эффективности НИОКР является предоставление академическим институтам и университетам полной юридической и экономической самостоятельности. Большое значение при такой постановке дела имеют конкурсный отбор проектов и экспертиза.

5.     В новых условиях хозяйствования нужно задействовать и иной механизм перераспределения средств из традиционных в перспективные направления развития науки и техники. Для этого следует создать биржи или центры интеллектуальной собственности, на которых и будет производиться котировка акций научно-исследовательских институтов и организаций. Такие центры должны тесно взаимодействовать с бюджетным фондом поддержки фундаментальных исследований .

6.     Материальное обеспечение работников науки. Свобода творчества в настоящее время существенно ограничивают низкий уровень доходов научных работников и дефицит товаров народного потребления.   

7.     Проблема предотвращения «утечки мозгов» имеет два аспекта – краткосрочный и долгосрочный, обусловленные соответствующими причинами, вынуждающими специалистов эмигрировать или искать постоянную работу за рубежом. Первая группа причин связана с трудностями получения и расходования валюты, ограничениями свободы передвижения, контактов с зарубежными коллегами и т. д. Решить эти проблемы можно относительно легко простым изменением правовых условий и отменой некоторых положений законодательных актов и инструкций. Вторая группа причин связана ненормальными условиями труда наших специалистов по сравнению с зарубежными: низкой зарплатой, недостаточной общественной оценкой, бюрократическими и некомпетентным управлением, неудовлетворительным материально-техническим обеспечением и т. д. Данные причины могут быть устранены лишь завершением перестройки науки.

  

  






        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение



В курсовой работе были исследованы основные проблемы и аспекты организации мероприятий НИОКР и проектирования, в том числе вопросы организации выполнения НИОКР, внедрение их результатов, оценку эффективности инновационных проектов.

Только последовательно упорядоченный процесс обеспечивает эффективное решение научно-технической проблемы, создания нового устройства или появления новой идеи.  Для этого должна разрабатываться и реализовываться рациональная технология НИОКР, которая должна стать основой организации их выполнения, которая включает совокупность процессов превращения полученных результатов в новую научно-техническую информацию, изобретения, патенты, научные отчеты, проекты, техническую документацию и чертежи, макеты и образцы новой техники.

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Механизм оценки эффективности был представлен во второй главе.

В последней главе были рассмотрены аспекты инновационной деятельности, в частности, мероприятия НИОКР, в деятельности предприятий, а также возможные пути повышения творческого потенциала работников сферы НИОКР и проектирования.





 

 

Список литературы.


1       Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Кишинев.: 1990

2       Бжилянская Л., Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования.// Экономист №3 1996. 

3       Инновационный менеджмент: Учебное   пособие/ Ильенкова С.Д. - М.: «Юнити», 1997 - 116с.


4       Инновационный менеджмент: Учебное     пособие/ Гольдштейн Г. Я. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999 - 121с.


5       Инновационный менеджмент: Учебное     пособие для ВУЗов/Морозов Ю. П., Гаврилов А.И.,. Городнов А.Г. – М.: Юнити-Дана, 2003, 471 с.


6       Кокорев В.П. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ. - Барнаул:         Издательство БГУ (Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента), 1997 - 231с.


7       Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное     пособие для ВУЗов – М.: Юнити, 2000, 446 с.


8       Логинов В.,  Инновационная политика: меры по активизации.//          Экономист №9 1994

9       Основы инновационного менеджмента./Завлина П.Н., Казанцева А.К., Миндели Л.Э. – М.: Экономика, 2000, с. 475

10  Санто  Б.  Инновация  как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. - 1990

11  Твисс  Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989