Содержание

1.     Затраты и конкурентоспособность продукции                                            3

2.     Стимулирование снижения затрат на производство                                             8

3.     Практическая часть                                                                                       13

4.     Список литературы                                                                                       19

1. Затраты и конкурентоспособность продукции.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предпола­гает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для про­изводителя, является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в свя­зи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конку­рентоспособность рассматривают, как способность товаров быть про­данными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров ко­торых и способны удовлетворить эту потребность (1, стр. 45). Поэтому конку­рентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечи­вающих преимущества товару на рынке и содействующих его успеш­ному сбыту.

При сравнении групповых потребительских свойств и факторе в конкурентоспособности можно провести аналогию (таб. 1.).

Рассматривая конкурентоспособность в данном аспекте, можно сказать о том, что конкурентоспособность это более товароведное по­нятие чем какой - либо другой науки (7, стр 61).

В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с. потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют, товары со всех точек зрения.


                                                                                                           Таблица 1

Сравнение потребительских свойств и конкурентоспособности

Групповые потребительские свойства

Факторы конкурентоспособности

Социальные

Престижность

Функциональные

Технические параметры

Эргономические

Сервисные возможности

Надежность

Имидж фирмы

Безопасность

Имидж фирмы

Эстетические

Дизайн


Послепродажное время


Цена покупки и потребления


Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определен­ной предпочтительностью для потребления с различных точек зре­ния, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом "конкурентоспособность" - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовле­творения конкретной потребности по сравнению с лучшими анало­гичными объектами, представленными на данном рынке (7, стр. 65).

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляю­щих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара 'от товара - кон­курента по степени удовлетворения конкретной потребности (1, стр. 49). Для то­го, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, не­обходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовле­творения своей потребности.

Конкурентоспособность  товара  -  комплекс  потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочти­тельность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий (1, стр. 47).

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.

Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребите­лями и другими силами, определяющими конкуренцию.

 Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он дол­жен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспо­собность товара (рис 1):

Технические параметры включают:

·        параметры назначения — свойства товара, определяющие об­ласти применения и функции, которые он предназначен вы­полнять (например, швейное производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);


Рисунок 1

Параметры конкурентоспособности товара


Параметры конкурентоспособности товара

Надпись: Технические параметрыНадпись: Параметры назначенияНадпись: Эргономические параметрыНадпись: Конструктивные параметрыНадпись: Эстетические параметрыНадпись: Нормативные параметрыНадпись: Экономические параметрыНадпись: Экологические параметры











·        эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выпол­нения различных операций (трудовых, отдыха);

·        конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);

·        эстетические параметры, характеризующие внешнее воспри­ятие товара (цвет, мода, стиль).


Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара дейст­вующим обязательным нормам он не может использоваться для удов­летворения существующей потребности.

Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспорти­ровку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуата­ционные затраты.

Конкурентоспособность товара, кроме вышеперечисленных пока­зателей, можно охарактеризовать также и экономической составляю­щей, которая включает в себя выгодность или невыгодность приобре­тения данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию:

·        количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топ­лива и энергии приобретенным товаром;

·        расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями;

·        количество рабочих, требуемых для обслуживания данного то­вара;

·        расходы на их заработную плату, обучение и повышение ква­лификации и др.

Одно из первых мест в определении уровня конкурентоспособно­сти товара занимают вопросы имиджа и престижа как фирмы, произ­водящей данный товар, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потребите­лям (1, стр. 50). Показателями престижной фирмы могут служить степень при­знания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака, до­ля в общем объеме продаж и т.д.

2. Стимулирование снижения затрат на производство

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями (2, стр 98).

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли (2, стр. 105).

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в:

·        уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции;

·        сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению;

·        в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.


Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основными условиями снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции являются:

·        улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства;

·        использование прогрессивных видов материалов;

·        внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.


Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т. д. (5, стр. 71). Экономию затрат по оплате труда (РâЗП) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения (ТЕ0) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТ) и на количество планируемых к выпуску изделий (ВП0):


  Резерв снижения материальных затрат (РâМЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий можно определить следующим образом:

,

где:

УР0, УР1 — расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий;

Ц0 — плановые цены на материалы.


Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (РâОПФ) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации (NА):

  Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

  Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции (2, стр 108).

3. Практическое задание

Часть 1

Задание:

На примере конкретного предприятия построить общую цепочку ценностей. Сделать выводы, полученные на основе анализа цепочки ценности.

Решение:

          В качестве примера будем использовать ОАО «Сибирское молоко», предприятие специализирующееся на переработке молока и молочных продуктов. Цепочка ценностей для данного предприятия будет иметь следующий вид:

Выращивание пастбищ и разведение скота


 

Заготовка молока        

 

Переработка молока

 

Производство молочных продуктов

 

Распределение

 

Конечный потребитель




 
 











          Анализируя данную цепочку ценности можно сделать вывод о том, что для ОАО «Сибирское молоко» важным направлением деятельности является не только производство молока и молочной продукции, но и первичные этапы производственной цепочки, т.е. подготовка выгонов и лугов, разведение племенного скота и т.д. Такие предприятия ориентирующиеся на широкий круг проблем затрагивающий производство являются примером граммотного стратегического планирования деятельности предприятия. Именно за такими предприятиями будущее стабильной и эффективной экономики.



Часть 2

Задание:

          Определить миссию предприятия и один из способов конкурентного приемущества.

          Предлагаются три миссии, которые может принимать предприятие:

·        Наращивать: эта миссия подразумевает в качестве цели расширение доли рынка, даже за счёт краткосрочной прибыли. Для предприятий с низкой долей рынка в быстро растущих отраслях;

·        Поддерживать: эта миссия связана с удержанием завоеваний доли рынка, позиции предприятия по отношению к конкурентам. Предприятия, обеспечивающие большую долю рынка в быстро растущих отраслях, как правило выбирают эту миссию;

·        Пользоваться достижениями: эта миссия подразумевает в качестве цели получение максимальных краткосрочных доходов и потоков денежных средств. Эту миссию обычно выбирают предприятия с большой долей рынка в медленно растущих отраслях.


Существует два способа развития устойчивого приемущества в конкуренции:

·        Низкая себестоимость: основной акцент делается на достижение низкой по сравнению с конкурентами себестоимостью;

·        Дифференциация: внимание уделяется на специализации продукции предприятия путём создания чего-то, что ощущается потребителями как нечто уникальное.

Решение:

          Для ОАО «Сибирское молоко» подходит миссия «использование достижений», т.к. доля этого предприятия на рынке велика, а сам рынок не динамичен. В качестве конкурентного приемущества следует выбрать низкую себестоимость, т.к. это повлечёт за собой снижения реализационной цены и как следствие повышение объёмов производства. Дифференциация не подходит в данном случае, т.к. рынок молочной продукции консервативен и делать ставку на производство уникального продукта в этой сфере не имеет смысла.



Часть 3

Задание:

          Определить состовляющие каждой категории качества, заполнить таблицу и сделать выводы.

Решение:

Таблица 2

Составляющие категорий затрат на качество

Затраты на предотвращение

Затраты на оценку

Затраты на внешний брак

Затраты на внутрений брак

Сумма всех затрат, связанных с действиями по предотвращению появления дефектов.

Затраты связанные с измерением уровня качества продукции.

Затраты понесённые от дефектной продукции до её попадания к заказчику.

Затраты связанные с заменой заказчику бракованной продукции.


Затраты связанные с мониторингом качества продукции.

Затраты на утилизацию дефектной продукции.

Затраты на доставку бракованной продукции от заказчика и обратно.


Затраты на исследование образцов продукции.

Затраты на изготовление новой продукции взамен дефектной.

Затраты на замену бракованной продукции.


Вывод:

          Несомненно все эти категории связанны между собой в той последовательности в которой они перечисленны. Т.е. несоблюдение условий первой категории влечёт за собой последствия всех остальных категорий (например, если внутренний брак прошёл через систему контроля и был отпущен заказчику, то неотвратимо появление затрат четвёртой категории).

          Исходя из вышесказанного можно сделать вывод. Чем тщательнее будут осуществлены действия по планированию предотвращения дефектов, то тем меньше будут затраты на качество в последующих категориях.




Часть 4

Задание:

Сформулировать проблему:

·        Технология и цепочка ценностей;

·        Технология и конкурентное приемущество.


Технология, цепочка ценностей и конкурентные приемущества связаны между собою напрямую. От цепочки ценностей зависит технология производства продукции, а при наличии новых технологий можно перестроить цепочку ценностей, чем обеспечить себе новые конкурентные приемущества. Получение же конкурентных приемуществ возможно двумя путями (см. выше): путём снижения себестоимости продукции или путём дифференциации. Для любого из этих путей наличие отлаженной технологии имеет ключевое значение.


Оценка затрат: три компонента подхода.

          При инвестициях в научно-технический прогресс нужно руководствоваться следующими видами анализа:

·        Анализ цепочек ценностей;

·        Стратегическое позиционирование;

·        Анализ факторов определяющих затраты.


При анализе выпускаемой продукции на ОАО «Сибирское молоко», выявлении резервов и экономического эффекта используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд (2, стр 84). Они отражают основные направления работы коллектива предприятия по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки молока, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.


Выбор технологии с точки зрения стратегического позиционирования.

Технология является одним из важнейших факторов влияющих на себестоимость продукции, а следовательно и на прибыль. Выбор технологии является ключевым моментом для деятельности фирмы или предприятия, т.к. если технология производства будет слишком затратной или неэффективной, то предприятие обречено на банкротство. Поэтому к выбору технологии необходимо  подходить очень тщательно.

Очень важным моментом при выборе технологии является позиционирование предприятия на рынке. Если фирма ориентирована на сегмент рынка в котором представлены высококачественные и дорогие товары, то технология должна прежде всего отвечать требованиям максимального качества производимого продукта. При позиционировании товара, как доступного для большинства населения технология производства должна быть направленна в первую очередь на минимизацию издержек производства.

Список литературы


1.     Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебное пособие.- М: Инфра, 2001.

2.     Барнгольц О. Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений.- М,1986.

3.     Годин А. М. Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Прогресс, 2001.

4.     Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. - М: ФБК Контакт, 2000.

5.     Ковалев В. Р. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М, 2000.

6.     Ковалев А. И. Маркетинговый анализ: Учебное пособие. - М.: Контакт, 2000.

7.     Козлов Е. Н. Товар и товарная политика.// Экономика строительства.2001№1.

8.     Ноздрев Р. Б. Маркетинг: Учебное пособие.- М, 2000.