Новосибирская  государственная академия экономики и управления

Министерство образования Российской Федерации

Кафедра управления

(для Управления международными бизнес-операциями.

для Управленческого консультирования)

Кафедра экономики труда и управления персоналом

(для Организации управленческого труда)


Контрольная работа




Выполнила: студентка

гр МОП-12 ИЗО с/п

№зачетной книжки_______  Васькина Л С

Проверил:







Новосибирск 2004г

Содержание



1. Общая характеристика управления предприятием. 3

1.1. Характеристика предприятия ООО ТК Церера. 3

1.2. Общая характеристика трудового потенциала. 8

1.3 Общая характеристика управления персоналом. 10

2. Организация найма персонала. 12

3. Организация труда персонала. 14

4. Оценка персонала. 15

5. Развитие персонала. 17

6. Стимулирование эффективной деятельности. 19

7. Оценка эффективности управления системы персоналом на предприятии «ООО Церера». 20

Приложение. 22



 

1. Общая характеристика управления предприятием

1.1. Характеристика предприятия ООО ТК Церера

 

 Производственная практика была пройдена на предприятии ООО ТК Церера. Значение этой практики в подготовке специалистов по управлению персоналом в практическом привитии навыков сбора и анализа информации для выработки управленческих решений в реальных условиях профессиональной деятельности на предприятии. Поэтому цель данной практики заключается в получении общего представления об основных направлениях кадровой политики и об управлении персоналом на предприятии в современных условиях.

Задачами практики являются:

1. Закрепить теоретические знания, полученные по специальности "Управление персоналом".

2. Сформировать навыки выработки управленческих решений в области управления персоналом (привлечение рабочей силы, организация труда, оценка, развитие, мотивация и стимулирование персонала, оценка эффективности управления персоналом на предприятии).

3. Обеспечение выполнения реальных курсовых проектов по учебной дисциплине "Основы управление персоналом" и "Мотивация трудовой деятельности".

    

Компания начала свою деятельность  на региональном рынке в 1996 году с контрактов импортного пива «FAXE», «Bavaria», «HOLSTEN».

     С 1998 года компания предлагает практически все известные брэнды отечественных пивоваренных заводов.

     В 2000 году происходит сужение «портфеля контрактов», делается ставка на активное, совместное с производителем, продвижение продукции ОАО «Красный Восток», ООО «Трансмарк».

     С 2002 года для осуществления прямой доставки на всей территории продаж, открыты офисы в Томске, Новокузнецке, Барнауле, Кемерово.

     С открытием региональных офисов структурно компания представляет из себя Холдинг, с управляющей компанией в г. Новосибирске и продающими компаниями в г. Новосибирске, Томске, Барнауле, Новокузнецке, Кемерово.

     В собственности компании находится складской комплекс - база с общей площадью тёплых складских помещений с подъездными ж/д путями, офисными помещениями, собственный грузовой транспорт.

Структура холдинга ООО ТК «Церера»

Рис1

Отдел поставок

Ведущий менеджер холдинга

Оператор по поставкам

 
Структура новосибирского филиала

Рис 2.

«Церера – Томск»


 

Совет учредителей

 
 

Главный бухгалтер

 

Бухгалтеры

 

Секретариат

 

Управляющий холдингом

 

Директор новосибирского филиала

 

«Церера – Барнаул»


 

«Церера – Кемерово»


 

«Церера – НВКЗ»


 

«Церера – Новосибирск»



 
Система общеэкономических и кадровых показателей

на предприятии

Таблица 1.1

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам




2001

2002

2003

  1.

Общеэкономические показатели

 Выручка

  млн.р.

244614

508706

561127

2.

Величина основных фондов

млн.р.

44

1,354

1,250

3.

Прибыль

млн.р.

484358

2788577

2231560

 6.

Удельный вес фонда потребления в прибыли

 %

29, 2

30

30,3

 7.

Кадровые показатели Численность персонала, всего в том числе по категориям:

 · рабочие

· руководители

 · специалисты

· прочие служащие

 чел.

38



12

4

10

12

57



12

4

17

21

65



15

4

14

32

12.

Текучесть кадров

чел.

5

7

5

13.

Образовательный состав персонала: неполное среднее

общее среднее

среднеспециальное

незаконченное высшее 

высшее

чел.




23

5

10

  



37

8

 12

  



32

 9

24

14.

Возрастной состав персонала:

 до 18 лет

18-25 лет

26-36 лет

37-50 лет

  свыше 50 лет

чел.


9

23

5

1

 

16

 27

 6

 3

 

 31

32

6

 2

15.

Средний возраст работающих

лет

≈30

≈30

≈30

16.

Структура персонала по полу:

женщин

 мужчин

%


37

63

 

45

 55

 

40

 60

17.

Распределение ППП по стажу:

- до 1 года

- 1-3 года

 - 3-5 лет

 - 5-10 лет

 - более 10 лет

чел.


2

20

14

2


5

22

26

4


9

27

25

4

18.

Уровень  профессиональной подготовки: рабочие:

-  высшее образование

- среднее специальное

- практики

Руководители

- высшее образование

- среднее специальное

- практики

Специалисты

- высшее образование

- среднее специальное

- практики

 прочие служащие:

 - высшее образование

- среднее специальное

- практики

%



23

47

30


50

45

5


67

33



15

65

20

      


21

48

31


52

 43

5


65

30

5


12

68

20



6

61

33


55

43

2


67

32

1


14

70

16

   19

Показатели, характеризующие мотивацию  трудовой деятельности  Фонд заработной платы ППП

   тыс.руб.

853065

1535518

1234271

20.

Средняя заработная плата на одного работника ППП

тыс.руб.

7,5

8,1

9,4

21

Затраты на обучение персонала, повышение квалификации

 тыс.руб.

611,4

619,2

630,0

22

Затраты на осуществление льгот для персонала

тыс.руб.

10088,1

10513,8

11748

23

Количество прогулов на одного работника

час.

1,7

1,7

1,3


 

1.2. Общая характеристика трудового потенциала

Кадровые показатели характеризуются следующим образом:

Таблица 1.2.1

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам



 


2001

2002

2003


Численность персонала, всего в том числе по категориям:

 · рабочие

· руководители

 · специалисты

· прочие служащие

чел.

38



12

4

10

12

57



12

4

17

21

65



15

4

14

32

Как видно произошло в основном увеличение численности служащих, а по остальным показателям значения изменились не значительно.

Что касается распределение по полу, то видно из таблицы 1.1, что преобладание на 10% мужчин.

Квалификация сотрудников напрямую зависит от образования и опыта работы. Если говорить об образовательном составе ООО «Церера», то можно выделить следующие группы сотрудников.

1.     те, кто имеют  высшее образование;

2.     те, кто имеют незаконченное высшее образование;

3.     те, кто имеют среднее - специальное образование;

4.     те, кто имеют среднее образование.

При анализе таблицы 1 выявлено, что 77% (37 / 47*100% =77%) работников предприятия ООО «Церера» имеют образование по специальности, 23% сотрудников имеют высшее образование, 9% имеют незаконченное высшее образование, 45 % имеют среднетехническое образование, 23% - не имеют специального образования. Из руководителей 50% имеют высшее образование, 10% - незаконченное высшее образование, 40% - среднее специальное образование. Среди специалистов 67% имеют высшее образование, 22% имеют незаконченное высшее образование и 11% имеет среднее специальное образование. Среди служащих 50% имеют незаконченное высшее образование, Среди рабочих 61% имеют среднее специальное образование.

Все сотрудники,  своим образованием соответствуют занимаемым должностям.

Также при анализе видно, что на предприятии сохраняется тенденция текучести кадров в 2001 году была равна 5 чел., в 2002 г.- 7 чел и в 2003 г.- 5 чел, то есть снижение текучести произошло в 2003 году на 2 чел.

1.3 Общая характеристика управления персоналом

Анализ основных нормативно-методических документов системы управления персоналом

Таблица 1.3.1

Виды основных нормативно-методических документом системы управления персоналом

Форма нормативно-методического документа

Основное содержание, показатели документа

Положительные/ отрицательные моменты в практике использования документа

1

2

3

4

5

1.

Нормативно-справочные документы

Транспортно-технологическая карта работы склада

Последовательность погрузочных и разгрузочных работ

(+) является руководящим документом при выполнении складских операций

(-) не всегда выполняются

2.

Документы организационно -распорядительного и методического характера

Коллективный договор; положение об оплате труда; должностные инструкции; штатное расписание; ТК РФ; ГК РФ

Задачи, функции, права, обязанности работников

(+) помогают руководить эффективной трудовой деятельностью

(-) не проработанность некоторых документов

3.

Документы технического, технико-экономического и экономического характера

План объема продаж; план погрузочных работ; план разгрузочных работ

Технико-экономические показатели

(+) помогают начальнику РТП в планировании повседневной деятельности


 Миссия ООО «Церера»: наилучшим образом удовлетворять потребности покупателей в России.

Цель деятельности компании – получение максимальной прибыли и наиболее полное удовлетворение работников предприятия в профессиональном и личностном развитии.

В составе организационной структуры управления  создан комплекс по управлению персоналом (рис.2.).

Руководитель по управлению персоналом подчиняется непосредственно директору.

Служба управления персоналом, Положение о которой представлено в Приложении 1, решает ряд задач, которые можно разделить на основные и дополнительные. К основным относятся:

разработка кадровой концепции, кадровой политики, предоставление кадровых систем и инструментов;

набор,  условия принятия на работу, отбор, определение требований и задач вакантных должностей, проведение собеседования планирование карьеры;

оформление трудовых взаимоотношений;

анализ рабочего места  и рабочих процессов;

оценка результативности труда работников;

консультирование и поддержка руководящих работников.

подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

выявление социальной напряжённости и её снятие;

Должностная инструкция директора по кадрам представлена в Приложении 2.

Общая характеристика управления персоналом дает представления, что  на предприятии ООО «Церера» сформировался демократический стиль управления персоналом. На практике часто встречаются документы отражающие  рекомендательный характер тех или иных действий для наиболее эффективной работы предприятия.

Также в рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников[1]. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, интересная работа, жесткие внешние команды и внутренняя культура.

2. Организация найма персонала

Важный момент в оценке персонала ООО «Церера» разрабатывает органи­зационные и финансовые планы укомплектования персонала, вклю­чающих:

• разработку программы мероприятий по привлечению персонала;

• разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;

• расчет финансовых затрат на привлечение и оценку пер­сонала;

• реализацию оценочных мероприятий;

• разработку программ развития персонала;

• оценку затрат на осуществление программ развития пер­сонала.

ООО «Церера» пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критериев поиска и отбора. Как правило, хоро­шо работающее агентство представляет нескольких кандидатов, чтобы работодатель сделал свой выбор самостоятельно. На представленных специалистов дается "гарантия", ко­торая вступает в силу в случае увольнения специалиста по соб­ственному желанию или некомпетентности в течение огово­ренного срока. В таком случае агентство бесплатно представляет других кандидатов на данную должность.

Прежде чем осуществлять подбор персонала, в финансовых планах предприятие учитывает затраты. Используя для подбора сотрудников агентства по найму, то ее затраты равны не менее чем двухнедельная зарплата этого сотрудника, а если интересующий организацию человек являет­ся специалистом, то затраты будут приблизительно равны его месячному или полуторамесячному окладу. Пользование услу­гами таких агентств, с одной стороны, существенно экономит время штатных работников ООО «Церера», поскольку внешние кадровые консультанты осуществляют большую часть работы по предварительному отбору кандидатов, и только прошедшие через "отборочное сито" (как правило, до пяти человек) будут интервьюироваться непосредственно менеджером по персоналу.

При определении потребности в персонале в данной организации используются экономико-статистические и экспертные методы[2]. При этом экономико-статистический метод используется в основном для планирования численности рабочих и служащих, а экспертный – для специалистов и руководителей.

При приеме на работу в организацию оформляют следующий перечень документов:

-         личное дело работников, включающее: личный листок, анкету, автобиографию, копии документов об образовании, рекомендации;

-         трудовая книжка;

-         пенсионное дело;

-         трудовой договор.

Найм персонала осуществляется в шесть этапов:

1)    поиск претендентов;

2)    сбор предварительной информации от кандидатов;

3)    проверка информации;

4)    оценка кандидатов;

5)    собеседование;

6)    принятие решения о найме работника.

Оценка кандидатов осуществляется по следующим критериям:

-         образование;

-         опыт работы;

-         результаты профессиональной деятельности;

-         личные качества.


3. Организация труда персонала

Анализ регламентов, регулирующих работу персонала на предприятии

Таблица 3.1


Виды регламентов управления

Форма регламента

Основное содержание регламента

Положительные / отрицательные моменты в практике использования

1

2

3

4

5

1

Регламенты, регулирующие деятельность предприятия как единого юридического лица

Устав организации

Основные положения, касающиеся создания, функционирования, ликвидации организации

(-) требует корректировки

2

Регламенты, регулирующие работу персонала

Распорядок рабочего дня, должностные инструкции

Расписание труда по времени; обязанности работников

(-) неточность некоторых операций по времени; недостаточная полнота

3

Регламенты по информационному обеспечению

Типовые бланки данных, классификаторы, справочники по мебели

Справочная информация

(-) быстрая устареваемость

4

Регламенты, нормирующие процесс управления

Транспортно-технологическая карта

Последовательность погрузочных и разгрузочных работ

(-) требует корректировки

5

Регламенты, отражающие порядок стимулирования труда

Коллективный договор, положения о премировании, выплате бонусов

Права и обязанности работников и работодателя, методика начисления премии, расчета бонуса

(-) спорность расчета некоторых показателей, положений договора


Анализ регламентов, регулирующих работу персонала как взаимосвязанных групп работников показывает общий порядок деятельности организации и изменений, которые происходят в ней. Можно сказать, что организация труда выстроена рациональна и закрепила общие нормы работы персонала, укрепив трудовую дисциплину и четко организовав рабочее время

4. Оценка персонала

В ООО «Церера» для осуществления процедур отбора, конкурса, управления профессиональной и должностной карьерой работников, создания мотивационной среды проводится два вида оценки:

-         оценка, проводимая при назначении на должность («входная» оценка, оценка при должностном перемещении работника);

-         текущая (актуальная) оценка, периодически проводимая (аттестация или квалификационный экзамен).

Целью проведения оценки является выявление степени развития у кандидата профессионально важных качеств, его потенциальных возможностей, а также предложение рекомендаций по использованию и профессиональной подготовке[3].

Руководство проводит аттестацию (оценку соответствия сотрудников квалификационным требованиям, отраженным в нормативных документах, и субъективным оценкам руководства), целью, которой является принятие решения о повышении или понижении в должности, увольнении тех или иных работников; о конкретных направлениях работы с имеющимся резервом[4].

При проведении оценки в организации обязательным условием является наличие: профессионально-квалификационных требований по замещаемой должности; должностных обязанностей, изложенных в инструкциях или описаниях должности; показателей и критериев, по которым происходит оценка; формальных субъектов оценки (руководитель подразделения или отдела; члены аттестационной комиссии); квалифицированных и независимых субъектов оценки (эксперты, ученые); открытости и доступности установленных процедур и применяемых методов оценки; механизма реализации выводов, сделанных на основе оценки.

В следующей таблице представлена характеристика основных методов оценки, применяемых в ООО «Церера» и категория оцениваемого персонала данным методом.


Таблица 4.1

Методы оценки, применяемые в ООО «Церера»

Метод

Характеристика

Категории оцениваемого персонала

1

2

3

4

1.

Специальные упражнения

Моделирование наиболее типичных деловых ситуаций

Руководители, специалисты

2.

Интервью

Собеседование с оцениваемым кандидатом

Руководители, специалисты, служащие

4.

Психологические тесты

Применение стандартизированных психодиагностических методик (получение информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека и его профессиональную эффективность)

Все категории


Критерии оценки, применяемые в ООО «Церера» для начальника складского комплекса:

-     организация труда работников;

-     производительность труда работников;

-     качество обслуживания клиентов работниками;

-     своевременность доведение до сведения работников плановых заданий, технологических схем работы;

-     своевременность и полнота выплата заработной платы;

-     соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины;

-     своевременность предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством, а также обеспеченность работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты


5. Развитие персонала

Целью развития персонала в ООО «Церера» является повышение кадрового потенциала предприятия. Развитием персонала занимается отдел по управлению персоналом. В своей деятельности он решает следующие задачи:

-         рационального использования профессиональных способностей работников в интересах достижения общей цели компании;

-         своевременного обеспечения потребностей компании в персонале в необходимом количестве, в нужном месте, с требуемым уровнем квалификации и профессиональным опытом;

-         создания эффективных стимулов для трудовой отдачи персонала;

-         обеспечения относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру.

В процессе управления развитием персонала в отделе осуществляется непрерывный анализ потребностей компании в персонале и возможностей персонала (моделируются потребности и возможности); принимаются решения о стратегии управления карьерой в организации; выполняются принятые решения.

Управление развитием персонала в ООО «Церера» осуществляется поэтапно (табл.5.1)[5].

Таблица 5.1

Этап

Содержание

1.

Планирование

Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения работника

2.

Организация подготовки

Организация обретения работником необходимого уровня профессиональной подготовки, профессионального опыта как внутри организации, так и вне ее путем организации профессионального обучения, стажировки

3.

Активизация

Мотивация деятельности персонала с целью побуждения раскрытия собственного творческого потенциала. Это создание мотивационной среды в организации

4.

Регулирование и координация

Регулирование и координация включенности работника в выполнение задач карьерной стратегии, а также усилий сотрудника и возможностей организации по выполнению плана индивидуального профессионального развития и плана кадрового обеспечения

5.

Анализ и оценка

Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личностных и профессиональных качеств работников и их профессионального опыта

6.

Контроль

Контроль за деятельностью работников, за их профессиональным и должностным ростом, за рациональным использованием их профессионального опыта

Организация подготовки персонала характеризуется следующими данными (табл.5.2).

Таблица 5.2

Затраты на обучение и повышение квалификации персонала ООО «Церера»

Показатель

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Обучение персонала, млн. руб.

1,235

1,347

1,586

Затраты на обучение одного работника, тыс. руб.

2,2

2,2

2,2


Видим, что хотя сумма затрат на обучение персонала увеличивается (в 2001-2002 гг. на 9%, в 2002-2003 гг. на 17,7%), инвестиции компании в развитие персонала в расчете на одного работника остаются прежними. Рост затрат на обучение в основном связан с увеличением численности персонала ООО «Церера».

6. Стимулирование эффективной деятельности



Как уже отмечалось, в рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности.

В таблице 6.1 представлен перечень стимулирующих средств, применяемых в организации и их закрепление за конкретным отделом службы управления персоналом.

Таблица 6.1

Система стимулирования в ООО «Церера»

Форма стимулирования

Основное содержание

1

2

3

1.

Заработная плата

Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии, надбавки) заработную плату

2.

Бонусы

Разовая выплата из прибыли предприятия (новогоднее вознаграждение, связанное с размером получаемой зарплаты и стажем)

5.

Программа медицинского обслуживания

Выделение средств на организацию медицинского обслуживания

6.

Организация питания

Выделение средств на организацию питания на фирме, выплата субсидий на питание

7.

Трудовое стимулирование

Творческие командировки, включение творческих элементов в трудовой процесс

9.

Программы обучения персонала

Покрытие расходов на организацию обучения (переобучение)

10.

Программы выплат по временной нетрудоспособности

Покрытие расходов по временной нетрудоспособности

11.

Медицинское страхование

Как самих работников, так и членов их семей

В целом можно сказать, что в развитии системы стимулирования в ООО «Церера» преобладают положительные тенденции.

7. Оценка эффективности управления системы персоналом на предприятии «ООО Церера»

Исходные показатели для расчета эффективности деятельности кадровых служб

 Таблица 7.1

Показатель

Значение показателя до реализации кадровой политики

Значение показателя после реализации кадровой политики

Отклонение (%)

1 Объем продукции, руб.

Q0

4707000

Q1

5063000

(Q1/ Q0)*100

107

2 Среднегодовая численность персонала, чел

Ч0

35

Ч1

65

(Ч1/ Ч0)*100

186

3 Производительность труда, тыс. руб.

W0

315

W1

 

503

(W1/ W0)*100

 

106

4 Размер фонда оплаты труда, руб.

Ф0

262500

Ф1

61100

(Ф1/ Ф0)*100

232

5 Среднегодовая зарплата одного работника, руб.

З0 = Ф0/ Ч0

7500

З1 = Ф1/ Ч1

9400

(З1/ З0)*100

233

6 Социальные выплаты и льготы

S0

200340

S1

370080

(S1/ S0)*100

185

7 Средства материального стимулирования

М0 = Ф0+S0

462840

М1 = Ф1+S1

981080

(М1/ М0)*100

212

8 Прибыль, тыс руб

Р0

484358,0

Р1

223156,0

(Р1/ Р0)*100

254

Относительная экономия за счет численности персонала, руб.

Эп= (Ч1 - Ч0 *     Q)* З1

30174000

Относительная экономия за счет отдачи зарплаты, руб.

Эз = Ф1 - Ф0 *       Q

37289500

Прирост выпуска продукции за счет роста производительности труда и отдачи затрат на персонал, руб.

Vпр = Эп + Эз

67463500

Эффективность использования средств материального стимулирования

Э0 = Q0/М0

10,2

Э1 = Q1/М1

8,3

(Э1/ Э0)*100

81

Эффективность мотивации по прибыли

Эм0 = Q0/М0

3,2

Эм1 = Q1/М1

2,3

(Эм1/ Эм0)*100

72


Как видно из таблицы, значения показателей после реализации кадровой политики значительно возросли, тем самым возросла заработная плата работников и значительно расширены мероприятия системы мотивации труда. Единственным недостатком является отсутствие кадровой службы и поэтому все полномочия растеклись по разным отделам, тем самым предприятие лишено единой системы ведения кадровой политики.

Список литературы


1.     Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова и др. Управление персоналом. – М: ЮНИТИ, 2000, 405с.

2.     Бойдаченко П.Г., Служба управления персоналом предприятия, - М: 1996, 398с.

3.     Журавлев П.В., Карташов С.А. и др. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: «Экзамен», 1999, 456с.

4.     Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т., Управление персоналом: уч.пособие для Вузов, - М.: 1998, 367с.

5.     Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия:  уч. Пособие, - М., 1998, 298с.

6.     Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2002, 307с.

7.     Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995, 245с.




[1] Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова и др. Управление персоналом. – М: ЮНИТИ, 2000, С145.


[2] Бойдаченко П.Г., Служба управления персоналом предприятия, - М: 1996, С121.


[3]. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т., Управление персоналом: уч. пособие для Вузов, - М.: 1998, С101.


[4] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия:  уч. Пособие, - М., 1998, С123.

[5] Журавлев П.В., Карташов С.А. и др. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: «Экзамен», 1999, С98.